Послушные пальчики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:09:06 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2. Формы и методы воспитания.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
предшкольной подготовки «Послушные пальчики» предназначена для работы с
дошкольниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной
поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у
детей.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание,
связная речь.
Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь:
практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода. Почему так
важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге
человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень
близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего
развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах
мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук
приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений
пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Послушные
пальчики»
художественной направленности. Программа направлена на формирование условий для
самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение
образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных
умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой
моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Программа
способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память,
внимание,
мышление,
оптико-пространственное
восприятие,
воображение,
наблюдательность).
Новизна программы заключается в использовании развивающих упражнений и
познавательного материала из различных областей знаний.
Актуальность.
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и
пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают
благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат
вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если
ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными
строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за
выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать
определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается
воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать
руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,
связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные
трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий
выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной
работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного
восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Педагогическая целесообразность
- Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить
ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что
такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и
какими умениями должен для этого владеть ребенок.
- Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и
на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала,
что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным
условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как
непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных
движений.
- Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной
социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей
личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных
умений,
развитию
познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.
- Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к
выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в
овладении письмом.
- Также данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа способствует выработке у школьников профессионального самоопределения.
Адресат программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5,5 до 7 лет. Набор в
группы осуществляется в сентябре по желанию родителей и желанию самих детей при
наличии допуска от врача. Количество детей в учебной группе – 12 человек. Состав в
основном одновозрастной, разнополый. Дети принимаются как посещающие дошкольные
учреждения, так и «домашние», с любым видом и типом психофизиологических
особенностей, с уровнем интеллектуального развития не ниже возрастной нормы.
Программа, в том числе, предназначена для детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья,
талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной
Уровень программы, объем и сроки.
Уровень программы базовый, 1 год обучения.
Программой предусмотрено 2-х дневное обучение детей. Объем учебных часов за
неделю - 2 часа, за год - 72 часа.
Занятия проводятся в течение 30 минут, с 10 минутным перерывом после каждого
из предметов.
Форма обучения - очная.
Режим занятий. Продолжительность одного учебного занятия 30 минут, перерыв
между занятиями 10 минут. В течение недели: 2 учебных дня по 1 учебному часу. Итого в
неделю 2 часа, всего за год 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения
Особенности организации образовательного процесса. Работа организована в
группах с численностью детей 12 человек в возрасте от 5,5 до 7 лет. Состав групп постоянный, занятия - групповые.
Это утренние часы для детей, не посещающих дошкольное образовательное
учреждения. Вечерние часы и выходной день (суббота) дни для детей, посещающих
дошкольные образовательные учреждения. В содержание занятий включаются следующие
формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая
работа с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала,
самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная,
исполнительская, творческая, интеллектуальная.
Занятия строятся на интегрированной основе с использование игровых методов. В
ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические
операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме

№
п/п
1.

2.
3.
4.

расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно
придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.
Освоение данной программы способствует успешному обучению дошкольников в
начальной школе.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
- социальная цель – подготовить дошкольников к новой социальной роли – роли
ученика; сформировать положительное отношение к школе.
- педагогическая цель – развитие мелкой моторики, координации движений пальцев
и кистей рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах
продуктивной деятельности; оказание профориентационной поддержки учащимся в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные (предметные):
1. Создать условия для развития мелкой моторики. Развивать, кинестетические ощущения
в процессе предметно-практических действий.
2. Формировать умения действовать по словесным инструкциям, самостоятельно
выполнять поставленные задачи.
3. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы;
4. Формировать практические умений и навыки.
5. Формировать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и
обводку трафаретов.
6. Способствовать развитию ориентировке в пространстве и психических процессов
(логического мышления, внимания,¬ памяти).
7. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
8. Формировать у обучающихся полноценное представление о современном мире
инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии,
особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
Личностные:
1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
4. Формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
1. Формирование чётких представлений о школе и формах школьного поведения;
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе,
желание учиться.
1.3. Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
Формы контроля
Наименование разделов и тем
Всего
теория
практика
Вводное занятие по
2
1
Игра
обследованию состояния
осязания и мелкой моторики
рук.
Работа в технике оригами
18
1
17
Выставка
Игры и действия с предметами
Работа с ножницами
Итого:

