Юный эколог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:17:50 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел №3 Воспитательная деятельность.
3.1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4 Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

3

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Программа естественнонаучной направленности составлена в
соответствии с авторской программой основного общего образования
«Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», авторы
А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных
учреждений). Учебник А.А. Плешаков, Н.И.Сонин «Естествознание» Москва
«Дрофа» 2012 г. Учебник соответствует ФГОС основного общего
образования и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и
науки РФ».
В настоящее время в системе мер по охране окружающей среды
природоохранное воспитание и формирование экологического мировоззрения
приобретают особое значение.
Актуальность и новизна программы.
Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической
обстановкой в нашем районе и на планете в целом. Из источников
информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается
из-за того, что большинство людей нарушают законы природы, не знают
основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе,
и только незначительная часть населения систематически осознанно
участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому
экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное
воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные
основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями
и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на
окружающую среду в различных видах деятельности. Проблема охраны
природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому
школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и
приумножать природные богатства родного края. Привить бережное
отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и
технические достижения на благо природы и человека – одна из задач
экологического кружка.
Новизна. В ходе реализации программы использую познавательные игры,
экскурсии, диспуты, практическую работу на местности, физиометрические
измерения, встречи с интересными людьми, работу с природными
материалами, с бросовым материалом (мусором), посещение детских
дошкольных учреждений и школ с целью экологической пропаганды.
Педагогическая целесообразность.
Программа направлена на организацию деятельности учащихся по
изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной

4

природоохранной деятельности своего района. Экологическое образование по
данной программе предполагает не только получение знаний, но и
воспитание экологической культуры, а также формирование умений
практического характера, что позволяет учащимся внести реальный вклад в
сбережение природы своей местности, помогает в выработке у школьников
профессионального самоопределения.
Отличительные особенности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг
окружающей среды своей местности, а также на экологическую пропаганду.
Экологическая пропаганда – одно из важнейших условий формирования
природоохранного поведения детей. Важно, чтобы учащиеся смогли донести
совою точку зрения до сверстников. Участие детей в экологической
пропаганде усилит их ответственность по отношению к окружающей среде, а
возможность стать примером для близких людей, друзей, других детей,
усилит желание любить, охранять и приумножать природные богатства
родного края.
Общение с природой – это главное условие формирования
экологической ответственности по отношению к природной среде. Только
при общении с природой можно увидеть и понять ее красоту, именно поэтому
стоит особое внимание уделять работе с природным материалом. В
природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их
можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных
листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев
птиц, можно создавать уникальные картины. Художественные композиции из
природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогают
украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы.
Таким образом, стимулируется творческая активность учащихся.
Использование бросового материала в творчестве школьников может
привести не только к тому, что старые ненужные вещи (мусор) обретут
«вторую жизнь», но и к пониманию детьми экологичного способа утилизации
отходов. Творческий подход к переработке мусора поможет не только сделать
массу полезных вещей, но и обогатить интерьер дома, двора, создать подарки
для близких людей своими руками.
Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача
семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей
среды решение этой задачи особенно актуально. Поэтому необходимо
усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников,
способствующего сохранению здоровья.
Формирование прочных знаний, умений и навыков экологического
характера происходит как на уроках(теоретическая часть),так и на местности
при проведении практикума(практическая часть).
Может реализовываться
с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.

5

Адресат программы: программа рассчитана на учащихся от 8 до14 лет.
Программа, в том числе, предназначена для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объём и сроки реализации программы.
Предлагаемый курс совместной деятельности педагога и учащихся рассчитан
на 144часа, из расчета 4 часа в неделю, периодичность занятий – 2 раза в
неделю (всего 1 год),
режим занятий – 2 занятия по 45 мин.
Форма обучения- очная.
Особенности организации образовательного процесса:
состав группы – постоянный, количество обучающихся - 12 человек,
занятия – групповые,
виды занятий – лекции, беседы, экскурсии, выставки и др.
1.2 Цель, задачи и принципы, лежащие в основе программы
Цель:
Привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к ее
природе, углубление их экологических знаний, вовлечение учащихся в
активную
творческую,
практическую
деятельность,
оказывать
профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля
обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
-познакомить учащихся с природой родного края, района, ее
экологическим состоянием;
-познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
-выработать
умения
давать
оценку
экологического
состояния
экосистемы;
-сформировать
потребность
в
природоохранной
деятельности
посредством проведения экологических акций;
-сформировать понятие о связи растений и животных с внешними условиями;
-выяснить зависимость жизни и состояния организма человека от внешней
среды, от его собственной деятельности;
-формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире профессий экологической и естественнонаучной направленности,
мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях
современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.

