Родное слово

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:09:36 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родное слово»
направлена на развитие и совершенствование устной речи и коммуникативных способностей детей,
формирование предпосылок к учебной деятельности дошкольников.
Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Речь не является врождённой способностью
человека, а формируется в процессе его роста и развития. С помощью речи малыш познаёт мир,
выражает свои мысли и взгляды. В старшем дошкольном возрасте речь развивается стремительными
темпами, начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое
строение слова, знакомится со словесным составом предложения и т.д. Формирование осознания
языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу для успешного
овладения грамотой.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых
первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как достаточный словарный запас,
фонематический и речевой слух, чёткая артикуляция звуков родного языка, умение различать звуки
речи, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и т.п. Нормальное
речевое развитие необходимо ребёнку для последующего успешного систематического обучения в
школе. Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи и моторные координации
ребёнка старшего дошкольного возраста.
Программа носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной
деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создаётся
прочная основа для успешного изучения русского языка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Родное слово» социально-гуманитарной
направленности, предназначена для речевого и личностного развития детей 6-7 лет и содействия их
адаптации к школьной жизни, поэтому она является актуальной и востребованной в настоящее
время.
Новизна программы заключается в том, что она разработана с учетом современных
образовательных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка,
включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и
физиологии современного дошкольника. Отличительной чертой данной Программы, является
осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию
их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Актуальность.
В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в
обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно
помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром. Ребенок в повседневной жизни, общаясь со
сверстниками и взрослыми, говорит очень много. Однако, когда у ребенка взрослый просит
рассказать, что интересного он увидел в зоопарке, пересказать сказку, рассказ, описать картинку,
составить рассказ по картинке, то сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать
основной сюжет, определять главных героев, основное действие, место действия, время и место
происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него. Его речь
становиться эпизодической, неполной, невыразительной. К 5 – 6 годам современный ребенок должен
овладеть всеми компонентами речи: правильно произносить все звуки и слова сложной звукослоговой структуры, уметь полно и последовательно излагать свои мысли, строя сложные
развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать
рассказы, описывать картинки, события.
Педагогическая целесообразность. Программа «Родное слово» позволяет решить проблемы
речевого развития детей с младшего дошкольного до старшего дошкольного возраста с постепенным
усложнением задач формирования грамматически правильной, лексически богатой и фонетически
четкой речи, дающей возможность коммуникативного общения и подготавливающей к обучению в
школе. Разработанная программа предполагает включение детей в учебную деятельность путём

