Акварелька

1

Подписано цифровой подписью:

БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
Е БЮДЖЕТНОЕ
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
УЧРЕЖДЕНИЕ
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
ГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.2.643.100.1=120D313032323330333530303
53831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536
"ДОМ
, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233323630303933383
33031, email=ivan_123@mail.ru,
ТВОРЧЕСТВА
givenName=Галина Ивановна,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЕЛОГЛИНСКОГО sn=Позднякова,
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.20 11:58:08 +03'00'

2

Содержание программы:
Введение.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6.Список литературы.

3

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования.
Введение.
Государство и современной общество ставят перед образованием новые
цели и ориентиры по подготовке школьников к жизни в условиях быстрых
инновационных перемен. Таким образом, одной из главных целей и задач современного российского образования является социализация школьников.
Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой
личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого
слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между
внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность
людей.
Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования
среды и самого себя в программе рассматривается как процесс, объединяющий
в себе законы изобразительного искусства, скульпторы, дизайна, декоративноприкладного и народного творчества в преломлении через композиционное
структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения
человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в
данном случае – центр композиции.
Важным моментом программы является освоение учащимися истории
родного края, этнического прошлого своего народа. Материал программы
включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением,
народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и др.) на всех возрастных ступенях.
В ходе занятий необходимо выделить разделы программы, обязательные
с профессиональной точки зрения, такие, как : изучение цвета и света, формы,
композиции, художественных выразительных средств и материалов декоративно-прикладного искусства, дизайна, изобразительного искусства, организацию пространства.
В образе любого предмета тесно переплетаются между собой соотношения цвета, формы, материала. Материал – его поведение, фактура, плотность,
упругость, гибкость, пластичность и другие качества – очень важен во всей художественно-практической деятельности.
Особый акцент в обучении следует сделать на изучение композиции, ее
закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. В процессе занятий школьники
должны осваивать материальные, пластические, художественные средства
изображения. На этапе знакомства с закономерностями построения компози-

4

ции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, симметрии, контрастно-нюансной гаммы (И. Маца).
1.1Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использование познавательных и воспитательных возможностей,
предметов художественно эстетической направленности, формирующих у
обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический
вкус, нравственность.
Новизна
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса
она является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Акварелька»
состоит из 2 модулей: «Контурные рисунки», «Рисование акварельными
красками»
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение года.
Новизна программы состоит еще в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведнии, композиции, правилах рисования, красоте живой и неживой природы.
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что
она предоставляет учащимся не только изучать углубленно различные техники исполнения, но и применять их используя комплексно, при создании конкретных рисунков используя оригинальные приемы, методы, педагогические
технологии и всего того, что окружает нашу жизнь .Методическая система
развития творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе создания творческих работ в условиях дополнительного образования, основана на глубоком изучении законов творчества с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Ведущая роль в этой системе
отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных единой
целью и результатом, включению разнообразных видов изобразительной и
технической деятельности, использованию специальной системы заданий и
упражнений, развивающих творческий потенциал ребенка..
Педагогическая целесообразность:программы заключается в том, что
она помогает формировать у учащихся приемы рисования, понимание красоты

5

природы, окружающего мира. Программа нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, ориентированной на культурные ценности заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением,
способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творческих способностей , интересов детей и освоение
ими художественного опыта прошлого, выработке у школьников профессионального самоопределения. В совместной деятельности с педагогом учащиеся
учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное руками.
В результате обучения у детей происходит становление интеллектуальных,
коммуникативных, мотивационных компонентов личности. Изменяются уровень их самоорганизации, способы понимания, общения. Из ведомого ребенок
превращается в ведущего инициативного партнера, способного к широкому
диалогу. Развитие творческих способностей является показателем высшей,
развитой формы самоорганизации личности, без которой она не станет субъектом творческой деятельности.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения – учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний –усложнение учебного материала от
простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий;
• принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость
для группы.
Отличительной особенностью данной программы является комплексность: в
программе уделяется внимание художественному и эстетическому воспитанию, общечеловеческим ценностям. Дает возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).программы является интеграция с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, скульптура, история, технология, что является средством
разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе
является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объ-

