Веселые нотки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ
О ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D3130323233303335303035383
1, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C3233323630303933383330
31, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:50:51 +03'00'

1

2

Содержание программы:
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.

3

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Программа «Веселые нотки» - модифицированная, которая имеет базовый
уровень и относится к художественной направленности.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает
наблюдательные и познавательные способности, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё
здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной
работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий
плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная
ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память,
воображение и эмоциональная отзывчивость. Эстрадное пение занимает особое
место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает
огромный интерес.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» реализуется в художественной направленности, так как способствует развитию творческих способностей учащихся посредством музыкального
искусства, даёт возможность воспринимать музыку во всём богатстве её форм и
жанров.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена
на активизацию интереса учащихся к эстрадному искусству, способствует раскрытию творческого потенциала, позволяет реализовать желание учащихся
научиться правильно и красиво петь. Кроме того, в реализации программы «Веселые нотки» заинтересованы не только родители, но и учителя, так как посещение вокального коллектива даёт возможность учащимся проявить свои творческие способности в школьных мероприятиях.
Новизна
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселые нотки»
состоит из 2 модулей: «Техника вокала», «Музыкальная карусель».
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение года.
Новизна программы «Веселые нотки» заключается еще в том, что используется комплексный подход в обучении эстрадному вокалу: развитие певческого

4

голоса, а также овладение навыками эстрадного сценического искусства и актерского мастерства. Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но
и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность
в себе доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам
товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Веселые нотки» обусловлена тем, что занятия
пением развивают художественные способности, формируют эстетический вкус,
улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние учащихся. Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством дает возможность творческой самореализации учащегося, выработке у школьников профессионального самоопределения.
Отличительной особенностью образовательной программы «Веселые
нотки» является то, что эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим или классическим вокалом и народным вокалом. Задача эстрадного певца заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а
также сценического образа. Следовательно, основной спецификой эстрадного
вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки» построено на широком использовании методик, связанных с включением в темы разнообразных игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у обучающихся
мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания,
театрализованные действия стимулируют интерес, в результате чего каждый,
независимо от своих способностей, ощущает себя настоящим артистом.
Адресат программы: Адресатом программы «Веселые нотки» являются
учащиеся 6-18 лет, не имеющие противопоказаний по здоровью, всесторонне
развитые, усидчивые, имеющие спокойный характер, но при этом активны в
творческой деятельности. Программа в том числе предназначена для детей с
особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
талантливых
(одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Обучающиеся набираются по желанию.
Группы формируются по итогам прослушивания из одновозрастных учащихся, имеющих общий круг интересов и обладающих вокальными способностями. Наполняемость 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» имеет базовый уровень освоения и направлена на формирование
знаний и развитие практических навыков вокального или исполнительского мастерства.

5

Базовый уровень - количество часов на учебный год – 144 часа, состоит из
2 модулей: 1 модуль – 68 часа, 2 модуль – 76 часа.
Периодичность – 4 часа в неделю: 2раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв между занятиями – 15минут (групповые).
Дополнительная общеобразовательная программа «Веселые нотки» представляет собой учебный курс по эстрадному пению, который реализуется в течение одного учебного года.
Формы обучения:
При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Веселые
нотки» применяется очная форма обучения, занятия носят преимущественно
практический характер.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса
Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся – групповая с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные и
практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
Для реализации учебного плана по программе «Веселые нотки» формируются группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом коллектива. Занятия проходят в виде практических занятий, мастер –классов, концертов, творческих отчётов. По форме организации учебного процесса делятся на
групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия предусмотрены для более способных учащихся, а также для тех, у кого есть проблемы со слухом, интонацией, дикцией.
Данная программа является базовой и предполагает дальнейшую реализацию по углублённой программе «Индиго».
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие творческой, активной личности, способной к
раскрытию своих возможностей, к самовыражению через овладение основами
вокального искусства, содействие развитию у учащихся деятельностной компетенции через знакомство с основами вокального мастерства, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- развитие природных вокальных данных обучаемого, овладение первоначальными певческими навыками;
- обучение технике вокального исполнительства (певческое устойчивое

6

дыхание на опоре, четкая и ясная артикуляция, ровность звучания голоса на
протяжении всего диапазона);
-обучение первоначальным навыкам художественной выразительности исполнения;
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном.
- формирование у обучающихся полноценного представлея о современном
мире музыкальных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
-воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитание чувства коллективизма;
-формирование воли, дисциплинированности, взаимодействия с партнёрами.
- формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
- развитие внимательности, самодисциплины;
- формирование умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
- приобретение умений адекватно оценивать уровень своих знаний и умений;
- формирование умений поиска и отбора необходимой информации, ее
структурирования;
- развитие умения слушать, высказывать суждения и оценки
1.3.Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 модуля
№
п/
п

Название раздела, темы

1

Приветствие.
Правила поведения на занятии.

