Юный турист

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D3130323233303335303035383
1, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233323630303933383330
31, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:02:12 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
Раздел № 3. «Воспитательная деятельность»
3.1 Цели и задачи, целевые ориентиры воспитания обучающихся
3.2 Условия воспитания, анализ результатов
3.3 Календарный план воспитательной работы
Список литературы.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
Направленность.
С каждым годом туризм, как форма активного отдыха, как способ
познания окружающего мира становится всё более популярным. Уникальным
массовым движением учащихся является детско-юношеский туризм, который
по разнообразию и силе воздействия на личность ребёнка в системе
дополнительного образования смело можно поставить на первое место.
В походной жизни на спортивном маршруте активная деятельность
обучающихся проходит в естественном природном окружении, что особо
важно в условиях всевозрастающей гиподинамии школьников с ее
негативным влиянием на здоровье. Активная и самостоятельная деятельность
обучающихся в процессе занятий туризмом способствует приобретению ими
необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных
отношений, облегчает процессы самоутверждения.
Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей
программой туристко - краеведческой направленности,
модифицированной, по целевому ориентиру и уровню сложности относится к
базовым, по времени организации годичной и разработана на основе
следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ №
273).
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№ 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.
Министерство образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке

дополнительных общеобразовательных программ и программ
электронного обучения, 2015 г, 2016г.,
Новизна данной образовательной программы заключается в
комплексности физического, интеллектуального, духовно-нравственного и
социального воспитания детей. Где физическое воспитание реализуется через
спортивно туристскую деятельность, интеллектуальное воспитание – через
краеведение и исследовательско-проектную деятельность, а духовнонравственное воспитание и социализация детей – через походы, экскурсии,
экспедиции.
Учебная программа объединения «Юный турист» объединяет
спортивно-оздоровительную и туристско-краеведческую деятельность
обучающихся.
Данная программа была переработана и адаптирована для учащихся
начальных классов, проживающих в сельской местности в степной зоне,
конкретно в нашем Белоглинском районе.
Актуальность программы.
Именно данная программа важна и актуальна для современных детей
нашего времени потому, что стоит острая проблема, связанная с ЗОЖ и
расширением кругозора именно в нашей местности.
Программа «Юный турист» связанна с активным развитием и ростом
популяризации детско-юношеского туризма, необходимостью создания
стройной системы подготовки туристов-спортсменов, приобщением детей к
спорту, здоровому образу жизни посредством туризма. В последние годы
развитию туризма в Краснодарском крае уделяется большое значение.
Проводится большое количество соревнований, слетов, фестивалей. Данная
программа призвана познакомить обучающихся с основами туризма.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
занятия туризмом способствуют формированию правильного отношения к
природе; жизненно важные навыки самообслуживания; улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей; повышается уровень
социализации: общение и взаимодействие в коллективе;
способствует выработке у школьников профессионального самоопределения.
Программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (сознательности и активности, системности,
доступности, преемственности, вариативности, результативности);
- формах и методах обучения (активное использование
мультимедийных технологий, дифференцированное обучение, занятия,
конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, и т.д.);
- методах контроля и управления образовательном процессом
(тестирование, контрольные и зачетные испытания, анализ результатов
конкурсов, соревнований);
- средствах обучения (мультимедийная аппаратура, доступ к сети
интернет, личное, групповое и специальное туристское снаряжение,
туристская и краеведческая литература).

Отличительной особенностью данной дополнительной
образовательной программы от других программ в том, что педагог, в
зависимости от наличия опыта, необходимого материала, оборудования,
сможет спланировать свою деятельность, уделив должное количество
времени на изучение каждой темы.
Также программой предусмотрены контрольные испытания – поход,
участие в соревнованиях по различным видам туризма, проектная
деятельность в краеведении. Данные испытания требуют от обучающихся
применения разнообразных навыков, умений и знаний, приобретенных в
течении учебного времени. В последствии производится анализ испытаний с
выявлением сильных и слабых сторон каждого обучающегося.
Адресат программы.
Программа занятий рассчитана на обучающихся в возрасте 7-10 лет,
не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям. Желательный
состав - учащиеся одной параллели. Состав группы 12 человек.
Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает преподавание
основ туристической подготовки, ориентирования и краеведения. На
освоение программы отводится 144 часа.
Форма и режим занятий. На занятиях, для реализации программы,
используются групповые формы организации деятельности. Практические
занятия включают специальную физическую подготовку, занятия по технике
и тактике туризма, занятия по ориентированию на местности, проведение
выходов на природу, соревнований. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
часа.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы: создать условия для комплексного развития
личности (физического, интеллектуального, социального и духовнонравственного развития), оказывать профориентационную поддержку
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности, а также формирование навыков и умений
туристской деятельности и краеведческих наблюдений.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Предметные:
- привитие основных эколого-туристских знаний, навыков и умений;
- научить рациональным приёмам преодоления естественных
препятствий, ориентирования на местности.
- привить умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской
группе;
- познакомить обучающихся с профессиями, взаимосвязанными с
безопасностью в природной среде и путешествиями, смотивировать на
осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Метапредметные:

