Вертикаль

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D313032323330333530303538
31,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333
031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:48:52 +03'00'

2

Содержание программы

1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Введение
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка и программы
Цели и задачи
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Приложение № 1

3
3
3
5
5
11
12
12
21
22
23
24
26
28

3

Введение
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с
происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и
укрепление здоровья учащихся. Согласно Концепции развития дополнительного
образования и планов по реализации концепции в Краснодарском крае
приоритетным направлением развития является туристско-краеведческая
направленность. Туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный
потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с
воспитанием, можно решать средствами туризма. Большой воспитательный
потенциал туризма во многом связан с меньшей формализацией работы
туристских объединений и преобладанием в них привлекательных для ребенка
подвижных занятий; с неформальным характером общения детей в туристских
группах и т.п.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1 Пояснительная записка
С каждым годом туризм, как форма активного отдыха, как способ
познания окружающего мира становится всё более популярным. Уникальным
массовым движением учащихся является детско-юношеский туризм, который по
разнообразию и силе воздействия на личность ребёнка в системе
дополнительного образования смело можно поставить на первое место.
Силами педагогов дополнительного образования занятия ведутся в
туристических объединениях, созданных на базе школ и УДО. Регулярные
занятия туризмом, участие в походах формируют в человеке интерес и
привязанность к родному краю, социальную активность. Нельзя недооценивать
и того, что детскому возрасту свойственно стремление к новизне, к
приключениям и романтике.
Предлагаемая
программа
имеет
туристско-краеведческую
направленность. В данной программе тематика занятий начальной туристкой
подготовки (НТП) направлена, прежде всего, на овладение определённым
кругом знаний, умений и навыков, необходимых юным путешественникам.
Актуальность данной программы связанна с активным развитием и
ростом популяризации детско-юношеского туризма, необходимостью
приобщения детей к спорту, здоровому образу жизни посредством туризма. В
последние годы развитию туризма в Краснодарском крае уделяется большое
значение. Проводится большое количество соревнований, слетов, фестивалей.
Данная программа призвана познакомить обучающихся с основами туризма.
Новизна заключается в том, что программа была переработана и
адаптирована для учащихся, получивших первоначальные сведения о туризме в
рамках реализации ознакомительной программы, проживающих в сельской

4

местности в степной зоне Краснодарского края, конкретно в с. Белая Глина
Белоглинского района.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Вертикаль» состоит из
2 модулей: «Туристская подготовка», «Идем в поход».
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение учебного
года.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия туризмом способствуют формированию правильного отношения к
природе; жизненно важные навыки самообслуживания; улучшают физическое
развитие и эмоциональное состояние детей; повышается уровень социализации:
общение и взаимодействие в коллективе, выработка у учащихся
профессионального самоопределения.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующей в
том, что она направлена на увеличение практических занятий на местности,
знакомство учащихся объединения с туристскими возможностями села Белая
Глина и его окрестностей посредством массовых мероприятий (полевых
выходов, походов, соревнований).
Состав объединения постоянный.
Формы
организации
деятельности
обучающихся
–
групповая
с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 1 0 - 1 4 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям.
Желательный состав - учащиеся одной параллели. Состав группы 12 человек.
Программа в том числе предназначена для детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Уровень программы - базовый.
Объем и срок освоения программы
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2 модулей:
1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Форма и режим занятий.
Для реализации программы используется очная форма обучения.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса по данной
программе. В соответствии с учебным планом объединения формируются
группы учащихся одного возраста, являющиеся постоянным основным
составом; занятия проводятся групповые, с индивидуальным подходом, и
предусматривают следующие виды: лекции, практические занятия в помещении
и на местности, соревнования, выполнение самостоятельных работ учащимися,
мастер-классы.