2

Формирование
певческих
навыков,
певческая
установка.

Количество часов
всего теория
практика
1 модуль «Техника вокала»
2
2
0

18

4

14

Формы контроля

Практическая работа,
контрольный срез.
Практическая работа,
контрольный срез.

7

3

4

5

6

7

8

Определение
границ диапазона певческого
голоса, чувства
ритма,
музыкального слуха.
Элементы
музыкального
языка.
Динамика,
темп, лад.
Знакомство с
различной манерой пения.

8

2

6

Практическая работа,
контрольный срез.

6

2

4

Практическая работа,
контрольный срез.

6

2

4

Знакомство с
музыкальными
терминами:
дирижер,
композитор,
исполнитель,
слушатель
Вокальные
навыки.

4

2

2

Практическая работа,
определение уровня
освоения учебного материала, зачет.
Практическая работа,
контрольный срез.

14

2

12

10

2

8

68

18

50

Использование
вокальных
навыков.
Итого

Практическая работа,
определение уровня
освоения учебного материала, зачет.
Беседы, контрольный
срез.

Цель модуля: Модуль способствует формированию основ вокальной техники,
музыкальной грамоты.
Задачи модуля:
- Учить правильно пользоваться певческим дыханием.
- Владеть естественным звукообразованием, без форсирования звука.
- Сохранять правильную певческую установку при пении.
- Пользоваться элементарными приемами артикуляции.
- Сохранять устойчивую интонацию при пении унисона и несложного двухголосия (в том числе при пении упражнений на развитие ладового чувства).
- Понимать художественный замысел исполняемого произведения.

8

1.Приветствие. Правила поведения на занятии (2ч.).
Теория.
Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением
корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год.
Практика.
Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении
корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос».
Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт»,
исполнение детьми знакомых и любимых песен.
2. Формирование певческих навыков. Певческая установка (18 ч.).
Теория
Знакомство с правильной постановкой корпуса при пении. Знакомство с
устройством певческого аппарата: голосовой, дыхательный, артикуляционный.
Знакомство с основными навыками вокально-хоровой работы, дыханием, дикцией, артикуляцией. Виды певческого дыхания. Техника речи и вокальная дикция.
Музыкальный слух.
Практика
Освоение процесса возникновения певческого звука. Выявление музыкальных способностей каждого ребенка с помощью попевок ( «Светит солнышко...», «Ёжик бегал по дорожке...» и т.д. Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального слуха. Распевание. Элементарные
представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации;
Дыхательная гимнастика И. Стрельниковой. Выразительное чтение стихов,
проговаривание скороговорок в быстром темпе для отработки дикции. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса.
Пение популярных детских песен.
Формы контроля
Практическая работа, контрольный срез.
3. Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма,
музыкального слуха (8 ч.).
Теория
"Певческая деятельность" - это важнейший вид музыкальной деятельности,
который вызывает положительные эмоции, способствует развитию
интеллектуальных возможностей, практического опыта. Участие детей в
музыкальной жизни, деятельности станет разнообразнее и интереснее. Ребенок,
посещая занятия, сможет реализовать и утвердить себя, пережить чувство
успеха, ощущение нежности и полезности, своего творческого "Я". Важно

9

поддерживать и развивать творчество детей, их таланта. Расширять культурное
пространство ребенка, содействуя воспитанию "культурной одаренности",
стимулируя к творчеству. Вокальное объединение может стать стартовой
творческой площадкой, настоящей культуры воспитания детей и юношества.
Практика
Примером универсальности приемов несомненно является "концентрический"
метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их использования из года в год. В них
были представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:
1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков.
2.Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном работать,
для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) - всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов - октава. И в том, и в другом случае не
должно быть никакого напряжения.
3. Работать постепенно, без торопливости.
4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания.
5. Петь следует на умеренном звучании.
6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при
пении.
7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на
разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.
В практической работе с детьми знание их голосовых возможностей в отношении звукового диапазона, умение грамотно его определить имеет первостепенное значение для правильной организации вокальной работы.
Во-первых, необходимо отыскать в голосе ученика "примарные тоны", которые
совпадают с тонами его спокойной речи. Во-вторых, следует закрепиться на
этой примарной для данного ученика высоте, попросив его протянуть подольше
какую-то гласную отдельно или стоящую под ударением в каком-нибудь слове.
В-третьих, используя элементарную попевку, например из трех ступеней вверх
и вниз на слог ля, лё, повторять её по полутонам вверх до тех пор, пока у ребенка
не появится затруднение при ее исполнении. Появление избыточного напряжения в голосе - признак верхней границы его звуковысотного диапазона. Затем,
нужно прослушать звучание его голоса на тонах, расположенных ниже его примарной зоны.
Одним из видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания.
Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются определенные качества певческого голоса. Распевания поются в начале урока и выполняют
также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репер-