непосредственного участия в играх, беседах, рассуждениях, наблюдениях, где каждому ребёнку
предоставляется возможность для самовыражения, что является педагогически целесообразным.
Также данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
способствует выработке у школьников профессионального самоопределения.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5,5 до 7 лет.
Набор в группы осуществляется в сентябре по желанию родителей и желанию самих детей при
наличии допуска от врача. Количество детей в учебной группе – 12 человек. Состав в основном
одновозрастной, разнополый. Дети принимаются как посещающие дошкольные учреждения, так и
«домашние», с любым видом и типом психофизиологических особенностей, с уровнем
интеллектуального развития не ниже возрастной нормы. Программа, в том числе, предназначена для
детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в
трудной жизненной
Уровень программы, объем и сроки.
Уровень программы базовый, 1 год обучения.
Программой предусмотрено 2-х дневное обучение детей. Объем учебных часов за неделю 2часа, за год-72 часа.
Занятия проводятся в течение 30 минут, с 10 минутным перерывом .
Форма обучения - очная.
Режим занятий. Продолжительность одного учебного занятия 30 минут, перерыв между
занятиями 10 минут. В течение недели: 2 учебных дня по 1 учебному часу. Итого в неделю 2 часа,
всего за год 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Работа организована в группах с
численностью детей 12 человек в возрасте от 5,5 до 7 лет. Состав групп - постоянный, занятия групповые.
Это утренние часы для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждения.
Вечерние часы и выходной день (суббота) дни для детей, посещающих дошкольные образовательные
учреждения. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа
в парах, групповая работа с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного
материала, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная,
исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Занятия строятся на интегрированной основе с использование игровых методов. В ходе
специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при
решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что
степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной
программы, не нарушая последовательности.
Освоение данной программы способствует успешному обучению дошкольников в начальной
школе.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
- социальная цель – подготовить дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
сформировать положительное отношение к школе.
- педагогическая цель – формирование устной речи и навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения литературным языком своего народа и обучению русскому
языку; развивать интеллектуальные качества, творческие способности и свойства личности, которые
обеспечивают успешность адаптации первоклассника в школе; оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
1. Формирование и совершенствование связной речи.
2. Развитие литературной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
3. Обогащение активного словаря.
4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6. Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному
искусству, воспитания культуры чувств и переживаний.
7. Формирование навыков самостоятельного пересказа небольших литературных произведений,
составления по плану и образцу описательных и сюжетных рассказов.
8. Формирование у обучающихся полноценного представления о современном мире инженерных
профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
1. Совершенствование коммуникативных навыков.
2. Воспитание культуры общения, эмоциональную отзывчивость.
3. Формирование внутренней позиции - подготовка к принятию новой социальной роли – роли
«школьника».
4. Развитие мотивации к учебной деятельности.
5. Формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
1. Формирование чётких представлений о школе и формах школьного поведения.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желание
учиться.
1.3. Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование разделов и тем
Моя семья.
Любимые занятия, игры,
игрушки.
Скоро в школу.
Осень.
Домашние животные.
Дикие животные.
Идет зима аукает.
Предметы вокруг нас.
Весна – пришла.
Родной край люби и знай.
Родная страна.
ИТОГО:

Количество часов

Формы контроля

Всего
3
3

теория
2
2

практика
1
1

Беседа
Опрос

3
13
8
12
9
7
8
3
3
72

2
6
4
6
5
3
4
2
2
38

1
7
4
6
4
4
4
1
1
34

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа, опрос
Беседа
Беседа
Беседа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
ТЕМА 1: «Моя семья»: (3 ч.)
Теоретическое занятие: Учить составлять небольшие рассказы из личного опыта; учить
использовать в речи предложения разных видов. Беседа «Профессии наших родителей».
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; совершенствовать
диалогическую и монологическую речь; развивать понимание логико-грамматических конструкций;
воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание выражать свои чувства
близким людям.
ТЕМА 2: «Любимые занятия, игры, игрушки»: (3 ч.)
Теоретическое занятие: рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»,
пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют», учить составлять рассказ на тему «Моя
любимая игрушка».
ТЕМА 3: «Скоро в школу»: (3 ч.)