- расширение краеведческих знаний: знаний географии, истории,
природы и культуры Краснодарского края;
- развитие познавательной активности и мотивации к туристско краеведческой деятельности
- развитие у учащихся потребности в саморазвитии, самостоятельности
в выборе способа решения задач и ответственности за свои действия;
- формирование профессионально-ориентированной личности.
Личностные:
- укрепление психического и физического здоровья учащихся;
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию края;
- формирование чувства коллективизма и воспитание моральноэтических качеств;
- привитие здорового образа жизни и профилактика асоциального
поведения
- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию края;
- формирование чувства коллективизма и воспитание моральноэтических качеств учащихся, общественной активности личности;
- укрепление психического и физического здоровья учащихся, привитие
здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения.
Методы обучения:
- групповые учебно-тренировочные занятия;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично-поисковый, или эвристический, метод;
- исследовательский метод;
- экспедиционный метод.
Формы занятий:
лекционные, развивающие занятия, практикумы;
конкурсы, викторины;
•
тренировки, соревнования;
•
проектная деятельность;
•
совместная творческая деятельность;
•
спортивные игры;
•
полевые исследования;
•
поиск информации и знакомство с природными, географическими
и историческими достопримечательностями края;
•
профориентационные беседы и ролевые игры.
Предполагаемый результат

•
физическая и техническая подготовка, умение использовать
полученные навыки в походах и на соревнованиях;
•
умение ставить цели и задачи, умение их реализовывать;
•
знать и применять правила личной гигиены;
•
умение принимать решения и нести ответственность за принятое
решение;
•
умение вести себя и принимать решения в экстремальных
ситуациях;
•
умение работать и анализировать различные источниками
информации;
•
самостоятельный поиск и систематизация знаний, материала для
решения поставленных задач;
•
умение участвовать в коллективной творческой деятельности;
•
приобретение более глубоких знаний в области географии,
экологии, биологии и истории родного края, не отображаемых в базовом
курсе средней школы;
•
раскрытие способностей каждой личности на основе
удовлетворения интересов и нереализованных в школе потребностей;
•
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми. Умение
самим организовывать свою деятельность;
•
умение самостоятельных устных выступлений;
•
иметь представления о системе социальных норм и ценностей
России и родного края;
•
знать культурные нормы и традиции родного края;
•
владение техникой и тактикой пешеходного туризма;
•
владеть навыками чтения топографических и спортивных карт и
ориентирования на местности;
•
умение оценивать свои действия и действия других людей;
•
приобретение знаний о профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
В результате реализации программы у детей будут сформированы
следующие навыки:
- организация быта в природных условиях;
- технико-тактические приемы преодоления естественных препятствий;
- навыки владения поисково-спасательными работами;
- навыки исследовательской работы (ведение полевого дневника,
проведение исследований на местности, сбор теоретического и
практического материала);
- навыки социализации;
- навыки оценивать себя и других;
- навыки публичных выступлений и умение отстаивать свою точку
зрения;
- привитие навыков проектной деятельность;

- сформирована профессионально ориентированная личность;
- навыки здорового образа жизни.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
Название темы, раздела
п/п
1
2
2.1
2.2

Вводное занятие
Основы туристской подготовки
Личное и групповое снаряжение.
Рюкзак. Укладка рюкзака.

Количество часов
Всего
часов
2
30
4
4

Теория
2
14
2
2

Форма
Прак- контроля
тика
16
Опрос
2
2 Тестирование

2

2

-

6

2

4

6

2

4

4

2

2

Учебнотренировочн
ый поход
Контрольные
задания на
местности
Контрольные
задания на
местности
Тестирование

4

2

2

Зачет

14

9

5

2

2

-

Опрос

2
2

2
2

-

Тестирование

4

2

2

Тестирование

4
32

1
8

3
24

4.1 План и карта. Масштаб.

4

2

2

4.2 Условные знаки топографической карты.

4

2

2

4

1

3

6
4

2

6
2

2.3 Организация быта, выбор места бивака.
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4

Установка палатки, размещение в ней
вещей.
Костры. Костровое хозяйство. Сушка
одежды.
Питание в походе.
Туристские должности в походе. Зачет по
теме.
Основы гигиены и доврачебной помощи
Возможные опасности в походе. Личная
гигиена. Требования к одежде, обуви.
Походная и индивидуальная аптечка.
Травмы и раны в походе.
Основные приемы оказания первой
помощи.
Транспортировка пострадавшего.
Топография и ориентирование

4.3 Отображение местности на карте.
Рельеф.
4.4 Чтение и работа с картой.
4.5 Компас и азимут. Ориентирование.

