Обучение грамоте. Подготовка руки к письму

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная,
106а, l=Белая Глина, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:56:55 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.

3

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предшкольной подготовки «Малышок». «Обучение грамоте и подготовка
руки к письму», является модульной и предназначена для подготовки к
школе детей.
Детство – уникальный период в жизни человека. В этом возрасте
формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения,
происходит становление личности. Именно в детстве можно, не переставая,
удивляться богатством родного языка, заинтересовываться его изучением, в
игре понять логику грамматических правил.
Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать
определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному
развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает
вопрос: как подготовить их к школе, к предстоящему труду?
Так, подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее
изучение программы первого класса и сводится к формированию узко
предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между
дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты
ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой
деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или
отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов
показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность
обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать
и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть
формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной
деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности,
производительности, творческого самовыражения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок». «Обучение
грамоте и подготовка руки к письму»,
социально-гуманитарной
направленности.
Она
способствует
развитию интеллектуальных
способностей дошкольников путем обучения чтению иписьму.
Новизна программы заключается в том, что по форме
организации образовательного процесса она является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Малышок»
состоит из 2 модулей и рассчитана на полную реализацию в течение
учебного года.
Программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка,
включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к
школьной жизни. Содержание материала подчиняется общедоступности,
учитывает особенности психологии и физиологии современного

4

дошкольника. Отличительной чертой данной Программы, является
осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с
работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению
письму.
Актуальность. Сегодня подготовить ребѐнка к школе, школьному
обучению, помочь ему перейти на новую ступень, поддержать его, протянуть
руку помощи – совместная задача воспитателей, учителей и родителей.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,
овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. В данной
программе каждое занятие включает практически все элементы развития,
обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр,
своеобразных путешествие по сказочным странам. Такое построение занятия
позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной
степени распределенное внимание дошкольников, их образную память,
чувственное, интуитивное и образное мышление.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что организуется настоящее свободное развивающее пространство, в котором
любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой – смогли бы
реализовать и развить свои способности, смогли бы почувствовать вкус
успеха и обрести уверенность в своих силах.
Главной задачей педагога в данных условиях является не передача
знаний в готовом виде, а ориентирование учащихся в самостоятельном
поиске нужной информации через совместную поисково-познавательную
деятельность, решение возникающих проблем в сотрудничестве и
взаимопомощи,
выработке
у
школьников
профессионального
самоопределения.
Основной формой деятельности является работа с группой на основе
игровых технологий и методов. Выполнение представленных в данной
программе заданий опирается на поисковую активность и сообразительность
ребенка.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5,5 до 7 лет.
Набор в группы осуществляется в сентябре по желанию родителей и
желанию самих детей при наличии допуска от врача. Количество детей в
учебной группе – до 12 человек. Состав в основном одновозрастной,
разнополый. Дети принимаются как посещающие дошкольные учреждения,
так и «домашние», с любым видом и типом психофизиологических
особенностей, с уровнем интеллектуального развития не ниже возрастной
нормы. Программа в том числе предназначена для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей;

5

детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объем и сроки.
Уровень программы базовый.
Объем и срок освоения программы:
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа, состоит из 2 модулей:
1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов. Программой предусмотрено 2-х
дневное обучение детей. Объем учебных часов за неделю - 4 часа, за год 144. Занятия проводятся в течение 30 минут, с 10 минутным перерывом.
Форма обучения - очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий. Продолжительность одного учебного занятия 30
минут, перерыв между занятиями 10 минут. В течение недели: 2 учебных дня
по 2 учебных часа. Итого в неделю 4 часа, всего за год 144 часа. Программа
рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав объединения постоянный.
Работа организована в группах с численностью детей до 12 человек в
возрасте от 5,5 до 7 лет. Состав групп - постоянный, занятия - групповые.
Это утренние часы для детей, не посещающих дошкольное
образовательное учреждения. Вечерние часы и выходной день (суббота) дни для детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. В
содержание
занятий
включаются
следующие
формы
работы:
индивидуальная, работа в парах, групповая работа с дифференцированным
подходом к уровню усвоения изученного материала, самостоятельная работа,
и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская,
творческая, интеллектуальная.
Занятия строятся на интегрированной основе с использование игровых
методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и
сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания
и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности
постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной
программы, не нарушая последовательности.
Освоение данной программы способствует успешному обучению
дошкольников в начальной школе.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
- социальная цель – подготовить дошкольников к новой социальной
роли –роли ученика; сформировать положительное отношение к школе.
- педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего
дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому
обучению. Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень
развития, который позволит ему успешно обучаться в школе, формировать
готовность к обучению в школе. Развивать
интеллектуальные качества,

