Основы финансовой грамотности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D313032323330333530303538
31,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333
031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:57:32 +03'00'

1

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы финансовой грамотности» - модифицированная, имеет базовый
уровень и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Е.А.Вигордчик,
И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, А.В.Половникова.- М. : ВАКО, 2018 г.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой
системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых
продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению
которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном
мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и
такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты
плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент
времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние
учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому,
если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра
мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков,
грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы финансовой
грамотности» состоит из 2 модулей: 1 модуль «Доходы (расходы) семьи, риски
потери денег (имущества) и как от этого защититься», 2 модуль «Человек и
государство: как они взаимодействуют и услуги финансовых организаций
(собственный бизнес)»
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления
и развития общих и творческих способностей обучающихся, на формирование
финансовой грамотности на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием
и использованием финансовой информации на настоящий момент
и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности
у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности
и благополучия, на раскрытие лучших человеческих качеств, выработке
у школьников профессионального самоопределения.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
1.1.

3

• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от
простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих
заданий;
• принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение
разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для
группы.
Отличительной особенностью программы данного курса является то,
что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки и
предусматривается изучение материала по следующим темам: «Введение в курс
«Основы финансовой грамотности», «Доходы и расходы семьи», «Человек и
государство: как они взаимодействуют», «Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес».
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и
проектных работ.
Адресат программы: Адресатом программы «Основы финансовой
грамотности» являются учащиеся 11-12 лет, не имеющие противопоказаний по
здоровью, всесторонне развитые, усидчивые, имеющие спокойный характер, но
при этом активны в математической деятельности. Программа в том числе
предназначена для детей с особыми образовательными потребностями: детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
талантливых
(одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Группы формируются из одновозрастных учащихся, имеющих общий
круг интересов и обладающих математическими способностями. Наполняемость
12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Основы финансовой грамотности» имеет базовый уровень освоения, относится
к социально- гуманитарной направленности.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2
модулей: 1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Режим, организующий занятия:
Периодичность – 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв между занятиями – 15 минут.
Формы обучения:
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Основы финансовой грамотности» применяется очная форма обучения, занятия
носят преимущественно практический характер.
4

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы
организации учебного процесса: дискуссия, проектно-исследовательская
деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая
консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная
беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая
работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся
с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических
и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами,
аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Формы учебной деятельности.
1. Финансовый анализ, является обязательной составной частью каждого
из разделов программы. Школьный финансовый анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся
источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей
хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый метод, исследование, проект:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
6. Экскурсионная деятельность:
- музей в с. Белая Глина;
- предприятия и объекты инфраструктуры села;
- учебные музеи образовательных организаций среднего профессионального
образования.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся –
групповая
с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской
деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
5

2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные
связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы,
искусства.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные. Методы обучения по способу организации
занятия – словесные, наглядные и практические.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у учащихся
6 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических
понятий, практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов: банки, валютная
система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система, оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации
экономических данных и финансовой информации;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,
вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать
возможные последствия принимаемых решений;
-развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов;
- формирование у обучающихся полноценного представления о современном
мире финансовых
профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
6

Личностные:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание
финансового положения семьи;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях;
- формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа
и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение
простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Форма работы: ролевая игра, викторины, беседы, циклы занятий
«мир профессий»; практические занятия, тренинги, профориентационные игры,
посещение выставок, экскурсии, «День открытых дверей», в том числе
виртуальное посещение организаций по направлению программы.
1.3.Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план 1 модуля
№ Наименование блоков, разделов,
Количество часов
Форма контроля
тем
учебных занятий
Всего

1.

2.

3.

