Бумажная фантазия

1

МУНИЦИПАЛЬН
ОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬ
НОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГ
О РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D313032323330333530303
53831,
1.2.643.100.3=120B303730313734383638353
6,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338
333031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.20 11:58:39 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.

3

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Бумага, как наиболее универсальный, доступный и безопасный материал,
дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность и творческую
фантазию. Работа с бумагой не только интересна и увлекательна, но и
познавательна. Она расширяет знания об окружающем мире и разнообразии
культур, укрепляет межпредметные связи, а также благоприятно влияет на
формирование личностных качеств.
Направленность программы - художественная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
программы.
Актуальность программы: помогает воспитать у ребенка способность
образного
мышления,
развить
мелкую
моторику
пальцев
рук,
наблюдательность,
зрительную
память,
воображение,
внимание,
исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привить культуру
работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут
ребенку успешно учиться и развиваться. Программа формирует у детей
нравственное и бережное отношение к окружающему миру и людям, веру в
общечеловеческие ценности путем развития художественных творческих
способностей, а также эколого-эстетическое представление о природе и
общечеловеческом, культурном наследии.
Новизна программы
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная фантазия»
состоит из 2 модулей: «Плоскостные модели», «Объёмные модели».
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение учебного
года.
Заключается
в введении в обучающий процесс четырех техник:
аппликации, бумагокручения (квиллинга), конструирования и бумагопластики;
- интеграции двух образовательных областей: конструкторской
деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и
художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении
интерьеров, создании макетов, книг и др.
В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей:
конструкторской и изобразительной.
Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной
программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления
и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может
способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к

4

декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств,
выработке у школьников профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы.
Данной программе свойственны:
комплексность
(изучение
четырех
техник:
аппликации,
бумагокручения, конструирования и бумагопластики);
- интегрированность (взаимосвязь изобразительного искусства и
конструирования);
- универсальность (возможность применения программы для различного
возрастного контингента).
Адресат программы: программа рассчитана на детей от 7 до 9 лет.
В возрасте 7-9 лет обучающиеся уже достаточно осознанно делают
выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они
открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от
педагога - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во
многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает
создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость,
красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий
эмоциональный отклик у ребёнка.
Также
программа
ориентирована
для
детей
с
особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся
набираются по желанию.
Уровень программы - базовый.
Объем и срок освоения программы
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2
модулей: 1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Режим, организующий занятия: количество занятий в неделю - 2
занятия по 45 минут с перерывом 15 минут.
Форма обучения.
Форма обучения в объединении - очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса:
Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся - групповая с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные,
наглядные и практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей - объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические,
игровые.

5

Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение по инженерным профессиям по программам проекта
«Точка роста».
1.2. Цель и задачи программы.
Основная цель программы: способствовать развитию творческих
способностей детей в различных видах декоративно-прикладного творчества
через овладение разными техниками работы с бумагой; оказывать
профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Основные задачи программы:
Образовательные (предметные):
– формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах
декоративно-прикладного
творчества:
аппликации,
бумагокручении
(квиллинге), конструировании и бумагопластике;
- обучение детей основным приемам и правилам работы с бумагой,
соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными материалами;
- формирование у обучающихся полноценного представления о
современном мире профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Метапредметные:
– развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогом, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем;
– развитие
трудолюбия,
художественного
вкуса,
фантазии,
изобретательности, пространственного и образного мышления, развитие
глазомера и мелкой моторики рук.
Личностные:
– воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, умения доводить
начатое дело до конца, уважительного отношения к результатам своего и
чужого труда, причастности к коллективной трудовой деятельности;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу, содействовать
психологическому здоровью детей;
- формирование профессионально-ориентированной личности.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.
Принципы содержания программы:
1.
Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов,
постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым
достигается непосредственный контакт с действительностью.
2. Принцип доступности изучаемого - все задания подобраны с учетом
возраста и индивидуальных особенностей детей.
3. Принцип интеграции - создание у ребенка целостной картины мира

6

средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной
деятельности.
4.
Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к
неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное
накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
5. Принцип комфортности - атмосфера доброжелательности, вера в силы
ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс - реализация
творческих задач достигается путем использования в работе активных методов
и форм обучения.
Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял
им удовольствие и моральное удовлетворение.

