Подросток и закон

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная,
106а, l=Белая Глина, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:01:45 +03'00'

1

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
Раздел №3. Воспитание. Календарный план воспитательной работы.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

Введение
2

Содержание правового образования подростков определяется с учётом
коренных изменений, которые происходят в России и новым характером
отношений между государством, личностью и социальным положением
гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в
обществе в реальных условиях. Знание законов поможет им скорее и
конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей
правовой деятельности, научной организации правового обучения и
юридической практики государства. Воспринимая эти требования, человек
соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие
оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний,
вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему
праву.
Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх,
тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению
полученных правовых знаний. При использовании ситуации правовой
ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся
напряжённо трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей
возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет
результат.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются:
осознание воспитанником отрицательного поведения, желание изменить его,
отказ от вредных привычек, добросовестное отношение к учёбе и
общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой;
наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния
отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка
неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Именно на решение этих задач и направлена дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Подросток и закон».
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Подросток и закон» - модифицированная, имеет базовый уровень,
разработана для профилактики правонарушений несовершеннолетних и будет
реализована в сетевой форме путем взаимодействия организаций образования
и органа профилактики. Данная общеобразовательная программа является
общеразвивающей программой естественно-научной направленности,
модифицированной, по целевому ориентиру и уровню сложности относится к
базовым, по времени организации годичной и разработана на основе
следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
3

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО
Актуальностью данной программы является развитие компетенций
правовой грамотности детей среднего школьного возраста, формирование
базовых знаний и умений в сфере правовых отношений, способствующих
обеспечению личной правовой безопасности.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Подросток и закон» заключается в том, что она реализуется в
сетевой форме путем взаимодействия организаций образования и органа
профилактики: МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района», МБОУ СОШ
№ 11, ОПДН ОУП и ПДН Отдела МВД России по Белоглинскому району
ОГИБДД Отдела МВД России по Белоглинскому району.
Это новый опыт для нашего муниципалитета и учреждения дополнительного
образования. Программа носит интегрированный характер.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Подросток и закон» обусловлена тем, что она
направлена на использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Отличительной особенностью образовательной программы «Подросток
и закон» является то, что предусматривается изучение материала по
следующим модулям: «Права и обязанности подростков», «Могут ли быть
права без обязанностей», «Я - гражданин и ученик», «Административная
ответственность подростка перед законом», «Семейный, трудовой, гражданский
4

кодексы РФ», «Портрет законопослушного гражданина», «Правовая культура и
правовое поведение личности».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические
сведения, практические работы, деловые игры. При этом предполагается, что
изучение материала, связанного с практическими работами, должно
предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и
проектных работ.
Адресат программы:
Адресатом программы «Подросток и закон» являются учащиеся 12-14
лет. Программа в том числе предназначена для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обучающиеся набираются для обучения по желанию.
Группы формируются из одновозрастных учащихся, имеющих общий
круг интересов. Наполняемость до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа.
Периодичность – 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв между занятиями – 15минут.
Формы обучения:
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Подросток и закон» применяется очная форма обучения, занятия носят
преимущественно практический характер.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Формы организации занятий.
Занятия проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами.
Работая в группах подростки учатся размышлять, задавать вопросы, делать
собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию,
самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного
выступления, умение оценить свою работу. Учебный материал делится на две
части: теоретический и практический
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение,
диалог, дискуссия, игра – тренинг, практикум, конференция, круглый стол,
правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток – шоу,
тестирование, анкетирование, мониторинг.
На занятиях используются практические задания, которые позволяют
заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального
изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере
с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес подростков
в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки
методики изучения педагогом степени сформированности гражданского
сознания (гражданственности)
5

Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде
монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем
по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов
для реферата, доклада.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого
педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме)
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого
происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
Деловые игры:
- освоение типичных ролей через участие в обучающих тренингах и играх,
моделирующих ситуации реальной жизни.
Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
Встречи со специалистами правовых организаций;
Экскурсионная деятельность.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся – групповая с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные и
практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические,
игровые.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Формирование правовой культуры у подростков, посредством
ознакомления с
основными правами на основе нормативно-правовых
документов международного, федерального, регионального, муниципального
и школьного уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- информирование учащихся об основных нормативных документах,
законопроектах, регулирующих и защищающих их жизнедеятельность;
содействие в предупреждении антиобщественного, антисоциального
поведения учащихся;
6

Личностные:
- воспитание желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права;
-воспитание чувства ответственности за совершённые дела и поступки
Метапредметные:
-усвоение совокупности конкретных правил поведения в школе, на улице, в
учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха,
основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
-различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок
назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел,
прокуратуры, адвоката, нотариуса.

№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.3. Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование
Количество
часов Форма контроля
блоков, разделов, тем
учебных занятий
Всего теори практ
я
ика
Вводное занятие. Зачем нам
2
2
опрос, беседа
необходимо знать законы?
(знакомство, распределение
обязанностей)
Модуль 1: Права и обязанности
16
4
12
опрос, беседа,
подростков.
деловая игра,
учебная дискуссия
Модуль № 2: Могут ли быть
22
4
18
опрос, беседа,
права без обязанностей.
деловая игра,
учебная дискуссия,
проектная работа
Модуль № 3: Я- гражданин и
18
2
16
беседа,
ученик.
деловая игра,
учебная дискуссия,
проектная работа
Модуль № 4: Административная
16
4
12
деловая игра,
ответственность подростка перед
учебная дискуссия,
законом.
проектная работа
Модуль № 5: Семейный,
20
4
16
деловая игра,
трудовой, гражданский кодексы
учебная дискуссия,
РФ
проектная работа
Модуль № 6: Портрет
16
6
10
деловая игра,
законопослушного гражданина.
учебная дискуссия,
проектная работа
Модуль № 7: Правовая культура
34
2
32
деловая игра,
и правовое поведение личности.
учебная дискуссия,
проектная работа
7

Итого:

