Робототехника

Подписано цифровой подписью:

БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
Е БЮДЖЕТНОЕ
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
УЧРЕЖДЕНИЕ
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
ГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.2.643.100.1=120D3130323233303335303035
3831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536
"ДОМ
, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233323630303933383
33031, email=ivan_123@mail.ru,
ТВОРЧЕСТВА
givenName=Галина Ивановна,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЕЛОГЛИНСКОГО sn=Позднякова,
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:13:49 +03'00'

Содержание программы:
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел 3. Воспитание. Календарный план воспитательной работы.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
Введение
Государство и современной общество ставят перед образованием новые
цели и ориентиры по подготовке школьников к жизни в условиях быстрых инновационных перемен. Таким образом, одной из главных целей и задач современного российского образования является социализация школьников. Сегодня
важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но
и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Процесс
глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления,
способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Технологии образовательной робототехники способствуют развитию
разносторонне-развитой личности, так как объединяют разные способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование конструкторов значительно повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов на ступени основного общего образования, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.
Основной целью данного направления является: раскрытие творческих
способностей обучающихся, направленное на изучение сферы применения роботизированных технологий и получение практических навыков в конструировании и программировании робототехнических устройств.
1.1.

Пояснительная записка.

Направленность программы - техническая.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для учащихся 10 -14 лет, интересующихся робототехникой.
Программа рассчитана на один год обучения (144 часов).
Программа разработана на основе методических разработок авторских
программ по робототехнике Васильева Андрея Дмитриевича педагога дополнительного образования г. Санкт-Петербург, Невского Александра Александровича педагога дополнительного образования г. Тихорецк. Программа ориентирована на развитие технических способностей детей, воспитания творческой
личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих
способностей обучающихся, направленное изучить сферу применения роботизированных технологий и получить практические навыки в конструировании и
программировании робототехнических устройств.
Актуальность данной образовательной программы определяется тем,
что в современном обществе существует множество важных проблем, на которые никто не обращает внимания до тех пор, пока ситуация не становится ката-

строфической. Одной из таких проблем в России является её недостаточная
обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Необходимо ввести популяризацию профессии инженера. Интенсивное
использование роботов в быту, на производстве, чтобы пользователи обладали
современными знаниями в области управления роботами, что позволит развивать новые, умные и безопасные автоматизированные системы.
Новизна программы заключается в следующем:
Во-первых, учащиеся получают знания, используя схемотехнику и технологии современного мирового уровня.
Во-вторых, программа впервые реализуется в данном Учреждении и призвана ознакомить учащихся с основами робототехники.
Направленность программы - техническая, так как отличительной особенностью данной программы от существующих программ является её направленность не только на конструирование и программирование Lego- моделей,
сколько на умение анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию конкурентно способной модели.
Педагогическая целесообразность:
Применение конструкторов LEGO MINDSTORMS Education EV3 во внеурочной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет
учащимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки. Помогает выработке у школьников профессионального самоопределения.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ то, что:
курс основан на использовании комплектов LEGO MINDSTORMS Education EV3 и визуальной среды программирования для обучения робототехнике
LEGO MINDSTORMS Education.
Основная форма работы: очная, практические занятия, создание моделей роботов.
Адресат программы: дети в возрасте от 10-14 лет.
Уровень программы, объем и сроки: базовый уровень программы, 1
год (144 часа), срок освоения: недельная нагрузка составляет 2 часа два раза в
неделю. Продолжительность академического часа - 45 минут. В ходе занятий
предусматривается перерыв 10 минут.
Базовый уровень направлен на освоение основ робототехники, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации

к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не
только успешности обучения, но и создают возможности освоения творческопродуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей. Кадровые условия реализации программы: для реализации программ базового уровня
требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной
области, знающий специфику ОДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Формы обучения - очная.
Режим занятий -2 раза по 45 минут..
Особенности организации образовательного процесса Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся - групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей - объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
вые.

Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игро-

Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение по инженерным профессиям по программам проекта
«Точка роста».
1.2.

