Умейка 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:10:31 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.6. Методические материалы.
Раздел № 3. Воспитательная деятельность
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2. Формы и методы воспитания
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательной работы
Список литературы.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
В развитии дошкольника выделяются основные направления, определяющие его
внутреннюю готовность к следующей социальной ступеньке - обучению в школе. В программу
обучения включены следующие предметы различной направленности:
«Окружающий мир» - развитие любознательности, наблюдательности, установление причинно
- следственных связей, формирование общеучебных и специальных коммуникативных умений
(общаться, говорить, слушать).
«Маленький астроном» - изучение небесных тел, физических закономерностей, рассмотрение
темы «время» основываясь на полученных детьми знаниях о звездах и планетах. Развитие
фантазии, логического мышления, любознательности, умению опираться в рассуждениях на
научные факты, использовать научный подход.
«Самоделкин»- обучение техническим приемам и способам изображения с использованием
различных материалов и техник; знакомство детей с различными видами декоративноприкладного творчества.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)», письмо Минобрнауки от 18.12.2015№ 093242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г.
№ ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Направленность программы - художественная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Новизна. Новизна заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала
подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного
дошкольника. В ходе реализации программы впервые будут применены ИКТ – технологии в
процессе ознакомления с новым материалом.
Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в
дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как
И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала
развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все
последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки
движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи
– такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая
зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка.

Педагогическая целесообразность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной
мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в
рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников,
раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом.
Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает
свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка. Также данная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует выработке у
школьников профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы.
В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности,
доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она
может быть использована для детей, не посещающих детский сад.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить
логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение.
Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам,
но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем
периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным,
научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути
проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и
удовольствие.
Адресат программы.
Дети 5,5-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс. Наполняемость
группы – 12 человек.
Уровень программ – базовый.
Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год: 144 часа (групповые) для детей, не
посещающих детский сад.
Форма обучения:
Форма обучения в объединении – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
- 144 часа (периодичность занятий 2 часа: 2 раза в неделю по 1 часу;
Режим: Занятия проводятся по 30 минут с перерывом 15 минут для отдыха детей и
проветривания помещения. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий,
позволяющих решать несколько задач.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы организации деятельности обучающихся – групповая (фронтальная).
Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные и
практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: Программа «Умейка» предназначена для подготовки детей к школе. Эта позиция
определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:
- социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних детей,
- педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который
позволит ему успешно обучаться в школе, создать условия для формирования готовности к
обучению, формировать готовность к обучению в школе, развивать интеллектуальные качества,
творческие способности и свойства личности, которые обеспечивают успешность адаптации

первоклассника в школе для достижения успехов в учебе и положительное отношение к школе
и учёбе, оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы
Образовательные (предметные):
- формирование потребности и интереса в познании естественных наук;
- умение понимать окружающих, говорить, спрашивать, отвечать на вопросы, решать
поставленные задачи;
- усвоить первоначальные знания о природных явлениях;
- отличать диких и домашних животных;
- получить сведения о космических телах, о закономерности смены дня и ночи, времен года;
- формировать у обучающихся полноценное представление о современном мире инженерных
профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного
рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
- приобщение к общечеловеческим ценностям, становление основных личностных качеств;
- формирование основного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка, умение управлять своим поведением;
- формирование нравственных основ личности, трудолюбия, творческих способностей;
формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
- обеспечить целостное и всестороннее развитие творческих способностей, нравственности,
любознательности и способности к волевым усилиям;
- развитие наблюдательности.
1.3. Содержание программы.
Учебный план
№

1.
2.
3.

4.

5.

Наименование разделов,
тем

Неживая природа.
Живая природа.
Времена года.
Осень
Зима
Весна
Лето
Год,
месяц,
название
месяцев года.
Животный мир.
Животные
хищные,
травоядные.
Домашние животные.
Насекомые.
Птицы - наши друзья.
Предметы вокруг нас.
Профессии. Беседа «Кем я
хочу стать, когда
вырасту?».
Малая родина – Кубань.
Родина, родная страна.