Опрос

Зачет
Контрольные
задания на
местности
Контрольные
задания на
местности
Применение
знаний на
практике
Зачет
Применение

4.6 Соревнования по спортивному
ориентированию.
4.7 Ориентирование на местности.
5
Краеведение
5.1 Краснодарский край – край туризма
5.2 Мой Белоглинский район.
6
Специальная туристская подготовка
Естественные препятствия в походе. ТБ в
6.1
походе. Ходовой режим.
6.2
Преодоление естественных препятствий.
6.3 Узлы в туризме.
Подготовка похода. Подведение итогов
6.4
похода.
7
Мероприятия
7.1
Полевой выход.
7.2 Соревнования по технике туризма
Соревнования по спортивному
7.3
ориентированию.
ИТОГО

знаний на
практике

4

1

3

Соревнования

6
8
4
4
36

4
2
2
6

6
4
2
2
30

Соревнования

2

2

-

20

2

18

8

-

8

6

2

4

22

-

22

8

-

8

8

-

8

Применение
знаний на
практике
Соревнования

6

-

6

Соревнования

144

43

101

Опрос
Опрос
Применение
знаний на
практике
Применение
знаний на
практике
Вязка узлов
Разработка
маршрута

Содержание учебного плана
Вводное занятие (2 часа)
1.
1.Туризм- это здорово! (2 часа)
Что такое туризм? Чем полезны и интересны туристические походы?
Виды туризма. Правила поведения туриста. Техника безопасности.
Основы туристской подготовки (30 часов)
2.
2.1. Личное и групповое снаряжение. (4 часа)
Требования к туристическому снаряжению. Перечень личного
снаряжения. Одежда обувь для летних и зимних походов. Перечень
группового снаряжения.
Практическое занятие: составление списков личного и группового
снаряжения для походов. Уход за снаряжением.
2.2. Рюкзак. Укладка рюкзака. (4 часа)
Виды рюкзаков. Движение с рюкзаком. Правила размещения предметов
в рюкзаке. Обеспечение влагоне-проницаемости рюкзака.
Практическое занятие: отработка навыков укладки рюкзака.
2.3. Организация тур, быта. Выбор места для бивака. (2 часа)
Действие группы по прибытии на бивак. Выбор места для бивака.

Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение, безопасность,
комфортность. Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры
безопасности на биваке.
2.4. Установка палатки, размещение в ней вещей. (6 часа)
Правила установки палатки. Правила поведения в палатке.
Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых.
Размещение в палатке.
Практическое занятие: Разборка и установка палатки. Размещение в
ней вещей и туристов.
2.5. Костры. Костровое хозяйство. Сушка одежды. (6 часа)
Типы костров. Требования к выбору места для костра. Заготовка дров и
предохранение их от намокания. Меры безопасности при заготовке дров и
при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра. Костровые
приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные
принадлежности. Походные топоры и пилы. Порядок их упаковки и
транспортировки. Меры безопасности. Способы сушки снаряжения.
Практическое занятие: определение мест, пригодных для организации
кострища. Разжигание костра.
2.6. Питание в походе. (4 часа)
Особенности питания в походе. Набор продуктов для приготовления
пищи на костре. Нормы продуктов на человека. Понятие о меню,
раскладке. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в котёл.
Практическое занятие: составление меню, списка продуктов для
питания в походе.
2.7. Туристические должности в походе. Зачет по теме. (4 часа)
Должности в походе. Заместитель руководителя, требования и
обязанности. Краткие обязанности других постоянных должностей.
Временные должности: костровой, повар, направляющий, замыкающий и др.
дежурные по кухне и их обязанности.
3. Основы гигиены и доврачебной помощи. (14 часов)
3.1. Возможные опасности в походе. Личная гигиена. Требования к
одежде, обуви. (2 часа)
Особенности природной средой: рельеф, реки, грозы. Ядовитые грибы,
растения. Хищные звери, насекомые, змеи. Опасности, связанные с
действиями человека. Основные принципы возникновения аварийных
ситуаций. Профилактика несчастных случаев. Меры безопасности при
проведении занятий в помещении и на улице. Гигиена тела, одежды и обуви.
3.2. Походная и индивидуальная аптечка. (2 часа)
Состав походной аптечки. Показания и противопоказания к
применению лекарственных препаратов. Индивидуальная аптечка туриста.
3.3. Травмы и раны в походе. (2 часа)
Возможные травмы и раны в походе. Потертости и мозоли. Порезы,
раны и ожоги.