5

На занятиях используются групповые формы организации деятельности.
Практические занятия включают специальную физическую подготовку, занятия
по технике и тактике туризма, занятия по ориентированию на местности,
проведение выходов на природу, соревнований. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут).
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
изучение необходимых знаний в предметных областях: географии, физической
культуры, физики, основ безопасности жизнедеятельности, биологии.
1.2 Цель и задачи
Цель: создать мотивирующую образовательную среду для формирования
познавательного интереса учащегося в непосредственном познании
окружающего мира, своего края через туристско-краеведческую деятельность;
оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- развить интерес к туризму, как формы организации активного досуга;
- научить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий,
ориентирования на местности;
- привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;
- формировать у обучающихся полноценное представление о современном мире
востребованных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Личностные:
- воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию района;
- сформировать чувство коллективизма и воспитать морально-этические
качества;
- укрепить психическое и физическое здоровье учащихся, привить навыки
здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения;
- сформировать профессионально-ориентированную личность.
Метапредметные:
- развить познавательную активность и мотивацию к туристско - краеведческой
деятельности;
- развить у учащихся потребности в саморазвитии, самостоятельности в выборе
способа решения задач и ответственности за свои действия.

6

1.3 Содержание программы
Учебный план
1 модуль «Туристская подготовка»
№
п/п

Н азвание разд ела,
т емы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие
Основы туристской подготовки
Личное и групповое снаряжение
Рюкзак. Укладка рюкзака.
Организация быта, выбор места
бивака.
Установка палатки, размещение в ней
вещей.
Костры. Костровое хозяйство. Сушка
одежды.
Питание в походе.
Туристские должности в походе.
Зачет по теме
Основы гигиены и доврачебной
помощи
Возможные опасности в походе.
Личная гигиена. Требования к
одежде, обуви.
Походная и индивидуальная аптечка.
Травмы и раны в походе.
Основные приемы оказания первой
помощи.

4
26
6
4

2
10
2
1

2
16
4
3

2

1

1

1

3

4

1

3

4

2

2

2

1

1

12

6

6

3.5
4

1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3

3.1
3.2
3.3
3.4

Опрос
тестирование

Практическая
работа
тестирование

Опрос
2

2

-

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Опрос
Опрос

Транспортировка пострадавшего.

4

1

3

Топография и ориентирование

Практическая
работа

26
4

6
2

20
2

4

1

3

4.1 План и карта. Масштаб.
4.2

4

Формы
аттестации/
контроля

Условные знаки топографической
карты.

Практическая
работа
Практическая
работа

7

4.3 Отображение местности на карте.
Рельеф.
4.4
Чтение и работа с картой.

4

1

3

4

-

4

4.5

4

1

3

4.6 Соревнования по спортивному
ориентированию

2

1

1

4.7 Ориентирование на местности.

4

-

4

68

24

44

Компас и азимут. Ориентирование.

ИТОГО

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

1. Вводное занятие (4часа)
1.Туризм - это здорово!
Что такое туризм? Чем полезны и интересны туристические походы? Виды
туризма. Правила поведения туриста. Техника безопасности. Туризм в жизни
человека. Проф. тренинг.
2. Основы туристской подготовки (26 часов)
2.1. Личное и групповое снаряжение.
Требования к туристическому снаряжению. Перечень личного снаряжения.
Одежда обувь для летних и зимних походов. Перечень группового снаряжения.
Практическое занятие: составление списков личного и группового снаряжения
для походов. Уход за снаряжением.
2.2. Рюкзак. Укладка рюкзака.
Виды рюкзаков. Движение с рюкзаком. Правила размещения предметов в
рюкзаке. Обеспечение влагонепроницаемости рюкзака.
Практическое занятие: отработка навыков укладки рюкзака.
2.3. Организация тур, быта. Выбор места для бивака.
Действие группы по прибытии на бивак. Выбор места для бивака.Основные
требования к месту бивака: жизнеобеспечение,безопасность, комфортность.
Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности на биваке.
2.4. Установка палатки, размещение в ней вещей.
Правила установки палатки. Правила поведения в палатке. Предохранение
палатки от намокания и проникновения насекомых. Размещение в палатке.
Практическое занятие: Разборка и установка палатки.Размещение в ней вещей
и туристов.
2.5. Костры.Костровое хозяйство. Сушка одежды.
Типы костров. Требования к выбору места для костра. Заготовка дров и
предохранение их от намокания. Меры безопасности при заготовке дров и при
обращении с огнём. Требования по уборке места для костра. Костровые
приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные
принадлежности. Походные топоры и пилы. Порядок их упаковки и
транспортировки. Меры безопасности. Способы сушки снаряжения.

