Рукоделие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная,
106а, l=Белая Глина, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:14:20 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел №3. Воспитание. Календарный план воспитательной работы.
3.1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4 Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Программа художественной направленности.
После недавно проведенного опроса в Центральном районе России
выяснилось, что приблизительно 17 миллиона работающих женщин и
домохозяек серьёзно увлекаются различными видами рукоделия, из них
5,5 миллиона предпочтение отдают вышиванию. Невольно задаешься
вопросом, что это- способ ухода от повседневной рутины? Проходящая
мода? Желание удивить окружающих? Почему нам вдруг стали так близки
и желанны вещи, сделанные бабушками, мирно, по - домашнему сидящих
в креслах со спицами в руках? Почему мы как бы пытаемся увидеть себя
на картинах из прошлого?
Конечно, мы привыкли пользоваться только конечным результатом вязаные пуловеры, шитые одеяла, тканые ковры, вышитые скатерти,
фартуки, салфетки - для нас это, само собой разумеется. Мы привыкли
покупать эти вещи.
Совершенно не задумываемся, что, приложив
немного усилий, мы могли бы сделать их сами, собственными руками, что
обошлось бы дешевле с экономической точки, а кроме того, было бы
просто приятнее. Сделанная своими руками вещь приносит в дом
приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в
наше стремительное время у большего числа женщин появляется желание
заняться шитьём, вязанием, вышивкой и т.д.
Домашнее рукоделие идеально компенсирует утомительные ежедневные

поездки в общественном транспорте. Занятия рукоделием в наше время
супербыстрых ритмов и технического прогресса дает возможность
индивидуального развития личности, постоянно обогащает и симулирует
к дальнейшему совершенствованию. Оно несет в себе огромное
количество факторов, положительно влияющих на внутреннее состояние
организма. Ничто так не пробуждает интерес, как процесс творческого
созидания. Ничто так не удовлетворяет, как возможность видеть плоды
творения рук своих.
Возможно, поэтому вышивание сейчас является, действительно,
актуальным, так как это прекрасное творческое времяпрепровождение и
лекарство от стрессовых ситуаций, которые более или менее часто
случаются в жизни у каждого. Кроме того, находится среди красивых
цветных ниток и богато украшенных тканей - само по себе большое
удовольствие. Именно поэтому в наше стрессовое время начинает
возрождаться искусство вышивания.
Невозможно развиваться самобытному мастеру без развития
творческих способностей, не обладая такими качествами, как
наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение,
чувство цвета, линии и формы. Основой декоративно-прикладного
искусства служит сама природа, ее цвета, элементы, формы и линии, и
задача мастера-художника увидеть ее поразительную гармонию,
соразмерность, пластику, научиться выражать красоту посредством
композиционных законов, пропорциональности, симметрии или
асимметрии, развивать «прекрасновидение». Учиться не только смотреть,
видеть прекрасное.
Актуальность. Данная программа является образовательной и
направлена на активизацию творческих способностей учащихся.
В процессе обучения учащийся не только овладевает секретами
древнего искусства-низания, ручной вышивки, но и расширяет кругозор,
вырабатывает художественное чутьё и, самое главное, воспитывает
хороший вкус, изучая изобразительное и народное искусство.
Учитывая психологические особенности детей и то, что ручная
вышивка – дело кропотливое, требующее терпения и усидчивости, первые
занятия направлены на то, чтобы увлечь, заинтересовать ребенка, втянуть
его в процесс творчества.
Может реализовываться
с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
Новизна программы заключается в том, что в МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района» впервые реализуются разноуровневые программы
(ознакомительного, базового уровня). Программа является началом
художественного образования обучающихся, базовый уровень позволяет
приобщить детей к одному из популярных видов народного творчества ручной вышивке.
Зародившись много лет тому назад и не потеряв актуальности в наши
дни, современная вышивка, несомненно, отличается своей новизной.
Новые, современные краски, эскизы, цветовые решения, техники
выполнения увлекают детей заниматься чем-то новым, необычным и в