144

10

134

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Тема № 1: Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы?
(знакомство, распределение обязанностей). 2 часа.
Теоретические занятия: Знакомство с курсом. Зачем нам необходимо знать
законы? (знакомство, распределение обязанностей)
Модуль 1: Права и обязанности подростков. 16 часов.
Теоретические занятия:
Права и обязанности школьников. Что такое вина? Что такое ответственность?
Виды юридической ответственности.
Практические занятия:
Игра «Кто Я?». Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18)
Викторина «Человек. Личность. Гражданин»
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Круглый стол «Я – гражданин России»
Модуль № 2: Могут ли быть права без обязанностей. 20 часов.
Теоретические занятия:
Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации)
Практические занятия:
Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет»
Круглый стол «Курить бросим – яд в папиросе!»
Преступления, совершаемые подростками. (сетевой партнёр МБОУ СОШ №
11).
Влияние молодежных групп. Неформалы.
Природа наркотизма. Механизм воздействия наркогенных веществ.
Формирование зависимости от наркотиков. (сетевой партнёр МБОУ СОШ №
11). Анкетирование (отношение к наркотикам).
Модуль № 3: Я- гражданин и ученик. 20 часов.
Теоретические занятия:
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»
«Шалость или проступок».
Практические занятия:
«Мой взгляд». Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению»
«Подросток, наркотики, преступление».
О правопорядке. Правонарушения и преступления. УК РФ (сетевой партнёр,
МБОУ СОШ № 11). Правовая игра «Большой круг»
Модуль № 4: Административная ответственность подростка перед
законом. 16 часов.
Практические занятия:

8

Теоретические занятия: Встреча с сотрудниками инспекции по делам
несовершеннолетних: «Административная ответственность подростка перед
законом» (сетевой партнёр отдел ПДН ОМВД)
Практические занятия:
Взыскания и наказания.
О правопорядке. Правонарушения и преступления.
Правонарушение и преступление. Причины преступлений.
Ответственность за преступления против собственности.
Групповые преступления несовершеннолетних.
Меры наказания за хранение, употребление и сбыт наркотических веществ.
Модуль № 5: Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ. 20 часов.
Теоретические занятия:
Викторина «Человек. Личность. Гражданин». «Власть и порядок в обществе»
Практические занятия:
Преступление и наказание (об уголовном праве). Игра «Умей сказать нет!»
Семейный кодекс РФ (ст. 54,56). Семейный кодекс РФ (ст. 57,60)
Трудовой кодекс РФ (ст. 265). Ролевая игра «Права и обязанности родителей и
детей».
Модуль № 6: Портрет законопослушного гражданина. 16 часов.
Теоретические занятия:
Знакомство с профессиями – следователь, инспектор по делам
несовершеннолетних. (сетевой партнёр отдел ПДН ОМВД)
Практические занятия:
Просмотр фильма о работе полиции.
Гражданин и собственность (о гражданском праве).
Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра 5х5.
Знакомство с профессиями сотрудника ГИБДД, участкового и т.д. (сетевой
партнёр ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому району)
Брейн – ринг «Жизненный компас молодёжи».
Модуль № 7: Правовая культура и правовое поведение личности. 34 часа.
Теоретические занятия:
Конвенция ООН о правах ребёнка. Основные статьи.
Практические занятия:
Просмотр презентаций «Права ребёнка». Устный журнал «Мы и наши права»
(по материалам Конвенции ООН о правах ребёнка)
Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их
совершение». Ток-шоу «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?»
Ролевая игра «Мы – будущие избиратели». Уголовный кодекс РФ (ст. 20)
Театрализованная игра «В гостях у Шерлока Холмса». Правила дорожного
движения.Закон и правопорядок (ответственность за нарушение правил
дорожного движения) (сетевой партнёр ОГИБДД отдела МВД России по
Белоглинскому району)
Круглый стол «Могут ли быть права без обязанностей»
9

Просмотр презентаций «Так ли безобидно пиво?». Правовая игра «Умники и
умницы». Занятие – практикум «Защити свои права». Круглый стол «Кто
виноват и что делать?». Игра-обсуждение «Эпидемия»
Итоговые диагностики – уровень гражданских и патриотических качеств
личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в
поведении.
1.4 Планируемые результаты
Предметные результаты:
-иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу
безопасности личности;
-иметь представление о видах юридической ответственности граждан
(уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой).
Личностные результаты:
-сформировать такие качества, как внимательность, самодисциплина и настрой
на успех в обучении;
- постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление;
- адекватная оценка своих знаний и умений;
-Знать содержание наиболее значимых правовых актов (или фрагментов из
них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека,
правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности
человека от преступных посягательств;
Метапредметные результаты:
- уметь находить нужную информацию в различных источниках;
- уважитель относиться к мнению и позиции других людей;
- четкое выражать свои мысли при общении с педагогом и сверстниками.
-усвоить совокупность конкретных правил поведения в образовательном
учреждении, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях,
в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других
граждан;
-различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок
назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел,
прокуратуры, адвоката, нотариуса.
Отслеживание
планируемых
результатов
образовательной
деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный,
промежуточный и итоговый контроль.

10

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
п/п

дата
план

1.

2-3.
4.

5-6.
7.
8.
9.

тема занятия

факт
Вводное занятие. Зачем нам
необходимо знать законы?
(знакомство, распределение
обязанностей)
Модуль 1: Права и обязанности
подростков.
Права и обязанности школьников.
Что такое вина? Что такое
ответственность? Виды
юридической ответственности.
Игра «Кто Я?».
Конвенция ООН о правах ребенка
(ст. 12, 13, 15, 17, 18)
Викторина «Человек. Личность.
Гражданин»
Игра «Кто кого, или подросток в
мире вредных привычек»
Круглый стол «Я – гражданин
России»

кол-во
часов,
прод-ть

время
пров.
занятия

форма
занятия

место
проведен
ия

форма
контроля

2

ДТ

Опрос, беседа

16

ДТ

Опрос, беседа

4

ДТ

2

ДТ

4

ДТ

2

ДТ

Деловая игра

2

ДТ

2

ДТ

Учебная
дискуссия
Занятиепрактикум

Финансовый
анализ
Опрос, беседа

беседа

11

Модуль № 2: Могут ли быть
права без обязанностей.
Диагностика (интересы, проблемы,
конфликтные ситуации)
Здоровый образ жизни. «Вредным
привычкам скажем нет»
Круглый стол «Курить бросим – яд
в папиросе!»
Влияние молодежных групп.
Неформалы.
Природа наркотизма. Механизм
воздействия наркогенных веществ.

20

2

МБОУ
СОШ 11

17-18.

Формирование зависимости от
наркотиков.

4

МБОУ
СОШ 11

Занятиепрактикум

19.

Анкетирование (отношение к
наркотикам).

2

МБОУ
СОШ 11

Занятиепрактикум

20

20.

Модуль № 3: Я- гражданин и
ученик.
Диагностика «Склонности к
отклоняющемуся поведению»
«Шалость или проступок».
«Мой взгляд».

10.
11-12.
13.
14-15.
16.

21-22.
23.

2
4

МБОУ
СОШ 11
ДТ

2

ДТ

4

ДТ

Опрос, беседа
Опрос, беседа
Занятиепрактикум
Занятиепрактикум
Опрос, беседа

2

ДТ

Опрос, беседа

4

ДТ

2

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

12

24.

