Эколог и я

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 10:09:03 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6.Список литературы.

3

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
Введение
В настоящее время в системе мер по охране окружающей среды
природоохранное воспитание и формирование экологического мировоззрения
приобретают особое значение. Необходимость экологического образования
вызвана настоящей обстановкой в нашем районе, крае, стране и на планете в
целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка
постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы
природы, не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в
своем регионе, и только незначительная часть населения систематически
осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому
экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное
воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы
проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и
практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на
окружающую среду в различных видах деятельности. Проблема охраны природы
– одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с
юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать
природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и
научить учащихся разумно использовать научные и технические достижения на
благо природы и человека – одна из задач данной программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность программы - естественнонаучная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность. Программа актуальна, поскольку является комплексной,
вариативной, предполагает формирование ценностных естественнонаучных
знаний, экологической оценки и овладение основами проектной деятельности,
определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок познаёт
новое, оригинальное, активизируя знания и реализуя свой замысел, находя
средства для его воплощения.
Характерной особенностью данной программы является то, что она
помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать
осознанный выбор в пользу того или иного вида научно практической
деятельности по оптимизации воздействия на окружающую среду, то есть
самореализоваться и самоопределиться.
Новизна. Новизна данной дополнительной общеобразовательной
программы заключается в том, что по форме организации образовательного
процесса она является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Эколог и Я» состоит из 2
модулей: «Общая экология», «Окружающая среда».

4

года.

Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение учебного

В основу программы положено развитие творческих способностей детей
через включение игровых технологий на занятиях (познавательные игры,
экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, физиометрические
измерения, встречи с интересными людьми, работу с природными материалами, с
бросовым материалом (мусором), посещение детских дошкольных учреждений и
школ с целью экологической пропаганды).При подборе методов работы с детьми
следует отдавать предпочтение методам и приемам не просто обучающим, но
стимулирующим и развивающим самостоятельность обучающихся, стремление их
к поиску оптимальных решений, возникающих перед ними проблем. Учитывая
индивидуальные особенности и интересы обучающихся, учить всех по-разному,
причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни
умственного развития детей, и корректироваться в зависимости от конкретных
возможностей, способностей и запросов ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Программа направлена на организацию деятельности учащихся по
изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной
природоохранной деятельности своего района. Экологическое образование по
данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание
экологической культуры, а также формирование умений практического характера,
что позволяет учащимся внести реальный вклад в сбережение природы своей
местности, помогает в выработке у школьников профессионального
самоопределения.
Отличительные особенности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг
окружающей среды своей местности, а также на экологическую пропаганду.
Экологическая пропаганда – одно из важнейших условий формирования
природоохранного поведения детей. Важно, чтобы учащиеся смогли донести
совою точку зрения до сверстников. Участие детей в экологической пропаганде
усилит их ответственность по отношению к окружающей среде, а возможность
стать примером для близких людей, друзей, других детей, усилит желание
любить, охранять и приумножать природные богатства родного края.
Общение с природой – это главное условие формирования экологической
ответственности по отношению к природной среде. Только при общении с
природой можно увидеть и понять ее красоту, именно поэтому стоит особое
внимание уделять работе с природным материалом. В природном материале
заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные
произведения искусства. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков,
соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, можно создавать уникальные
картины. Художественные композиции из природных материалов, выполненные с
любовью и вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в
помещение дыхание и красоту природы. Таким образом, стимулируется
творческая активность учащихся.

5

Использование бросового материала в творчестве школьников может привести не
только к тому, что старые ненужные вещи (мусор) обретут «вторую жизнь», но и к
пониманию детьми экологичного способа утилизации отходов. Творческий подход
к переработке мусора поможет не только сделать массу полезных вещей, но и
обогатить интерьер дома, двора, создать подарки для близких людей своими
руками.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача семьи и
школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды
решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо усиление
гигиенического и физического обучения и воспитания школьников,
способствующего сохранению здоровья.
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического характера
происходит как на уроках(теоретическая часть),так и на местности при
проведении практикума(практическая часть).
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся от 8 до14 лет.
Программа в том числе предназначена для детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2модулей: 1
модуль «Общая экология» – 68часов, 2 модуль «Окружающая среда»– 76 часов.
Занятия проводятся 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа (всего 1 учебный
год), режим – 2занятия по 45 мин.
Численный состав групп - 12 человек.
Форма обучения- очная групповая.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса:
состав группы – постоянный, количество обучающихся - до 12 человек,
виды занятий – лекции, беседы, экскурсии, выставки и др.
Формы
организации
деятельности
обучающихся
–
групповая
с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные
и практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение проблем экологии, биологии, зоологии и профориентации.
1.2 Цель, задачи и принципы, лежащие в основе программы
Цель: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного
отношения к ее природе, углубление их экологических знаний, вовлечение
учащихся в активную творческую, практическую деятельность, оказание