тоже время очень современным видом рукоделия.
Педагогическая целесообразность.
На занятиях дети изучают
различные приемы, техники ручной вышивки, учатся «читать» древние
орнаменты и создавать свои, знакомятся с народным костюмом, изучают
цветовидение, композицию, виды и жанры изобразительного искусства, и,
конечно, учатся создавать свои, неповторимые, в единственном
экземпляре изделия.
В наше трудное, непредсказуемое время художественноприкладное образование, полученное учащимися, поможет в выработке у
школьников профессионального самоопределения, поможет им найти
свой путь в жизни, адаптироваться в обществе, найти применение знаниям
и умениям, полученным в процессе обучения. Ведь навыки,
приобретенные в детском возрасте, как правило, сохраняются на всю
жизнь.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся от 8 до14
лет. Программа в том числе предназначена для детей с особыми
образовательными
потребностями:
детей-инвалидов,
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, талантливых (одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и учащихся
рассчитан на 144 часа, из расчета 4часа в неделю, периодичность занятий
– 2раза в неделю (всего 1 год),
режим занятий – 2 занятия по 45 мин.
Форма обучения- очная,
Особенности организации образовательного процесса:
состав группы – постоянный, количество обучающихся - 12 человек,
занятия – групповые,виды занятий – беседы, практическая деятельность,
выставки и др.
1.2 Цель, задачи и принципы, лежащие в основе программы
Цель:
развитие творческой личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; формирование у учащихся качеств
творчески думающей, активно действующей личности, оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:

Предметные:
-познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного
творчества;
- приобщить детей к одному из популярных видов народного творчества ручной вышивке, научить работать с различными материалами;

- научить понимать, ценить, любить традиции, наследие родного края;
-познакомить с основными способами и техникой ручной вышивки;
-формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире профессий экологической и естественнонаучной направленности,
мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях
современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
Личностные:
- воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;
- формировать профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
- развивать в учащемся потребность творить;
- развивать самостоятельность;
- развивать творческие способности ;
- развивать память, научить работать по памяти; развивать
пространственное мышление.
1.3.Содержание программы.
Учебный план
№п/п

Название раздела, тем

Количество часов
Всего

Тео
рия

Формы
аттестации
прак контроля
тика

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности.
Подготовка к вышивке.

2

1

1

8

4

4

2

1

1

4.

Беседа. Основы дизайна. Материалы и
инвентарь.
Копирование мотивов. Рисунки мотивов.

2

1

1

5.

Мотивы для копирования. Работа с мотивами.

4

2

1

6.

Основные стежки и швы на их основе.

24

12

12

1.
2.
3.

7.

Группа прямых стежков.

4

2

2

8.

Группа стежков гладью.

4

2

2

9.

Группа стежков крестом.

4

2

2

10. Группа стежков узелком

4

2

2

11. Группа петельных стежков.

4

2

2

Беседа

Беседа

12. Группа шнурковых стежков.

4

2

2

6

3

3

14. Материалы для аппликации. Технология
выполнения.
15. Съемная аппликация.

2

1

1

2

1

1

16. Сложная аппликация.

2

1

1

14

7

7

18. Швы роспись (полукрест).

2

1

1

19. Двусторонний крест.

2

1

1

20. Крест.

2

1

1

21. Двойной крест.

2

1

1

22. Гобеленовые швы.

2

1

1

23. Счетная гладь.

2

1

1

24. Килим.

2

1

1

8

4

4

26. Мережка.

2

1

1

27. Обработка угла изделия двойной подгибкой с
мережкой.

2

1

1

28. Филейная сетка. Вышивка по сетке.

2

1

1

29. Вышивка по сетке.

2

1

1

8

4

4

31. Виртуальная экскурсия в музей ДПТ.
Накладная сетка.
32. Верхошов.

2

1

1

2

1

1

33. Гладь с прикрепом.