22
30
72

1
2

22
29
70

Игра,
Выставка работ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
ТЕМА 1: «Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой
моторики рук»: (2ч.)
Практическое занятие: Упражнение на мелкую моторику рук.
ТЕМА 2: «Работа в технике оригами» (18 ч.)
Теоретическое занятие: История возникновения искусства складывания фигурок из
бумаги-оригами.
Практическое занятие: Складывание в технике оригами: бабочки, гвоздики,
черепахи стакана, лисы, гриба, совы, домика, лодочки, катамарана с парусом, катамарана,
кораблика, рыбки, медвежонка, кошки, краба, фокстерьера, лягушки-попрыгушки, ракеты.
ТЕМА 3: «Игры и действия с предметами» (22ч.)
Теоретическое занятие: Знакомство с техникой безопасности при игре с
мелкими предметами. Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?»
Практическое занятие: Игры с пуговицами. «Чудесные пуговицы», учить делать
поделки из пуговиц, волшебные узелки» учить завязывать и развязывать простые узелки.
Выкладывание из крупы изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров.
Выкладывание фигурок из палочек по образцу. Выкладывание из картонных деталей
геометрических фигурок. Просмотр мультфильма про инженерные профессии.
ТЕМА 4: «Работа с ножницами»: (30ч.)
Теоретическое занятие: История изобретения ножниц. Просмотр презентации «В
каких профессия нам нужны знания о конструировании, беседа по просмотренному
материалу.
Практическое занятие: Вырезание из бумаги: по прямой, по сгибам и на глаз
«Елочка», правильных геометрических форм: квадрата, треугольника, округлых форм:
круга, овала, полукруга. Составление аппликации из вырезанных фигур. Симметричные
формы: «Овощи», «Посуда», «Деревья», «Животный мир», «Балерина». Вырезание из
бумаги, сложенной гармошкой «Снеговик», «Хоровод», «Цирк». Ролевая игра
«Творческие профессии».
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты:
Выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.
Уметь различать некоторые виды и свойства бумаги (тонкая, толстая,
мягкая, жесткая).
Изготавливать поделки в технике «аппликация», «оригами» по образцу и по
памяти.
Выполнять несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Уметь работать с трафаретами.
Заштриховывать предметы двумя способами.
Застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Уметь завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
Уметь
выполнять
шнуровку
разными
способами
(простую
комбинированную, крестообразную через край, параллельную).
Уметь пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру,
вырезать симметричные детали.
Задумывать и создавать небольшие коллективные композиции.
Приобретение знаний о гуманитарных профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах
поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
- Быстро и успешно справляться с заданиями, требующих координированных
движений рук.
- Анализировать свою работу.
- Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
- Уважительно относиться к своему и чужому труду.

- Овладение навыками взаимодействия ребёнка с учителем и сверстниками.
- Умение выполнять правила поведения на занятиях и переменах, дома и в
общественных местах.
- Применение навыков здорового образа жизни.
- Овладение правилами гигиены и личной безопасности, этикета.
- Сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
сформированная внутренняя позиция «школьника»;
сформированная мотивация к учебной деятельности: переход от ведущего
вида деятельности - игры к учебе;
умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий,
активность, аккуратность;
развитость крупной и мелкой моторики рук.

№
п/п
1.

1.1
2.

Дата
план

факт

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы контроля».
2.1. Календарный учебный график.
Кол-во
часов,
Время
Тема занятия
продолжител проведения
занятия
ьность
занятия
Вводное занятие по обследованию
2
состояния осязания и мелкой моторики
рук.
Пальчиковый игро-тренинг «Письмо на
1
Согласно
ладони».
30 мин.
расписанию
Работа в технике оригами.
18

2.3

История возникновения бумаги.
«Волшебница бумага».
Познакомить с искусством оригами. Учить
складывать квадрат по диагонали, разгибать
углы и стороны, работать со схемой.
Складывание в технике оригами бабочки.

2.4

Складывание в технике оригами гвоздики.

2.5

Складывание в технике оригами черепахи.

2.6

Складывание в технике оригами стакана.

2.7

Складывание в технике оригами лисы.

2.8

Складывание в технике оригами гриба.

2.1
2.2

Форма
занятия

Место
проведения

Форма
контроля
Игра

Групповая

1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Выставка

2.9

Складывание в технике оригами совы.

2.10

Складывание в технике оригами домика.

2.11
2.12

Складывание в технике оригами катамарана с
парусом.
Складывание в технике оригами рыбки.

2.13

Складывание в технике оригами медвежонка.