Цели и задачи программы.

Целью программы является обучение учащихся основам робототехники, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём
организации его деятельности в процессе интеграции начального инженернотехнического конструирования и основ робототехники. Оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы
будущей профессиональной деятельности.
Задачи:

Предметные.
- ознакомление с основами автономного программирования
LEGO MINDSTORMS Education EV3;
- ознакомление со средой программирования LEGO MINDSTORMS
Eduсation EV3;
-получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

-получение первоначальных навыков программирования;
-формирование у обучающихся полноценного представления о современном мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Метапредметные:
-развитие конструкторских навыков;
-развитие логического мышления;
-развитие пространственного воображения.
Личностные:
-воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
-развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в
коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
-формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать,
извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
-формирование профессионально-ориентированной личности.
1.3.
№
п\п

Содержание программы

Количество часов
Наименование раздела, темы
всего теория практика
Раздел 1.Инструктаж по
ТБ

1
1.1

2

Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с
деталями. Правила сборки
комплектов конструктора.
ТБ при работе с компьютером.
Раздел 2.Введение:
информатика
робототехника

-

2

2

2

2

-

2

2

-

Формы
аттестации/
Опрос

Самостоятельная
работа

2.1

3
3.1

3.2

3.3
3.4

3.5
3.6

3.7

3.8

4
4.1

Развитие наук, путь от ком2
пьютера к роботу. Входной
тест. Построение простейшей модели. Элемент соревнования
Раздел 3. Основы кон16
струирования
2
Простейшие механизмы.
Названия и принципы
крепления деталей. Виды
не моторизированного
транспортного средства.
Рычаг. Зубчатая передача:
прямая, коническая, червячная
Передаточное отношение.
2
Ременная передача, блок.
Колесо, ось. Центр тяжести.
Измерения.
Хватательный механизм
2
Виды механической пере2
дачи. Зубчатая и ременная
передача. Передаточное отношение
Повышенная передача.
2
Волчок
2
Понижающая передача.
Силовая «Крутилка» Передаточное отношение
2
Редуктор. Осевой редуктор
с заданным передаточным
отношением
2
Построение
«фантастического»
животного
Раздел 4.Моторные меха16
низмы
Виды моторизованного
транспортного средства.
Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока

2

4

12

2

-

-

2

2
-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

4
2

-

2

12
-

Мастер- класс

4.2

Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие
роботы

2

2

-

2

-

2

2
2
2
2
2

-

2
2
2
2
2

4

2

2

2

2

-

2

-

2

30

6

24

2

2

-

2

-

2

2

2

-

2

2

-

6.5

Знакомство с контроллером.
Одномоторная тележка

2

-

2

6.6
6.7
6.8
6.9

Встроенные программы
Двухмоторная тележка
Датчики
Среда программирования

2
2
2
2

-

2
2
2
2

4.3

4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1

5.2

6.
6.1

6.2

6.3

6.4

Стационарные моторные
механизмы.
Одномоторный гонщик
Робот-тягач
Сумотори
Шагающие роботы
Маятник Капицы
Зачет
Раздел 5 Трехмерное моделирование
Знакомство с трехмерным
моделированием.
Зубчатая передача
Создание трехмерных моделей конструкций из Lego
Раздел 6 Введение в робототехнику
Знакомство с контроллером NXTи RCX. Встроенные программы
Датчики. Среда программирования. Стандартные
конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы
Решение простейших задач. Цикл.
Ветвление, параллельные
задачи

Соревнование

Выставка

6.10
6.11
6.12
6.13

Колесные, гусеничные и
шагающие роботы
Решение простейших задач.
Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Виды соревнований:
Кегельринг

6.14

Следование по линии

6.15
7.