теория

практик
а

1 модуль «Доходы (расходы) семьи, риски потери денег (имущества)
и как от этого защититься»
2
6
Опрос, беседа
Введение в курс «Основы
8
финансовый
финансовой грамотности»
анализ
28
Опрос, беседа,
Тема 1. Доходы и расходы семьи 30 2
деловая игра,
учебная дискуссия
28
Опрос, беседа,
Тема 2. Риски потери денег и
30 2
деловая игра,
имущества и как человек может
учебная дискуссия,
7

проектная работа

от этого защититься
Итого:

68

6

62

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность усвоить базовые понятия и
термины курса, используемые для описания процессов и явлений, происходящих в
финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой
информации, сформировать у подростков начальные знания о финансовой
грамотности.
Цель модуля: овладение начальными навыками адаптации в мире
финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов.
Задачи модуля:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание 1 модуля программы:
Введение в курс «Основы финансовой грамотности». 8 часов.
Теоретические занятия:
Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит
благосостояние семьи.
Практические занятия:
Учимся оценивать финансовое поведение людей. Зачем быть финансово
грамотным? Личный финансовый план.
Тема 1. Доходы и расходы семьи. 30 часов.
Теоретические занятия:
Деньги: что это такое.
Практические занятия:
Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы семьи?
Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные минипроекты «Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать
семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты «Расходы
семьи». Как сформировать семейный бюджет.
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета».
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». Обобщение результатов изучения
модуля 1. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
8

Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься. 30 часов.
Теоретические занятия:
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
Что такое страхование и для чего оно необходимо.
Практические занятия:
Что и как можно страховать. Ролевая игра «Страхование». Исследуем, что
застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых
компаний. Экскурсия-посещение страховых компаний с. Белая Глина «Как
работает страховая компания». Учебные мини-проекты «Страхование».
Обобщение результатов изучения модуля №1.
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься».
Учебный план 2 модуля
№
п/п

Наименование учебных тем

Всего Теория Практи Формы контроля
часов
ка
2 модуль «Человек и государство: как они взаимодействуют
и услуги финансовых организаций (собственный бизнес)»
1. Тема 1. Человек и государство:
38
2
38
Опрос, беседа,
деловая игра,
как они взаимодействуют
учебная дискуссия,
проектная работа
2.
38
2
40
деловая игра,
Тема 2. Услуги финансовых
учебная дискуссия,
организаций и собственный
проектная работа
бизнес
Итого:
76
4
72
Изучая этот модуль ребята получат возможность развить самостоятельность
и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование
собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи.
Цель модуля: Развитие навыков принятия самостоятельных экономически
обоснованных решений.
Задачи модуля:
-понимание и правильное использование экономических терминов;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения, проведение элементарных финансовых расчётов;
- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики,
вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать
возможные последствия принимаемых решений;
9

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют. 38 часов.
Теоретические занятия:
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
Что такое налоги и почему их надо платить.
Практические занятия:
Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра «Считаем налоги
семьи». Виртуальное посещение сайтов финансово- налоговой направленности
«Сравниваем налоги граждан разных стран». Исследуем, какие налоги платит
семья и что получает от государства. Встреча со специалистами налоговой
службы «Как работает налоговая служба».
Учебные мини-проекты «Налоги». Что такое социальные пособия и какие они
бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования
РФ. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
Встреча со специалистами социальной службы «Исследуем, какие социальные
пособия получают люди». Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
Обобщение результатов изучения модуля 3.
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. 38 часов.
Теоретические занятия:
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
Практические занятия:
Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать.
Изучаем сайт Центрального банка РФ. Исследуем, какими банковскими услугами
пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
Виртуальное посещение сайтов финансово- банковской направленности «Изучаем
сайт Центрального банка РФ». Как работает банк. Виртуальное посещение сайтов
финансово- банковской направленности «Учимся находить информацию о курсах
валют и их изменениях. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
Что мы знаем о бизнесе. Экскурсия- посещение магазина «Мир штор»: Как
открыть фирму. Как открыть фирму. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая
игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для чего она нужна. Учимся
находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Обобщение результатов изучения модуля 4. Презентация портфолио «Услуги
финансовых организаций и собственный бизнес». Обобщение результатов
изучения курса «Финансовая грамотность».
1.4 Планируемые результаты
По завершении изучения программы учащиеся будут иметь
результаты:
Предметные результаты:
- усвоение базовых понятий и терминов происходящих в финансовой сфере, для
интерпретации экономических данных и финансовой информации;
- формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать
10