Количество часов учебных
занятий
Всего
Теория
Практика
Окружающий мир
4
2
2
1
20
10
4
2
4
2
4
2
4
2
4
2

2
1
10
2
2
2
2
2

16
4

8
2

8
2

4
4
4
14
4

2
2
2
7
2

2
2
2
7
2

4
2

2
1

2
1

Форма аттестации,
контроля

Опрос, готовая
работа. Конкурс
поделок.

Готовая работа.
Выставка рисунков.

Океан, море, озеро, река.
Всего:
6.
7.

8.
9.

10.

11.

12.
13.

14.

Космос. Космические
тела.
Зарождение Земли.
Знакомство с планетой
Земля.
Строение
Земли,
климатические зоны..
Население планеты Земля.
Знакомство с другими
расами и цивилизациями.
Профессия «Космонавт».
Конкурс рисунков «Мы космонавты».
Знакомство с планетами
Солнечной системы.
Живые организмы,
населяющие Землю.
Разнообразие животных
на планете.
Практикумы, опыты,
тематические конкурсы в
рамках курса.
Итоговая систематизация
знаний о космосе,
космических телах,
планетах.
Всего:
«Чем работает художник».
Изобразительное
искусство и мир природы.
Основа изобразительной
деятельности человека.
Работа с бумагой.
Работа с различным
материалом.
Моделирование из
спичечных коробок.
Игрушки из скрученных
полосок.
Мои любимые животные.
Работа
с
бумагой.
Оригами.
Работа с пластилином.
Конструирование.
Знакомство со сказками.
Профессия «Ветеринар».
Ролевая игра «Мы ветеринары».

15.

Искусство в твоем доме.
Рисуем жгутиками из
пластилина.

4
2
56
28
Маленький астроном
2
1

2
28
1

6

3

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

16

8
Самоделкин
6
3
20
10

3
10

4

2

2

4
4

2
2

2
2

4

2

2

4

2

2

20
4

10
2

10
2

4
4
8

2
2
4

2
2
4

20
4

10
2

10
2

Опрос. Составление
рассказов. Конкурс
рисунков и поделок.

8
Просмотр работ,
анализ, выставка.

Роспись, работа с
4
2
2
нетрадиционными
техниками.
Матрешка, знакомство с
4
2
2
матрешками.
Предметы быта.
4
2
2
Профессия «Художник».
4
2
2
Виртуальная экскурсия в
Государственную
«Третьяковскую галерею».
16. Вглядываясь в человека.
6
3
3
Беседа о красоте человека.
2
1
1
Рисование.
4
2
2
Всего:
72
36
36
ИТОГО:
144
72
72
«Окружающий мир»
Тема 1 : Вводное занятие. Неживая природа. (4 часа)
Теория: Знакомство с программой. Беседа по технике безопасности. Многообразие неживой
природы.
Практическое занятие: Экскурсия в парк.
Тема 2 : Живая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы. (2 часа)
Теория: Животные наши друзья. Как животные влияют на неживую природу.
Практическое занятие: Дидактические игры. Лепка животного.
Тема 3 : Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Год, месяц, название месяцев года. (20
часов)
Теория: Изменения в живой и неживой природе осенью. Жизнь птиц, животных, насекомых
зимой. Изменения в живой и неживой природе весной и летом. Понятие «месяц», «неделя»,
дни недели.
Практическое занятие: Обсуждение рассказа «Старик - годовик». Дидактические игры.
Наблюдения. Игра: «Машина времени». Сказка «12 месяцев». Рисование, лепка по темам.
Тема 4: Животный мир. Животные хищные, травоядные. Домашние животные.
Насекомые. Птицы - наши друзья. (16 часов)
Теория: Поведение птиц осенью, весной. Поведение насекомых весной, осенью. Отличие диких
животных от домашних. Особенность питания хищников, травоядных, всеядных. Дикие
животные на территории России, Кубани.
Практическое занятие: Просмотр тематических мультфильмов. Дидактические игры. Игры:
вопросы всезнаек. Занимательные истории из жизни птиц. Экскурсия в парк.
Тема 5: Предметы вокруг нас. Профессии. Малая родина – Кубань. Родина, родная
страна. Океан, море, озеро, река. (14 часов)
Теория: Первые поселения; особенность проживания. Растения и животные Кубани. Наша
страна - Россия; Столица нашей страны - Москва; Символика России. Как хлеб на стол
попадает; профессия - хлебороб. Куда текут реки; Загадки морей и океанов. Свойство бытовых
предметов; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Практическое занятие: Дидактические игры. Поход в музей. Сказка «Волшебное зернышко».
Рисование символики России, Кубани. Рисование «Кем я хочу быть». Просмотр тематических
мультфильмов. Лепка морских обитателей.
«Маленький астроном»
Тема 6: Космос. Космические тела. (2 часа)
Теория: введение в тему. Рассматривание картин и плакатов с изображением космоса. Научное
обоснование возникновения вселенной и космических тел. Практика: сбор объектов неживой
природы.
Тема 7: Зарождение Земли. Знакомство с планетой Земля. Изучаем планету Земля.
Строение Земли, климатические зоны. Население планеты Земля. Знакомство с другими
расами и цивилизациями. Экология Земли. (6 часов)
Теория: Беседы, чтение научных статей, рассматривание картин и слайдов. Знакомство с