Теоретическое занятие: Знакомство с учебными пособиями. Беседа о профессии «учитель».
Составление рассказа по теме «В школу», пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Прослушивание стихотворений о профессии «учитель».
ТЕМА 4: «Осень»: (13ч.)
Теоретическое занятие: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень
наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Осень», «Что нам осень принесла». Рассматривание картины «Сбор урожая».
Просмотр мультфильма о сельскохозяйственных профессиях. Рассказывание по теме:
«Царство животных осенью». Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
ТЕМА 5: «Домашние животные»: (8 ч.)
Теоретическое занятие: Польза домашних животных, чтение художественной литературы,
составление рассказа на тему: «Четвероногий друг», «Лошадь с жеребёнком», «Домашнее
животное», «Кошка с котятами».
ТЕМА 6: «Дикие животные»: (12 ч.)
Теоретическое занятие: Дикие животные. Особенности приспособления к условиям обитания.
Рассматривание картин из серии «Дикие животные» Е. Чарушина. Познакомить с животными,
занесенными в Красную книгу Краснодарского края. Беседа о профессии «ветеринар».
Пересказ сказки «Лиса и козел», пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»,
составление текста - рассуждения «Зайцы, пересказ рассказа М.Пришвина «Еж». Составление
рассказа на тему из личного опыта. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картинок.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – ветеринары».
ТЕМА 7: «Идет зима аукает»: (9 ч.)
Теоретическое занятие: Беседа по теме: «Идет зима аукает», чтение художественной
литературы: А.С. Пушкина, К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы». Составление рассказа по
пейзажной картинке «Заколдованный дворец». Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный
колобок», К. Ушинского «Четыре желания». Рассказывание по теме: «Царство животных зимой».
Беседа по теме: «Вот как вам живется пернатые зимой!»
ТЕМА 8: «Предметы вокруг нас»: (7 ч)
Теоретическое занятие: Ознакомление со свойствами материалов, стекла. Игры на
классификацию: «Разложи по цвету, форме, назначению, материалам». Беседа о творческих
профессиях.
Составление описательного рассказа о предметах посуды. Игры – эксперименты: «Легкая
пластмасса», «Фарфоровый секрет», «Меня зовут стеклянчик», «Знакомлюсь с деревом».
Составление рассказа с использованием антонимов. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Викторина «Угадай профессию».
ТЕМА 9: «Весна - пришла»: (8ч.)
Теоретическое занятие: Весну приаукиваем. Первоцветы. Учить составлять сказку на
предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.
Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.
Описание пейзажной картины. «Весна. Большая вода» И. Левитана.
Пересказ рассказа «Золотой луг» М.Пришвина. Сочинение сказки на заданную тему.
Составление рассказа по картине «Грачи прилетели, грачи прилетели, на крыльях весну принесли!»,
«Животные весной».
ТЕМА 10: «Родной край люби и знай»: (3 ч.)
Теоретическое занятие: Составление рассказов: «Краски родного края», «О нашем городе мы
ведем рассказ». Составление рекламных рассказов "Приезжайте в наш город!".
ТЕМА 11: «Родная страна»: (3 ч.)
Теоретическое занятие: Рассказывание по серии сюжетных слайдов «Уголок России – отчий
дом», «Россия - Родина моя!», «Москва – столица России». Дидактические игры, упражнения «Если
я окажусь в Москве?», «Подбери нужные слова (Родина, Отчизна, Отечество»).
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты:
1. Внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному им плану,
самостоятельно выполнять поставленную педагогом задачу.

2. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по серии
картинок, из опыта.
3. Читать по слогам небольшие тексты, отвечать на вопросы по тексту, обсуждать их
содержание с товарищами и педагогом.
4. Пересказывать небольшие литературные произведения без пропуска важных моментов, без
искажения смысла, придумывать и рассказывать сказки, рассказы, выразительно читать наизусть
стихи.
5. Владеть грамматическим строем речи (преобразовывать единственное число в
множественное и наоборот, согласовывать прилагательное с существительным и др.)
6. Замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
7. Строить диалогическую и монологическую речь.
8. Отвечать на вопросы и задавать вопросы, соответствующие данной речевой ситуации.
9. Приобретение знаний о гуманитарных профессиях, учебных местах, профессиональных
интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства
на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину - Россию, российский народ и красоту
родного языка России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости
позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и
доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
7. Сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
1. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
2. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать
способы их решения.
3. Овладение навыками осознанного выстраивания речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации, составление небольших текстов по заданной теме.
4. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение;
• анализ;
• синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Умение излагать своё мнение. Умение
активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
6. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами или процессами.
7. Развитие умения планировать, контролировать и оценивать (в устной форме) учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы контроля».

№
п/п

2.1. Календарный учебный график.
Кол-во часов,
Время
продолжитель
Тема занятия
проведения
ность
занятия
занятия

Дата
план

факт

1.

Моя семья.

1.1

Мой дом, моя семья.
Составление рассказа из личного опыта по
сюжетной картине «Семья».
Рассказы из личного опыта «Как мы
отдыхаем своей семьей».
Беседа «Профессии наших родителей».
Чтение художественной литературы:
Е.Благина «Посидим в тишине»,
Л.Воронкова «Ссора с бабушкой».
Любимые занятия, игры,
игрушки.
Рассказывание о личных впечатлениях на
тему «Наши игрушки».
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве
так играют».
Составление рассказа на тему «Моя
любимая игрушка».