10

туаром. К самим распеваниям, к их отбору могут быть предъявлены определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что
особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.
4.Элементы музыкального языка. Динамика, темп, лад (6ч.).
Теория.
Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера
песни с темпом; динамики - как громкости звучания музыки, соответствие
динамики и образа музыкального произведения.
Беседа о минорном и мажорном ладе в песне, о том, как лад влияет на
настроение и характер песни.
Практика.
Определение на слух темпа произведения (быстро-умеренно-медленно).
Движения в разных темпах. Использования понятия «темп» в других темах.
Определение на слух р и f. Сочинение песенок в разной динамике на заданный
текст. Динамические игры.
Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу.
Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст. Исполнение песни
Е. Попляновой «Два утенка». Чтение стихотворения «Сеньор Мажор и сеньор
Минор».
Теория
История вокальной музыки. Разновидности вокальных жанров.
Практика
Прослушивание аудиозаписей и просмотр видео с концертными выступлениями
различных вокальных ансамблей и солистов-вокалистов, анализ их творчества.
Формы контроля
Беседы, контрольный срез.
5.Знакомство с различной манерой пения ( 6ч.).
Теория
Программа имеет четырехуровневую (по годам обучения) и тематическую
структуру.
Пение
как
вид
музыкальной
деятельности.
Содержание занятий направлено на общую подготовку учащихся к вокальной
деятельности. Знакомство с происхождением звуков, звукосочетаний, ритма,
темпа. Работа направлена на формирование звуков речи и пения, на развитие
навыка резонирования звука, формирование высокой певческой форманты. В
течение учебного года дети знакомятся с типом звуковедения, ансамблевого и
кантиленного
пения.
История происхождения пения как вида музыкальной деятельности. История
происхождения звуков (шумовых, музыкальных). Начало песенных
звукосочетаний,
рифм,
ритма
и
темпа.

11

Строение
голосового
аппарата.
Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат,
гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков
речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа
диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы.
Регистровое
строение
голоса.
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование.
Типы
звуковедения:
1еgаtо
и
non
1еgаtо.
Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за
звукообразованием.
Певческое
дыхание.
Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костоабдоминальный).
Координация
дыхания
и
звукообразования.
Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная
установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные
упражнения, формирующие певческое дыхание.
Практика
Упражнения
на
дыхание
по
методике
А.Н.
Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани
и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка»,
«Насос»,
«Обними
плечи»,
«Большой
маятник».
Речевые
игры
и
упражнения.
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения
сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях
творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
6. Знакомство с музыкальными терминами: дирижер, композитор,
исполнитель, слушатель (4ч.).
Теория.
Детям даются понятия терминов, используя иллюстрации, а закрепление
понятий проходит в форме игры.
Практика.
Игра «дирижер». Дети делятся на 2 группы и встают напротив друг друга, они
«мячики». В центре стоит дирижер. Под музыку «дирижер» поднимая и
опуская кисть руки, показывая какой группе и в каком темпе прыгать.
Желающие дети в качестве дирижера проводят некоторые, хорошо разученные
распевки.
Композитор (дети) сочиняют попевку на заданный текст.

12

Исполнитель и слушатель - дети делятся на 2 группы. Сначала одни поют,
танцуют или играют на шумовых инструментах, другие слушают, затем
наоборот.
Беседа «В мире профессий».
7.Вокальные навыки (14ч.).
Теория
Закрепление знаний о музыкально –певческих способностях: музыкального слуха, певческого голоса, музыкального мышления и памяти. Певческое дыхание,
дикция, артикуляция, техника речи.
Практика
Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. представления не только о строении голосового аппарата, но и о том,
что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации.
Пение вокальных упражнений в различных темпах. Работа над расширением диапазона голоса, над выравниванием звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. Пение вокальных упражнений,
включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз.
Формы контроля
Практическая работа, контрольный срез.
8. Использование вокальных навыков (10ч.)
Теория
Информация об авторах произведений, раскрытие содержания музыки и текста,
актуальности песни, особенности художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств.
Практика
Разучивание и совершенствование учебного материала на произведениях из репертуарного плана. Работа над двухголосьем, исполнение двухголосных вокальных произведений. Работа над выразительным исполнением песни и созданием
сценического образа. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать
исполняемое произведение.
Формы контроля
Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.