6

профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения
и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
-познакомить учащихся с природой родного края, района, ее
экологическим состоянием;
-познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
-выработать
умения
давать
оценку
экологического
состояния
экосистемы;
-сформировать
потребность
в
природоохранной
деятельности
посредством проведения экологических акций;
-сформировать понятие о связи растений и животных с внешними условиями;
-выяснить зависимость жизни и состояния организма человека от внешней
среды, от его собственной деятельности;
-сформировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире профессий экологической и естественнонаучной направленности, мотивации
на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
-воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать и
ценить красоту природы;
-сформировать профессионально-ориентированную личность.
Метапредметные:
-обучить основным приемам и навыкам работы с природным материалом
(семенами, перьями птиц, плодами и др. природными материалами);
-обучить приёмам вторичного использования твёрдых бытовых отходов, старых
вещей и т.п.;
-познакомить с приёмами экологической пропаганды.
1.3.Содержание программы.
Учебный план 1 модуля «Общая экология»
№п/п

Название разделов, тем

Количество часов
Все-го

1

Раздел№1. «Общая экология.
Познаю родной край»

6

Тео
рия
2

2

Раздел №2 Растения края

30

14

16

16

16

32

36

3
4

Тема № 3. «Животный мир
32
Краснодарского края»
68
ИТОГО:
Содержание программы:

практик
а
4

Формы
аттестации,
контроля
опрос,
беседа
опрос,
беседа
опрос,
беседа

7

Цель модуля: Привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного
отношения к ее живой природе, углубление их экологических знаний, вовлечение
учащихся в активную творческую, практическую деятельность.
Задачи модуля:
-познакомить
учащихся
с
природой
родного
края,
района,
ее
экологическим состоянием;
-сформировать понятие о связи растений и животных с внешними условиями;
-воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать и ценить
красоту природы;
-обучить основным приемам и навыкам работы с природным материалом
(семенами, перьями птиц, плодами и др. природными материалами).
Тема № 1. «Общая экология. Познаю родной край» (6ч).
Теоретические занятия: Организационное занятие. Профессия «эколог». Зачем
нужно изучать экологию? Вот мое село. Зеленая зона отдыха. Парк –
произведение искусства.
Практические занятия: Изучение литературы о родном крае, знакомство со
стихами о родных просторах, экскурсия в парк, сбор природного материала.
Тема № 2. «Растительный мир Краснодарского края» (30ч).
Теоретические занятия: Самые древние растения. Многообразие и значение
растений. Растения леса, луга, поля и мелких водоемов. Чудеса из семян. В
царстве травы – муравы. В цветочной стране. Вторая жизнь цветов. Причины
сокращения и исчезновения растений, необходимые меры их охраны. Растения
«индикаторы» и «сигнализаторы» экологических нарушений. «Красная книга» сигнал о помощи. Виды растений нашей местности, занесенные в Красную книгу.
Игра «Угадай профессию».
Практические занятия: Изготовление поделок из природного материала, сбор
растений, создание композиций и плоскостных аппликаций из засушенных
растений, семян, экскурсия, создание собственной Красной книги растений.
Тема № 3. «Животный мир Краснодарского края» (32ч).
Теоретические занятия: Представления о классификации животных, процессы
жизнедеятельности. Животные – обитатели суши. Животные – обитатели
водоемов. Перышко к перышку. Живой камень. Как человек использует
животных? Редкие животные Краснодарского края. Роль людей в исчезновении и
сохранении
животных.
Животные
«индикаторы» и
«сигнализаторы»
экологических нарушений. Сказки о животных, народные приметы, связанные с
животными, виртуальная экскурсия «Заповедники и заказники края».
Практические занятия: Создание Красной книги животных, изготовление поделок,
акция «Пусть зима будет доброй для птиц», изготовление кормушек для птиц,
экскурсия, викторина «Лесные тайны».
Учебный план 2 модуля «Окружающая среда»
№п
Название разделов, тем
Количество часов
Формы
/п
аттестаци
всего
теория
Праки,
тика контроля
опрос,
Тема № 1. «Окружающая среда
22
10
12