1.2

1.3

2.
2.1
2.2
2.3
3.

Скоро в школу.

Форма
занятия

Место
проведения

Беседа

3
1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
Опрос

3
1
30 мин
1
30 мин
1
30 мин
3

Форма
контроля

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
Беседа

3.1

3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3

4.4
4.5

4.6
4.7
4.8
4.9

Беседа о профессии «учитель».
Прослушивание стихотворений о
профессии «учитель».
Составление рассказа по теме
«В школу».

1
30 мин

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Пересказ сказки «Как аукнется, так и
откликнется».
Осень.

1
30 мин
13

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2
1
30 мин

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин
1
30 мин

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин
1
30 мин
1
30 мин
1
30 мин

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин
1
30 мин

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Осень как время года.
Чтение стихотворений о ранней осени.
Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Осень».
«Что нам осень принесла».
Рассматривание картины «Сбор урожая».
Овощи, которые лечат.
Просмотр мультфильма о
сельскохозяйственных профессиях.
Пересказ рассказа «Косточка».
Пересказ рассказа В.Чаплина «Лес
осенью».
Рассказывание по теме: «Царство
животных осенью».
Составление рассказа о животных по
сюжетным картинам.

4.10

Прощальные песни птиц.

4.11

Рассказывание по картине «Кормим птиц».

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Беседа

4.12
4.13
5.

Чтение стихов о поздней осени.

5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Польза домашних животных.

5.6
5.7
5.8
6.
6.1
6.2
6.3

6.4
6.5

6.6
6.7
6.8
6.9

Домашние животные.

Чтение художественной литературы.
Составление рассказа на тему
«Четвероногий друг».
Составление рассказа на тему «Лошадь с
жеребёнком».
Составление рассказа на тему «Домашнее
животное».
Составление рассказа по картине «Кошка с
котятами».
Дикие животные.
Дикие животные. Особенности
приспособления к условиям обитания.
Рассматривание картин из серии «Дикие
животные» Е.Чарушина.
Беседа о профессии «ветеринар».
Животные, занесенные в Красную книгу
Краснодарского края.
Сюжетно-ролевая игра «Мы –
ветеринары».
Пересказ сказки «Лиса и козел».
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание
медвежат»»
Составление текста - рассуждения
«Зайцы».
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

2
30 м. х 2
8

Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2
1
30 мин
1
30 мин
1
30 мин
1
30 мин
12

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Беседа

Беседа

6.10

6.11
6.12

Пересказ рассказа М.Пришвина «Еж»
Составление рассказа на тему из личного
опыта
Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и
волк».
Составление рассказа «Шишка» по серии
сюжетных картинок.

7.

Идет зима аукает.

7.1

Беседа по теме: «Идет зима аукает».

7.2

Чтение художественной литературы: А.С.
Пушкина.
Чтение художественной литературы:
К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».
Составление рассказа по пейзажной
картинке «Заколдованный дворец».
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про
снежный колобок».
Составление рассказа по картине «Река
замерзла».
Рассказывание по теме: «Царство
животных зимой».
Беседа по теме: «Вот как вам живется
пернатые зимой!»
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре
желания».
Предметы вокруг нас.

7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
8.
8.1

Ознакомление со свойствами материалов.
Беседа о творческих профессиях.

30 мин.

расписанию

каб. № 7

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Групповая

Опрос

9
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
1
30 мин.
7
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Согласно
расписанию

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Беседа,
опрос

8.2

Ознакомление со свойствами стекла.

8.3

Игры на классификацию: «Разложи по
цвету, форме, назначению, материалам».

8.4
8.5

8.6
8.7

9.
9.1

1
30мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Составление описательного рассказа о
предметах посуды.
Игры – эксперименты: «Легкая
пластмасса», «Фарфоровый секрет»,
«Меня зовут стеклянчик», «Знакомлюсь с
деревом».
Составление рассказа с использованием
антонимов.