13

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 модуля
№
п/
п

Название раз- Количество часов
дела, темы
всего теория
практика

Формы контроля

2 модуль «Музыкальная карусель»
9

10

11

Артикуляция.
Приложение
№1
Вокальнохоровая работа.

14

2

12

Практическая работа, зачет.

50

2

48

Педагогическое
наблюдение, практическая работа, зачет.

Звуковая аппаратура.

12

2

10

Практическая работа, зачет.

76

6

70

Итого:

Модуль «Музыкальная карусель» является одним из основных этапов развития
певческого голоса у учащихся. На занятиях вокала, разучивая и исполняя песенный репертуар, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, её связях с окружающий их жизнью, получают представления о соотношении музыки
и слова, т.е. расширяют свой музыкальный кругозор.
Цель модуля: работа над дыханием, звукообразованием, звуковедением, устранением певческих дефектов, вторая включает в себя работу над тембром, связанным с образно-эмоциональной стороной произведения, фразировкой, динамикой, выразительной интонацией, осмысленным пением, подкреплённым образноассоциативным мышлением.
Задачи модуля:
- Владеть приемами цепного дыхания;
- Исполнять произведения без форсирования звука, с правильно
формируемыми гласными и твердой атакой звука;
- Исполнять усложненные вокальные упражнения, укрепляющие голос и
улучшающие звукообразование;
- Сохранять уверенную интонацию при пении двухголосных произведений и
несложного трехголосия;
- Сохранять ритмическую устойчивость в различных темпах и произведениях
со сложным ритмическим рисунком;

14

9.Артикуляция (14ч.).
Теория (Приложение №1)
Подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза.
Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Викторина «Мир профессий».
Практика
В воспитании навыков красивого и выразительного говорения особое значение
имеет работа над артикуляцией. Хорошая дикция обеспечивает точную
артикуляцию звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого
и ясного произношения, надо работать над усовершенствованием
артикуляционного аппарата, постановкой правильного речевого дыхания.
10. Вокально-хоровая работа (50ч.).
Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание.
Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокальнохоровому пению.
Теория
Типы дыхания. Информация об авторах произведений, раскрытие содержания
музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Практика
Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь
звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. Разучивание и совершенствование учебного материала на произведениях из
репертуарного плана. Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Обучение петь без сопровождения и с ним,
слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу,
сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе,
сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Выполнять все правила пения,
перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений из репертуарного плана.
Формы контроля
Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.
11.Звуковая аппаратура (12ч.).
Теория
Знакомство со звуковой аппаратурой. Классификация звуковой аппаратуры,

15

мощность, разновидности (бытовая, профессиональная ,активная и пассивная
звуковая аппаратура.
Практика
Изучение звуковой аппаратуры. Подключение звуковой аппаратуры. Соблюдение
полярности. Соблюдение дежурного режима. Замена батареек микрофона. Соблюдение техники безопасности в работе со звуковой аппаратурой.
Просмотр онлайн-концерта, посвященного Дню защиты детей.
1.4 Планируемые результаты
По завершении изучения программы учащиеся будут иметь
результаты:
Предметные результаты:
- знание истории и направлений развития вокального искусства;
- владение первоначальными навыками и умениями вокальной техники;
- применение приобретенных навыков и умений в исполнительской деятельности
(художественная выразительность, сценическое движение, работа с
микрофоном).
- приобретение
знаний о музыкальных
профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
- сформированность эстетических потребностей: общение и творческое отношение окружающему миру;
- сформированность творческого мышления, аккуратности, ответственности, целеустремленности, воли к победе;
- чувство доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания.
- сформированность профессионально ориентированной личности .
Метапредметные результаты:
-сформированность таких качеств, как внимательность, самодисциплина и
настрой на успех в обучении;
- постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление;
- адекватная оценка своих знаний и умений.
- умение находить нужную информацию в различных источниках;
- уважительное отношение к мнению и позиции других людей;
- четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и сверстниками.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

16

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
1 модуль «Техника вокала»
Дата
п/
п

план

факт

Тема занятия

Кол-во
часов,
продолжительность
занятия

1.
1.1

Вводное занятие.
Приветствие. Правила поведения на занятии.

2.

Формирование певческих навыков,
певческая установка.

2.1

Знакомство с правильной постановкой корпуса 2 часа,
при пении.
(45мин)
Знакомство с устройством певческого аппарата. 2 часа,
(45мин)
Знакомство с основными навыками вокально2 часа,
хоровой работы.
(45мин)
Дикция.
2 часа,
(45мин)
Артикуляция.
2 часа,
(45мин)
Певческое дыхание.
2 часа,

2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

2
2 часа,
(45мин)
18

Время проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведения

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

Форма
конт-роля
Практическая
работа,
контрольный
срез.