7

1.3.

№
п/п

Содержание программы.
Учебный план.

1 модуль «Плоскостные модели»
Всего
Наименование учебных тем
Теория Практика
часов

Формы
контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, опрос

2.

Аппликация.

32

6

26

Выставка

2.1.

Обрывная аппликация.

8

2

6

Готовая работа,
согласно заданию

2.2.

Аппликация.

14

2

12

Готовая работа,
согласно заданию

10

2

8

Готовая работа,
согласно заданию

32

6

26

Выставка

2
68

1
14

1
54

Выставка

2.3. Аппликация из мятой бумаги.
3.
4.

Бумагокручение
(
)
Итоговое
занятие.
Итого:

Тема № 1. Вводное занятие. - 2 ч.
Теоретические занятия 1 ч.: решение организационных вопросов
(ознакомление с расписанием занятий, правилами поведения и техникой
безопасности).
Практические занятия 1 ч.: понятие «бумага», её виды и роль в
жизни человека; инструменты и материалы, необходимые для работы с
бумагой. Правила использования и применения инструментов.
Организация рабочего времени и места.
Тема № 2. Аппликация. - 32 ч.
Обрывная аппликация _8 ч.
Теоретические занятия 2 ч.: понятие «обрывная аппликация»; основы
композиции; технология выполнения аппликации; правила безопасной
работы с клеем и бумагой; способы изготовления, подготовка бумажной
мозаики; подбор цветных кусочков бумаги и наклеивание их на фон;
рациональное использование материала.
Практические занятия 6 ч.:
изготовление обрывной аппликации «Грибочки».
изготовление обрывной аппликации «Белка».
изготовление обрывной аппликации «Цветы». Итоговая работа.
Аппликация 14 ч.
Теоретические занятия 2 ч.: понятие «аппликация»; виды аппликации;
технология выполнения аппликации; рациональное использование

8

материала; работа с шаблонами; способы изготовления, подготовка
элементов по шаблонам; техника безопасности.
Практические занятия 12 ч.:
изготовление аппликации «Бабочка».
изготовление аппликации «Птица».
изготовление аппликации «Сказочный букет».
изготовление аппликации «Аквариум». Итоговая работа.
беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
Аппликация из мятой бумаги 10 ч.
Теоретические занятия 2 ч.: технология выполнения аппликации из
мятой бумаги; рациональное использование материала; работа с шаблонами;
техника безопасности.
Практические занятия 8 ч.:
изготовление аппликации из мятой бумаги «Кисть винограда».
изготовление аппликации из мятой бумаги «Кисть рябины».
Итоговая работа.
беседа «Профессии наших родителей», конкурс рисунков
«Профессии наших мам и пап».
Практические
занятия
предусматривают
использование
дидактического материала, объяснение, работу по образцу.
Тема № 3. Бумагокручение (квиллинг). – 32 ч.
Теоретические занятия 6 ч.: понятие «квиллинг»; история
возникновения; виды роллов; способы и технология изготовления; просмотр
фотографий, рисунков, картин, альбомов; работа с базовыми роллами;
комбинирование роллов в работе; способы наклеивания; техника
безопасности.
Практические занятия 26 ч.:
беседа по теме усвоенного материала, изготовление базового
ролла.
изготовление образцов роллов «овал», «капля», «лист».
изготовление
образцов
роллов
«глаз»,
«квадрат»,
«треугольник», «полукруг».
изготовление квиллинга «Улитка».
изготовление квиллинга «Цыплёнок».
изготовление квиллинга «Бабочка».
изготовление квиллинга «Рыбка».
изготовление квиллинга «Сказочный букет».
изготовление квиллинга «Лягушка».
изготовление квиллинга «Сова».
изготовление квиллинга «Мышка с сыром».
изготовление квиллинга «Лев». Итоговая работа.
викторина «Угадай профессию».
Практические занятия предусматривают использование
дидактического материала, объяснение, работу по образцу.