6

Личностные:
-воспитать эмоциональную отзывчивость, умение понимать и ценить красоту
природы;
- формирование профессионально-ориентированной личности.

№п/п

Метапредметные:
-обучить основным приемам и навыкам работы с природным материалом
(семенами, перьями птиц, плодами и др. природными материалами);
-обучить приёмам вторичного использования твёрдых бытовых отходов,
старых вещей и т.п.;
-познакомить с приёмами экологической пропаганды.
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
Название раздела, тем
Количество часов
Формы
аттестаци
Все Тео практ
и,
-го рия
ика
контроля
5
5
Тема№1. «Общая экология. Познаю родной край» 10
32
16
16
Тема№2. « Растительный мир Краснодарского
края»
19
19
Тема № 3. «Животный мир Краснодарского края» 38
20
10
10
Тема № 4. «Окружающая среда и здоровье
человека. Экология быта».
20
10
10
Тема № 5. «Использование и охрана природы
человеком»
9
9
18
Тема № 6. «Экологическая пропаганда»
6
3
3
Тема № 7. «Подведение итогов. Достижения и
результаты»
72
144 72
Итого
Содержание учебного плана:
Тема № 1. «Общая экология. Познаю родной край» (10ч).
Теоретические занятия: Организационное занятие. Профессия «эколог»?
Зачем нужно изучать экологию? Вот мое село. Зеленая зона отдыха. Парк –
произведение искусства.
Практические занятия: Изучение литературы о родном крае, знакомство со
стихами о родных просторах, экскурсия в парк, сбор природного материала.
Тема № 2. « Растительный мир Краснодарского края» (32ч).
Теоретические занятия: Самые древние растения. Многообразие и значение
растений. Растения леса, луга, поля и мелких водоемов. Чудеса из семян. В
царстве травы – муравы. В цветочной стране. Вторая жизнь цветов. Причины

7

сокращения и исчезновения растений, необходимые меры их охраны.
Растения «индикаторы» и «сигнализаторы» экологических нарушений.
«Красная книга» - сигнал о помощи. Виды растений нашей местности,
занесенные в Красную книгу.
Практические занятия: Изготовление поделок из природного материала, сбор
растений, создание композиций и плоскостных аппликаций из засушенных
растений, семян, создание собственной Красной книги растений.
Тема № 3. «Животный мир Краснодарского края» (38ч).
Теоретические занятия: Представления о классификации животных,
процессы жизнедеятельности. Животные – обитатели суши. Животные –
обитатели водоемов. Перышко к перышку. Живой камень. Как человек
использует животных? Редкие животные Краснодарского края. Роль людей в
исчезновении и сохранении животных. Животные «индикаторы» и
«сигнализаторы» экологических нарушений. Сказки о животных, народные
приметы, связанные с животными.
Практические занятия: Создание Красной книги животных, изготовление
поделок, акция «Пусть зима будет доброй для птиц», изготовление кормушек
для птиц, викторина «Лесные тайны».
Тема № 4. «Окружающая среда и здоровье человека. Экология быта»
(20ч).
Теоретические занятия: Представление о здоровье. Воспитание культуры
здоровья. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на
кожу, органы дыхания, органы пищеварения). Меры, направленные на
снижение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье
человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни
человека. Простудные заболевания и их предупреждение. Гигиена жилища,
чистота в доме. Значение комнатных растений в жизни человека.
Лекарственные растения Краснодарского края.
Смертельная угроза
здоровью.
Практические занятия: Выполнение антропометрических измерений,
физиометрических исследований, подвижные игры на свежем воздухе,
встреча с медсестрой, акция «Озелени свой класс», посадка комнатных
растений, ролевая игра «Минздрав предупреждает» (о вреде алкоголя,
курения), экскурсия – практикум по изучению и сбору гербария
лекарственных растений, оформление альбома «Другу природы на заметку»
(о лекарственных растениях, о ядовитых и не съедобных растениях и грибах).
Тема № 5. «Использование и охрана природы человеком» (20ч).
Теоретические занятия: Загрязнение почв. Охрана почв. Жизнь на воде, в
воде, около воды. Загрязнение вод и нарушение режима стока. Загрязнение
моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической
катастрофы. Охрана воздуха от загрязнений. Переработка и сведение к
минимуму бытовых отходов. Работа правительства РФ в ликвидации
бытовых отходов.

