16Дополнительная общеразвиающая программа Объемная живопись

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2024.11.14 11:18:38 +03'00'

1

Содержание программы:
1.
Титульный лист программы.
с. -1
1.1
Нормативно- правовая база.
с. 3.
Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
с.4.
2.1.
Направленность.
с.4.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3. Формы обучения.
2.4. Режим занятий.
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план .
5.
Содержание программы .
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
Включающий формы аттестации».
7.
Раздел программы «Воспитание».
8.
Календарный учебный график.
9.
Условия реализации программы.
10. Формы аттестации.
11 Оценочные материалы.
12. Методические материалы.
Список литературы.
Приложение 1.

с.4-6.
с.8.
с .8.
с.8-9.
с.9-10
с.10-11
с.12-14
с .14-15.
с.15.
с.22.
с.22.
с.23-24.
с.24-27.
с.27.
с.28.
с. 29.

2

1.1Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных
правил
СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана
,2017г.;
8.
Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении
прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9.
Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального
проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
10.
Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением
дистанционных
образовательных
технологий,
письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11.
Методические рекомендации Министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программам, 2024 г.
12.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.
3

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования.
Введение.
Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого
слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между
внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность
людей.
Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования среды
и самого себя в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе
законы изобразительного искусства, скульпторы, дизайна, декоративноприкладного и народного творчества в преломлении через композиционное
структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения
человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в
данном случае – центр композиции.
2.Пояснительная записка
2.1Направленность: художественная.
2.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Художественно — творческое развитие учащихся осуществляется по мере
овладения ими навыками изобразительной грамоты. Немаловажная роль в
данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Программа «Объемная живопись» тесно связана с предметами станковая
композиция и пленэр. Данная программа является составляющей для
последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Данная программа разработана на основе: рисунок, живопись, станковая
композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для детских
художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств.
Москва 2003;
- Основы техники рисунка художественная школа развитие творческого
потенциала. Москва 2016 г.
Направленность. Программа «Объемная живопись» художественной
направленности. Вид деятельности «основы изобразительного искусства».
Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, умений и
навыков по выполнению живописных и графических работ, а также
предусматривает теоретическую часть знакомство с жанрами искусства,
историей живописи.
Для своей работы я взяла группу кружков. Курс каждого составляет
определенное количество часов, за время которых можно подробно узнать о
предложенном виде творчества освоить различные живописные и графические
техники. В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками
самостоятельного умения отображать жизненные впечатления в композициях,
этюдах и рисунках, выполнять объемные композиции.
Каждый раздел программы включает в себя Основные теоретические
сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение
материала программы, связанного с практическими работами, должно
предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Учебный
4

материал ориентирован на выработку доступных для учащихся умений и
навыков.
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям
изобразительного искусства, реализовать свои природные задатки. Занятия
будут способствовать осознанному выбору будущей профессии и более
успешной адаптации на рынке труда.
Программа направлена на активизацию и интеграцию познания, досуг и
творчество воспитанников в целях общего и профессионального развития
личности.
Новизна программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Объемная живопись» реализуется в сетевой форме путем взаимодействия
организаций образования и культуры: МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского
района», МБУК «Белоглинская детская межпоселенческая библиотека»,
Белоглинский историко – краеведческий музей, МБУ «Детская школа искусств
Белоглинского района». Это новый опыт для нашего муниципалитета и
учреждения дополнительного образования. Программа носит интегрированный
характер.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом
современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (занятия, конкурсы, выставки, экскурсии, т.п.).
- методы контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.) .
- в необходимости освоения и широкого использования в практике
теоретических навыков, как эффективного средства развития познавательных
интересов детей.
В целях познавательной деятельности в программе даются практические работы,
выполнение которых
предполагается одновременно с изучением
теоретического материала знакомиться с наглядным и выставочным
материалом. В основном преобладают практические работы на применение
теоретических знаний к конкретным объектам, на анализ и обобщение, на
приобретение жизненно-важных умений.
Актуальность программы.
Актуальность настоящей программы в том, что искусство и детская
художественная деятельность рассматриваются в ней не как самоцель, а как
мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как
средство духовного воспитания.
Задания в программе выстроены по принципу возрастания сложности. В нее
включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а
также направленные на развитие аналитического мышления и зрительной
памяти.
Учащиеся получают начальные сведения о размещении изображения в заданном
формате (1/4 листа рисовальной бумаги), вырабатывают навык правильно
5

держать карандаш, учатся сравнивать меньшую величину с большей (способом
визирования).
Даются начальные сведения по перспективе прямоугольных форм и окружности.
Большое внимание уделяется заданиям, направленным на изучение цвета и
формы. Рабочий формат — 1/4 листа.
Задания знакомят учащихся с различными материалов (акварель, гуашь,
пастель, и т.д.) и их техническими возможностями.с основами цветоведения, и
их применением в практической работе
Педагогическая целесообразность.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на
основе умений и знаний, приобретенных в кружке «Объемная живопись»,
ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе
позитивных социальных ценностей.
Одна из интересных форм стимулирования детей к знаниям –
организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий,
куда приглашаются как учащиеся, так и их родители.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для
коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается
положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается
благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию
творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в
процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно полезной деятельности.
Дополнительная образовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения – учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний –усложнение учебного материала от
простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих
заданий;
• принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение
разделов (блоков) программы;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для
группы.
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
программы заключается в том, что она включает в себя знания разнообразных
техник живописи. Знание свойств материалов, умение пользоваться
инструментами, умение правильно их применять является необходимым
условием для тех, кто хочет научиться рисовать, писать красками. Эти умения
связаны с потребностью художественного выражения.
Одной из отличительных особенностей является экскурсионный раздел,
позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный
потенциал историко – краеведческого музея, библиотеки для проведения
6