традициями людей различных рас и наций. Просмотр слайдов, фильмов. Беседа о проблемах
загрязнения воздуха, воды, почвы. Почему так происходит. Беседа о профессии «космонавт».
Практика: рассказ об одном из древних животных. Дидактические игры, конкурсы. Игра: «Мы
отправились в путешествие в ...Египет, на Северный полюс, в Китай ...» и т.д. В ходе игры
ребенок выясняет с какими трудностями он столкнется: язык, пища, традиции, быт и т.д. Игра
«Чем мы можем помочь Земле?». Конкурс рисунков «Мы - космонавты».
Тема 8: Знакомство с планетами Солнечной системы. Самая ближайшая звезда.
Солнечная система. (2 часа)
Теория: чтение научных статей, работа с плакатом «Солнечная система». Беседы и изучение
звезд. Строение звезд.
Практика: рассмотрение слайдов. Викторины, конкурсы. Солнце. научно - обоснованный
рассказ о возможности жизни на Земле без Солонца, с Солнцем, альтернативные источники
освещения и обогрева Земли.
Тема 9: Живые организмы, населяющие Землю. Разнообразие животных на планете. (2
часа)
Теория: знакомство с доисторическими животными, просмотр фильмов, знакомство с
современными животными, чтение рассказов о животных. Практика: знакомство с живыми
объектами: рыбки, хомячок, морская свинка и т.д.
Тема 10: Практикумы, опыты, тематические конкурсы в рамках курса. (2 часа)
Теория: Задания родителям и детям. Помощь в подготовке проектов. Практика: сочинение
стихов о планетах, конкурс рисунков «Я в космосе», сочинение сказки на экологическую тему,
фотоконкурс «Милый дом», «Любимая улица», «Я люблю отдыхать», «Я люблю помогать».
Защита проекта «Вулкан».
Тема 11: Итоговая систематизация знаний о космосе, космических телах, планетах. (2
часа)
Теория: повторение основных тем. Заучивание временных понятий. Практика: экскурсии,
прогулки в парке, игры.
«Самоделкин»
Тема 12. Чем работает художник. (6 часов)
Теоретические занятия. Беседа, понятие о хроматической и ахроматической гамме красок;
эскизе, рисунке, живописи и различных нетрадиционных изобразительных техник. Беседа о
профессии «скульптор».
Практические занятия. Рисунок с помощью различных нетрадиционных изобразительных
техник.
- работа различными материалами (гуашь, акварель, свеча, различные печатки) - основные
и дополнительные цвета (беседа);
- изображение состояния стихий (кисти, различные печатки, свеча);
- бумага, ножницы, клей (обрывание и скатывание бумаги);
- самостоятельная деятельность с применением новых нетрадиционных изобразительных
техник (кляксография, тиснение, монотипия, отпечатки листьев).
Виртуальная экскурсия в Московский государственный «Музей Дом Бурганова».
Тема 13. Изобразительное искусство и мир природы. (20 часов)
Теоретические занятия: Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной
выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство).
Просмотр слайдов известных художников.
Практические занятия: по рисунку, композиции, живописи и нетрадиционным
изобразительным техникам.
- познание окружающей жизни - основа изобразительной деятельности человека композиция, зарисовки, эскизы;
- художники и мир природы - живопись. Беседа о разновидностях пейзажа (романтический,
реалистический), о средствах художественной выразительности;
- индивидуальная работа - наблюдение, фантазирование;
- выставка лучших работ и их презентация автором.
Тема 14. Мои любимые животные. (20 часов)
Теоретические занятия. Беседа. Игра «Мои любимые животные», слушание классической