8

Практические занятия: Оценка загрязненности почв, экскурсия на водоем,
исследование прилегающей к водоему местности, взятие проб воды, очистка
воды фильтром, обсуждение примеров экологических катастроф, акция
«Сохраним планету чистой», выставка изделий из бытовых отходов «Отходы
- в доходы».
Тема № 6. «Экологическая пропаганда» (18ч).
Теоретические занятия: подготовка сценария пропаганды, распределение
обязанностей и ролей, выполнение презентаций.
Практические занятия: проведение экологических утренников, выступление
со сценками, презентациями перед другими детьми.
Тема № 7. «Подведение итогов. Достижения и результаты» (6ч).
Теоретические занятия: что будет, если…
Практические занятия: Экологические прогнозы от необдуманных поступков
людей, выставка рисунков «Сохраним удивительный мир природы».
Изготовление знаков к правилам поведения в природе.
В работе необходимо использовать познавательные игры, экскурсии,
диспуты, практическую работу на местности, физиометрические измерения,
встречи с интересными людьми, работу с природными материалами, с
бросовым материалом (мусором), посещение детских дошкольных
учреждений и школ с целью экологической пропаганды.
1.4.Планируемые результаты.

Предметные:
- знают об экологическом состоянии природы родного края, района;
-пользуются методиками и выработали навыки исследовательской
деятельности в природе;
-выработали умения давать оценку экологического состояния
экосистемы;
-сформировалась потребность в природоохранной деятельности
посредством проведения экологических акций;
-сформировались понятия о связи растений и животных с внешними
условиями;
- знают зависимость жизни и состояния организма человека от внешней
среды, от его собственной деятельности;
- приобретение знаний о профессиях, учебных местах, профессиональных
интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска
работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные:
-воспитана эмоциональную отзывчивость, умение понимать и ценить красоту
природы,
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:

9

-обучились основным приемам и навыкам работы с природным материалом
(семенами, перьями птиц, плодами и др.);
-обучились приёмам вторичного использования твёрдых бытовых отходов,
старых вещей и т.п.;
-познакомились с приёмами экологической пропаганды.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
№
п/п

1

2

3
4

5
6
7

Дата
план

факт

2.1 Календарный учебный график
Название раздела, тем
Количест Время
во часов, проведения
продолжи занятий
тельность
занятия
Тема№1. «Общая экология. Познаю
10
родной край»
Организационное занятие. Профессия
Согласно
«эколог». Зачем нужно изучать
2 (45)
расписанию
экологию? ТБ
Изучение литературы о родном крае,
Согласно
знакомство со стихами о родных
2(45)
расписанию
просторах
Экскурсия в парк, сбор природного
Согласно
2(45)
материала.
расписанию
Изготовление поделок из природного
Согласно
4(45)
материала.
расписанию
Тема№2. « Растительный мир
Краснодарского края»
32
Беседа.Самые древние растения.
2(45)
Согласно
Многообразие и значение растений.
расписанию
Растения леса, луга, поля и мелких
2(45)
Согласно
водоемов.
расписанию
2(45)
Согласно
В цветочной стране.
расписанию

Форма
занятий

Место
проведения

Форма
контроля

групповая

ДТ

беседа

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

выставка

11
8
9
10

11
12

13

Изготовление поделок из природного
материала.
Причины сокращения и исчезновения
растений, необходимые меры их охраны.
Растения «индикаторы» и
«сигнализаторы» экологических
нарушений.
Создание композиций и аппликаций из
засушенных растений, семян.
«Красная книга» - сигнал о помощи.
Виды растений нашей местности,
занесенные в Красную книгу.
Создание собственной Красной книги
растений

4(45)
2(45)
2(45)

4(45)
2(45)

2(45)

14

Экскурсия в парк (по сезону).

2(45)

15

Игра «Угадай профессию»

2(45)

16

Изготовление поделок из природного
материала.

4(45)

17

Подведение итогов «Самый умный»

2(45)

18

Тема № 3. «Животный мир
Краснодарского края»
Представления о классификации
животных, процессы
жизнедеятельности.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

38
2(45)

выставка

тестирование

Игравикторина

12
19

Животные – обитатели суши. Животные
– обитатели водоёмов.

2(45)

20

Перышко к перышку.

2(45)

21

Редкие животные Краснодарского края.

2(45)

22

Роль людей в исчезновении и
сохранении животных.