2.14

Складывание в технике оригами кошки.

2.15

Складывание в технике оригами краба.

2.16

Складывание в технике оригами фокстерьера.

2.17

Складывание в технике оригами лягушкипопрыгушки.
Складывание в технике оригами ракеты.

2.18

Игры и действия с предметами.
3.1

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Игры с пуговицами. Знакомство с техникой
безопасности при игре с мелкими
предметами.
«Чудесные пуговицы» Учить делать поделки
из пуговиц.
«Волшебные узелки» Учить завязывать и
развязывать простые узелки.
«Бусы из узелочков».
«Веселые петельки», учить делать петельки
левой и правой руками.

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
22

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

1
30 мин

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин
2
30 мин.х 2
1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Игра

3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15

Игры с лентами завязывание и развязывание
лент.
Плетение косичек из цветных лент.
Работа со шнуровкой.

3.18
3.19
3.20
3.21
3.22

Работа с крупой. Перебирание и сортировка
круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль).
Выкладывание из крупы
изображений геометрических фигур, букв,
цифр, узоров).
Беседа «Кем я хочу стать, когда вырасту?».
Просмотр мультфильма про инженерные
профессии.
Выкладывание фигурок из палочек по
образцу.
Выкладывание из картонных деталей
геометрических фигурок.
Собери картинку из разрезанных деталей.

4

Работа с ножницами.

4.1

История изобретения ножниц.

4.2

Вырезание бумаги по прямой, по сгибам и на
глаз. Елочка.
Вырезание ножницами.
Волшебные ладошки.
Просмотр презентации «В каких профессия
нам нужны знания о конструировании, беседа
по просмотренному материалу.»

3.16
3.17

4.3
4.4

1
30 мин.
2
30 мин.х 2
2
30 мин.х 2
2
30 мин.х 2
2
30 мин.х 2

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

2
30 мин.х 2

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

2
30 мин.х 2
2
30 мин.х 2
1
30 мин.
30

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

Групповая
Групповая

Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

Выставка
работ

4.5

Вырезание правильных геометрических
форм: квадрата, треугольника.

1
30 мин.

Согласно
расписанию

Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7

4.6

4.10

Симметричные формы: «Посуда».

4.11

Симметричные формы: «Деревья».

4.12

Симметричные формы: «Животный мир».

4.13

Симметричные формы: «Балерина».

4.14

Составление аппликации из вырезанных фигур.

4.15

Вырезания из бумаги, сложенной в несколько
раз: «Снежинка».
Вырезания из бумаги, сложенной в несколько
раз: «Резные салфетки».
Вырезания из бумаги, сложенной в несколько
раз: «Звезда».
Вырезания из бумаги, сложенной в несколько
раз: «Цветок»
Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.
«Хоровод»

1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.
1
30 мин.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

4.9

Вырезание округлых форм: круга, овала,
полукруга.
Составление аппликации из
вырезанных фигур.
Вырезания из бумаги, сложенной вдвое:
«Весенний листок».
Симметричные формы: «Овощи».

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

4.7
4.8

4.16
4.17
4.18
4.19

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26
4.27
4.28
4.29
4.30

Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.
«Снеговик»
Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой:
«Цирк».
Составление аппликации из вырезанных фигур.

1
30 мин.
1
30 мин.

1
30 мин.
Вырезание по частям: «Домик».
1
30 мин.
Вырезание по частям: «Птичка».
1
30 мин.
Вырезание по частям: «Клоун».
1
30 мин.
1
Составление аппликации из вырезанных фигур.
30 мин.
1
Силуэтное вырезание «Ежик».
30 мин.
1
Силуэтное вырезание «Рыбки».
30 мин.
1
Силуэтное вырезание «Овощи».
30 мин.
1
Составление композиции из вырезанных фигур.
30
мин.
Ролевая игра «Творческие профессии».
Итого: 72 ч.

