Волшебные ручки

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:51:20 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы, приложение.

3

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая
является важным направлением в развитии и воспитании ребенка. Программа
предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих
способностей, знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа вводит ребенка в удивительный мир , дает возможность поверить
в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей конструктивного и
пространственного мышления, творческой индивидуальности.
Творческие способности определяются как способности к созданию
оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя
бы в минимальном отступлении от образца, индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не
было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не
зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии,
воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую
действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким,
чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в творческом объединении - прекрасное средство развития
творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также
конструктивного мышления детей.
Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию
мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение,
предоставляют возможности для творчества, повышают самооценку и
уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают
субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают
волевые качества.
Актуальность данной программы заключается в том, что через приобщение
детей к
декоративно-прикладному творчеству оказывается влияние на
формирование их художественного вкуса, развитие творческих качеств личности;
открываются пути для дальнейшего совершенствования и в других областях
культуры и искусства, что способствует гармоничному развитию личности в
целом. Программа «Волшебные ручки» предлагает посредством рукоделия
понять суть традиционной славянской культуры и предусматривает овладение
приемами художественного вязания, изготовления славянских кукол, приемами
лоскутной аппликации. Для формирования художественного мировоззрения
ребёнка важно знакомство с народным искусством, народными традициями семьи,

4

которая являлась основой для формирования и сохранения особенностей быта и
поведения людей предшествующих поколений.
Освоение множества технологических приемов при работе с
разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества,
помогает детям познать и развивать собственные возможности и способности,
нацеливает детей на осознанный выбор профессии.
Новизна программы заключается в том, что при ее
составлении
учитывались правила дидактики: логичность, доступность, наглядность, простота
в изложении, своевременный переход от простого к сложному. Основанием
данной программы является создание благоприятных условий реализации
духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные ручки»
состоит из 2 модулей: 1 модуль – «Технология работы с текстилем», 2 модуль
«Подарки и сувениры».
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам
способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и
умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого
ребёнка, его художественного вкуса. Учитывая индивидуальные особенности и
интересы обучающихся, учить всех по-разному, причем содержание и методы
обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей, и
корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и
запросов ребенка.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы
способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, культуры одежды,
бытовой
культуры,
выработке
у
школьников
профессионального
самоопределения.
Знакомство детей в процессе обучения с основными видами декоративноприкладного и народного искусства – огромного мира духовного опыта народа,
художественные идеи которого- неотъемлемая часть культуры Отечества –
позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального
мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность
наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести
диалог культур разных эпох и народов мира.
Отличительные особенности программы
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух
направленностей – художественной и культурологической. Сведения из области
декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи,

5

праздники), истории костюма органично входят в большинство разделов
программы. Изучение вопросов народного искусства и традиционных
художественных промыслов Кубани позволяют расширить общий кругозор
обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое
воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления
и воплощению своего замысла в творческих изделиях.
2. Программа предусматривает овладение основными приемами
художественного вязания крючком, технологией изготовления славянских кукол,
изготовление предметов быта и декора; и рассматривает эти умения как часть
материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия
понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и
отражения окружающего мира, использования национальных культурных
традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного образования и следующих основных принципах:
- целостности (соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с
одной стороны, и системность, с другой);
- гуманизации (признания личности ребёнка с её достоинствами и
недостатками, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания);
- интеграции(совмещение в одной программе нескольких подпрограмм,
подчинённых одной цели и связанных между собой);
- деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во
время активной деятельности);
- возрастного и индивидуального подхода (выбор форм, методов, приёмов
работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей).
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей от 8 до 16 лет.
В возрасте 8-11 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор
в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для
восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога –
потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом
определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание
положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность
предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный
отклик у ребёнка.
Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира,
неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка
развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой
особенности при выполнении простых стилизованных композиций.
Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и
малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного
напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы
переключения внимания, что предупреждает переутомление.
Возрастная группа 12-14 лет. В этот период происходит бурное