6

творческие способности которые обеспечивают успешность адаптации
первоклассника в школе для достижения успехов в учебе и положительное
отношение к школе и учёбе; оказывать профориентационную поддержку
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
1. Формировать познавательные и творческие процессы, их взаимосвязь друг
с другом.
2. Обучать детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией,
знакомство со слоговой структурой слова.
3. Расширять словарный запас детей.
4. Формировать и развивать звукобуквенный анализ слов.
5. Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,
пользуясь моделями.
6. Учить чтению поэтапно.
7. Овладения базовыми навыками каллиграфии.
8. Формировать умения работать по заданию.
9. Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.
10. Формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире инженерных профессий, мотивацию на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Личностные:
1. Совершенствование коммуникативных навыков.
2. Воспитание культуры общения, эмоциональную отзывчивость.
3. Формирование внутренней позиции - подготовка к принятию новой
социальной роли – роли «школьника».
4. Развитие мотивации к учебной деятельности.
5. Развитие способности выполнять логические операции анализа и синтеза,
сравнения, классификации.
6. Формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
1. Формирование
чётких представлений о школе и формах
школьного поведения;
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительное го отношения
ребёнка к школе, желание учиться.
1.3. Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план 1 модуля
Формы
№
Количество часов
контроля
п/п Наименование разделов и тем
Всего
Теория Практика

7

1.

2.
3.

Знакомство со звуками и
буквами «Мир звуков»
Знакомство с тетрадью
в косую линию.
Гласные звуки и буквы
Ориентирование на листе в
косую линию.
Согласные звуки и буквы
Письмо элементов букв
ИТОГО:

2

1

1

Беседа

18

9

9

Игра, беседа

48

24

24

Игра, беседа

68

34

34

Модуль разработан с учетом личностно – ориентированного подхода и
составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно выбрать
конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель модуля: Заложить основы грамоты (обучить первоначальному
чтению и подготовить ребёнка к обучению письму).
Задачи модуля.
- Познакомить с гласными и согласными буквами и звуками.
- Учить дифференцировать звуки и буквы.
- Познакомить с цветовым обозначением звуков.
- Научить основным правилам письма, правильно захватывать ручку и
карандаш.
- Научить ориентироваться в тетради в косую линию, писать элементы
прописных букв.
- Развитие творческих способностей.
ТЕМА 1. Знакомство со звуками и буквами «Мир звуков».
Знакомство с тетрадью в косую линию. (2ч.)
Теоретическое занятие: Знакомство со звуками и буквами, Знакомство
с алфавитом. Гласные буквы. Согласные буквы. Игра «Узнай, чей звук».
Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
Практическое занятие: осанка, положение рук, ног при письме, захват
пальцами ручки – карандаша, расположение тетради.
ТЕМА 2. « Гласные звуки и буквы. Ориентирование на листе в
косую линию: (18 ч).
Теоретическое занятие: Звук а, буква «А» «а». Звук у, буква «У» «у». Звук
о, буква «О» «о». Звук и, буква «И» «и». Звук э, буква «Э» «э». Звук ы, буква «Ы»
«ы». Беседа «Профессии наших родителей».

Практическое занятие: Ознакомление с рабочей строкой, рисование
штрихом. Штрих, идущий от центра круга, короткая прямая линия, короткая
наклонная палочка, штриховка букв. Игра «Опиши предмет», «Расскажи
сказку»; чтение сказок, разучивание стихов. Закрепление знаний «Нарисуй
предмет на заданную букву». Конкурс рисунков «Профессии наших мам и
пап».
ТЕМА 3. « Согласные звуки и буквы. Письмо элементов букв:
(48 ч).