8

беседа
и здоровье человека».
опрос,
Тема № 2. «Использование и
20
10
10
беседа
охрана природы человеком»
опрос,
Тема № 3. «Экологическая
22
10
12
беседа
пропаганда»
опрос,
Тема № 4. «Подведение итогов.
12
6
6
беседа
Достижения и результаты»
ИТОГО
76
36
40
Содержание программы:
Цель модуля: Привитие учащимся навыков здорового образа жизни, любви к
своей малой родине, бережного отношения к живой природе, углубление их
экологических знаний, вовлечение учащихся в активную пропагандистскую
деятельность.
Задачи модуля:
-познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
-выработать
умения
давать
оценку
экологического
состояния
экосистемы;
-сформировать
потребность
в
природоохранной
деятельности
посредством проведения экологических акций;
-обучить приёмам вторичного использования твёрдых бытовых отходов, старых
вещей и т.п.;
-познакомить с приёмами экологической пропаганды.
Тема № 1. «Окружающая среда и здоровье человека» (22ч).
Теоретические занятия: Представление о здоровье. Воспитание культуры
здоровья. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
(на кожу, органы дыхания, органы пищеварения). Меры, направленные на
снижение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье
человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека.
Простудные заболевания и их предупреждение. Гигиена жилища, чистота в доме.
Значение комнатных растений в жизни человека. Лекарственные растения
Краснодарского края. Смертельная угроза здоровью.
Практические
занятия:
Выполнение
антропометрических
измерений,
физиометрических исследований, подвижные игры на свежем воздухе, встреча с
медсестрой, акция «Озелени свой класс», посадка комнатных растений, ролевая
игра «Минздрав предупреждает» (о вреде алкоголя, курения и наркотиков),
экскурсия – практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений,
оформление альбома «Другу природы на заметку» (о лекарственных растениях, о
ядовитых и не съедобных растениях и грибах).
Тема № 2. «Использование и охрана природы человеком» (20ч).
Теоретические занятия: Загрязнение почв. Охрана почв. Почвовед. Жизнь на воде,
в воде, около воды. Загрязнение вод и нарушение режима стока. Загрязнение моря
нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической
катастрофы. Охрана воздуха от загрязнений. Переработка и сведение к минимуму
бытовых отходов. Работа правительства РФ в ликвидации бытовых отходов.

9

Практические занятия: Оценка загрязненности почв, экскурсия на водоем,
исследование прилегающей к водоему местности, взятие проб воды, очистка воды
фильтром, обсуждение примеров экологических катастроф, акция «Сохраним
планету чистой», выставка изделий из бытовых отходов «Отходы - в доходы».
Тема № 3. «Экологическая пропаганда» (22ч).
Теоретические занятия: подготовка сценария пропаганды, распределение
обязанностей и ролей, выполнение презентаций.
Практические занятия: проведение экологических утренников, выступление со
сценками, презентациями перед другими детьми, экскурсия в школы с целью
экологической пропаганды.
Тема № 4. «Подведение итогов. Достижения и результаты» (12ч).
Теоретические занятия: что будет, если…
Практические занятия: Экологические прогнозы о необдуманных поступках
людей, выставка рисунков «Сохраним удивительный мир природы, рисунки и
поделки «Мой профессиональный выбор». Изготовление знаков к правилам
поведения в природе.
1.4. Планируемые результаты.
Предметные:
- знают об экологическом состоянии природы родного края, района;
-пользуются
методиками и выработали навыки исследовательской
деятельности в природе;
-выработали
умения
давать
оценку
экологического
состояния
экосистемы;
-сформировалась
потребность
в
природоохранной
деятельности
посредством проведения экологических акций;
-сформировались понятия о связи растений и животных с внешними условиями;
- знают зависимость жизни и состояния организма человека от внешней среды, от
его собственной деятельности;
-приобретут знания о профессиях, учебных местах, профессиональных интересах
и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и
трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные:
-воспитана эмоциональную отзывчивость, умение понимать и ценить красоту
природы;
-сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:
-обучились основным приемам и навыкам работы с природным материалом
(семенами, перьями птиц, плодами и др.);
-обучились приёмам вторичного использования твёрдых бытовых отходов, старых
вещей и т.п.;
-познакомились с приёмами экологической пропаганды.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и
итоговый контроль.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
1 модуль«Общая экология»
№
п/п

1.
2.
3.

Дата
план

Название разделов, тем

фа
кт

Тема№1. «Общая экология. Познаю родной
край»
Организационное занятие. Профессия «эколог»
Зачем нужно изучать экологию?
Изучение литературы о родном крае,
знакомство со стихами о родных просторах

Количе
ство
часов,
продол
житель
ность

Время
проведения
занятий

Форма
занятий

Место
проведения

Форма
контроля

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

беседа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

опрос

6
2(45)
2(45)

Экскурсия в парк, сбор природного материала
Изготовление поделок из природного
материала.