6

психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Это
пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я».
Специфическая для подростков реакция группирования со сверстниками
проявляется в повышенном интересе к общению, ориентации на выработку
групповых норм и ценностей. Коллективное творческое дело объединяет и
воспитывает детей. Положительный эмоциональный фон влияет на
результативность. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий,
позволяющее повысить творческий уровень группы. Высокий уровень
аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их
психофизические показатели достаточны для участия в учебно-исследовательской
работе
У обучающихся
15-16
лет формируются
профессиональные
интересы,
потребность в труде, способность строить жизненные планы, утверждается
самостоятельность личности. Психологическое содержание этого этапа связано с
развитием самосознания, самосовершенствования. Занятия в коллективе
помогают обучающимся в создании своего, будь то предметы одежды, интерьера,
что у многих перерастает в сознательный выбор профессии, то есть
профессиональное самоопределение.
Наполняемость учебной группы: 12 человек.
В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного отбора,
не всегда имеющие опыт работы с различными материалами, обладающие
какими-либо художественными способностями или просто дети, которые имеют
желание заниматься по данному профилю.
Программа может быть использована
для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных); детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений,
технологий и используемых материалов.
Уровень программы- базовый, срок реализации программы - 1 год, 144
часа (1 модуль – 68 ч., 2 модуль – 76 часов).
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся 4 часа в неделю,
2 раза по 2 учебных часа с 15-минутными перерывами каждый час. Такой режим
обусловлен непрерывностью процесса обучения техническим приёмам, сменой
различных видов деятельности во время занятия – теоретическое обсуждение
вопросов, практическое использование полученных знаний, работа с наглядными
пособиями, составление схем узоров, частые физминутки.
Формы занятий. Теоретическое обсуждение вопросов, практическое
использование полученных знаний; работа с наглядными пособиями и наглядным
материалом; практические занятия по изготовлению поделок.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.);

7

- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) руководителем,
работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
-репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности).
Работа, предлагаемая детям, должна быть интересной и понятной по
содержанию, а также важной для них. Тогда и процесс труда сопровождается
эмоциональной реакцией на все, что делают дети.
Для успешной реализации материала, для повышения эмоциональноположительного настроя и снятия напряжения и усталости, в структуру занятия
включаются физические, так и психологические и специальные оздоровительные
упражнения.
Формы и методы организации деятельности обучающихся:
фронтальный –
одновременная
работа
со
всеми
ребятами
(с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала);
- групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных
работ каждая группа выполняет определенное задание);
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции
дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.
Четко определять задачу каждого занятия.
Подробно планировать трудовую деятельность детей на каждом ее этапе занятия.
Обязательно оценивать творческую рационализаторскую деятельность детей (как
сам процесс, так и его результат, т.е. готовое изделие).
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение профессий в направлении искусства и художественных
ремесел.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы – раскрытие творческого потенциала ребёнка
посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, создание условий
для формирования нравственной и творческой личности, оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения
и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок,
элементов дизайна;
- выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её
результат;

8

- ознакомление с основами знаний в области художественного вязания,
декоративно – прикладного творчества; обучить основным техническим приёмам
вязания крючком;
- совершенствование умения и формирование навыков работы с нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование у обучающихся полноценного представления о
современном мире профессий декоративно-прикладного творчества, мотивации
на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
- воспитание смекалки, трудолюбия, самостоятельности;
- воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
- воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
- развитие коммуникативных способностей;
- воспитание стремления к самостоятельному творчеству;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию её
духовно-нравственных качеств;
- развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную
деятельность в группе,
- формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
развитие:
- интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному
труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих
художественным требованиям;
- образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к
природному окружению своего быта;
- мелкой моторики рук;
- умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
- воображения, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитание уважительного отношения к культурному наследию своего народа.
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
№ Наименование учебных
Всего
Практи
Форма
Теория
п/п
тем
часов
ка
контроля
1 модуль «Технология работы с текстилем»
Выставка,
тестирование
Технология изготовления
1
20
6
14
цветов из ткани.
2
3

Изготовление игрушек и
украшений из пряжи и
тканей.
Основные приемы вязания

24

4

20

опрос,
тестирование

24

4

20

опрос, выставка

9

крючком и обозначение их
на схемах. Вязаные цветы
Итого:

68

14

54

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать
конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Формирование у детей начальных знаний, профессионально-прикладных навыков
и создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности.
Цель модуля: Социализация личности ребенка в процессе работы с
природным и бросовым материалами и изучения основных приемов вязания
крючком.
Задачи модуля:
- изучить основные правила сбора и хранения природного материала.
- научить правилам организации рабочего места и обучения детей основным
технологиям работы с природным и бросовым материалами.
- развить творческие способности.
Содержание учебного плана.
Тема №1. Технология изготовления цветов из ткани. (20 часов).
Теоретические занятия: История изготовления искусственных цветов. Беседа о
профессии дизайнера. Техника безопасности при работе с тканями, иглами- 2часа.
Подготовка материалов и выкроек к работе, правила переноса выкроек на ткань2часа.
Правила сборки и декорирования композиций-2 часа.
Практические занятия:
Изготовление мака-4часа.
Декоративная пауза: изготовление открытки-сувенира ко дню учителя -2 часа.
Виртуальная экскурсия в музей флористики г. Ялта.
Изготовление ириса-4часа.
Изготовление розы-4часа.
Педагог использует объяснение, технологические карты (схемы), наглядные
пособия.
Тема № 2. Изготовление игрушек и украшений из пряжи и тканей.
(24 часа).
Теоретические занятия: Техника безопасности при работе с ножницами,
иглами и пряжей. Свойства пряжи и необходимые инструменты. Беседа о
свойствах тканей и использованию их в быту; необходимые инструменты, техника
безопасности при работе с ними -4 часа.
Практические занятия:
Изготовление игрушки из пряжи «Осьминог»-2 часа.
Беседа о профессии технолога швейного производства.
Изготовление веревочной куклы - 2 часа.

