Занимательная геометрия

МУНИЦИПАЛЬНО
Е БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353
831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333
031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова,
cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:07:29 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
«Занимательная геометрия» - курс оригинальных развивающих занятий по геометрии.
Программа «Занимательная геометрия» - социально-гуманитарной направленности.
Геометрия известна с глубокой древности. Древние египтяне считали занятия геометрией
священными; а у древних греков геометрия была частью философских систем. Жители великих
древних царств обучали геометрии детей, готовящихся стать элитой общества. Современные ученыепсихологи – отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и
воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Геометрический материал является прекрасным средством для развития основ логического мышления дошкольников.
Окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. «Занимательная геометрия» способствует тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые
позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Используя знакомые образы в неожиданных ситуациях, ребёнок начинает понимать, что различные точки зрения на объект существуют не только в геометрии, но и в жизни. Эти знания помогут ему сформировать правильное отношение к жизненным проблемам, научиться принимать самостоятельные оригинальные решения, поскольку в реальной жизни однозначность встречается крайне
редко. Как известно, основная цель обучения – это развитие мышления. Разработанная программа
«Занимательная геометрия» – способствует развитию пространственного мышления. В ходе занятий
ребёнок учится преобразовывать реально существующие вокруг него предметы в геометрические
объекты с определёнными свойствами. Дети учатся создавать динамичные образы объектов и пространственных отношений между ними. Всё это способствует развитию воображения и помогает
разрешить проблемы, связанные с ориентацией в пространстве вообще и на листе бумаги в частности
(т.е. устраняет многие трудности, возникающие у ребёнка в начальной школе, например в обучении
письму).
Курс Программы «Занимательная геометрия» поможет открыть дошкольникам новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях, расширить кругозор ребёнка. В ходе
усвоения курса происходит накопление пространственных представлений, их обобщение, первичная
систематизация и подготавливается переход на более высокий уровень интеллектуального развития –
понятийное мышление. Важной задачей курса программы «Занимательная геометрия» является развитие у ребёнка способностей к сознанию собственных действий (как практических, так и мыслительных). Дети учатся отличать то, что видят, от того, что представляют, понимать относительность
геометрических объектов и их реальных моделей, обращать внимание на собственный процесс мышления.
Такой самоанализ способствует развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции. Курс
«Занимательная геометрия» носит игровой и занимательный характер.
Новизна программы определяется следующими пунктами:
- предлагаемый курс носит пропедевтический характер, готовит детей к активному осмысленному восприятию курса геометрии в школе;
- осуществляется комплексный поход к содержанию занятий (использование на одном занятии различных видов деятельности);
- развитие логического мышления детей происходит посредством геометрического материала;
- создаются проблемно-игровые ситуации.
Актуальность. В последнее время увеличился спрос родителей дошкольников на образовательные услуги, связанные с развитием интеллектуальных способностей. По данным психологов
именно старший дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет) является наиболее эффективным для формирования образного мышления – одного из важнейших показателей интеллектуального
развития в целом. Пространственное мышление (как разновидность образного мышления) играет
большую роль в обучении, в обыденной жизни и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие –
применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. Сейчас в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Логическое мышление дошкольника не может
формироваться стихийно.