проблемы и изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе умения
оценивать возможные последствия принимаемых решений;
-знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение
рассчитывать доходы и расходы, составлять простой семейный бюджет;
-определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения, проведение элементарных финансовых расчётов
- приобретение знаний о финансовых профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание
финансового положения семьи;
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
- сформированность таких качеств, как внимательность, самодисциплина и
настрой на успех в обучении;
- постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление;
- адекватная оценка своих знаний и умений.
- умение находить нужную информацию в различных источниках;
- уважительное отношение к мнению и позиции других людей;
- четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и сверстниками.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

11

п/п

дата

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
1 МОДУЛЬ
тема занятия
кол-во
время
форма
место
часов, проведения занятия проведен
продол
занятия
ия
житель
ность

план
факт
Введение в курс «Основы финансовой грамотности».
1.
2.
3.
4.

5.

8

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность
От чего зависит благосостояние
семьи
Зачем быть финансово грамотным?
Личный финансовый план.
Учимся оценивать своё финансовое
поведение
Тема 1. Доходы и расходы семьи.
Деньги: что это такое

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Финансовый
анализ
Опрос, беседа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

групповая

ДТ

Деловая игра

групповая

ДТ

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Учебная
дискуссия
Занятиепрактикум

30
2

6.

Учебные мини-проекты «Деньги»

2

7.

Из чего складываются доходы семьи

2

Учимся считать семейные доходы.

2

8.

форма
контроля

12

9.

Исследуем доходы семьи.

2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

10.

2

11.

Учебные мини-проекты «Доходы
семьи».
Как появляются расходы семьи.

групповая

ДТ

Опрос, беседа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

12.

Учимся считать семейные расходы.

2

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

13.

Исследуем расходы семьи.

2

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

2

Учебные мини-проекты «Расходы
семьи».
15.
Как сформировать семейный
бюджет.
16.
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета».
17.
Учебные мини-проекты «Семейный
бюджет».
18.
Обобщение результатов изуче ния
темы № 1.
19.
Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».
Тема 2. Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься.
20.
Почему возникают риски потери
денег и имущества и как от этого
защититься.
21.
Что такое страхование и для чегооно
необходимо.
14.

13

2

Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Занятиепрактикум

30

2223.
24.

Что и как можно страховать.

4

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

Ролевая игра «Страхование».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2526.
27.

Исследуем, что застраховано в семье
и сколько это стоит.
Как определить надёжность
страховых компаний.
Как работает страховая компания.

4

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум
Опрос, беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

групповая

ДТ

29.

Экскурсия- посещение «Как работает
страховая компания».

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

группов
ая

ДТ

3031.
22.

Учебные мини-проекты
«Страхование».
Обобщение результатов изучения
темы № 2.
Презентация портфолио «Риски
потери денег и имущества и как
человек может от этого
защититься».
ИТОГО:

4

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

форма

мест

28.

3334.

Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Экскурсияпосещение
страховых
компаний с.
Белая Глина
Занятиепрактикум
Опрос, беседа
Занятиепрактикум

68

2 МОДУЛЬ
п/п

дата

тема занятия

кол-во
14

время

форма контроля

пла факт
н

1.

часов,
продол
житель
ность
Тема 1. Человек и государство: как они
38
взаимодействуют.
Могут ли люди быть финансово
2
независимыми от государства.

проведения
занятия

занятия

о
пров
еден
ия

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

Что такое налоги и почему их надо
платить.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

3.

Какие бывают налоги.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

4.

Учимся считать налоги.

2

групповая

ДТ

Опрос, беседа

Ролевая игра «Считаем налоги
семьи».

4

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Деловая игра

Виртуальное посещение сайтов
финансово- налоговой
направленности «Сравниваем
налоги граждан разных стран».
Исследуем, какие налоги платит
семья и что получает от государства.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

Как работает налоговая служба.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

2.

5-6.
7.

8.
9.

15

10.

Учебные мини-проекты «Налоги».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

11.

Встреча со специалистами
налоговой службы.
Что такое социальные пособия и
какие они бывают.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум
беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

13.

Учимся находить информацию на
сайте Фонда социального
страхования РФ.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

14.