3.4. Основные приемы оказания первой помощи. (4 часа)
Оказание первой помощи при порезах, ожогах, ушибах. Остановка
кровотечения. Наложение ватно-марлевой повязки, способы перевязывания и
обработки ран. Потёртости, мозоли. Заболевания, связанные с укусами
клещей.
3.5. Транспортировка пострадавшего. (4 часа)
Способы транспортировки. Положение пострадавшего при
транспортировке. Носилки. Порядок изготовления носилок.
Практическое занятие: разучивание различных способов транспортировки и обездвиживания пострадавшего, изготовление носилок из
подручных средств.
4. Топография и ориентирование. (32 часа)
4.1. План и карта. Масштаб. (4 часа)
Отличие плана от карты. Виды карт. Значение топографических карт
для туристов.
Определение масштаба. Виды масштабов: численный, линейный,
именованный. Работа с масштабами. Порядок и способы измерения
расстояний на карте.
Практическое занятие: работа с масштабом, измерение расстояний
на карте.
4.2. Условные знаки топографических карт. (4 часа)
Назначение и свойства условных знаков. Виды условных
топографических знаков и их общие свойства. Масштабные и
внемасштабные знаки и их характеристика. Пояснительные цифровые и
буквенные характеристики. Деление топознаков по группам.
Практическое занятие: изучение топографических знаков по
группам, упражнение на запоминание знаков.
4.3. Отображение местности на карте. Рельеф. (4 часа)
Что такое рельеф. Способы отображения рельефа на карте. Сущность
способа горизонталей. Сечение. Горизонтали основные и утолщённые ,
бергштрих. Подписи горизонталей, отметок высот, урезы вод. Типичные
формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Практическое занятие: упражнение на запоминание способов
изображение рельефа на картах.
4.4. Чтение и работа с картой. (6 часа)
Практическое занятие: чтение карт различного масштаба.
4.5. Компас и азимут. Ориентирование. (4 часа)
Строение и применение компаса. Определять стороны горизонта с
помощью компаса. Понятие ориентирования на местности. Виды ориентиров:
линейные, точечные, площадные.
Практическое занятие: упражнения по определению сторон горизонта
по компасу.
4.6. Соревнования по спортивному туризму. (4 часа)
Виды и характер соревнований по с/о. Соревнования по

ориентированию в заданном направлении, по выбору. Контрольные пункты и
средства отметки на них. Порядок проведения соревнований.
Практическое занятие: спортивные карты и их отличие от топокарт.
Понимание карты, задача научить держать карту правильно.
4.7. Ориентирование на местности. (6 часа)
Практическое занятие: работа на местности.
5. Краеведение. (8 часо)
5.1. Краснодарский край – край туризма. 4 часа.
Географическое положение. Природные особенности края. Туристские
возможности и интересные природные и экскурсионные уголки
Краснодарского края.
5.2. Мой Белоглинский район. (4 часа)
Достопримечательности Белоглинского района. Викторина.
6. Специальная туристская подготовка. (36 часов)
6.1. Естественные препятствия в походе. Техника безопасности в
походе. Ходвой режим. (2 часа)
Общая характеристика естественных препятствий. Определение
способов их преодоления. Движение групп по пересеченной местности.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Режим и
темп движения. Режим ходового дня. Правила движения по дорогам, тропам.
6.2. Преодоление естественных препятствий. (20 часов)
Техника и тактика в туризме. Способы преодоления естественных
препятствий на маршруте. Преодоление склонов, оврагов. Преодоление
водных преград. Использование специального снаряжения в походе.
Практическое занятие: отработка техники преодоления естественных
препятствий: склонов, спусков, подъёмов. Организация самостраховки и
страховки.
6.3. Узлы в туризме. (8 часа)
Узлы, применяемые в туризме, деление узлов на группы по
назначению.
Практические занятия: отработка навыков вязки узлов.
6.4. Подготовка похода. Подведение итогов похода. (6 часа)
Подготовка, проведение и подведение итогов похода. Нормативная база
для организации похода. Отчет о походе.
Практические занятия: отработка вопросов подготовки группы к
походу:
- определение цели и района похода;
- разработка маршрута движения;
- подготовка личного и группового снаряжения;
- составление меню, списка продуктов, их фасовка;
- оформление маршрутной документации;
- обсуждение итогов похода в группе, отчёта;
- ремонт и сдача снаряжения;