6

единяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития
познавательного интереса. В программе уделяется внимание художественному
и эстетическому воспитанию, общечеловеческим ценностям.
Адресат программы: Программа составлена для детей 7 – 12 лет. В данном
возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение,
выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности
в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика. Это
качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка.Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии - возраст 7 - 12 летне имеющие противопоказаний по здоровью, всесторонне развитые, усидчивые, имеющие спокойный характер, но при этом активны в творческой деятельности.
Программа в том числе предназначена для детей с особыми образовательными потребностями:детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных)
детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся
набираются по желанию.
Значит, мы стоим у истоков развития творчества у детей.Из выше сказанного
можно сделать вывод, что этот возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного и декоративно-прикладного творчества. И от того,
насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.
Уровень программы:– базовый.
Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2 модулей: 1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Периодичность занятий– 4 часа в неделю:2 раза в неделю по 2 часа.(групповые).
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания помещения.
Форма обучения:
Форма обучения в объединении – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный
процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и
навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей,
способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятель-

7

ность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека.Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в
соответствии с направлениями развития ребенка. Программа обеспечивает
развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Состав группы - постоянный, занятия – групповые.Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся–групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные
и практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее углубленное изучение по программам проекта «Живописи и графики».
1.2.Цель и задачи программы.
Цель данной программы: приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной
осознанной
деятельности
по
созданию
художественноорганизованного пространства, оказывать профориентационную поддержку
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Формирование индивидуальности ребенка, всестороннее развитие, художественно-эстетическое воспитание: изобразительное развитие личности ребёнка через обучение его законам гармонии и композиции и раскрытие творческих способностей детей. Приобщение к декоративно-прикладному искусству,
чувству красоты и стиля.
Задачи:
Предметные:
-владеть основными и составными цветами;
-знать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись.
- знать изобразительные основы декоративных элементов;
- владеть материалами и техническими приемами оформления;
- знать названия инструментов, приспособлений.
-сформировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
Метапредметные:

8

- пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами;
Личностные:
- выполнять рисунки сложной формы, применяя собственную фантазию, творческое воображение, свои конструкторские находки;
- должны владеть методом конструктивного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы, уметь изображать объем предметов
с помощью светотени;
- уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения, полученные на первом году обучения.
- уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения.
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
-передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
-владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
-проявлять интерес к первым творческим успехам своих товарищей;
-творчески проявлять интерес к окружающей жизни.
-сформировать профессионально-ориентированную личность.
1.3Содержание программы.
Учебный план 1 модуля
Количество часов учебных
занятий
Наименование разделов, тем
№
Всего
ПракФорма
Теория
тика
контроля
1 модуль «Контурные рисунки»
Тестиро1. Знакомство с программой.
2
2
вание
Выполнение
контурных
рисунков предметов растительАнализ
2. ного мира. (Грибок, жёлудь, ви12
6
6
работ
шенки, яблоко, гроздь рябины,
еловая веточка.)
Выполнение рамочек с геометАнализ
3. рическим орнаментом.(овал,
2
1
1
работ
круг)
4. Беседа «Мир профессий»
2
1
1
-

9

Выполнение рамочек с расти5. тельным орнаментом.(цветы и
травы).
6. Викторина «Мир профессий»
Выполнение контурных рисунков
7.
различных насекомых.
Выполнение контурных рисунков
домашних
животных.(Козы,
8. кошки, собаки, поросенка, коровы, барашка, петуха, утки, кролика ,лошадки).
Выполнение
контурных
рисунков лесных животных.
9.
.(зайца, медведя, мышки, лисы
,лося, ежика, белки ,волка).
10 Выполнение контурных рисунков
.
предметов неживой природы.
ИТОГО

