Содержание программы: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", 1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530, 1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Дата: 2024.11.14 11:20:32 +03'00' 1 Титульный лист программы. 1. с. -1. Нормативно- правовая база. с. 3. Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 1.1 2. Пояснительная записка программы: с.4-5. 2.1. Направленность. с.-4. 2.2. 2.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Формы обучения. с.4-5. с.6. 2.4. 2.5. 3. 4. Режим занятий. Особенности организации образовательного процесса. Цель и задачи программы. Учебный план первый год обучения. с .6. с.6-7. с.7-8. с.8. 5. 6. Содержание программы первого года обучения. Учебный план второй год обучения. с.9-10. с .10-11.. с .11. с.12-13. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Содержание программы второго года обучения. Планируемые результаты. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, Включающий формы аттестации». Календарный учебный график. Раздел программы «Воспитание». Условия реализации программы. Формы аттестации. Оценочные материалы. Методические материалы. Список литературы. Приложение 2. с.14-25. с.26-31. с.31-32. с.32 с.33-36. с.36-37. с.38. с. 39-43. 1.1Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»(с изменениями и дополнениями); 2 2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.; 8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»; 9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04. 11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, 2024 г. 12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г. Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования. Введение. Государство и современной общество ставят перед образованием новые цели и ориентиры по подготовке школьников к жизни в условиях быстрых инновационных перемен. Таким образом, одной из главных целей и задач 3 современного российского образования является социализация школьников. Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность людей. Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования среды и самого себя в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульпторы, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае – центр композиции. Важным моментом программы является освоение учащимися истории родного края, этнического прошлого своего народа. Материал программы включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и др.) на всех возрастных ступенях. 2.Пояснительная записка. Направленность: художественная. 2.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы. Пояснительная записка. Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих программ по декоративно-прикладному творчеству. Ручной труд стал очень цениться в современном мире. Спрос на изделия, изготовленные своими руками, стал значительным и в городе, и в сельской местности. Программа данного объединения является общеобразовательной, личностно ориентированной, позволяет удовлетворять познавательные, коммуникативные интересы детей, сформировать навыки деятельности на уровне практического применения. Трудовое обучение в сочетании с эстетической направленностью занятий помогает развить желание что-то делать, доставлять людям радость плодами своего труда. Актуальность программы. Многообразие видов природного материала, бумага, картон, лоскутки привлекают ребенка не только яркостью красок, разнообразием форм, размеров, но и простотой 4 выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка и листья, и цветы, и желуди, и шишки могут превратиться в веселую игрушку или предмет личного обихода. С детства ребенка окружают игрушки, с их помощью он открывает для себя окружающий мир, постигает накопленный опыт. Такое занятие доступно для маленьких и неумелых рук. Игрушки изготавливаются из природного материала, текстильных материалов, бумаги. Сложность выполнения изделий постепенно возрастает. Дети учатся планировать свою работу, распределять время. В ходе систематического труда руки приобретают уверенность, точность, пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее действие на становление ровного, красивого почерка, способствует совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления постепенно образуется система специальных навыков и умений, что оказывает большое влияние на развитие воображения у детей, на развитие их памяти. Новизна программы заключается в том, что при ее составлении учитывались правила дидактики: логичность, доступность, наглядность, простота в изложении, своевременный переход от простого к сложному. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности. Новизна данной программы в оригинальных методах и приемах проведения занятий – частично – поисковый, дифференцированный подход, в интеграции видов деятельности, приемы и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей. Педагогическая целесообразность. Работая с природным материалом, делая смешных человечков из бумаги и лоскутов, дети забывают о скуке, безделье, открывают мир рукоделия, художественного творчества народных ремесел. Ее отличительной особенностью является интеграция различных видов деятельности. Ручной труд детей будет сопровождаться познавательными рассказами о природе, материалах, культуре родного края, традициях разных стран. Широкое использование литературных и музыкальных произведений повысит интерес к занятиям, творчеству. Занятия, построенные в виде игр-путешествий, научат растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Адресат программы: программа разработана для детей 7-12 лет, в этом возрасте обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых изделий вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка. Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых стилизованных композиций. Детям младшего возраста трудно сосредоточиться на однообразной и 5 малопривлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы переключения внимания, что предупреждает переутомление. Уровень программы – базовый. Программа рассчитана на 2 года обучения. В организации обучения уделяется внимание созданию на занятиях атмосферы, способствующей проявлению творческих возможностей, а это - отсутствие жестких заданий и жесткого контроля, внимание к интересам ребенка. 2.3 Форма обучения – очная. Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Форум-занятия – дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные занятия — форма работы учащихся по определённым темам внутри одного пространства. 2.4 Режим занятий Режим, организующий занятия: общее количество часов – 288 часов (1 год обучения - 144 часа; 2 год обучения – 144 часа). Количество занятий в неделю – 1 и 2 год обучения - 2 занятия по 45 минут 2 раза в неделю с 10-15- минутным перерывом. Режим занятий- сокращение режима занятий с учетом использования технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно требованиям САН ПИН. Численный состав групп – 12 человек. 2.5 Особенности организации образовательного процесса. Состав объединения постоянный. Формы организации деятельности обучающихся: - групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала. Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и практические, комбинированные, теоретические, игровые. Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно иллюстративные, репродуктивные. Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые. По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации, видеоуроки. 3. Цель и задачи программы. Основной целью программы является создание условий для развития творческих способностей детей и приобретение навыков работы с бумагой, картоном, природным и бросовым материалами; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей. Основные задачи программы первого года обучения: 6 предметные: - формирование элементарных знаний и умений в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества; - обучение детей основным приемам и правилам работы с бумагой, картоном, природным, бросовым материалом, соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными материалами; - формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами. второго года обучения: - продолжать обучение детей основным приемам и правилам работы с бумагой, картоном, природным, бросовым материалом, соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными материалами; - знакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия; метапредметные: - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, старшими детьми в решении общих проблем; - развитие трудолюбия, художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного и образного мышления; развитие глазомера и мелкой моторики рук; личностные: - воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца, уважительного отношения к результатам своего и чужого труда, причастности к коллективной трудовой деятельности; -поощрять доброжелательное отношение друг к другу, содействовать психологическому здоровью детей; - развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно. Принципы содержания программы: 1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. 2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. 3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности. 4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей. 5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха. 6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. 7 Программа рассчитана на 2 года обучения. В организации обучения уделяется внимание созданию на занятиях атмосферы, способствующей проявлению творческих возможностей, а это - отсутствие жестких заданий и жесткого контроля, внимание к интересам ребенка. Режим, организующий занятия: общее количество часов -288 часов. Количество занятий в неделю – 1-2 годы обучения-2 занятия по 2 часа. 4. Учебный план Первый год обучения Таблица1 № Всего Наименование учебных тем п/ часов п Изготовление изделий из природных 1 48 материалов Изготовление изделий из бумаги и 2 36 картона. Изготовление изделий из 3 текстильного и бросового 24 материалов. Изготовление изделий, 4 используемых в быту и учебной 36 деятельности. Итого: 144 Теория Практика 2 40 2 34 Формы контроля выставка выставка выставка 2 24 2 38 8 136 выставка, опрос, тестирование 5.Содержание программы. Первый год обучения. Тема № 1. Изготовление изделий из природных материалов - 48 часов. Теоретические занятия - правила сбора и хранения листьев, цветов, трав. Техника безопасности при работе – используется объяснение, дидактический материал по данной теме - 2 час. Практические занятия - сбор материала – 2 часа; изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Лесовичок», «Петушок», «Сова», «Кораблик», «Лебеди» , «Божья коровка» - 12 ч ; декоративная пауза – изготовление открыток ко дню учителя с использованием природных материалов- 2 часа; составление аппликаций из листьев - «Рыбка», «Заяц», «Осеннее дерево», «Стрекоза», «Бабочка» - 10 часов; изготовление мозаичных изделий из семян подсолнечника: «Цветочная корзинка», «Декоративная тарелка», «Подсолнух» - аппликация из листьев ивы и семян подсолнечника; «Карандашница» с растительным орнаментом ; «Ежик» из семян подсолнечника - 12 часов; изготовление картинок из круп и семян - 4часа; изготовление мешочков - саше с травами, лепестками роз- 2 часа; 8 декоративная пауза – изготовление картинок из пластилина (пластилинография) к дню мам - 2 часа. Педагог использует наглядный метод, работу по образцу. Тема № 2. Изготовление изделий из бумаги и картона - 36 часов. Теоретические занятия - правила техники безопасности при работе с ножницами, линейкой, бумагой; беседа о свойствах бумаги и картона; педагог использует показ видеоматериалов, здоровьесберегающие и игровые технологии-2часа. Практические занятия - изготовление закладки для книг «Бабочка» - 2 часа; изготовление плетеной закладки для книг из открыток -2 часа; изготовление игрушки «Мышонок» - 2 часа; изготовление гофрированных изделий - складной веер «Бабочка», «Ежик» - 2 часа; изготовление вырезных орнаментов «Снежинка» - 2 часа; изготовление аппликаций наложением деталей внахлест «Снеговик» - 2 часа; изготовление объемных ребристых игрушек «Шар», «Елка» (на конусе) - 4 часа; декоративная пауза – изготовление новогодней открытки- 2 часа; изготовление елочной игрушки «Фонарик» - 2 часа; изготовление аппликации «Зимний лес»- 2 часа; знакомство с техникой «рваной аппликации» - 4часа; изготовление изделий, размеченных по линейке «Плетеный коврик»- 2 часа. изготовление цветов из бумаги- 2 часа; знакомство с аппликацией в технике «квиллинг»- 2часа; выполнение аппликации в технике «мозаика» - 2 часа. Практические занятия предусматривают использование дидактического материала, объяснение , работу по образцу. Тема 3. Изготовление изделий из текстильных и бросовых материалов – 24 часа. Теоретические занятия - вводная беседа «Использование тканей в быту»; техника безопасности при работе с текстильным и бросовым материалами. при реализации данной темы используется групповая форма работы, тематические презентации- 2 часа. Практические занятия –плоская игрушка «котик» - 2 часа; декоративная пауза – изготовление поздравительной открытки - сувенира к 23 февраля - 2 часа; изготовление объемной игрушки «ракета» -2 часа; декоративная пауза – изготовление открытки к 8 марта с использованием текстильных материалов – 2 часа; изготовление веревочных кукол- 4 часа; изготовление сувениров на диске «Цветы Кубани»,«Пасхальное яйцо» - 4 часа; изготовление пасхального яйца на картоне с использованием бросового материала – 2 часа; изготовление закладки из ткани-2 часа; изготовление аппликации из ткани «весеннее дерево» - 2 часа. Педагог использует объяснение, технологические карты и наглядные пособия. Тема № 4. Изготовление предметов, используемых в быту и учебной деятельности – 36 часов. 9 Теоретические занятия - знакомство с правилами безопасной работы; используется групповая форма работы, здоровьесберегающие и игровые технологии-2 часа; Практические занятия - изготовление фоторамки из картона и газетных трубочек 2 часа; декоративная пауза – изготовление гвоздик к 9 мая в технике торцевания – 2 часа; изготовление цветов сирени из салфеток в технике торцевания – 2 часа; изготовление игрушек из помпонов «Сова»- 6 часов; изготовление фоторамки из картона и природного материала – 2 часа; изготовление картинок из пшена, гречки -6 часов; изготовление цветов из ткани – 2 часа; изготовление декоративного панно «Корзинка с цветами» из картона и гофрированной бумаги -2 часа; изготовление подсвечника на диске из природных материалов – 2 часа; изготовление топиария из различных материалов – 4 часа; изготовление карандашницы из пряжи и пуговиц – 2 часа; изготовление игрушки-сувенира «павлин» - 2 часа. педагог использует наглядный метод, работу по образцам. 6. Учебный план Второй год обучения № Всего Наименование учебных тем п/ часов п Изготовление изделий из природных 1 36 материалов Изготовление изделий из бумаги и 2 36 картона Изготовление изделий из пряжи и 3 36 текстильных материалов 4 Изготовление предметов, используемых в быту учебной деятельности Итого: Теория Практика 2 34 2 34 2 34 36 2 34 144 8 136 Таблица 2 Формы контроля выставка выставка выставка выставка, опрос, тестирование 7. Второй год обучения. Тема№1.Изготовление изделий из природного материала,36 часов. Теоретические занятия- способы хранения и сбора природного материала и техника безопасности при работе с ним- 2 часа. 10 Практические занятия- составление композиций из природных материалов «Осень», «Огород», «Дивный лес»; изготовление открыток ко дню учителя; изготовление топиариев из природного материала; изготовление картинок из пшена «Овощи». Тема №2. Изготовление изделий из бумаги и картона , 36 часов. Теоретические занятия- общие сведения и особенности бумаги и картона. Основные приемы работы с карандашом, ножницами; правила разметки-2 часа. Практические занятия- изготовление коробочки из прямоугольников; изготовление рождественской открытки; изготовление изделий из конусов, изготовление открыток с элементами аппликации; изготовление вырезных орнаментов; изготовление цветов из гофрированной бумаги. Тема №3. Изготовление изделий из текстильных материалов, 35 часов. Теоретические занятия- техника безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами, тканью, беседа о происхождении тканей, приемы работы с выкройками, способы соединения деталей-2 часа. Практические занятия- аппликации из ткани на дисках; изготовление открыток к 23 февраля и 8 марта; изготовление декоративных подушек; изготовление футляров для очков или сотовых телефонов. Тема№4. Изготовление предметов, используемых в быту и учебной деятельности, 36 часа. Теоретические занятия- повторение правил безопасной работы с различными материалами-2часа. Практические занятия - изготовление декоративного панно с использованием бусин, пуговиц, лент; изготовление открытки к 9 мая; изготовление закладок из ткани; изготовление брелков из остатков кожи; изготовление игольницы в форме сердечка. 8. Планируемые результаты: К концу первого года обучения учащиеся должны знать: предметные: -основные приемы и правила работы с бумагой, картоном, природным и бросовым материалом; -правила техники безопасности при работе с различными материалами; -сформировано у обучающихся полноценное представление о современном мире художественных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. уметь: -определять материалы (природные, бумагу и картон, текстильные ,древесину) по внешним признаками, используя различные ощущения; - рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте после завершения деятельности. -знать правила техники безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами; личностные: -оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей. 11 метапредметные: - подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету); - выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца; К концу второго года обучения дети должны знать: предметные: - правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами и материалами; - технику и основные приемы оригами, объемной аппликации; - определения: «аппликация», «коллаж», «оригами»; - свойства материалов, с которыми они работают (пластилин, бумага, искусственные материалы); - правила композиционного построения изображений. уметь: - работать с природным и искусственным материалом, создавая различные композиции; - правильно и аккуратно пользоваться ножницами, различными материалами; метапредметные: - использовать в работе приемы различных техник (оригами, объемная аппликация); - подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету); личностные: - выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца; - творчески подходить к выполнению задания. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль. 12 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, Включающий формы аттестации» Таблица 3 9. Календарный учебный график. Первый год обучения №П/ П Дата План 1 2 3 4 5 6 Тема занятия Кол-во часов Факт 1. Изготовление изделий из природного материала Правила сбора и хранения листьев, цветов, трав. Техника безопасности при работе. Сбор материала (экскурсия). 48 Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Лесовичок» Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Петушок» Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Сова» Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Кораблик» Время проведения занятия Форма занятия Место проведения Форма контроля 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 опрос 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 опрос 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 13 Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Лебеди» Декоративная пауза – изготовление открыток ко дню учителя с использованием природных материалов. Изготовление из шишек, косточек, орехов и желудей объемных игрушек: «Божья коровка». Составление аппликаций из листьев «Рыбка». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 11 Составление аппликаций из листьев «Заяц». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 12 Составление аппликаций из листьев «Осеннее дерево». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 13 Составление аппликаций из листьев 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 7 8 9 10 «Стрекоза». 14 Составление аппликаций из листьев «Бабочка» . 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 15 Изготовление мозаичных изделий из семян подсолнечника: «Цветочная корзинка». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 14 Изготовление мозаичных изделий из семян подсолнечника: «Декоративная тарелка» «Подсолнух» - аппликация из листьев ивы и семян подсолнечника. 4 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 18 Изготовление карандашницы с растительным орнаментом. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 19 «Ежик» из семян подсолнечника . 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 20 Изготовление картинок из круп и семян . 4 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 21 Изготовление мешочков - саше с травами, лепестками роз. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 22 Декоративная пауза – изготовление картинок из пластилина (пластилинография) к дню мам. 2. Изготовление изделий из бумаги и картона Правила техники безопасности при работе с ножницами, линейкой, бумагой; беседа о свойствах бумаги и картона. Изготовление закладки для книг «Бабочка». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 опрос 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 16 17 1 2 36 15 3 Изготовление плетеной закладки для книг из открыток. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 4 Изготовление игрушки «Мышонок» 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 5 Изготовление гофрированных изделий складной веер «Бабочка», «Ежик». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 6 Изготовление вырезных орнаментов «Снежинка». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 7 Изготовление аппликаций наложением деталей внахлест «Снеговик». Изготовление объемных ребристых игрушек «Шар». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 9 Изготовление объемных игрушек «Елка» (на конусе). 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 10 Декоративная пауза – изготовление новогодней открытки . 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 11 Изготовление новогодней игрушки «Фонарик». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 12 Изготовление аппликации «Зимний лес». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 8 16 13 Знакомство с техникой «рваной аппликации. 4 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 14 Изготовление изделий, размеченных по линейке «Плетеный коврик». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 15 Изготовление цветов из бумаги. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 16 Знакомство с аппликацией в технике «квиллинг». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 17 Выполнение аппликации в технике «мозаика». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 24 1 3.Изготовление изделий из текстильного и бросового материалов. Вводная беседа «Использование тканей в быту». Техника безопасности при работе с текстильным и бросовым материалами. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 опрос 2 Изготовление плоской игрушки «котик». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 3 Декоративная пауза – изготовление поздравительной открытки - сувенира к 23 февраля . 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 17 4 Изготовление объемной игрушки «ракета». 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 5 Декоративная пауза – изготовление открытки к 8 марта с использованием текстильных материалов. Изготовление веревочных кукол. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 4 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 7 Изготовление сувениров на диске «Цветы Кубани», «Пасхальное яйцо». 