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию

Групповая

Групповая

Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая
Групповая

МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7
МБУДО ДТ
каб. № 7

2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение:
Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые соответствует
росту и возрасту детей, а также шкафы для хранения методической и художественной
литературы, в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по
развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в
свободное время: на переменах и динамических часах:
- различные виды мозаики, конструкторов;
- пазлы;
- игрушки-шнуровки;
- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания
узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии,
слипы.наглядности, игр и т.д..
Также в кабинете имеется:
- доска для наглядности;
- телевизор;
- принтер, ноутбук.
Методическое и дидактическое обеспечение программы:
- картотека пальчиковых игр, самомассажа, физкультминуток, пауз, речевых
гимнастик, рисунков по клеточкам;
- наглядный, дидактический и раздаточный материал для работы с детьми;
-тематические иллюстрации;
- игровые пособия для детей (настольные, дидактические, сюжетно-ролевые);
- таблицы, эскизы, схемы, алгоритмы, дидактические карточки, фотографии;
- интернет источники для подборки игр в режиме онлайн, а также наглядного
материала и презентаций для занятий с детьми.
Материальное обеспечение программы:
- коробочки для собирания и перекладывания мелких предметов;
- трафареты и шаблоны для обведения, вырезания;
- счетные палочки;
- пособия со шнуровкой;
- природные материалы;
- бусы, пуговицы;
- макароны различных видов и размеров;
- массажные мячи;
- линейка;
- ленты;
- ножницы, цветная бумага.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а
педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Итоговые занятия
проводятся по каждому разделу программы не только с присутствием, но и с участием
родителей.
2.3. Формы аттестации учащихся.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий
уровень).
Результаты освоения учащимися
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, текущий и
итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
педагогическое наблюдение

- за работой учащихся в процессе выполнения заданий на занятиях (вербальная
оценка);
- изучение и оценка продуктов деятельности дошкольников;
- беседы с родителями;
педагогический анализ результатов:
- скрытого тестирования в форме игровых упражнений;
- рисуночных тестов,
- тестовых бесед;
- открытых занятий, утренников;
педагогический мониторинг:
- начальная диагностика
- промежуточная диагностика
- итоговая диагностика
- выставки творческих работ учащихся;
- родительские собрания, совместные детско-родительские проекты.
2.4. Оценочные материалы.
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой
позволяют определить степень усвоения ребенком программного материала.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются
диагностические методики:
1. Развитие мелкой моторики:
Методика Гризик Т. И. Цель — проверить стабильность выполнения детьми
движений, напряжение мышц.
Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний
пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу), «Сделай бусы»
нанизывание мелких и крупных бусин (оценивается быстрота, создание рисунка);
Завязывание шнурков разной величины; Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2. Тактильные ощущения:
Методика «Чудесный мешочек». Направлена на выявление, насколько у ребёнка
развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения
и т.д.
3. Вырезание ножницами:
Вырезание силуэта предмета. Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На
карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов.
Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой
линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть
выполнена за 1 минуту.
2.5. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
- технология дифференцированного обучения;
технология разноуровневого обучения,
-личностно – ориентированные;
-развивающее обучение;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-проблемного обучения;
-информационно – коммуникационные.
Практические: упражнения, графическая работа; практическая, самостоятельная
работа.
Формы организации образовательного процесса:

В ходе реализации программы для создания интереса к учебной деятельности
используются следующие формы организации занятий:
•
Фронтальная работа с демонстрационным материалом
•
Практическая работа
•
Дидактическая игра
•
Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом
•
Моделирование и разрешение проблемных ситуаций
•
Совместная деятельность: педагог + ребёнок + родитель
•
Совместная деятельность детей
•
Совместная деятельность взрослого и детей
•
Самостоятельная деятельность
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, беседы, работа с книгой;
-Наглядные: самостоятельные наблюдения учащихся, демонстрация наглядных
пособий, показ образца.
Учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих
этапов:
- организационного;
- проверочного;
- подготовительного;
- основного;
- контрольного;
- рефлексивного (самоанализ);
- итогового;
- информационного.
Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и
конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения
знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие –
осмысление - запоминание применение - обобщение - систематизация.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа организация
начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и
активизация внимания.
I1этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего
задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа:
проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения
знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно- познавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример,познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап - основной.
В качестве основного этапа могут выступать:
1. Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.
Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые
активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и
осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений,
их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием.
3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные
упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного
представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и
практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания
различного
уровня сложности
(репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу
последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие
вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и
навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность,
психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной
работы.
VIII этап - информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо),
инструктаж по его выполнению, определение перспективыследующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания, логики дальнейших занятий. Изложенные этапы могут по-разному
комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от
педагогических целей.
При разработке занятия педагог внимательно изучает учебно-тематический план
реализуемой образовательной программы, согласовывает определенный раздел и тему
раздела с содержанием программы, определяет взаимосвязь содержания предстоящего
занятия с предыдущими и последующими занятиями. Определяются тип и вид, структура
занятия, его тема, цель, задачи. Целевые установки занятия направлены на определенные
конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие),
выходящие на реальный, достижимый результат. На первоначальном этапе занятия
педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на
сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем
этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые
большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное
распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами
организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный
материал, аудио, видеотека, презентации и др., определяются индивидуальные задания
для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной
работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия, при этом
педагог учитывает все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной
режим занятия для различных возрастных категорий детей.
Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных
требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия.

Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры; информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
—
формирование и развитие личностного отношения детей к художественной
направленности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
—
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы художественной направленности,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного
поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания,
самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе социально-гуманитарной
направленности:
- уважения к художественной культуре, искусству народов России;
- восприимчивости к разным видам искусства;
- интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
- ответственности и дисциплинированности в творческой деятельности.
3.2. Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) и
стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов.

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания
по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах
реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых
ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4. Календарный план воспитательной работы.

№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

1.

Акция «День
открытых дверей.
Ждем вас в стране
творчества».

01.09.2023г.

Беседа,
консультация

2.

«Мой любимый
Учитель»

15.10.2023г.

Конкурс

3.

«Моей любимой
маме»

27.10.2023г.

Конкурс

4.

«Сделай свою
новогоднюю
игрушку»

28.12.2023г.

Акция

5.

«Открытка для

15.02.204г.

Конкурс-

Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события
- Экскурсия для детей и их
родителей по кабинетам
творческих объединений
Дома творчества.
- Консультации для
родителей по регистрации и
подаче заявок на
интересующие программы
для детей на инфосайте
Навигатор, работа
телефонов «прямой линии»
для родителей.
- Участие в муниципальном
конкурсе детского
творчества.
- Участие в муниципальном
этапе краевого конкурса
ИЗО и ДПТ.
- Участие детей в акции,
приуроченной к
празднованию Нового года.
- Участие в выставке

папы»

выставка

6.

«Большой
Всероссийский
фестиваль»

Март 2024

Конкурс

7.

«Творческие
профессии»

12.04.2024г.

Беседа
Ролевая игра

8.

«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу»,
«Георгиевская
лента», «Согреваем
сердца ветеранам».

03.05.2024г.

Акции

детских самодельных
открыток ко Дню
защитника Отечества.
- Участие в муниципальном
этапе краевого фестиваля –
конкурса
Большого Всероссийского
фестиваля.
-Беседа с учащимися о
творческих профессиях.
- Участие в ролевой игре с
демонстрацией
художников, поэтов,
актеров, скульпторов и т.д.
- Участие детей во
Всероссийских акциях:
«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за Победу»,
«Георгиевская лента»,
«Согреваем сердца
ветеранам», посвященных
Дню Великой Победы.

Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»».
6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая
2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Список литературы, рекомендуемой для педагога:
1.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое
пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006.88с
2.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и

красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с
3.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом
классе? — М.: Ювента, 2005- 57с.
4.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7
лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно- предметногогнозиса и
зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003. 183 с.
5.
Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост.
Т.В.Калинина и др. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151 с.
6.
Мусиенко С.И. Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/
Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина. – М.: Обруч, 2010. – 96 с.
7.
Проснякова Татьяна, Забавные фигурки. Модульное оригами, 2010
Список литературы, рекомендуемой для детей:
1.
Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего
дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е
изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
2.
«Послушный карандашик» - Издательство «Солнечные ступеньки»; серия
«Папка дошкольника».
Список литература для родителей:
1.
Гаврина С.Е «Большая книга тестов. Для детей 5-6лет»- Издательство
«РОСМЭН – ПРЕСС», 2011.- 136с.
2.
Немов Р.С. Возрастная психология. – М., изд. «Просвещение», 2000г.
3.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.Ярославль, 2007г.
4.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и
воображения детей.– Ярославль, 2007 г.
5.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. –
Ярославль, 2008г.
Электронные источники:
https://www.maam.ru/obrazovanie/metodicheskie-razrabotki статья "Методические
материалы и разработки» (Дата обращения: 30.08.2017г.)
https://urok.1sept.ru/статьи/682872/ статья «Здоровьесберегающие технологии как
средство повышения качества эффективности образовательного процесса в рамках
реализации ФГОС» (Дата обращения: 6.08.2017г.)
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-material-dlja-detskogo-sada-svoimirukami.html статья «Дидактический материал своими руками» (Дата обращения:
26.07.2018г.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».