2(45)

23

Как человек использует животных

2(45)

24

Животные «индикаторы» и
«сигнализаторы» экологических
нарушений.
Сказки о животных, народные приметы,
связанные с животными.

2(45)

26

Создание Красной книги животных.

2(45)

27

Изготовление поделок

4(45)

28

Акция «Пусть зима будет доброй для
птиц» (изготовление кормушек для
птиц).

4(45)

29

Викторина «Лесные тайны».

2(45)

30

Составление кроссвордов о животных

2(45)

25

2(45)

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

беседа

Выставка
поделок

викторина

13

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

2(45)

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

31

Экзотика мира. Виртуальная экскурсия.

2(45)

32

Изготовление поделок

4(45)

33

Промежуточные итоги, игра «Самый
умный»
Тема № 4. «Окружающая среда и
здоровье человека. Экология быта».
Беседа. Представление о здоровье.
Влияние загрязнения окружающей
среды на здоровье человека.

34

2(45)
20

35

Движение и красота человека.

2(45)

36

Бережёшь природу- бережёшь здоровье

2(45)

37

Ошибки, которые привели к
открытиям…
Простудные заболевания и их
предупреждение. Подвижные игры.
Значение комнатных растений. Акция
«Озелени свой класс», посадка
комнатных растений.
«Минздрав предупреждает» (о вреде
алкоголя, курения и наркотиков).
Экскурсия – практикум по изучению и
сбору гербария лекарственных растений.

2(45)

38
39

40
41

2(45)
2(45)

2(45)
2(45)

тестирование

14
42

Оформление альбома «Другу природы
на заметку» (о лекарственных
растениях, о ядовитых грибах).

2(45)

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

43

Изготовление поделок

2(45)

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно

групповая

ДТ

44
45

Тема № 5. «Использование и охрана
природы человеком»
Беседа.Загрязнение почв,охрана почв.
Почвовед.
Загрязнение вод и нарушение режима
стока. Обсуждение примеров
экологических катастроф.

20
2(45)
2(45)

46

Оценка загрязненности почв.

2(45)

47

Исследование прилегающей к водоему
местности, взятие проб воды, очистка
воды фильтром.
Переработка и сведение к минимуму
бытовых отходов. Акция «Сохраним
планету чистой».
Выставка изделий из бытовых отходов
«Отходы - в доходы».

4(45)

Изготовление поделок

4(45)

48

49
50

Тема № 6. «Экологическая пропаганда»
51

Подготовка сценария пропаганды.

выставка

4(45)

2(45)

18
2(45)

выставка

15

расписанию
52

Распределение обязанностей и ролей,
выполнение презентаций.

4(45)

53

Репетиция сценария пропаганды.

4(45)

54

Экскурсия в школы с целью
экологической пропаганды.
Выступление со сценками и
презентациями в детских дошкольных
учреждениях.
Тема № 7. «Подведение итогов.
Достижения и результаты»
Экологические прогнозы от
необдуманных поступков людей.
Выставка рисунков «Сохраним
удивительный мир природы».
Изготовление знаков к правилам
поведения в природе. Подведение
итогов.

4(45)

55

56
57
58

ИТОГО:

4(45)

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

инсценировка

6
2(45)
2(45)
2(45)

144

Выставка,
итоговый
мониторинг

2.2.Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение – помещение для занятий
соответствует Постановлению Главного государственного санитарного
врачаРоссийской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении
СанПиН 4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Оборудование – инструменты и материалы представлены в полном объёме в
расчёте на 12 обучающихся.
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, интернет источники в
наличии.
Кадровое обеспечение – реализует программу Русина Оксана Алексеевна
педагог дополнительного образования с первой квалификационной
категорией.
Одной из основных задач данного курса является воспитание экологической
культуры подрастающего поколения. В связи с этим, прежде всего,
необходимо не просто ознакомить детей с окружающим миром, но и развить
у них умения и навыки, направленные на сохранение окружающей среды,
внося посильный вклад в улучшение санитарно – гигиенических и
экологических условий жизни человека, научить видеть красоту природы
через работу с природным материалом. Большая роль в обучении отводится
наглядности, поэтому целесообразно ввести в данный курс изучение природы
на местности, уделить большое внимание экскурсиям, непосредственной
работе с натуральными объектами (создание живого уголка, изготовление
поделок). Использовать в работе плакаты, макеты, рисунки, подобрать книги
о природе, родном крае. При подготовке к работе разработались планы
следующих мероприятий: игра «Экология. Безопасность. Жизнь », викторина
«Лесные тайны», ролевая игра «Минздрав предупреждает» (о вреде алкоголя,
курения и наркотиков), лото «По страницам Красной книги» и др.
2.3 Формы аттестации.
Мониторинг знаний проводить по каждой теме отдельно и по окончанию
программы в целом( вводный, текущий, итоговый) Цель: выяснить степень
освоения и актуальность предложенного материала с помощью
тестирования.
Педагог ведет журнал наблюдений, куда вносит достижения воспитанников
поурочно. Итоговым занятием будет урок-игра «Самый умный», в ходе
которого воспитанники за правильные ответы получают жетоны, при
последующем подсчете которых, педагог определяет уровень освоения
учащимися курса.