8

Практическое занятие: определение мест, пригодных для организации
кострища. Разжигание костра.
2.6. Питание в походе.
Особенности питания в походе. Набор продуктов для приготовления пищи на
костре. Нормы продуктов на человека. Понятие о меню, раскладке. Фасовка,
упаковка и переноска продуктов в котёл.
Практическое занятие: составление меню, списка продуктов для питания в
походе.
2.7. Туристические должности в походе. Зачет по теме.
Должности в походе. Заместитель руководителя, требования и обязанности.
Краткие обязанности других постоянных должностей.Временные должности:
костровой, повар, направляющий,замыкающий и др. дежурные по кухне и их
обязанности.
3. Основы гигиены и доврачебной помощи. (12 часов)
3.1. Возможные опасности в походе. Личная гигиена. Требования к одежде,
обуви.
Особенности природной средой: рельеф, реки, грозы. Ядовитые грибы, растения.
Хищные звери, насекомые, змеи. Опасности, связанные с действиями человека.
Основные принципы возникновения аварийных ситуаций. Профилактика
несчастных случаев. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и
на улице. Гигиена тела, одежды и обуви.
3.2. Походная и индивидуальная аптечка.
Состав походной аптечки. Показания и противопоказания к применению
лекарственных препаратов. Индивидуальная аптечка туриста.
3.3. Травмы и раны в походе.
Возможные травмы и раны в походе. Потертости и мозоли. Порезы, раны и
ожоги.
3.4. Основные приемы оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при порезах, ожогах, ушибах. Остановка
кровотечения. Наложение ватно-марлевой повязки, способы перевязывания и
обработки ран.Потёртости, мозоли. Заболевания, связанные с укусами клещей.
3.5. Транспортировка пострадавшего.
Способы транспортировки. Положение пострадавшего при транспортировке.
Носилки. Порядок изготовления носилок.
Практическое занятие: разучивание различных способов транспортировки и
обездвиживания пострадавшего, изготовление носилок из подручных средств.

9

4. Топография и ориентирование (26 часов).
4.1. План и карта. Масштаб.
Отличие плана от карты. Виды карт. Значение топографических карт для
туристов.
Определение масштаба. Виды масштабов: численный, линейный, именованный.
Работа с масштабами. Порядок и способы измерения расстояний на карте.
Практическое занятие: работа с масштабом, измерение расстояний на карте.
4.2. Условные знаки топографических карт.
Назначение и свойства условных знаков. Виды условных топографических
знаков и их общие свойства. Масштабные и внемасштабные знаки и их
характеристика. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Деление топознаков по группам.
Практическое занятие: изучение топографических знаков по группам,
упражнение на запоминание знаков.
4.3. Отображение местности на карте. Рельеф.
Что такое рельеф. Способы отображения рельефа на карте. Сущность способа
горизонталей. Сечение. Горизонтали основные и утолщённые, бергштрих.
Подписи горизонталей, отметок высот, урезы вод. Типичные формы рельефа и
их изображение на топографической карте.
Практическое занятие: упражнение на запоминание способов изображение
рельефа на картах.
4.4. Чтение и работа с картой.
Практическое занятие: чтение карт различного масштаба.
4.5. Компас и азимут. Ориентирование.
Строение и применение компаса. Определять стороны горизонта с помощью
компаса. Понятие ориентирования на местности. Виды ориентиров: линейные,
точечные, площадные.
Практическое занятие: упражнения по определению сторон горизонта по
компасу. Профориенационная практическая работа.
4.6. Соревнования по спортивному туризму.
Виды и характер соревнований по с/о. Соревнования по ориентированию в
заданном направлении, по выбору. Контрольные пункты и средства отметки на
них. Порядок проведения соревнований.
Практическое занятие: спортивные карты и их отличие от топокарт. Понимание
карты, задача научить держать карту правильно.
4.7. Ориентирование на местности.
Практическое занятие: работа на местности.