Путешествие по комнате
Раздел 7 Основы управления роботом.
Эффективные
конструкторские и программные решения классических задач

7.1

7.2

7.3

7.4

Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные
задачи, подпрограммы,
контейнеры и пр.
Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор
Защита от застреваний

Траектория с перекрестками
7.6
Пересеченная местность
7.7
Обход лабиринта
7.8
Анализ показаний разнородных датчиков
7.9
Синхронное управление
двигателями
7.10
Робот-барабанщик
Раздел 8.
8.
Удаленное управление
Управление роботом через
8.1
bluetooth
8.2
Передача числовой информации Кодирование при
передаче
7.5

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

20

4

16

2

2

-

2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2
2

-

2
2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

8

2

6

2

2

-

2

-

2

Соревнование

Выставка

8.3
8.4

Управление моторами через bluetooth
Устойчивая передача данных

2

-

2

2

-

2

8

2

6

2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

22

4

18

2

2

-

2

2

-

Игровые поединки «Сумо»

2

-

2

Игровые поединки «Сумо»
Игровые поединки Перетягивание каната
Игровые поединки Кегельринг
Следование по линии
Слалом
Слалом
Игровые поединки Лабиринт
Игровые поединки Лабиринт
Раздел 11 Творческие
проекты
Разработка творческих
проектов на свободную тематику.
Одиночные и групповые
проекты.
Роботы-помощники

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2
2
2

-

2
2
2

2

-

2

2

-

2

10

2

8

2

2

-

2

-

2

2

-

2

Раздел 9 Игры роботов
Использование удаленного
управления. Простейший
искусственный интеллект
9.2
«Царь горы»
9.3
Управляемый футбол роботов
9.4
Футбол с инфракрасным
мячом (основы)
Раздел 10 Состязания ро10.
ботов
10.1
Подготовка команд для
участия в состязаниях роботов различных уровней
10.2
Использование микроконтроллеров NXTи RCX.
9.
9.1

10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8
10.9
10.10
10.11
11.
11.1

11.2
11.3

человека

Выставка

Соревнование

Выставка
моделей

11.4
11.5
12.
12.1

12.2
12.3
12.4

Роботы-артисты
Свободные темы
Раздел 12 Итоговое занятие
Повторение основ конструирования, программирования
Сдача проектов
Тестирование проектов
Итого

2
2

-

2
2

6

2

2

2

-

2
2
144

36

2
2
108

4

Защита проектов

Содержание учебного плана.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные
разделы:
1. Инструктаж по ТБ (2ч)
Теория: Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с деталями.
Правила сборки комплектов конструктора. ТБ при работе с компьютером.
2. Введение: информатика, робототехника
Теория-практика: Развитие наук, путь от компьютера к роботу. Входной
тест. Построение простейшей модели. Элемент соревнования.
3. Основы конструирования (2ч)
Теория: Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей. Виды не моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения.
Практика: решение практических задач и принципы крепления деталей.
Построение «фантастического» животного. Строительство высокой башни.
Конструирование механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства Хватательный механизм
Виды механической передачи. Зубчатая и ременная передача. Передаточное отношение.
Повышающая передача. Волчок. Понижающая передача. Силовая «Крутилка»
Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением. Зачет
4. Моторные механизмы (16ч)
Теория: Виды моторных механизмов. Механизмы с использованием
электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие
шагающие роботы.
Практика: Конструирование механизмов и роботов.

Стационарные моторные механизмы. Одномоторный гонщик Роботтягач Сумотори. Фестиваль «Робофест». Шагающие роботы. Маятник
Капицы. Зачет
5. Трехмерное моделирование (4ч)
Теория: Знакомство с трехмерным моделированием. Зубчатая передача.
Практика: Создание трехмерных моделей конструкций из Lego. Введение в виртуальное конструирование. Построение зубчатой передачи.
Построение простейших моделей.
6. Введение в робототехнику (30ч)
Теория: Знакомство с контроллером NXTи RCX. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов.
Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл,
Ветвление, параллельные задачи.
Практика: Конструирование и программирование моделей.
Знакомство с контроллером.
Одномоторная тележка.
Встроенные программы.
Двухмоторная тележка.
Датчики.
Среда программирования.
Колесные, гусеничные и шагающие роботы.
ника.