8

Теоретическое занятие: Парные звуки «б - бь» «п – пь». Буквы «Б»
«б», «П» «п». Парные звуки «в - вь» «ф - фь». Буквы «В» «в»,«Ф» «ф».
парные звуки «г - гь» «к - кь». Буквы «Г» «г», «К» «к». Парные звуки «д –
дь» т - ть». Буквы «Д» «д», «Т» «т». Парные звуки «ж» « ш». Буквы «Ж» «ж»,
«Ш» «ш». Парные звуки «з - зь» «с - сь». Буквы «З» «з», «С» «с».

Практическое занятие: Закрепление знаний: составление букв из элементов,
игра «Слова - противоположности», выделение звука в начале, в конце и середине
слова. Письмо: короткой палочки с петлей внизу, короткой наклонной линии с
закруглением вверху и внизу, длинной наклонной палочки, овалов, полуовалов,
длинной наклонной палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей
внизу и наверху, длинная палочка с закруглением внизу вправо. Письмо элементов
буквы «Ш» «З» «С». Викторина «Угадай профессию».

Учебный план 2 модуля

№
п/п

Наименование разделов и тем

1. Сонорные согласные
Работа на листе в клетку.

Количество часов
Всего
20

Теория Практика
10
10

Формы
контроля
Игра,
упражнение

2. Двузвучные гласные.

20

10

10

Игра

3. Шипящие согласные.

22

11

11

Игра упражнение

4. Буквы: «ь», «ъ».

14

7

7

Игра

76

38

38

ИТОГО:

Изучая этот модуль, дети получат знания о сонорных, шипящих
согласных, изучат гласные буквы, которые обозначают два звука. Научатся
ориентироваться на листе в крупную клетку.
Цель модуля: изучить сонорные согласные у которых нет пары,
правила правописание сочетаний «ЖИ» - «ШИ», «ЧА» - «ЩА», «ЧУ» «ЩУ».
Задачи модуля:
- Научить выполнять звуко-буквенный анализ слов.
- Учить поэтапному чтению.
- Учить составлять небольшие связные тексты – рассказы (3-4 предложения).
-Учить ориентироваться на листе в крупную клетку.
- Учить выполнять графические диктаты.
- Развивать мотивацию к учебной деятельности.
ТЕМА 1. «Сонорные согласные» Работа на листе в клетку: (20 ч).
Теоретическое занятие: Согласные: Звуки «н – нь». Буква «Н» «н».
Звуки «м - мь». Буква «М» «м». Звуки «л - ль». Буквы «Л» «л». Звуки « р –
рь». Буквы «Р» «р». Буква «Й».
Практическое занятие: Знакомство с тетрадью в клетку, игра «Найди

9

клетку». Графический диктант, прямоугольники со штриховкой, косыми
линиями, маленькие и большие квадраты и прямоугольники. Просмотр
мультфильма «Мир профессий», беседа по просмотренному мультфильму.
ТЕМА 2. «Двузвучные гласные»: (20ч).
Теоретическое занятие: Йотированная гласная «я» [й а]; йотированная
гласная «ю» [й у]; йотированная гласная «е» [й э]; йотированная гласная «ё»
[й о]; разделение буквой Ь.
Практическое занятие: Учимся писать: бордюр, узор из
горизонтальных и вертикальных линий, косые линии, косые линии по три
вместе, уголки острием вверх, элемент «ёлочка». Штриховка в разных
направлениях. Рисование по образцу, раскрашивание фигур. Просмотр
презентации «В каких профессия нам нужны знания о грамоте, беседа по
просмотренному материалу.
ТЕМА 3. «Шипящие согласные»: (22 ч).
Теоретическое занятие: Твердые согласные ж, ш; мягкие согласные ч,
щ;соединение букв ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Практическое занятие: Учимся писать: Квадрат и круг соштриховкой,
чередуя фигуры, круглый и овальный шарик с косой штриховкой.
Графический диктант. Написание слов с сочетаниями «жи» « ши» «чу» «щу»
«ча» «ща»
ТЕМА 4. «Буквы: ь,ъ»: (14 ч.).
Теоретическое занятие: Буквы: ь, ъ.
Практическое занятие: Построение и штриховка картинок по клеткам,
письмо письменных букв по трафарету. Ролевая игра «Мы - писатели».
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
По окончании обучения по программе учащиеся будут иметь:
Предметные результаты:
- овладение связной речью, коммуникативными навыками;
- самостоятельно составлять предложение;
- умение разграничивать звук и букву;
- находить слова с определенным звуком;
- давать характеристику звуку;
- составлять слова из слогов;
- делать звукобуквенный анализ слов;
- знать и называть все буквы алфавита;
- уметь составлять схемы слов, предложений;
- уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение
гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
- овладеть сознательным, плавным чтением;
- умение выделять в речи слова и предложения;
- умение составлять небольшие связные тексты – рассказы (3-4предложения);
- точно отвечать на поставленные вопросы педагога;
- овладеть позой пишущего человека;