Просмотр
работ
-

2

1

1

2

1

1

8

4

4

16

8

8

Просмотр
работ

16

8

8

Просмотр
работ

6

3

3

Анализ
работ

68

35

33

Анализ
работ

Дети знакомятся с основными понятиями, терминами, изобразительновыразительными средствами графического рисунка, с правилами, приемами,
средствами рисования. Умеют находить различия изобразительных возможностей графики в реалистическом и декоративном изображении объектов.
Цель модуля: формирование системы компетенций в области цветоведения,
необходимых для создания произведений изобразительного искусства исоздание условий для развития творческих способностей учащихся по средствам
овладения элементарными приемами и средствами изобразительного искусства.
Задачи модуля:
- Обучить основным правилам работы с традиционными и нетрадиционными
видами инструментов для живописи.
- Изучить основные технологические приемы работы акварелью, способы получения глухих и звонких цветов, приемы смешивания красок для получения
различных оттенков цвета.
- Разбираться в понятиях теплого и холодного колорита.
- Научить достигать градиентного перехода от теплого к холодному цвету и
наоборот.
- Обучить правилам организации рабочего места.
Тема №1.
Знакомство с программой. Знание инструментов
и приспособлений.(2часа)
Теоретические занятия:
Беседа. Презентация «Разноцветный мир»,знакомство с программой.Знание инструментов и материалов.

-

10

Тема №2. Выполнение контурных рисунков предметов растительного
мира.(.12 часов.)
Теоретические занятия:
Беседа, презентация « Растительный мир природы».
Практические занятия. Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира. (Грибок, жёлудь, вишенки, яблоко, гроздь рябины, еловая
веточка.)
Тема №3. Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.(4 часа).
Теоретические занятия:
Особенности изображения орнамента. Виды орнамента.
Практические занятия. Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.(овал, круг).
Тема №4. Беседа «Мир профессий» (2часа).
Тема №5. Выполнение рамочек с растительным орнаментом.(4 часа).
Теоретические занятия:
Беседа. Игра«Какие растения ты знаешь». Особенности изображения
растений. Выразительные возможности смешанной техники.
Практические занятия:. Выполнение рамочек с растительным орнаментом ( цветы и травы).
сов).

Тема №7.Выполнение контурных рисунков различных насекомых .(8 ча-

Теоретические занятия:
Беседа «Каких насекомых мы знаем».
Практические занятия:
Выполнение контурных рисунков насекомых.(пчела, божья коровка, жук,
бабочка).
Тема №8. Выполнение контурных рисунков домашних животных.(16 часов).
Теоретические занятия:
Игра на тему: «Кто сказал мяу?».
Практические занятия:
Выполнение контурных рисунков домашних животных.(Козы, кошки,
собаки, поросенка ,коровы, барашка, петуха, утки, кролика,лошадки).
Тема№9.Выполнениеконтурных рисунков лесных животных.(16 часов).
Теоретические занятия:
Беседа на тему: «Каких животных мы знаем».
Практические занятия:
Выполнение контурных рисунков лесных животных.(зайца, медведя
мышки ,лисы, лося, ежика, белки, волка).
Тема№10 Выполнение контурных рисунков предметов неживой природы(6 часов).
Теоретические занятия:Беседа. Загадки. Игры.
Практические занятия:

11

Выполнение контурных рисунков предметов неживой природы.(домик,
колодец; самовар, чашка, блюдце; солнышко, облака, речка).
Учебный план 2 модуля.
№

1.

2.

3.

4.

5.

6.
7
7.