17

2.4 Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические
материалы.
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе;
-Диагностическая карта личностного развития воспитанников
заполняются отдельно по каждой группе.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося _____________________________________
ФИ
Юный эколог
По программе
Наименование программы

Срок обучения: 1 год (144ч.)

Критерий

Степень выраженности
оцениваемого качества

1

2

3

Предметный результат

Планируемыерезультаты

1.Знания
понятийного
аппарата,
используемого при
реализации
программы

Высокий уровень(3б.):
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем
½ объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
2.Сформированность Высокий уровень(3б.):
навыков
Сформированы
навыки
исследовательской
исследовательской
деятельности
в деятельности.
природе.
Средний уровень(2б.):

На начало
обучения
01.09.2021

4

На
окончание
обучения
28.05.2022

5

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

18

Учащийся владеет1/2
объёмом навыков,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее чем
½ объёмом навыков,
предусмотренных
программой.
3.Сформированность
понятий
о
связи
растений и животных
с
внешними
условиями.

Высокий уровень(3б.):
Сформировано понятие о
связи растений и животных с
внешними условиями.
Средний уровень(2б.):
У учащегося сформировано ½
объёма понятий о связи
растений и животных с
внешними условиями.
Низкий уровень(1б.):
У учащегося сформировано
менее ½ объёма понятий о
связи растений и животных с
внешними условиями.
4.Сформированна
Высокий уровень(3б.):
потребность
в Сформирована потребность в
природоохранной
природоохранной
деятельности.
деятельности
Средний уровень(2б.):
посредством
проведения
У учащегося сформировано ½
экологических акций. объёма потребности в
природоохранной
деятельности.
Низкий уровень(1б.):
У учащегося сформировано
менее ½ объёма потребности
в природоохранной
деятельности.
Вывод

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень

Высокий
уровень

19

Метапредметный результат

1.Самостоятельность
при организации и
выполнении
различных
творческих работ по
созданию изделий.

2. Владеютприёмами
экологической
пропаганды

Вывод

Высокий уровень(3б.):
Учащийся проявляет
самостоятельность при
организации и выполнении
творческих работ, не
нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает
затруднения при выполнении
работы, нуждается в
постоянной помощи и
контроле и контроле со
стороны педагога.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся самостоятельно
использует приёмы
экологической пропаганды, не
нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает
затруднения при выполнении
работы, нуждается в
постоянной помощи и
контроле и контроле со
стороны педагога.

2.5 Методические материалы.
различных форм организации

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Использование
образовательного
процесса:
Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные);
Экскурсии к местам наблюдения (природным, рукотворным).
Использование методов на занятиях:
Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

20

Метод наблюдения (визуально, рисунки);
Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на
развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; играпутешествие; ролевая игра);
Наглядный метод (рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационные
материалы, видеоматериалы);
Образовательная программа строится на следующих принципах:
- сознательности, творческой активности и самостоятельности детей при
руководящей роли педагога;
- наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и
эмоционального;
- комплексного подхода;
- доступности обучения.
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
- Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы: коллекция насекомых, гербарий.
Методические разработки:
- Интернет сайт
- Компьютерные презентации
Педагог использует здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии,
игровые технологии, технологии проектной деятельности.
3.Воспитательная деятельность.
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры; информирование детей, организация общения между
ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
естественнонаучной направленности, к собственным нравственным

21

позициям и этике поведения в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы;
- применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Основные целевые ориентиры воспитания:
- воспитание интереса к науке, к истории естествознания; познавательных
интересов, ценностей научного познания; понимания значения науки в жизни
российского общества;
- интерес к личностям деятелей российской и мировой науки, ценностей
научной этики, объективности;
-понимание
личной
и
общественной
ответственности
учёного,
исследователя;
-стремление к достижению общественного блага посредством познания,
исследовательской деятельности;
- уважение к научным достижениям российских учёных;
-понимание ценностей рационального природопользования;
- опыт участия в значимых научно-исследовательских проектах;
- воля, дисциплинированность в исследовательской деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании
среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание
детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего школьного возраста и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в

22

коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4.