9

Тема № 4. Итоговое занятие. – 2 ч.
Теоретические занятия 1 ч.: Анализ работы детского творчества за I
полугодие.
Практические занятия 1 ч.: Подготовка работ к выставке. Оформление
выставки с учетом средств композиции. Награждение учащихся по итогам I
полугодия.

10

2 модуль «Объёмные модели»
№
Всего
Наименование
учебных
тем
Теория Практика
п/п
часов

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Беседа, опрос

2.

Конструирование.

36

8

28

Выставка

2.1.

Складывание бумаги
гармошкой.

6

2

4

Готовая работа,
согласно заданию

2.2.

Объёмное конструирование.

30

6

24

Готовая работа,
согласно заданию

3.
4.

Бумагопластика.
Итоговое занятие.
Итого:

36
2
76

8
1
18

28
1
58

Выставка
Выставка

Тема № 1. Вводное занятие. - 2 ч.
Теоретические занятия 1 ч.: решение организационных вопросов
(ознакомление с расписанием занятий, правилами поведения и техникой
безопасности).
Практические занятия 1 ч.: повторение понятия «бумага», её видов и роли в
жизни человека; повторение необходимых инструментов и материалов,
необходимых для работы с бумагой. Правила использования и применения
инструментов. Организация рабочего времени и места.
Тема № 2. Конструирование. - 36 ч.
Складывание бумаги гармошкой 6 ч.
Теоретические занятия 2 ч.: понятие «конструирование из бумаги»; способы
складывания бумаги; технология выполнения объемных работ; рациональное
использование материала; техника безопасности; подбор материала.
Практические занятия 4 ч.:
изготовление поделки из бумаги сложенной гармошкой «Ёжик».
изготовление поделки из бумаги сложенной гармошкой «Птица». Итоговая
работа.
просмотр мультфильма «Мир профессий», беседа по просмотренному
мультфильму.
Объёмное конструирование 30 ч.
Теоретические занятия 6 ч.: понятие «конструирование из бумаги»,
«трехмерность»; способы складывания бумаги; технология выполнения объемных
работ; рациональное использование материала; техника безопасности; подбор
материала; работа с чертежами и шаблонами; развертка.
Практические занятия 24 ч.:
пробное изготовление поделки из развёртки.
изготовление объёмного конструирования «Жираф».
изготовление объёмного конструирования «Пингвин».
изготовление объёмного конструирования «Настольный календарь».
изготовление объёмного конструирования «Корова».