Количество часов учебных
занятий
Наименование разделов, тем
Всего
ПракФорма
Теория
тика
контроля
2 модуль «Рисование акварельными красками»
Раскрашивание
акварельными
красками.(Рисуем фон акварельными красками, обводим по контуру акварельными красками, заливка рисунка акварельными
красками.)
Выполнение
рисунков
птиц.(Ласточки, дятла, воробья,
совы ,лебедя, фламинго, пингвина, попугая, снегиря, аиста).
Выполнение рисунков рыб. («золотой рыбки» ,ската ,дельфина,
кита, рыбы -меч).
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы.( «Весна»,
«Деревня», «Город», «На лугу»,
«В горах», Утро в лесу»,
«Осень»).
Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов. «Открытка к празднику», «Ваза с цветами», «Осенний букет», «Тарелка с фруктами», «Кувшин и ваза», «Корзина
с грибами», «узоры на скатерти»).
Работа простым карандашом, виды ретуширования.
Итоговое занятие, выставка
работ.
ИТОГО

10

5

5

Профессия
в картинках.

20

10

10

Анализ
работ

12

6

6

Просмотр
работ

14

7

7

Анализ
работ

Компьютерная
презентация по
профессии
художник.

14

7

7

2

1

1

2

1

1

2

2

-

76

39

37

Анализ
работ
Тестирование

12

Цель модуля: научить детей на основе наглядного материала выполнять самостоятельные творческие работы.
Задачи модуля:
- Создать условия для самореализации участников и осознания ими собственной значимости.
- Предоставить возможность принимать решение при выполнении творческих
заданий в виде разработок макетов, эскизов, формообразования и композиции.
- Включить учащихся в практико-ориентированную творческую деятельность.
-Расширить знания о взаимоотношении человека и природы.
Тема№1.Раскрашивание акварельными красками. (10 часов)
Теоретические занятия:
Техника работы акварельными красками.
Практические занятия:
Рисование акварельными красками.(Рисуем фон акварельными красками,обводим по контуру акварельными красками,заливка рисунка акварельными красками.)
Тема№2. Выполнение контурных рисунков птиц.(20 часов).
Теоретические занятия:
Беседа. Домашние птицы, перелётные птицы, зимующие.
Практические занятия:
Выполнение контурных рисунков птиц.(Ласточки, дятла, воробья, совы
,лебедя, фламинго, пингвина, попугая, снегиря, аиста).
Тема№3.Выполнение контурных рисунков рыб. (12 часов).
Теоретические занятия:Беседа на тему: «Подводный мир».
Практические занятия:
Выполнение контурных рисунков рыб.(«золотой рыбки», ската
,дельфина, кита, рыбы -меч).
Тема№4.Рисование по памяти, ранее изображаемых предметов живой и
неживой природы. (14 часов).
Теоретические занятия:
Выстроить поэтапный план рисования по памяти.
Практические занятия:
Рисование по памяти, ранее изображаемых предметов живой и неживой
природы. («Весна», «Деревня», «Город», «На лугу», «В горах», Утро в лесу»,
«Осень»).
Тема№5. Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из нескольких ранее нарисованных предметов. (14 часов).
Теоретические занятия:
Выстроить поэтапный план рисования по памяти .
Практические занятия:
Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из нескольких ранее нарисованных предметов.(«Открытка к празднику», «Ваза с цветами»,
«Осенний букет», «Тарелка с фруктами»,«Кувшин и ваза», «Корзина с гриба-

13

ми», «узоры на скатерти»).
Тема№ 6. Детали рисунка (листок), вид ретуширования, тени. Композиция нескольких фигур. (2 часа).
Теоретические занятия:
Виды ретуширования.
Практические занятия:
Различные предметы в технике ретуширования. (Кувшин, яблоко).
Тема№ 7. Онлайн -экскурсия « Все профессии важны, выбирай на вкус»
(2 часа).
Тема№ 8. Итоговое занятие. Просмотр работ.(2 часа).
Теоретические занятия:.
1.4 Планируемые результаты

Предметные:
-владеть основными и составными цветами;
-знать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись.
- знать изобразительные основы декоративных элементов;
- владеть материалами и техническими приемами оформления;
- знать названия инструментов, приспособлений.
-приобрести знания об профессиях, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы
и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Метапредметные:
- уметь пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами;
Личностные:
- выполнять рисунки сложной формы, применяя собственную фантазию, творческое воображение, свои конструкторские находки;
- владеть методом конструктивного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы, уметь изображать объем предметов с помощью светотени;
- уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения, полученные на первом году обучения.
- уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения.
- формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;