10

Учебный план
2 модуль «Идем в поход»
№
п/п

Н азвание разд ела,
т емы

Количество часов

1 Краеведение
1.1
Краснодарский край – край туризма

8
4

Теория
4
2

1.2 Мой Белоглинский район
2 Специальная туристская
подготовка
Естественные препятствия в походе.
2.1
ТБ в походе. Ходовой режим.
2.2 Преодоление естественных
препятствий.
2.3
Узлы в туризме

4
36

2
8

2

2

-

22

4

18

6

-

6

6

2

4

32
16
10

-

32
16
10

6

-

6

76

12

64

Подготовка похода. Подведение
итогов похода.
3 Мероприятия
3.1 Полевой выход
3.2 Соревнования по технике туризма
Соревнования по спортивному
3.3
ориентированию
ИТОГО
2.4

Всего

Формы
аттестации/
контроля

Практика
4
2 Опрос,
тестирование
2 опрос
28

Практическая
работа
Практическая
работа

1. Краеведение. (8 часов)
1.1. Краснодарский край – край туризма.
Географическое положение. Природные особенности края. Туристские
возможности и интересные природные и экскурсионные уголки Краснодарского
края.
1.2. Мой Белоглинский район.
Достопримечательности Белоглинского района. Викторина.
2. Специальная туристская подготовка. (36 часов)
2.1. Естественные препятствия в походе. Техника безопасности в походе.
Ходвой режим.
Общая характеристика естественных препятствий. Определение способов их

11

преодоления. Движение групп по пересеченной местности. Меры безопасности
при преодолении естественных препятствий. Режим и темп движения. Режим
ходового дня. Правила движения по дорогам, тропам.
2.2. Преодоление естественных препятствий.
Техника и тактика в туризме. Способы преодоления естественных препятствий
на маршруте. Преодоление склонов, оврагов. Преодоление водных преград.
Использование специального снаряжения в походе.
Практическое занятие: отработка техники преодоления естественных
препятствий: склонов, спусков, подъёмов. Организация самостраховки и
страховки. Профтренинг.
2.3. Узлы в туризме.
Узлы, применяемые в туризме, деление узлов на группы по назначению.
Практические занятия: отработка навыков вязки узлов.
2.4. Подготовка похода. Подведение итогов похода.
Подготовка, проведение и подведение итогов похода. Нормативная база для
организации похода. Отчет о походе. Путешествие и профессии. Проф. тренинг.
Практические занятия: отработка вопросов подготовки группы к походу:
- определение цели и района похода;
- разработка маршрута движения;
- подготовка личного и группового снаряжения;
- составление меню, списка продуктов, их фасовка;
- оформление маршрутной документации;
- обсуждение итогов похода в группе, отчёта;
- ремонт и сдача снаряжения;
- составление отчёта о походе.
3.Мероприятия. (32 часа)
3.1. Полевой выход.
3.2. Соревнования по технике туризма.
3.3. Соревнования по спортивному ориентированию.
1.4 Планируемые результаты.

Предметные:
- проявление интереса к туризму, как формы организации активного досуга;
- знание приёмов преодоления естественных препятствий, ориентирования на
местности;
- развитие умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;
- приобретение знаний о профессиях, связанных с туризмом и обеспечением
безопасности человека, учебных местах, профессиональных интересах и
возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и
трудоустройства на рынке труда муниципалитета.

12

Личностные:
- воспитание у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию района;
- формирование чувства коллективизма и морально-этические качества
личности;
- укрепление психического и физическогоздоровье учащихся, развитие навыки
здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения;
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:
- развитие познавательной активность и мотивации к туристско - краеведческой
деятельности;
- воспитание потребности в саморазвитии, самостоятельности в выборе способа
решения задач и ответственности за свои действия.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график.
Модуль 1
Дата
№ проведения
п/п
план факт

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Туризм – это здорово!

2 (2 по
45 мин)

2

Туризм – это здорово!

2 (2 по
45мин.)

3

Личное и групповое
снаряжение

2 (2 по
45мин.)

4

Личное и групповое
снаряжение

2 (2 по
45мин.)

5

Личное и групповое
снаряжение

2 (2 по
45мин.)

6

Рюкзак. Укладка
рюкзака

2 (2 по
45мин.)