музыки. Наблюдение за животными. Рассматривание произведений художников-анималистов.
Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники.
Беседа о профессии «ветеринар».
Практические занятия.
(живопись, гуашь, рисунок, карандаш, различные печатки).
- как живут животные (изображение в естественной среде);
- какие они бывают (использование нетрадиционных изобразительных техник);
- в каких сказках встречаются (гуашь, тушь, различные печатки);
- «Мое любимое животное» (самостоятельная деятельность), выставка работ.
- Ролевая игра «Мы – ветеринары».
Тема 15. Искусство в твоем доме. (20 часов)
Теоретические занятия: Беседа - «Земля мастеров». Демонстрация работ прикладного
искусства, красиво оформленных предметов быта. Демонстрация слайдов с изображением
народной игрушки (Городец, Дымково). Беседа о профессии «художник».
Практические занятия: Роспись, работа с нетрадиционными техниками.
- народные промыслы - беседа о народных промыслах;
- матрешка, сувениры - знакомство с матрешками: Семеновской, из Полхова- Майдана. Эскиз и
рисунок;
- твои игрушки - рисунок, роспись;
- предметы быта - беседа о посуде, ее форме, декоре. Иллюстрации - рисунок, живопись.
- виртуальная экскурсия в Государственную «Третьяковскую галерею».
Тема 16. Вглядываясь в человека. (6 часов)
Теоретические занятия: Беседа о красоте человека (внутренний мир и физическая красота).
Анализ рисунков и портретов известных художников. Беседа о красоте человека. Анатомия
человека.
Практические занятия: Пропорции, индивидуальность. Работа с фигурками, зарисовки с
натуры и по памяти;
- портрет с помощью нетрадиционных изобразительных техник и материалов.
Итоговое занятие.
Подведение итогов года. Организация выставки лучших работ детей и их презентация автором.
1.4. Планируемые результаты.
по окончании изучения программы учащиеся будут иметь:
Предметные результаты:
- сформирована потребность и интерес в познании естественных наук;
- будут понимать окружающих, говорить, спрашивать, отвечать на вопросы, решать
поставленные задачи;
- будут усвоены первоначальные знания о природных явлениях;
- будут отличать диких и домашних животных;
- будут усвоены сведения о космических телах, о закономерности смены дня и ночи, времен
года;
- приобретены знания о профессиях, учебных местах, профессиональных интересах и
возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на
рынке труда муниципалитета.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- при поддержке педагога и окружающих дает оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
- будут понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих людей;
- будут выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- будут понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- будут объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
- будет сформирована профессионально ориентированная личность.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- умеет задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по
деятельности;
- совместно с учителем договаривается с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
- сохраняет доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе
осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
Дата

1.

Тема № 1. Неживая природа.

Кол-во
часов,
продолжительность
занятия
2х2 , 30мин

2.

Тема № 2. Живая природа. Взаимосвязь

2 , 30мин

3.
3.1

Тема № 3. Времена года.

«Осень»

20
2х2, 30мин

3.2

«Зима»

2х2, 30мин

3.3

«Весна»

2х2, 30мин

3.4

«Лето»

2х2, 30мин

3.5
3.6
4.
4.1

«Год»: название месяцев года
«Год, месяц, неделя»
«Животные хищные, травоядные, всеядные»

2 , 30мин
2 , 30мин
16
2х2, 30мин

4.2

«Насекомые»

2х2, 30мин

4.3

«Домашние животные»

2х2, 30мин

4.4

«Птицы наши друзья»

2х2, 30мин

5.
5.1

Тема № 5. Предметы вокруг нас.