14

- воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
-передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
-владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
-проявлять интерес к первым творческим успехам своих товарищей;
-творчески проявлять интерес к окружающей жизни.
- сформировать профессионально- ориентированную личность.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

15

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1Календарный учебный график
1 модуль «Контурные рисунки»
№
1

2

2.1

Дата
план факт

Тема занятия
Знакомство с программой.
Знание инструментов и приспособлений.
Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира.
Выполнение контурного рисунка грибочка.

Кол-во
Время
Форма
часов,продолжительность проведения занятия
занятия.
занятия.
согласно
групповая
расписанию

Место проведения.
ДТ

Форма
контроля.
_

12 часов

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

2.2

Выполнение контурного рисунка «желудь».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2.3

Выполнение контурного рисунка вишенки.
Выполнение контурного рисунка яблоко.
Выполнение контурного рисунка гроздь рябины.
Выполнение контурного рисун-

2 часа,45 мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

2.4
2.5
2.6

2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2

16

3
3.1

3.2
4
4,1

4.2
5
5.1

5.2
5.3

5.4

ка еловой ветки.
Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.
Выполнение рамочек с использованием в орнаменте кругов,овалов.
Беседа « Мир профессий»
Выполнение рамочек с растительным орнаментом.
Выполнение рамочек с растительным орнаментом.(Травы,цветы).
Викторина «Мир профессий»
Выполнение контурных рисунков различных насекомых.
Выполнение контурного рисунка пчелы.

2часа
2часа
2 часа,45 мин.*2
2часа
2часа
2 часа,45 мин.*2*.
8 часов
2 часа,45 мин.*2

Выполнение контурных рисунков божьей коровки.
Выполнение контурного рисунка жука.

2 часа,45 мин.*2*

Выполнение контурного рисунка бабочки.

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2

расписанию
согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ
ДТ

Анализ
работ.
Анализ
работ.

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

_

ДТ

_

ДТ

_

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

_.

ДТ

-

ДТ

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

Просмотр
работ.
Анализ
работ.
_

согласно
групповая
расписанию

ДТ

ДТ

Просмотр

17

6
6.1

Выполнение контурных рисунков домашних животных.
Выполнение контурного рисунка козочки.

16 часов
2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

ДТ

работ.
Анализ
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.
Анализ
работ.

Выполнение контурного рисунка кошки.
Выполнение контурного рисунка
собачки.
Выполнение контурного рисунка поросенка.

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Выполнение контурного рисунка барашка.
Выполнение контурного рисунка петушка.
Выполнение контурного рисунка утки.
Выполнение контурного рисунка кролика.

2 часа,45 мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

7

Выполнение контурных рисунков лесных животных.

16 часов

согласно
групповая
расписанию

ДТ

7.1

Выполнение контурного рисун-

2 часа,45 мин.*2

Просмотр
работ.
Выставка
работ.
_

6.2
6.3

6.4

6.5
6.6
6.7
7.10

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2

согласно

групповая

ДТ

ДТ

18

7.2

ка зайца.
Выполнение контурного рисунка мышки.

2 часа,45 мин.*2

расписанию
согласно
групповая
расписанию

Просмотр
работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Анализ
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Анализ
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.

Выполнение контурного рисунка лисички.
Выполнение контурного рисунка медведя.
Выполнение контурного рисунка ежика.
Выполнение контурного рисунка волка.
Выполнение контурного рисунка лося.
Выполнение контурного рисунка белочки.

2 часа,45 мин.*2

8

Выполнение контурных рисунков предметов неживой
природы.