10

- уметь ориентироваться на листе в косую линию;
- уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного
письма;
- приобретение знаний об гуманитарных профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
- умение ребенка ориентироваться в социуме;
- овладение культурой общения и поведения;
- умение сопереживать, различать эмоциональные состояния;
- овладение навыками взаимодействия ребёнка с учителем исверстниками;
- сформированная гражданская позиция;
- овладение произвольным поведением;
- понимание словесных указаний взрослого;
- умение отвечать на вопросы и формулировать собственные вопросы к
педагогу;
- умение выполнять правила поведения на занятиях и переменах, дома и в
общественных местах;
- применение навыков здорового образа жизни;
- овладение правилами гигиены и личной безопасности, этикета;
- наличие пространственных представлений, представлений о форме,
размерах свойствах предметов, природных и социальных явлений (в рамках
программных материалов) ;
- умение правильно держать карандаш и свободно выполнять графические
задания по образцу;
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
- сформированная внутренняя позиция «школьника»;
- сформированная мотивация к учебной деятельности: переход от ведущего
вида деятельности - игры к учебе;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий,
активность, аккуратность;
- способность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения,
классификации;
- развитость крупной и мелкой моторики рук.

11

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
1 МОДУЛЬ
№
п/п
1.
1.1
1.2

2.

2.1
2.2
2.3
2.4

Дата
план

Тема занятия

факт
Знакомство со звуками
и буквами «Мир
звуков». Знакомство с
тетрадью в косую
линию. Беседа «Кем я
хочу стать, когда
вырасту?».
Гласные звуки и буквы
Ориентирование на
листе в косую линию.
Звук а, буква «А», «а».
Ознакомление с рабочей
строкой.
Звук у, буква «У», «у».
Штриховка.
Основные правила

Кол-во
часов

Время
проведения
занятия

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Форма
занятия

Место
проведения

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Форма
контроля
Беседа

Игра, беседа

18

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

12

2.5
2.6

2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

2.13
2.14

2.15
2.16
2.17
2.18

красивого письма.
Звук о, буква «О», «о».
Рисование штрихом.
Штрих, идущий от центра
круга.
Звук и, буква «И», «и».
Штриховка «Дождь».
Короткая прямая линия.
Звук э, буква «Э», «э».
Штриховка буквы «Э».
Звук ы, буква «Ы», «ы».
Короткая наклонная
палочка.
Беседа «Профессии наших
родителей».
Чтение сказок,
разучивание наизусть
стихов.
Штриховка в разных
направлениях.
Закрепление знаний:
«нарисуй предмет на
заданную букву».
Штриховка петлями и

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 мин. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 мин. х 2
2
30 мин. х 2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7
Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

13

3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18

полуовалами.
Конкурс рисунков
«Профессии наших мам и
пап».
Согласные звуки и буквы
Письмо элементов букв.
Звуки «б-бь». Буквы«Б»
«б».
Короткая палочка с петлей
внизу.
Звуки«п – пь».Буквы «П»
«п». Короткая наклонная
линия с закруглением
вверху и внизу.
Звуки «в-вь» Буквы «В»
«в». Длинная наклонная
палочка.

Игра, беседа

48
4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звуки «ф- фь». Буквы «Ф»
«ф».
Письмо овалов.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звуки «г- гь». Буквы «Г»
«г».