Педагогическая целесообразность по развитию основ логического мышления детей дошкольного возраста заключается в целенаправленной систематической работе специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в
более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших
затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, то и вовсе угаснет
интерес к учению. Данную проблему необходимо решать сейчас у детей дошкольного возраста, т.к.
психологи утверждают, что запоздалое формирование этих структур протекает с большими затруднениями и часто остается незавершенным.
Развитие логического мышления как педагогический процесс необходимо осуществлять в соответствии с законами развития детского организма, в единстве и согласии с интеллектуальным развитием. Поскольку логическое мышление можно рассматривать как новое приоритетное направление педагогической теории и практики, то его содержание сегодня – на стадии становления, пересмотра объекта изучения. Занятия по программе «Занимательная геометрия» представляют уникальную возможность для обеспечения взаимосвязи педагогического процесса с процессом овладения
ребенком основ логического мышления и основными понятиями геометрии.
Данная дополнительная образовательная программа педагогически целесообразна, и при ее
реализации, она органично вписывается в единое образовательное пространство дошкольной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
Также данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует выработке у школьников профессионального самоопределения.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5,5 до 7 лет. Набор в группы осуществляется в сентябре по желанию родителей и желанию самих детей при наличии допуска от врача. Количество детей в учебной группе – 12 человек. Состав в основном одновозрастной, разнополый. Дети принимаются как посещающие дошкольные учреждения, так и «домашние», с любым видом и типом психофизиологических особенностей, с уровнем интеллектуального развития не ниже
возрастной нормы.
Уровень программы, объем и сроки.
Уровень программы базовый, 1 год обучения.
Программой предусмотрено 2-х дневное обучение детей. Объем учебных часов за неделю -2
часа, за год-72часа.
Форма обучения - очная.
Режим занятий. Продолжительность одного учебного занятия 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут. В течение недели 2 учебных дня по 1 учебному часу. Итого в неделю 2 часа, всего
за год 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса. Работа организована в группах с
численностью детей 12 человек в возрасте от 5,5 до 7 лет. Состав групп - постоянный, занятия групповые. Это утренние часы для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждения.
Вечерние часы и выходной день (суббота) дни для детей, посещающих дошкольные образовательные
учреждения. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа
в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная,
исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Теоретическая часть включена в занятие и знакомит детей с понятиями. Большую
часть Программы составляют практические занятия (графические, творческие упражнения, логические задания, моделирование геометрических фигур, линий из различных материалов).
В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так,
что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование простейших геометрических представлений, расширять
кругозор и эрудицию старших дошкольников, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий; оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
- Развивать пространственное мышление дошкольников.
- Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.
- Формировать умение рассуждать как компонента логической грамотности.
- Развивать мыслительную деятельность: мыслительные умения наглядно-образного, словеснологического, наглядно-действенного, творческого и критического мышления.
- Отрабатывать геометрический навыки.
- Ввести в активную речь простейшие геометрические термины.
- Формировать у обучающихся полноценное представление о современном мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
1. Способствовать становлению коммуникативной компетентности: помогать устанавливать эмоциональные контакты между сверстниками, то есть формировать интегративное качество дошкольника:
овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2. Развитие мотивации к учебной деятельности.
3. Воспитание стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
4. Формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
1. Формирование чётких представлений о школе и формах школьного поведения.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желание
учиться.

№
п/п.

1.

2.
3.
4.

1.3. Содержание программы
Учебный план
Наименование разделов и тем
Количество часов
Знакомство со сказочной страной
«Геометрия».
Знакомство с инженерными профессиями.
Ориентировка в пространстве и на
плоскости.
Геометрическое понятие точка.
Линии.
Профессия «архитектор».
Геометрические фигуры.
Профессия «строитель».
ИТОГО:

Всего

теория

практика

4

2

2

Беседа.

10

3

7

34

12

22

Упражнения «Построение
рисуночных блок – схем».
Словесный диктант, игра.

24

10

14

Викторина, игра.