Игра – тренинг «Как не стать
жертвой преступления?»

2

МБОУ
СОШ 11

Занятиепрактикум

25.

Диагностика «Склонности к
отклоняющемуся поведению»

2

МБОУ
СОШ 11

Опрос, беседа

26.

«Подросток, наркотики,
преступление».

2

МБОУ
СОШ 11

Занятиепрактикум

О правопорядке. Правонарушения
и преступления. УК РФ
Правовая игра «Большой круг»

4

ДТ

Опрос, беседа

2

ДТ

Занятиепрактикум

16

30.

Модуль № 4: Административная
ответственность подростка перед
законом.
Встреча с сотрудниками инспекции
по делам несовершеннолетних:
«Административная
ответственность подростка перед
законом»

2

отдел
ПДН
ОМВД

31.

Взыскания и наказания.

2

отдел
ПДН
ОМВД

27-28.
29.

беседа

Опрос, беседа

13

32-33.

О правопорядке. Правонарушения
и преступления.

4

отдел
ПДН
ОМВД

Занятиепрактикум

34.

Правонарушение и преступление.
Причины преступлений.

2

отдел
ПДН
ОМВД

беседа

35.

Ответственность за преступления
против собственности.

2

отдел
ПДН
ОМВД

Занятиепрактикум

36.

Групповые преступления
несовершеннолетних

2

отдел
ПДН
ОМВД

Опрос, беседа

37.

Меры наказания за хранение,
употребление и сбыт
наркотических веществ.

2

отдел
ПДН
ОМВД

беседа

Модуль № 5: Семейный,
трудовой, гражданский кодексы
РФ
Викторина «Человек. Личность.
Гражданин»
«Власть и порядок в обществе»

20

38.
39.

2

ДТ

2

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

14

Преступление и наказание (об
уголовном праве)
Игра «Умей сказать нет!»

2

ДТ

2

ДТ

42-43.

Семейный кодекс РФ (ст. 54,56)

4

ДТ

44.

Семейный кодекс РФ (ст. 57,60)

2

ДТ

Трудовой кодекс РФ (ст. 265)

4

ДТ

Ролевая игра «Права и обязанности
родителей и детей»
Модуль № 6: Портрет
законопослушного гражданина.
Знакомство с профессиями –
следователь, инспектор по делам
несовершеннолетних
Просмотр фильма о работе
милиции
Гражданин и собственность (о
гражданском праве)
Основы потребительских знаний.
Интеллектуальная игра 5х5

2

ДТ

40.
41.

45-46.
47.

48.

49.
50-51.
52.

Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Занятиепрактикум
деловая игра

16

2

отдел
ПДН
ОМВД
ДТ

4

ДТ

2

ДТ

2

беседа
учебная
дискуссия
учебная
дискуссия
Деловая игра

15

53-54.

Знакомство с профессиями
сотрудника ГИБДД, участкового и
т.д.

4

55.

Брейн – ринг «Жизненный компас
молодёжи»
Модуль № 7: Правовая культура
и правовое поведение личности.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Основные статьи.
Просмотр презентаций «Права
ребёнка».
Устный журнал «Мы и наши
права» (по материалам Конвенции
ООН о правах ребёнка)
Беседа «Экологические
правонарушения. Юридическая
ответственность за их совершение»
Ток-шоу «Сумеем ли мы сберечь
природу с помощью права?»
Ролевая игра «Мы – будущие
избиратели»
Уголовный кодекс РФ (ст. 20)

2

56.
57.
58.

59.

60.
61.
62.

34

ОГИБДД беседа
отдела
МВД
России
по
Белоглин
скому
району
ДТ
Занятиепрактикум
Опрос, беседа

2

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

2

ДТ

2

ДТ

Занятиепрактикум

2

ДТ

Деловая игра

2

ДТ

2

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

2

ДТ

Проектная
работа
16

Театрализованная игра «В гостях у
Шерлока Холмса»
Правила дорожного движения

2

ДТ

2

65.

Закон и правопорядок
(ответственность за нарушение
правил дорожного движения)

2

66.

Круглый стол «Могут ли быть
права без обязанностей»
Просмотр презентаций «Так ли
безобидно пиво?»
Правовая игра «Умники и умницы»

2

ОГИБДД
отдела
МВД
России
по
Белоглин
скому
району
ОГИБДД
отдела
МВД
России
по
Белоглин
скому
району
ДТ

2

ДТ

2

ДТ

Занятие – практикум «Защити свои
права»
Круглый стол «Кто виноват и что
делать?»

2

ДТ

2

ДТ

63.
64.

67.
68.
69.
70.

деловая игра
учебная
дискуссия

деловая игра

учебная
дискуссия
деловая игра
учебная
дискуссия
деловая игра
учебная
дискуссия
17

71.

Игра-обсуждение «Эпидемия»

2

ДТ

деловая игра

72.

Итоговые диагностики – уровень
гражданских и патриотических
качеств личности, уровень
воспитанности, диагностика
склонности к отклонению в
поведении
Итого:

2

ДТ

учебная
дискуссия

144

18

2.2.Условия реализации программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Подросток и закон» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями
для учащихся и столом и стулом для педагога)
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер,
монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, мастер –классами,
специализированная литература).
Реализацию
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования Кабзарева Людмила Владимировна, имеющая высшее
профессиональное образование. Стаж работы в образовании 24 года.
Соответствует занимаемой должности.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические
столы, стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить,
используя схемы - конспекты. Это позволит сделать ознакомление с
материалом более эффективным, ведь не всегда материал, излагаемый устно,
понимается и усваивается по ходу объяснения.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются
наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический
материал.
Материально - техническая база:
Наглядные стенды, методическая литература, справочная литература.
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий
соответствует нормам СанПин.
Оборудование, инструменты и материалы необходимые для реализации
программы соответствуют возрастным и психолого-педагогическим
особенностям учащихся и в достаточном количестве.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет
источники – в достаточном количестве. Методы работы:
Словесные: объяснение, беседа, лекция
Наглядные: наблюдение, работа по образцу, демонстрация
мультимедийных презентаций, работа с опорными схемами, таблицами,
заполнение систематизирующих таблиц.
Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала
в форме таблиц, схем.
2.3.Формы аттестации.
№
Время
Сроки проведения
Формы контроля.
проведения
1.
сентябрь
Тестирование
Вводное тестирование.
Определение уровня
представлений о праве.
19

2.

декабрь

3.