Практическ
ая работа,
контрольн
ый срез.

17

2.7

Виды певческого дыхания.

2.8

Техника речи и вокальная дикция.

2.9

Музыкальный слух.

3.

3.2

Определение границ диапазона певческого
голоса, чувства ритма, музыкального слуха.
Разучивание попевок для расширения
диапазона.
Определение границ диапазона.

3.3

Разучивание восходящих интервалов.

3.4

Разучивание одноголосной распевки.

4.

Элементы музыкального языка.
Динамика, темп, лад.

3.1

4.1

4.2

Определение на слух темпа произведения
(быстро-умеренно-медленно).
Определение на слух р и f.

4.3

Определение на слух мажора и минора.

5.

Знакомство с различной манерой пения.

(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
8

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
6

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

2 часа,
(45мин)

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
6

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

Практическ
ая работа,
контрольн
ый срез.

Практическ
ая работа,
контрольн
ый срез.

18

5.1

Эстрадная манера пения.

5.2

Народная манера пения.

5.3

Академическая манера пения.

6.

6.2

Знакомство с музыкальными терминами:
дирижер, композитор, исполнитель,
слушатель.
Знакомство с терминами: дирижер,
композитор,исполнитель,слушатель.
Беседа «В мире профессий»

7.
7.1

Вокальные навыки.
Правильная постановка корпуса при пении.

7.2

Пение вокальных упражнений в различных
темпах.
Работа над расширением диапазона голоса.

6.1

7.3
7.4
7.5
7.6
7.7

Правильное певческое формирование гласных
звуков.
Четкое произношение согласных.
Певческое дыхание: спокойный, без
напряжения вдох.
Задержка вдоха перед началом пения (люфт-

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
4

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
14
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно

групповая

ДТ, к. 3

Практическая
работа,
определение
уровня
освоения
учебного
материала,
зачет.

Беседа,
практическ
ая работа,
контрольн
ый срез.
Практическ
ая работа,
определени
е уровня
освоения
учебного
материала,
зачет.

19

8.
8.1

пауза).
Использование вокальных навыков.
Информация об авторах произведений.

8.2

Раскрытие содержания музыки и текста.

8.3

Особенности художественного образа.

8.4

Музыкально-выразительные и
исполнительские средства.
Анализ и краткая характеристика
произведения.
Итого:

8.5

(45мин)
10
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
68 часов

расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

Беседы,
контрольн
ый срез.

2 модуль «Музыкальная карусель»
9.
9.1

Артикуляция.
Подготовка артикулярного аппарата к работе.

9.2

Тип гласного.

9.3

Музыкальная фраза.

9.4

Одновременное произношение слов.

9.5

Дикционные трудности.

14
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)

Практическ
ая работа,
зачет.

20

9.6

Разучивание скороговорок.

9.7

Викторина «Мир профессий»

10.
10.1

Вокально-хоровая работа.
Работа над цепным дыханием.

10.2

Короткое и задержанное дыхание.

10.3

Взаимосвязь звука и дыхания.

10.4

Типы дыхания.

10.5

Информация об авторах произведений.

10.6

Раскрытие содержания музыки и текста.

10.7

Музыкально-выразительные средства.

10.8

Исполнительские средства.

10.9

Обучение петь без сопровождения.

10.1
0

Пение с сопровождением.

10.1
1

Что такое фонограмма плюс.

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
50
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
4 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

Педагогиче
ское
наблюдени
е,
практическ
ая работа,
зачет.

21

10.1
2

Что такое фонограмма минус.

10.1
3

Как контролировать себя при пении.

10.1
4

Ансамблевое пение.

10.1
5

Пение в дивизях.

10.1
6

Унисон в вокальных партиях.

10.1
7

Цепное дыхание.

10.1
8

Работа над динамическими оттенками.

10.1
9

Работа над четким произношением согласных.

10.2
0

Правильное формирование гласных.

10.2
1

Дирижерский жест и его значение.

10.2
2

Формирование сценического имиджа.

10.2
3

Выход и уход со сцены.

11.
11.1

Звуковая аппаратура.
Знакомство со звуковой аппаратурой. Правила
безопасности.

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
4 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
12
2 часа,
(45мин)

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

Практическ
ая работа,

22

11.2

Работа с микрофоном.

11.3

Пение под плюсовую фонограмму.

11.4

Минусовая фонограмма.

11.5

Правила поведения на сцене.

11.6

Посещение онлайн-концерта, посвященного
Дню защиты детей.
Итого:
Всего:

2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
2 часа,
(45мин)
76 часов
144 часа

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

согласно
расписанию

групповая

ДТ, к. 3

зачет.