4 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 8 Изготовление пасхального яйца на картоне с использованием бросового материала. Изготовление закладки из ткани. 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 Изготовление аппликации из ткани «весеннее дерево». 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 4. Изготовление предметов, используемых в быту и учебной деятельности Знакомство с правилами безопасной работы, подбор материала. 36 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 опрос Изготовление фоторамки из картона и газетных трубочек . 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 6 9 10 1 2 18 Декоративная пауза – изготовление гвоздик к 9 мая в технике торцевания. Изготовление цветов сирени из салфеток в технике торцевания. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 5 изготовление игрушек из помпонов «Сова 6 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 6 Изготовление фоторамки из картона и природного материала. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 7 Изготовление картинок из пшена, гречки . 6 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 8 Изготовление цветов из ткани. 2 Согласно групповая расписанию МБОУ СОШ№11 выставка 9 Изготовление декоративного панно «Корзинка с цветами» из картона и гофрированной бумаги. Изготовление подсвечника на диске из природных материалов. 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 11 Изготовление топиария из различных материалов. 4 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 12 Изготовление карандашницы из пряжи и пуговиц. 2 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 3 4 10 19 13 Изготовление игрушки – сувенира «павлин». 2 Итого 144 Согласно расписанию МБОУ СОШ№11 Календарный учебный график. Второй год обучения Таблица4 ПП Дата План 1 2 3 4 5 Тема занятия Факт 1.Изготовление изделий из природного материала Способы хранения и сбора природного материала; техника безопасности при работе с ним Составление композиции «Осень» КолВремя во проведени часо я занятия в 36 2 4 Составление композиции «В огороде»; изготовление открытки ко дню учителя Составление композиции «Дивный лес» 4 Изготовление картинок из пшена и 4 4 20 Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно Форма занятия Место проведения Форма контроля групповая МБОУ СОШ№11 опрос групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ выставка круп «Овощи» 6 Картинки из круп «Фрукты» 4 6 7 8 Картинки из круп «В мире животных»; изготовление открытки ко дню мам Изготовление топиария «Осень» 9 Изготовление топиария «В лесу» 4 36 1 2. Изготовление изделий из бумаги и картона Общие сведения и особенности бумаги и картона. Основные приемы работы с карандашом, ножницами Правила разметки 3 Изготовление коробка из прямоугольников 6 4 Изготовление изделий из конусов; изготовление рождественской открытки Изготовление поздравительных 6 2 5 4 2 2 6 21 расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно СОШ№11 групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 опрос групповая МБОУ СОШ№11 групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ выставка открыток с элементами аппликации 6 7 1 2 3 4 1 Изготовление цветов из гофрированной бумаги (гвоздики, хризантемы, ромашки) Изготовление вырезных орнаментов 8 3.Изготовление изделий из текстильных материалов Вводная беседа о происхождении тканей, приемы работы с выкройками, способы соединения деталей Изготовление аппликаций из ткани; изготовление открытки к 23 февраля 36 Изготовление декоративных подушек; изготовление открытки к 8 марта Изготовление футляров для очков или сотовых телефонов 12 4. Изготовление предметов, используемых в быту и учебной деятельности Повторение правил безопасной работы с различными материалами 36 6 расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю СОШ№11 групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка 2 Согласно расписани ю групповая МБОУ СОШ№11 беседа 8 Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка Согласно расписани ю групповая МБОУ СОШ№11 беседа 14 2 22 Изготовление декоративного панно с использованием лент, бусин, пуговиц Изготовление закладок из ткани; изготовление поздравительной открытки ветеранам Изготовление брелков из остатков кожи 8 5 Изготовление брелков из бросового материала 6 6 Изготовление игольниц в форме сердечка 8 2 3 4 Итого: * 6 6 Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю Согласно расписани ю 144 Календарный учебный график: 1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны; 1.2 продолжительность занятия: - для очной формы обучения составляет 45 минут; - для дистанционной формы обучения составляет 30 минут. 23 групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 выставка групповая МБОУ СОШ№11 групповая МБОУ СОШ№11 Выставка ,тестиров ание 10.Раздел программы «Воспитание». Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству, применение полученных знаний; - организация активностей детей, их ответственного поведения; - создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе: Основные целевые ориентиры направлены на: -формирование и развитие личностного отношения детей к изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности, - применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Формы и методы воспитания: Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; 24 участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектах и исследованиях способствует формированиюумений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: - метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - метод упражнений (приучения); - методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оце25 ночных процедур - опросов, интервью -используются агрегированных усреднённых и анонимных данных. только в виде Приложение 1 Календарный план воспитательной работы № п/п Название события, мероприятия Сроки Форма проведения Таблица 5 Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фотоотчет о мастер-классе. Заметка на сайте учреждения. 