10

Техника изготовления помпонов: игрушка «Домовенок» - 4 часа.
Изготовление брелка для ключей из пряжи - 2 часа.
Изготовление игрушки «Лошадка»-2 часа.
Декоративная пауза. Изготовление открытки ко дню мам в различных техниках-2
часа.
Онлайн-экскурсия в музей игрушек г. Санкт-Петербурга.
Изготовление игрушек из ткани «Веселый огород»: тыковка, морковь, чеснок - 6
часов.
Педагог использует
объяснение, технологические карты, наглядные
пособия.
Тема № 3. Основные приемы вязания крючком и обозначение их на
схемах, вязаные цветы (24часа).
Теоретические занятия:
Беседы об истории происхождения вязания, рассказ о возникновении вязания в
России и за рубежом -2 часа.
Техника безопасности при работе с крючками ,ножницами, иглами и пряжей.
Условные обозначения основных приемов вязания, изучение схем цветов- 2 часа.
Практические занятия:
Онлайн-экскурсия в музей вязания «Вязариум», г. Иваново.
Основные виды петель. Цепочка из воздушных петель и ее обозначение на
схемах. Вывязывание декоративного пояска с кистями-2 часа.
Вывязывание столбиков без накида и обозначение их на схемах (на примере
вывязывания грибка или божьей коровки) – 4 часа.
Использование соединительного столбика в вязании по кругу (на примере
вывязывания грибка или божьей коровки) – 2 часа.
Декоративная пауза. Изготовление новогодней открытки в различных техниках2 часа.
Вывязывание столбиков с накидом и их обозначение на схемах (на примере
вывязывания карандашницы) – 6 часов.
Вывязывание цветов: хризантема роза - 4часа.
Педагог использует объяснение, технологические карты (схемы), наглядные
пособия.
№
п/п
1
2
3

Наименование учебных
Всего
Практи
Теория
тем
часов
ка
2 модуль «Подарки и сувениры»
Технология изготовления
24
2
22
славянских кукол.
Полезные мелочи и
24
2
22
аксессуары для дома.
Изготовление сувениров из
28
2
26
бросового материала.
Итого:
76
6
70

Форма
контроля
выставка
выставка
выставка

11

Изучая этот модуль, дети получат возможность открыть для себя
волшебный мир кукол и сувениров, овладеть различными приёмами и способами
действий с бумагой и другими материалами.
Цель модуля: научить обучающихся выполнять изделия декоративноприкладного творчества из ткани, бумаги и других материалов.
Задачи модуля:
-развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
-обучение различным приемам работы с
тканью, бумагой и бросовым
материалом.
Тема №1. Технология изготовления славянских кукол. (24 часа).
Теоретические занятия:
Вводная беседа: «История славянских кукол.Куклы-обереги»-2часа. Посещение
онлайн-выставки авторских художественных кукол.
Практические занятия:
Кукла-оберег« Крупеничка»(Зерновушка)-4часа.
Декоративная пауза. Изготовление открытки ко Дню мам в различных техниках2часа.
Кукла-пеленашка-2часа.
Веппская кукла-2часа.
Кукла- оберег «Кубышка-Травница»-4часа.
Кукла-оберег «Колокольчик»-4часа.
Кукла «Подорожница»-4часа.
Педагог использует объяснение, технологические карты (схемы), наглядные
пособия.
Тема № 2. Полезные мелочи и аксессуары для дома. (24 часа).
Теоретические занятия:
Водная беседа: использование нетрадиционных материалов в творчестве и
техника безопасности при работе с ними -2 часа.
Практические занятия:
Посещение онлайн-выставки «Вернисаж талантов» г. Уссурийск.
Изготовление карандашницы-2 часа.
Декорирование бутылок и сосудов-6 часов.
Знакомство с профессией дизайнера интерьера.
Изготовление кухонной прихватки из ткани-4 часа.
Изготовление пасхальной корзиночки из различных материалов-4 часа.
Изготовление бижутерии из ткани- бусы- 6часов.
Педагог использует объяснение, технологические карты (схемы), наглядные
пособия.
Тема № 3. Изготовление сувениров из бросового материала.
(28 часов).
Теоретические занятия:
Вводная беседа об использовании бросового материала в быту и детском