23

2.2 Условия реализации программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для педагога), зеркалами;
- необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано).
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер,
монитор, флеш -карты, диски с видео-занятиями, мастер –классами,
концертными программами ведущих артистов эстрады , специализированная
литература ).
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование.
2.3 Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, по
окончании 1 модуля и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Для определения образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» применяются следующие формы аттестации (контроля):
-педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые занятия:
- участие в различного уровня конкурсах (районные, зональные, краевые,
всероссийские, международные).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания результатов обучения по программе «Веселые нотки»
используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений учащихся,
дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и фестивалей, материалы
тестирования и анкетирования. Отчётные концерты и открытые занятия также
дают возможность увидеть результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся по
программе, исполнительская работа.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы аттестации:
1. Начальная аттестация (сентябрь).
2. Промежуточная аттестация по окончании 1 модуля (декабрь).

24

3. Итоговая аттестация (май).
Время проведения

Сентябрь

Цель проведения

Формы контроля

Начальная аттестация Беседа, прослушивание в форОпределение уровня развиме музыкальных заданий.
тия учащихся, их вокальных
способностей.

декабрь
Промежуточная аттеста- Практическое занятие - зачёт
По окончании
на примерах вокальных произция
Определение степени приизучения тем:
ведений.
обретённых навыков во«Формирование
Контрольный срез.
вокальных навы- кальной работы учащимися.
ков»
Определение степени усвоения учебного материала по Музыкальная викторина, зачёт.
«Основы музы- темам «Музыкальный лад»,
кальной грамоты». «Ритм», «Динамика», «Дирижёрский жест».
Итоговая аттестация
Май

Участие в концертных проИтоговая аттестация
Определение изменения
граммах, согласно плану рабоуровня знаний учащихся, ты ДХТД, концерт для родитеусвоения ими учебного малей.
териала, согласно репертуарному плану.

2.4 Оценочные материалы:
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные
диагностические материалы:
-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе».
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки учащихся , заполняются отдельно по каждой группе.
- Диагностика вокально –хоровых навыков.
- Определение уровней голоса и вокально –хоровых навыков;
- Диагностика параметров развития певческой подготовки детей в вокально
–эстрадном ансамбле;
- Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся: творческие задания, самостоятельные задания.
Диагностическая карта

25

«Мониторинг результативности обучения»
Планируемые
результаты

1

Критерий

Степень выраженности
оцениваемого качества

На
начало
обучения
(вводный
сентябрь

Окончан
ие 1
модуля
(декабрь.)

На конец
обучения
(окончание 2
модуля и
итоговый май

2

3

4

5

6

Предметный результат

1.Знания
понятийного
аппарата,
используемог
о при
реализации
программы

Владение
объёмом
знаний,
предусмотрен
ных
программой.

Владение

Высокий уровень(3б.):
Учащийся знает понятия
и термины,
предусмотренные
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее
чем ½ объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся владеет
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее
чем ½ объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся владеет

Низкий
1-3
уровен баллов
ь (1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
1-3
уровен баллов
ь (1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий

Высокий

1-3

26

основами
вокальнохоровых
навыков.

основами
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет менее
чем ½ объёмом знаний,
предусмотренных
программой

Метапредметный результат

Вывод:

1.
Самостоятель
ность при
организации и
выполнении
различных
вокальнохоровых
работ.

Отражение в
устной или
письменной
форме
результатов
своей
деятельности.

Высокий уровень(3б.):
Учащийся проявляет
самостоятельность при
организации и
выполнении вокальнохоровых работ, не
нуждается в помощи
педагога.
Средний уровень(2б.):
Учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает
затруднения при
выполнении работы,
нуждается в постоянной
помощи и контроле и
контроле со стороны
педагога.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся проявляет
самостоятельность при
отражении в устной или
письменной форме
результатов своей
деятельности.
Средний уровень(2б.):

баллов

уровень
(3б.)

Низкий
1-3
уровен баллов
ь

Высокий
уровень

Низкий
1-3
уровен баллов
ь (1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
1-3
уровен баллов
ь (1б.)

Высокий
уровень
(3б.)

уровен
ь (1б.)

