1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", 1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530, 1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Дата: 2024.11.14 11:26:41 +03'00' 2 Содержание программы: 1. Титульный лист программы. с. 1 1.1 Нормативно- правовая база. с. 3 Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 2. Пояснительная записка программы: с.4 2.1. Направленность. с.4 2.2. Новизна, актуальность, педагогическая с.4 целесообразность. 2.3. Формы обучения. с.5 2.4. Режим занятий. с .5 2.5. Особенности организации образовательного процесса. с.5 3. Цель и задачи программы. с.6 4. Учебный план . с.6 5. Содержание программы. с.8 6. Планируемые результаты. с.11 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, Включающий формы аттестации». 7. Календарный учебный график. с.13 8. Раздел программы «Воспитание». с.16 9. Условия реализации программы. с.21 10. Формы аттестации. с.21 11. Оценочные материалы. с.22 12. Методические материалы. с.23 Список литературы. с.23 3 Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.; 8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»; 9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04. 11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, 2024 г. 12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г. 4 Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. Введение В развитии дошкольника выделяются основные направления, определяющие его внутреннюю готовность к следующей социальной ступеньке - обучению в школе. В программу обучения включены следующие предметы различной направленности: «Окружающий мир» - развитие любознательности, наблюдательности, установление причинно - следственных связей, формирование общеучебных и специальных коммуникативных умений (общаться, говорить, слушать). «Маленький астроном» - изучение небесных тел, физических закономерностей, рассмотрение темы «время» основываясь на полученных детьми знаниях о звездах и планетах. Развитие фантазии, логического мышления, любознательности, умению опираться в рассуждениях на научные факты, использовать научный подход. «Самоделкин»- обучение техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов и техник; знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного творчества. 2. Пояснительная записка. Направленность программы - художественная. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы. Новизна. Новизна заключается в комплексном содержании занятий. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. В ходе реализации программы впервые будут применены ИКТ – технологии в процессе ознакомления с новым материалом. Актуальность. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребенка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть еще одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребенка. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий 5 раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка. Также данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа способствует выработке у школьников профессионального самоопределения. Отличительные особенности программы. В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад. Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие. Адресат программы. Дети 5,5-7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс. Наполняемость группы – 12 человек. Уровень программы – ознакомительный. Объем и срок освоения программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Базовый уровень - количество часов на год: 72 часа (групповые) для детей, посещающих детский сад. Форма обучения: Форма обучения в объединении – очная. Режим занятий, периодичность и продолжительность: - 72 часа (периодичность занятий 1 час в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу). Режим: Занятия проводятся по 30 минут с перерывом 15 минут для отдыха детей и проветривания помещения. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач. Особенности организации образовательного процесса. Формы организации деятельности обучающихся – групповая (фронтальная). Методы обучения по способу организации занятия – словесные, наглядные и практические. Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные. Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые. 3. Цель и задачи программы. Цель: Программа «Умейка» предназначена для подготовки детей к школе. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы: социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних детей, 6 педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе, создать условия для формирования готовности к обучению, формировать готовность к обучению в школе, развивать интеллектуальные качества, творческие способности и свойства личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника в школе для достижения успехов в учебе и положительное отношение к школе и учёбе, оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Задачи программы: Образовательные (предметные): - формирование потребности и интереса в познании естественных наук; - умение понимать окружающих, говорить, спрашивать, отвечать на вопросы, решать поставленные задачи; - усвоить первоначальные знания о природных явлениях; - отличать диких и домашних животных; - получить сведения о космических телах, о закономерности смены дня и ночи, времен года; - сформировать у обучающихся полноценное представление о современном мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. Личностные: - приобщение к общечеловеческим ценностям, становление основных личностных качеств; - формирование основного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка, умение управлять своим поведением; - формирование нравственных основ личности, трудолюбия, творческих способностей; - формирование профессионально-ориентированной личности. Метапредметные: - обеспечить целостное и всестороннее развитие творческих способностей, нравственности, любознательности и способности к волевым усилиям; - развитие наблюдательности. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль. 4. Учебный план № Наименование разделов, тем Количество часов учебных занятий Всего Теория Практика Форма аттестации, контроля 7 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Неживая природа. Живая природа. Времена года. Осень Зима Весна Лето Год, месяц, название месяцев года. Животный мир. Животные хищные, травоядные. Домашние животные. Насекомые. Птицы - наши друзья. Предметы вокруг нас. В мире профессий. Малая родина – Кубань. Океан, море, озеро, река. Всего: Космос. Космические тела. Зарождение Земли. Знакомство с планетой Земля. Население планеты Земля. Профессия «Космонавт». Знакомство с планетами Солнечной системы. Живые организмы, населяющие Землю. Разнообразие животных на планете. Всего: 10. «Чем работает художник». 11. Изобразительное Окружающий мир 2 1 2 1 10 5 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 5 1 1 1 1 1 8 2 4 1 4 1 2 2 2 6 2 2 1 1 1 3 1 1 1 1 1 3 1 1 2 1 1 28 14 Маленький астроном 2 1 Готовая работа. Выставка рисунков. 14 1 4 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 10 5 Самоделкин 6 3 5 8 4 4 Опрос, готовая работа. Конкурс поделок. Опрос. Составление рассказов. Конкурс рисунков и поделок. 3 Просмотр работ, 8 искусство и мир природы. Работа с бумагой. Работа с различным материалом. Моделирование из спичечных коробок. Игрушки из скрученных полосок. 12. Мои любимые животные. Работа с бумагой. Оригами. Работа с пластилином. Конструирование. Знакомство со сказками. Профессия «Ветеринар». 13. Искусство в твоем доме. Рисуем жгутиками из пластилина. Роспись, работа с нетрадиционными техниками. Матрешка, знакомство с матрешками. Предметы быта. Профессия «Художник». Всего: ИТОГО: анализ, выставка. 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 10 5 5 2 1 1 2 2 4 1 1 2 1 1 2 10 5 5 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 32 72 16 36 16 36 5.Содержание программы. «Окружающий мир» Тема 1 : Вводное занятие. Неживая природа. (2 часа) Теория: Знакомство с программой. Беседа по технике безопасности. Многообразие неживой природы. Практическое занятие: Экскурсия в парк. Тема 2 : Живая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы. (2 часа) Теория: Животные наши друзья. Как животные влияют на неживую природу. Практическое занятие: Дидактические игры. Лепка животного. Тема 3 : Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Год, месяц, название месяцев года. (10 часов) 9 Теория: Изменения в живой и неживой природе осенью. Жизнь птиц, животных, насекомых зимой. Изменения в живой и неживой природе весной и летом. Понятие «месяц», «неделя», дни недели. Практическое занятие: Обсуждение рассказа «Старик - годовик». Дидактические игры. Наблюдения. Игра: «Машина времени». Сказка «12 месяцев». Рисование, лепка по темам. Тема 4: Животный мир. Животные хищные, травоядные. Домашние животные. Насекомые. Птицы - наши друзья. (8 часов) Теория: Поведение птиц осенью, весной. Поведение насекомых весной, осенью. Отличие диких животных от домашних. Особенность питания хищников, травоядных, всеядных. Дикие животные на территории России, Кубани. Практическое занятие: Просмотр тематических мультфильмов. Дидактические игры. Игры: вопросы всезнаек. Занимательные истории из жизни птиц. Экскурсия в парк. Тема 5: Предметы вокруг нас. Профессии. Малая родина – Кубань. Родина, родная страна. Океан, море, озеро, река. (6 часов) Теория: Первые поселения; особенность проживания. Растения и животные Кубани. Наша страна - Россия; Столица нашей страны - Москва; Символика России. Как хлеб на стол попадает; профессия - хлебороб. Куда текут реки; Загадки морей и океанов. Свойство бытовых предметов; «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Беседа о профессиях «В мире профессий». Практическое занятие: Дидактические игры. Поход в музей. Сказка «Волшебное зернышко». Рисование символики России, Кубани. Рисование «Кем я хочу быть». Просмотр тематических мультфильмов. Лепка морских обитателей. «Маленький астроном» Тема 6: Космос. Космические тела. (2 часа) Теория: введение в тему. Рассматривание картин и плакатов с изображением космоса. Научное обоснование возникновения вселенной и космических тел. Практика: сбор объектов неживой природы. Тема 7: Зарождение Земли. Знакомство с планетой Земля. Изучаем планету Земля. Строение Земли, климатические зоны. Население планеты Земля. Знакомство с другими расами и цивилизациями. Экология Земли. (4 часа) Теория: Беседы, чтение научных статей, рассматривание картин и слайдов. Знакомство с традициями людей различных рас и наций. Просмотр слайдов, фильмов. Беседа о проблемах загрязнения воздуха, воды, почвы. Почему так происходит. Беседа о профессии «Космонавт». Практика: рассказ об одном из древних животных. Дидактические игры, конкурсы. Игра: «Мы отправились в путешествие в ...Египет, на Северный полюс, в Китай ...» и т.д. В ходе игры ребенок выясняет с какими трудностями он столкнется: язык, пища, традиции, быт и т.д. Игра «Чем мы можем помочь Земле?». Конкурс рисунков «Мы - космонавты». Тема 8: Знакомство с планетами Солнечной системы. Самая ближайшая звезда. Солнечная система. (2 часа) Теория: чтение научных статей, работа с плакатом «Солнечная система». Беседы и изучение звезд. Строение звезд. Практика: рассмотрение слайдов. Викторины, конкурсы. Солнце. научно обоснованный рассказ о возможности жизни на Земле без Солонца, с Солнцем, 10 альтернативные источники освещения и обогрева Земли. Тема 9: Живые организмы, населяющие Землю. Разнообразие животных на планете. (2 часа) Теория: знакомство с доисторическими животными, просмотр фильмов, знакомство с современными животными, чтение рассказов о животных. Практика: знакомство с живыми объектами: рыбки, хомячок, морская свинка и т.д. «Самоделкин» Тема 10. Чем работает художник. (6 часа) Теоретические занятия. Беседа, понятие о хроматической и ахроматической гамме красок; эскизе, рисунке, живописи и различных нетрадиционных изобразительных техник. Беседа о профессии «скульптор». Практические занятия. Рисунок с помощью различных нетрадиционных изобразительных техник. - работа различными материалами (гуашь, акварель, свеча, различные печатки) основные и дополнительные цвета (беседа); - изображение состояния стихий (кисти, различные печатки, свеча); - бумага, ножницы, клей (обрывание и скатывание бумаги); - самостоятельная деятельность с применением новых нетрадиционных изобразительных техник (кляксография, тиснение, монотипия, отпечатки листьев). Виртуальная экскурсия в Московский государственный «Музей Дом Бурганова». Тема 11. Изобразительное искусство и мир природы. (8 часов) Теоретические занятия: Беседа о жанрах пейзажа и о средствах художественной выразительности живописи (воздушная перспектива, колорит, линия горизонта, пространство). Просмотр слайдов известных художников. Практические занятия: по рисунку, композиции, живописи и нетрадиционным изобразительным техникам. - познание окружающей жизни - основа изобразительной деятельности человека - композиция, зарисовки, эскизы; - художники и мир природы - живопись. Беседа о разновидностях пейзажа (романтический, реалистический), о средствах художественной выразительности; - индивидуальная работа - наблюдение, фантазирование; - выставка лучших работ и их презентация автором. Тема 12. Мои любимые животные. (10 часов) Теоретические занятия. Беседа. Игра «Мои любимые животные», слушание классической музыки. Наблюдение за животными. Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного. Выразительные возможности смешанной техники. Беседа о профессии «ветеринар». Практические занятия. (живопись, гуашь, рисунок, карандаш, различные печатки). - как живут животные (изображение в естественной среде); - какие они бывают (использование нетрадиционных изобразительных техник); - в каких сказках встречаются (гуашь, тушь, различные печатки); - «Мое любимое животное» (самостоятельная деятельность), выставка работ. - Ролевая игра «Мы – ветеринары». Тема 13. Искусство в твоем доме. (10 часов) Теоретические занятия: Беседа - «Земля мастеров». Демонстрация работ 11 прикладного искусства, красиво оформленных предметов быта. Демонстрация слайдов с изображением народной игрушки (Городец, Дымково). Беседа о профессии «художник». Практические занятия: Роспись, работа с нетрадиционными техниками. - народные промыслы - беседа о народных промыслах; - матрешка, сувениры - знакомство с матрешками: Семеновской, из ПолховаМайдана. Эскиз и рисунок; - твои игрушки - рисунок, роспись; - предметы быта - беседа о посуде, ее форме, декоре. Иллюстрации - рисунок, живопись. - виртуальная экскурсия в Государственную «Третьяковскую галерею». 