6 часов

согласно
групповая
расписанию

ДТ

8.1

Выполнение контурных рисунков неживой природы: домик,
колодец.
Выполнение контурных рисунков неживой природы: солныш-

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Просмотр

7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8

8.2

2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

ДТ

19

ко, облака, речка.
Выполнение контурных рисунков неживой природы :самовар,
чашка, блюдце.
Итого

8.3

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

68 часов

работ.
Просмотр
работ.

2 модуль «Рисование акварельными красками»
№

Дата
план факт

Тема занятия

Кол-во
Время
Форма
часов,продолжительность проведения занятия
занятия.
занятия.
согласно
групповая
10 часов
расписанию

1

Раскрашивание акварельными красками.

1.1

Холодные тона акварели

2 часа,45 мин.*2

1.2

Теплые тона акварели

2 часа,45 мин.*2

1.3

Рисуем фон акварельными
красками.
Обводим по контуру акварельными красками.

2 часа,45 мин.*2

Заливка рисунка акварельными
красками.

2 часа,45 мин.*2

1.4

1.5

2 часа,45 мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Место проведения.
ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Форма
контроля.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.
Анализ
работ.
Анализ
работ.
Выставка
работ.
_

20

2
2.1
2.2

2.3
2.4
2.5
2.6

2.7
2.8
2.9
2.10
3

Выполнение контурных рисунков птиц.
Выполнение контурного рисунка ласточки.
Выполнение контурного рисунка дятла.

20 часов
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2

Выполнение контурного рисунка воробья.
Выполнение контурного рисунка совы.

2 часа,45 мин.*2

Выполнение контурного рисунка лебедя.
Выполнение контурного рисунка фламинго.

2 часа,45 мин.*2

Выполнение контурного рисунка пингвина.
Выполнение контурного рисунка попугая.
Выполнение контурного рисунка снегиря.
Выполнение контурного рисунка аиста.
Выполнение контурных рисунков рыб.

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2
12 часов

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ
ДТ

Анализ
работ.

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ
работ.
Просмотр
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Анализ
работ.
Просмотр
работ.

ДТ
ДТ

ДТ

Анализ
работ.
Анализ
работ.
Выставка
работ.
_

21

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5

3.6
4

4.1

4.2

4.3

Выполнение контурного рисунка «золотой рыбки».
Выполнение контурного рисунка кита

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

_

ДТ

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

Выставка
работ.
_

Выполнение контурного рисунка ската.
Выполнение контурного рисунка дельфина.
Выполнение контурного рисунка акулы.

2 часа,45 мин.*2

Выполнение контурного рисунка «рыба- меч» .
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой и неживой природы.
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «Весна».
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «Утро в лесу».
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «Деревня».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

2 часа,45 мин.*2
2 часа,45 мин.*2

14 часов

ДТ
ДТ

ДТ

Анализ
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.
Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.

22

Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «Город».
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «В горах».
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «На лугу».
Рисование по памяти, ранее
изображаемых предметов живой
и неживой природы «Осень».
Выполнение рисунков со
сложной композицией, состоящей из нескольких ранее
нарисованных предметов.

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

14 часов

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

5.1

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Открытка к празднику»

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

5.2

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Ваза с цветами».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

_

4.4

4.5

4.6

4.7

5

Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.

23

5.3

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Тарелка с фруктами».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Просмотр
работ.

5.4

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Осенний букет».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

5.5

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Кувшин и ваза»

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Просмотр
работ.

5.6

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов « Корзина с грибами».

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Просмотр
работ.

5.7

Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из
нескольких ранее нарисованных
предметов «Открытка к празднику»

2 часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

24

6
6.1

6.2

7

Работа простым карандашом,
виды ретуширования.
Работа простым карандашом,
виды ретуширования.(кувшин,яблоко)
Онлайн-экскурсия «Все профессии важны, выбирай на
вкус».
Итоговое занятие, выставка
работ.
Итого:
Всего

согласно
групповая
расписанию
согласно
групповая
расписанию

ДТ

2часа,45 мин.*2

согласно
групповая
расписанию

ДТ

_

2часа,45
мин.*2
76 часов
144 часа

согласно
групповая
расписанию

ДТ

Анализ
работ.