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

14

3.19
3.20

Длинная наклонная палочка
с закруглением внизу.

3.21
3.22
3.23
3.24
3.25
3.26
3.27
3.28
3.29
3.30
3.31
3.32
3.33
3.34
3.35
3.36
3.37
3.38
3.39
3.40
3.41

Звуки «к-кь». Буквы «К»
«к».
Длинная палочка с петлей
внизу.
Звуки «д – дь». Буквы
«Д» «д». Длинная палочка
с закруглением внизу
вправо.
Звуки «т-ть». Буквы «Т»
«т».
Короткая палочка с петлей
вверху.
Звук ж.Буквы «Ж» «ж».
Письмо полуовалов.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звук ш. Буквы «Ш» «ш».
Письмо элементов буквы
«Ш».

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звуки «з-зь». Буквы «З»

4

Согласно

Групповая МБУДО ДТ

15

3.42
3.43
3.44

«з». Письмо элементов
буквы «З».

30 м. х 4

расписанию

3.45
3.46
3.47
3.48

Звуки «с-сь». Буквы «С»
«с». Письмо элементов
буквы «С».
Викторина «Угадай
профессию».
Итого:

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10

Сонорные согласные и
«Й».
Работа на листе в клетку.
Звуки «н –нь». Буквы
«Н»«н». Знакомство с
тетрадью в клетку.

каб. № 7

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

68 ч.
2 МОДУЛЬ
20

Игра,
упражнение

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звуки «м - мь». Буквы «М»
«м».
Игра «Найди клетку».

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Звуки «л - ль». Буква «Л»
«л». Графический диктант.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

16

1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

Звуки «р - рь». Буква «Р»
«р». Прямоугольники со
штриховкой косыми
линиями.
Буква «Й».
Маленькие и большие
квадраты ипрямоугольники.
Просмотр мультфильма
«Мир профессий».
Двузвучные гласные.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

20

Йотированная гласная «я»,
звуки [й а].
Бордюр, узор из
горизонтальных и
вертикальных линий.
Штриховка.
Йотированная гласная «ю»,
звуки [й у].
Косые линии. Косые линии
по три вместе, уголки.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Игра

17

2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9

Йотированная гласная «е»,
звуки [й э].
Уголки острием вверх,
элемент «ёлочка».
Йотированная гласная «ё»,
звуки [й о].
Штриховка в разных
направлениях.
Разделение буквой «Ь».
Рисование по образцу.
Просмотр презентации «В
каких профессиях нам
нужны знания о грамоте».
Шипящие согласные.

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Твердый согласный звук
«ж». Квадратик и круг со
штриховкой, чередуя
фигуры.
Твердый согласный звук
«ш».
Графический диктант

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Мягкий согласный звук

4

Согласно

Групповая МБУДО ДТ

22

Игра
упражнение

18

3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
3.18

3.19
3.20
3.21
3.22

4.
4.1
4.2

«ч».
Кружочки. Квадратик и
круг соштриховкой,
чередуя фигуры.
Мягкий согласный звук
«щ». Круглый и овальный
шарик скосой штриховкой.

30 м. х 4

расписанию

4
30 м. х 4

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

Правописание сочетаний
«жи» « ши».
Написание слов с
сочетаниями «жи» «ши».
Правописание сочетаний
«чу» «щу».
Написание слов с
сочетаниями «чу» «щу».
Правописание сочетаний
«ча» «ща».
Написание слов с
сочетаниями«ча» « ща».
Буквы: «ь», «ъ».
Буква «ь».
Построение и штриховка

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая МБУДО ДТ
каб. № 7

14
7
30 м. х 7

Согласно
расписанию

каб. № 7

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Игра

19

4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14

картинок по клеткам.