исследовательской работы с последующим
оформлением презентацией
результатов художественной деятельности. Для реализации программы
привлечены специалисты культуры. В МБУ ДО «Детской школы искусств
Белоглинского района» посещение мастер-классов.
Педагогическая поддержка и сопровождение направлены на исключение
использования готовых образцов и шаблонов во избежание формирования
устойчивых стереотипов восприятия и мышления.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспитательных
задач программой предусмотрено проведение как теоретических, так и
практических занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, лекции, круглых
столов, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала.
Активизация восприятия материала происходит благодаря диалогу с детьми.
Обсуждение темы занятия преследует цель выявления и закрепления
ассоциативных связей, полученных в равной степени от восприятия образного
слова поэтической или сказочной формы, выразительных средств произведения
изобразительного искусства и от обращения к собственному опыту
миропонимания.
Комплексность (программа предполагает изучение четырех разделов
«Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Декоративная живопись»).
Интегрированность (взаимосвязь различных разделов изобразительного
искусства).
Универсальность (возможность применения программы для различного
возрастного контингента)...
Адресат программы.
Дополнительная образовательная программа «Объемная живопись» адресована
как мальчикам, так и девочкам с 7 летнего возраста до 12 лет. Программа
ориентирована на выявление способностей каждого ребенка, активное
включение его в новое для него образовательное пространство. Программа в
том числе предназначена для детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся набираются по
желанию. Программа рассчитана на 1 год обучения. Наполняемость группы: 1
год обучения, 12 человек.
Уровень программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа базового уровня, рассчитана на 144 часа на срок обучения по очной
форме, режим занятий–2 раза в неделю по 2 часа - 45 минут.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа.
7

Режим занятий- сокращение режима занятий с учетом использования
технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно
требованиям САН ПИН.
Численный состав групп– 12 человек.
2.3Форма обучения – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Форум-занятия— дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки,
проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей
сети Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные
занятия — форма работы учащихся по определённым темам внутри одного
пространства.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся
- групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного
материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и
практические, комбинированные, теоретические, игровые.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно иллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые.
По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации,
видеоуроки.
2.4Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Периодичность занятий– 4 часа в неделю:2 раза в неделю по 2 часа.
(групповые).
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания
помещения.
2.5Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных
знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих
возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к
индивидуальности человека. Образовательный процесс осуществляется на
русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка. Программа
обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей.

8


















3. Цели и задачи программы.
Общая цель программы – активное творческое развитие с учетом
индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной
деятельностью и формирование художественной культуры детей как
неотъемлемой части культуры духовной.
Цель программы 1 года обучения: создание условий для выявления и развития
творческих индивидуальных способностей детей и знакомство с основами
изобразительной грамоты. Знакомство с различными приемами работы
живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с различными
фактурами предметов и их изображением.
Задачи программы:
Предметные.
Приобретение знаний по техники безопасности при работе с различными
материалами, инструментами и приспособлениями;
Освоение техники рисования гуашевыми и акварельными красками (умение
смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко и уверенно
пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, в
декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или ее
концом);
Обучить использовать средства художественной выразительности (цвет, линию,
форму, объём, композицию и т.д.) для создания посильного образа.
Иметь представление об основных выразительных средствах рисунка (линия,
штрих, пятно);
Развитие умения передавать различными типами линий характер, фактуру
растений и деревьев;
Обучить выполнять наброски на передачу общих пропорций животных
Обучить правилам декоративной живописи;
Научить создавать текстурную пасту;
Приобретение умения использовать в работе нетрадиционные техники
рисования (граттаж, кляксография);
Обучить вести работу с мастихином, создавая объемные работы.
формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами.
Метопредметные.
Создание творческой атмосферы на занятиях для выявления и раскрытия
творческих способностей каждого ребенка;
Формирование интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду
деятельности;
Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
Личностные:
Формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству,
дисциплинированности;
Формирование умения доводить начатое дело до конца
9

- развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально,
выполнять задания самостоятельно.
4.Учебный план.
№

Наименование
разделов,тем.

Всего
2

6.

«Беседа о живописных
материалах, о
живописи.Организация
работы»
Мастер-класс «Ожившие
сюжеты» (Живопись)
совместно МБУ ДО
«ДШИ Белоглинского
района»
Познавательное
мероприятие «История
искусства для детей»
« Осенние листочки.
Симметрия»
«Пейзаж. В далеком
космосе.»
«Корабли на море.»

7.
8.

1.

2.

3.

4.
5.

9.
10.

11.

Количество часов
Форма
учебных занятий
контроля
Теория Практика
1
1
Тестирование

2

1

1

-

2

1

1

-

6

3

3

-

4

2

2

6

3

3

«День и ночь»

4

2

2

МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»
«Художники Кубани»,
познавательное
мероприятие.
«Зарисовка головы
человека»
МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»
«Русский художникживописец Илья
Ефимович Репин» беседа.
«Линейная зарисовка

2

1

1

Анализ
работ.
Просмотр
работ.
Анализ
работ.
-

4

2

2

2

1

1

Просмотр
работ.
-

8

4

4

Анализ
10

12.
13.