Решение простейших задач. Соревновательная и спортивная робототехЦикл. Ветвление, параллельные задачи.
Виды соревнований: Кегельринг.
Следование по линии.
Путешествие по комнате.

7. Основы управления роботом (20ч)
Теория: Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей
Релейный регулятор. Пропорциональный регулятор. Защита от застреваний. Траектория с перекрестками. Пересеченная местность. Обход лабиринта.

Анализ показаний разнородных датчиков. Синхронное управление двигателями. Робот-барабанщик.
8. Удаленное управление (8ч)
Теория: Управление роботом через Bluetooth
Практика: Программирование моделей. Передача числовой информации.
Кодирование при передаче. Управление моторами через Bluetooth.
Устойчивая передача данных.
9. Игры роботов (8ч)
Теория:
Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления.
Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация
новых видов робо- спорта.
Практика: Проведение игр.
«Царь горы»
Управляемый футбол роботов Футбол с инфракрасным мячом (основы)
10. Состязания роботов (22ч)
Теория: Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней. Викторина «Деталька». Регулярные поездки. Использование
микроконтроллеров NXTи RCX.
Практика: Проведение состязаний. Поездки на соревнования роботов
различных уровней.
Сумо.
Перетягивание каната. Виды соревнований. Кегельринг. Следование по
линии. Слалом. Лабиринт.
11. Творческие проекты (10ч)
Теория: Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты.
Практика: Работа с проектами. Правила дорожного движения. Роботыпомощники человека. Роботы-артисты. Свободные темы
12. Итоговое занятие (6ч)
Теория: Повторение основ конструирования, программирования. Сдача
проектов.
Практика: Тестирование проектов. Регулярные выставки и поездки. Участие в научно-практической конференции и в различных конкурсах- фестивалях.

1.4. Планируемые результаты.
По окончании изучения программы учащиеся будут иметь результаты:
Предметные.
- познакомились с основами автономного программирования LEGO
MINDSTORMS Education EV3;
- познакомились со средой программирования LEGO MINDSTORMS
Education EV3;
-получили навык работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получили первоначальный навык программирования.
Метапредметные:
-развит конструкторский навык;
-развито логическое мышление;
-развито пространственное воображение.
Личностные:
-развит у детей интерес к техническим видам творчества;
-развиты коммуникативные компетенции: навык сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развиты социально-трудовые компетенции: воспитание трудолюбия,
самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
-сформированы и развиты информационные компетенции: навык работы
с различными источниками информации, умения самостоятельно искать,
извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный,
промежуточный и итоговый контроль.

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
№п\п
Дата
Тема занятия
Форма
Место Форма
Кол-во чаВремя
сов Прозанятия проведе контроля
проведения
должиния
План Факт
тельность
занятия
1
2(45)
групповая
ДТ
Знакомство с конструктором ЛЕГО.
ТБ при работе с деталями. Правила
сборки комплектов конструктора. ТБ
при работе с компьютером.
2

Развитие наук, путь от компьютера к
роботу. Входной тест. Построение
простейшей модели. Элемент соревнования

3

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

Простейшие механизмы. Названия и
принципы крепления деталей. Виды
не моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная
4

Передаточное отношение. Ременная
передача, блок. Колесо, ось. Центр
тяжести. Измерения.

2(45)

групповая

ДТ

5

Хватательный механизм

2(45)

групповая

ДТ

Беседа

6

Виды механической передачи. Зубчатая и ременная передача. Передаточное отношение

2(45)

групповая

ДТ

7

Повышенная передача. Волчок

2(45)

групповая

ДТ

8

Понижающая передача. Силовая
«Крутилка» Передаточное отношение

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

9
10

11

Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением
Построение «фантастического» животного
Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного
блока

13

Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы
Стационарные моторные механизмы.
Одномоторный гонщик

14

Робот-тягач

12

15

Сумотори. Фестиваль «Робофест».

2(45)

групповая

ДТ

16
17

Шагающие роботы
Маятник Капицы

2(45)
2(45)

групповая
групповая

ДТ
ДТ

Цикл занятий
«Мир профессий».