12

творчестве- 2 часа.
Практические занятия:
Изготовление кошелька (футляра) из джинсовой ткани - 4 часа.
Изготовление диванной подушки «Конфетка» -6часов.
Пэчворк без иглы: знакомство с японской техникой аппликации из ткани
«кинусайга»-6 часов.
Изготовление корзинки с цветами в технике йо-йо -10 часов. Педагог использует
объяснение, технологические карты (схемы), наглядные пособия.
1.4.Планируемые результаты.
Ожидаемые
результаты
и
способы
их
проверки.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы и делятся на:
теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества,
развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
Предметные:
-повышение интереса детей к истокам народного творчества;
-общие сведения по истории вязания;
- правила техники безопасности с колющими и режущими
предметами;
- основные технические приемы вязания крючком;
-условные обозначения и несложные схемы вязания;
- планирование последовательности операций, отбор нужныхдля
работы материалов и инструментов;
- организация и содержание в порядке своего рабочего места;
- приобретение знаний о профессиях декоративно-прикладного творчества,
учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора
профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда
муниципалитета.
Метапредметные:
- особенности материалов, используемых в работе;
-бросовый материал и возможность использования его в творчестве;
-название материалов, инструментов и приспособлений, их значения.
будут уметь:
- пользоваться ножницами, крючком для вязания иглами;
- правильно организовывать своё рабочее место;
- экономно расходовать, вырезать, склеивать материал;
- достигать желаемых результатов;
- применять познавательные способности в работе.
Личностные:
- стремление к самостоятельным действиям, аккуратности, трудолюбию,
собранности, целеустремленности;
- стремление к сохранению порядка на рабочем месте;
- умение рационально планировать свое рабочее и досуговое время;
- будет сформирована профессионально ориентированная личность.

13

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
ПП

Дата
план

1

Тема занятия
факт

1 модуль
Кол-во
Время
часов
проведен
ия
занятия

1. Технология изготовления цветов
из ткани.

20

История изготовления искусственных
цветов. Беседа о профессии дизайнера.
Техника безопасности при работе с
тканями, иглами.

2

2
Подготовка материалов и выкроек к
работе, правила переноса выкроек на
ткань.

Изготовление мака.

4

Место
проведе
ния

Форма
контроля

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

беседа

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

беседа

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ
работ,выстав
ка

2

3

Форма
занятия

15

4

Декоративная пауза: изготовление
открытки-сувенира ко дню учителя.

2

5
Виртуальная экскурсия в музей
флористики г. Ялта. Изготовление
ириса.

2. Изготовление игрушек и
украшений из пряжи и тканей.
1.

Техника безопасности при
работе с ножницами, иглами и
пряжей. Свойства пряжи и
необходимые инструменты.

ДТ

выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

беседа

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное

ДТ

беседа, опрос

4

7
Правила сборки и декорирования
композиций.

Групповая(к
омбинирован
ное занятие)

4

6
Изготовление розы.

Согласно
расписанию

2

24

2

16

занятие)
2.
Изготовление игрушки из пряжи
«Осьминог»

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное

ДТ

просмотр и
анализ работ
выставка

2

6.
Изготовление игрушки «Лошадка».

просмотр и
анализ работ,
выставка

4

5.
.
Изготовление брелка для ключей из
пряжи.

ДТ

2

4.
Техника изготовления
помпонов: игрушка «Домовенок».

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

2

3.
Беседа о профессии технолога
швейного производства. Изготовление
веревочной куклы.

Согласно
расписанию

2

17

занятие)

7.
Декоративная пауза. Изготовление
открытки ко дню мам в различных
техниках.
8.

9.

1.

Беседа о свойствах тканей и
использованию их в быту;
необходимые инструменты, техника
безопасности при работе с ними

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

беседа, опрос

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

итоговая
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

опрос

2

2

Онлайн-экскурсия в музей игрушек
г. Санкт-Петербурга. Изготовление
игрушек из ткани «Веселый огород» :
тыковка, морковь, чеснок .

6

3. Основные приемы вязания
крючком и обозначение их на
схемах , вязаные цветы.

24

Беседы об истории
происхождения вязания, рассказ о
возникновении вязания в России и за
рубежом.

2

18

2.

3.

4.

5.

6.