2

1

1

34. Промежуточная аттестация.

2

1

1

Выставка

24

12

12

Беседа

36. Атласная гладь.

4

2

2

37. Двусторонняя гладь.

4

2

2

Аппликация.

13.

Счетные швы.

17.

25.

30.

35.

Сквозные швы.

Владимирское шитье.

Цветная гладь.

Самоанализ

Беседа

38. Штриховая гладь.

4

2

2

39. Узелки.

4

2

2

40. Рококо.

4

2

2

41. Художественная гладь.

4

2

2

8

4

4

43. Двусторонняя гладь с настилом.

2

1

1

44. Фестоны.

2

1

1

45. Обработка угла изделия фестонами.

2

1

1

46. Ришелье.

2

1

1

6

3

3

48. Технология вышивания монограммы.

2

1

1

49. Выполнение монограммы.

4

2

2

6

3

3

51. Применение и технология выполнения
вышивки бусинками.
52. Вышивка бисером, стеклярусом.

2

1

1

2

1

1

53. Вышивка блестками (пайетками)

2

1

1

6

3

3

55. Способы вышивания по трикотажу.

2

1

1

56. Нанесение рисунка. Трикотажный шов.

4

2

2

57. Вышивание люрексом и золотом.

6

3

3

58. Материалы для работы. Подбор рисунка.

2

1

1

59. Применение и технология выполнения
вышивки люрексом.
60. Выполнение вышивки люрексом.

2

1

1

2

1

1

6

3

3

2

1

1

4

2

2

6

3

3

Белая гладь.

42.

47.

50.

54.

61.

Монограмма.

Вышивание бусинками.

Вышивание по трикотажу.

Вышивание тесемочками.

Технология выполнения вышивки
тесемочками. Работа с мотивами.
63. Вышивание тесёмками, лентами.
62.

64.

Вышивание натюрморта и пейзажа.

Беседа

Беседа

Беседа

Самоанализ

65. Беседа. Технология выполнения натюрмортов
и пейзажей вышивкой.
66. Работа с мотивами, подбор сюжетов для
вышивки.
Разработка проекта и изготовление
67.
изделия с вышивкой.

2

1

12

4

2

2

4

2

2

Разработка творческой идеи. Планирование
работы.
69. Вышивание и изготовление изделия.

2

1

1

2

1

1

70. Итоговое занятие.

2

1

1

144

72

72

68.

71. Итого

Выставка

Содержание учебного плана:
Вводное занятие 2ч.
Теоретическая часть. Знакомство с кабинетом для проведения занятий.
Правила поведения в кабинете. Правила безопасного труда при
выполнении работ.
Подготовка к вышивке 8ч.
Теоретическая часть. История ручной вышивки. Виды вышивки.
Инструменты, ткань, нитки. Основы дизайна. Работа с мотивами.
Библиотека стежков. Увеличение (уменьшение) рисунка. Подготовка к
вышивке. Подбор цвета основы и ниток. Способы закрепления рабочей
нити. Обработка вышитых изделий.
Практическая часть. Копирование мотивов. Работа с мотивами.
Основные стежки и швы на их основе 24ч.
Теоретические сведения.
Швы на основе прямого стежка. Швы на основе петлеобразного стежка.
Швы на основе крестообразного стежка. Швы на основе косого стежка.
Швы на основе петельного стежка. Практическая работа. Выполнение
образцов швов. Вышивание по рисунку.
Аппликация 6ч.
Теоретические сведения. Материалы для аппликации. Технология
выполнения аппликации.
Практическая работа. Выполнение вышивки в технике аппликации.
Счетные швы 14.
Теоретические сведения. История вышивания счетными швами. Швы
роспись (полукрест), набор, счетная гладь, двусторонний крест, крест,
двойной крест.
Практическая работа. Выполнение образцов швов. Вышивание по схеме.
Сквозные швы 8ч.
Теоретические сведения. История вышивания сквозными швами.
Мережка. Обработка угла изделия двойной подгибкой с мережкой.
Филейная сетка.
Владимирское шитье 8ч.