18

Зачет

2(45)

групповая

ДТ

19

Знакомство с трехмерным моделированием. Зубчатая передача

2(45)

групповая

ДТ

20

Создание трехмерных моделей конструкций из Lego

2(45)

групповая

ДТ

21

Знакомство с контроллером NXT и
RCX. Встроенные программы

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

23

Датчики. Среда программирования.
Стандартные конструкции роботов.
Колесные, гусеничные и шагающие
роботы
Решение простейших задач. Цикл.
Ветвление, параллельные задачи

24

Знакомство с контроллером

2(45)

групповая

ДТ

25

Одномоторная тележка

2(45)

групповая

ДТ

26
27

Встроенные программы
Двухмоторная тележка

2(45)
2(45)

групповая
групповая

ДТ
ДТ

28

Датчики

2(45)

групповая

ДТ

29

Среда программирования

2(45)

групповая

ДТ

30

Колесные, гусеничные и шагающие
роботы

2(45)

групповая

ДТ

22

31

Решение простейших задач. Соревновательная и спортивная
робототехника.

Беседа
2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

2(45)

групповая

ДТ

33

Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Виды соревнований: Кегельринг

34

Следование по линии

2(45)

групповая

ДТ

35

Путешествие по комнате

2(45)

групповая

ДТ

36

Эффективные конструкторские и
программные решения классических
задач

2(45)

групповая

ДТ

37

Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.

2(45)

групповая

ДТ

32

38

Релейный регулятор.
Пропорциональный регулятор

2(45)

групповая

ДТ

39

Защита от застреваний

2(45)

групповая

ДТ

40

Траектория с перекрестками

2(45)

групповая

ДТ

41

Пересеченная местность

2(45)

групповая

ДТ

42

2(45)

групповая

ДТ

43

Обход лабиринта
Анализ показаний разнородных датчиков

2(45)

групповая

ДТ

44
45

Синхронное управление двигателями
Робот-барабанщик

2(45)
2(45)

групповая
групповая

ДТ
ДТ

г

46

Управление роботом через bluetooth

2(45)

групповая

ДТ

47

Передача числовой информации Кодирование при передаче

2(45)

групповая

ДТ

48

Управление моторами через bluetooth

2(45)

групповая

ДТ

49

Устойчивая передача данных

2(45)

групповая

ДТ

50

2(45)

групповая

ДТ

51

Использование удаленного управления. Простейший искусственный интеллект
«Царь горы»

2(45)

групповая

ДТ

52

Управляемый футбол роботов

2(45)

групповая

ДТ

53

Футбол с инфракрасным мячом (основы)

2(45)

групповая

ДТ

54

Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней. Викторина «Деталька».

2(45)

групповая

ДТ

55

Использование микроконтроллеров
NXTи RCX.

2(45)

групповая

ДТ

56

Игровые поединки «Сумо»

2(45)

групповая

ДТ

57

Игровые поединки «Сумо»

2(45)

групповая

ДТ

58

Игровые поединки Перетягивание
каната

2(45)

групповая

ДТ

59

Игровые поединки Кегельринг

2(45)

групповая

ДТ

60

Следование по линии

2(45)

групповая

ДТ

61
62

Слалом
Слалом

2(45)
2(45)

групповая
групповая

ДТ
ДТ

Викторина

63

Игровые поединки Лабиринт

2(45)

групповая

ДТ

64

2(45)

групповая

ДТ

65

Игровые поединки Лабиринт
Разработка творческих проектов на
свободную тематику.