Буква «ъ».
Письмо письменных букв
по трафарету.
Ролевая игра «Мы –
писатели».
Итого:
Всего

7
30 м. х 7

76 ч.
144 ч.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

20

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которая
соответствует росту и возрасту детей. Также в кабинете есть шкафы для
хранения методической и художественной литературы, наглядности, игр и
т.д.
Также в кабинете имеется:
-доска для наглядности;
-телевизор;
-принтер, ноутбук;
-наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с
детьми;
-художественная и методическая литература;
-игры для детей (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые);
-необходимый материал для творческой деятельности (карандаши,
пластилин, альбомы, краски и т.д.);
-диски с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий и
презентаций к занятиям;
-интернет источники для подборки игр в режиме онлайн, а также
наглядного материала и презентаций для занятий с детьми.
Старший дошкольный возраст сенситивен обучению, опирающемуся
на наглядность. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих
принципов обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
1. Таблицы:
- таблица «Буквоград»;
- таблицы на распределение внимания (буквы, цифры, птицы,
морскиеживотные, рифмы, омонимы);
- таблица «Геометрические фигуры – родственники».
2. Карточки:
- карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы, предложения,
небольшие рассказы).
3. Дидактические игры:
«Слоговое
лото», «Из одного слова – несколько», «Накорми
животных», «Вылечи предложение», «Подбери нужное слово», «Умная
машина», «Найди число», «Скажи грамотно», «Скоро в школу», «Таблица и
лица», «Времена года», «Третий лишний», «Узнай сказку».
4. Иллюстрации:
- иллюстрации для дидактических игр и формирования различных
понятий: «Буквы простудились», «Где звенит колокольчик», «Он, она, оно»,
«Сказка про шипящие», «Сказка о Твердыше и Мякише»;
- иллюстрации к стихотворению Б.Заходера «Алфавит».
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

21

части. Итоговые занятия проводятся по каждому разделу программы не
только с присутствием, но и с участием родителей.
2.3. Формы аттестации учащихся.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение:
за работой учащихся в процессе выполнения
заданий на
занятиях(вербальная оценка);
изучение и оценка продуктов деятельности дошкольников;
беседы с родителями;
педагогический анализ результатов:
скрытого тестирования в форме игровых упражнений;
рисуночных тестов,
тестовых бесед;
открытых занятий, утренников;
педагогический мониторинг:
начальная диагностика
промежуточная диагностика
итоговая диагностика
выставки творческих работ учащихся;
родительские собрания, совместные детско-родительские
проекты.
2.4. Оценочные материалы.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты
которой позволяют определить степень усвоения ребенком программного
материала. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые
ситуации, а также применяются диагностические методики:
- Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий»,
«Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря»,
«Звуковой анализ слов», «Усвоение способов чтения»).
- Тест «Школьной зрелости» методика для диагностики уровня
готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста
является его разносторонность (использование словесных, графических
способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов,
влияющихна ребенка).
- Методика "Найди звук" служит для изучения развития речевой сферы
(проверка фонематического слуха).
- Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на
выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания

22

взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги направление линий,
самостоятельно действовать по заданию взрослого.
- Методика "Вежливость" предназначена для диагностики
произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к
школе.
- Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня
сформированности
наглядно-схематического
мышления
(умения
пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в
ситуациях).
- Методика "Объяснение сюжетных картин" предназначена для
диагностики мышления.
Все результаты заносятся в диагностическую карту.
Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Наименование программы

Срок обучения: 1 год (144ч.)

1
Предметный результат

Планир
уемые
результ
аты

На конец
Окончани обучения
е 1 модуля (окончание
(декабрь 2 модуля и
итоговый 2022г.)
май 2023г.)

Критерий

Степень
выраженности
оцениваемого
качества

На начало
обучения
(вводный
сентябрь
2022г.)

2

3

4

5

6

1.Знания
понятийно
го
аппарата,
используе
мого при
реализаци
и
программ
ы

Высокий уровень(3б.):
Учащийся знает
понятия и термины,
предусмотренные
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет 1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

23

2.Владени
е объёмом
знаний,
предусмот
ренных
программо
й.

3.Владени
е связной
речью и
коммуника
тивными
навыками.

4.Умение
выполнять
зукобуквен
ный
анализ
слов

Учащийся владеет
менее чем 1/2 объёмом
знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень(3б.):
Учащийся владеет
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Средний уровень(2б.):
Учащийся владеет 1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень(1б.):
Учащийся владеет
менее чем 1/2
объёмом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3б):
Учащийся владеет
связной речью,
коммуникативными
навыками.
Средний уровень
(2б):
Учащийся владеет 1/2
связной речью,
коммуникативными
навыками.
Низкий уровень (1б):
Учащийся владеет
менее чем 1/2
связной речь,
коммуникативными
навыками.
Высокий уровень (3б):
Учащийся умеет
выполнять
звукобуквенный
анализ слов.
Средний уровень (2б):

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень

1-3 баллов

Высокий
уровень

(1б.)

