Волшебный кувшинчик

МУНИЦИПАЛЬ
НОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬ
НОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГ
О РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D3130323233303335303
0353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383
536,
1.2.643.100.4=120A3233323630303636353
0,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233323630303933
38333031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:00:35 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы.»
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2. Формы и методы воспитания
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательной работы
Список литературы

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода,
образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет
влияют добавки других минералов. Глину можно купить в готовом виде или в виде
порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не всякая
годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.
Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному
материалу какую угодно форму: из глины можно создать как фигурки зверей, так и
машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов. Кстати, глина – самый
древний строительный материал человечества и, вполне возможно, строительные
функции глины были замечены людьми как раз при наблюдении за играми детей,
создающими на берегах рек разнообразные самоделки своими руками.
Программа
имеет
художественную
направленность
с элементами культурологической направленности.
Актуальность данной программы заключается в том что, лепка имеет
большое значение в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию разных умений и навыков, необходимых для успешного
обучения в школе. Лепка также как и другие виды изобразительной деятельности
формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать
прекрасное во всем его многообразии. Пожалуй, лепка естественный для человека
изобразительный творческий процесс.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин, жевательная резинка
- из всего этого чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. И «чтонибудь будет называться скульптурой». Создавая скульптуру (пусть сначала это
просто шар, куб), ребенок непосредственно познает реальную действительность,
поскольку скульптура, как окружающий мир, трехмерна.
Занимаясь лепкой, ребенок изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Занятие лепкой способствует развитию
осязания. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает
пальцами, причем чаще всего всеми десятью, а это как известно, способствует
развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, и
освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Новизна программы заключается в том, что при ее
составлении
учитывались правила дидактики: логичность, доступность, наглядность, простота в
изложении, своевременный переход от простого к сложному. Основанием данной
программы является создание благоприятных условий реализации духовных,
познавательных и творческих
потребностей развивающейся личности.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует не
только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и развитию

индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его художественного
вкуса.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой
личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию
таких качеств как воображение, аккуратность, настойчивость, терпение;
формирование эстетического вкуса, бытовой культуры.
Отличительные особенности программы
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух
направленностей – художественной и культурологической. Сведения из области
декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта (обычаи,
праздники). Изучение вопросов народного искусства и традиционных
художественных промыслов Кубани позволяют расширить общий кругозор
обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое
воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления и
воплощению
своего
замысла
в
творческих
изделиях.
2. Программа предусматривает овладение различными способами лепки из глины
(лепка по частям или из целого куска) и рассматривает лепку из глины как часть
материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия
красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения
окружающего мира, использования национальных культурных традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях личностноориентированного образования и следующих основных принципах: целостности
(соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и
системность, с другой); гуманизации (признания личности ребёнка с её
достоинствами
и
недостатками,
атмосфера
доброжелательности
и
взаимопонимания); интеграции (совмещение в одной программе нескольких
подпрограмм,
подчинённых
одной
цели
и
связанных
между
собой); деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время
активной деятельности); возрастного и индивидуального подхода (выбор форм,
методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом
детей).
Адресат программы.
Программа в том числе предназначена для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данная программа адресована детям от 4 до 6 лет. (дошкольный возраст) Дети
этого возраста отличаются тем, что:
Развивается моторика дошкольников. Ребенок способен активно и осознанно
усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и
обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но
уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не
требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку

необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Мышление детей 4–6 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за
восприятием.
В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного
отбора, не всегда имеющие опыт и навыки лепки, обладающие какими-либо
художественными способностями или просто дети, которые имеют желание
заниматься по данному профилю.
Возраст от 4 до 6 лет - время наиболее бурного развития ребенка.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в
изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности
детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему
развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность
применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач,
появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их
реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с
дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в
становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает
между задатками и способностями.
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Данная программа краткосрочного уровня рассчитана на 1 год обучения 72 часа
и предполагает знакомство с основами лепки из глины, способами и приёмами
изготовления глиняных изделий, а также их росписи .
Для реализации программы используется очная форма обучения.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Особенности организации образовательного процесса по данной программе. В
соответствии с учебным планом объединения формируются группы учащихся
одного возраста, являющиеся постоянным основным составом; занятия проводятся
групповые, с индивидуальным подходом, и предусматривают следующие виды:
практические занятия по лепке выполнение самостоятельных работ учащимися,
открытые занятия, мастер-классы, выставки. Формы занятий: в процессе занятий
используются следующие формы проведения занятий: комбинированное учебное
занятие, экскурсии(посещение музеев, выставок декоративно-прикладного
творчества,
занятия-праздники, мастер-классы; творческие встречи с
художниками, мастерами, дизайнерами.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы- освоение приемов лепки и росписи глиняных изделий,
сохранение и развитие народных промыслов.
Задачи программы:
Предметные:
-Овладение приемами лепки различных изделий. Отработка навыков и
умений работы с глиной.
-Художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству.

-Наблюдение и передача в сюжетных работах пропорции, композиций,
содержания и формы предметов живой и неживой природы.
Метапредметные:
- Развитие творческих, индивидуальных способностей учащихся.
- Развитие умения наблюдать предмет окружающей действительности, выделять
главное, наиболее характерное.
- Прививаитие и поощрение смелости в поисках новых форм и декоративных
средств выражения образа, в проявлении фантазии и возможные разнообразия при
разработке композиции изделия.
Личностные:
- Эстетическое воспитание. Научить через декоративно-прикладное
искусство видеть и понимать традиции и жизнь русского народа.
- Воспитание художественного вкуса. Развивать художественный вкус и
ориентировать на качество изделия.
- Воспитание любви к природе.
- Воспитание трудолюбия и усидчивости.
1.3. Содержание программы. Учебный план.
№
п/п

Наименование темы

Количество часов по теме
Всего

Теория

Практика Форма
контроля

8

2

6

выставка

2.

Комплектование группы
Вводные занятия. Техника
безопасности. Лепка простых
геометрических тел.
Забавные зверушки

24

3

21

3.
4.

Декоративное панно
Глиняная сказка

8
16

2
2

6
14

открытое
занятие
выставка
Мастер
класс
выставка
выставка

1.

Русская игрушка
8
1
7
1
Дело мастера боится
8
1
7
ИТОГО:
72
12
60
Тема № 1.«Вводные занятия. Техника безопасности». 8 часов.
Лепка простых геометрических тел. Шар, овал. Способы лепки.
Лепка животных: цыпленка, ежик.
Тема № 2. «Забавные игрушки». 24 часов.
Лепка мышки, рыбки, птички, собачки, кошки, коровы, поросенка, козы, слона,
обезьянки, льва, тигра, жирафа, бегемота.
Роспись изделий.
Тема № 3. «Декоративное панно» 8 часов.
Лепка пластинки. Выбор сюжета.
5.
6.

Цветы, бабочка, птичка.
Роспись изделий.
Тема № 4.«Глиняная сказка». 16 часов.
Лепка героев сказок.
Веселые человечки. «Незнайка», «Репка», «Колобок»
Тема № 5.«Русская народная игрушка» 8 часов.
Из истории русской игрушки. Дымковская игрушка.
Лепка лошади, собачки, павлина.
Правила росписи игрушки.
Тема № 6. «Дело мастера боится». 8 часов.
Лепка зверей и птиц. Декоративное панно.
Лепка игрушки по народным мотивам. Лепка персонажей сказок.
Роспись изделий. Закрепление навыков лепки.
1.4.Планируемые результаты.
Ожидаемые
результаты
соотнесены
с
задачами
программы,
дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания,
практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых
предполагается
в
ходе
реализации
программы.
Предметные результаты:
-правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- общие сведения по истории лепки из глины:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- основные технические приемы лепки из глины;
- необходимые материалы и оборудование для лепки из глины;
- технику лепки барельефа.
Метапредметные результаты:
-лепка изделий, состоящих из простых тел. (Овал, шар, цилиндр и др.)
-лепка птиц и зверей по отдельным частям и из целого куска глины.
-лепка игрушки в народном стиле.
Также, у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные
качества:
- усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание
добиваться хорошего результата;
- умение работать в коллективе;
-взаимопомощь.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и
итоговый контроль.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
п\п