27

Учащийся с помощью
педагога отражает в
устной или письменной
форме результаты своей
деятельности.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся испытывает
затруднения при
отражении в устной или
письменной форме
результатов своей
деятельности, нуждается
в постоянной помощи и
контроле и контроле со
стороны педагога.
Вывод:

Низкий
1-3
уровен баллов
ь

Высокий
уровень

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» применяются разнообразные методы
обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические,
игровые. Педагог свободно общаясь с учащимися на принципах сотворчества,
содружества, общего интереса к делу, побуждает их к творчеству. В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются
различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог
использует систему методов, направленных на усвоение способов музыкальной
деятельности:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
- метод контроля и самоконтроля.
Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к занятиям,
но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала.
Педагогические технологии:
Для эффективной организации учебного процесса применяются следую-

28

щие педагогические технологии:
-личностно-ориентированного обучения, когда педагог при обучении вокалу учитывает творческие данные учащихся;
-игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –
ситуативные импровизированные игры, возникающие прямо по ходу отдельных
занятий, заранее спланированные игры и игровые ситуации, в которые учащиеся
охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы, а также различного вида
музыкальные игры;
-применение здоровьесберегающей технологии происходит посредством
упражнений по релаксации, при прослушивании приятной музыки, гимнастики
для глаз, дыхательной гимнастики.
Кроме того в работе применяются информационно – коммуникационные
технологии, а также метод проблемного обучения.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в вокальном коллективе проходят в форме практических
занятий, бесед, игр, конкурсов, мастер – классов, занятий –импровизаций, открытых занятий, в форме практической работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия проходит организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с новым материалом, закрепление
полученных знаний на практике, подведение итогов. Выполняется дыхательная
гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевание. На протяжении обучения
происходит постепенное усложнение материала.
Дидактические материалы: аудио - и видеозаписи, плакаты (строение голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.), тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература.
Методический материал, разработанный
педагогом (приложение 1)
Алгоритм учебного занятия:
Структура занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить,
средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический материал,
методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен.
Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные вокальные
упражнения и техники.

29

После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений
до исполнения целостного произведения.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
2.6 Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский
Государственный
Технический
университет
имени
Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках

30

федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», постановление
МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от
20.01.2022 г.№01-07/16.
Список литературы для педагога:
1. Вайнкоп М. «Краткий биографический словарь композиторов». – М, 2004 г.
2. Исаева, И.О. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей». - М.: «Книжкин Дом», 2006 г.
3. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012 г.
4. «Мир вокального искусства» 1-4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации /автор-составитель Г.А.Суязова/.-Волгоград: Учитель, 2008 г.
Список литературы для обучающихся:
1. Гусин, Вайнкоп «Хоровой словарь». - М., 1993 г.
2. Захарченко В.Г. «Кубанская песня». — 1996 г.
3. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар,
2012г.
4. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар,
2012 г.
5. Кошмина И.В. «Духовная музыка России и Запада». — Т., 2003г.
6. «Старинные и современные романсы».- М., 2003 г.
Электронные источники:
Вокальная работа в хоре (Электронный ресурс) / Режим доступа;
https://studopedia.su/9_35142_pevcheskaya-ustanovka-pevcheskoe-dihanie.html
(Дата обращения: 15.07.2020г.)
Голосоведение (Электронный ресурс) / Режим доступа;
https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/Голосоведение (Дата обращения:
15.07.2020г.)
Методические рекомендации по вокалу (Электронный ресурс) / Режим доступа;
https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vokalu.html (Дата обращения: 15.07.2020г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

31

Подготовка артикулярного аппарата к работе. (к теме №9)
На основе анализа методической литературы мы разработали рекомендации по совершенствованию показателей речи. Они могут найти применение в
организации кружковой работы на продвинутом этапе изучения русского языка,
также использованы самими же учителями в целях отработки хорошей речи.
Прежде всего, работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных барьеров и обеспечение чёткой работы различных мышц и органов. В связи
с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению, а также служат как бы зарядкой для развития мышц,
участвующих в данном процессе.
Обязательным условием чёткого произношения является подвижность артикуляционного аппарата. Для этого очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая
полость является резонатором, от которого зависит качества звука.
Гласные – это основа речевого потока. Именно на них вырабатываются все
качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у учащихся правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания
исчезает, если присутствует:
1. Формирование гласных имеет единую манеру;
2. С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных;
3. Гласные сформируются в передней части голосового аппарата при активном участии губ;
4. Облагораживание гласных идёт путём округления;
5. Гласные звуки обеспечивают стремление вынести слово на звуке далеко
вперёд (в зрительный зал).
При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе
произношение слов идёт «мелким планом». Артикуляция острая, чёткая, подвижная. Ровное тембровое звучание гласных зависит от умения сохранить эти
качества при переходе от одной гласной к другой при единых резонаторных
ощущениях.
Разработаны специальные упражнения для языка.
Язык – мышечный орган, сплошная плоть и мускул от основания до кончика,
выполняющий артикуляционную функцию. Состоит из мышечных волокон, способных к разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык влияет на
качество голоса и чистоту произношения. Чтобы голос свободно выражал эмоции, мышцы языка должны быть расслаблены, особенно в своей задней части у
корня.