(3б.)

24

5.Умение
работать в
тетради в
косую
линию

Метапр 1.Сформир
ованная
едметн
мотивация
ый
результ к учебной
деятельнос
ат
ти:
переход от
ведущего
вида
деятельнос
ти - игры к
учебе
Вывод:

учащийся выполняет
1/2
звукобуквенный
анализ слов.
Низкий уровень (1б):
Учащийся выполняет
менее чем 1/2
звукобуквенный
анализ слов.
Высокий уровень (3б):
Учащийся умеет
правильно работать в
тетради косую линию.
Средний уровень (2б):
Учащийся выполняет
задания в тетради
косую линию на 1/2.
Низкий уровень (1б):
Учащийся выполняет
задания в тетради
косую линию на менее
чем 1/2.

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

Низкий
уровень
(1б.)

1-3 баллов

Высокий
уровень
(3б.)

2.5. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательныетехнологии:
- технология дифференцированного обучения;
- технология разноуровневого обучения,

25

- личностно – ориентированные технологии;
- развивающее обучение;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- проблемного обучения;
- информационно – коммуникационные.
Формы организации образовательного процесса:
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной
деятельности используются следующие формы организации занятий:
- Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
- Практическая работа.
- Дидактическая игра.
- Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
- Моделирование и разрешение проблемных ситуаций.
- Совместная деятельность: педагог + ребёнок + родитель.
- Совместная деятельность детей.
- Совместная деятельность взрослого и детей.
- Самостоятельная деятельность.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, беседы, работа с книгой.
- Наглядные: самостоятельные наблюдения учащихся, демонстрация
наглядных пособий, показ образца.
На занятиях с детьми используются дидактический материал. Это
тематические карточки на тему: «Дни недели», «Времена года», Насекомые»
и т.д., которые знакомят детей с окружающим миром, учат сравнивать,
описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, ориентироваться в
пространстве, а также способствуют развитию речи, пополнению словарного
запаса. Это и раздаточный материал с заданиями и упражнениями, которые в
ходе занятий используются для установления готовности учащихся к
учебной деятельности и уровня владения пройденным материалом.
Занятия в студии «Малышок» включает в себя два предмета:
«Обучение грамоте», «Подготовка руки к письму». Они являются главной
частью учебного процесса, и представляют собой модель взаимодействия
педагога и детского коллектива, где выделяются: цель, содержание, способы,
результаты деятельности, а также этапы их достижения.
Каждое
учебное
занятие
можно
представить
в
виде
последовательности следующих этапов:
-организационного;
-проверочного;
-подготовительного;
-основного;
-контрольного;
-рефлексивного (самоанализ);
-итогового;

26

-информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности,
содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов
может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов
деятельности учащихся: восприятие – осмысление - запоминание
применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа
организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную
деятельность и активизация внимания.
I1этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения
домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,
практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно- познавательной
деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное
задание детям).

IV этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в
объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильностии
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных
представлений, их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные
упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование
целостного представления знаний по теме. Распространенными способами
работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного
опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,
творческого, поисково- исследовательского).
VI этап - итоговый.

27

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает
ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что
нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов
выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные
этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь
места в зависимости от педагогических целей.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебнотематический план реализуемой образовательной программы, согласовывает
определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определяет
взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и
последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура занятия, его
тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные
конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и
обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. На
первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный моральнопсихологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в
процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе –
анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые
большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с
выбранными формами организации учебной деятельности: групповой,
индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс:
раздаточный материал, аудио, видеотека, презентации и др., определяются
индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется
объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий
конспект предстоящего занятия, при этом педагог учитывает все
государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия
для различных возрастных категорий детей.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных
требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат
занятия.