2(45)

групповая

ДТ

66
67

Одиночные и групповые проекты.
Роботы-помощники человека

2(45)
2(45)

групповая
групповая

ДТ
ДТ

68

Роботы-артисты

2(45)

групповая

ДТ

69

Свободные темы

2(45)

групповая

ДТ

70

Повторение основ конструирования,
программирования

2(45)

групповая

ДТ

71

Сдача проектов

2(45)

групповая

ДТ

72

Тестирование проектов

2(45)

групповая

ДТ

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место,
шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты
хранятся также в шкафу в пластиковых контейнерах.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования
Кильдышева Юлия Михайловна, имеющая высшее инженерное образование.
Стаж работы в образовании один год. Соответствует занимаемой должности.
2.3. Форма аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и
высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Аттестация (начальная, текущая и итоговая) по программе проводится в
формах, определенных учебным планом (см выше) как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным
актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет». Учащимся,
успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу «Робототехника» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются сертификаты, которые самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательная
организация, выдаются почетные грамоты, призы и другие виды поощрений.
Результаты аттестации фиксируются: видеозаписью, грамотой, готовой работа,
дипломом, дневником наблюдений, журналом посещаемости, материалом тестирования, методической разработкой, портфолио, фотом, отзывом детей и родителей.

2.4. Оценочные материалы.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические материалы.
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе; (приложение)
-Диагностическая карта личностного развития воспитанников
заполняются отдельно по каждой группе.
Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ___________________________________________
ФИО
По программе _______________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)

Предметные результаты

Планируемые
результаты

Критерий (пиСтепень выраженности
сать критерии по оцениваемого качества
задачам своей
программы)

Занятия понятийного аппарата, используемого при реализации программы.

Владение объемом знаний,
предусмотренных програм-

Высокий уровень (3б.):
учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом знаний, предусмотренные программой.

На начало обучения
(вводный)
14.09 –
18.09.202
3

На конец
первого
полугодия
(промежуточный)
21.1225.12.202
3

На конец
обучения(итог
овый)
25.05.28.05.202
4

Низкий
уровень
(1 балл)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3 балла)

Низкий
уровень
(1 балл)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3 балла)

мой.

Подбор
материалов с учетом
характера объекта труда и
технологии,
подбор и применение
инструментов,
приборов
и
оборудования в
технологических процессах
с учетом областей их применения.

Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных программой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом знаний, предусмотренные программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных программой.

Метапредметные
результаты

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами
и соблюдение
трудовой и технологической
дисциплины.
ВЫВОД:
Самостоятельность в подборе
и работе с литературой.

Высокий уровень (3б.):
учащийся работает с литературой самостоятельно, не нуждается в помощи со стороны педагога.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с литературой с помощью пе-

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3 балла)

1-3 баллов

Высокий
уровень

Низкий
уровень
(1 балл)

Низкий
уровень

Низкий
уровень
(1 балл)

Высокий
уровень
(3 балла)

дагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
СамостоятельВысокий уровень (3б.):
ность в органи- учащийся работает самозации проектной стоятельно.
деятельности.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с помощью педагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Проявление
инновационного
подхода к решению учебных
и практических
задач в процессе моделирова- Высокий уровень (3б.):
ния изделия или учащийся работает самостоятельно.
технологического процесса. Средний уровень (2б):
учащийся работает с поСамостоятельмощью педагога или роная
организадителей.
ция и выполнеНизкий уровень (1б.):
ние различных учащийся испытывает сетворческих ра- рьезные затруднения,
бот по созда- нуждается в постоянной
нию
техниче- помощи и контроля со
ских изделий.
стороны педагога
Согласование и
координация
совместной познавательнопродуктивной
деятельности с

Низкий
уровень
(1 балл)

Низкий
уровень (1
балл)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3 балла)

1-3 баллов

Высокий
уровень (3
балла)

другими
ее
участниками.
ВЫВОД:

Низкий
уровень

1-3 баллов

Высокий
уровень

2.5. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разно уровневого
обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы
учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка,
в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения
педагога с детьми на основе личностно ориентированной модели.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию; • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
и др.