Теоретические сведения. Виртуальная экскурсия. История вышивки
владимирскими швами. Накладная сетка. Верхошов. Гладь с прикрепом.
Практическая работа. Выполнение вышивки владимирскими швами.
Цветная гладь 24ч.
Теоретические сведения. Атласная и двусторонняя гладь, Штриховая
гладь, узелки, рококо, художественная гладь.
Практическая работа. Выполнение образцов глади. Вышивание по
рисунку.
Белая гладь 8ч.
Теоретические сведения. Двусторонняя гладь с настилом, фестоны.
Обработка угла изделия фестонами. Ришелье.
Практическая работа. Выполнение образцов глади. Вышивание по
рисунку.
Монограмма 6ч.
Теоретические сведения. Технология вышивания монограммы.
Практическая работа. Выполнение монограммы.
Вышивание бусинками 6ч.
Теоретические сведения. Применение и технология выполнения вышивки
бусинками, бисером, стеклярусом, блестками (пайетками).
Вышивание по трикотажу 6ч.
Теоретические сведения. Способы вышивания по трикотажу. Нанесение
рисунка. Трикотажный шов.
Практическая работа. Выполнение образцов вышивки.
Вышивание люрексом и золотом 6ч.
Теоретические сведения. История вышивания люрексом и золотом.
Мотивы для работы. Технология выполнения вышивки люрексом.
Практическая работа. Выполнение образцов вышивки.
Вышивание тесемочками 6ч.
Теоретические сведения. История вышивки тесемочками. Работа с
мотивами и эскизами. Технология выполнения вышивки ленточками.
Практическая работа. Выполнение образцов вышивки.
Вышивание натюрморта и пейзажа 6ч.
Теоретические сведения. Вышивание натюрморта, пейзажа.
Практическая работа. Подбор сюжетов для вышивки.
Разработка проекта и изготовление изделия с вышивкой 4ч.
Теоретические сведения. Понятие о проекте. Последовательность его
выполнения. Формулирование проблемы и задачи проекта. Исследование
и анализ проблемы. Критерии отбора идеи. Выдвижение первоначальных
идей. Выбор лучшей идеи. Планирование работы. Вышивание и
изготовление изделия. Самооценка.
Практическая работа. Выполнение индивидуального творческого проекта.
Итоговое занятие 2ч. Выставка готовых изделий.
Предложенный учебно-тематический план позволяет
учитывать
индивидуальные способности, направленность интересов в развитии,
пробуждает интерес детей к художественной деятельности; в программе
запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
Формы проведения занятия: индивидуальная, коллективная и

групповая. Дети могут отходить от тем, предложенных на занятии,
изменять сложность задания, но не отступать от тематического плана. На
занятиях применяются:
−индивидуальный показ;
−задание по схеме;
−игра, викторина на знание терминологии и основных способов
вышивки;
−разработка индивидуального творческого изделия;
−самостоятельная работа.
Занятия, в основном, практические, но в начале их краткая
теоретическая часть в форме беседы, с обязательным включением детей в
разговор.
Большое значение придаю копированию украшений или элементов
отделки деталей одежды, орнаментальных мотивов, элементов народного
костюма. Только изучая, бережно храня и развивая традиции народной
культуры, можно помочь ребенку вырасти творчески активным,
самобытным мастером-художником.
1.4. Планируемые результаты.
Предметные:
- ознакомлены с
основными видами декоративно-прикладного
творчества;
- учащиеся приобщены к одному из популярных видов народного творчества - ручной вышивке;
- понимают, любят традиции, наследие родного края;
- знают основные способы и техники ручной вышивки;
-приобретение знаний о профессиях, учебных местах, профессиональных
интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска
работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные:
- привить чувство гордости за выполненную работу, бережное отношение
к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца;
- сформировать профессионально ориентированную личность.
Метапредметные:
- развита в ребенке потребность творить;
- развита самостоятельность;
- развиты творческие способности ребенка;
- развита память, обучены работать по памяти; развито пространственное
мышление.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
№
П.п

Дата
план

факт

2.1 Календарный учебный график
КолНазвание раздела, темы
во
часов,

продол
житель
ность

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2(45)

2.