- составление отчёта о походе.
7.Мероприятия. (22 часа)
7.1. Полевой выход.
7.2. Соревнования по технике туризма.
7.3. Соревнования по спортивному ориентированию.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
По завершении обучения учащиеся должны знать:
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, края и их
достопримечательности;
- правила поведения на природе.
- давать общую характеристику края;
- ориентироваться на местности с помощью карты и компаса;
- пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак,
устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;
- устанавливать и сворачивать бивуак;
- приготовить пищу на костре;
- передвигаться в составе группы;
- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.
- значение туристско - краеведческой подготовки в общей системе
обучения;
- правила поведения на природе и формы участия в ее охране;
- приемы страховки и самостраховки.
- проводить наблюдения и исследования на природе, проводить фото - и
видеосъемку;
- принимать участие в краеведческих конкурсах и викторинах;
- оформлять путевые записи, дневники, стенды и туристические газеты;
- ориентироваться на незнакомой местности с помощью карты и
компаса, по солнцу, звездам и т.д.;
- пользоваться туристским снаряжением;
- устанавливать бивуак и убирать места привалов и бивуаков;
- выполнять основные обязанности по должностям в туристской
группе;
- вязать основные узлы, пользоваться приемами страховки;
Личностные результаты.
Освоивший данную программу учащийся должен быть общественно
активной личностью:
- уважающей чужое мнение и умеющей отстаивать свою точку зрения,
-способной быть частью коллектива и готовой к командному
взаимодействию,
- являющейся патриотом своей страны и бережного относящийся к ее
историческому, культурному и природному наследию ,
- соблюдающей здоровый образ жизни и духовно – нравственные

принципы,
- несущей ответственность за свои действия.
Метапредметные результаты.
Учащиеся должны:
- быть познавательно активными и иметь устойчивую мотивацию к
туристско - краеведческой деятельности,
- испытывать потребность в саморазвитии и быть способными сделать
мотивированный выбор вида деятельности в предметной области,
- уметь увидеть и сформулировать проблему исследования, составить
план ее решения, выбирать способ решения и самостоятельно действовать.
Методы, средства и способы оценки:
1.информация педагогов, родителей;
2.анкетирование, тестирование;
3.педагогические наблюдения;
4.мониторинг-показатель результата участия в конкурсах.
Участие детей в выставках, конкурсах
Ф.И.О.
Муниципальный
Межзональный
учащегося
уровень
уровень

Краевой
уровень

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

8.

Дата
пла
н

факт

Тема занятия

Вводное занятие.
Техника безопасности.
Личное и групповое
снаряжение
Личное и групповое
снаряжение
Рюкзак. Укладка
рюкзака
Рюкзак. Укладка
рюкзака
Организация быта,
выбор места бивака
Установка палатки,
размещение в ней
вещей
Установка палатки,
размещение в ней

Колво
часов
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

Время
провед
ения
заняти
я

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Форма
контроля

9.

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.
17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.
25.

вещей
Установка палатки,
размещение в ней
вещей
Костры. Костровое
хозяйство. Сушка
одежды
Костры. Костровое
хозяйство. Сушка
одежды
Костры. Костровое
хозяйство. Сушка
одежды
Питание в походе
Питание в походе
Туристские должности
в походе.
Туристские должности
в походе. Зачет по
теме
Полевой выход
Естественные
препятствия в походе.
ТБ в походе. Ходовой
режим.
Преодоление
естественных
препятствий. Виды
препятствий
Преодоление
естественных
препятствий. Водные
препятствия
Преодоление
естественных
препятствий.
Преодоление склонов
Преодоление
естественных
препятствий. Овраги
Соревнования по
технике туризма
Полевой выход
Возможные опасности

45х2

45х2

45х2

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2

45х2

45х2

45х2
45х2
45х2
45х2

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.

41.

42.
43.

в походе. Личная
гигиена. Требования к
одежде, обуви.
Походная и
индивидуальная
аптечка
Травмы и раны в
походе
Основные приемы
оказания первой
помощи
Основные приемы
оказания первой
помощи
Транспортировка
пострадавшего
Транспортировка
пострадавшего
Краснодарский край –
край туризма
Краснодарский край –
край туризма
Мой Белоглинский
район
Мой Белоглинский
район
План и карта.
Масштаб
План и карта.
Масштаб
Условные знаки
топографических карт
Условные знаки
топографических карт
Отображение
местности на карте.
Рельеф
Отображение
местности на карте.
Рельеф
Чтение и работа с
картой
Компас и азимут.
Ориентирование

45х2
45х2
45х2

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2
45х2
45х2

44.
45.
46.
47.

48.

49.

50.
51.

52.

53.

54.
55.
56.
57.

58.

59.

60.