7

Рюкзак. Укладка

2 (2 по

Время
Место
проведени
Форма занятия
проведения
я
согласно
учебный
расписани Беседа, демонстрация
кабинет
ю
согласно
учебный
Беседа, демонстрация
расписани
кабинет
Проф. тренинг
ю
согласно
Беседа,
учебный
расписани
демонстрация,
кабинет
ю
практическая работа
согласно
Беседа,
учебный
расписани
демонстрация,
кабинет
ю
практическая работа
согласно
Беседа,
учебный
расписани
демонстрация,
кабинет
ю
практическая работа
согласно
Беседа,
учебный
расписани
демонстрация,
кабинет
ю
практическая работа
согласно
Беседа,
учебный

Форма
контроля
устный опрос
устный опрос
тестирование

тестирование

соревнования

14

8

9

10

11

12

рюкзака

45мин.)

Организация быта,
выбор места бивака

2 (2 по
45мин.)

Установка палатки,
размещение в ней
вещей
Установка палатки,
размещение в ней
вещей
Костеры. Костровое
хозяйство. Сушка
одежды
Костеры. Костровое
хозяйство. Сушка
одежды

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)

Питание в походе

2 (2 по
45мин.)

14

Питание в походе

2 (2 по
45мин.)

15

Туристские должности
в походе

2 (2 по
45мин.)

16

Возможные опасности
в походе. Личная

2 (2 по
45мин.)

13

расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани

демонстрация,
практическая работа

кабинет

учебный
Беседа, демонстрация кабинет
демонстрация,
практическая работа
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

учебный
кабинет
учебный
кабинет

практическая
работа
практическая
работа

учебный
кабинет

тестирование

учебный
кабинет

тестирование

учебный
кабинет
учебный
кабинет

Беседа, лекция

учебный
кабинет

Лекция, беседа,
демонстрация,

учебный
кабинет

устный опрос

15

17

гигиена. Требования к
одежде, обуви.
Походная и
индивидуальная
аптечка.

ю
2 (2 по
45мин.)

18

Травмы и раны в
походе

2 (2 по
45мин.)

19

Основные приемы
оказания первой
помощи

2 (2 по
45мин.)

20

Транспортировка
пострадавшего

2 (2 по
45мин.)

Транспортировка
пострадавшего

2 (2 по
45мин.)

План и карта. Масштаб

2 (2 по
45мин.)

23

План и карта. Масштаб

2 (2 по
45мин.)

24

Условные знаки
топографической
карты.

2 (2 по
45мин.)

21

22

согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю

Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа

согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю

Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа
Лекция,
демонстрация,
практическая работа

демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая работа

учебный
кабинет

опрос

учебный
кабинет

опрос

учебный
кабинет

опрос

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

16

25

26

27

Условные знаки
топографической
карты.
Отображение
местности на карте.
Рельеф
Отображение
местности на карте.
Рельеф

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)

28

Чтение и работа с
картой

2 (2 по
45мин.)

29

Чтение и работа с
картой

2 (2 по
45мин.)

30

Компас и азимут.
Ориентирование

2 (2 по
45мин.)

31

Компас и азимут.
Ориентирование

2 (2 по
45мин.)

32

Соревнования по
ориентированию

2 (2 по
45мин.)

33

Ориентирование на
местности

2 (2 по
45мин.)

согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю
согласно
расписани
ю

Лекция,
демонстрация,
практическая работа
беседа,
демонстрация,
практическая работа
беседа,
демонстрация,
практическая работа
беседа,
демонстрация,
практическая работа
беседа,
демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,
Профориенационная
практическая работа.
демонстрация,
практическая работа
Лекция, беседа,
демонстрация,

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа.

учебный
кабинет

практическая
работа

на местности

учебный
Практическая работа кабинет

практическая
работа

17

34

Ориентирование на
местности

ИТОГО

2 (2 по
45мин.)
68 часов

согласно
расписани
ю

Практическая работа,
соревнования

на местности

соревнования

Модуль 2

1

2

3

Краснодарский край –
край туризма
Краснодарский край –
край туризма
Мой Белоглинский
район

4

Мой Белоглинский
район

5

Естественные
препятствия в
походе.ТБ в походе.
Ходовой режим

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)

согласно
Лекция, беседа,
расписанию демонстрация,
практическая
работа
согласно
Лекция, беседа,
расписанию демонстрация,
практическая
работа, викторина
согласно
Лекция, беседа,
расписанию
демонстрация,
практическая
работа
согласно
Лекция, беседа,
расписанию
демонстрация,
практическая
работа
согласно
расписанию
Лекция, беседа,
демонстрация

учебный
кабинет
учебный
кабинет

практическая
работа

Опрос,
викторина

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

опрос

18

6

7

8

Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)

9

Полевой выход

4

10

Узлы в туризме

2 (2 по
45мин.)