Техника безопасности при работе с
крючками ,ножницами, иглами и
пряжей. Условные обозначения
основных приемов вязания и их
обозначения на схемах.
Онлайн-экскурсия в музей вязания
«Вязариум», г. Иваново. Основные
виды петель. Цепочка из воздушных
петель и ее обозначение на схемах.
Вывязывание декоративного пояска с
кистями.
Вывязывание столбиков без накида и
обозначение их на схемах (на примере
вывязывания грибка или божьей
коровки)
Использование
соединительного столбика в вязании
по кругу(на примере вывязывания
грибка или божьей коровки .
Декоративная пауза.
Изготовление новогодней открытки в
различных техниках.

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

опрос

Групповая(к
омбинирован
ное занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие)

ДТ

опрос

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное

ДТ

выставка

Согласно
расписанию

2

2

4

2

2

19

занятие
7.

Вывязывание столбиков с
накидом и их обозначение на схемах
(на примере вывязывания
карандашницы).
Условные обозначения основных
приемов вязания, изучение схем
цветов. Вывязывание цветов:
хризантема, роза .
Итого:

8.

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие

ДТ

просмотр и
анализ работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбиниров
анное
занятие

ДТ

итоговая
выставка

6

4

68 часов

Модуль2
Дата
план

Тема занятия
факт
1. Технология изготовления
славянских кукол.

1.

История славянских кукол. Куклыобереги.

Кол-во
часов

Время
проведени
я занятия

Форма занятия

Место
проведения

Форма
контроля

24

2

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

беседа

20

2.

Посещение онлайн-выставки авторских
художественных кукол, изготовление
куклы-оберега «Крупеничка»
(Зерновушка).

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая(комб
инированное
занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

4

6.
Изготовление куклы-оберега
«Колокольчик».

просмотр
и анализ
работ,
выставка

4

5.
Изготовление куклы- оберега
«Кубышка-Травница».

ДТ

2

4.
Изготовление веппской куклы.

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

4

3.
Изготовление куклы-пеленашки.

Согласно
расписанию

4

21

7.

1.

Изготовление куклы
«Подорожница».
2. Полезные мелочи и аксессуары для
дома.
Вводная беседа: использование
нетрадиционных материалов в
творчестве и техника безопасности при
работе с ними .

4

итоговая
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

беседа

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

2

6

4.
Знакомство с профессией дизайнера
интерьера. Изготовление кухонной
прихватки из ткани.

ДТ

2

3.
Декорирование бутылок и сосудов.

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

24

2.
Посещение онлайн-выставки
«Вернисаж талантов» г. Уссурийск.
Изготовление карандашницы.

Согласно
расписанию

4

22

5.
Изготовление пасхальной корзиночки из
различных материалов.
6.

1.

6

3.Изготовление сувениров из
бросового материала.

28

Вводная беседа об использовании
бросового материала в быту и детском
творчестве.

2

2.

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

итоговая
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

беседа

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

4

3.
Изготовление диванной подушки
«Конфетка».

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

4

Изготовление бижутерии из тканибусы.

Изготовление кошелька (футляра) из
джинсовой ткани.

Согласно
расписанию

6

23

4.
Пэчворк без иглы: знакомство с
японской техникой аппликации из ткани
«кинусайга»
5.

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

просмотр
и анализ
работ,
выставка

Согласно
расписанию

Групповая
(комбинированн
ое занятие)

ДТ

Итоговая
выставка

6

Изготовление корзинки с цветами в
технике йо-йо

10

ИТОГО:

76

ВСЕГО:

144

24

2.2 Условия реализации программы.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, а педагог должен
свободно подходить к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать
росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Необходим
шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.
Занятия проводятся в хорошо освещенном кабинете со столом и
стульями.
Учебный кабинет оснащен столом для глажки, шкафами и стеллажами
для хранения дидактических пособий, учебных материалов, мусорной тарой.
Занятия
проводятся
с
необходимыми
инструментами
и
приспособлениями: простой карандаш, тетрадь, крючки, пряжа, ножницы,
иглы швейные, булавки, ткани, используется различный бросовый материал.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий специальное профессиональное образование.
2.3 Формы аттестации.
Формы подведения итогов реализации программы.
Эффективность
образовательного
процесса
оценивается
по
сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому
уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню
развития творческих способностей, по активности участия в выставках,
конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и
профессиональному самоопределению ребёнка и отслеживается в системе
разнообразных форм аттестаций:
- входного контроля (тесты, опрос);
- промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по
пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в
конкурсах);
- итоговой аттестации –участие в различного уровня выставках,
конкурсах, фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие
в творческих мастерских.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в
процессе обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в
художественных школах, колледжах, соответствующих факультетах вузов.
2.4 Оценочные материалы.
Для определения уровня достижения учащимися
планируемых
результатов целесообразно использовать тестирование, опрос, выставки,
викторины, текущий и тематический контроль; методами могут стать
практические и самостоятельные задания, мониторинги и другие формы
диагностики. Контрольный срез уровня обученности учащихся.