Дата
план

Тема занятий

факт

КолВремя
Форма
Место Форм
во
проведения проведе проведен
а
часов
занятия
ния
ия
контр
оля

Комплектование
группы. Вводное
занятие. Техника
безопасности. Лепка
Вводное занятие.
Техника безопасности.

8

2

Согласно
расписанию

2.

Способы лепки. Лепка
простых геометрических
тел.

2

Согласно
расписанию

3.

Лепка животных.
Правила лепки
цыплёнка.

2

Согласно
расписанию

4.

Лепка ежа по образцу и
представлению.
Забавные зверушки.

2

Согласно
расписанию

1.

1.

2.

24
2

5.

Лепка мышки по
образцу и картинкам.

6.

Лепка рыбки
(подводный мир).

2

7.

Способы лепки собачки
по частям.
Способы лепки кошки.
Роспись изделия.

2

Способы лепки коровы.
Роспись изделия
Способы лепки
поросёнка. Роспись
изделия.
Способы лепки козы.
Роспись изделия.

2

2

Согласно
расписанию

Способы лепки слонёнка.
Роспись изделия.

2

Согласно
расписанию

8.
9.
10.

11.
12.

2

2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра

Дом
творчества

Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция

Дом
творчества

Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
выста
творчества

вка

Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
выста
творчества

вка

Дом
творчества
Дом
творчества

13.

14.
15.
16.
3.
17.
18.

19.
20.
4.

Способы лепки
обезьянки. Роспись
изделия.
Способы лепки льва,
тигра. Роспись изделия.
Способы лепки жирафа,
бегемота. Роспись
изделия.
Декоративное панно.

2

Способы лепки
декоративного панно.
Лепка берельефа
«Цветы». Роспись
изделий.
Лепка панно. Выбор
сюжета.
Лепка панно «Бабочки».
Роспись изделия.
Глиняная сказка.

2

2
4

2

2
2

5.
29.

Русская игрушка.
Чудо кони, чудо птицы.

8
2

30.

Лепка лошадки по
образцу и
представлению.

2

23.
24.
25.

26.
2728.

выста
вка

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Беседа,
демонстра
ция
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,

Дом
творчества

Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
практичес
б

Дом
творчества

Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
выста
творчества

вка

16
2

22.

выста
вка

8

Весёлые человечки.
Лепка гномика.
Способы лепки. Роспись
изделий.
Лепка солдатика, клоуна.
Роспись изделий.
Лепка «Мальвины».
Роспись изделий.
Лепка «Чипполинно» и
«Незнайки». Роспись
изделий.
Лепка сказки «Репка».
Роспись изделий.
Лепка сказки
« Колобок». Роспись
изделий.

21.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Беседа,
Дом
демонстра творчества
ция,
практичес
Беседа,
Дом
демонстра творчества
ция,
Беседа,
Дом
демонстра творчества
ция,
практичес

2
2
2
2

2
4

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Согласно
Согласно
расписанию

Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
выста
творчества
Дом
творчества

вка

Дом
опрос
творчества
Дом
выста
творчества

Беседа,
Дом
демонстра творчества
Беседа,
Дом
демонстра творчества
ция,
практичес

вка

опрос

3132.
6.
33.

Лепка игрушки по
народным мотивам.
Дело мастера боится.
Лепка зверей и птиц.
Роспись изделий.

4

34.