72

27

45

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
ТЕМА 1: «Знакомство со сказочной страной «Геометрия»: (4ч.)
Теоретическое занятие: Формирование понятия «Геометрия». Знакомство с канцелярскими
принадлежностями. Беседа по теме «Инженерные профессии».
Практическое занятие: Задание в альбоме «Пройди лабиринт». Конкурс рисунков «Мы - инженеры».
ТЕМА 2: «Ориентировка в пространстве и на плоскости»: (10 ч.)
Теоретическое занятие: Пространственные отношения: слева, справа, на, над, под, между, посередине. Понятие вверх – вниз.
Практическое занятие: Графические диктанты. Игра «Муха».
ТЕМА 3: «Геометрическое понятие точка. Линии»: (34ч.)
Теоретическое занятие: Формирование понятия о линиях: прямой, кривой, ломанной. Формирование представлений о бесконечности прямой линии. Формирование представлений о незамкнутой
и замкнутой ломанной. Кривой линий. Линий и точек – их взаимном расположении. Знакомство с
единицей измерения длины – сантиметр, линейкой. Формирование понятий о луче и отрезке. Сходство и различия между прямой, лучом, отрезком. Знакомство с понятием «Луч», «угол». Беседа о
профессии «архитектор».
Практическое занятие: Построение отрезка, равного заданной длины при помощи чертёжной
линейки, игра «Слушай и рисуй», игра: «Кто быстрее построит мост через реку», сюжетно-ролевая
игра «Мы – архитекторы».
ТЕМА 4: «Геометрические фигуры»: (24ч.)
Теоретическое занятие: Знакомство с геометрической фигурой – квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, овал, шестиугольник. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению…). Беседа о профессии «строитель».
Практическое занятие: Игра «Геометрическое лото», игра «Строители», геометрическая мозаика, слуховой диктант, задание в альбоме «Раскрась коврик». Дидактические упражнении на алгоритмы: «Продолжи ряд», «Найди лишнюю фигуру», «составь геометрическую фигуру, которую еще
никто не видел».
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
по окончании изучения программы учащиеся будут иметь:
Предметные результаты:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его
часть;
- различать и называть геометрические фигуры, проводит их сравнение;
- ориентироваться на точку начала движения, на стрелки указывающие направление движения;
- иметь представление о линиях: прямой, кривой, ломанной, луче, отрезке; о замкнутых и незамкнутых линиях;
- об углах и их видах: прямом, остом и тупом и соотношении между ними;
- о многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскими и объемными предметами;
- об объёмных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде;
- приобретут знания о профессиях, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях,
правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломанные, углы, многоугольники;
- строить отрезки, находить их длину при помощи чертежной линейки;
- находить в окружающем мире предметы похожие на геометрические фигуры и тела;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток на бумаге.
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и поискового характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности –
качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- умение отвечать на вопросы и формулировать собственные вопросы к педагогу;
- умение выполнять правила поведения на занятиях и переменах, дома и в общественных местах;
- овладение правилами гигиены и личной безопасности, этикета
- наличие пространственных представлений, представлений о форме, размерах свойствах предметов,
природных и социальных явлений (в рамках программных материалов);
- умение правильно держать карандаш и свободно выполнять графические задания по образцу;
- будет сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
- умение сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии
для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы контроля».
№ п/п

Дата
план

1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8

факт

2.1. Календарный учебный график.
Тема занятия
Кол-во часов,
Время
продолжипроведения
тельность зазанятия
нятия
Знакомство со сказочной страной
«Геометрия».
Рассказ о «Геометрии».

Форма
занятия

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин.
10

Согласно
расписанию

Групповая

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Пространственные отношения: на, над,
под.

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2
3
30 м. х 3

Пространственные отношения: между,
посередине.

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

Пространственные отношения: слева,
справа.
Понятие «вверх – вниз».

Форма
контроля

Беседа.

4
1
30 мин.
2
30 м. х 2

Знакомство с канцелярскими принадлежностями. Беседа по теме «Инженерные
профессии».
Задание в альбоме «Пройди лабиринт».
Конкурс рисунков «Мы – инженеры».
Ориентировка в пространстве и на
плоскости.

Место
проведения

Групповая

Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Упражнения
«Построение
рисуночных
блок – схем».

2.9

Графические диктанты.

2.10

Игра «Муха».

3.

Геометрическое понятие точка. Линии.

3.1
3.2
3.3

Точка – линия.

3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12

Знакомство с понятием «прямая линия».

3.13

Знакомство с понятием «ломанная линия».
Знакомство с линейкой.

3.14
3.15
3.16
3.17
3.18
3.19
3.20
3.21
3.22
3.23

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.
1
30 мин.
34

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

2
30 м. х 2
1
30 мин.
3
30 м. х 3

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Кривые линии.

3
30 м. х 3

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Пересекающиеся линии.

2
30 м. х 2
1
30 мин.
1
30 мин.
2
30 м. х 2
3
30 м. х 3

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2
3
30 м. х 3

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Знакомство с понятием «линия».

Параллельные линии.

Знакомство с единицей измерения длины
– сантиметр.
Знакомство с понятием «отрезок».
Знакомство с прибором измерения – линейкой.

Групповая

Групповая
Групповая

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Словесный диктант, игра.

3.24

Беседа о профессии «архитектор».

3.25
3.26
3.27
3.28
3.29
3.30
3.31
3.32
3.33

Знакомство с понятием «луч».

3.34

Игра «Мы - архитекторы».

4.