Календарный план воспитательной работы

№ Название события, мероприятия
п/п

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события
Фото и видеоматериалы

Сроки

Форма
проведения

«День открытых дверей»

сентябрь

Изучение литературы о родном
крае
Участие в муниципальном
конкурсе детского творчества
«Мой любимый Учитель»

сентябрь
октябрь

Организация
выставки
Литературная
гостиная
Организация
выставки

«День народного единства»,
Кубань- территория единства

ноябрь

Цикл- онлайн
событий

Фото материалы

4

Акция

Фото и видеоматериалы

5

«Пусть зима будет доброй для
птиц» (изготовление кормушек
для птиц)

1
2
3

ноябрь

Фото и видеоматериалы
Фото материалы, выставка

23
Фото и видеоматериалы

ноябрь

Игровая
программа
Историческая
игра-путешествие

Фото и видеоматериалы

Акция

Фото материалы

Экскурсия по
местам боевой
славы с.Белая
Глина
Акция

Фото материалы

Фото и видеоматериалы

Мастер-классы

Фото материалы, выставка

Тематическая
беседа

Фото и видеоматериалы

Познавательноразвлекательное
мероприятие
Мастер-классы

Фото и видеоматериалы

Акция

Фото и видеоматериалы

6

«Осень, осень, в гости просим»

7

«Я гражданин России»,
посвященная Дню Конституции
РФ

декабрь

8

«Сделай свою новогоднюю
игрушку»

декабрь

9

«Памяти павших будем
достойны!»

январь

10

«Я будущий защитник Отечества»

февраль

11

«Весенняя капель»

март

12

«Минздрав предупреждает»
(о вреде алкоголя, курения)

март

13

«День Земли»

апрель

14

«Умелые руки – не знают скуки».

апрель

15

«Низкий вам поклон, дорогие
ветераны!»

май

Фото и видеоматериалы

Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».

24

6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы, рекомендуемый педагогу:
1.Борисов В.И. «Занимательное краеведение», Кубанское книжное изд-во ,
Краснодар,2005г.
2.Константинов В. М. Охрана природы. М.: Издательский центр
«Академия»,2000. – 240 с.
3.Круглова Т.А. «Россия – Родина моя»,М.ЮВЕНТА, 2000
4.Лугич М.В. Прогулки с детьми в природу. Москва,1996
5.Митрюшкин К.П. «Охрана природы», справочник, Агропромиздат, Москва,
1987г.
6.Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек», Торговый дом
ГРАНД, Москва, 2000г.
7.Петросова Р.А., Голов В.П. «Естествознание и основы экологии»,
АсаdemiA, Москва, 1998г.
8.Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Москва,
издательство « Дрофа»,2000.
9.Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под
ред.В.Н.Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2006. –
216с.
Список литературы, рекомендуемый учащимся:
1. Адамчик М.В. Все для всех:справочник для детей и родителей.
М.:АСТ;Мн.: Харвест,2005. – 640 с.
2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М.,2003
3. Константинов В. М. Охрана природы. М.: Издательский центр
«Академия»,2000. – 240 с.
4. Плешаков А.А. Атлас – определитель « От земли до неба».
Москва,издательство « Дрофа»,2000г.
5. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под
ред.В.Н.Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования»,2006. –
216с.
Электронные источники:
Животные занесённые в Красную книгу Краснодарского края
https://kipmu.ru/krasnaya-kniga-krasnodarskogo-kraya/

25

(Дата обращения: 10.03.2023г.)
Красная книга Краснодарского края
https://natworld.info/zhivotnye/redkie-zhivotnye-iz-krasnoj-knigi-krasnodarskogokraja-nazvanija-harakteristika-i-foto (Дата обращения: 10.03.2023г.)
Комнатные растения https://rastenievod.com/category/komnatnye-rasteniya
Лекарственные растения

https://cadiogorod.ru/lekarstvennye-rasteniya-krasnodarskogo-kraya/ (Дата обращения:

10.03.2023г.)
Экологическое воспитание младших школьников https://pedsovet.su/ (Дата
обращения: 10.03.2023г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».