11

изготовление объёмного конструирования «Подарочная коробка».
изготовление объёмного конструирования «Далматинец».
изготовление объёмного конструирования «Бумажные круги».
изготовление объёмного конструирования «Закладки для книги».
изготовление объёмного конструирования «Радужный цветок». Итоговая
работа.
просмотр презентации «В каких профессия нам нужны знания о
конструировании», беседа по просмотренному материалу.
Практические занятия предусматривают использование дидактического
материала, объяснение, работу по образцу.
Тема № 3. Бумагопластика. – 36 ч.
Теоретические занятия 8 ч.: понятие «бумагопластика», «биговка и
фальцовка»; способы складывания бумаги; технология выполнения полуобъемных
работ; рациональное использование материала; техника безопасности; работа с
чертежами и шаблонами; развертка.
Практические занятия 28 ч.:
пробное изготовление поделки из развётки.
изготовление поделки «Бабочка».
изготовление поделки «Кактус».
изготовление поделки «Конфеты».
изготовление поделки «Ваза».
изготовление поделки «Снежинка».
изготовление поделки «Цветы».
изготовление поделки «Розовая бабочка».
изготовление поделки «Звёздочки».
изготовление поделки «Ангелок».
изготовление поделки «Алмаз».
изготовление поделки «Птица».
изготовление поделки «Еловая ветка с шишками». Итоговая работа.
ролевая игра «Творческие профессии».
Тема № 4. Итоговое занятие. – 2 ч.
Теоретические занятия 1 ч.: Анализ работы детского творчества за II
полугодие.
Практические занятия 1 ч.: Подготовка работ к выставке. Оформление
выставки с учетом средств композиции. Награждение учащихся по итогам II
полугодия.
1.4.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:
По завершении изучения программы учащиеся должны
знать:
- основные приемы и правила работы с бумагой в четырех техниках:
аппликации, бумагокручении (квиллинге), конструировании и бумагопластике;
- правила техники безопасности при работе с различными материалами;

12

- будут приобретены
знания о профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
уметь:
- подобрать необходимое оборудование и материал для работы;
- организовать и содержать в порядке свое рабочее место;
- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте
после завершения деятельности;
- оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной
задачей;
- подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету).
Метапредметные результаты:
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей
деятельности.
Также у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные
качества:
- усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели,
желание добиваться хорошего результата;
- умение работать в коллективе;
- взаимопомощь.
- умение выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца,
творчески подходить к выполнению задания;
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и
итоговый контроль.

13

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
1 модуль

Дата
№
п/п план факт

Тема занятия

1.
1.1

Вводное занятие.
Знакомство с программой. Беседа по ТБ.
Материалы и инструменты.

2.

Аппликация.
Понятие «обрывная аппликация». Технология
выполнения аппликации. Правила безопасной
работы с клеем и бумагой. Изготовление
обрывной аппликации «Грибочки».
Изготовление обрывной аппликации «Белка».

2.1

2.2.

Кол-во
часов,
Время
Форма Место
Форма
продолжи проведения заняти проведе
контроля
тельность
занятия
я
ния
занятия
2
2 часа,
Согласно
группо МБОУ Беседа,
(45мин)
расписанию вая
СОШ опрос
№11
32
2 часа,
Согласно
группо МБОУ Готовая
(45мин)
расписанию вая
СОШ работа
№11
2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.3.

Изготовление обрывной аппликации «Цветы».
Итоговая работа.

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.4.

Понятие «аппликация». Виды аппликации.
Технология выполнения аппликации.
Изготовление аппликации «Бабочка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

14

2.5.

Изготовление аппликации «Птица».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.6.

Изготовление аппликации «Сказочный букет».

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.7.

Изготовление аппликации «Аквариум».
Итоговая работа.

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.8.

Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.9.

Технология выполнения аппликации из мятой
бумаги.
Изготовление аппликации из мятой бумаги
«Кисть винограда».
Изготовление аппликации из мятой бумаги
«Кисть рябины». Итоговая работа.

2х2часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

Беседа «Профессии наших родителей».
Конкурс рисунков «Профессии наших мам и
пап».
Бумагокручение (квиллинг).
Понятие «квиллинг». История возникновения.
Виды роллов. Способы и технология
изготовления. Просмотр фотографий, рисунков
и т.д.

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

32
2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

2.1
0.
2.1
1.
3.
3.1.

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

Готовая
работа

15

3.2.

Изготовление образцов роллов «овал»,
«капля», «лист».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.3.

Изготовление образцов роллов «глаз»,
«квадрат», «треугольник», «полукруг».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.4.

Изготовление квиллинга «Улитка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.5.

Изготовление квиллинга «Цыплёнок».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.6.

Изготовление квиллинга «Бабочка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.7.

Изготовление квиллинга «Рыбка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.8.

Изготовление квиллинга «Сказочный букет».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.9.