Подготовка к вышивке.
Беседа. Основы дизайна. Материалы и инвентарь.
Копирование мотивов. Рисунки мотивов.

2(45)

4.

Мотивы для копирования. Работа с мотивами.

4(45)

5.

Основные стежки и швы на их основе.
Группа прямых стежков.
Группа стежков гладью.

4(45)

7.

Группа стежков крестом.

4(45)

8.

Группа стежков узелком

4(45)

9.

Группа петельных стежков.

4(45)

3.

6.

2(45)

4(45)

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая

ДТ

Беседа

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Беседа

10.

Группа шнурковых стежков.

4(45)

11.

Аппликация.
Материалы для аппликации. Технология выполнения.

2(45)

12.

Съемная аппликация.

2(45)

13.

Сложная аппликация.

2(45)

14.

Счетные швы.
Швы роспись (полукрест).
Двусторонний крест.

2(45)

16.

Крест.

2(45)

17.

Двойной крест.

2(45)

18.

Гобеленовые швы.

2(45)

19.

Счетная гладь.

2(45)

20.

Килим.

2(45)

15.

21.
22.
23.

Сквозные швы.

Мережка.
Обработка угла изделия двойной подгибкой с мережкой.
Филейная сетка. Вышивка по сетке.

2(45)

2(45)
2(45)
2(45)

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Самоанализ

Беседа

24.

Вышивка по сетке.

2(45)

25.

Владимирское шитье.
Виртуальная экскурсия по музеям ДПТ. Накладная сетка.
Верхошов.

2(45)

27.

Гладь с прикрепом.

2(45)

28.

Промежуточная аттестация.

2(45)

26.

29.
30.

Атласная гладь.
Двусторонняя гладь.

Цветная гладь.

2(45)

4(45)
4(45)

31.

Штриховая гладь.

4(45)

32.

Узелки.

4(45)

33.

Рококо.

4(45)

34.

Художественная гладь.

4(45)

35.

Белая гладь.
Двусторонняя гладь с настилом.
Фестоны.

2(45)

Обработка угла изделия фестонами.

2(45)

36.
37.

2(45)

расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Выставка

Груп-повая

ДТ

Беседа

Групповая

ДТ

Группова
я

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Беседа

38.

Ришелье.

2(45)

39.

Монограмма.
Технология вышивания монограммы.
Выполнение монограммы.

2(45)

40.
41.

Вышивание бусинками.

4(45)
2(45)

Применение и технология выполнения вышивки
бусинками.
Вышивка бисером, стеклярусом.

2(45)

43.

Вышивка блестками (пайетками)

2(45)

44.

Вышивание по трикотажу.
Способы вышивания по трикотажу.
Нанесение рисунка. Трикотажный шов.

2(45)

Вышивание люрексом и золотом.
Материалы для работы. Подбор рисунка.
Применение и технология выполнения вышивки
люрексом.
Выполнение вышивки люрексом.

2(45)

Вышивание тесемочками.
Технология выполнения вышивки тесемочками. Работа с
мотивами.

2(45)

42.

45.
46.
47.
48.
49.

4(45)

2(45)
2(45)

расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Беседа

Беседа

50.

Выполнение вышивки тесемочками, лентами.

4(45)

51.

Вышивание натюрморта и пейзажа.
Беседа.Технология выполнения натюрмортов и пейзажей
вышивкой.
Работа с мотивами, подбор сюжетов для вышивки.
Разработка проекта и изготовление изделия с
вышивкой.
Разработка творческой идеи. Планирование работы.
Вышивание и изготовление изделия.

2(45)

55.

Итоговое занятие.

2(45)

56.

Итого:

52.
53.