май

Текущая аттестация.
Определение степени усвоения
учебного материала по темам.
Итоговая аттестация
Определение изменения уровня
знаний учащихся, усвоения ими
учебного материала

Опрос
Тестирование,
Приложение № 1

Формы подведения итога реализации программы:
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты
освоения
учащимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме
мониторинга (вводный, текущий и итоговый) и оформляется в
диагностической карте.
Аттестация (текущая и итоговая) по программе проводится в формах,
определенных учебным планом (см выше) как составной частью
образовательной программы, и в порядке, установленном локальным
нормативным актом организации дополнительного образования.
Результаты аттестации фиксируются: грамотой, готовой работой,
дипломом, журналом посещаемости, материалом тестирования.
Для определения образовательных результатов учащихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Подросток и закон» применяются следующие формы аттестации
(контроля):
- педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, практические занятия;
различных
творческих
конкурсов,
материалы
тестирования
и
анкетирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся по
программе.
Для
отслеживания
результативности
образовательного
процесса
используются следующая форма аттестации: итоговая аттестация.
.
2.4. Оценочный материал.
Основным объектом оценки при освоении программы «Подросток и
закон» являются образовательные достижения учащихся – качество
сформированных образовательных результатов, которые включают
личностные, метапредметные и предметные достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной
образовательной программы заключается в оценке образовательных
достижений обучающихся в области их правовой грамотности, что не
должно быть связано с оценкой успеваемости.

20

Специфика
дополнительного
образования
определяет
две
принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений
обучающихся
- личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения
качества личности, которые возникают в ходе становления правовой
грамотности подростков;
- способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций,
приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать
применение своих знаний и умений, опыт грамотного правого поведения.
Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится
инструментом определения направлений корректировки и развития
компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио,
самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с
помощью педагога) своего продвижения в достижении планируемых
результатов и корректировку своей образовательной деятельности.
Организация самооценки включает ряд этапов.
1.Совместно с педагогом и группой вырабатываются критерии оценки того
или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты
деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2.На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и
результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3.Педагог оценивает процесс и результаты деятельности обучающегося по
тем же критериям, обосновывает свою оценку.
4.Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет
собой
форму
накопительной
системы
оценки
и
позволяет
продемонстрировать целостную картину объективного продвижения
учащегося в области становления его правовой грамотности. В то же время
портфолио является и средством формирования
у обучающихся
объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную
работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных
достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев.
Оценка проектов портфолио может быть — «зачёт/незачёт» — или
выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио
позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения
личности учащегося, которые происходят в ходе развития его правовой
грамотности, но и скорректировать процесс освоения программы.
Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять
не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления
значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание
достижений
школьников
при
изучении
курса
предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов
на каждом занятии.
21

Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания
программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию
собственной правовой грамотности. Объектом текущей оценки являются
результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и
правовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх,
тренингах.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе
презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного
оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых
мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их
защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.).
Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх
составляющих – самооценки учащегося, оценки портфолио другими
обучающимися и оценки педагога.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх
выводов:
1)
результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на
базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока
«Обучающийся научится»);
2)
результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена
на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока
«Обучающийся получит возможность научиться»);
3)
результаты сформированы ниже базового уровня, программа не
освоена.
Для определения результатов обучения учащихся применяются
различные диагностические материалы:
-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе».
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
обучающийся, заполняются отдельно по каждой группе.
- Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся:
творческие задания, самостоятельные задания.
Для определения соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым
результатам обучения целесообразно использовать тестирование, опрос,
викторина, текущий и тематический контроль, методами могут стать
проектные работы, практические и самостоятельные задания, мониторинги
и др. формы диагностики.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Планируемые
результаты

Критерий

На начало

Степень выраженности обучения
оцениваемого качества (вводныйсентябрь)

На конец
первого
полугоди
я
(промежу
точный
декабрьянварь)

На
конец
обучени
я
(итогов
ый –
май)

22

1

2

3

Высокий
уровень(3б.):
Учащийся знает
понятия и термины,
предусмотренные
программой.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем ½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий
Иметь представление
уровень(3б.):
о видах юридической
Учащийся владеет
ответственности
объёмом знаний,
граждан (уголовной,
предусмотренных
административной,
программой.
дисциплинарной,
Средний
гражданскоуровень(2б.):
правовой).
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем ½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.

Предметный результат

Иметь
представление о
действиях и
поступках,
составляющих угрозу
безопасности
личности

Метап
редмет
ный

Вывод:

усвоить совокупность Высокий
конкретных правил
уровень(3б.):
поведения в школе, на Учащийся проявляет

4

5

6

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
Высок
баллов
ий
урове
нь
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
Высок
баллов
ий
урове
нь
(3б.)

Низкий
уровень

1-3
Высок
баллов
ий
урове
нь

Низкий
уровень

Высок
1-3
баллов
ий
урове
23

(1б.)
самостоятельность
при организации и
выполнении
вокально-хоровых
работ, не нуждается в
помощи педагога.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога
или родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся
испытывает
затруднения при
выполнении работы,
нуждается в
постоянной помощи
и контроле и
контроле со стороны
педагога.
различать
Высокий
Низкий
правомерное и
уровень(3б.):
уровень
Учащийся проявляет
неправомерное
(1б.)
поведение, основание самостоятельность
и порядок назначения при
наказаний;
отражении в устной
полномочия судов,
или письменной
органов внутренних
форме результатов
дел, прокуратуры,
своей деятельности.
адвоката, нотариуса. Средний
уровень(2б.):
Учащийся с
помощью педагога
отражает в устной
или письменной
форме результаты
своей деятельности.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся
испытывает
затруднения при
отражении в устной
или письменной
форме результатов
своей деятельности,
улице, в учреждениях
культуры, на
зрелищных
мероприятиях, в
местах отдыха,
основанных на
уважении к правам и
свободам других
граждан;

нь
(3б.)

1-3
Высок
баллов
ий
урове
нь
(3б.)