Компас и азимут.
Ориентирование
Чтение и работа с
картой
Чтение и работа с
картой
Ориентирование на
местности
Соревнования по
спортивному
ориентированию
Соревнования по
спортивному
ориентированию
Ориентирование на
местности
Ориентирование на
местности
Соревнования по
спортивному
ориентированию
(проведение
соревнований с
учащимися)
Соревнования по
спортивному
ориентированию
(проведение
соревнований с
учащимися)
Узлы в туризме
Узлы в туризме
Узлы в туризме
Узлы в туризме
Преодоление
естественных
препятствий.
Переправа вброд
Преодоление
естественных
препятствий. Подъем,
спуск, траверс склона
Соревнования по
технике туризма.

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2
45х2
45х2

45х2

45х2

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2

45х2

61.

62.

63.

64.

65.

66.
67.
68.
69.

70.

71.

72.

Преодоление
естественных
препятствий. Бревно
Преодоление
естественных
препятствий. Навесная
переправа
Преодоление
естественных
препятствий. Овраги и
каньёны
Соревнования по
технике туризма.
Подготовка похода.
Подведение итогов
похода
Подготовка похода.
Подведение итогов
похода
Полевой выход
Полевой выход
Подготовка похода.
Подведение итогов
похода
Соревнования по
технике туризма.
Соревнования по
спортивному
ориентированию
(проведение
соревнований с
учащимися)
Соревнования по
технике туризма.
ИТОГО

45х2

45х2

45х2

45х2
45х2

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2

45х2

144

2.2.Условия реализации программы.
Материально - техническое обеспечение.
Для проведения теоретических занятий требуется учебный кабинет,
соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Кабинет должен быть оснащен персональным компьютерам с доступом в
интернет, мультимедийным проектором с экраном. Проведение практических

занятий на местности должно происходить на стадионе, в парке или в лесу.
Перечень необходимого снаряжения:
1. Персональный компьютер
2. Проектор
3. Экран
4. Географическая карта Краснодарского края
5. Карты топографические учебные
6. Спортивные карты местности
7. Компасы
8. Курвиметр
9. Условные знаки карт
10. Учебные плакаты
11. Секундомер
12. Часы
13. Палатки
14. Туристские коврики
15. Рюкзаки
16. Тенты
17. Костровое оборудование: котлы, тросик
18. Рукавицы костровые (брезентовые)
19. Лопата саперная в чехле
20. Пила походная
21. Топор в чехле
22. Аптечка медицинская в упаковке
23. Ремонтный набор
24. Веревки основные
25. Веревки вспомогательные
26. Репшнур
27. Карабины
28. Страховочные системы
29. Каски
30. Жумары
31. Спусковые устройства (восьмерки)
32. Рукавицы
33. Канцелярские принадлежности
34. Маршрутные документы (маршрутные листы
Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения
учащегося:
1. Рюкзак для туристских походов.
2. Коврик туристский.
3. Спальный мешок.
4. Накидка от дождя
5. Фонарик
6. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

7. Обувь спортивная (типа шиповки).
8. Сапоги резиновые.
9. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).
10. Головной убор.
11. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).
12. Спортивный тренировочный костюм.
13. Свитер шерстяной.
14. Брюки ветрозащитные.
15. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).
16. Блокнот и ручка.
17. Перчатки рабочие.
18. Носки шерстяные.
19. Сидушка походная.
20. Индивидуальный медицинский пакет.
Информационное обеспечение:
1. Учебные фильмы
2. Презентации
3. Интернет сайты
2.3 Формы аттестации.
Проведение итоговой аттестации по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Горизонт» проводится
с целью установления соответствия результатов освоения данной программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия
процесса организации и осуществления данной программы установленным
требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота,
диплом, журнал посещаемости, маршрутный лист., материал анкетирования и
тестирования, методическая разработка, протоколы соревнований, фото,
отзывы детей и родителей, сертификаты и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики,
аналитическая справка, открытое занятие, соревнование, походы,
туристические лагеря, поступление выпускников в профессиональные
образовательные организации по профилю и др.
Для полноценной реализации данной программы используются
следующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные
тренировки, выполнение учащимися краеведческо - исследовательской
работы;
итоговый - участие в походах, соревнованиях, конкурсах и викторинах.

2.4 Оценочные материалы.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

Оценка результатов
обучения

Умения:
самостоятельная работа
собирать снаряжение для многодневного
похода с учётом метеорологических прогнозов;
оказывать
пострадавшему;

доврачебную

ориентироваться
по
топографической карте;

помощь зачет
компасу

и самостоятельная работа

применять на практике технику вязания узлов; зачет
организовать питание в походных условиях;

самостоятельная работа

разбить бивак для привала на маршруте похода тестирование
и для ночёвки в многодневном походе;
Знания:
самостоятельная работа
виды и типы костров, правила разведения
костров и пожарной безопасности;
правила установки палаток в пешем походе, доклад
виды палаток для массового пешеходного
туризма;
правила техники безопасности при выполнении опрос
движения в туристской группе;
принцип работы и составные части туристского самостоятельная работа
компаса,
правила
ориентирования
по
топографической
карте
и
компасу,
топографические знаки;
способы оказания доврачебной помощи, состав тестирование
туристской аптечки;
виды туристских
применения;