54.

4(45)
2(45)

2(45)

144

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

согласно
расписанию

Групповая

ДТ

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая

ДТ

Групповая

ДТ

Самоанализ

Выставка

2.2.Условия реализации программы.
Оборудование мастерской:
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий
соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Оборудование – инструменты и материалы представлены в полном объёме в
расчёте на 12 обучающихся.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, интернет источники в
наличии.
Кадровое обеспечение – реализует программу Русина Оксана Алексеевна
педагог дополнительного образования с первой квалификационной
категорией, стаж работы 15 лет.
Гигиена и техника безопасности.
- рабочее место должно быть хорошо освещено;
- свет должен падать с левой стороны;
- нужно следить за правильной осанкой детей;
- необходимо объяснить детям правила обращения с острыми предметами:
иглы, ножницы.
- каждые 15-20 минут нужно делать перерывы в работе, чтобы дети
подвигались, отдохнули, сделали гимнастику для глаз, мышц спины, шеи,
рук. Гимнастику целесообразно проводить в форме игры;
- во время отдыха желательно послушать тихую музыку, она способствует
расслаблению мышц всего тела, что необходимо при работе сидя.
Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в
прежнем темпе и с прежним увлечением. Через 1-1,5 часа нужно проветривать помещение.
2.3 Формы аттестации.
Мониторинг знаний проводить по каждой теме отдельно и по окончанию
программы в целом. Мониторинг представлен в форме вводного, текущего
и итогового контроля. Цель: выяснить степень освоения и актуальность
предложенного материала с помощью тестирования.
Выставка творческих работ по итогам изучения программы.
2.4 Оценочные материалы.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические
материалы.
- Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе;
- Диагностическая карта личностного развития воспитанников
заполняются отдельно по каждой группе.

Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося _____________________________________
ФИ
По программе Рукоделие
Наименование программы

Срок обучения: 1 год (144ч.)
Степень выраженности оцениваемого
качества

1

2
1.Знания
понятийно
го
аппарата,
используе
мого при
реализаци
и
программ
ы
2.Сформир
ованность
навыков
ручной
вышивки.

3
Высокий уровень(3б.):
Учащийся знает понятия и термины,
предусмотренные программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2 объёмом знаний,
предусмотренных программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем ½ объёмом
знаний, предусмотренных программой.

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

3.Сформир
ованность
навыков
работы с
различным
и
материала
ми.

Высокий уровень(3б.):
Низкий
Сформированы навыки работы с различными уровень
материалами.
(1б.)
Средний уровень(2б.):
У учащегося сформировано ½ объёма
навыков работы с различными материалами.
Низкий уровень(1б.):
У учащегося сформировано менее ½ объёма
навыков работы с различными материалами..

Высокий
уровень
(3б.)

Предметный результат

Планир Критерий
уемые
результ
аты

Высокий уровень(3б.):
Сформированы навыки
ручной вышивки.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2 объёмом навыков,
предусмотренных программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем ½ объёмом
навыков, предусмотренных программой.

На начало На окон
обучения
чание
01.09. 2021 обучения
28.05.
2022
4
5
Низкий
Высокий
уровень
уровень
(1б.)
(3б.)

Метапредметный результат

Вывод
1.Самосто
ятельность
при
организац
ии и
выполнени
и
различных
творчески
х работ по
созданию
изделий.
2.
Развитость
творчески
х
способнос
тей.

Вывод

Низкий
уровень
Низкий
уровень
(1б.)

Высокий уровень(3б.):
Учащийся проявляет самостоятельность при
организации и выполнении творческих
работ, не нуждается в помощи педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает затруднения при
выполнении работы, нуждается в
постоянной помощи и контроле и контроле
со стороны педагога.
Высокий уровень(3б.):
Низкий
Развитосты творческие способности.
уровень
Средний уровень(2б.):
(1б.)
Учащийся работает с помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает затруднения при
выполнении работы, нуждается в
постоянной помощи и контроле и контроле
со стороны педагога.