2(45)

Тема №2 Растения края

30

5.

Беседа: многообразие и значение растений.

2(45)

6.

Растения леса, луга, поля. В царстве травымуравы.

2(45)

7

В цветочной стране.

2(45)

групповая
групповая

групповая
групповая

опрос
опрос

опрос
опрос

11

8.

Игры на внимание «Узнай по описанию»

2(45)

9.

Причины сокращения и исчезновения
растений, необходимые меры их охраны.
Растения «индикаторы» и «сигнализаторы»
экологических нарушений.
Создание аппликаций из засушенных растений,
семян.
«Красная книга» - сигнал о помощи. Виды
растений нашей местности, занесенные в
Красную книгу.

2(45)

10
11
12

2(45)

2(45)
2(45)

13

Экскурсия в парк (сезонная)

2(45)

14

Создание собственной Красной книги растений

2(45)

15

Изготовление поделок из природного
материала.

4(45)

16

Игра «Угадай профессию»

2(45)

17

Создание кроссвордов о растениях

2(45)

18

Подведение итогов «Самый умный»

2(45)

Тема № 3. «Животный мир Краснодарского
края»
Представления о классификации животных,
процессы жизнедеятельности.

22

19

2(45)

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

Согласно
расписанию

групповая

групповая
групповая
групповая
групповая

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

выставка

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

опрос

МБОУ
СОШ№5

опрос
опрос
опрос
опрос

опрос
выставка
опрос
опрос
опрос

опрос

12

20

Как человек использует животных?

2(45)

22

Редкие животные Краснодарского края.

2(45)

23

Экскурсия в парк(сезон)

2(45)

24

Роль людей в исчезновении и сохранении
животных.
Животные «индикаторы» и «сигнализаторы»
экологических нарушений.

2(45)

26

Создание Красной книги животных.

2(45)

27

Акция «Пусть зима будет доброй для птиц»
(изготовление кормушек для птиц). Викторина
«Лесные тайны».

2(45)

28

Составление кроссвордов о животных

2(45)

29

Заповедники края. Виртуальная экскурсия.

2(45)

30

Насекомые и их знакомые. Игра «Загадки» о
животных, о насекомых
Изготовление поделок из бросового материала.
Игра «Летает, прыгает, ползает»

2(45)

25

31
32

2(45)

2(45)

Промежуточные итоги, игра «Самый умный»

2(45)

ИТОГО

68ч.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

групповая
групповая
групповая
групповая
групповая
групповая

групповая
групповая
групповая
групповая

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

опрос
опрос
беседа
опрос
опрос
опрос
викторина
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос

13

2 модуль Окружающая среда
Дата
пл фак
ан
т

№
п/п

1.
2.

Название разделов, тем

Тема № 1. «Окружающая среда и здоровье
человека».
Беседа: представление о здоровье. Влияние
загрязнения окружающей среды на здоровье
человека.

Количе Время
ство
проведения
часов, занятий
продол
житель
ность
22

Форма
занятий

Место
проведения

Форма
контроля

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

беседа

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

опрос

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

выставка

3.

Подвижные игры на свежем воздухе.

2(45)

4.

Движение и красота человека. Простудные
заболевания и их предупреждение.

2(45)

5.

Бережёшь природу- бережёшь здоровье

2(45)

6.

Ошибки, которые привели к открытиям…

2(45)

7.

«Минздрав предупреждает» (о вреде алкоголя,
курения и наркотиков).

2(45)

8.

Оформление альбома «Другу природы на
заметку» (о лекарственных растениях,грибах).

4(45)

групповая
групповая
групповая
групповая

опрос
опрос
опрос
опрос

14
9.

Изготовление поделок

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

выставка

10

Тема № 2. «Использование и охрана
природы человеком»

20

11

Беседа: загрязнение почв. Охрана почв.
Почвовед.

2(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

опрос

12

Загрязнение вод и нарушение режима стока.
Обсуждение примеров экологических
катастроф.
Исследование прилегающей к водоему
местности, взятие проб воды, очистка воды
фильтром.

2(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

беседа

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

опрос

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

выставка

13

14

Изготовление поделок из бросового материала

15

Переработка и сведение к минимуму бытовых
отходов. Акция «Сохраним планету чистой».

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

опрос

16

Выставка изделий из бытовых отходов
«Отходы - в доходы».

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

выставка

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

17

18

Тема № 3. «Экологическая пропаганда»
Подготовка сценария пропаганды.
Распределение обязанностей и ролей.