1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Сочинение сказки на предложенный
сюжет.
Викторина «Угадай профессию».
Весна – пришла.
Весну приаукиваем. Первоцветы.

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Групповая

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Беседа

9.2

Описание пейзажной картины. «Весна.
Большая вода» И. Левитана.

8
1
30 мин.
1
30 мин.

9.3

Пересказ рассказа «Золотой луг»
М.Пришвина.

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

9.4

Сочинение сказки на заданную тему.
Пересказ сказки «У страха глаза велики».

9.6

Составление рассказа по картине «Грачи
прилетели, грачи прилетели, на крыльях
весну принесли!».

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

9.5

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая
Групповая

Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

9.7
9.8
10.

«Животные весной».

11.

Родная страна.

Родной край люби и знай.

2
30 мин.х 2
3
30 мин.х 3
3
30 мин.х
Итого: 72 ч.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Беседа
Беседа

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые соответствует
росту и возрасту детей, а также шкафы для хранения методической и художественной
литературы, наглядности, игр и т.д.
Также в кабинете имеется:
- доска для наглядности;
- телевизор;
- принтер, ноутбук;
- предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии
сюжетных картинок;
- схемы описания предметов и объектов;
- лото по изучаемым лексическим темам;
- небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал;
- настольно-печатные дидактические игры;
- настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи;
- геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино (для
формирования и активизации математического словаря);
- наборы игрушек для инсценирования нескольких сказок;
- игры и пособия для развития речи и формирования готовности к школе (Серия «Беседы
по картинкам», «Воспитываем сказкой», «Рассказы по картинкам», «Времена года» и т.
п.).
- диски с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий и презентаций к
занятиям;
- игровая мебель, атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин»,
«Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Библиотека»;
- игры для детей (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые);
- интернет источники для подборки игр в режиме онлайн, а также наглядного материала и
презентаций для занятий с детьми.
2.3. Формы аттестации учащихся.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий
уровень).
Результаты освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, текущий и
итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение
- за работой учащихся в процессе выполнения заданий на занятиях (вербальная
оценка);
- изучение и оценка продуктов деятельности дошкольников;
- беседы с родителями;
педагогический анализ результатов:
- скрытого тестирования в форме игровых упражнений;
- рисуночных тестов,
- тестовых бесед;
- открытых занятий, утренников;
педагогический мониторинг:
- начальная диагностика
- промежуточная диагностика
- итоговая диагностика
- выставки творческих работ учащихся;

- родительские собрания, совместные детско-родительские проекты.
2.4. Оценочные материалы.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой
позволяют определить степень усвоения ребенком программного материала.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются
диагностические методики:
- Методика обследования по (Стребелевой) «Объясни действия», направлена на
выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных
аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные
оттенки).
- Методика «Подбери слово», направлена на выявление понимания оттенков
значений синонимов – прилагательных (подобрать слова, близкие по значению к
названному слову - прилагательному).
- Методика «Эхо», направлена на проверку слухового внимания, восприятия и
умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.
- Методика «Прятки», направлена на выявление понимания и активного
использования сложных предлогов: со, между, около, из-за, из-под.
- Методики «Расскажи», «Расскажи стихотворение», «Расскажи, какой»,
направлены на диагностику уровня развития связной речи.
- Методика обследования (по Ушаковой, Струниной), направлена на выявление
сформированности словарного запаса детей.
- Методика «Словарь признаков», направлена на выявление понимания ребенком
признаков предмета.
- Методика «Назови», направлена на выявление умения использовать имена
существительные в правильной грамматической форме.
- Методика «Словарь признаков». Обследование проводится индивидуально в
устной форме (без наглядного материала) в виде игрового упражнения «Скажи подругому». За основу взяты относительные прилагательные. Сначала педагог говорит, из
чего сделан предмет (ваза из хрусталя), а затем ребенок (хрустальная).
- Методика «Объяснение сюжетных картин» предназначена для диагностики
мышления.
Все результаты заносятся в диагностическую карту.
Диагностическая карта теоретической и практической подготовки воспитанников,
заполняются отдельно по каждой группе.
2.5. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
- технология дифференцированного обучения;
- технология разноуровневого обучения,
- личностно – ориентированные;
- развивающее обучение;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- проблемного обучения;
- информационно – коммуникационные.
Практические: упражнения, графическая работа; практическая, самостоятельная
работа.
Формы организации образовательного процесса:
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности
используются следующие формы организации занятий:
•
Фронтальная работа с демонстрационным материалом.