2.5 Методические материалы.
различных форм организации

Высокий
уровень
Высокий
уровень
(3б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Использование
образовательного
процесса:
Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговыевыставка);
Использование методов на занятиях:
Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);
Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на
развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; играпутешествие; ролевая игра);
Наглядный метод (рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные
материалы, видеоматериалы);
Образовательная программа строится на следующих принципах:
- сознательности, творческой активности и
самостоятельности детей при
руководящей роли педагога;
-наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального;
- комплексного подхода;
- доступности обучения.

Алгоритм учебного занятия.

Цели и задачи занятия.
Оборудование.
Предварительная подготовка.
Ход занятия: сообщение темы занятия.
Объяснение и закрепление нового материала (Повторение и закрепление
пройденного).
Самостоятельная работа учащихся.
Физминутка.
Практическая часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Раздел №3. Воспитание. Календарный план воспитательной работы.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п.
2)
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры;
- информирование детей, организация общения между
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;

ними

на

-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
естественнонаучной направленности, к собственным нравственным
позициям и этике поведения в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы;
- применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания:
-воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов

России;
- восприимчивость к разным видам искусства;
- интерес к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
-опыт творческого самовыражения в искусстве;
- заинтересованность в презентации своего творческого продукта, опыта
участия в выставках и т. п.;
-стремление к сотрудничеству, уважение к старшим;
-ответственность, воля и дисциплинированность в творческой деятельности;
-опыт представления в работах российских традиционных духовнонравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов
России;
- опыт художественного творчества как социально значимой деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных
правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг
с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения
целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов
родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с
ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации

программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4.

Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

«День открытых дверей. Ждем
вас в стране творчества».

08.09.
2023г

Акция

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоматериалы

2.

«Мой любимый Учитель»

Конкурс

Рисунки, поделки

3.

«Помним день освобождения»

10.09.5.10.2023
6-10.10.2023

Фотоматериалы

4.

«День народного единства»
Кубань- территория единства

1-3.11.2023

5.

«Моей любимой маме»

6.
7.

«Сделай свою новогоднюю
игрушку»
«Открытка для папы»

8.

«Весенняя капель»

9.

«Этот день Победы!»

10.

«Искры творчества: наши яркие
и талантливые дети»

18.1007.11.2023
2330.12.2023
23.0116.02.2024
06.31.03.2024
02.05.-09.05.
2124
2124.05.2024

Классный
час,
открытое
тематическое
занятие
открытое
тематическое
занятие
Конкурс

Фотоматериалы
Рисунки, поделки

Акция

Фотоматериалы,
поделки

Конкурс

Фотоматериалы,
поделки

Мастерклассы
Выставка

Фотоматериалы

Выставка

Фотоматериалы,
поделки, рисунки
Фотоматериалы,
поделки, рисунки

Список литературы.
Нормативно – правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»,
письмо Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы, рекомендуемый педагогу:
1.Барабанчикова Е.В. «Книга домашнего рукоделия», Феникс, Ростов-наДону, 2003г.
2.Ерёменко Т.И. «Рукоделие», Легпромбытиздат, Москва,1990г.
3.Климова Н.Т., Федосова О.Г. «Ручная и машинная вышивка», Легкая
индустрия, Москва, 1980г.
4.Малеванная Н.В. «Рукоделие», Алфавит, Ижевск, 1992г.
Интернет ресурсы:
История вышивки https://logucheva-dubsch.edumsko.ru/articles/post/2721031
(Дата обращения 25.05.23)
Техника вышивки https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/vyshivka-gladyu-dlyanachinayushchikh/
(Дата обращения 25.05.23)
Вышивка лентами https://dzen.ru/a/ZOB4bJZQFwG8otlA
(Дата обращения 25.05.23)
Гладь https://handmade-milota.com/vyshivka-gladju-dlja-nachinajushih/
(Дата обращения 25.05.23).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».