14.
15.
16.
17.

18.
19

20.
21.

22.

комнаты. Наглядная
перспектива»
«Открытка. Котовасия»
«Граттаж.
Промежуточная
аттестация»
«Новогодний камин»

работ.
12
10

6
5

6
5

_
_

4

2

2

_

«Этюды животных
Красной книги»
«Цветы, фрукты.
Текстурная живопись »
МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»
«Русский художникживописец Виктор
Михайлович Васнецов»
беседа.
«Пасхальные мотивы.
Текстурная живопись»
Экскурсия в МБУК
«Белоглинский историко
– краеведческий
музей»«Белоглинский
район в годы ВОВ»
«Родные просторы»

10

5

5

_

12

6

6

_

2

1

1

10

6

6

2

1

1

20

10

10

_

«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация
Итого:

20

10

10

_

144

72

72

-

_

5.Содержание учебного плана.
Тема. № 1 Беседа о живописных материалах, о живописи. Тестирование
Теория: Вводный теоретический урок. Беседа о предмете живопись.
Организация рабочего места. Правильная посадка за столом.
Практика: Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами,
приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия»,
«штрих», «пятно».
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
Тема № 2 Посещение МБУ ДО «Детской школы искусств Белоглинского
района» мастер-класс «Ожившие сюжеты».
Тема № 3 Познавательное мероприятие «История искусства для детей».
11

Теория: Знакомство с историей искусства для детей.
Тема № 4 Осенние листочки. Симметрия.
Теория: Понятие «симметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники
работы мастихином.
Практика: Рисунок листьев с натуры. Нанесение текстурной пасты на
изображение. Выполнение работы в цвете.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, мастихин, текстурная паста, гуашь.
Тема № 5 Пейзаж. В далеком космосе.
Теория: Передача тоновых и цветовых отношений. Этапы ведения работы
акварельными красками.
Практика: Составить эскиз сюжетной композиции на тему космос. Выполнение
работы в цвете.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 6 Корабли на море.
Теория: Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом.
Правильная передача тональных отношений.
Практика: Изображение кораблей, парусников. Выполнение работы большими
мазками.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, гуашь.
Тема № 7 День и ночь.
Теория: Передача тоновых и цветовых отношений неба к земле.
Практика: Этюд пейзажа, днем используя теплые цвета. Этюд пейзажа, ночью
используя холодные цвета.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А4.
Тема № 8 Познавательное мероприятие «Художники Кубани»
Теория: Знакомство с «Художниками Кубани».
Практика: Викторина.
Тема № 9 Зарисовка головы человека.
Теория: Знакомство с основными пропорциями лица. Приобретение навыков
смешивания красок и получение нежных пастельных тонов.
Практика: Создание эскиза портрета, работа в цвете.
Материал: Карандаш, акварель, бумага формата А4.
Тема № 10 .Русский художник-живописец Илья Ефимович Репин.
Теория: Беседа-рассказ.
Тема № 11 Линейная зарисовка комнаты. Наглядная перспектива
Теория: Беседа о перспективе. Анализ перспективных сокращений в
зависимости от положения уровня глаз рисующего.
Практика: Рисунок комнаты. Прорисовка двери и окон.
Материал: Карандаш, бумага формата А4.
Тема № 12 Открытка. Котовасия.
Теория: Беседа о фактуре. Особенности передачи объема.
Практика: Изображение котов. Выполнение работы в цвете.
Материал: Карандаш, бумага формата А4, гуашь.
Тема № 13 Граттаж. Промежуточная аттестация.
12

Теория: Знакомство с техникой работы восковыми мелками.
Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью.
Практика: Грунтовка листа. Нанесение рисунка: крошка – осьминожка,
морской конек, дельфин, рак, кит.
Материал: тушь, восковые мелки, бумага формата А2.
Тема № 14 Новогодний камин.
Теория: Тональная растяжка (от красного до белого и от оранжевого до белого).
Практика: Рисунок камина. Прорисовка кирпичей. Закраска кирпичей разными
тонами.
Материал: гуашь бумага формата А4.
Тема № 15 Этюды животных Красной книги.
Теория: Знакомство с основными пропорциями.
Практика: Зарисовка животного. Выразительность силуэта. Передача
материальности меха.
Материал: акварель бумага формата А4.
Тема № 16 Цветы, фрукты. Текстурная живопись.
Теория: Создание текстурной пасты. Изучение правил нанесения текстуры на
картон.
Практика: Рисунок цветов. Нанесение текстурной пасты на рисунок. Закраска
фона. Роспись цветов.
Материал: гуашь, текстурная паста. Формат А4, мастихин.
Тема № 17 .Русский художник-живописец Виктор Михайлович Васнецов.
Теория: Беседа-рассказ.
Тема № 18 Пасхальные мотивы. Текстурная живопись.
Теория: Закрепление знаний работы с текстурной пастой.
Практика: Пасхальные рисунки: корзинки с яйцами, кулич с яйцами,
пасхальный натюрморт. Нанесение текстурной пасты. Работа в цвете.
Материал: гуашь, текстурная паста. Формат А4, мастихин.
Тема № 19 .Экскурсия в музей «Белоглинский район в годы ВОВ»
Тема № 20 Родные просторы.
Теория: Изучение быта кубанских казаков, строение их жилища, а также
особенностей красоты Краснодарского края.
Практика: Создание персонажей и фонов в строгом соответствии с
индивидуальной характеристикой образа и материальной культурой.
Выполнение предварительного эскиза. Композиционные зарисовки пространства
с фигурами людей и сельскохозяйственной техники. Объединение элементов
изображения в композицию, связывание их содержательным смыслом.
Материал: акварель, гуашь бумага формата А3.
Тема № 21 Фактурные деревья» Промежуточная аттестация.
Теория: Закрепление знаний о декоративной живописи. Изучение теплых и
холодных цветов.
Практика: Зарисовка группы деревьев. Стилизация неба. Стилизация деревьев.
Закраска неба холодными цветами. Закраска деревьев теплыми цветами.
13