Изготовление квиллинга «Лягушка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.1
0.

Изготовление квиллинга «Сова».

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

16

3.1
1.

Изготовление квиллинга «Мышка с сыром».

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.1
2.

Изготовление квиллинга «Лев». Итоговая
работа.

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

3.1
3.

Викторина «Угадай профессию».

2 часа,
(45мин)

Согласно
группо
расписанию вая

4.
4.1.

Итоговое занятие.
Оформление выставки, с учетом средств
композиции. Награждение учащихся по итогам
I полугодия.

2
2 часа,
(45мин)

Итого:

68

Согласно
расписани
ю

группов
ая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

МБОУ
СОШ
№11

Выставка

Готовая
работа
Готовая
работа

17

2 модуль

Дата
№
п/п план факт

Тема занятия

Кол-во
Форм
часов,
Время
Место
а
Форма
продолжит проведения
проведе
занят
контроля
ельность
занятия
ния
ия
занятия
2
2 часа,
Согласно
групп
МБОУ Беседа,
(45мин)
расписанию овая
СОШ опрос
№11

1.
1.1

Вводное занятие.
Знакомство с расписанием занятий на II
полугодие. Беседа по ТБ. Материалы и
инструменты.

2.
2.1.

Конструирование.
Понятие «конструирование из бумаги»,
«трехмерность». Способы складывания бумаги.
Рациональное использование материала. ТБ.
Изготовление поделки из бумаги сложенной
гармошкой «Ёжик».
Изготовление поделки из бумаги сложенной
гармошкой «Птица». Итоговая работа.

36
2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

2.3.

Просмотр мультфильма «Мир профессий».
Беседа по просмотренному мультфильму.

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

Готовая
работа

2.4.

Технология выполнения объемных работ,
развертка. Рациональное использование
материала. ТБ.

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

2.2.

Готовая
работа

18

2.5.

Изготовление объёмного конструирования
«Жираф».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.6.

Изготовление объёмного конструирования
«Пингвин».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.7.

Изготовление объёмного конструирования
«Настольный календарь».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.8.

Изготовление объёмного конструирования
«Корова».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.9.

Изготовление объёмного конструирования
«Подарочная коробка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.1
0.

Изготовление объёмного конструирования
«Далматинец».

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.1
1.

Изготовление объёмного конструирования
«Бумажные круги».

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.1
2.

Изготовление объёмного конструирования
«Закладки для книги».

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

2.1
3.

Изготовление объёмного конструирования
«Радужный цветок». Итоговая работа.

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

19

2.1
4.

Просмотр презентации «В каких профессиях
нам нужны знания о конструировании».
Беседа по просмотренному материалу.

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

3.
3.1.

36
2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

3.2.

Бумагопластика.
Понятие «бумагопластика. Технология
выполнения полуобъемных работ, работа с
чертежами и шаблонами; развертка.
Пробное изготовление поделки из развётки.
Изготовление поделки «Бабочка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

Готовая
работа

3.3.

Изготовление поделки «Кактус».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.4.

Изготовление поделки «Конфеты».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.5.

Изготовление поделки «Ваза».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.6.

Изготовление поделки «Снежинка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.7.

Изготовление поделки «Цветы».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

20

3.8.

Изготовление поделки «Розовая бабочка».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.9.

Изготовление поделки «Звёздочки».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.1
0.

Изготовление поделки «Ангелок».

2х2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.1
1.

Изготовление поделки «Алмаз».

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.1
2.

Изготовление поделки «Птица».

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.1
3.

Изготовление поделки «Еловая ветка с
шишками». Итоговая работа.

2х2часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

3.1
4.

Ролевая игра «Творческие профессии».

2 часа,
(45мин)

Согласно
групп
расписанию овая

4.
4.1.