14
2х2, 30мин

п/п

план

Тема занятия

факт

живой и неживой природы.

Тема № 4. Животный мир.

Профессии. Беседа «Кем я хочу стать, когда
вырасту?».

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место проведения

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная
фронтальная

ДТ каб.7
ДТ каб.7

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

Форма
контроля

Опрос,
готовая
работа.
Конкурс
поделок.

Выставка
поделок

Выставка
рисунков

5.2

Малая родина Кубань

2х2, 30мин

5.3
5.4

«Родина, родная страна»
«Океан, море, озера, река»

2 , 30мин
2х2, 30мин

6.
7.

Тема № 6.Космос. Космические тела.
Тема № 7. Зарождение Земли. Знакомство с

2 , 30мин
6

7.1
7.2
7.3
8.
9.
10.
11.
12.
12.1
12.2
12.3

13.
13.1
13.2

планетой Земля.
Изучаем планету Земля. Строение Земли,
климатические зоны.
Население планеты Земля. Знакомство с
другими расами и цивилизациями.
Профессия «Космонавт». Конкурс рисунков
«Мы - космонавты».
Тема № 8. Знакомство с планетами Солнечной
системы.
Тема № 9. Живые организмы, населяющие
Землю. Разнообразие животных на планете.
Тема № 10. Практикумы, опыты, тематические
конкурсы в рамках курса.
Тема № 11. Итоговая систематизация знаний о
космосе, космических телах, планетах.
Тема № 12.«Чем работает художник».

Теоретические занятия. Беседа. Цель и задачи курса.
Бумага. Свойства бумаги.
Пластилин. Знакомство с материалом и его
свойствами.
Профессия «Скульптор». Виртуальная экскурсия в
Московский государственный «Музей Дом
Бурганова».
Тема № 13. Изобразительное искусство и мир

природы.

Основа изобразительной деятельности человека.
Бумага. Складывание коробочки.
Работа с различным материалом. Медвежонок.
Беседа о бережном отношении к природе.

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная
фронтальная

ДТ каб.7
ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб7

6
2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2х2, 30мин

Просмотр
рисунков

Выставка
поделок

20
2х2, 30мин

Составление
рассказов.
Конкурс
рисунков и
поделок.

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

2х2, 30мин

13.4

Работа с различным материалом. Аппликация из
ниток.
Моделирование из спичечных коробок.

13.5

Игрушки из скрученных полосок. Клоун.

2х2, 30мин

14.
14.1

Тема № 14. Мои любимые животные.
Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух».

20
2х2, 30мин

14.2

Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка.

2х2, 30мин

14.3

Конструирование. Человечек.

2х2, 30мин

14.4

Пластилин. Собака. Сказка «Репка».

2х2, 30мин

14.5

2х2, 30мин

15.
15.1

Профессия «Ветеринар». Ролевая игра «Мы ветеринары».
Тема № 15. Искусство в твоем доме.
Рисуем жгутиками из пластилина. Цветочек.

15.2

Роспись, работа с нетрадиционными техниками.

2х2, 30мин

15.3

Матрешка, сувениры - знакомство с матрешками:
Семеновской, из Полхов-Майдана. Эскиз и рисунок.
Предметы быта - беседа о посуде, ее форме, декоре.
Иллюстрации – рисунок.
Профессия «Художник». Виртуальная экскурсия в
Государственную «Третьяковскую галерею».
Тема № 16. Вглядываясь в человека.
Теоретические занятия: Беседа о красоте человека
(внутренний мир и физическая красота).
Рисование. Моя семья.
Портрет с помощью нетрадиционных
изобразительных техник и материалов.
Итоговое. Организация выставки лучших работ
детей
ИТОГО:

2х2, 30мин

13.3

15.4
15.5
16.
16.1
16.2
16.3
16.4

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10
11.00-12.10

фронтальная
фронтальная

ДТ каб.7
ДТ каб.7
ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

фронтальная

ДТ каб.7

6
2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

ДТ каб.7

2 , 30мин

11.00-12.10

фронтальная

2х2, 30мин

20
2х2, 30мин

2х2, 30мин
2х2, 30мин

144ч.