Материал: гуашь бумага формата А3.
6. Планируемые результаты.
По окончании изучения программы учащиеся будут иметь результаты:






















Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в
процессе занятий по программе.
По завершении изучения базовой программы учащиеся должны
знать:
Знать названия основных, составных цветов и их оттенков, теплые и холодные
цвета;
Знать особенности выполнения нетрадиционных техник рисования.
По завершении изучения базовой программы учащиеся должны
уметь:
Уметь верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Уметь создавать несложные сюжетные композиции.
Предметные.
Знают технику безопасности при работе с различными материалами,
инструментами и приспособлениями;
Освоили технику рисования гуашевыми и акварельными красками (умениют
смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки; легко и уверенно
пользуются кистью, умело проводят линии в разных направлениях, в
декоративном рисовании создают элементы узора всем ворсом кисти или ее
концом);
Умеют использовать средства художественной выразительности (цвет, линию,
форму, объём, композицию и т.д.) для создания посильного образа.
Имеют представление об основных выразительных средствах рисунка (линия,
штрих, пятно);
Умеют передавать различными типами линий характер, фактуру растений и
деревьев;
Выполняют наброски на передачу общих пропорций животных;
Знают правила декоративной живописи;
Умеют создавать текстурную пасту;
Приобрели умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования
(граттаж, кляксография);
Умеют вести работу с мастихином, создавая объемные работы.
-сформировано у обучающихся полноценное представление о современном мире
худоественных
профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Метапредметные:
Умеют воспринимать, усваивать, перерабатывать информацию и преподносить
окружающим;
Умеют определять цель в творческой работе;
14









Умеют планировать действия по созданию работы, и действовать по плану;
Умеют создавать условия для свободного экспериментирования
художественными материалами и инструментами.

с

Личностные:
Умеют работать в паре и малых группах;
Знают правила техники безопасности, технологическую последовательность
выполняемой работы.
- сформировать профессионально- ориентированную личность.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и
итоговый контроль.
Раздел 2 «Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации».
7. Календарный тематический график (Приложение №1)

8. Раздел программы «Воспитание».
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству,
применение полученных знаний;
- организация активностей детей, их ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
15

Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на:
-формирование и развитие личностного отношения детей к изобразительному
искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности,
- применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей,
условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств
общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям,
выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых
они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в
области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю
дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и
среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей
в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
16

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью -используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы

№
п/п

Название события,
мероприятия

Практический
результат и
информационный
Форма
продукт,
Сроки
проведения иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
2
выставка, Фотоотчет о мастерсентября
мастерклассе. Заметка на
классы
сайте учреждения.

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в стране
творчества».
(экскурсия по кабинетам
творческих объединений
Дома творчества;
выставка детских работ по
ДПТ и ИЗО)
2. День воинской славы России:
3
беседы, Фотоотчет.
окончание Второй мировой сентября мероприятие
1.

17

3.

4.

5.

6.

7..

войны (1945). День
солидарности в борьбе с
терроризмом.
Участие в муниципальном
конкурсе детского
творчества «Мой любимый
Учитель».
День воинской славы России:
День Бородинского сражения
русской армии под
командованием М.И.
Кутузова с французской
армией (1812).
Международный день
грамотности
Беседа о выстраивании
корректных отношений с
детьми (воспитание
толерантности).
Оперативнопрофилактическое
мероприятие «Безопасное
детство»
(«Безопасная дорога,
«Безопасность в быту»,
Акция «Обозначь себя!»
(применение
световозвращающих
элементов).
Познавательное
мероприятие«Правила
дорожного движения
достойны уважения!»
День воинской славы России:
День победы русских полков
во главе с великим князем
Дмитрием Донским над
монголо-татарскими
войсками в Куликовской
битве (1380).
Международный день мира.
Мастер - классы для
родителей: «Как помочь
детям во время

2024
сентябрь

конкурс

сентябрь

беседа

сентябрь

беседа

сентябрь

беседы,
мероприятие

октябрь

мастерклассы

Фотоотчет об участии
(победе) в конкурсе.
Заметка на сайте
учреждения.
Фотоотчет.

Фотоотчет о
проведенном занятии.
Заметка на сайте
учреждения.
сентябрь
беседы,
Фотоотчет о
мероприятие
проведенных
мероприятиях.
Заметка на сайте
учреждении.

Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на
сайте учреждения
18

самостоятельных занятий»,
«Как оформить творческую.
8. Цикл мероприятий,
октябрь
выставка,
Фотоотчет о
посвященных освобождению
классный час
проведенных
Краснодарского края и
мероприятиях.
завершению битвы за Кавказ
Заметка на сайте
(тематические выставки;
учреждения.
классные часы и открытые
тематические занятия).
9. Цикл- онлайн событий«День Октябрь
Онлайн- Фотоотчет.Заметка на
народного единства»флешмоб
сайте учреждения.
Кубань-территория
«Искусство
объединяет».
10. Цикл мероприятий в дни
ноябрь
занятия, Фотоотчет об участии
осенних каникул (
выставка
(победе) в конкурсе.
онлайн-выставка работ ИЗО
Заметка на сайте
и ДПТ
учреждения.
«Осенний серпантин»,
конкурс «Мое
фотопутешествие - 2024»
11. Участие в муниципальном
ноябрь
занятия, Фотоотчет об участии
этапе краевого конкурса ИЗО
выставка
(победе) в конкурсе.
и ДПТ
Заметка на сайте
«Моей любимой маме»
учреждения.
12. День воинской славы России: декабрь
беседы, Фотоотчет
День начала
мероприятие
контрнаступления советских
войск против немецкофашистских войск в битве
под Москвой (1941).
13. Мероприятие, приуроченное декабрь
занятия,
Фотоотчет о
к празднованию Нового года.
выставка проведенном занятии.
Акция «Сделай свою
Заметка на сайте
новогоднюю игрушку»
учреждени.
14.
Развлекательно –
декабрь мероприятия
Фото- и
познавательное мероприятие
видеоматериалы
«Чудеса под Новый год»,
с выступлением детей
посвященное празднованию
Нового года;
Челлендж «Новый год уже в
пути! Ждем его, с тобой и
мы!»
19

15. Мероприятия в дни зимних январь
каникул:
Зимняя тематическая
площадка
«В гостях у Нового года»
16.
День 2. Тематическая
02.01.2025
площадка
«В гостях у Нового года»
-Интерактивная игра
«Эти старые добрые сказки»
-Мастер- классы по ДПТ
«Новогодние сувениры»
17.

Акция«Мир начинается с
тебя» (посылка солдату).

Мастер-класс: создание
символа к празднику
«Масленица»
19. Цикл мероприятий военнопатриотического
направления:
-Викторина «Этих дней не
смолкнет слава»
-Выставка макетов военной
техники, изготовленной
руками детей.
18.

Праздничный концерт «В
этот день, весной согретый,
все цветы, улыбки – вам!»,
приуроченный к
Международному Женскому
Дню 8 марта
21. Участие в муниципальном
этапе краевого фестиваля –
конкурса
Большого Всероссийского
фестиваля «Наследники
традиций».
22.
Акция
«Добро и помощь не терпят
промедления».
20.

мастерклассы

мастерклассы

Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на
сайте учреждения.
Фотоотчет.

февраль

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.
февраль мастер-класс Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на
сайте учреждения.
февраль
Участие
Фотоотчет об
выставке и в
олимпиаде.
викторине.
Заметка на сайте
учреждения.

март

концерт

Фото- и
видеоматериалы
с выступлением
детей.

март

конкурс

Фотоотчет об участии
(победе) в конкурсе.
Заметка на сайте
учреждения.

апрель

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.
20

23. Участие во Всероссийских
акциях: «Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за Победу!» ,
«Георгиевская лента",
«Согреваем сердца
ветеранам»,
посвященные Дню Великой
Победы
24. Творческий отчет- концерт
коллективов Дома
творчества, выставка работ:
«Искры творчества: наши
яркие и талантливые дети».

май

акции

Фотоотчет о
проведенном занятии.
Заметка на сайте
учреждения.

май

выставка

Фото- и
видеоматериалы
Выставки.

9. Условия реализации базовой программы.
Место проведения занятий: учебный класс, на местности.
Оборудование: школьные парты, стулья, доска; натюрмортный стол; баночки
для воды.
Материалы: Необходимо иметь все принадлежности для выполнения работ и
эскизов: бумагу, иллюстрации картин известных художников, иллюстрации с
изображением животных, людей, построек. Краски гуашевые и акварельные,
тушь черная, карандаши разной мягкости, кисти. Электронные издания,
цифровые образовательные ресурсы, презентации. Видео уроки, мастер-классы
по живописи и рисунку. Программа реализуется при помощи наглядных
пособий, схем, а так же опирается на дидактические пособия и опыт педагога.
Для достижения положительных результатов при изучении программы
применяются различные педагогические методы: рассказ, беседа, объяснение,
метод примера.
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее
образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования "Образование и педагогические
науки" или высшее образование, либо среднее профессиональное образование в
рамках направления подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
10. Формы аттестации.
Педагог на протяжении всего процесса обучения контролирует выполнение
учащимися практических заданий и усвоение теоретического материала.
В процессе реализации программы осуществляются следующие виды контроля:
- анкетирование;
21







- собеседование;
- выставка, показ работ;
- наблюдение.
На основе результатов текущего контроля проводиться вводная, промежуточная
диагностика и итоговая аттестация:
вводная(цель - диагностика уровня художественных способностей детей на
начало обучения) на этом этапе оценивается общий уровень готовности
учащегося к освоению дополнительной общеобразовательной программы. для
педагога важно установить
исходное соответствие познавательных
возможностей каждого учащегося, чтобы рационально организовать процесс
обучения.
промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие) промежуточная диагностика основывается на систематическом
наблюдении за учебной деятельностью учащихся, усвоением ими учебного
материала, формированием общих знаний, умений и навыков. Целью данной
диагностики является оценка успешности прохождения образовательного
маршрута. И возможности корректировки методов и средств обучения.
итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы по окончании всего курса обучения). Итоговый контроль проводится
с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления
знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение,
получение сведений для совершенствования педагогом образовательной
программы и методики обучения.
Данный этап мониторинга предполагает анализ результатов обучения, оценку
эффективности усвоения общеобразовательной программы учащимися.
Формами оценки качества работы являются: творческая защита, самооценка,
коллективное обсуждение. Итоговая оценка осуществляется в форме показа
лучших работ на выставках.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом,
журнал посещаемости, ., материал анкетирования и тестирования, методическая
разработка, , фото, отзывы детей и родителей, сертификаты и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики,
аналитическая справка, открытое занятие и др.
Объектом оценивания является рисуноксозданный каждым воспитанником.
Требования к объекту оценивания.
Законченный рисунок, выполнен самостоятельно.
Соблюдение техники безопасности при работе над объектом.
Критерии оценивания.
Критерий - наклейка-смайлик. Если учащийся выполнил работу в
заданное время,
самостоятельно,
с соблюдением технологической
последовательности, качественно и творчески- он получает .Если учащийся
выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением
22