Итоговое занятие.
Оформление выставки с учетом средств
композиции. Награждение учащихся по итогам
II полугодия.
Итого:

2
2 часа,
(45мин)
76

Согласно
расписан
ию

группов
ая

МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11
МБОУ
СОШ
№11

Готовая
работа

МБОУ
СОШ
№11

Выставка

Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа
Готовая
работа

21

2.2. Условия реализации программы.
Методическое обеспечение.
Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для
учащихся и столом и стулом для педагога);
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для
детей (бумага, картон, клей ПВА, бусины различных размеров, ножницы,
палочки для квиллинга, гофрированная бумага).
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения
(компьютер,
монитор,
флеш-карты,
учебные
презентации,
специализированная литература, наглядные пособия, поделки-образцы).
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование.
2.3. Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты
освоения
учащимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме
мониторинга (вводный, текущий и итоговый) и оформляется в
диагностической карте.
Формы подведения итогов
реализации
и
отслеживание
результативности дополнительной образовательной программы:
1.
Контрольные занятия - проводится диагностика субъективной
позиции ребенка в детской деятельности.
2.
Выставки детских работ для родителей, учащихся.
2.4. Оценочные материалы.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические
материалы.
- Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников заполняются отдельно по каждой группе.
- Диагностическая карта личностного развития воспитанников
заполняется отдельно по каждой группе.

22

Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»

Учащегося ___________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планируем
ые
результаты
1

Критерий

Степень выраженности оцениваемого
качества

2
1. Знания понятийного
аппарата,
используемого при
реализации программы.

3
Высокий уровень (3б.):
Учащийся знает понятия и термины,
предусмотренные программой.
Средний уровень (2б.):
Учащийся владеет 1/2 объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся владеет менее чем 1/2 объёмом
знаний, предусмотренных программой.

На начало
обучения
(сентябрь

4
Низкий
уровень
(1б.)

По
окончании
1 модуля
(промежут
очный,
декабрь)
Средний
уровень
(2б.)

На
окончание
обучения
(май
5
Высокий
уровень
(3б.)

23

Предметный результат

2. Владение объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.

З. Владение основными
приемами работы с
бумагой в четырех
техниках: аппликации,
бумагокручении
(квиллинге),
конструировании и
бумагопластике.

4.Умение определять
материалы (природные,
бумагу и картон,
текстильные) по
внешним признаками,
используя различные
ощущения.

Высокий уровень (3б.):
Учащийся владеет объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Средний уровень (2б.):
Учащийся владеет 1/2 объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся владеет менее чем 1/2 объёмом
знаний, предусмотренных программой.
Высокий уровень (3б.):
Учащийся владеет основными приемами
работы с бумагой.
Средний уровень (2б.):
Учащийся владеет 1/2 объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся владеет менее чем 1/2 объёмом
знаний, предусмотренных программой.

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Высокий уровень (3б.):
Учащийся владеет объемом знаний,
предусмотренных программой.
Средний уровень (2б.):
Учащийся владеет 1/2 объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся владеет менее чем 1/2 объёмом
знаний, предусмотренных программой.

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

24

Вывод:

Метапредметный результат

1. Самостоятельность
при организации и
выполнении различных
творческих работ по
созданию изделий.

2.Отражение в устной
форме результатов
своей деятельности.

Высокий уровень (3б.):
Учащийся проявляет самостоятельность при
организации и выполнении творческих работ,
не нуждается в помощи педагога.
Средний уровень (2б.):
Учащийся работает с помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся испытывает затруднения при
выполнении работы, нуждается в постоянной
Высокий уровень (3б.):
Учащийся проявляет самостоятельность при
отражении в устной форме результатов своей
деятельности.
Средний уровень (2б.):
Учащийся с помощью педагога отражает в
устной форме результаты своей деятельности.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся испытывает затруднения при
отражении в устной форме результатов своей
деятельности, нуждается в постоянной помощи
и контроле со стороны педагога.

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

25

3. Умение рационально
размещать
инструменты и
приспособления на
рабочем месте после
завершения
деятельности.