Лепка декоративного
панно.
Лепка игрушки по
народным мотивам.

2

Лепка и роспись готовых
изделий.
ИТОГО:

2

35.
36.

8
2

2

72
часа

Согласно
расписанию

Беседа,
Дом
демонстра творчества

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция,
Беседа,
демонстра
ция

выста
вка

Дом
творчества
Дом
опрос
творчества
Дом
творчества
Дом
выста
творчества

вка

2. 2. Условия реализации программы.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, а педагог должен свободно
подходить к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка,
а рабочее место должно быть хорошо освещено. Необходим шкаф для хранения
материалов и незаконченных работ.
Занятия проводятся в хорошо освещенном кабинете со столом и стульями.
Учебный кабинет оснащен столом для глажки, шкафами и стеллажами для
хранения дидактических пособий, учебных материалов , мусорной тарой.
Занятия проводятся с необходимыми инструментами и приспособлениями: глина,
вода, стеки, образцы и иллюстрации игрушек.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее профессиональное образование.
2.3 Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и
высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Эффективность
образовательного
процесса
оценивается
по
сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню
мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития
творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах,
фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному
самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм
аттестаций:

- промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным
темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);
- итоговой аттестации –участие в различного уровня выставках, конкурсах,
фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих
мастерских.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе
обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в художественных
школах, колледжах, соответствующих факультетах вузов.
2.4 Оценочные материалы.
Для определения уровня достижения учащимися
планируемых результатов
целесообразно использовать тестирование, опрос, выставки, викторины, текущий и
тематический контроль; методами могут стать практические и самостоятельные
задания, мониторинги и другие формы диагностики.
Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (72ч.)

Предметные результаты

План Критерий
ируем
ые
резул
ьтаты
Занятия
понятийного
аппарата,
используемог
о при
реализации
программы.

Владение

Степень выраженности
оцениваемого качества

Высокий уровень (3б.):
учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3б.):

На
начало
обучени
я
(вводны
й)

На
конец
первого
полугод
ия
(проме
жуточн
ый)

На
конец
обучени
я(итого
вый)

Низки
Высок
й
1-3
ий
урове балло урове
нь (1
в
нь (3
балл)
балла)

Низки

1-3

Высок

учащийся владеет объемом
знаний, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Общие
Высокий уровень (3б.):
сведения по учащийся владеет объемом
истории
знаний, предусмотренные
лепки из
программой.
Средний уровень (2б.):
глины и
учащийся владеет ½ объемом
знание
знаний, предусмотренных
основных
программой.
видов
декоративно- Низкий уровень (1б.):
прикладного учащийся владеет менее чем
искусства;
½ объемом знаний,
предусмотренных
Владение
программой.
основными
техническим
и приемами
лепки из
глины и
использован
ие
необходимы
х материалов
и
оборудовани
я для лепки.
ВЫВОД:

Метапредм
етные
результаты

объемом
знаний,
предусмотре
нных
программой.

Самостоятел
ьность в
подборе и
работе с
литературой.

Высокий уровень (3б.):
учащийся работает с
литературой самостоятельно,
не нуждается в помощи со
стороны педагога.

й
урове
нь (1
балл)

балло
в

1-3
балло
в

ий
урове
нь (3
балла)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

Низки
й
урове
нь (1
балл)

Низки
й
урове
нь
Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь
1-3
Высок
балло
ий
в
урове
нь (3
балла)

1-3
балло
в

Средний уровень (2б):
учащийся работает с
литературой с помощью
педагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Самостоятел Высокий уровень (3б.):
ьность в
учащийся работает
организации самостоятельно.
Средний уровень (2б):
проектной
деятельности учащийся работает с
помощью педагога или
.
родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Владение
Высокий уровень (3б.):
приемами
учащийся работает
самостоятельно.
лепки
различных
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
изделий в
народном
помощью педагога или
родителей.
стиле и их
роспись.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
ВЫВОД:

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы
технология дифференцированного обучения,

1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

Низки 1-3
й
балло
урове в
нь

Высок
ий
урове
нь

образовательные технологии:
технология разноуровневого

обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Методика преподавания органически связана с самой сущностью пре
подаваемого предмета. По одному надо преподавать математику... по друго- му
естествознание... по иному обществоведение/Методика органически свя- зана с
теми целями, которые стоят перед данным творческим объединением Одна из
основных задач уроков лепки - развитие творческого мышлении. учащихся.
Поэтому необходимо прежде всего заботится не о том, чтобы дет: вылепили какоето изделие, а о том, чтобы в, процессе работы у них развива- лись качества
личности и ума. Кроме того, на уроках лепки немаловажно значение имеет
развитие у учащихся способностей:
1. Умения воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение.
2. Критичности, гибкости и оригинальности мышления,
3. Художественной интуиции, чувствительности к зрительной форме
гармоничности деталей.
4. познавательной самостоятельности и активности.
Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности,
самостоятельности и инициативе учащихся. Но для того, чтобы эти качества могли
проявиться в работе, на уроках необходимо создавать соответствующие условия,
применять отвечающие этим условиям методы приемы обучения.
Учителя знают, что до недавнего времени в практике было очень распространено
обучение по образу. Что же достигалось по такой методике, чему можно было
научить детей? Обучение по образу - это тренировка, при помощи которой ученик
может достичь иногда довольно высокой степ мастерства в выполнении тех или
иных операций. Однако, механически у военный способ действия становится
одним из препятствий по пути развита мышления! Поскольку истинное развитие
мыслительных и творческих
способностей ученика возможна лишь в процессе самостоятельного поиска нового
способа действия, необходимо на занятиях лепкой создавать ситуации поиска.
Поэтому все предметы, которые учитель использует на уроках лет для показа
детям, ни в коем случае не должны быть предназначены для прямого
планирования. На обеспечении приемов художественного решения изделий
учитель обращает внимание в связи с рассмотрением и анализе предметов в целом,
так как художественное решение их неотделимого от других качеств и очень о
многом даже определяет основные стороны изделия.
Дети должны понять, что не внешнее украшение делает вещи по
настоящему художественными, а красота пропорций, линии контура, уместность
украшений.
Во время беседы отличаются и приемы обработки поверхности. При этом
учащиеся не изучают никаких специальных законов, развивается их
художественнее чутье, они подходят к пониманию того, что все эти законы всетаки существуют, что в художественном образе все взаимосвязано. обходимо
поддерживать в устах всякое стремление к инициативе, оригинальности

суждений, не забывай при этом, конечно, тактично оценивать ее разумность и
уместность. На занятиях важен эмоциональный подъем, который первую очередь
исходит от учителя. Чувство меры, гармоничность всех частей урона, уместность
каждой фразы и интонации вот те главные требования, которые обеспечивают его
эстетичность.
Алгоритм учебного занятия.
Тема: ______________
Дата проведения ________________
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Результативность
5. Подведение итогов занятия.

Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы.»
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
информирование детей, организация общения между ними на содержательной
основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям прикладного
творчества творчеством, к собственным нравственным позициям и этике поведения
в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы по декоративно-прикладному творчеству,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания
детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств
общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на воспитание, формирование:
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
- уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства;
- интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в
презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и
т. п.;
- воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных
ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта
художественного творчества как социально значимой деятельности.