Ролевая игра «Оформляем
социальное пособие».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

15

Исследуем, какие социальные
пособия получают люди.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

16

Встреча со специалистами
социальной службы «Исследуем,
какие социальные пособия
получают люди».
Учебные мини-проекты
«Социальные пособия».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

профориентацио
нная игра

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Проектная
работа

Обобщение результатов изучения
темы № 1.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Проектная
работа

12.

17.
18.

16

19.

Презентация портфолио «Человек и
государство: как они
взаимодействуют».

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Проектная
работа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

групповая

ДТ

Опрос, беседа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Деловая игра

групповая

ДТ

Деловая игра

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

2

Тема 2. Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес.

38

20.

Для чего нужны банки.

2

21.

Почему хранить сбережения в
банке выгоднее, чем дома.

2

22.

Какие бывают вклады.

2

23.

Что такое кредиты и надо ли их
брать.

2

24.

Виртуальное посещение сайтов
финансово- банковской
направленности «Изучаем сайт
Центрального банка РФ».

25.

Исследуем, какими
банковскими услугами
пользуется семья.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

26.

Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

17

27.

28.

Встреча со специалистами
банковской сферы «Как
работает банк».
Учебные мини-проекты
«Банковские услуги для
семьи».

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Деловая игра

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

2

29.

Что мы знаем о бизнесе.

2

30.

Экскурсия- посещение
магазина «Мир штор»: Как
открыть фирму.

2

31.

Для чего нужны бизнесинкубаторы.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

32.

Ролевая игра «Открываем
фирму».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Проектная
работа

33.

Что такое валюта и для чего
она нужна.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

Виртуальное посещение сайтов
финансово- банковской
направленности «Учимся
находить информацию о курсах
валют и их изменениях.

4

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Опрос, беседа

34-35.

18

36.

Обобщение результатов
изучения темы № 2 .

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

37.

Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Деловая игра

38.

Обобщение результатов
изучения курса «Финансовая
грамотность».

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Занятиепрактикум

Итого:

76

ВСЕГО:

144

19

2.2.Условия реализации программы.
Для успешной реализации данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим
светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом
и стулом для педагога)
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер,
монитор, флеш-карты, мастер –классами, специализированная литература ).
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования
Кабзарева Людмила Владимировна, имеющая высшее профессиональное
образование. Стаж работы в образовании 24 года. Соответствует занимаемой
должности.
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы,
стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя
схемы - конспекты.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные
пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.
Материально - техническая база:
Наглядные стенды, методическая литература, справочная литература,
геометрические инструменты, перфокарты, карточки.
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий соответствует
нормам СанПин.
Оборудование, инструменты и материалы необходимые для реализации
программы соответствуют возрастным и психолого-педагогическим особенностям
учащихся и в достаточном количестве.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники – в
достаточном количестве. Методы работы:
Словесные: объяснение, беседа, лекция
Наглядные: наблюдение, работа по образцу, демонстрация мультимедийных
презентаций, работа с опорными схемами, таблицами, заполнение
систематизирующих таблиц.
Практические: практикум, семинар, обобщение и систематизация материала в
форме таблиц, схем.
2.3. Формы аттестации
№ Время проведения
1.

сентябрь

2.

декабрь

Сроки проведения
Вводное тестирование
Определение уровня представлений о
финансовой грамотности
Промежуточная аттестация
20

Формы
контроля.
Тестирование
Опрос

3.

май

Определение степени усвоения
учебного материала по темам
Тестирование,
Итоговая аттестация
Определение изменения уровня знаний Приложение № 1
учащихся, усвоения ими учебного
материала

Формы подведения итога реализации программы:
Аттестация (промежуточная и итоговая) по программе проводится в формах,
определенных учебным планом как составной частью образовательной
программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом
организации дополнительного образования.
Результаты аттестации фиксируются: грамотой, готовой работой, дипломом,
журналом посещаемости, материалом тестирования.
Для определения образовательных результатов учащихся по данной программе
применяются следующие формы аттестации (контроля):
- педагогическое наблюдение, тестирование, опрос, практические занятия;
- участие в различного уровня олимпиадах-конкурсах (районные, зональные,
краевые).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
для отслеживания результатов обучения по программе используются дипломы и
грамоты с различных творческих конкурсов, материалы тестирования и
анкетирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся по
программе.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются
следующая форма аттестации: промежуточная аттестация.
2.4. Оценочный материал.
Основным объектом оценки при освоении данной программы являются
образовательные достижения
учащихся – качество сформированных
образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные
достижения.
Особенность
оценивания
результатов
освоения
дополнительной
образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений
обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано
с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений обучающихся:
- личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения
качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой
грамотности школьников;
- способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций,
приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать
применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.
21