11

12

13
14

Узлы в туризме

Узлы в туризме
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация
Беседа,
демонстрация
Беседа,
демонстрация
Практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая

учебный
кабинет

устный опрос

учебный
кабинет

устный опрос

учебный
кабинет
выход
местность
учебный
кабинет
учебный
кабинет

устный опрос
на практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

учебный
кабинет

практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности

практическая
работа

19

15

16
17
18

19

20

21
22

23

препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Соревнования по
технике туризма
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Преодоление
естественных
препятствий в походе
Соревнования по
технике туризма
Подготовка похода

2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2 (2 по
45мин.)
2
2 (2 по
45мин.)

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

работа
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
соревнования
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
Проф.тренинг
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
соревнования
Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности

соревнования

на местности

практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности

практическая
работа

на местности
учебный
кабинет

соревнования

20

24

Подготовка похода.
Подведение итогов
похода

2 (2 по
45мин.)

25

Полевой выход

4

26

Подготовка похода.
Подведение итогов
похода

2 (2 по
45мин.)

27

Соревнования по
ориентированию

2 (2 по
45мин.)

28

Соревнования по
ориентированию

2

29

Полевой выход

4

30
31
32
33
34

Соревнования по
технике туризма
Соревнования по
технике туризма
Соревнования по
ориентированию
Соревнования по
ориентированию
Полевой выход

2
2
2
2
4

согласно
расписанию

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

Лекция, беседа,
демонстрация,
практическая
работа. Проф.
тренинг
Практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
соревнования

учебный
кабинет

выход
местность
учебный
кабинет

на практическая
работа
устный опрос

на местности

соревнования

на местности
соревнования
Практическая
работа
соревнования
соревнования
соревнования
соревнования
Практическая

соревнования
выход
на
местность
на местности
на местности

соревнования
соревнования

на местности

соревнования

на местности
выход

практическая
работа

соревнования
на

практическая

21

Итого:

расписанию
76

работа

местность

работа

22

2.2 Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы занятия в объединении проводятся в
кабинете, на территории образовательного учреждения и на местности (полевые
выходы).
Кабинет для занятий должен быть просторным, светлым, оснащенным
мебель (столы, стулья). Для проведения занятий на местности выбирается
подходящая площадка с растущими деревьями.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
1. парта
2. скамья
3. плакаты и стенд с узлами;
4. плакаты по оказанию первой помощи;
5. аптечка первой помощи
6. спортивные и топографические карты;
7. условные обозначения карт;
8. компасы жидкостные
9. веревки различной длины и диаметра
10. жерди различной длины
11. страховочные системы
12. жумары
13. спусковые устройства
14. карабины
15. каски спортивные
16. рюкзаки
17. палатки
18. коврик туристический
Информационное обеспечение:
https://ctekrd.wixsite.com/utur
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в туристско-краеведческой деятельности, в
пешеходном и спортивном туризме, знающий специфику работы в УДО.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее специальное образование, являющийся
инструктором детско-юношеского туризма.

2.3 Формы аттестации

23

Объективной оценкой достигнутого уровня является участие учащихся в
соревнованиях(муниципальных и краевых). Контроль усвоения материала
проводится в конце каждой темы программы. Для промежуточного контроля
усвоения материала служат: тестовые задания, практическая работа учащихся,
устный опрос, соревнования.
Для контроля усвоения учащимися данной программы используются
следующие виды контроля:
вводный- осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий- контрольные задания на местности, тестирование, учебные
тренировки;
итоговый- участие в походах, соревнованиях, конкурсах и викторинах.
Проведение итоговой аттестации по дополнительной ознакомительной
общеразвивающей программе проводится с целью установления соответствия
результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым
результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления
данной программы установленным требованиям к порядку и условиям
реализации программ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов служат:
аналитический материал, грамоты, дипломы, журнал посещаемости,
маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования учащихся,
методические разработки, протоколы соревнований, фото, отзывы детей и
родителей, сертификаты и др.
2.4 Оценочные материалы
Оценочные материалы разработаны педагогом и приведены в Приложении № 1
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося____________________________
Срок обучения: 1 год (144 часа)