32

Кончиком языка дотянуться до подбородка, на счёт 1,2,3 и завернуть
язык на мягкое нёбо. Повторить 5 раз.
2. Массаж языком внутренних сторон щёк и губ.
3. Кончик языка ставим за верхними зубами. Далее выполняем скользящие
движения языком по верхнему нёбу, отправляя язык глубоко в гортань.
Упражнение подтягивает и укрепляет мышцы вокруг голосовых связок.
4. Сворачиваем язык трубочкой и делаем глотательные движения.
Упражнения подбираются по необходимости, по количеству, по объёму выполнения от 5-6 до 8-10 раз.
Упражнения для языка со звуками
1. Расслабить мышцы языка, придавая ему форму «лопаты», высунуть его
вперёд на нижнюю губу и произнести гласные «и», «э» не убирая языка за
зубы.
2. Приподнять кончик языка и, скользя по нёбу вниз, придать ему форму
«крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка.
3. Выбрасываем язык между зубами и губами со звуками в сочетании двух
согласных «бл», «мл», «кл».
4. Протяжно тянуть звук «м», а в этот момент кончиком языка делаем круговые движения по верхним и нижним деснам.
Упражнения для расслабления и освобождения языка.
1. Челюсть расслаблена, рот открыт на ширину одного пальца. Высунутый
слегка язык «трясётся» между зубами.
2. Произнести несколько раз подряд сочетание согласных: «ткр», «ркт»,
«крг», «дрг» и т.д..
3. Добиваясь предельно звонкого и чистого звучания «м», произнести «мк»,
«мг», «мх» или «хи», «ги», «ки».
Упражнения в игровой форме.
В работе с учащимися можно использовать упражнения в игровой форме,
называя их «Поиграем в весёлый язычок», и даже можно сочинять сказки и стихи о языке, губах и челюсти. Например: «Сказка весёлого язычка». Она начинается со слов: «Домик открывается, а там живёт язычок, который любит гулять».
1. «Варенье»
Мы варенье крепким чаем
Всех знакомых угощаем
С губ сотрём следы варенья
Угощенье объеденье.
Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю,
делаем круговые движения языком.
2. «Футбол»
Буду я в футбол играть,
Буду мяч не пропускать.
Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую
щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты.
1.

33

«Лошадка»
Причешу лошадке хвостик,
И на ней поеду в гости.
Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
подъязычную связку.
4.
«Водовоз вёз воду из-под водопровода».
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
«Ткёт ткач ткани на платки Тане»
«На дворе трава, на траве дрова».
«Без труда не выловишь и рыбки из пруда».
Упражнение для губ.
Давно известно, что губы осуществляют чёткость дикции и входят в систему
артикуляционного аппарата.
«Был бы бык, а мясо будет»,
«Пошёл Игнат лопаты покупать.
Купил Игнат пяток лопат.
Шёл через пруд – уцепился за пруд
Упал Игнат – пропали пять лопат»
1.
«Слоник»
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну.
Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком.
2. «Лягушёнок»
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок), на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть
расслаблены.
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» сжатые губы. Энергично произнесите: п-б, п-б, п-б и т.д.
Упражнения для мышц лица.
1. «Назойливый комар»
Летает по ночам
Не даёт заснуть он нам.
Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его
только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентрируем.
2. «Хомячок» — пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы двигалось всё
лицо. Начиная со второго добавить хвастовства. Учащиеся выбирают себе
пару и хватаются друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнение для освобождения нижней челюсти.
1. «Бегемотик»
Рот пошире открываем
3.

34

В бегемотика играем.
Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать
свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой.
2. Приложите ладони к челюстным суставам по обе стороны лица. Большой
палец ложится под подбородок. Плавным движением опускаем челюсть вниз,
рот широко раскрывается. Большим пальцем челюсть вверх, пока задние зубы не сомкнуться.
«Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая».
«Часовщик, прищурив глаз,
чинит часики для нас».
«Чудак под диванчик
прячет чемоданчик».
А также проговариваем скороговорки в форме стихотворения.
Например:
Четверть часа, чиж чижихе
Пел частушки на Плющихе.
Чёрный кот, большой чудак
Влез послушать на чердак.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, дают избавление от косноязычия, дефектов речи, способствуют
развитию правильной речи. Важно помнить, что каждый звук отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произношением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно.
В результате работы над скороговорками достигается чёткость и быстрота
речи, которые могут быть использованы в любом тексте.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».