Вывод:

Высокий уровень (3б.):
Учащийся проявляет самостоятельность при
уборке рабочего места, не нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень (2б.):
Учащийся работает с помощью педагога.
Низкий уровень (1б.):
Учащийся испытывает затруднения при
выполнении уборки, нуждается в постоянной
помощи и контроле со стороны педагога.

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Средний
уровень
(2б.)

Высокий
уровень
(3б.)

26

Для определения уровня достижения учащимися планируемых результатов
целесообразно использовать тестирование, опрос, выставку, методами могут стать
практические и самостоятельные задания, мониторинги и другие формы
диагностики.
Анализ достижений учащихся включает:
–
динамику личных достижений в освоении предметных учений;
–
активность и результативность участия обучающихся в выставках,
конкурсах, соревнованиях
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании
следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности
воспитанников, содержание и характер труда.
2.5. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности. Занятия в творческом объединении построены так, чтобы
душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют:
обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не
стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения
педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и

27

фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий и т.д.
Алгоритм учебного занятия:

Тема: ________
Дата проведения: _________
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1.
Организационная часть.
2.
Теоретическая часть
3.
Практическая часть
4.
Результативность
5.
Подведение итогов занятия.
Желательно больше половины учебного времени отводить на так
называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих
несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее
ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые
умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых
условиях.
На занятии творческого объединения должна быть специально организована
часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка
выполнения практической работы, и должным образом оснащенная
самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие;
причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше
времени, чем на практические действия.
Поскольку истинное развитие мыслительных способностей ученика
возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия,
необходимо на занятиях создавать ситуации поиска.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы
на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать,
какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие
значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно
должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться
вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу
стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он
учится быть взрослым, мастером.
Учебная дисциплина решает задачи по развитию у обучающихся навыков
ручного труда. По сложности задания ориентированы на младших школьников,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. На

28

занятиях подробно рассматривается методика выполнения работ из бумаги, а
также предлагаются эскизы для самостоятельной работы.
Изучаемый материал подается в форме беседы, таким образом, происходит
процесс восприятия информации и освоение способов деятельности. Процесс
обучения должен исходить из жизненного опыта учащихся, их представлений об
окружающем мире.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь
на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы
в данной группе. Дидактические материалы разработаны по каждому разделу
программы:
1.
Аппликация.
2.
Бумагокручение (квиллинг).
3.
Конструирование.
4.
Бумагопластика.
2.6. Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» - Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. №

29

816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18
сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11.
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества
Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.
Список литературы для педагога:
1.
Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство / П. П.
Жемчугова. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
2.
Корнева Г. М. Бумага: играем, вырезаем, клеим / Г. М. Корнева. - СПб
Издательский дом «Кристалл», 2001.
3.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд /
Б. М. Неменский. – М.: « Просвещение », 2009.
4.
Петрова И. М. Объемная аппликация / И. М. Петрова. – М.: «ДетствоПресс», 2007.
5.
Пищикова Н. Т. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н. Т.
Пищикова. – М.: «Издательство скрипторий», 2007.
6.
Чиотти, Донателла Оригинальные поделки из бумаги / Чиотти,
Донателла пер. с итал. Кирсановой Г. В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир
книги», 2009.
Список литературы для учащихся:
1.
Белякова О. В. 207 лучших подарков своими руками / О. В. Белякова. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2009.
2.
Открытки своими руками: шаг за шагом, пер. с англ. - М.: АСТ
Астрель, 2006.
3.
Петрова И. М. Объемная аппликация / И. М. Петрова. – М.: «ДетствоПресс», 2007.
4.
Пищикова Н. Т. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н. Т.
Пищикова. – М.: «Издательство скрипторий», 2007.
5.
Юрюм Ясмин Зверушки из помпонов / Ясмин Юрюм. - «АРТ-РОДНИК»,
2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».