24

нуждается в
постоянной помощи
и контроле и
контроле со стороны
педагога.
Вывод:

Низкий
уровень

1-3
Высок
баллов
ий
урове
нь

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные
технологии: личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие
технологии.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Подросток и закон» применяются
разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, объяснительноиллюстративные, практические, игровые. Педагог свободно общаясь с
учащимися на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к
делу, побуждает их к творчеству. В работе используется разноуровневый и
индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы
организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему
методов, направленных на усвоение способов правовой деятельности:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод организации и осуществления учебно – познавательной
деятельности;
- метод контроля и самоконтроля.
Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к
занятиям, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания
изучаемого материала.
Основные принципы обучения, предусмотренные программой:
- метапредметность - освоение универсальных способов действий, с
помощью которых учащийся сможет сам добывать необходимую
информацию;
- системность – проведение занятий в определенной последовательности
и системе;
- гуманизация воспитательного процесса – построение занятий с учетом
знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и
способностей.
Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками,
на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в
преодолении трудностей.
Педагогические технологии:
Для эффективной организации учебного процесса применяются
следующие педагогические технологии:
25

-личностно-ориентированное обучение;
-игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –
ситуативные импровизированные игры, возникающие прямо по ходу
отдельных занятий, заранее спланированные игры и игровые ситуации, в
которые учащиеся охотно включаются;
-применение
здоровьесберегающей
технологии
происходит
посредством упражнений гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
Кроме
того
в
работе
применяются
информационно
–
коммуникационные технологии.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в коллективе проходят в форме практических
занятий, бесед, игр, форме практической работы, где стимулируется
самостоятельное творчество. В начале каждого занятия проходит
организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с новым
материалом, закрепление полученных знаний на практике, подведение
итогов.
Дидактические материалы:
специальная литература.
Методический материал, разработанный педагогом (приложение 1)
Алгоритм учебного занятия:
Структура занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить,
средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический
материал, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен.
Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные
вокальные упражнения и техники.
После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до исполнения целостного произведения.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений
проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Технические средства обучения: магнитная доска, компьютер,
проектор, принтер, электронные презентации.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной
работы».
26

3.1.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры;
-информирование детей, организация общения между
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

ними

на

-формирование и развитие личностного отношения детей к собственным
нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы социально-гуманитарной
направленности, применение полученных знаний, организация активностей
детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий личной безопасности, комфорта, активностей и
обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры воспитания:
для программ социально-гуманитарной направленности направленности:
-готовности к защите Российского Отечества;
- осознанного опыта выполнения гражданских обязанностей; гражданского
участия в жизни своего поселения;
-неприятия дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции;
национального, этнокультурного самосознания;
-ценностного отношения к отечественной культуре;
- уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способности к
командной деятельности; готовности к анализу и представлению своей
нравственной позиции;
-воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовности к
компромиссам в совместной деятельности;
-опыта социально значимой деятельности.
3.2 Формы и методы воспитания:
27

Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей подросткового возраста (12-14 лет) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации
программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4 Календарный план воспитательной работы
п/п

Название события,
мероприятие

сроки

форма
проведения

Практический
28

1.

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества».
- Организация акции
«Ждем вас в стране
Творчества» в СМИ,
интернете.

01-12.09.
2023г

2.

Оперативнопрофилактическое
мероприятие
«Безопасное детство»:
- «Безопасная дорога»
(беседа)
- «Безопасность в
быту» (беседа)
- Акция «Обозначь
себя!» (применение
световозвращающих
элементов)
-Познавательное
мероприятие «Правила
дорожного движения
достойны уважения!»
Цикл мероприятий,
посвященные
освобождению
Краснодарского края и
завершению битвы за
Кавказ:
-Классные часы и
открытые тематические
занятия

01.09-10.09.
2023

Консультации
для родителей
по регистрации
и подаче заявок
на
интересующие
программы для
детей на
инфосайте
Навигатор,
работа
телефонов
«прямой линии»
для родителей
познавательное
мероприятие

6-10.10.2023

классный час

3.

результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
фотоотчет

Фотоотчет
раздача Памяток
детям и родителям.

фотоотчет

29

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Здоровый образ жизни.
«Вредным привычкам
скажем нет»
Цикл- онлайн событий
«День народного
единства»:
- Кубань- территория
единства
Анкетирование
отношение к
наркотикам
Акция «Физическая
культура и спорт – как
альтернатива пагубным
привычкам»
Интерактивная игра
«Каждый ребенок
имеет право»
Встреча с
сотрудниками
инспекции по делам
несовершеннолетних:
«Административная
ответственность
подростка перед
законом»

12.10.2023

устный журнал

1-3.11.2023

акция

9.11.2023

анкетирование

16.11.2023

акция

13.12.2023

Интерактивная
игра

21.12.2023

встреча с
сотрудниками
инспекции по
делам
несовершенноле
тних: темы
«Взыскания и
наказания»,
«О
правопорядке.
Правонарушени
яи
преступления»,
«Правонарушен
ие и
преступление.
Причины
преступлений»,
«Ответственност
ь за
преступления
против
собственности»,
«Групповые
преступления
несовершенноле
тних»

фотоотчет
анкетирование
раздача Памяток
детям
фотоотчет

фотоотчет
анкетирование
раздача Памяток
детям
фотоотчет

Фотоотчет
анкетирование
раздача Памяток
детям
Фотоотчет
раздача Памяток
детям

30

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Музыкальный час
«Чудеса под Новый
год», посвященный
празднованию Нового
года
Челлендж «Новый год
уже в пути! Ждем его,
с тобой и мы!»
Профилактическое
занятие с элементами
тренинга «Мое
будущее. Каким я его
вижу»
(работа с детьми
"группы риска",
находящимся в
трудной жизненной
ситуации
Зимний фольклорный
праздник
«Однажды под Старый
Новый год».
Знакомство с
профессиями –
следователь, инспектор
по делам
несовершеннолетних
Ролевая игра «Права и
обязанности родителей
и детей»

23-30.12.2023

музыкальный
час

фотоотчет

8.01.2024

Профилактическ
ое занятие с
элементами
тренинга

фотоотчет
анкетирование

11.01.2024

Зимний
фольклорный
праздник

фотоотчет

15.02.2024

Встреча со
специалистами

фотоотчет

14.03.2024

Ролевая игра

Ролевая игра
«Мы – будущие
избиратели»
Просмотр фильма о
работе милиции

9.04.2024

Ролевая игра

23.04.2024

Встречи с
сотрудниками
ОГИБДД
Встречи с
сотрудниками
ОГИБДД

фотоотчет
анкетирование
раздача Памяток детям
детей
фотоотчет
раздача Памяток
детям
фотоотчет

Встречи с
сотрудниками
ОГИБДД «Закон и
правопорядок
(ответственность за
нарушение правил
дорожного движения)»
18.
Цикл мероприятий
военно17.

23.04.2024

24.01.- 24.02.
2024

Викторина
Чтение

фотоотчет раздача
Памяток детям

фотоотчет
31

патриотического
направления:
-Конкурс литературномузыкальных
композиций «Чтобы
помнили…»
-Викторина «Этих дней
не смолкнет слава»
19.
Спортивные
соревнования
«Я будущий защитник
Отечества»
20.
Интеллектуальноспортивная игра
«Своя игра»
21.