Дидактические материалы по темам программы:
Графическая грамота.
Технические и технологические понятия.
Конструирование из плоских деталей.
Конструирование объемных моделей, предметов.
Техническое моделирование.
Средства обучения:
Конструктор Лего для уроков робототехники – Lego Mindstorms.
Работа ведется со следующими наборами лего- конструктора:
LEGO MINDSTORMS Education, в состав которого входят.
Детали образуют 5 больших групп.
1) Электронные компоненты
Микропроцессорный модуль NXTс батарейным блоком.
Три мотора со встроенными датчиками
- Ультразвуковой датчик (датчик расстояния)
- Датчик касания
- Датчик звука - микрофон
- Датчик освещенности Комплект соединительных кабелей
- USBкабель для подключения NXT к компьютеру
-Соединительные кабеля разной длины для подключения датчиков и сервоприводов к NXT
-Кабель-переходник для подключения датчиков старого образца (совместимых с RCX) к NXT Три лампочки
Лампочки подключаются в выходным портам A, B и C NXT
2)
3)
4)
5)

Шестеренки колеса и оси
Соединительные элементы
Конструкционные элементы
Специальные детали

Тема: _____________

Алгоритм учебного занятия.

Дата проведения ________________
Средства обучения:
Методы обучения:

Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1.
2.
3.
4.
5.

Организационная часть.
Теоретическая часть
Практическая часть
Результативность
Подведение итогов занятия.

Раздел 3. Воспитание. Календарный план воспитательной работы
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций Кубанской культуры;
- информирование детей, организация общения между ними на содержательной
основе целевых ориентиров воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям технической направленности, к собственным нравственным позициям и этике поведения
в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы технической направленности, применение
полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания:
- интерес к личностям деятелей российской и мировой науки, ценностям научной этики, объективности;
-понимание личной и общественной ответственности учёного, исследователя;
-стремление к достижению общественного блага посредством познания, исследовательской деятельности;
- уважение к научным достижениям российских учёных;
- интерес к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
- понимание значения техники в жизни российского общества;
- интерес к личностям конструкторов, организаторов производства;
- навыки определения достоверности и этики технических идей;
- уважение к достижениям в технике своих земляков;

- воля, упорство, дисциплинированность в реализации проектов;
- опыт участия в технических проектах и их оценки.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают
опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному
выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности
конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является

предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества».
Консультации для родителей по регистрации и
подаче заявок на интересующие программы для
детей на информационном сайте Навигатор
Цикл мероприятий, посвященные освобождению Краснодарского
края и завершению битвы за Кавказ:
-Классный час и открытые тематические занятия.
Месячник пожилых
людей:
- проведение акции добр
воли
«Милосердие от сердца
190 лет со дня рождения
Альфреда Нобеля
(1833-1896)
Участие в муниципальном конкурсе детского
творчества «Мой любимый Учитель»
Цикл- онлайн событий
«День народного единства»:
- Кубань- территория
единства
Поздравление мам с помощью робототехники
«Моей любимой маме»
«Чудеса под Новый год»,

01.09.2024

Экскурсия
по кабинетам ДТ
ДТ, 8 кабинет

Экскурсия по кабинетам ДТ, выставка работ
детей.
Заявки от родителей в
Навигаторе .

0610.10.2023

ДТ, 8 кабинет

Проведение классного
часа «Битва за Кавказ»,
фото отчет.

11.10.2023

выезд

Фото и видеоматериалы.

16.10.2023

Презентация

Фото и видеоматериалы

октябрь

Мастеркласс в
ДТ,8 кабинет
ДТ, 8 кабинет

Выставка открыток к
Дню учителя, участие в
конкурсах.

04.09.2024

Практический результат
и информационный продукт, иллюстрирующий
успешное достижение цели события

0607.11.2023

ДТ

Проведение классного
часа приуроченного ко
Дню народного единства « Вместе мы- сила!», фото отчет.
Фото и видеоматериалы