Геометрические фигуры

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

Знакомство с геометрической фигурой –
квадрат.
Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник.
Сравнение геометрических фигур прямоугольников, четырёхугольников.
Геометрическое лото.

4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.
2
30 м. х 2
3
30 м. х 3

Согласно
расписанию

Согласно
расписанию

Групповая

Обобщающие итоговое занятие по теме
«линии».

3
30 м. х 3

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Игра «Слушай и рисуй».

1
30 мин.
1
30 мин.
24

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2
1
30 мин.

Согласно
расписанию

Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая

Согласно
расписанию

Групповая

Знакомство с понятием «угол».

Знакомство с геометрической фигурой –
треугольник.
Круг, окружность.
Знакомство с геометрической фигурой –
овал.

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Слуховой
диктант, игра.

4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24

Знакомство с геометрической фигурой –
многоугольник.
Объединение предметов в группы по общему свойству и выделение из группы
отдельных предметов.
Беседа о профессии «строитель».
Игра «Строители».

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

2
30 м. х 2

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

Слуховой диктант.

2
30 м. х 2
2
30 м. х 2
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Знакомство с понятием «шестиугольник».
Итоговое занятие «Праздник Геометрии».

Итого: 72 ч.

Групповая

Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые соответствует росту и
возрасту детей, а также шкафы для хранения методической и художественной литературы,
наглядности, игр и т.д.
Также в кабинете имеется:
- доска для наглядности;
- телевизор;
- принтер, ноутбук;
- занимательный материал: «Геометрия в стихах», «мультфильмы про геометрические фигуры», фотографии. Иллюстрации геометрических моделей, интерактивные игры;
- игры для детей (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые).
- диски с записью детских песен, физ. минуток, развивающих занятий и презентаций к занятиям;
- интернет источники для подборки игр в режиме онлайн, а также наглядного материала и
презентаций для занятий с детьми.
Старший дошкольный возраст сенситивен обучению, опирающемуся на наглядность. Поэтому
принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- плакаты с изображением геометрических фигур, наборы геометрических фигур (тел);
- игры Никитина «Сложи квадрат»;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- предметные картинки;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны геометрических фигур;
- наборы геометрических фигур;
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей,
уровнем их развития и способностей.
2.3. Формы аттестации учащихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение:
- за работой учащихся в процессе выполнения заданий на занятиях (вербальная оценка);
- изучение и оценка продуктов деятельности дошкольников;
- беседы с родителями.
педагогический анализ результатов:
- скрытого тестирования в форме игровых упражнений;
- рисуночных тестов,
- тестовых бесед;
- открытых занятий.
педагогический мониторинг:
- начальная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика;
- выставки творческих работ учащихся;
- родительские собрания, КТД с родителями, совместные детско-родительские проекты.

2.4. Оценочные материалы.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют
определить степень усвоения ребенком программного материала. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
- Методика "Графический диктант" Д.Б.Эльконина направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги
направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
- Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило» (А. А. Венгер ) предназначена
для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований. Ребенок должен осуществлять заданное правило и одновременно ориентироваться на зрительно воспринимаемый образец.
- Методика "Вежливость" предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти
при определении готовности детей к школе.
- Методика "Лабиринт" предназначена для выявления уровня сформированности наглядносхематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).
- Методика «Составь панно» выявляет знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться в пространстве.
- Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака
- Методика «Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности» Белошистой
А.В. Цель выявить навыки сформированности анализа и синтеза детей 5-6 лет.
2.5. Методические материалы.
В процессе реализации программы с учетом возрастных особенностей учащихся активно
используется игровой метод обучения. Реализуется комплексный подход в изложении учебного
материала с использованием широкого спектра наглядных пособий.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, объяснение, беседы, работа с книгой;
Наглядные: самостоятельные наблюдения учащихся, демонстрация наглядных пособий, показ
образца.
Практические: упражнения, графическая работа; практическая, самостоятельная работа.
Педагогические технологии:
-личностно – ориентированные;
-развивающее обучение;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-проблемного обучения;
-информационно – коммуникационные.
Формы организации образовательного процесса:
В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности используются
следующие формы организации занятий:
• Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
• Практическая работа.
• Дидактическая игра.
• Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
• Моделирование и разрешение проблемных ситуаций.
• Совместная деятельность: педагог + ребёнок + родитель.
• Совместная деятельность детей.
• Совместная деятельность взрослого и детей.
• Самостоятельная деятельность.
Среди приёмов, используемых в процессе реализации учебной деятельности, усиливающих
мотивацию обучения, следует назвать:
- индивидуализация и активизация обучения;
- игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками в студии проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального госу-

дарственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные
формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей
дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра. Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно
разделить на следующие группы:
- Игры, направленные на развитие восприятия. В процессе таких игр дети знакомятся с
простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу»,
«слева», «справа», «между», являющихся основой пространственных представлений, овладевают
счётом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
- Игры, направленные на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка
умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение: «Что изменилось?», «Найди отличия»,
«Найди одинаковое», «Найди ошибки», «зеркало», «Повтори рисунок», «Подбери узор», «Найди
геометрическую модель предмета», Назови те предметы, которые имеют заданную форму», «Поставь
в фигуры определённые значки».
- Игры, направленные на развитие памяти. Примеры игр: «Запомни узор», «Запомни, как
были расположены фигуры на доске и выложи так же на столе (зарисуй в альбоме)», «Запомни и построй такую же постройку»,»Опиши по памяти», «Кто самый, самый» - эта игра позволяет научить
ребёнка мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты, совершенствовать оперативную память.
- Игры, направленные на развитие логического мышления. Назначение логических
упражнений - активизация умственной деятельности, оживление процесса обучения. Логические
упражнения используются в качестве 2умственной гимнастики», можно использовать в начале занятия, или при выполнении конкретной программной задачи обучения. Примеры игр: «Какая фигура
лишняя», «Продолжи ряд», «Дорисуй в пустом квадрате недостающую фигуру», «Найди закономерность, продолжи ряд», «Закрась лишний предмет», и т.д.
- Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Игры способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга,
овала.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме,
что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических
процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используется
раздаточный материал, аудио, видеотека, презентации, загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать
правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся
на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Первое занятие строится по следующей структуре: в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего материала; во 2-ой
части - подача нового материала; в 3-ей части - проверка усвоения нового материала (д/и, игровые
упражнения). Второе занятие проводится на основе закрепления предыдущего материала основе дидактической игры, только с усложнением.
Структура занятия:
• Вводная часть, в ходе которой ставится определенная проблема, обсуждаются пути и способы ее решения, проводится беседа с детьми по теме занятия.
• Объяснение и показ педагога.
• Самостоятельная работа детей, в ходе которой помощь педагога предоставляется только по
просьбе ребенка.

• Физкультминутка, включающая в себя упражнения для снятия напряжения глаз, релаксации,
расслабления плечевого пояса, шеи, снятия эмоционального напряжения.
• Заключительный этап практической работы, который может содержать обмен мнениями детей, сравнение ими результатов своей деятельности, при необходимости ребенок, справившийся с
заданием раньше других, может помочь ребенку, испытывающему затруднения.
• Выставка работ (если они напечатаны), обсуждение трудностей в процессе решения поставленной ранее проблемы, подведение итогов занятия педагогом вместе с детьми.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года - в октябре и мае, с целью выявления
уровня развития ребёнка.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций Кубанской
культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
—
формирование и развитие личностного отношения детей к социально-гуманитарной
направленности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
—
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы социально-гуманитарной направленности, применение полученных
знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного
и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе социально-гуманитарной направленности:
- готовности к защите Российского Отечества; осознанного опыта выполнения гражданских
обязанностей; гражданского участия в жизни своего поселения;
- ценностного отношения к отечественной культуре;
- уважения к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
- способности к командной деятельности;
- готовности к анализу и представлению своей нравственной позиции;
- готовности к компромиссам в совместной деятельности;
- опыта социально значимой деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других

взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а
получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью
— используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества».

01.09.2023г.

Беседа, консультация

2.

«Посвящение в ряды
друзей Дома творчества»

13.10.2023г.

Праздникпредставление

3.

«Осень жизни - пора
золотая».
«Милосердие от сердца».
«Мое фотопутешествие - 2023»

26.10.2023г.

Акция

03.11.2023г.

Конкурс

4.