•
Практическая работа.
•
Дидактическая игра.
•
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
•
Моделирование и разрешение проблемных ситуаций.
•
Совместная деятельность: педагог + ребёнок + родитель.
•
Совместная деятельность детей.
•
Совместная деятельность взрослого и детей.
•
Самостоятельная деятельность.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, беседы, работа с книгой.
- Наглядные: самостоятельные наблюдения учащихся, демонстрация наглядных
пособий, показ образца.
На занятиях с детьми используются дидактический материал. Это тематические
карточки, которые знакомят детей с окружающим миром, учат сравнивать, описывать
предметы и составлять рассказ по картинкам, ориентироваться в пространстве, а также
способствуют развитию речи, пополнению словарного запаса. Это и раздаточный
материал с заданиями и упражнениями, которые в ходе занятий используются для
установления готовности учащихся к учебной деятельности и уровня владения
пройденным материалом.
Учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих
этапов:
- организационного;
- проверочного;
- подготовительного;
- основного;
- контрольного;
- рефлексивного (самоанализ);
- итогового;
- информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и
конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения
знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие –
осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа организация
начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
I1этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа:
проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения
знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример,познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений,
их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные
упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и
практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания
различного
уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу
последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие
вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность,
психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной
работы.
VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо),
инструктаж по его выполнению, определение перспективыследующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному
комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от
педагогических целей.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план
реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему
раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего
занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура
занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные
конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие),
выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия
педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на
сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем
этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые
большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение
материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации
учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный
материал, аудио, видеотека, презентации и др., определяются индивидуальные задания
для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной
работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом
педагог учитывает все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной
режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к
его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры; информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
—
формирование и развитие личностного отношения детей к социальногуманитарной направленности, к собственным нравственным позициям и этике поведения
в учебном коллективе;
—
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы социально-гуманитарной
направленности, применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей,
условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе социально-гуманитарной
направленности:
- готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения
гражданских обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения;
- ценностного отношения к отечественной культуре;
- уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
- способности к командной деятельности;
- готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции;
- готовности к компромиссам в совместной деятельности;
- опыта социально значимой деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) и
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и

самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания
по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах
реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы.

№
п/п
1.

2.

3.

4.

Название события,
мероприятия
Акция «День
открытых дверей.
Ждем вас в стране
творчества».

Сроки

Форма
проведения

01.09.2023г.

Беседа,
консультация

Цикл мероприятий, 08.09.2023г.
приуроченных ко
Дню образования
Краснодарского края
«Осень, Осень, в
20.10.2023г.
гости просим»

Онлайнмузыкальная
гостиная

Цикл мероприятий,

01.12.2023г.

Игровая
программа
Урок Памяти

Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события
- Экскурсия для детей и их
родителей по кабинетам
творческих объединений
Дома творчества.
- Консультации для
родителей по регистрации и
подаче заявок на
интересующие программы
для детей на инфосайте
Навигатор, работа
телефонов «прямой линии»
для родителей.
- Участие детей в онлайнмузыкальной гостиной
«Любимой Белой Глине
посвящается».
- Участие детей в игровой
программе, фотоотчет для
сайта Учреждения.
- Урок Памяти «Имя твое

приуроченных ко
Дню неизвестного
солдата.

5.