технологической последовательности, при выполнении отдельных операций
допущены небольшие отклонения; общий вид рисунка аккуратный,
воспитанник получает смайлик с улыбкой
Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с
нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца; рисунок оформлен небрежно или не
закончен в срок- воспитанник получает удивленный смайлик.
Если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие
отклонения, рисунок оформлен небрежно и имеет незавершенный вид,
воспитанник
получает
смайлик-обижалку.
Педагог
ведет
дневник
педагогических наблюдений в форме таблицы, где фиксирует достижения
воспитанника в форме смайликов, которые расшифровывает в баллах.
Смайлик с улыбкой – 3 балла.
Удивленный смайлик – 2 балла.
Смайлик-обижалка-1 балл.
Процедура оценивания: оценивание происходит в конце каждого занятия.
На итоговом занятии воспитанники демонстрируют альбом со своими
работами, защищают его.
11. Оценочные материалы.
Средством обратной связи, помогающей корректировать реализацию
программы, служит диагностический мониторинг. Диагностический материал
собирается и копится непрерывно на всех стадиях реализации программы.
Психологическая диагностика воспитанников проводиться в виде тестов,
тренингов, игр, анкет. (Приложение № 2)
Для успешной реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические
материалы.
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе (приложение);
-Диагностическая карта личностного развития воспитанников заполняются
отдельно по каждой группе.
Приложение 2.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планируе
мые

Критерий

Степень выраженности
оцениваемого качества

На начало
обучения
(вводный

Окончан
ие 1
модуля

На конец
обучения(окон
чание 2 модуля

23

результат
ы
Предметн
ый
результат

- сентябрь
2021г.)

1.Знание
понятийного
аппарата
используемог
о при
реализации
программы

2.Владение
объемом
знаний,
предусмотрен
ных
программой



Уметь верно, и
выразительно
передавать в
рисунке
простейшую
форму,
основные
пропорции,
общее строение
и цвет
предметов;
 Уметь
создавать
несложные
сюжетные
композиции.

Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой
Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

ВЫВОД:
Метапред
метный

1.Самостояте
льность в

Низкий
уровень
(1балл)

и итоговый май 2022г.)

Высокий
уровень
(3 балла)
1-3
баллов

Низкий
уровень
(1балл)

Высокий
уровень
(3 балла)
1-3
баллов

Низкий
уровень
(1балл)

Высокий
уровень
(3 балла)
1-3
баллов

Низкий
уровень
Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и

(декабрь
2021г.)

1-3
баллов

Высокий
уровень

1-3
баллов
24

результат
.

подборе и
работе с
литературой

2.Самостояте
льность в
организации
проектоисследователь
ской
деятельности.
 Знают технику
безопасности
при работе с
различными
материалами,
инструментами
и
приспособлени
ями;
 Освоили
технику
рисования
гуашевыми и
акварельными
красками
(умениют
смешивать
краски, чтобы
получить
новые цвета и
оттенки; легко
и уверенно
пользуются
кистью, умело
проводят
линии в разных
направлениях,
в декоративном
рисовании
создают
элементы узора
всем ворсом
кисти или ее

термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

Средний
уровень
(2 балла)

Средний
уровень
(2 балла)
Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

Высокий
уровень
(3 балла)

1-3
баллов

Средний
уровень
(2 балла)

Высокий
уровень
(3 балла

Высокий
уровень
(3 балла)

1-3
баллов

25

концом);
Умеют
использовать
средства
художественно
й
выразительност
и (цвет, линию,
форму, объём,
композицию и
т.д.) для
создания
посильного
образа.


ВЫВОД:

Низкий
уровень

1-3
баллов

Высокий
уровень

12. Методические материалы.
Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической
части. Теоретическая часть включает беседы, рассказы. При проведении занятий
используются дидактические материалы, наглядные пособия, презентации,
учебные фильмы. Практическая часть занятий проводиться либо в кабинете в
форме круглых столов, либо на местности с выполнением индивидуальных и
групповых заданий.
Во время практических методов обучения применяются следующие приемы:
постановка задания, планирование его выполнения, анализ итогов практической
работы.
При ведении занятий используются информационно – коммуникативные
технологии, технологии проблемного и диалогового обучения, технологии
личностно-ориентированного
и
игрового
обучения,
используются
интерактивны методики, проводиться рефлексия
Основной способ работы на начальном этапе – работа по представлению.
Определяющим направлением является эмоционально – образное решение.
Задания должны быть посильными и краткосрочными. Желательно
группировать учебные часы при выполнении задания. При утрате интереса
учащихся к выполнению планового задания преподаватель должен сменить
задание, сохраняя логику учебной задачи. Рекомендуется каждое задание
определять, как социальный заказ или подарок близким с соответствующим
оформлением, для воспитания у учащихся способности к активной и
продуктивной работе.
Дифференцированный подход к оценке деятельности каждого учащегося
с соблюдением требования приложить максимального усилия для выполнения
задач. Чёткая постановка учебной задачи стимулирует мотивацию учащихся к
качественному выполнению предложенного задания. Для более ясного
понимания характерных особенностей скульптуры как изобразительного
26