6. Планируемые результаты. по окончании изучения программы учащиеся будут иметь: Предметные результаты: - сформированность и интерес в познании естественных наук; - будут понимать окружающих, говорить, спрашивать, отвечать на вопросы, решать поставленные задачи; - первоначальные знания о природных явлениях; - будут отличать диких и домашних животных; - будут усвоены сведения о космических телах, о закономерности смены дня и ночи, времен года; знания о профессиях, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета. Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений: - при поддержке педагога и окружающих дает оценку своим поступкам и поступкам других людей; - будут понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - будут выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; - будут понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - будут объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему; - будет сформирована профессионально ориентированная личность. Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: - учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; - учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться проговаривать последовательность действий на занятии; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; - учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; 12 - учиться оценивать результаты своей работы. - учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - умеет задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договаривается с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохраняет доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль. 13 п/п 1. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 5. 5.1. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». 7. Календарный учебный график. Дата Кол-во часов, Время продолпровеФорма Тема занятия жительдения занятия план факт ность занятия занятия Тема № 1. Неживая природа. 2, 16.00-17.10 фронтальная 30мин Тема № 2. Живая природа. Взаимосвязь 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная живой и неживой природы Тема № 3. Времена года. 10 «Осень» 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная «Зима» 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная «Весна» 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная «Лето» 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная «Год, месяц»: название месяцев года 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная Тема № 4. Животный мир. «Животные хищные, травоядные, всеядные» «Домашние животные» «Насекомые» «Птицы наши друзья» Тема № 5. Предметы вокруг нас. Профессии. Беседа «Кем я хочу стать, когда 8 2, 30мин 16.00-17.10 2, 30мин 2, 30мин 2, 30мин 6 2, 30мин 16.00-17.10 16.00-17.10 16.00-17.10 16.00-17.10 Место проведения Форм а контр оля ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 Опрос , готова я работ а. Конку рс подел ок. Выста вка подел ок фронтальная ДТ каб.7 фронтальная фронтальная фронтальная ДТ каб.7 ДТ каб.7 ДТ каб.7 фронтальная Выста вка ДТ каб.7 14 5.2. 5.3. 6. 7. 7.1. 7.2. 8. 9. 10. 10. 1 10. 2 10. 3 11. 11. 1 11. 2 11. вырасту?». Малая родина Кубань. «Океан, море, озера, река» Тема № 6.Космос. Космические тела. Тема № 7.Зарождение Земли. Знакомство с планетой Земля. Население планеты Земля. Знакомство с другими расами и цивилизациями. Профессия «Космонавт». Конкурс рисунков «Мы - космонавты». Тема № 8. Знакомство с планетами Солнечной системы. Тема № 9.Живые организмы, населяющие Землю. Разнообразие животных на планете. Тема № 10. «Чем работает художник». Теоретические занятия. Беседа. Цель и задачи курса. Бумага. Свойства бумаги. Работа с различным материалом. Пластилин. Знакомство с материалом и его свойствами. Профессия «Скульптор». Виртуальная экскурсия в Московский государственный «Музей Дом Бурганова». Тема № 11.Изобразительное искусство и мир природы. Работа с различным материалом. Медвежонок. Беседа о бережном отношении к природе. Работа с различным материалом. Аппликация из ниток.Бумага. Складывание коробочки. Моделирование из спичечных коробок. 2, 30мин 16.00-17.10 2, 30мин 16.00-17.10 2, 30мин 16.00-17.10 4 фронтальная фронтальная фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 4 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная рисун ДТ каб.7 ков ДТ каб.7 ДТ каб.7 Соста влени е ДТ каб.7 расска зов. ДТ каб.7 Конку рс ДТ каб.7 рисун ков и ДТ каб.7 подел ок. Прос ДТ каб.7 мотр рисун ДТ каб.7 ков 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная Выста вка ДТ каб.7 подел ок ДТ каб.7 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 8 15 3 11. 4 12. 12. 1 12. 2 12. 3 12. 4 12. 5 13. 13. 1 13. 2 13. 3 13. 4 13. 5 Игрушки из скрученных полосок. Клоун. 2, 30мин 16.00-17.10 Тема № 12.Мои любимые животные. Бумага. Оригами. Кошка. Сказка «Кот и Петух». Пластилин. Пальчиковое рисование. Рыбка. 10 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная Выста вка ДТ каб.7 подел ок ДТ каб.7 Конструирование. Человечек. 