ДТ каб.7

Выставка
поделок

Выставка
поделок,
рисунков

Опрос.
Составление
рассказов

2.2. Условия реализации программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом),
оборудованное
необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для
педагога;
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей.
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флешкарты, презентации, специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные
карты, поделки-образцы).
2.3. Формы аттестации.
Формой подведения итогов в реализации данной дополнительной образовательной программы
могут быть: мероприятия по определенной теме, постановка сказок на новый лад, игры,
загадки, лото, конкурсы рисунков и поделок, фотоконкурсы.
2.4. Оценочные материалы.
Механизм оценки результатов освоения программы:
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Диагностическая карточка по программе «Умейка»
1. Какой вид бумаги мы используем на занятии?
а) картон;
б) цветная;
в) газетная.
2. Отрывная аппликация выполняется из:
а) кусочков картона;
б) кусочков ткани;
в) кусочков бумаги;
г) кусочков ниток.
3. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу?
а) аппликация;
б) оригами;
в) вышивка.
4. Расставь порядок выполнения. В каком порядке выполняют аппликацию?
а) вырежи (2)
б) разметь детали (3)
в) приклей (4)
г) обвести шаблон (1)
5. Как называется картина, на которой изображается природа?
а) портрет;
б) натюрморт;
в) пейзаж.
6. Какого цвета следующий цветок? Выбери нужный цветок в нижнем квадратике.

7. Рассмотри картинки. Обведи красным карандашом объекты неживой природы, а зелёным – объекты живой
природы.

8. Чем мы пользуемся при изготовлении поделок? Необходимое обведи.

9. Рассмотри картинки. Как необходимо правильно передавать ножницы? Обведи правильную картинку зелёным
цветом, а неправильную картинку – зачеркни красным цветом.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

2.5. Методические материалы.
Методическое обеспечение:
Инструкция по работе с инструментами.
Пособия для групповой и индивидуальной работы.
Таблицы. Карточки для словарной работы.
Аудио- и видеозаписи.
Набор игрушек.
Геометрические фигуры.
Дидактические настольные игры. Комплекты «Лего».
Книги-раскраски.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».

3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде

(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2,
п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций Кубанской
культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной
основе целевых ориентиров воспитания;

—

формирование и развитие личностного отношения детей к спортивно-туристической
направленности к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;

—

приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы спортивно-туристической направленности, применение
полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание,
поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта,
активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества
при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры воспитания:
для программ художественной направленности:
- уважения к художественной культуре, искусству народов России;
- восприимчивости к разным видам искусства;
- интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего
творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
- стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
- ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей,
исторического и культурного наследия народов России;
- опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
32. Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к
нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания:
метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и
других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения
поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста (7-8 лет) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод
переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского
коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного
образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных
базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за
поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к
педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения
(итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка,
обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания,
влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур
— опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.

3.4.

Календарный план воспитательной работы

П\П

название события,
мероприятие

сроки

1

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества».
-Экскурсия по кабинетам
творческих объединений
Дома творчества,
-Выставка детских работ
по ДПТ и ИЗО, мастерклассы «В мире
талантливых детей»
-Консультации для
родителей по регистрации
и подаче заявок на
интересующие программы
для детей на инфосайте
Навигатор, работа
телефонов «прямой
линии» для родителей
-Организация акции
«Ждем вас в стране
Творчества» в СМИ,