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
- Экскурсия для детей и их родителей по кабинетам творческих объединений Дома творчества.
- Консультации для родителей
по регистрации и подаче заявок
на интересующие программы
для детей на инфосайте Навигатор, работа телефонов «прямой линии» для родителей.
- Участие детей в праздникепредставлении с игровыми
элементами. Знакомство учащихся ДТ друг с другом.
- Участие детей в акции, посвященной поздравлению пожилых людей.
- Участие детей в фотоконкурсе, посвященном интересным
путешествиям и поездкам, совершенным в 2023г.

«Как празднуют Новый
год в разных странах
мира»
«Мы – будущие инженеры»

28.12.2023г.

7.

«Строители»

18.04.2024г.

8.

«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за Победу», «Георгиевская
лента», «Согреваем
сердца ветеранам».

03.05.2024г.

5.

6.

01.03.2024г.

Игра – путешествие

- Участие детей в празднике,
фотоотчет для сайта Учреждения.
Конкурс рисунков - Знакомство будущих первоклассников с профессиями, в
которых необходимы математические знания.
- Выставка рисунков «Мы - будущие инженеры».
Игра
- Знакомство будущих первоклассников с профессией
«Строитель», участие в игре в
роли строителей дома из геометрических фигур.
Акции
- Участие детей во Всероссийских акциях: «Письмо ветерану», «Спасибо деду за Победу», «Георгиевская лента»,
«Согреваем сердца ветеранам»,
посвященных Дню Великой
Победы.

Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы, рекомендуемый для педагога:
1.
Антоненкова Е.А – Издательство ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2008 г.- 159с.
2.
Безрукова Н.М. «Экспресс подготовка к школе»- Издательство «РОСМЭНПРЕСС»,2004г.- 192с..
3.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.:
Ювента, 2005.
4.
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в подготовительной группе»: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж, 2007.-666с.
5.
Возрастные особенности развития организма детей и подростков: метод. пособие / под
ред. А. В. Березина, С. А. Баранцева. — М., 2005. — 31 с.
6.
Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал- математика для детей 5-6 лет».
7.
Петерсон Л.Г, Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…»практический курс математики для дошкольников.- Издательство «Ювента», 2009г.- 256с.

120с.

8.

Узорова О, Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе», 2002г.- С.415.

1.
2.
3.
4.

Список литературы, рекомендуемой для детей:
Аромштам М, Баранова О. «Пространственная геометрия для малышей»
Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
Большая Книга раскрасок для малышей- Издательство «Эскимо»,2008г.
Володина Н.В «Пишу красиво: для одаренных детей»- Издательство «Эскимо», 2008г.-

5.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.. Топоркова И. Г. «Волшебные фигуры» геометрия для
дошкольников, Москва, «Идеал-пресс» 2001г.
6.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Топоркова. Рабочая тетрадь дошкольника. 30 занятий для
успешной подготовки к школе.
7.
Л. Маврина «Готовимся к школе, учимся писать»- Издательство ООО«Стрекоза»,
2012г.- 64 с.
8.
Л. Маврина Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Состав числа.
9.
Л. Маврина, Е. Семакина Рабочая тетрадь дошкольника.
10.
О.Н. Крылова «Я учусь считать - рабочая тетрадь 6-7 лет»- Издательство «Экзамен»,2021г.- 32с
Список литература для родителей:
1.
Белошистая А.В. «Готовимся к обучению математике: фигуры, формы, цвета»- Издательство «Просвещение»,2011г.-32с.
2.
Гаврина С.Е «Большая книга тестов. Для детей 5-6лет»- Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2011.- 136с.
3.
Немов Р.С. Возрастная психология. – М., изд. «Просвещение», 2000г.
4.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.- Ярославль,
2007г.
5.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения детей.– Ярославль, 2007 г.
6.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль,
2008г.
Электронные источники:
https://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki статья "Методические материалы и
разработки» (Дата обращения: 30.08.2017г.)
https://urok.1sept.ru/статьи/682872/ статья «Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества эффективности образовательного процесса в рамках реализации ФГОС» (Дата обращения: 6.08.2017г.)
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-material-dlja-detskogo-sada-svoimi-rukami.html
статья «Дидактический материал своими руками» (Дата обращения: 26.07.2018г.)
«Дидактические игры по математике» » (Дата обращения: 2.09.2019г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».