22.

23.

24.

25.

26.
27.

Спортивнопознавательное
мероприятие «Мое
здоровье – в моих
руках»
Устный журнал «Мы и
наши права» (по
материалам Конвенции
ООН о правах ребёнка)
Беседа «Экологические
правонарушения.
Юридическая
ответственность за их
совершение»
Ток-шоу «Сумеем ли
мы сберечь природу с
помощью права?»
Проект «Мы помним,
мы гордимся…»:
- акция «Красная
гвоздика»
Занятие – практикум
«Защити свои права»
Круглый стол «Кто
виноват и что делать?»

литературнопатриотических
произведений

08.02.2024г.

Спортивные
соревнования

фотоотчет

15.02.2024 г.

Интеллектуальн
о-спортивная
игра
Спортивнопознавательное
мероприятие

фотоотчет

28.03.2024 г

Устный журнал

фотоотчет
анкетирование раздача
Памяток детям

04.04.2024

Беседа

фотоотчет
анкетирование

11.04.2024

Ток-шоу

фотоотчет
анкетирование

02.05.-09.05.
2024

Акция

фотоотчет

16.05.2022

Занятие –
практикум

23.05.2024

Круглый стол

фотоотчет
анкетирование
фотоотчет
анкетирование

21.03.2024

фотоотчет

Список литературы.
Литература, рекомендуемая педагогу:
1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
32

2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни
людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И.,
Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 –
206.
4.Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
5.Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
6. Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
7.Система работы школы по защите прав и законных интересов
ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
8.Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1.Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
2.Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. –
Москва, 1994.
3.Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
4.Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.
5.Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва,
1992.
6.Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
7.Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
8.Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и
схем. – Москва, 1998.
9.Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
Интернет-ресурсы:
Интернет-источники:
Интернет–ресурсы о правах ребенка, адаптированные для детей, родителей,
учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей
• Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам
ребёнка
• Президент России - гражданам школьного возраста
• Детский правовой сайт
• Права и Дети в Интернете
•
Подросток и закон
• «Помощь рядом» - сайт для детей и подростков
• Детские сказки детям
• «Ваши права» - раздел на сайте Центральной муниципальной детской
библиотеке им. М. Горького (г. Ижевск)
• Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
• Россия без жестокости к детям
Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам
ребёнка http://www.rfdeti.ru/
Президент России - гражданам школьного возраста
http://www.kremlin.ru/
Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
33

Детский правовой сайт для детей и подростков поможет получить
юридические знания, ответит на «взрослые» вопросы, даст совет в сложных
ситуациях. Вся правовая информация дается в увлекательной и доступной
форме, в том числе через игровые ситуации. Сайт состоит из двух основных
частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации,
иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в
жизни. Помощники — забавные персонажи, которые могут стать друзьями.
Игроку предстоит разрешить не одну проблему. Сложные ситуации
ожидают его в парке, дома, в школе, на улице, в магазине, а также на
игровой площадке и скамейке. В рубриках «Адвокат для ребят», «Законы
про тебя» дети найдут полезную информацию о законах, которые их
защищают, телефоны спасения. В рубрике «Страшные слова» даются
определения слов, связанных с правовой тематикой.
Права и Дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/prava/
Очень много полезной информации по правам для детей, проводятся чаты,
есть форумы. Разбор наиболее типичных правовых аспектов с участием
детей и подростков, горячая линия «Твое право». В рубрике «Страшные
слова» даются определения слов, связанных с правовой тематикой. Можно
найти адреса правозащитных организаций России. Советы адвоката.
Подросток и закон http://podrostok.edu.yar.ru/
На сайте можно найти информацию о правах, обязанностях и
ответственности с момента рождения и до 18 лет, телефоны служб доверия,
а также получить юридическую онлайн-консультацию. В разделе
мультимедиа-библиотеки «Понять, чтобы помочь» можно просмотреть
циклы программ о правах ребенка, об обязанностях и ответственности
ребенка.
«Помощь рядом» - сайт для детей и подростков
http://www.xn--d1apbfbbcl4f4a8a.xn--p1ai/children
На сайте дети могут найти много полезной и интересной информации –
нужно только выбрать тему и нажать на кнопку с темой о себе, о здоровье, о
правах, о безопасности. В рубрике «Общайся» можно обсудить
интересующие тебя вопросы. «Моя территория» - это место на сайте, где ты
можешь бесплатно поиграть, скачать музыку и фильмы, перейти на другие
сайты, пройти тест или поделиться своей историей. В рубрике «Нужна
помощь» ты можешь узнать телефоны доверия и адреса помощи, получить
помощь через Интернет.
Детские сказки детям
http://dobrieskazki.ru/
Сайт для детей, родителей и учителей, который поможет познакомиться с
миром волшебной сказки, притчи и истории. Книги для школьников,
дошкольников, пособия для воспитателей и педагогов. Уникальная
методика - воспитание и образование через сказку! Аудиокниги, книги для
детей - добрые сказки, стихи, легенды, истории, притчи, развивающие игры.
В разделе «Сказки о правах» можно онлайн почитать сказки о том, что
каждый ребенок имеет право на жизнь, каждый ребенок имеет право на
34

индивидуальность, каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую
жизнь…
«Ваши права» - раздел на сайте Центральной муниципальной детской
библиотеке им. М. Горького (г. Ижевск)
http://www.gorlib.ru/info/
Раздел «Ваши права» содержит рубрики «Азбука прав» (дети найдут
полезную информацию по темам детское право и семья, детское право и
школа, детское право и труд, детское право и ответственность, детское
право и полиция), «Правовой словарь», «Правовые игры»
(библиографическая онлайн-игра по серии книг П. Астахова «Детям о
праве», библиографическое домино «Правовой словарь» и др.).
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
http://fond-detyam.ru/
Фонд создан по инициативе В.В. Путина. Учредителем Фонда выступило
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации. Основная цель Фонда – поддержка социальных программ и
проектов, направленных на решение проблем детей и семей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
Россия без жестокости к детям
http://www.ya-roditel.ru/
Основная цель Интернет – портала «Я – родитель» - создание атмосферы
нетерпимости ко всем проявлениям жестокости по отношению к детям. В
разделе «Родителям» можно получить консультацию специалистов в
области детской и семейной психологии, на вопросы, касающиеся проблем
воспитания вашего ребенка, ответят педагоги – психологи. В этом разделе
психолог проконсультирует по рисункам вашего ребёнка, специалист даст
советы и рекомендации, касающиеся детской безопасности в Сети и ее
обеспечения, юристы отвечают на вопросы, связанные с семейными
правоотношениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Контрольная работа по теме "Подросток и закон".
Цель работы: контроль знаний и умений учащихся за курс.
Общее число заданий в работе – 15
Работа состоит из 2 частей. Задания базового и повышенного уровней
сложности. Они располагаются по принципу нарастания от базовых к
усложненным.
Часть 1 содержит 13 заданий с выбором ответа (один верный ответ из
предложенных).
С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения
описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки.
Часть 2 состоит из более сложных заданий (2) с открытым ответом. Они
позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать
знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи.
35