1. Акция «День открытых дверей. 2 сентября выставка, Ждем вас в стране творчества». мастер-классы (экскурсия по кабинетам творческих объединений Дома творчества; выставка детских работ по ДПТ и ИЗО) 2. День воинской славы России: 3 сентября беседы, Фотоотчет. окончание Второй мировой 2024 мероприятие войны (1945). День солидарности в борьбе с терроризмом. 3. Участие в муниципальном сентябрь конкурс Фотоотчет об конкурсе детского творчества участии (победе) в «Мой любимый Учитель». конкурсе. Заметка на сайте учреждения. День воинской славы России: сентябрь беседа Фотоотчет. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812). Международный день грамотности 4. Беседа о выстраивании сентябрь беседа Фотоотчет о корректных отношений с проведенном детьми (воспитание занятии. Заметка толерантности). на сайте учреждения. 26 5. Оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасное детство» («Безопасная дорога, «Безопасность в быту», Акция «Обозначь себя!» (применение световозвращающих элементов). Познавательное мероприятие«Правила дорожного движения достойны уважения!» 6. День воинской славы России: День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380). Международный день мира. 7.. Мастер - классы для родителей: «Как помочь детям во время самостоятельных занятий», «Как оформить творческую. 8. Цикл мероприятий, посвященных освобождению Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ (тематические выставки; классные часы и открытые тематические занятия). 9. Цикл- онлайн событий«День народного единства»-Кубань-территория 10. Цикл мероприятий в дни осенних каникул ( онлайн-выставка работ ИЗО и ДПТ «Осенний серпантин», конкурс «Мое фотопутешествие - 2024» сентябрь беседы, мероприятие сентябрь беседы, мероприятие октябрь мастер-классы октябрь выставка, классный час Фотоотчет о проведенных мероприятиях. Заметка на сайте учреждении. Фотоотчет о мастер-классе. Заметка на сайте учреждения Фотоотчет о проведенных мероприятиях. Заметка на сайте учреждения. Октябрь Онлайн-флешмоб Фотоотчет.Заметка «Искусство на сайте объединяет». учреждения. ноябрь занятия, выставка Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. 27 11. Участие в муниципальном ноябрь занятия, выставка Фотоотчет об этапе краевого конкурса ИЗО и участии (победе) в ДПТ конкурсе. Заметка «Моей любимой маме» на сайте учреждения. 12. День воинской славы России: декабрь День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941). беседы, мероприятие Фотоотчет 13. Мероприятие, приуроченное к декабрь занятия, выставка Фотоотчет о празднованию Нового года. проведенном Акция «Сделай свою занятии. Заметка новогоднюю игрушку» на сайте учреждени. 14. Развлекательно – декабрь мероприятия Фото- и познавательное мероприятие видеоматериалы «Чудеса под Новый год», с выступлением посвященное празднованию детей Нового года; Челлендж «Новый год уже в пути! Ждем его, с тобой и мы!» 15. Мероприятия в дни зимних январь мастер-классы Фотоотчет о каникул: мастер-классе. Зимняя тематическая площадка Заметка на сайте «В гостях у Нового года» учреждения. 16. День 2. Тематическая 02.01.2025 мастер-классы Фотоотчет. площадка «В гостях у Нового года» -Интерактивная игра «Эти старые добрые сказки» -Мастер- классы по ДПТ «Новогодние сувениры» 17. Акция«Мир начинается с тебя» февраль (посылка солдату). 18. Мастер-класс: создание символа к празднику «Масленица» 19. Цикл мероприятий военно-патриотического направления: Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. февраль мастер-класс Фотоотчет о мастер-классе. Заметка на сайте учреждения. февраль Участие выставке Фотоотчет об и в викторине. олимпиаде. Заметка на сайте 28 акция -Викторина «Этих дней не смолкнет слава» -Выставка макетов военной техники, изготовленной руками детей. учреждения. 20. Праздничный концерт «В этот март день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам!», приуроченный к Международному Женскому Дню 8 марта 21. Участие в муниципальном март этапе краевого фестиваля – конкурса Большого Всероссийского фестиваля «Наследники традиций». 22. Акция апрель «Добро и помощь не терпят промедления». 23. Участие во Всероссийских май акциях: «Письмо ветерану», «Спасибо деду за Победу!» , «Георгиевская лента", «Согреваем сердца ветеранам», посвященные Дню Великой Победы 24. Творческий отчет- концерт май коллективов Дома творчества, выставка работ: «Искры творчества: наши яркие и талантливые дети». концерт Фото- и видеоматериалы с выступлением детей. конкурс Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. акция Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка на сайте учреждения. акции выставка Фото- и видеоматериалы Выставки. 11.Условия реализации программы. Методическое обеспечение Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо: - помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для педагога; - необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей. Информационное обеспечение: - специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, презентациями, мастер–классами, 29 специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные карты, поделки-образцы ). Плакаты по технологии изготовления изделий и приемам работы с различными инструментами; технологические карты; образцы практических работ, картон, иглы, булавки, коробки с природным материалом, клей ПВА, клей - карандаш, скотч, ткани, линейки, стерки, бросовый материал, пряжа, ножницы, пластилин, канцелярские ножи, гофрированная бумага, белая и цветная бумага. При работе с учащимися используются традиционные методы обучения: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы. Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ, используется дидактический материал. Надо иметь в виду, что каждый ученик имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от разных факторов, какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий. В связи с этим промежуточные результаты каждого школьника будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники выполнения работы, качество выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность в решении творческих задач. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования Кузьмина Анна Алексеевна, соответствует занимаемой должности, стаж работы – 5 лет. 12. Формы аттестации Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы: 1. Контрольные занятия – проводится диагностика субъективной позиции ребенка в детской деятельности. 2. Выставки детских работ для родителей, детей. 3. Оформление МБУ ДО объединении. работами детей, которые занимаются в творческом 4. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам. 30 13. Оценочные материалы. Формы контроля и подведение итогов работы. По окончании изучения программы, учащиеся оформляют выставку работ по итогам прохождения объемных тем. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, свидетельство (сертификаты). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка работ. Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий уровень). Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, поокончании 1 полугодия и итоговый) и оформляется в диагностической карте. Проведение итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Природа и фантазия» проводится с целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления данной программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, отзывы детей и родителей, сертификаты и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, аналитическая справка, открытое занятие и др. Объектом оценивания является поделка (работа) созданная каждым учащимся. Требования к объекту оценивания. Законченная поделка, выполнена самостоятельно. Соблюдение техники безопасности при работе над объектом. Критерии оценивания. Критерий - наклейка-смайлик. Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески- он получает .Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид работы аккуратный, учащийся получает смайлик с улыбкой Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; работа оформлена небрежно или не закончена в срок- учащийся получает удивленный смайлик. Если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, работа оформлена небрежно и имеет незавершенный вид, учащийся 31 получает смайлик-обижалку. Педагог ведет дневник педагогических наблюдений в форме таблицы, где фиксирует достижения учащихся в форме смайликов, которые расшифровывает в баллах. Смайлик с улыбкой – 3 балла. Удивленный смайлик – 2 балла. Смайлик-обижалка-1 балл. Процедура оценивания: оценивание происходит в конце каждого занятия. На итоговом занятии учащийся демонстрируют свои поделки (работы), защищают работы. Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические материалы. -Диагностическая карта теоретической и практической подготовки воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе (приложение); -Диагностическая карта личностного развития воспитанников заполняются отдельно по каждой группе. Приложение 2 Таблица 6 Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения» Учащегося ____________________________________________ ФИО По программе _________________________________________ Срок обучения: 1 год (144ч.) Планир уемые результа ты Критерий Степень выраженности оцениваемого качества Предме 1.Знание Высокий уровень (3.б) тный понятийного Учащийся знает понятия и результа аппарата термины, предусмотренные т используемо программой. го при Средний уровень (2.б) реализации Учащийся владеет ½ объемом программы знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой 2.Владение Высокий уровень (3.б) объемом Учащийся знает понятия и знаний, термины, предусмотренные 32 На начало обучени я (вводны йсентябрь 2024г.) Низкий уровен ь (1балл) Окончани е1 полугодтя (декабрь 2024г.) 1-3 баллов 1-3 баллов На конец обучения(о кончание 2 полугодия и итоговый май 2024г.) Высокий уровень (3 балла) предусмотре нных программой программой. Средний уровень (2.б) Учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровен ь (1балл) Высокий уровень (3 балла) -владеть основными и составными цветами; -знать значение терминов: Аппликация, краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись. владеть материалами и техническим и приемами оформления; ВЫВОД: Метапр едметны й результа т. 1.Самостоят ельность в подборе и работе с литературой Низкий уровен ь Высокий уровень (3.б) Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Средний уровень (2.б) Учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой. 2.Самостоят ельность в Средни й уровен ь (2 балла) 1-3 баллов 1-3 баллов 1-3 баллов 33 Высокий уровень Высокий уровень (3 балла) организации проекто-исс ледовательс кой деятельност и. - полностью использоват ь площадь листа, крупно изображать предметы; -подбирать материалы в соответстви и с поставленно й задачей; моделироват ь художествен но выразительн ые формы геометричес ких и растительны х форм; пользоватьс я материалами ; Средни й уровен ь (2 балла) ВЫВОД: Низкий уровен ь Высокий уровень (3 балла 1-3 баллов Высокий уровень 14. Методические материалы. Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя. Желательно более половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях. 34 Методика органически связана с теми целями, которые стоят перед данным творческим объединением. Одна из основных задач занятий с природным материалом- развитие творческого мышления учащихся. Поэтому необходимо заботиться прежде всего не о том, чтобы дети создали какое-то изделие , а о том , чтобы в процессе работы у них развивались качества личности и ума. Кроме того, на занятиях немаловажное значение имеет развитие у учащихся таких способностей, как умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, гибкость и оригинальность мышления Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. На занятии творческого объединения должна быть специально организована часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Поскольку истинное развитие мыслительных способностей ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо на занятиях создавать ситуации поиска. Учебная дисциплина решает задачи по развитию у обучающихся навыков ручного труда. По сложности задания ориентированы на младших школьников, учитывая индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка. На занятиях подробно рассматривается методика выполнения работ из природного материала , бумаги , ткани, предлагаются эскизы для самостоятельной работы. Изучаемый материал подается в форме беседы, таким образом, происходит процесс восприятия информации и освоение способов деятельности. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта учащихся, их представлений об окружающем мире. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Алгоритм учебного занятия. Тема: 35 Дата проведения: Средства обучения: Методы обучения: Форма проведения: Цель занятия: Задачи занятия: Ход занятия: 1. Организационная часть. 2. Теоретическая часть. 3. Практическая часть. 4. Результативность. 5. Подведение итогов занятия. Список литературы. Список литературы, рекомендуемый педагогам: Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах».Издательство: АСТ, 2007-168с. О. С. Карпова «Полезные мелочи для дома» М.: Просвещение, 2005-230с. Т.М. Геронимус «Маленький мастер» Учебник по трудовому обучению, 2007г. Проснякова Т. Н « Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: К. Моргунова «Фигурки животных из природных материалов», Москва, 2012г. Список литературы, рекомендуемый для учащихся. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Аким», 1996- 130с. Т. Б.Сержантова «Оригами для всей семьи», 2008г. Электронные источники: Страна мастеров (изготовление поделок) https://stranamasterov.ru/node/ (Дата обращения: 21.05.2020г.) Поделки из природных материалов (100 идей) https://bantomaniya.ru/master-klassy/podelki-iz-prirodnyx-materialov и (Дата обращения: 21.05.2020г.) Поделки из природных материалов http://nacrestike.ru/master-klassy-po-rukodeliyu/raznye-vidy-rukodeliya/podelki-iz-prir odnyh-materialov-svoimi-rukami(Дата обращения: 21.05.2020г.) Поделки из бумаги https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-dlya-detej.html (Дата обращения: 21.05.2020г.) 36 Приложение 2 Тест по технике безопасности 1. Что нужно надеть перед работой в мастерской: Спортивный костюм; Спецодежду; Перчатки и очки. 2. Каким инструментом можно работать на уроке: Исправным; Сломанным; Тупым. 3. Как правильно класть ножницы на стол: Кольцами к себе; Кольцами от себя; Разомкнутыми. 4. Как правильно передавать ножницы: Разомкнутыми; Кольцами к себе; Сомкнутыми кольцами от себя; 5. Если у вас сломался инструмент, то необходимо: Сидеть и ничего не делать; Сообщить учителю; Говорить с соседом по парте. 6. Если вы на уроке получили травму, необходимо: Помочь соседу; Оказать помощь себе; Сообщить учителю. 7. Чтобы избежать травм на уроке, необходимо: Соблюдать расписание уроков; Соблюдать технику безопасности; Сидеть и ничего не делать. 8. Как должны быть лезвия ножниц в нерабочем состоянии: Разомкнуты; Сломаны; Сомкнуты. 9. После окончания работы нужно: Убрать рабочее место; Все разбросать; Начать работу заново. 37 Тестовые задания по теме «Работа с бумагой , картоном и природным материалом» 1. Древнее искусство складывания фигурок из бумаги. а) аппликация б) орнамент в) оригами г) шаблон 2. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на основу кусков цветной бумаги, ткани называется… а) аппликация б) орнамент в) шаблон 3. При работе с иголкой следует: а) класть иголки на стол б) хранить иголки в игольнице в) втыкать иголки в одежду 4. Шаблон на материале необходимо размещать: а) по центру материала б) как можно ближе к краю материала в) так, как захочется, это значения не имеет. 5. Папье – маше – пластичная масса, полученная из: а) размоченного картона б) размоченной глины в) размоченной бумаги 6. Какие из пластичных материалов относятся к природным? а) бумага б) вата в) глина 7. Образец, по которому изготавливают изделия, одинаковые по форме и размеру. а) эскиз б) шаблон в) разметка 38 Тесты по теме: «Работа с текстилем и бросовым материалом» 1. Аппликация из цветной бумаги. а). детали склеиваются б). детали сшиваются в). детали сколачиваются гвоздями 2. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями? а). нет б). да 3. Что можно сделать из соломы? а). накрыть крышу б). сделать метлу в). сделать поделку 4. Что нужно на уроках труда? 5. Швы для вышивания. а). «вперёд иголка» б). «назад иголка» в). « иголка в сторону» 6. Что такое игольница? а). подушечка б. ежиха в). кактус 7. Как можно размягчить пластилин? а).разогреть на батарее б). разогреть на солнце в). разогреть теплом своих рук 8. Как правильно передавать ножницы? а). кольцами вперед б). кольцами к себе в). кинуть г). с раскрытыми лезвиями 9. Кисточку после работы с клеем необходимо: а). вымыть водой б). вымыть водой с мылом в). выбросить г). высушить 2. Инструмент для шитья. 39 3. Инструмент для вырезания из бумаги. 4. Материал для вдевания в иголку. Тестовые задания попрограмме «Природа и фантазия» 1.Назови цвета пластилина на картинке. 2. Как называют инструмент, который применяют для работы с пластилином? 3.Назови природные материалы. 4.Выбери правильный ответ. Чем отличаются хорошо высушенные листья от недосушенных? ( «скручиваются», не «скручиваются») 5.Что ты видишь на картинке? Назови материалы и инструменты. 40 6.Выбери правильное расположение шаблона на листе бумаги. 7.Назови предметы, которые ты видишь на картинке? Что из них относится к материалам, а что к инструментам? 8.Выбери правильный ответ о том, как надо хранить ножницы во время работ: открытими, зактытыми. 9.Назови фигурку. Из каких частей она состоит? На какие геометрические фигуры похожи части поделки? 10.Кто изображён? Назови части аппликации. Из каких геометрических фигур она выполнена? Назови цвета деталей аппликации. 41