22
4(45)

15
19

Репетиция сценария пропаганды.

6(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

20

Экскурсия в школы с целью экологической
пропаганды.

6(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

21

Выступление со сценками и презентациями в
детских дошкольных учреждениях.

6(45)

Согласно
расписанию

групповая

МБОУ
СОШ№5

22

Тема № 4. «Подведение итогов. Достижения
и результаты»

12

23

Изготовление знаков к правилам поведения в
природе.

4(45)

групповая

24

Изготовление поделок, рисунков
«Профессии».

4(45)

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

МБОУ
СОШ№5
МБОУ
СОШ№5

25

Подведение итогов «Самый, самый…»

4(45)

Согласно
расписанию

групповая

Итого

76ч.

групповая

МБОУ
СОШ№5

выступление

выставка
Итоговый
контроль

2.2.Условия реализации программы.
Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей
программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное
необходимой мебелью (стульями для
учащихся и столом и стулом для педагога;
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей.
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер,
монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, презентациями, мастер–классами,
специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные карты,
поделки-образцы ).
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий первую квалификационную категорию.
2.3 Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и
высокий уровень).
Результаты освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
окончание 1 модуля и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Мониторинг знаний проводить по каждой теме отдельно и по окончанию
программы в целом. Мониторинг представлен в форме вводного, текущего и
итогового контроля. Цель: выяснить степень освоения
и актуальность
предложенного материала с помощью тестирования.
Педагог ведет журнал наблюдений, куда вносит достижения воспитанников
поурочно. Итоговым занятием будет урок-игра «Самый умный», в ходе которого
воспитанники за правильные ответы получают жетоны, при последующем
подсчете которых, педагог определяет уровень освоения учащимися курса.
2.4 Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические
материалы.
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе;
-Диагностическая карта личностного развития воспитанников заполняются
отдельно по каждой группе.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________

17

ФИО
По программе _________________________________________
Наименование программы

Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планируемые
результаты

Предметный результат

1

Критерий

Степень выраженности
оцениваемого качества

2

3

1.Знания
понятийного
аппарата,
используемог
о при
реализации
программы

Высокий уровень(3б.):
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем
½ объёмом знаний,
предусмотренных
программой.

2.Сформирова
нность
навыков
исследователь
ской
деятельности
в природе.

Высокий уровень(3б.):
Сформированы навыки
исследовательской
деятельности.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом навыков,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем
½ объёмом навыков,
предусмотренных
программой.

3.Сформирова
нностьпоняти

Высокий уровень(3б.):
Сформировано понятие о

На начало
обучения
(вводный
сентябрь)

Окончани
е 1 модуля
(декабрь )

На конец
обучения(ок
ончание 2
модуля и
итоговый май .)

4

5

6

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 б.

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 б.

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень

1-3 б.

Высокий
уровень

18

й о связи
растений и
животных с
внешними
условиями.

связи растений и животных с
внешними условиями.
Средний уровень(2б.):
У учащегося сформировано
½ объёма понятий о связи
растений и животных с
внешними условиями.
Низкий уровень(1б.):
У учащегося сформировано
менее ½ объёма понятий о
связи растений и животных с
внешними условиями.

4.Сформирова
нна
потребность в
природоохран
ной
деятельности
посредством
проведения
экологических
акций.

Высокий уровень(3б.):
Сформирована потребность
в природоохранной
деятельности.
Средний уровень(2б.):
У учащегося сформировано
½ объёма потребности в
природоохранной
деятельности.
Низкий уровень(1б.):
У учащегося сформировано
менее ½ объёма
потребности в
природоохранной
деятельности.

Метапредметный результат

Вывод
1.Самостоятел
ьность при
организации и
выполнении
различных
творческих
работ по
созданию
изделий.

Высокий уровень(3б.):
Учащийся проявляет
самостоятельность при
организации и выполнении
творческих работ, не
нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает

(1б.)

Низкий
уровень
(1б.)

(3б.)

1-3 б.

Низкий
уровень
Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Высокий
уровень
1-3 б.

Высокий
уровень
(3б.)

19

2. Владеют
приёмами
экологической
пропаганды

Вывод

затруднения при
выполнении работы,
нуждается в постоянной
помощи и контроле и
контроле со стороны
педагога.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся самостоятельно
использует приёмы
экологической пропаганды,
не нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает
затруднения при
выполнении работы,
нуждается в постоянной
помощи и контроле и
контроле со стороны
педагога.

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 б.

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 б.

Высокий
уровень
(3б.)