Тема: Права и обязанности подростка. Понятие гражданства.
Максимальный возможный балл по каждой части работы
Часть 1 Правильно выполненное задание 1-13 оценивается 1 баллом
Часть 2 Правильно выполненные задание 14 оценивается 2 баллами за
полный правильный ответ, 1 балл за 2 ошибки, 0 баллов за большее
количество ошибок, задание 15 оценивается по следующему принципу:
3 балла – высказывание раскрыто полно, приведены мнение ребенка и
аргументация, обосновывающее его;
2 балла – высказывание раскрыто неполно, но имеется обоснованное
мнение ребенка;
1 балл – раскрыто только высказывание;
0 баллов – задание не выполнено или приведено только мнение
5
Максимальный балл за правильное выполнение всей работы - 18 баллов
Для оценивания выполнения обучающимися контрольной работы
рекомендуется следующая шкала перевода первичного балла в отметку
по пятибалльной шкале:
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Общий балл 0-9 10-12 13-15 16-18
Контрольная работа по теме "Подросток и закон".
1. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:
1.с момента рождения до 14 лет; 2. с 6 до 14 лет; 3. с 10 до 14 лет.4. с 8 до
14 лет;
2. Малолетние имеют право:
1)совершать мелкие бытовые сделки; 2. устраиваться на работу; 3.
самостоятельно распоряжаться своим заработком; 4. давать (или не
давать) согласие на смену своей фамилии 5. самостоятельно обращаться в
суд;
3. Несовершеннолетними по российскому законодательству
являются лица:
1. с 8 до 18 лет; 2. с 10 до 18 лет; 3. с 14 до 18 лет; 4. с 18 до 30 лет.
4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав за
совершенное ребенком от 11 до 14 лет за правонарушение может:
1. наложить на него штраф;
2. направить в спецшколу лечебновоспитательного характера.
3. применить к нему арест сроком до
четырех месяцев;
5. Гражданство государства:
1. нельзя поменять на гражданство другого государства.2. возможно
приобрести во взрослом возрасте; 3. можно получить только по
рождению;
6. Гражданскими правами человек обладает:
1. с момента рождения; 2. С 14 лет; 3. с 18 лет;4. с 20 лет.
7. Политическими правами являются:
1. право на личную неприкосновенность. 2. право на мирные собрания,
митинги, шествия; 3.право на жизнь; 4. право на выбор места жительства;
8. Административная ответственность наступает:
1. с 16 лет
2. с 18 лет. 3. с 14 лет 4. с 10 лет;
36

9. По Конституции РФ:
1. горожане имеют больше прав, чем сельские жители. 2. женщины
имеют больше прав, чем мужчины; 3. мужчины имеют больше прав по
сравнению с женщинами 4. все граждане равны перед законом;
10. Способность приобретать и реализовывать права и обязанности
называется:
1. юридическая ответственность.2. правоспособность;3. дееспособность;
11. Проезд в троллейбусе без билета является:
1. умышленным преступлением; 2. административным проступком
3. преступлением по неосторожности;
12. Законодательство Российской Федерации запрещает
(определите ОДНО НЕВЕРНОЕ утверждение):
1. совершать самосуд;
2. унижать достоинство человека; 3.
применять пытки;
2. проводить принудительные медицинские опыты над людьми 5.
самостоятельно обращаться в суд до 18 лет.
13. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:
1. Артемида. 2. Фемида; 3. Афина;
14. Установите соответствия
1.Личные права
А. Право на образование.
2.политические
Б. Право на отдых, досуг, развлечения
3.Социально-экономические права
В. Право на жизнь и свободу;
4.культурные Г. Право на свободное передвижение и выбор места
жительства
Д. Право на личную неприкосновенность
Е. Право человека владеть своим имуществом
Ж. Право на свободу слова, печати;
З. Право на получение информации;
И. Право на неприкосновенность жилища;
15. Объясните смысл выражений (по вариантам). Напишите свое
обоснованное мнение на тему данных высказываний.
1. Закон суров, но это закон
2. Незнание законов не освобождает от
ответственности

Ключи к контрольной работе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2
1,4
3
2
2
1
2
1
4
3
2
5
2
37

14
15

1вгд, 2жз, 3бе, 4а
Открытый ответ

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Договор №
о реализации дополнительной общеобразовательной программы
в сетевой форме
«
» августа
2023 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Белоглинского района» в лице директора Галины
Ивановны Поздняковой,
действующего на основании Устава,
осуществляющее образовательную деятельность на основании лицензии от
«29» января 2016 г. серия 23Л01, выданной министерством образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края,
именуемое в
дальнейшем «Организация № 1» (иное наименование – МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района») и организация-партнер (муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза А.А.
Булгакова Белоглинского района» в лице директора Галины Сергеевны
Шевченко, действующего на основании Устава, осуществляющее
образовательную деятельность на основании лицензии от «28» ноября
2019г.
серия 23Л01,выданной министерством образования, науки и
молодежной политики, организация-партнер
отдел ПДН ОМВД в
Белоглинском районе в лице Начальника Ирины Викторовны Гвозденко,
организация-партнер ОГИБДД отдела МВД России по Белоглинскому
району в лице Начальника Максима Петровича Парахина, а вместе в
дальнейшем именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о
нижеследующем:
38

1.
Общие положения
1.1. Стороны
заключают
настоящий
договор
о
реализации
дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме по
следующей направленности – социально – гуманитарная.
1.2 Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Сторонами в сетевой форме в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и
иными нормативно-правовыми актами.
1.3 Зачисление на обучение по дополнительным общеобразовательным
программам, реализуемым Сторонами в сетевой форме, производится в
соответствии с действующим законодательством и утвержденным порядком
приема
учащихся
в
муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района».
1.4 Стороны согласуют между собой учебные планы, выделяя дисциплины (модули), практики, научно-исследовательскую работу и другие
виды образовательной деятельности учащихся, для реализации их в сетевой
форме.
1.5 Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить
предметы, цель и задачи договора путем подписания дополнительного
соглашения к настоящему договору.
1.6 Реализация данного договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышение качества и доступности дополнительного образования за счет
интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров;
- разработку курсов и программ с возможностью использования материально-технических ресурсов партнера, в том числе современного,
высокотехнологичного оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных программ дополнительного образования детей;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие профессионального мастерства педагогов;
- популяризацию актуальных направленностей дополнительного образования.
2.
Предмет договора
2.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» реализует часть
дополнительной общеобразовательной программы «Подросток и закон» в
объеме - 110 часов с использованием в сетевой форме ресурсов
организаций № 2-3 – 14 часов , Организации 4 – проведение бесед и
мероприятий в объеме 18 часов , Организация 5- проведение бесед и
мероприятий в объеме 8 часов совместно с МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района».
2.2. Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается и
утверждается совместно Сторонами.
39