критерий

1

2

Предметны
й результат

План
ируем
ые
резул
ьтаты

Степень выраженности
оцениваемого качества

3
Знание
Высокий уровень (3 б) – учпонятийного
ся знает понятия и термины,
аппарата,
предусмотренные
используемого программой;
при реализации Средний уровень (2 б) – уч-

На
начало
обучен
ия
(вводн
ый)сен
тябрь

По
оконча
нии 1
модуля
(декабр
ь)

На
конец
обучен
ия(итог
овый)м
ай

4

5

6

24

ся владеет ½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой;
Владение
Высокий уровень (3 б) – учобъемом
ся владеет объемом знаний,
знаний,
предусмотренных
предусмотренн программой;
ых программой Средний уровень (2 б) – учся владеет ½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой;
Владение
Высокий уровень (3 б) – учобъемом
ся владеет объемом умений,
умений,
предусмотренных
предусмотренн программой;
ых программой Средний уровень (2 б) – учся владеет ½ объемом
умений,
предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
умений,
предусмотренных
программой;
программы

Метапредметный
результат

ВЫВОД
Самостоятельн
ость в подборе
и
работе с
источниками
информации

Высокий уровень (3 б) – учся
работает
самостоятельно
с
информацией
Средний уровень (2 б) – учся работает с информацией,
литературой с помощью
педагога, родителей
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
испытывает трудности в

25

работе
с
информацией,
нуждается в контроле со
стороны педагога
Самостоятельн Высокий уровень (3 б) – учость в подборе ся
самостоятельно
снаряжения для подбирает
снаряжение,
похода
и организует свой быт
Средний уровень (2 б) – учорганизации
ся подбирает снаряжение,
быта
организует свой быт с
помощью
педагога,
родителей
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
испытывает трудности в
подборе
снаряжения,
организации
быта,
нуждается в контроле со
стороны педагога, родителей
ВЫВОД
2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Для реализации программы применяются различные методы:
•
•

•
•

Словесный метод
(рассказ, беседа, лекция)- устное изложение
материала теоретической части занятия.
Наглядно-практический - наглядное ознакомление учащихся с
туристским снаряжением и инвентарем, картографическим материалом,
техникой туризма.
Репродуктивный - воспроизведение полученных знаний и усвоенных
способов деятельности на практических занятиях, соревнованиях.
Частично поисковый - обучающиеся принимают активное участие в
поиске решения поставленной задачи или проблемы совместно с
педагогом (или под его контролем) в практической части занятия, на
соревнованиях, в полевых выходах.

26
•

Исследовательский- освоение способов научного познания и методов
самостоятельного творчества при подготовке докладов, разработке
маршрутов походов, полевых выходов.

Алгоритм проведения учебного занятия.
I. Организационная часть
до 5 мин.
II. Вводный инструктаж
до 15 мин.
- тема и цель занятия
- техника безопасности
- ожидаемые результаты занятия
- выдача инвентаря (на практическую часть занятия)
III. Основная часть:
до 30 мин.
- Сообщение основных целей занятия
- Объяснение темы занятия
- Закрепление нового материала
V. Самостоятельная работа учащихся
10-15 мин.
Перерыв.
10 мин.
IV. Практическая часть
до 35 мин.
VI. Подведение итогов занятия.
10-15 мин.

2.6 Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по

27

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский
Государственный
Технический
университет
имени
Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)

10.
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», постановление
МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», утвержденное
приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.

1.
2.
3.
4.
5.

6.