Диагностическая карта

25

«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
по программе «Волшебные ручки»
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планиру
емые
результа
ты

Критерий

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

На начало
обучения

1

2

3

4

Высокий
Низкий
уровень(3б.):
уровень
Учащийся знает
(1б.)
понятия и
термины,
предусмотренные
программой.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся
владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий
уровень(1б.):
Учащийся
владеет менее чем
½ объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.

2.Сформированн
ость
практических
навыков,
предусмотренны
х программой.

Высокий
уровень(3б.):
Сформированы
навыки,предусмо
тренные
программой.

Предметные результаты

1.Знания
понятийного
аппарата,
используемого
при реализации
программы

Низкий
уровень
(1б.)

По
окончании 1
модуля
декабрь
5

На окончание
обучения май

6

(1-3 б.)

Высокий
уровень (3б.)

(1-3б.)

Высокий
уровень (3б.)

26

Средний
уровень(2б.):
Учащийся
владеет1/2
объёмом навыков,
предусмотренных
программой.
Низкий
уровень(1б.):
Учащийся
владеет менее чем
½ объёмом
навыков,
предусмотренных
программой.
3.Владение
основными
приемами
работы с тканью,
текстильными
материалами.

Учащийся
Низкий
владеет
уровень
основными
(1б.)
приемами работы
с тканью и
текстильными
материалами.
Высокий
уровень(3б.):
Средний
уровень(2б.):
У учащегося
сформировано ½
объёма понятий о
приемах работы с
тканями.
Низкий
уровень(1б.):
(Менее ½
объема).

4.Владение
основными
приемами
вязания
крючком.

Высокий
Низкий
уровень(3б.):
уровень
владеет
(1б.)
основными
приемами вязания
крючком,
предусмотренным

(1-3 б.)

Высокий
уровень (3б.)

(1-3б.)

Высокий
уровень (3б.)

27

и программой;
средний
уровень(2б.):
владеет ½ частью
основных
приемов вязания
крючком,
предусмотренных
программой;
низкий
уровень(1б.):
владеет менее ½
частью основных
приемов вязания
крючком,
предусмотренных
программой.

5. Подбор
материалов с
учетом
характера
объекта труда и
технологии,
подбор и
применение
инструментов,
приборов и
оборудования в
технологически
х процессах с
учетом областей
их применения.

Высокий уровень
Низкий
(3б.): учащийся
уровень
владеет объемом
(1б.)
знаний,
предусмотренные
программой.
Средний уровень
(2б.): учащийся
владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень
(1б.): учащийся
владеет менее чем
½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой.

Вывод

Ме
та
пр
ед

1.Самостоятельн Высокий
ость при
уровень(3б.):

(1-3б.)

Низкий
уровень
Низкий

Высокий
уровень (3б.)

Высокий
уровень
(1-3б.)

Высокий

28

организации и
выполнении
различных
творческих
работ по
созданию
изделий.

2. Отражение в
устной или
письменной
форме
результатов
своей
деятельности.

уровень (3б.)

Учащийся
уровень
(1б.)
проявляет
самостоятельност
ь при
организации и
выполнении
творческих работ,
не нуждается в
помощи педагога.
Средний
уровень(2б.):
Учащийся
работает с
помощью
педагога или
родителей.
Низкий
уровень(1б.):
Учащийся
испытывает
затруднения при
выполнении
работы,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле и
контроле со
стороны педагога.
Высокий
уровень(3б.):
Учащийся
проявляет
самостоятельност
ь при
отражении в
устной или
письменной
форме
результатов своей
деятельности.
Средний уровень

Низкий
уровень
(1б.)

(1-3б.)

Высокий
уровень (3б.)

29

(2б.):
Учащийся с
помощью
педагога
отражает в устной
или письменной
форме результаты
своей
деятельности.
Низкий
уровень(1б.):
Учащийся
испытывает
затруднения при
отражении в
устной или
письменной
форме
результатов своей
деятельности,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле и
контроле со
стороны педагога.
3.Самостоятельн
ость в подборе и
работе с
литературой.

Высокий уровень
Низкий
(3б.): учащийся
уровень
работает с
(1б.)
литературой
самостоятельно,
не нуждается в
помощи со
стороны педагога.
Средний уровень
(2б): учащийся
работает с
литературой с
помощью
педагога или
родителей.

(1-3б.)

Высокий
уровень (3б.)