Организация самооценки включает ряд этапов:
1.
Совместно с педагогом и группой вырабатываются критерии оценки того
или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты
деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
2.
На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и
результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3.
Педагог оценивает процесс и результаты деятельности обучающегося по тем
же критериям.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на
каждом занятии.
Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся
выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания
программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной
финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты
выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых
ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а
также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и
защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются
аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые
доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение
отвечать на вопросы и пр.).
В данной программе могут быть использованы такие формы подведения
итогов реализации программы, как олимпиады, учебно-исследовательские
конкурсы и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из
составляющих – самооценки учащегося и оценки педагога.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх
выводов:
1)
результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на
базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока
«Обучающийся научится»);
2)
результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока
«Обучающийся получит возможность научиться»);
3)
результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные
диагностические материалы:
- таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»;
-диагностическая карта теоретической и практической подготовки обучающихся;
- диагностика математических навыков;
- диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся:
творческие задания, самостоятельные задания.
22

Для
определения соответствия результатов освоения дополнительной
общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам
обучения целесообразно использовать тестирование, опрос, викторина, текущий
и тематический контроль, методами могут стать проектные работы, практические
и самостоятельные задания, мониторинги и др. формы диагностики.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Планируемые
результаты

Предметный результат

1

Критерий

Степень выраженности
оцениваемого качества

2

3

Усвоение базовых
понятий и
терминов курса,
используемых для
описания
процессов и
явлений,
происходящих в
финансовой сфере,
для интерпретации
экономических
данных и
финансовой
информации.

Формирование
функциональной
финансовой
грамотности
(умение
анализировать
проблемы и
происходящие
изменения в сфере
экономики,

Высокий
уровень(3б.):
Учащийся знает
понятия и термины,
предусмотренные
программой.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем ½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий
уровень(3б.):
Учащийся владеет
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
23

На начало
обучения
(вводный
сентябрь
2021г.)

Окончан
ие 1
модуля
(декабрь
2021г.)

На конец
обучения
(окончание
2 модуля и
итоговый май 2022г.)

4

5

6

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
баллов

Высокий
уровень
(3б.)

вырабатывать на
этой основе
аргументированны
е суждения,
умения оценивать
возможные
последствия
принимаемых
решений).
Развитие навыков
принятия
самостоятельных
экономически
обоснованных
решений.

программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем ½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.

Высокий
уровень(3б.):
Учащийся владеет
основами
Средний
уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем ½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой

Метапредметный результат

Вывод:
Использование
различных
способов поиска,
сбора, обработки,
анализа и
представления
информации:
поиск информации
в Интернете,
проведение
простых опросов,
построение таблиц,
схем и диаграмм.

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень

1-3
баллов

Высокий
уровень

1-3
баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Высокий
Низкий
уровень(3б.):
уровень
Учащийся проявляет
(1б.)
самостоятельность
при организации и
выполнении
вокально-хоровых
работ, не нуждается в
помощи педагога.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога
или родителей.
Низкий уровень(1б.):
24

Учащийся
испытывает
затруднения при
выполнении работы,
нуждается в
постоянной помощи
и контроле и
контроле со стороны
педагога.

Овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий и
причинноследственных
связей, построения
рассуждений,
отнесения к
известным
понятиям.

Высокий
уровень(3б.):
Учащийся проявляет
самостоятельность
при
отражении в устной
или письменной
форме результатов
своей деятельности.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся с
помощью педагога
отражает в устной
или письменной
форме результаты
своей деятельности.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся
испытывает
затруднения при
отражении в устной
или письменной
форме результатов
своей деятельности,
нуждается в
постоянной помощи
и контроле и
контроле со стороны
педагога.