узлов

и

способы

"составные части" туристского бивака
правила расположения его элементов;

их самостоятельная работа
и контрольная работа

2.5 Методические материалы.
При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить

из своей педагогической и туристско-краеведческой квалификации,
необходимо учитывать следующие факторы: объем учебного материала,
цикличность по сезонам, последовательное усложнение материала.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются
разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях
используется групповая и индивидуальная работа под руководством педагога,
что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической
части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы, которые
способствуют эффективному усвоению туристско-краеведческих знаний. При
проведении занятий большую роль играет использование дидактических
материалов, наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов.
Практическая часть занятий предполагает поисково - исследовательскую
работу учащихся по решению поставленной проблемы, выполнение
практических упражнений по изучаемой теме, оформление материалов
краеведческой работы, разработку маршрутов, подготовку туристских
мероприятий. При этом активно используются информационно коммуникативные технологии. При проведении занятий применяются
технологии проблемного и диалогового обучения, проектно исследовательские и игровые технологии, интерактивные методики,
проводится рефлексия.
Занятия на местности предусматривают практическую работу учащихся
по физической и технико - тактической подготовке, экскурсии, краеведческие
наблюдения на природе, сбор краеведческого материала, проведение
природоохранных мероприятий, благоустройство памятников. При
проведении практических занятий активно применяются образовательные
технологии личностно - ориентированного и игрового обучения, педагогики
сотрудничества, используются интерактивные методики, особое внимание
уделяется рефлексии. Вне сетки часов происходит участие в походах, в
соревнованиях, туристских слетах, краеведческих конкурсах, проектной
деятельности.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения
безопасности и предупреждения травматизма при проведении каждого
занятия, тренировки, старта, мероприятия, поэтому раздел «Обеспечение
безопасности в походе, на соревнованиях тренировочных занятиях.»
изучается на протяжении всего времени обучения. Реализация программы
предполагает организацию деятельности в соответствии с требованиями
«Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций
и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками, студентами
Российской Федерации, «Правил соревнований по спортивному туризму»,
«Правил соревнований по спортивному ориентированию».
Раздел № 3 «Воспитательная деятельность»
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания обучающихся

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций Кубанской культуры; информирование детей, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
формирование и развитие личностного отношения детей к занятию
туризмом и познания своего края через туристско-краеведческую
деятельность, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
коллективе;
—

приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы на занятиях, в походе,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
—

Основные целевые ориентиры воспитания:
—
ценностное отношение к региональной и местной культуре;
—
уважение к историческому и культурному наследию народов России,
памятникам героям и защитникам Отечества;
—
уважение к ценностям традиционных религий народов России;
—
культура общения, взаимопомощи;
—
экологическая культура, навыки охраны природы, сбережение
природных ресурсов;
—
личная ответственность за действия в природной среде, неприятие
действий, приносящих вред природе;
—
опыт сохранения уникального природного и биологического
многообразия России, природного наследия Российской Федерации,
ответственное отношение к животным;
—
стремление к заботе о своём здоровье и здоровью окружающих
людей;

—
—

способность видеть и реагировать на угрозы безопасности;
готовность брать на себя ответственность за достижение общих

—
—

настойчивость, последовательность, принципиальность;
воля, упорство, дисциплинированность в туристической деятельно-

целей;

сти;

готовность к анализу и реализации своей нравственной позиции на
основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.

—

Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии
с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3.2 Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива при реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами
работы организации, а также на природе, мероприятиях в других организациях с
учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств

личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.3 Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события,
Сроки
мероприятия
проведения

Форма
проведения

1

Акция «День
08.09.
2023г
открытых дверей.
Ждем вас в стране
творчества».
Туристическая
тропа для
обучающихся.
Консультации для
родителей по
регистрации и
подаче заявок на
интересующие
программы для
детей на инфосайте
Навигатор
Спортивные
15.09.2023
соревнования
«Спорт, здоровье и
игра- это с нами
навсегда!»
Туристические
25соревнования
30.09.2023
«Собираемся в
поход»
Цикл мероприятий, 6-10.10.2023
посвященные
освобождению
Краснодарского
края и завершению
битвы за Кавказ
Туристический
18квест
20.10.2023
«Осеннее

Туристическая
тропа,
консультация
родителей.