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены, прежде
всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика,
помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Использование различных форм организации образовательного процесса:
Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, выставки);
Экскурсии к местам наблюдения (природным, рукотворным).
Использование методов на занятиях:
Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);
Метод наблюдения (визуально, рисунки);

20

Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры
на
развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; играпутешествие; ролевая игра);
Наглядный метод (рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные
материалы, видеоматериалы);
Образовательная программа строится на следующих принципах:
- сознательности, творческой активности и
самостоятельности детей при
руководящей роли педагога;
наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального;
- комплексного подхода;
- доступности обучения.
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
- Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы: коллекция насекомых, гербарий, кроссворды, таблицы
(Приложение).
Методические разработки:
- Интернет сайт
- Компьютерные презентации
Педагог использует здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии,
игровые технологии, технологии проектной деятельности.
Алгоритм учебного занятия.
Цели и задачи занятия.
Оборудование.
Предварительная подготовка.
Ход занятия: сообщение темы занятия.
Объяснение и закрепление нового материала (Повторение и закрепление
пройденного).
Самостоятельная работа учащихся.
Физминутка.
Практическая часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
2.6 Список литературы.
Нормативно – правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;

21

3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» - Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. №
816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября
2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от
20.01.2022 г.№01-07/16.
Список литературы, рекомендуемый педагогу:
1.Борисов В.И. «Занимательное краеведение», Кубанское книжное изд-во
,Краснодар,2005г.

22

2.Константинов В. М. Охрана природы. М.: Издательский центр
«Академия»,2000. – 240 с.
3.Круглова Т.А. «Россия – Родина моя», М.ЮВЕНТА, 2000
4.Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва,1996
5.Митрюшкин К.П. «Охрана природы», справочник, Агропромиздат, Москва,
1987г.
6.Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек», Торговый дом ГРАНД,
Москва, 2000г.
7.Петросова Р.А., Голов В.П. «Естествознание и основы экологии», АсаdemiA,
Москва, 1998г.
8.Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Москва, издательство
« Дрофа»,2000.
9.Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред.В.Н.Ратушняка. –
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2006. – 216с.
Список литературы, рекомендуемый учащимся:
Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М.,2003
Константинов В. М. Охрана природы. [Текст]
М.: Издательский центр
«Академия»,2000. – 240 с.
Плешаков А.А. Атлас-определитель « От земли до неба». Москва,издательство «
Дрофа»,2000-228с.
Ратушняк В.Н. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения [Текст]
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2006. – 216с.
Электронные источники:
Животные занесённые в Красную книгу Краснодарского края
https://cicon.ru/zhivotnie-krasnodarskogo-kray.html (Дата обр.10.03.2022г.)
Красная книга Краснодарского края https://kipmu.ru/zhivotnye-krasnoj-knigirossii/(Дата обращения: 10.03.2022г.)
Красная книга Краснодарского края https://kipmu.ru/krasnaya-kniga-krasnodarskogokraya/(Дата обращения: 10.03.2022г.)
Комнатные растения https://rastenievod.com/category/komnatnye-rasteniya
Лекарственные растения https://tyatya.ru/404-celebnye-rasteniya-sopisaniem.html(Дата обращения: 10.03.2022г.)
Лекарственные растения https://www.5lepestkov.com/?p=1847(Дата обращения:
10.03.2022г.)
Морфология почв https://geo.bsu.by/images/pres/soil/soil/soil03.pdf(Дата обращения:
10.03.2022г.)
Экологическое воспитание младших школьников средствами туристкокраеведческой деятельности https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoevospitanie-mladshih-shkolnikov-sredstvami-turistsko-kraevedcheskoy-deyatelnosti(Дата
обращения: 10.03.2022г.)

Методические материалы, разработанные педагогом

Приложение

23

Назови памятные места Белой Глины

План деятельности:

Исследовательский проект: Твоё дерево

24

1.Выбери дерево на территории парка, назови его.
2.Опиши, как оно выглядит.
3.Нарисуй, сфотографируй его в разное время года.
4.Нарисуй план местности и обозначь на нём своё дерево.
5.Погладь ствол, какая он на ощупь кора (тёплая, холодная, шершавая, гладкая,
твердая, мокрая, сухая). Обхвати его руками. Он толще или тоньше тебя?
6.Как ты думаешь, сколько ему лет? Оно старше или младше тебя?
7.Общая высота дерева ___ метров (примерно)
8.Хочешь ли ты ещё прийти к дереву, чем-нибудь помочь ему?
9. В каком состоянии дерево:
а) сломана верхушка или нет;
б) имеется ли наклон ствола;
в) имеется ли дупло;
г) есть ли сломанные ветви, надрезы, зарубки?
10. Есть ли трещины, кто в них может жить?
11.Кто живёт на твоём дереве? (птицы, насекомые, белки, кто-то ещё…)
12.Какие меры охраны своего дерева ты можешь предложить?
13.Нарисуй почки своего дерева зимой, летом, напиши о нём стихи.
14.Каждый раз записывай, какие изменения происходят с твоим деревом. Что, по
твоему мнению, может быть причиной этих изменений?
Исследовательский проект: Растения