«Учитель
литературы»

16.02.2024г.

Беседа

6.

«Сделай свой
выбор!»

15.03.2024г.

Беседа

7.

«По просторам
Вселенной»

12.04.2024г.

Развлекательнопознавательное
мероприятие

8.

«Добро и помощь
не терпят
промедления»
«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу»,
«Георгиевская
лента», «Согреваем
сердца ветеранам».

26.04.2024г.

Акция

03.05.2024г.

Акции

9.

неизвестно, подвиг твой
бессмертен», в рамках
мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата;
- Выставка рисунков,
посвященных войне.
- Беседа с учащимися о
профессии «учитель
литературы».
- Прослушивание
стихотворений о профессии
«учитель».
- Встреча с сотрудниками
ОПДН (в рамках
антинарко).
- Участие детей в
развлекательнопознавательном
мероприятии, посвящённом
дню космонавтики.
- Участие детей в акции,
фотоотчет для сайта
Учреждения.
- Участие детей во
Всероссийских акциях:
«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за Победу»,
«Георгиевская лента»,
«Согреваем сердца
ветеранам», посвященных
Дню Великой Победы.

Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением

дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая
2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы, рекомендуемый для педагога:
1.
Антоненкова Е.А – Издательство ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2008 г.- 159с.
2.
Аромштам М. «Азбучные сказки» начальный курс обучения грамоте детей от пяти
лет.- Издательство НЦ ЭНАС, 2005г.- 184с.
3.
Безрукова Н.М. «Экспресс подготовка к школе»- Издательство «РОСМЭНПРЕСС»,2004г.- 192с..
4.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? —
М.: Ювента, 2005.
5.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе»:
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2007.-666с.
6.
Возрастные особенности развития организма детей и подростков: метод. пособие /
под ред. А. В. Березина, С. А. Баранцева. — М., 2005. — 31 с.
7.
Волина В.В. «занимательное азбуковедение».
8.
Иншаков О.Б. «Альбом для логопеда»- Издательство «Владос», 2000г.- 280с.
9.
Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал - математика для детей 5-6 лет».
10.
Смирнова И.А «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженным
звукопроизношением»- Издательство «Детство пресс», 2010г. – 50 с.
11.
Сущевская С.А. «Я начиная читать» учебно-методическое пособие.- Издательство
ООО «Карапуз - дидактика»,2005г.12.
Узорова О, Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе», 2002г.- С.415.
Список литературы, рекомендуемой для детей:
1.
Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем». Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС
2018год.- 80с.
2.
Дмитриев Ю. «Лесные загадки» М., «Стрекоза-Пресс», 2005 – 63 с.
3.
Драгунский В. «Денискины рассказы» 130с.
4.
Жукова Н.С. «Букварь». Москва: Эксмо, 2017- 96 с.
5.
Тетрадь с заданиями по развитию детей. Изучаем грамоту. 1 и 2 часть.
Издательство «Весна дизайн», 2005г.- 32с.
Список литература для родителей:
1. Белошистая А.В. «Готовимся к обучению математике: фигуры, формы, цвета»Издательство «Просвещение»,2011г.-32с.
2. Гаврина С.Е «Большая книга тестов. Для детей 5-6лет»- Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2011.- 136с.
3. Немов Р.С. Возрастная психология. – М., изд. «Просвещение», 2000г.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль,
2007г.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения
детей.– Ярославль, 2007 г.
6. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль,
2008г.
7. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Букварь для быстрого чтения»- Издательство
«Астрель»,2010г. – 95с.
Электронные источники:
https://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki статья "Методические материалы
и разработки» (Дата обращения: 30.08.2017г.)

https://urok.1sept.ru/статьи/682872/ статья «Здоровьесберегающие технологии как средство
повышения качества эффективности образовательного процесса в рамках реализации
ФГОС» (Дата обращения: 6.08.2017г.)
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-material-dlja-detskogo-sada-svoimi-rukami.html
статья «Дидактический материал своими руками» (Дата обращения: 26.07.2018г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».