2 часа
2 часа,45 мин.*2

ДТ

Анализ
работ.
Анализ
работ..

25

2.2.Условия реализации программы.
Описание условий для реализации программы.
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
Альбом лучших работ детей.
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
Интернет сайт
Компьютерные презентации:
– Презентация «Безопасные уроки»-создана самостоятельно.
Альбом для лучших работ.
Конверты для незаконченных работ
Кисти разной нумерации.
Бумага для акварели.
Цветные мелки
Палитра
Треугольники.
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Ластики.
Фломастеры.
Трафареты с кругами.
Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам.
Стаканчики для воды
Экспонаты для натюрмортов.
Гелевые ручки.
Бумажные салфетки.
Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся
и столом и стулом для педагога;
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей.
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, презентациями, мастер–

26

классами, специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные карты, картинки-образцы ).
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий первую категорию.
Педагог использует здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии,
игровые технологии, технологии проектной деятельности.
2.3 Форма аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
поокончании 1 модуля и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Проведение итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Акварелька» проводится с целью установления
соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и
планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и
осуществления данной программы установленным требованиям к порядку и
условиям реализации программ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, ., материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, , фото, отзывы детей и родителей, сертификаты и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики,
аналитическая справка, открытое занятие и др.
Объектом оценивания является рисуноксозданный каждым воспитанником.
Требования к объекту оценивания.
Законченный рисунок, выполнен самостоятельно.
Соблюдение техники безопасности при работе над объектом.
Критерии оценивания.
Критерий - наклейка-смайлик. Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески- он получает .Если учащийся выполнил работу в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид рисунка аккуратный, воспитанник получает смайлик с
улыбкой
Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с
нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; рисунок оформлен небрежно или не закончен в срок- воспитанник получает удивленный смайлик.
Если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая

27

последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие
отклонения, рисунок оформлен небрежно и имеет незавершенный вид, воспитанник получает смайлик-обижалку. Педагог ведет дневник педагогических
наблюдений в форме таблицы, где фиксирует достижения воспитанника в
форме смайликов, которые расшифровывает в баллах.
Смайлик с улыбкой – 3 балла.
Удивленный смайлик – 2 балла.
Смайлик-обижалка-1 балл.
Процедура оценивания: оценивание происходит в конце каждого занятия.
На итоговом занятии воспитанники демонстрируют альбом со своими
работами, защищают его.
2.4 Оценочные материалы.
Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические материалы.
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе (приложение);
-Диагностическая карта личностного развития воспитанников заполняются
отдельно по каждой группе.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планируемые
результаты

Критерий

Степень выраженности оцениваемого качества

Предметный
результат

1.Знание понятийного
аппарата используемого
при реализации программы

Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний, предусмотренных программой

На начало обучения
(вводный сентябрь
2021г.)

Низкий
уровень
(1балл)

Окончание 1 модуля (декабрь
2021г.)

1-3 баллов

На конец
обучения(оконча
ние 2 модуля и итоговый - май
2022г.)

Высокий
уровень
(3 балла)

28

2.Владение
объемом
знаний,
предусмотренных программой

-владеть основными и
составными
цветами;
-знать значение терминов: краски, палитра,
композиция,
художник,
линия, орнамент,
симметрия,
асимметрия,
силуэт, пятно, рельеф,
роспись.
владеть
материалами
и техническими приемами
оформления;

Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний, предусмотренных программой.

ВЫВОД:
Метапредметный
результат.

1.Самостоят
ельность в
подборе и
работе с литературой

2.Самостоят

Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний, предусмотренных программой.