3.
Правовой статус учащихся:
3.1. Стороны
реализуют
дополнительную
общеобразовательную
программу в отношении учащихся, принятых в установленном
законодательством порядке, а также в рамках регламентов и правил,
установленных внутренними локальными нормативными актами на
обучение по ней в МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» и
являются учащимися.
3.2. В Организации № 2-3 дети являются учащимися дополнительной
общеобразовательной программы «Подросток и закон». Перечень учащихся
согласуются Сторонами путем оформления приложений к настоящему
договору не позднее чем за 14 рабочих дней до начала реализации
Дополнительной общеобразовательной программы.
Общее количество учащихся по Дополнительной общеобразовательной
программе составляет 12 человек. (Приложение 1)
4.
Права и обязанности сторон
4.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» обязуется:
4.1.1. создавать условия для совместной разработки с МБОУ СОШ№11,
МБОУ СОШ№9 Дополнительной общеобразовательной программы, а также
учебного плана;
4.1.2. разработать правила и порядок обеспечения академической
мобильности (сопровождение) учащихся до места проведения занятий в
МБОУ СОШ№11, а также назначить ответственных лиц, обеспечивающих
такое сопровождение учащихся;
4.1.3. использовать помещения, оборудование, иное имущество МБОУ
СОШ№11, по договору, обеспечивать его сохранность с учетом
естественного износа, а также гарантировать целевое использование
имущества в случае, если цели предоставления имущества были указаны в
дополнительном договоре о его предоставлении в пользование;
4.1.4. информировать МБОУ СОШ №11, об изменении состава учащихся в
течение срока действия договора;
4.1.5. разработать при необходимости совместно с МБОУ СОШ№11,
порядок текущего контроля качества освоения программного материала,
промежуточной и итоговой аттестации учащихся по разработанной
совместной Дополнительной общеобразовательной программе в рамках
сетевого взаимодействия;
4.1.6. осуществлять оформление и выдачу документов об освоении
учащимися Дополнительной общеобразовательной программы или ее
составной части (модуля).
4.2. МБОУ СОШ№11 обязуется:
4.2.1. Предоставить МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» в
качестве ресурсов: учебные помещения, аудитории, залы, территории,
укомплектованные оборудованием, расположенные по адресу : с. Белая
Глина, ул. Крестьянская, 255; для реализации Дополнительной
общеобразовательной программы на основании учебного плана и
расписания (Приложение 2);
40

4.2.2. обеспечивать должный уровень качества образовательного процесса в
рамках совместно-разработанной Дополнительной общеобразовательной
программы и учебных планов, в том числе методическую поддержку
педагогам МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»;
4.2.3. оказывает содействие в организации промежуточной и итоговой аттестации учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе
или ее составной части (модуля), в соответствии с календарным учебным
графиком направляет справку о результатах промежуточной аттестации
учащихся (защиты творческого проекта и др.), включающую ведомости
диагностики, на основании которых Стороны осуществляют зачет
результатов освоения Дополнительной общеобразовательной программы;
4.2.4. осуществляет иные действия, не противоречащие целям заключения
настоящего договора.
4.3. Стороны совместно:
4.3.1. разрабатывают Дополнительную общеобразовательную программу;
4.3.2. утверждают расписание занятий.
4.3.3. реализуют часть /части Дополнительной общеобразовательной
программы (модуль) образовательной программы, указанной в настоящем
Договоре;
4.3.4. обеспечивают доступ учащихся к основным сведениям об
организациях: Уставам, лицензиям на осуществление образовательной
деятельности, свидетельствам о государственной аккредитации, другим
документам, регламентирующим организацию и осуществление
образовательной деятельности, права и обязанности учащихся при
реализации Дополнительной общеобразовательной программы;
4.3.5. создают учащимся необходимые условия для освоения
Дополнительной общеобразовательной программы;
4.3.6. проявляют уважение к личности учащихся, не допускают физического
и психологического насилия;
4.3.7. во время реализации Дополнительной общеобразовательной
программы несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
5.
Финансовое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы, реализуемой в сетевой форме
5.1. Заключение настоящего Договора не влечет возникновение
финансовых обязательств Сторон; обязательства имущественного
характера, связанные с реализацией настоящего Договора, принимаются и
реализуются Сторонами в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
5.2. Стороны могут привлекать для реализации Дополнительной
общеобразовательной программы иные финансовые средства за счет
внебюджетных источников, в том числе средств физических и юридических
лиц.
5.5. Стороны
разрабатывают
систему
стимулирования
труда
педагогических работников на основе Уставов МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района», МБОУ СОШ№11, для осуществления
41

образовательной
деятельности
при
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы в сетевой форме.
6.
Условия и порядок.
6.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» при реализации
Дополнительной общеобразовательной программы используются ресурсы
МБОУ СОШ№11, указанные в пункте 4.2.1 настоящего договора.
6.2. При реализации Дополнительной общеобразовательной программы
предусмотренные пунктом 4.2.1. настоящего Договора ресурсы
используются для обеспечения качества оказываемой образовательной
услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными
нормативными документами.
7.
Срок действия Договора
7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2. Реализация Дополнительной общеобразовательной программы по
настоящему Договору начинается с момента заключения настоящего
договора.
7.3. Завершение действия договора наступает после завершения
реализации Дополнительной общеобразовательной программы, исполнения
сторонами обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами
актов о выполнении настоящего договора.
8.
Ответственность Сторон
8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
8.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное
неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является
следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных
обстоятельств):
- стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн,
революций, ограничительных и запретительных актов государственных
органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего
Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения
Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый
характер и не зависеть от воли Сторон.
8.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств
Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по
настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в
письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие
документы.
8.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в срок
исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в
течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
9.
Порядок изменения и прекращения договора:
9.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть
изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации.
42

9.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны
обязуются уведомить об этом друг друга в течение 5 дней.
9.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон
или
в
судебном
порядке
по
основаниям,
предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
9.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из
сторон.

43

44

45

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».