28

2.6. Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября
2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и
нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного
проекта «Доступное дополнительное образование для детей». – М.:Фонд
новых форм развития образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации, Московский Государственный Технический
университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от
4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении

29

дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от
20.01.2022 г.№01-07/16.

Список литературы, рекомендуемый для педагога:
Антоненкова Е.А – Издательство ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2008

1.
г.- 159с.
2.
Аромштам М. «Азбучные сказки» начальный курс обучения
грамоте детей от пяти лет.- Издательство НЦ ЭНАС, 2005г.- 184с.
3.
Безрукова Н.М. «Экспресс подготовка к школе»- Издательство
«РОСМЭН- ПРЕСС»,2004г.- 192с..
4.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в
первом
классе? — М.: Ювента, 2005.
5.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной
группе»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж, 2007.-666с.
6.
Возрастные особенности развития организма детей и
подростков: метод. пособие / под ред. А. В. Березина, С. А. Баранцева. — М.,
2005. — 31 с.
7.
Волина В.В. «занимательное азбуковедение».
8.
Иншаков О.Б. «Альбом для логопеда»- Издательство «Владос»,
2000г.- 280с.
9.
Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал- математика
для детей 5-6 лет».
10. Петерсон Л.Г, Холина Н.П. «Раз – ступенька, два –
ступенька…»практический
курс
математики
для
дошкольников.Издательство «Ювента», 2009г.- 256с.
11.
Смирнова И.А «Логопедический альбом для обследования лиц с
выраженным звукопроизношением»- Издательство «Детство пресс», 2010г. –
50с .
12. Сущевская С.А. «Я начиная читать» учебно-методическое
пособие.- Издательство ООО «Карапуз- дидактика»,2005г.13. Узорова О, Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к
школе», 2002г.- С.415.
Список литературы, рекомендуемой для детей:
1.
Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
2.
Большая Книга раскрасок для малышей- Издательство
«Эскимо»,2008г.
3.
Володина Н.В «Пишу красиво: для одаренных детей»Издательство «Эскимо», 2008г.- 120с.
4.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Топоркова. Рабочая тетрадь
дошкольника. 30 занятий для успешной подготовки к школе.
5.
Дмитриев Ю. «Лесные загадки» М., «Стрекоза-Пресс», 2005
6.
Драгунский В. «Денискины рассказы»

30

7.
Л. Маврина «Готовимся к школе, учимся писать»- Издательство
ООО«Стрекоза», 2012г.- 64 с.
8.
Л. Маврина Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Состав
числа.
9.
Л. Маврина, Е. Семакина Рабочая тетрадь дошкольника.
10. О.Н. Крылова «Я учусь считать - рабочая тетрадь 6-7 лет»Издательство «Экзамен»,2021г.- 32с
11. О.Н. Крылова «Я учусь читать - рабочая тетрадь 6-7 лет»Издательство «Экзамен»,2021г.- 32с
12. Тетрадь с заданиями по развитию детей. Изучаем грамоту. 1 и 2
часть.
Список литература для родителей:
1.
Белошистая А.В. «Готовимся к обучению математике: фигуры,
формы, цвета»- Издательство «Просвещение»,2011г.-32с.
2.
Гаврина С.Е «Большая книга тестов. Для детей 5-6лет»Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2011.- 136с.
3.
Немов Р.С. Возрастная психология. – М., изд. «Просвещение»,
2000г.
4.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей
школьника.- Ярославль, 2007г.
5.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие
внимания и воображения детей.– Ярославль, 2007 г.
6.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления
детей. – Ярославль, 2008г.
7.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Букварь для быстрого чтения»Издательство «Астрель»,2010г. – 95с.
Электронные источники:
https://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki
статья
"Методические материалы и разработки» (Дата обращения: 30.08.2017г.)
https://urok.1sept.ru/статьи/682872/
статья «Здоровьесберегающие
технологии
как
средство
повышения
качества
эффективности
образовательного процесса в рамках реализации ФГОС» (Дата обращения:
6.08.2017г.)
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-material-dlja-detskogo-sadasvoimi-rukami.html статья «Дидактический материал своими руками» (Дата
обращения: 26.07.2018г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».