Низкий
уровень
(1балл)

Низкий
уровень

Средний
уровень
(2 балла)

1-3 баллов

1-3 баллов

1-3 баллов

1-3 бал-

Высокий
уровень
(3 балла)

Высокий
уровень

Высокий
уровень
(3 балла)

29

ельность в
организации
проектоисследовательской деятельности.
- полностью
использовать
площадь листа,
крупно
изображать
предметы;
-подбирать
краски в соответствии с
настроением
рисунка;
- моделировать художественно
выразительные формы
геометрических и растительных
форм;
пользоваться материалами;
ВЫВОД:

лов
Средний
уровень
(2 балла)

Низкий
уровень

Высокий
уровень
(3 балла

1-3 баллов

Высокий
уровень

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Основной способ работы на начальном этапе – работа по представлению. Определяющим направлением является эмоционально – образное решение. Задания должны быть посильными и краткосрочными. Желательно группировать учебные часы при выполнении задания. При утрате интереса учащихся к выполнению планового задания преподаватель должен сменить задание, сохраняя логику учебной задачи. Рекомендуется каждое задание определять, как социальный заказ или подарок близким с соответствующим оформ-

30

лением, для воспитания у учащихся способности к активной и продуктивной
работе.
Дифференцированный подход к оценке деятельности каждого учащегося с соблюдением требования приложить максимального усилия для выполнения задач. Чёткая постановка учебной задачи стимулирует мотивацию учащихся к качественному выполнению предложенного задания. Для более ясного
понимания характерных особенностей скульптуры как изобразительного искусства желательно вводить задания по основам архитектурного и дизайн –
проекта.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на
занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
др.
Дидактические материалы по темам:
•Выполнение контурных рисунков предметов растительного мира. (Грибок,
жёлудь, вишенки, яблоко, гроздь рябины, еловая веточка.)
•Выполнение рамочек с геометрическим орнаментом.(овал, круг)
•Выполнение рамочек с растительным орнаментом.(цветы и травы).
•Выполнение контурных рисунков различных насекомых.
•Выполнение контурных рисунков домашних животных.(Козы, кошки, собаки,
поросенка, коровы, барашка, петуха, утки, кролика ,лошадки).
•Выполнение контурных рисунков лесных животных. .(зайца, медведя, мышки,
лисы ,лося, ежика, белки ,волка).
•Выполнение контурных рисунков птиц.(Ласточки, дятла, воробья, совы

31

,лебедя, фламинго, пингвина, попугая, снегиря, аиста).
Выполнение контурных рисунков рыб.(«золотой рыбки», ската, дельфина, кита, рыбы -меч).
•Выполнение контурных рисунков предметов неживой природы.
•Раскрашивание акварельными красками.(Рисуем фон акварельными красками, обводим по контуру акварельными красками, заливка рисунка акварельными красками.)
•Рисование по памяти, ранее изображаемых предметов живой и неживой природы.( «Весна», «Деревня», «Город», «На лугу», «В горах», Утро в лесу»,
«Осень»).
•Выполнение рисунков со сложной композицией, состоящей из нескольких ранее нарисованных предметов. «Открытка к празднику», «Ваза с цветами»,
«Осенний букет», «Тарелка с фруктами», «Кувшин и ваза», «Корзина с грибами», «узоры на скатерти»).

2.6 Список литературы, рекомендуемый педагогам:
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный
Технический
университет
имени
Н.Э.Баумана,2017г.;

32

7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от 23 августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.
Список литературы, рекомендуемый для педагогов.
1. Пленер. Практика по изобразительному искусству., М. Провсвещение.1984г.
112с.
2. Ростовцев Н.И. История методов обучения рисованию, М.1982г. 240 с.
3. Кузьмина М.Т. История зарубежного искусства. М. изобразительное искусство,1983г. 488с.
4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск1. М. Искусство,1985г.
319 с.
Список литературы, рекомендуемый для учащихся.
1. Платонова Н. Энциклопедический словарь юного художника., М. Педагогика,1983г.416с.
2. Самоучитель по рисованию «Шаг за шагом» А. Тихонович, издательство
«Питер» 2011г..
Электронные источники:
Основырисованияfile:///C:/Users/Admin/Desktop/literatura_ris.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».