01-04.09.
2023г

форма
проведения

практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение
события

2

3

4

5

6

7

8

интернете.
Участие в муниципальном
конкурсе детского
творчества «Мой
любимый Учитель»
Оперативнопрофилактическое
мероприятие «Безопасное
детство»:
- «Безопасная дорога»
(беседа)
- «Безопасность в быту»
(беседа)
- Акция «Обозначь себя!»
(применение
световозвращающих
элементов)
-Познавательное
мероприятие «Правила
дорожного движения
достойны уважения!»
Спортивные соревнования
«Спорт, здоровье и играэто с нами навсегда!»
Профессии. Беседа «Кем
я хочу стать, когда
вырасту?»
Праздник-представление с
игровыми элементами
«Посвящение в ряды
друзей Дома творчества»
Игровая программа
«Осень, Осень, в гости
просим»
Цикл мероприятий в дни
осенних каникул:
-онлайн-выставка работ
ИЗО и ДПТ
«Осенний серпантин»
-Конкурс «Мое
фотопутешествие - 2023»
-Интеллектуальная игра
«Родина – не просто
слово.
Вместе мы-сила!»,
посвященная
Дню народного единства
-Онлайн-конкурс
поэтического мастерства
«Осень, как художник,
пишет вмиг картины…»
-Учебно-тренировочный
поход
«Осенними тропами

10.09.-5.10.2023

01.09-10.09.
2023

15.09.2023

13.10.2023

20.10.2023

с 28.10 по
04.11.2023

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

путешествуем вместе»
- Игра-викторина
«Если с другом
вышел в путь».
Литературно-музыкальное
мероприятие «На улицах
повсюду улыбки и
цветы!», посвященное
Дню матери.

21-24.11.2023

Профессия «Космонавт».
Конкурс рисунков «Мы космонавты».
Историческая игра12.12.2023
путешествие «Я
гражданин России»,
посвященная Дню
Конституции РФ
Музыкальный час
23-30.12.2023
«Чудеса под Новый
год», посвященный
празднованию Нового
года
Зимний фольклорный
12.01.2024
праздник
«Однажды под Старый
Новый год».
Профессия «Ветеринар».
Ролевая игра «Мы ветеринары»..
Конкурс-выставка детских 23.01-16.02.2024
самодельных открыток ко
Дню защитника Отечества
«Открытка для папы»
Проект «Масленичный
16.02.2024
разгуляй»:
-Фольклорно-игровая
программа «Зима прощай!
Гуляй, Масленица!»
-Мастер-классы: создание
символа к празднику
«Масленица»
Праздничный концерт «В 4-7.03.2024
этот день, весной
согретый, все цветы,
улыбки – вам!»,
приуроченный к
Международному
Женскому Дню 8 марта
Профессия «Скульптор».
Виртуальная экскурсия в
Московский
государственный «Музей
Дом Бурганова»

19

20

21

Конкурсно-спортивная
программа
«Здоровым быть модно»
Мероприятие ко Дню
смеха
«Смех, да и только».
Участие в Всероссийских
акциях: «Письмо
ветерану», « Спасибо деду
за Победу» ,
«Георгиевская лента",
«Согреваем сердца
ветеранам»
Концерт творческих
коллективов
«Низкий вам поклон,
дорогие ветераны!»,
посвященный Дню
Великой Победы
Проект «Мы помним, мы
гордимся…»:
- Выставка «Это день
Победы!»
(работ ДПИ, ИЗО)
- Акция «Красная
гвоздика».
-Концерт ко Дню Победы
«И пусть поколения
знают…»
Открытие и реализация
летней сезонной школы
«Здоровье и игра с нами
навсегда» на базе Дома
творчества.

31.03.2024г.

01.04.2024

02.05.-09.05.
2024

02.05.-09.05.
2124

03.06.202420.08.2024

Список литературы.
Список литературы, рекомендуемый для педагога:
Энциклопедия из серии «Я познаю мир» - «Земля и космос»
Энциклопедия из серии «Я познаю мир» - «Животные»
Энциклопедия «Большая книга животных»
Энциклопедия «Яркие уроки» - «Формы и фигуры»
Н. Сладков «Лесные тайнички», «Рассказы о животных».
И. Медведева, Т Шишова, «Улыбка судьбы» М., 2002 г.
Список литературы, рекомендуемой детям:
Стихи Б. Заходера, А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова и др.
«Фиалковый венец» Джеффери Триз «Детская литература» 1989 г.
«Старик - годовик» В.Даль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».