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 Пластилин. Собака и кошка. Сказка «Репка». 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 Профессия «Ветеринар». Ролевая игра «Мы ветеринары». Тема № 13.Искусство в твоем доме. Рисуем жгутиками из пластилина. Цветочек. 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 10 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная Роспись, работа с нетрадиционными техниками. Матрешка, сувениры - знакомство с матрешками: Семеновской, из ПолховаМайдана. Эскиз и рисунок. Предметы быта - беседа о посуде, ее форме, декоре. Иллюстрации – рисунок. Профессия «Художник». Виртуальная экскурсия в Государственную «Третьяковскую галерею». ИТОГО: 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная Выста вка ДТ каб.7 рисун ДТ каб.7 ков, подел ок ДТ каб.7 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 2, 30мин 16.00-17.10 фронтальная ДТ каб.7 72 фронтальная ДТ каб.7 16 8.Раздел программы «Воспитание». Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; -информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству, применение полученных знаний; - организация активностей детей, их ответственного поведения; -создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе: Основные целевые ориентиры направлены на: -формирование и развитие личностного отношения детей к изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности, - применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Формы и методы воспитания: Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; 17 участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: - метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - метод упражнений (приучения); -методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); - метод переключения в деятельности; -методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью -используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 18 Календарный план воспитательной работы Практический результат и информационный № Название события, Форма продукт, Сроки п/п мероприятия проведения иллюстрирующий успешное достижение цели события 1. Акция «День открытых дверей. 2 выставка, Фотоотчет о мастерЖдем вас в стране сентября мастерклассе. Заметка на творчества». классы сайте учреждения. (экскурсия по кабинетам творческих объединений Дома творчества; выставка детских работ по ДПТ и ИЗО) 2. День воинской славы России: 3 беседы, Фотоотчет. окончание Второй мировой сентября мероприятие войны (1945). День 2024 солидарности в борьбе с терроризмом. 3. Участие в муниципальном сентябрь конкурс Фотоотчет об участии конкурсе детского творчества (победе) в конкурсе. «Мой любимый Учитель». Заметка на сайте учреждения. День воинской славы России: сентябрь беседа Фотоотчет. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812). Международный день грамотности 4. Беседа о выстраивании сентябрь беседа Фотоотчет о корректных отношений с проведенном занятии. детьми (воспитание Заметка на сайте толерантности). учреждения. 5. Оперативно-профилактическое сентябрь беседы, Фотоотчет о мероприятие «Безопасное мероприятие проведенных детство» мероприятиях. («Безопасная дорога, Заметка на сайте «Безопасность в быту», учреждении. Акция «Обозначь себя!» (применение световозвращающих 19 элементов). Познавательное мероприятие«Правила дорожного движения достойны уважения!» 6. День воинской славы России: День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380). Международный день мира. 7.. Мастер - классы для родителей: «Как помочь детям во время самостоятельных занятий», «Как оформить творческую. 8. Цикл мероприятий, посвященных освобождению Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ (тематические выставки; классные часы и открытые тематические занятия). 9. Цикл- онлайн событий «День народного единства»-Кубаньтерритория сентябрь беседы, мероприятие октябрь мастерклассы Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на сайте учреждения октябрь выставка, классный час Фотоотчет о проведенных мероприятиях. Заметка на сайте учреждения. Октябрь Онлайн- Фотоотчет.Заметка на флешмоб сайте учреждения. «Искусство объединяет». занятия, Фотоотчет об участии выставка (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. Цикл мероприятий в дни ноябрь осенних каникул ( онлайн-выставка работ ИЗО и ДПТ «Осенний серпантин», конкурс «Мое фотопутешествие - 2024» 11. Участие в муниципальном ноябрь этапе краевого конкурса ИЗО и ДПТ «Моей любимой маме» 10. занятия, выставка Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. 20 12. День воинской славы России: декабрь беседы, Фотоотчет День начала контрнаступления мероприятие советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941). 13. Мероприятие, приуроченное к декабрь занятия, Фотоотчет о празднованию Нового года. выставка проведенном занятии. Акция «Сделай свою Заметка на сайте новогоднюю игрушку» учреждени. 