искусства желательно вводить задания по основам архитектурного и дизайн –
проекта.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
на
занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и
др.
Алгоритм учебного занятия.
Тема:
Дата проведения:
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационнаячасть.
2. Теоретическаячасть.
3. Практическаячасть.
4. Результативность.
5. Подведениеитоговзанятия.

27

Список литературы, рекомендуемый педагогам:
Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна.
Примерные программы для детских художественных школ и изобразительных
отделений детских школ искусств. Москва 2003
БаррингтонБарбер «Рисовать могут все!». Простые уроки для начинающих. -М.: РИПОЛ классик, 2014
Мосин И.Г. Большая иллюстрированная энциклопедия «Импрессионизм».—СП.: СЗКО, 2016
«Мастер – класс рисуем человека шаг за шагом». – М.: АСТ Астрель 2005г.
Список литературы, рекомендуемый, детям.
Антипова М.Г. «Школа рисования. Мир вокруг тебя.». – М.: ЭКСМО, 2015
Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью. Экспресс-кус: учимся
рисовать с нуля шаг за шагом. – М.: «ЭКСМО», 2013
«Мастер – класс рисунок карандашом шаг за шагом». – М.: АСТ Астрель 2005г.
Электронные источники:
Основырисованияfile:///C:/Users/Admin/Desktop/literatura_ris.html

28

Приложение 1.
14.Календарный учебный график программы «Объемная живопись».

№

Дата
план

1

Тема занятия

факт
«Беседа о живописных материалах,
о живописи.Организация работы»
Тестирование.
Мастер-класс «Ожившие сюжеты»

Кол-во
часов,прод
ол-ть
занятия.
2 часа,45
мин*2

Время
проведения
занятия.

Форма
занятия

Место
провед
ения.

Форма
контроля.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа45
мин*2

согласно
расписанию

групповая

_

3

«Познавательное мероприятие.
История исскуства для детей.»

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

МБУ ДО
«Детская
школа
искусств
Белоглин
ского
района»
МБУК
«Белогли
нская
поселенч
еская
детская
библиоте
ка»

4

« Осенние листочки. Симметрия»

6часов

групповая

ДТ

4.1

« Осенние листочки. Симметрия»
Клен.
« Осенние листочки. Симметрия»
Дуб,береза.
« Осенние листочки. Симметрия»
Рябина,осина.
«Пейзаж. В далеком космосе»

2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
4часа.

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

2

4.2
4.3
5

-.

Просмотр
работ.
Выставка
работ.
Выставка
работ.
_
29

групповая

ДТ

_

5.1

«Пейзаж. В далеком космосе»

5.2

«Пейзаж. В далеком космосе»

6

«Корабли на море»

6.1

6.3

«Корабли на море»
Парусник.
«Корабли на море»
Фрегат.
«Корабли на море»

7

«День и ночь»

7.1

«День и ночь»Передача тоновых и
цветовых отношений неба к земле.
«День и ночь»

6.2

7.2

2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
6часов
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
4часа.
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2

8

Познавательное мероприятие
«Художники Кубани»

9

«Зарисовка головы человека»

9.1

Зарисовка головы человека»
2часа,45
«Приобретение навыков смешивания мин.*2
красок и получение нежных

4часа

расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

групповая

МБУК
«Белогли
нская
поселенч
еская
детская
библиоте
ка»

Просмотр
работ.
_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
30

9.2

пастельных тонов.
«Зарисовка головы человека»

2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

МБУК
«Белогли
нская
поселенч
еская
детская
библиоте
ка»

групповая

ДТ

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2
12часов

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
_

10

Русский художник-живописец
Илья Ефимович Репин.

11

«Линейная зарисовка комнаты.
Наглядная перспектива»
«Линейная зарисовка комнаты.
Наглядная перспектива»Рассказ,
практическое занятие.
«Линейная зарисовка комнаты.
Наглядная перспектива»Анализ
перспективных сокращений в
зависимости от положения уровня
глаз рисующего.
«Линейная зарисовка комнаты.
Наглядная перспектива»Рисунок
комнаты.
«Линейная зарисовка комнаты.
Наглядная перспектива»
«Открытка. Котовасия»

8часов.

12.2

«Открытка. Котовасия»Рассказ,
практическое занятие.
«Открытка. Котовасия»

12.3

«Открытка. Котовасия»Беседа о

2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45

11.1
11.2

11.3
11.4
12
12.1

Просмотр
работ.
Анализ работ.

31

12.4
12.5
12.6
13
13.1
13.2

13.3
13.4

13.5
14
14.1

фактуре.
«Открытка.
Котовасия»Изображение котов.
«Открытка.
Котовасия»Особенности передачи
объема.
«Открытка.
Котовасия»Выполнение работы в
цвете.
Граттаж. Промежуточная
аттестация
Граттаж.
ПромежуточнаяаттестацияВыполн
ение композиции
Граттаж.
ПромежуточнаяаттестацияНанесен
ие рисунка: дельфин, рак, кит.
Граттаж.
ПромежуточнаяаттестацияРассказ,
практическое занятие.
Граттаж.
ПромежуточнаяаттестацияЗнакомст
во с техникой работы восковыми
мелками.
Граттаж.
ПромежуточнаяаттестацияРассказ,
практическое занятие.
«Новогодний камин»

мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2

расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

2часа,45
мин.*2
10часов.