Вывод:

Низкий
уровень
(1б.)

1-3
баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
1-3
Высокий
уровень баллов уровень
25

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Основы финансовой грамотности» применяются
разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, объяснительноиллюстративные, практические, игровые. Педагог свободно общаясь с учащимися
на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, побуждает их к
творчеству. В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход,
активно применяются различные формы и методы организации учебного
процесса. На занятиях педагог использует систему методов, направленных на
усвоение способов финансовой деятельности:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод организации и осуществления учебно – познавательной
деятельности;
- метод контроля и самоконтроля.
Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к занятиям, но
и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала.
Основные принципы обучения, предусмотренные программой:
- метапредметность - освоение универсальных способов действий, с помощью
которых учащийся сможет сам добывать необходимую информацию;
- наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией
наглядных пособий, рисунков, таблиц;
- системность – проведение занятий в определенной последовательности и
системе;
- гуманизация воспитательного процесса – построение занятий с учетом
знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и
способностей.
Программа ориентирована на сотрудничество педагога с обучающимися, на
создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении
трудностей.
Педагогические технологии:
Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие
педагогические технологии:
-личностно-ориентированного обучения
-игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –
ситуативные импровизированные игры
-применение здоровьесберегающей технологии происходит посредством
упражнений по релаксации, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
Кроме того в работе применяются информационно – коммуникационные
технологии.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в коллективе проходят в форме практических занятий,
26

бесед, форме практической работы, где стимулируется самостоятельное
творчество. В начале каждого занятия проходит организационный момент,
сообщение темы, цели, ознакомление с новым материалом, закрепление
полученных знаний на практике, подведение итогов. На протяжении обучения
происходит постепенное усложнение материала.
Дидактические материалы:
специальная литература.
Методический материал, разработанный педагогом (приложение 1)
Алгоритм учебного занятия:
Структура занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить,
средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический материал,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития
познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен.
После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Технические средства обучения: магнитная доска, компьютер, проектор,
принтер, электронные презентации.
2.6 Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
27

6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» - Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. №
816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18
сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11.
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества
Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.
Литература, рекомендуемая педагогу:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
3. Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. 5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
4. Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
5. Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 57 классы.»- М.:ВАКО, 2018.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 57 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
28

2. Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: материалы для
родителей. 5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018;
3. Корлюгова Ю., Половникова А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь.
5-7 классы.»- М.:ВАКО, 2018.
Интернет-ресурсы:
Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; Сайт «Все о пособиях»
- http://subsidii.net/
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php Сайт
«Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
Интернет-источники:
1. https://www.rbc.ru— информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2.https://ria.ru— информационное агентство «РИА Новости».
3.www.7budget.ru— сайт журнала «Семейный бюджет».
4.www.banki.ru— сайт «Финансовый информационный портал».
5.www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного
обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru— Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com— портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru— портал «Финансы и бизнес для начинающих
предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru— Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru— портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru— сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое
планирование жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей
фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обобщение результатов
изучения программы «Основы финансовой грамотности»
Задания для работы.
Отметьте правильные ответы
Цели развития финансовой грамотности:
1) изучать экономику разных стран;
2) учиться делать сбережения;
3) учиться экономному расходованию денег;
4) учиться создавать денежные резервы для непредвиденных
ситуаций;
5) учиться предпринимательской деятельности;
6) учиться планировать личный и семейный бюджет.
2 . Отметьте неверное утверждение.
Финансово грамотный человек:
1) следит за тем, чтобы его расходы не превышали доходов;
2) создаёт «финансовую подушку безопасности» (денежные
резервы для непредвиденных ситуаций);
3) дополнительные доходы направляет в свой резервный фонд
или в сбережения для достижения финансовой цели;
4) потеряв работу, сразу ищет, где взять деньги в долг .
3 . Представьте все основные понятия курса «Финансовая грамотность»
и связи между ними в виде интеллект-карты (диаграммы связей).

Задание для самостоятельной работы
4* . Объясните смысл выражений.
1.
В долгах – не деньги, в снопах – не хлеб .
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
2. Счет деньгам
_________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
3.Нажить деньги.
______________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».