2

3

4

5

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.
Консультирование по
регистрации в АИС
«Навигатор»

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

Экскурсия по
памятным местам
с. Белая Глина

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

6

7

8

9

10

12

13

настроение»
День подвижных
игр
«Я хочу здоровым
быть, чтоб к
врачам мне не
ходить!»
Интеллектуальнопознавательная
игра «Где здесь
Север, а где Юг?»
Цикл
мероприятий в
дни осенних
каникул:
Конкурс «Мое
фотопутешествие 2023»:
-Учебнотренировочный
поход
«Осенними
тропами
путешествуем
вместе»
- Игра-викторина
«Если с другом
вышел в путь».
Акция
«Физическая
культура и спорт –
как альтернатива
пагубным
привычкам»
Историческая играпутешествие «Я
гражданин
России»,
посвященная Дню
Конституции РФ
Конкурсная
программа
«А если завтра в
поход?»
Музыкальный час
«Чудеса под
Новый год»,
посвященный
празднованию
Нового года
Челлендж «Новый
год уже в пути!

27.10.2023

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

1411.2023

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

с 28.10 по
04.11.2023

Конкурс,
прогулкаэкскурсия,
викторина

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

10.11.2023

Соревнования,
презентация

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

12.12.2023

Игровая
программа

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

1216.12.2023

Конкурссоревнование

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

2330.12.2023

Костюмированное
представление

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

14

15

16

17

19

20

21

22

23

24

Ждем его, с тобой
и мы!»
Экскурсияпрогулка по местам
боевой славы с.
Белая Глина
«Памяти павших
будем достойны!»
Спортивные
соревнования
«Я будущий
защитник
Отечества»
Соревнования по
туризму «Сильный,
ловкий, смелый»
Конкурсно игровая программа
«Настоящий
турист»
Спортивнопознавательное
мероприятие «Мое
здоровье – в моих
руках»
Конкурсноспортивная
программа
«Здоровым быть
модно»
Квест- игра «Идем,
плывем, едем!»
Спортивное
мероприятие
«Бегаем, играемздоровье
укрепляем!»
Организация и
проведение акции
«Добро и помощь
не терпят
промедления»
Участие в
Всероссийских
акциях: «Письмо
ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу» ,

2327.01.2024

Прогулкаэкскурсия

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

02.02.2024г.

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

1317.02.2024

Соревнования

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

1923.03.2024

Конкурс-игра

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

22.03.2024

Соревнование

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

31.03.2024г.

Соревнование

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

1720.04.2024

Играсоревнование

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

19.04. 2024

Соревнование

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

22.26.04.2024

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

02.05.-09.05.
2024

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

25

«Георгиевская
лента", «Согреваем
сердца ветеранам»
Туристические
состязания
«Навстречу лету»

1518.05.2024

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.

Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте ДТ.

Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М.: ЦДЮТур МО РФ,
1996.

2. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.:
Физкультура и спорт, 1983
3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.:
Профиздат, 1985.
4. Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани.- Краснодар, 2006.
5. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани.- Краснодар,
2012 г.
6. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. - Москва,
«Физкультура и спорт», 1990.
7. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.:Профиздат,
1997.
8. Краткий справочник туриста. М.: Профиздат, 1985.
9. Кудряшов Б. . Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: Советская Кубань, 2001 г
10. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
11. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские
лагеря.- М.: ВЛАДОС, 2000.
12. Отдых и путешествия на Кубани. Энциклопедия. Ред. А.Н. Пахомов
и др.- Краснодар: Традиция, 2010.
13. Самойленко А.А. Детско-юношеский туризм. Учебное пособие. Краснодар, 2016 г
14. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель.
- Краснодар: Платонов, 2008 г.
15. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993.
Список литературы для учащихся:
1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе.- М., ЦДЮТур МО РФ,
1996.

2. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. Охрана растительного мира на
Северо-Западном Кавказе. – Краснодарское книжное издательство, 1989 г.
3. Ковешников В.Н. Путешествия по красавице Кубани. - Краснодар,
2012 г.
4. Край наш кубанский: природа, история, хозяйство и города
Краснодарского края учебное пособие, Н.В. Корнакова. - Ростов-на-Дону:
Издательство БАРО-ПРЕСС, 2013 г.
5. Ковешников В.Н. «Очерки по топонимике Кубани», Краснодар, 2006.
6. Кудряшов Б. Энциклопедия выживания. Один на один с природой. Краснодар: Советская Кубань, 2001 г.

7. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков,
В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1999.
8. Самойленко А.А., Твердый А.В. Электричкой в горы. Путеводитель.
– Краснодар: Платонов, 2008 г.
9. Харченко В. О чем молчит Собер? Легенды и быль Северского
района. - Ростов-на-Дону, 2007 г.
10. Ю.С Константинов, Л.П. Слесарева. Туристско-краеведческая
деятельность в школе. - Москва, 2011 г.
11. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е.И. Тамм. – М.: Большая
Российская энциклопедия, 1993


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».