30

Низкий уровень
(1б.): учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
литературой,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроля со
стороны педагога

Низкий
Средний
Высокий
уровень
уровень
уровень
Условные обозначения: 1- низкий уровень, 2- средний уровень, 3- высокий
уровень.
Контрольные срезы проводятся в начале года и в конце года.
Вывод

Анализ достижений учащихся включает:
- текущую успеваемость обучающихся;
- динамику личных достижений в освоении предметных учений;
- активность и результативность участия обучающихся в выставках,
конкурсах, соревнованиях.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании
следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные
особенности воспитанников, содержание и характер труда.
2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие
технологии. Изучаемый материал подается детям в форме беседы, наглядных
пособий, чертежей, схем.
Первое время ребенок слепо копирует рисунок, поделки, позже
начинает проявлять свою фантазию, инициативу. Очень важно сделать
первые шаги на пути знакомства с миром рукоделия: необычным,
интересным и запоминающимся - ведь детям придется приобретать довольно
сложные навыки работы с крючком, а это потребует терпения, аккуратности,
умения сконцентрировать внимание. Однако не каждый ребенок сможет
освоить эти операции быстро и легко, требуется применять творческий
подход, учитывая индивидуальные особенности детей при изучении
материала.
Обучающиеся должны учиться анализировать, развивать образное и
пространственное
мышление.
Обучение
должно
сопровождаться

31

занимательными рассказами, сказками, стихами, загадками. В процессе
вязания дети, кроме приобщения к миру красоты, постигают еще и чувство
коллективизма, взаимовыручки. Вывязывая коллективные работы, учатся
анализировать свои работы, а также давать оценки работам своих товарищей.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, целью которых
является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому
образу жизни.
Алгоритм учебного занятия:
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в
виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
подготовительного, основного, контрольного,
рефлексивного (самоанализ), итогового. Каждый этап отличается от другого
сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием
для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который
строится как смена видов деятельности
учащихся:
восприятие
осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа:
организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
II этап подготовительный (подготовка
к
восприятию
нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и
мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача,
проблемное задание детям).
III этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать
следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2.Первичная проверка понимания Задача: установление правильности
,осознанности усвоения нового учебного материала, выявление невер
ных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические
задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или
обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действий. Применяют тренировочные
упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. - Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы
являются беседа и практические задания.

32

IV этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются устный опрос и задания различного уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
V этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как
работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями
и навыками овладели.
V I этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на
каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ
конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться
базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно больше половины учебного времени отводить на так
называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих
несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях
наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее
трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден
применять в новых условиях.
На занятии творческого объединения должна быть специально
организована часть, направленная на обеспечение безусловного понимания
сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом
оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию
материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно
отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
Поскольку истинное развитие мыслительных способностей
ученика
возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа
действия, необходимо на занятиях создавать ситуации поиска.
2.6 Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;

33

3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и
нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного
проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.:Фонд
новых форм развития образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации, Московский Государственный Технический
университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11.
Положение о разработке и
утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества
Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.
Литература, рекомендуемая педагогу:
Е. Чадова «Энциклопедия вязания крючком»;

34

О.С. Карпова «Школа вязания крючком. Полезные мелочи для дома»;
С.Ю. Расщупкина «Оригинальные идеи вязания крючком и на спицах».
Журналы «Валя-Валентина».
ДаниэлаСенто «Джинсовые фантазии. Шаг за шагом», 2007г.
Шилкова Е. А. «Мозаика. Рукоделие», Москва, 2011г.
Долгова Виталина «Славянские куклы-обереги своими руками», 2015г.
Кузнецова П. «Красивые цветы из ткани», Ростов, 2013г.
Литература, рекомендуемая учащимся:
Д.Р.Ханашевич «Я вяжу и вышиваю»;
Журналы «Валя-Валентина».
Электронные источники:
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/11/01/konspektzanyatiya-priyomy-vyazaniya-kryuchkom;
https://infourok.ru/vyazanie-kryuchkom-osnovnie-priemi-vyazaniyakryuchkom-1883460.html.

Приложение
Правила безопасной работы с ручным инструментом.

35

Тесты к разделам программы №1,2,5,6
1.Как правильно передавать ножницы?
А) острыми концами вперёд;
б) в открытом виде;
в) закрытыми, тупыми концами вперёд.
2.Где хранить иглы?
А) в одежде;
б) в игольнице;
в) на столе.
3.Как отмерить нитку?
А) обрезать;
б) оторвать;
в) откусить.
4.Перед началом работы в мастерской необходимо:
а) распустить волосы, расстегнуть одежду;
б) вымыть руки, надеть рабочую форму;
в) забыть дома рабочую тетрадь и альбом.
5.Закончив работу в мастерской, необходимо:
а) быстро убежать на перемену, оставив всё на рабочем столе;
б) попросить учителя или товарища прибрать за вами;
в) убрать своё рабочее место, повесить на место рабочую форму.
6.Дежурный по мастерской должен:
а) убрать только своё рабочее место;
б) убрать рабочие места других учеников;