23-

Представ-

Развлекательное меро-

31.10.2023

10
11

12

13

14
15

16
17

18

19

20
21

22

посвященный празднованию Нового года
День Героев Отечества

30.12.2023
декабрь

ление в
ДШИ
Тематическая беседа
Белоглинский район

приятие для детей. Фото.
Фото и видеоматериалы

Экскурсия- прогулка по
23Фото отчет.
местам боевой славы с. 27.01.2024
Белая Глина
«Памяти павших будем
достойны!»
День полного освобожянварь
ДТ
Фото и видеоматериалы
дения Ленинграда от
фашисткой блокады
Акции «Мир начинается
24.01.ДТ
Фото отчет.
с тебя» (посылка солда24.02.
ту)
2024
«Собери робота с папай»
19.02,
Фото отчет.
20.02.2024
ДТ
460 лет со дня рождения 27.02.2024 Беседа ДТ
Фото отчет.
итальянского учёного
Галилео Галилея (15641642)
«Самым милым и любимарт
МероприяВидеопоздравление.
мым»
тие в ДТ
Видео отчет.
«Минздрав предупре12.03.2024 ТематичеФото отчет.
ждает» (о вреде алкогоская беседа,
ля, курения)
показ мультфильма
«По просторам Вселен- 8.04. 2024
ПрезентаФото отчет.
ной», посвящённое дню
ция ДТ
космонавтики.
«Православная Пасха» 22.04.2024 ТематичеФото отчет.
воспитание духовноская беседа,
нравственных ценноигры
стей, традиций Кубанской культуры
«Будем помнить…»
май
Выставка в Выставка открыток к 9
ДТ
мая.
Проект «Мы помним, мы
02.05.ДТ, мемоМодели боевой технигордимся…»:
09.05.
риал
ки, открытки, фото от2024
чет.
(работ ДПИ, ИЗО)
- Акция «Красная гвоздика».
-Концерт ко Дню Победы
«И пусть поколения
знают…»
«День радио» изобретеВыставка в Выставка работ детей,
ния, которые перевернуДТ
фото отчет.

ли мир.

Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ(включая разноуровневые программы)», письмо Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализациии дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения
России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы для педагога
1. Шахинпур М. Курс робототехники. - М.: Мир, 1990. - 527с.
2. Фу К., Гонсалес Р., Ли К. Робототехника: Персангл. - М.: Мир, 1989. - 624с.
3. Наука. Энциклопедия. - М., «РОСМЭН», 1997г. - 125с.
4. Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 1987. - 463с.
5. Искусственный интеллект 5 больших идей. Руководитель проекта И.Позина.
Перевод, адаптация книги осуществлены ООО «СберОбразование», 2022 – 150 с.
6. Как устроен РОБОТ? Разбираем механизмы вместе с Лигой Роботов! – СПб.:
Питер, 2020 – 48 с.
7. Роботы. Детская энциклопедия / Ольга Жаховская. – М.: Манн, Иванов и
Фербер, 2021. – 80с.
8. Роботы уже здесь. Просто о робототехнике / И.Грэхем. – М.: Клевер-МедиаГрупп, 2021. – 32 с.
9. Русин Г.С., Дубовик Е.В., Иркова Ю.А. Привет, Робот! Моя первая книга по
робототехнике – СПб.: «Наука и Техника», 2018. – 304 с.
Интернет-источники:
1. 1 http://www.legoengineering.com/library/doc download/150-nxtconstructopedia-beta-21.html.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/. Википедия.
3. http://www.russianrobotics.ru/directions/hellorobot/. РОБОТОТЕХНИКА
Инженерно-технические кадры инновационной России.

4. http://www.int-edu.ru/.Институт новых технологий
5. http://education.lego.com/ru-ru/lego-education-productdatabase/mindstorms/9797-lego-mindstorms-education-base-set/. LEGO
education.
6. http://www.membrana.ru. Люди. Идеи. Технологии.
7. http://www.3dnews.ru. Ежедневник цифровых технологий. О роботах на
русском языке
8. http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.
9. http://www.ironfelix.ru Железный Феликс. Домашнее роботостроение.
10. http://www.roboclub.ru РобоКлуб. Практическая робототехника.
11. http://www.robot.ru Портал Robot.Ru Робототехника и Образование.
12. http://www.rusandroid.ru. Серийные андроидные роботы в России.
13. http://www.intekom.ru/konstruktor-pervorobot-NXT.html. Конструктор
ПервоРобот NXT.
14. http://www.youtube.com/ Видео соревнований.
15. http://www.prorobot.ru/.Роботы и робототехника.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».