14. Развлекательно – декабрь мероприятия Фото- и познавательное мероприятие видеоматериалы «Чудеса под Новый год», с выступлением детей посвященное празднованию Нового года; Челлендж «Новый год уже в пути! Ждем его, с тобой и мы!» 15. Мероприятия в дни зимних январь мастерФотоотчет о мастерканикул: классы классе. Заметка на Зимняя тематическая сайте учреждения. площадка «В гостях у Нового года» 16. День 2. Тематическая 02.01.2025 мастер- Фотоотчет. площадка классы «В гостях у Нового года» -Интерактивная игра «Эти старые добрые сказки» -Мастер- классы по ДПТ «Новогодние сувениры» 17. Акция«Мир начинается с тебя» февраль (посылка солдату). акция Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. 18. Мастер-класс: создание февраль мастер-класс Фотоотчет о мастерсимвола к празднику классе. Заметка на «Масленица» сайте учреждения. 19. Цикл мероприятий военнофевраль Участие Фотоотчет об патриотического направления: выставке и в олимпиаде. -Викторина «Этих дней не Заметка на сайте викторине. смолкнет слава» учреждения. -Выставка макетов военной техники, изготовленной руками детей. 21 20. Праздничный концерт «В этот март день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам!», приуроченный к Международному Женскому Дню 8 марта 21. Участие в муниципальном март этапе краевого фестиваля – конкурса Большого Всероссийского фестиваля «Наследники традиций». 22. Акция апрель «Добро и помощь не терпят промедления». 23. Участие во Всероссийских май акциях: «Письмо ветерану», «Спасибо деду за Победу!» , «Георгиевская лента", «Согреваем сердца ветеранам», посвященные Дню Великой Победы 24. Творческий отчет- концерт май коллективов Дома творчества, выставка работ: «Искры творчества: наши яркие и талантливые дети». концерт Фото- и видеоматериалы с выступлением детей. конкурс Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. акция Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка на сайте учреждения. акции выставка Фото- и видеоматериалы Выставки. 9. Условия реализации программы. Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо: Материально-техническое обеспечение: - помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для педагога; - необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей. Информационное обеспечение: - специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш-карты, презентации, специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные карты, поделки-образцы). 10. Формы аттестации. Формой подведения итогов в реализации данной дополнительной образовательной программы могут быть: мероприятия по определенной теме, 22 постановка сказок на новый лад, игры, загадки, лото, конкурсы рисунков и поделок, фотоконкурсы. 11. Оценочные материалы. Механизм оценки результатов освоения программы: 1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями. 2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста. 3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты. Диагностическая карточка по программе «Умейка» 1. Какой вид бумаги мы используем на занятии? а) картон; б) цветная; в) газетная. 2. Отрывная аппликация выполняется из: а) кусочков картона; б) кусочков ткани; в) кусочков бумаги; г) кусочков ниток. 3. Как называется вырезание и наклеивание деталей на основу? а) аппликация; б) оригами; в) вышивка. 4. Расставь порядок выполнения. В каком порядке выполняют аппликацию? а) вырежи (2) б) разметь детали (3) в) приклей (4) г) обвести шаблон (1) 5. Как называется картина, на которой изображается природа? а) портрет; б) натюрморт; в) пейзаж. 6. Какого цвета следующий цветок? Выбери нужный цветок в нижнем квадратике. 23 7. Рассмотри картинки. Обведи красным карандашом объекты неживой природы, а зелёным – объекты живой природы. 8. Чем мы пользуемся при изготовлении поделок? Необходимое обведи. 9. Рассмотри картинки. Как необходимо правильно передавать ножницы? Обведи правильную картинку зелёным цветом, а неправильную картинку – зачеркни красным цветом. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 12. Методические материалы. Методическое обеспечение: Инструкция по работе с инструментами. Пособия для групповой и индивидуальной работы. Таблицы. Карточки для словарной работы. Аудио- и видеозаписи. Набор игрушек. Геометрические фигуры. Дидактические настольные игры. Комплекты «Лего». Книги-раскраски. Список литературы. Список литературы, рекомендуемый для педагога: Энциклопедия из серии «Я познаю мир» - «Земля и космос» 24 Энциклопедия из серии «Я познаю мир» - «Животные» Энциклопедия «Большая книга животных» Энциклопедия «Яркие уроки» - «Формы и фигуры» Н. Сладков «Лесные тайнички», «Рассказы о животных». И. Медведева, Т Шишова, «Улыбка судьбы» М., 2002 г. Список литературы, рекомендуемой детям: Стихи Б. Заходера, А.С. Пушкина, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова и др. «Фиалковый венец» Джеффери Триз «Детская литература» 1989 г. «Старик - годовик» В.Даль