36

в) помыть доску, полить цветы, протереть пыль, подмести и вымыть пол,
проветрить класс.
7.Иголку хранят:
А) в одежде;
Б) в игольнице;
В) на столе.
8.Утюг выключают держась:
А) за шнур;
Б) за корпус вилки;
В) за штепселя вилки.
9.При работе с электроутюгом нужно стоять:
А) босыми ногами на полу;
Б) на резиновом коврике;
В) на одной ноге.
10.Шнур электроутюга должен быть:
А) завязан узлами;
Б) без заломов, узлов и оголённых мест;
В) с нарушенной изоляцией.
11.После окончания работы утюг ставят:
А) на край стола;
Б) на специальную подставку;
В) подошвой на стол.
Тесты к разделу №3 «Вязание крючком».

37

1. Основой вязания крючком, на которой строятся все узоры, является
цепочка.
а. да
б.нет
2. Если в работе используют толстый крючок и тонкие нитки, полотно
будет:
а. мягким
б.плотным
в.рыхлым
г.тонким
3. Назовите элемент, который в вязании крючком не существует
самостоятельно:
а. цепочки
б.столбик
в.пышный столбик
г. накид
4. Какая петля формирует первую петлю ряда?
а. петля подъема
б.ведущая петля
в.вытянутая петля
г. столбик
5. Определите количество рядов узора вязаного полотна на схеме:

а. три
б.четыре
в.пять
г.шесть
6. Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом
нового ряда, называются петлями…
а. Цепочки;
б. Подъема;
в. Столбика.
7. При вязании крючком круга от центра:
а) сохраняют постоянное количество петель;
б) выполняют прибавки петель, равномерно распределив их в ряду;
в) выполняют прибавки петель только в определенных местах ряда.
8. Номер крючка соответствует
а) длине рабочей части стержня крючка, выраженной в сантиметрах;

38

б) диаметру стрежня крючка, выраженному в миллиметрах;
в) длине захвата головки крючка, выраженной в миллиметрах
9. Воздушные петли при вязании крючком
а) используются только для набора начального ряда;
б) участвуют только в расширении полотна;
в) используются при наборе начального ряда, вывязывании узоров,
расширении полотна.

Тесты к разделам программы №1, 4

39

Вопрос № 1
Из чего изготовляют ткани?
из стриженой шерсти;
из нитей, пряжи;
из волокон.
Вопрос № 2
На какие типы делятся все волокна?
натуральные и искусственные;
натуральные и синтетические;
химические и натуральные;
Вопрос № 3
Волокна, полученные из шерсти верблюда, относятся к
натуральным волокнам, растительного происхождения;
натуральным волокнам, животного происхождения.
Вопрос № 4
Какую часть растения лён берут для получения волокон?
листья и цветы;
стебли и листья;
стебли и корни;
стебли.
Вопрос № 5
Из чего получают искусственные волокна?
из каменного угля;
из древесины;
из нефти.
.Вопрос № 6
Как различаются нитки?
по происхождению и по номерам;
по номерам;
по цвету.
Вопрос № 7
Сколько сторон имеет ткань?
4
2
3
1

40

Тесты к разделам №5, 6 программы «Работа с различными
материалами».
1.Технология – это:
A) наука о технике;
B) сложная работа;
C) изготовление игрушек;
D) способы и приемы выполнения работы.
2. Что не является орудием труда (инструментом):
A) молоток;
B) ножницы;
C) бумага;
D) игла.
3.Работать – это значит:
A) скучать;
B) играть;
C) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;
D) развлекаться.
4.Укажи, что относится к природным материалам:
A) бумага;
B) ткань;
C) пластилин;
D) глина.
5.Пластилин – это:
A) сорт глины;

41

B) материал, созданный человеком;
C) природный материал;
D) строительный материал.
6.Продолжи пословицу: «Не боги горшки обжигают, а …»:
A) повара;
B) печи;
C) мастера;
D) солнце.
7.Что такое ткань?
A) сорт бумаги;
B) материал, созданный человеком;
C) природный материал;
D) декоративный материал.
8.Из чего ткут ткань?
A) из ниток;
B) из волокна;
C) из травы;
D) из шерсти.
9.Какого вида ткани не существует:
A) шерстяная;
B) шелковая;
C) древесная;
D) хлопчатобумажная.
10.Что не является швейным материалом?

42

A) пряжа;
B) нитки;
C) бумага;
D) тесьма.
11.Выбери, кто работает с тканью:
A) архитектор;
B) швея;
C) гончар;
D) повар.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».