План деятельности:
1.Отметь на карте территорию, за которой наблюдаешь.
2.Отметь, когда появились первые цветковые растения. Зарисуй или
сфотографируй.
3.Регулярно отмечай появление новых растений.Зарисуй или сфотографируй.
4.Обрати внимание на наличие лекарственных растений, напиши об их
применении.Зарисуй или сфотографируй.
5. Веди наблюдения и записывай их.
6. Что интересного ты узнал из своих наблюдений?
Исследовательский проект: Насекомые.
План деятельности:
1. Отметь на карте территорию, за которой наблюдаешь.
2. Краткая характеристика насекомых (строение, отличительные признаки,
развитие, где встречаются)
3. Какие насекомые встречаются на твоей территории? Опиши подробно.
Зарисуй или сфотографируй.
4.Оцени численность насекомых.
5. Веди наблюдения и записывай их.
6. Что интересного ты узнал в процессе наблюдений.
Назови комнатные растения

25

Отгадай!

27

КРОССВОРД о животных
1.Самый крупный в лесу.
2.Черноморская афалина.
3.Змея, обитающая в Кавказском заповеднике, занесена в Красную книгу.
4.Крупная кошка, занесена в красную книгу.
5. Крупный представитель Кавказского заповедника, занесённый в Красную
книгу.
6.Рыжая плутовка.
7.Серый хищник, называют – санитаром леса.
8.Полоскун.
9.Вот иголки и булавки выползают из под лавки, на меня они глядят, молока
они хотят.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

28

КРОССВОРД «Лекарственные растения»

1.
3.
2.
4.

1. Это декоративный кустарник. Стебель усажен шипами. Цветки крупные,
душистые.
Из него получают настой, масло и используют плоды, богатые витамином С.
2. Она растет везде: на пустыре, у заборов и вдоль дорог.
Собирают её листья, делают настойки. У неё много жгучих
волосков.
3 . Этот цветок называют так: поповник, солнышек, римская трава. А нам он
известен под другим названием. У него золотая серединка и лучи идут
кругом. От простуды пьют его отвар или поласкают горло.
4 . Если вы натерли в пути ногу - приложите лист этого растения, рана
заживет. Его название говорит о месте его произрастания. Индейцы
называют его «следы белого человека».

29

Отгадай!

30

31

Листовки к акции «Береги первоцветы»

32

Загадки о воде
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.(Болото)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть
могу! (Вода)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река)

Кругом вода, а с питьем беда.
(Море)

Что за звездочки сквозные на пальто
и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь
— вода в руке? (Снежинка)

Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд)

Шумит он в доме и в саду,

Мойдодыру я родня, отверни, открой
меня.
И холодною водою живо я тебя
умою.
(водопроводный кран)

А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду, покуда он идёт.
(дождь)

33

Загадки о насекомых и животных
1.В зелёных мундирах,

2. Кто в каждый
встреченный цветок,
Свой опускает хоботок,
А после в улей,
Мчится пулей,
И что-то прячет в
уголок? (Пчела).
Он работник настоящий,
Очень, очень
работящий.
Под сосной в лесу
густом,
Из хвоинок строит дом?
(Муравей).

3. Надевает эта крошка,

Голос тонок,
Нос долог,
Кто его убьёт, тот свою
кровь прольёт? (Комар).
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной
лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)

Летит-говорит,

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

Ответ даст и ребенок —
в дуэте с ней пел
Львенок
(черепаха)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он
очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.(бар
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.(Жираф)

За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто
пламя,
Промелькнуло,
пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)

В траве на лугах,
Живут музыканты,
На длинных ногах. (Кузнечики).
У неё четыре крыла, тело тонкое
словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть
огромные глаза.
Называют её? (Стрекоза).

Кто над нами,
Вверх ногами,
Ходить не страшится,
И упасть не боится? (Муха).
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног, да все без копыт.
(жук)

Злодей вампирический,
Комар тропический
(москит)

Платье красное в
горошек? (Божья
коровка).