3.2 Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего и среднего школьного возраста, стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
3.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении

определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде
агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название события,
мероприятия

Практический результат
и информационный
продукт,
Форма
Сроки
иллюстрирующий
проведения
успешное
достижение цели
события
1-4
Выставка,
Фотоотчет о мастерсентября Мастерклассе. Заметка на сайте
классы
учреждения

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в стране
творчества».
-Экскурсия по кабинетам
творческих объединений Дома
творчества,
-Выставка детских работ по
ДПТ и ИЗО
2.
Оперативносентябрь
Беседы,
Фотоотчет о
профилактическое
мероприятие
проведенных
мероприятие «Безопасное
мероприятиях. Заметка
детство»:
на сайте учреждения
- «Безопасная дорога»
- «Безопасность в быту»
- Акция «Обозначь себя!»
(применение
световозвращающих
элементов)
-Познавательное мероприятие
«Правила дорожного
движения достойны
уважения!»
3. Цикл мероприятий,
октябрь Выставка,
Фотоотчет о
посвященные освобождению
классный час
проведенных
Краснодарского края и
мероприятиях. Заметка
завершению битвы за Кавказ:
на сайте учреждения
-Тематические выставки;
-Классные часы и открытые
тематические занятия.
1.

Цикл мероприятий в дни
ноябрь
осенних каникул:
-онлайн-выставка работ ИЗО и
ДПТ
«Осенний серпантин»
5. Участие в мун. этапе краевого ноябрь
конкурса ИЗО и ДПТ
«Моей любимой маме»
4.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Занятия,
выставка

Занятия,
выставка

Фотоотчет об участии
(победе) в конкурсе.
Заметка на сайте
учреждения

Фотоотчет об участии
(победе) в конкурсе.
Заметка на сайте
учреждения классе.
Заметка на сайте
Мероприятие, приуроченное к декабрь
Занятия,
Фотоотчет о
празднованию Нового года:
выставка
проведенном занятии.
Заметка на сайте
- акция «Сделай свою
новогоднюю игрушку»
учреждения
Музыкальный час
декабрь мероприятия Фото- и видеоматериалы
«Чудеса под Новый год»,
с выступлением детей
посвященный празднованию
Нового года
Челлендж «Новый год уже в
пути! Ждем его, с тобой и
мы!»
Мероприятия в дни зимних январь
МастерФотоотчет о мастерклассы
классе. Заметка на сайте
каникул:
Зимняя тематическая
учреждения
площадка
«В гостях у Нового года»
Акции «Мир начинается с февраль
акция
Фотоотчет по акции.
тебя» (посылка солдату)
Заметка на сайте
учреждения
Мастер-класс: создание
февраль Мастер-класс Фотоотчет о мастерсимвола к празднику
классе. Заметка на сайте
«Масленица»
учреждения
Праздничный концерт «В этот март
концерт Фото- и видеоматериалы
день, весной согретый, все
с выступлением детей
цветы, улыбки – вам!»,
приуроченный к
Международному Женскому
Дню 8 марта
Участие во Всероссийских
апрель
Занятия
Фотоотчет о
акциях: «Письмо ветерану»,
проведенном занятии.
«Спасибо деду за Победу» ,
Заметка на сайте
«Георгиевская лента",
учреждения
«Согреваем сердца
ветеранам»,

посвященные Дню Великой
Победы
13.

Творческий отчет- концерт
коллективов Дома творчества,
выставка работ:
«Искры творчества: наши
яркие и талантливые дети».

май

Концерт,
выставка

Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей

Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской
Федерации"
(с
изменениями
и
дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи.
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от
7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
Литература, рекомендуемая педагогу:
«Глина в руках человека» A.M. Ждановский «Краснодарское книгоиздательство»
1989 г.
«Лепка в детском саду» Н.Б.Халезова, М.
«Лепка в начальных классах» Н.М. Копышева, М. «Просвещение» 198С
«Лепка на занятиях в школьном кружке» Н.С. Боголюбов, М.
«Послушная глина» Г.Федотов М. «АТС-пресс» 1999 г.
«Просвещение» 1979 г.

«Просвещение» 1980 г.
«Просвещение» 1986 г.
«Чудо кони, чудо птицы» Г.Блинов М.
Литература, рекомендуемая учащимся:
«Вятская игрушка» Е.М.Таранов «Художник РСФСР» 1974 г
«Дымка» В.Крупин М.»Малыш» 1998 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».