Список литературы для педагога
БАЛОБАНОВ, И.В. Узлы.- М., 2003
БУЯНОВ, В.М. Первая медицинская помощь. – М.: «Медицина», 2005.
КУЛИКОВ, В.М., КОНСТАНТИНОВ, Ю.С. Топография и ориентирование
в туристском путешествии. М.: ЦДЮТур, 2007.
НОВИКОВ А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии
(Учебное пособие). – М.: ЦДЮТиК, 2004
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы
дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г.
Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.
– М.: Советский спорт, 2005.
Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция –
пешеходная». М.: Туристско-спортивный союз России, 2009.

28

7. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар,
«Монтажспецстрой», 2005.
8. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010 .

Список литературы для учащихся и родителей.
1. ТЕПЛОУХОВ А. Туристское многоборье Краснодар: ЮТур, 2000
2. КУЛИКОВ В.М., КОНСТАНТИНОВ Ю.С. Топография и ориентирование
в туристском путешествии. М.: ЦДЮТур, 2007.
3. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010 г
4. Узлы и сети. Автор-составитель В.В. Ткаченко
5. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар,
«Монтажспецстрой», 2005.
Электронные источники:
https://ctekrd.wixsite.com/utur
http://www.o-kuban.ru/
http://www.tssr.ru/
http://orient23.ru/
http://loadmap.net/
http://sasgis.ru/
http://www.novatour.ru/#
https://www.youtube.com/
https://infourok.ru/user/shepelev-vitaliy-valentinovich
https://ru.wikipedia.org
Дата обращения к ресурсам: 12.07.2020 г.

29

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Перечень вопросов для проверки знаний

Медицина и гигиена
1. Назовите ситуации и причины, приводящие к получению травм и
заболеваний.
2. Состав индивидуальной медицинской походной аптечки.
3. Как остановить кровотечение на пальце?
4. как правильно обрабатывать раненую поверхность?
5. Назовите способы транспортировки пострадавшего.
6. Приёмы первой помощи при ожогах, тепловом и солнечном ударах.
Туристическая подготовка
7. Перечислите список личного снаряжения.
8. Перечислите список группового снаряжения.
9. Как правильно сушить одежду?
10. Туристические должности в походе.
11. Требования к выбору места для бивака.
12. Правила разведения костра.
13. Перечислите, какие продукты используются для питания в походе.
Специальная туристическая подготовка
14. Правила движения по открытой местности.
15. Правила преодоления водных препятствий. Назовите способы переправ.
16. Деление узлов по группы по назначению.
Топография и ориентирование
17. Дайте определение топографической карты.
18. Что называется масштабом карты? Виды масштабов.
19. Назовите основные группы условных топографических знаков.
20. Как изображается на местности рельеф?
21. Строение компаса и понятие «азимута».
22. Что такое спортивная карта? Чем она отличается от топографической
карты?
23. Назовите виды и характер соревнований по спортивному
ориентированию.
Краеведение
24. Дайте общегеографическую характеристику Краснодарского края.
25. Назовите основные природные достопримечательности Белоглинского
района.

30

Тестовые задания для проверки знаний по темам программы:
Тема: «Топографическая подготовка. Условные знаки»

31

Тема «Личное и групповое снаряжение». Филворд

Р Ю К
А П З
Л Н А
А О К
Т Ж С
К А Н
У Ж К
Р К Ф
П А С
М О К

О
П
О
Р
П
О
А
У
Е
В

Т
К
Ь
Л
А
С
К
Т
Р
К

К
О
Н
И
К
А
И
Б
Е
А

О
Т
Л
К
Ч
С
К
О
В
К

Л
Е
О
А
Е
И
А
Л
К
Е

А Ь
К Р
Ж А
П Н
Т О
М Ф
К Е
Ы Д
А А
П К

32

Тема «Условные знаки топографических карт. Работа с картой».
Необходимо сопоставить название знаков с их обозначением
( пример 1 – Ж, 2 – Р, и т.д.)
номер и обозначение знака

варианты ответов

1

А

Линия электропередач на
металлических опорах

2

Б

Пасека

3

В

Церковь

4

Г

Ветряная мельница

5

Д

Однопутная железная дорога с
платформой

6

Е

Электростанция

7

Ж

Ямы

8

З

Шоссейная дорога, шоссе

9

И

Возвышенность, холм

10

К

Завод, фабрика с трубой

11

Л

Шахты и штольни действующие

12

М

Памятник, монумент или братская
могила

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».