Спал цветок и вдруг
проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся,
встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка).
Сядет - молчит? (Жук)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый
нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)

Когда он в клетке, то
приятен,
На шкуре много черных
пятен.
Он хищный зверь, хотя
немножко,
Как лев и тигр, похож на

34

кошку. (Леопард)
Мне ответ давай скорей -африканец- Маленький, беленький,
муравей.(термит)
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
(Заяц)

Кто на свете ходит в
каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят
... (Черепахи)

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала. (Лиса)

Сделал дыру, вырыл
нору,
Солнце сияет, а он не
знает. (Крот)

Водяные мастера, строят
дом без топора.
(Бобры)

Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)

По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
(Крокодил)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не
лошадь.
(Осел)

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)

Мордочка усатая, шубка
полосатая,
Часто умывается, но с
водой не знается.
(Кошка)

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(мышь)

Идет, идет, бородой
трясет,Травки
просит:"Ме-ме-ме, дайка травки мне-е"(Коза)

Хвост крючком, нос
пятачком.
(Поросенок)

Я, друзья, подземный житель
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нём. (крот)

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых
шубах.
Из деревьев, веток,
глины
Строят прочные
плотины. (бобры)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(заяц)

Вот так лошадка! Воскликнул Андрейка. Словно большая
Тетрадка в линейку!

Рыжий молокозавод
День жует, ночь жует.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко!

(зебра)

(корова)

С потолка упал мне в чашку,
Видно, плавать вздумал он.
Помогать себе усами
Будет рыжий «чемпион».
(таракан)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Всю жизнь ношу я два
горба,
Имею два желудка!
Но каждый горб - не
горб, амбар!
Еды в них на семь суток!
(верблюд)

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с
дом.У него огромный
нос,будто нос лет тыщу

35

(олень)

рос.(слон)

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
(хомяк)

В Зоопарке мы видали
Экзотические дали:
Попугаев и мартышек,
Крокодилов, белых
мишек,
А в воде, раскрывши
рот,
Удивлял всех (бегемот)

В эту живность, как ни
странно,
Гвоздь забить совсем
легко,
Но она не деревянна,
И гарцует: «И-го-го!»
(лошадь)

В южных странах мы живём,
Любим все бананы.
И без них не проживём,
Мы же — … . (обезьяны)

Ведь я «женщина»,
поверьте,
А обзывают «дерезой».
Молоко даю я детям
И зовут меня …(козой)

Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Кваква".
(Лягушка)

Если есть я захочу —
Никуда я не скачу,
А залезу, как в нору,
В сумку к маме — … .
(кенгуру)

«Кошка» эта, что в
лесах, самая большая.
Есть амурская. Живёт –
Край свой украшая.
(тигр)

Я за день меняю много раз окраску.
Словно бы мешаю на палитре
краску.
Я имею липкий быстрый язычок,
Не успеет вскрикнуть ни муха, ни
жучок.
Круглые, подвижные глазки у меня.
А шаги неслышные. Отгадай, кто я?
(хамелеон)

Легко скользим мы по
воде
И путь свой измеряем.
И не задержимся нигде,
Работаем, играя.
Туда-сюда, сюда-туда,
Потом опять обратно.
Замерить площадь у
пруда
В день жаркий нам
приятно. (водомерки)

В Америке Южной, в лесу,
На деревьях, на весу
Изумрудный зверь живет,
Вечно сонный ест и пьет.
(ленивец)

У него короткий хвост,
На носу большой
Ответь мне на вопрос
нарост.
один -Что за одичавший
Он в саванне проживает,
в чаще свин? (кабан)
Места лучшего не знает!
(носорог)

Эвкалипт для той зверушки —

Ежик вырос в десять

Головою вниз вишу,
И сейчас я вас спрошу:
— Кто котов и кошек не
боится
И ночью ввысь вовсю
стремится?(летучая
мышь)
Я в шкафу нашла приют,
Здесь темно, покой, уют.
А еще здесь есть еда.
А еда — не ерунда!
Шапки, шубки меховые,
Свитерочки шерстяные,
Где еще найдешь такие?
Так что я не прогадала
В том, что в шкафчик
ваш попала! (моль)

Из мультика улыбчивый

36

Стол, еда и дом-избушка.
(коала)

раз,
Получился ...
(Дикобраз)

Малышню в зоопарке катает.
Гость в курятнике
Кто ж коняшку эту не знает? (пони) ночной
Вновь нарушил здесь
покой. (хорь)

крошка.
Того, кто в реке, он
боялся немножко. (енот)
Грызун, планировать
способный
Аэроплану он подобный
(белка-летяга)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».