«Новогодний камин»Рассказ,
практическое занятие.

2часа,45
мин.*2

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
Анализ работ.

групповая

ДТ

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

2часа,45
мин.*2

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

4часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

_
32

14.2
15
15.1
15.2
15.3
15.4
15.5
16
16.1
16.2
16.3
16.4
16.5
16.6

«Новогодний камин»Закраска
2часа,45
кирпичей разными тонами.
мин.*2
«Этюды животных Красной книги» 10Часов.

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

_

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
Выставка
работ.
-

групповая

ДТ

Анализ работ.
Просмотр
работ.
Просмотр
работ.

«Этюды животных Красной
книги»Знакомство с основными
пропорциями.
«Этюды животных Красной
книги»Зарисовка животного.
«Этюды животных Красной
книги»Выразительность силуэта.
«Этюды животных Красной
книги»Зарисовка животного.
«Этюды животных Красной книги»
Зарисовка животного.
«Цветы. Текстурная живопись »

2часа,45
мин.*2

«Цветы. Текстурная живопись
»Рассказ, практическое занятие.
«Цветы. Текстурная живопись
»Создание текстурной пасты.
«Цветы. Текстурная живопись
»Изучение правил нанесения
текстуры на картон.
«Цветы. Текстурная живопись
»Рисунок цветов.

2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

2часа,45

согласно

групповая

ДТ

«Цветы. Текстурная живопись
»Нанесение текстурной пасты на
рисунок.
«Цветы. Текстурная живопись
»Закраска фона. Роспись цветов.

2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2
2часа,45
мин.*2.
12часов.

Просмотр
33

17

Русский художник-живописец
Виктор Михайлович Васнецов.

18

«Пасхальные мотивы. Текстурная
живопись
«Пасхальные мотивы. Текстурная
живопись»Рассказ, практическое
занятие.
«Пасхальные мотивы.
ТекстурнаяживописьСоздание
текстурной пасты.
«Пасхальные мотивы.
ТекстурнаяживописьЗакрепление
знаний работы с текстурной пастой.
«Пасхальные мотивы.
ТекстурнаяживописьНанесение
текстурной пасты.
«Пасхальные мотивы.
ТекстурнаяживописьПасхальные
рисунки: корзинки с яйцами, кулич с
яйцами, пасхальный натюрморт.
Экскурсия «Белоглинский район в
годы ВОВ»

18.1
18.2
18.3
18.4
18.5

19

мин.*2.
2часа,45
мин.*2

расписанию
согласно
расписанию

12часов.

работ.
групповая

МБУК
«Белогли
нская
поселенч
еская
детская
библиоте
ка»

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

_

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

МБУК
Белоглин
ский
историкокраеведче
ский
музей

Анализ работ.

34

20

«Родные просторы»

20часов.

20.1

«Родные просторы»Рассказ,
практическое занятие.
«Родные просторы»Изучение быта
кубанских казаков, строение их
жилища, а также особенностей
красоты Краснодарского края.
«Родные просторы»Создание
персонажей и фона.
«Родные просторы»Выполнение
предварительного эскиза.
«Родные
просторы»Композиционные
зарисовки пространства с фигурами
людей.
«Родные просторы»Объединение
элементов изображения в
композицию.
«Родные просторы»Выполнение
пейзажа в цвете.
«Родные просторы»Выполнение в
цвете фигур людей.
«Родные просторы»Выполнение в
цвете жилища людей.
«Родные просторы»Прорисовка
деталей
«Фактурные деревья»
Промежуточная аттестация»
«Фактурные деревья»
Промежуточная

20.2

20.3
20.4
20.5

19.6
20.7
20.8
20.9
21
22
22.1

групповая

ДТ

2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Просмотр
работ
Анализ работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ

2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
Согласно
расписанию
согласно
расписанию

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ

2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.
2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Согласно
расписанию
согласно
расписанию
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

групповая

ДТ

Просмотр
работ
Просмотр
работ.
Просмотррабо
т.
Просмотр
работ.
Просмотр
работ.
35

22.2
22.3

22.4

22.5

22.6
22.7
22.8

22.9

аттестация»Выполнение
композиции
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Фактурные деревья.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Закрепление знаний о
декоративной живописи.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Изучение теплых и
холодных цветов.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Зарисовка группы
деревьев.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Стилизация неба.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Стилизация деревьев.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Закраска неба
холодными цветами.
«Фактурные деревья»
Промежуточная
аттестация»Закраска деревьев
теплыми цветами.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

2часа,45
мин.*2.

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Просмотр
работ

2часа,45
мин.*2.

согласно
расписанию

групповая

ДТ

Анализ работ.

36

23

«Фактурные деревья»
2часа,45
согласно
Промежуточная
мин.*2.
расписанию
аттестация»Прорисовка стволов и
веток черным цветом.
Итого:
144 часа
*
Календарный учебный график:
1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны;
1.2 продолжительность занятия:
- для очной формы обучения составляет 45 минут;
- для дистанционной формы обучения составляет 30 минут.

групповая

-

ДТ

Просмотр
работ
-

-

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».