МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", 1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530, 1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Дата: 2024.11.14 11:32:03 +03'00' 1 Содержание программы: 1. Титульный лист программы. 1.1 Нормативно- правовая база. Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 2. Пояснительная записка программы: 2.1. Направленность. 2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 2.3. Формы обучения. 2.4. Режим занятий. 2.5. Особенности организации образовательного процесса. 3. Цель и задачи программы. 4. Учебный план . 5. Содержание программы. 6. Планируемые результаты. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, Включающий формы аттестации». 7. Календарный учебный график. 8. Раздел программы «Воспитание». 9. Условия реализации программы. 10. Формы аттестации. 11. Оценочные материалы. 12. Методические материалы. Список литературы. Приложение 1. Приложение 2. 2 с. 1 с. 3-4. с.4. с.4. с.4-7. с.8. с .8. с.8. с.9-10. с.10-11. с.11-13. с.13-14. с.15-25. с.26-33. с.33-34. с.35-36. с.36. с.39-40. с.41. с. 28-33. с.37-39. Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.; 8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»; 9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04. 11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, 2024 г. 12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного 3 образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г. Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования. Введение 2.Пояснительная записка. Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность людей. Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования среды и самого себя в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульпторы, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае – центр композиции. 2.1.Направленность: художественная. 2.2.Новизна, актуальность педагогическая целесообразность программы. Целью обучения по данной программе является подготовка школьников к самостоятельному продумыванию и созданию окружения в полной гармонии со своим характером и интересами, т. е. вовлечения в дизайндеятельность, развитие стремления школьников к самосовершенствованию, что необходимо в любом виде творческой деятельности. Важным моментом программы является освоение учащимися истории родного края, этнического прошлого своего народа. Материал программы включает в себя знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и др.) на всех возрастных ступенях. В ходе занятий необходимо выделить разделы программы, обязательные с профессиональной точки зрения, такие, как : изучение цвета и света, формы, композиции, художественных выразительных средств и материалов, дизайна, изобразительного искусства, организацию пространства. В образе любого предмета тесно переплетаются между собой соотношения цвета, формы, материала. Материал – его поведение, фактура, плотность, упругость, гибкость, пластичность и другие качества – очень важен во всей художественно-практической деятельности. Особый акцент в обучении следует сделать на изучение композиции, ее закономерностей, отличие декоративной композиции от живописной, понимание цельности пространственной композиции. В процессе занятий школьники должны осваивать материальные, пластические, художественные средства изображения. На этапе знакомства с закономерностями построения композиции предполагается освоение ритма, пропорций, равновесия, 4 симметрии, контрастно-нюансной гаммы (И. Маца). Только изучив и поняв природу, ее цельность, взаимозависимость объектов природы, можно осознать, что искусство призвано выразить суть жизни, ее сложнейшую структуру, ее вечность. В этом случае уместно привести слова В. Фаворского: «Художественная правда родится при встрече художника с природой, от удивления перед природой, от пристрастия к ней, при цельном смотрении на натуру, когда раскрывается и музыка зрения, и живая цельность, и стройность натуры». Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет учащимся не только изучать углубленно различные техники исполнения, но и применять их используя комплексно, при создании конкретных рисунков используя оригинальные приемы, методы, педагогические технологии и всего того, что окружает нашу жизнь. Методическая система развития творческих способностей детей средствами изобразительного искусства в процессе создания творческих работ в условиях дополнительного образования, основана на глубоком изучении законов творчества с учетом индивидуально-психологических особенностей детей. Ведущая роль в этой системе отводится взаимодействию различных видов искусства, объединенных единой целью и результатом, включению разнообразных видов изобразительной и технической деятельности, использованию специальной системы заданий и упражнений, развивающих творческий потенциал ребенка. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, правилах рисования, красоте живой и неживой природы. Также новизна программы заключается в том, что данная программа впервые изучается на ознакомительном уровне в учреждении. Актуальность программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использование познавательных и воспитательных возможностей, предметов художественно эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Педагогическая целесообразность: программы заключается в том, что она помогает формировать у учащихся приемы рисования, понимание красоты природы, окружающего мира. Программа нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, ориентированной на культурные ценности. заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развития их творческих способностей, интересов детей и освоение ими художественного опыта 5 прошлого, выработке у школьников профессионального самоопределения. В совместной деятельности с педагогом учащиеся учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное руками. В результате обучения у детей происходит становление интеллектуальных, коммуникативных, мотивационных компонентов личности. Изменяются уровень их самоорганизации, способы понимания, общения. Из ведомого ребенок превращается в ведущего инициативного партнера, способного к широкому диалогу. Развитие творческих способностей является показателем высшей, развитой формы самоорганизации личности, без которой она не станет субъектом творческой деятельности. Дополнительная образовательная программа опирается на следующие педагогические принципы: • принцип доступности обучения – учет возрастных и индивидуальных особенностей; • принцип поэтапного углубления знаний –усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимся предыдущих заданий; • принцип комплексного развития – взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы; • принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности; • принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы. Отличительной особенностью данной программы является комплексность: в программе уделяется внимание художественному и эстетическому воспитанию, общечеловеческим ценностям. Дает возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить). Программа является интеграцией с рядом учебных предметов: изобразительное искусство, скульптура, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. В программе уделяется внимание художественному и эстетическому воспитанию, общечеловеческим ценностям. Адресат программы: Программа составлена для детей 7 – 12лет.В данном возрасте ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в 6 новой социальной роли - ученика. Это качество очень важно для формирования художественной культуры, творческого потенциала каждого ребенка: фантазии, наблюдательности. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии - возраст от 7 до 12 лет. Программа в том числе предназначена для детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся набираются по желанию. Сроки реализации программы и режим занятий. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа. Режим занятий- сокращение режима занятий с учетом использования технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно требованиям САН ПИН. Численный состав групп– 12 человек. 2.3Форма обучения – очная. Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Форум-занятия— дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные занятия — форма работы учащихся по определённым темам внутри одного пространства. Особенности организации образовательного процесса. Состав объединения постоянный. Формы организации деятельности обучающихся. - групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала. Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и практические, комбинированные, теоретические, игровые. Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно иллюстративные, репродуктивные. Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые. По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации, видеоуроки. 2.4Режим занятий, периодичность и продолжительность: Уровень программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа базового уровня, рассчитана на 144 часа обучения по очной форме, режим занятий–2 раза в неделю по 2 часа по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания помещения. 7 Формы обучения. Основной формой организации образовательного процесса в объединении является занятие. Занятия в объединениях проводятся согласно расписанию, утвержденному руководителем учреждения МБУДО ДТ «Дом творчества Белоглинского района» с учетом мнения родителей. Форма обучения: Форма обучения в объединении – очная. Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий. 2.5.Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка. Программа обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. 3.Цель и задачи программы. Цель данной программы: приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественноорганизованного пространства, оказывать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Формирование индивидуальности ребенка, всестороннее развитие, художественно-эстетическое воспитание: изобразительное развитие личности ребёнка через обучение его законам гармонии и композиции и раскрытие творческих способностей детей. Приобщение к декоративно-прикладному искусству, чувству красоты и стиля. Задачи: Предметные: -владеть основными и составными цветами; -знать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись. - изобразительные основы декоративных элементов; - материалы и технические приемы оформления; - знать названия инструментов, приспособлений; - формировать у обучающихся полноценное представление о современном мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. 8 - формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами. Метапредметные: - пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами, знать правила построения композиции; - должны владеть методом конструктивного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы, уметь изображать объем предметов с помощью светотени; Личностные: - выполнять рисунки сложной формы, применяя собственную фантазию, творческое воображение, свои конструкторские находки; - должны владеть методом конструктивного построения предметов, знать уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения, полученные на первом году обучения. - уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения. - формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность; -передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; -владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом; -проявлять интерес к первым творческим успехам своих товарищей; творчески проявлять интерес к окружающей жизни.-сформировать профессионально-ориентированную личность. - развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно. 4.Учебный план. № 1. 2. Количество часов учебных занятий Всего Практ Форма Теория ика контроля Наименование разделов, тем Введение в программу. Знакомство с программой. Особенности обучения в изостудии. Правила техники безопасности . 2 2 9 2 1 1 - 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Беседа «Мир профессий». 2 1 1 - Королева Живопись Гармония цвета. Контраст цвета. Цветные кляксы. Азбука рисования.Пропорции. Плоскостное и объёмное изображение. Рисование с натуры и по памяти. Пейзаж. Образ дерева. Живописная связь неба и земли. Времена года. Бумажная пластика.Полуплоскостные изделия. Объёмные композиции. Сувенирные открытки. Азы композиции. Линия горизонта. Композиционный центр. Ритм и движение. Дизайн. Карнавальные маски. Фантазийные шляпы. 36 18 18 Просмотр работ. - 10. Итоговое занятие, выставка работ. 11. Итого: 20 10 10 Анализ работ. - 28 14 14 Просмотр работ. - 16 8 8 Просмотр работ. 20 10 10 Анализ работ. 16 8 8 2 2 - 144 74 70 Тестирова ние Анализ работ 5.Содержание программы. Тема 1. Введение в программу. Тема 2. Правила техники безопасности в изостудии. (2часа) Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Особенности обучения. Обсуждение учебного плана. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Тема3. Беседа «Мир профессий» Тема4. Королева Живопись.(34 часа) Основы цветоведения. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка». Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. 10 Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок». Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо». Тема 5.Викторина «Мир профессий». Тема 6. Азбука рисования. Пропорции. Пропорции – соотношение частей по величине. Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор». Рисование с натуры и по памяти. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти. Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц». Тема 7. Пейзаж. Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка». Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения. Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк». Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима». Тема 8. Бумажная пластика. 11 Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Полуплоскостные изделия. Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир». Объёмные композиции. Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик». Сувенирные открытки. Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка». Тема9. Азы композиции. Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). Линия горизонта. Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц». . Композиционный центр. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка». Ритм и движение. Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции. Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». Тема 10. Дизайн.(16 часов) Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. Карнавальные маски. Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои». Фантазийные шляпы. Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп. 12 Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпааквариум» Тема 11.Онлайн экскурсия «Все работы хороши, выбирай на вкус» Тема 12. Итоговое занятие. Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение. 6. Планируемые результаты. Предметные: -владеть основными и составными цветами; -знать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, пятно, рельеф, роспись. - овладеть изобразительными основами декоративных элементов; - знать материалы и технические приемы оформления, названия инструментов, приспособлений. -приобрести знания об профессиях, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета. -сформировано у обучающихся полноценное представление о современном мире художественных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. Метапредметные: - пользоваться инструментами: карандашом, кистью, палитрой; - полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; - подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; - владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением; - моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм; - пользоваться материалами. Личностные: - овладеть правилами построения композиции; - выполнять рисунки сложной формы, применяя собственную фантазию, творческое воображение, свои конструкторские находки; - владеть методом конструктивного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы, уметь изображать объем предметов с помощью светотени; - уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения. - формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; - воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность; -передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе; -владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом; 13 -проявлять интерес к первым творческим успехам своих товарищей; -творчески проявлять интерес к окружающей жизни. - сформировать профессионально- ориентированную личность. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 7.Календарный учебный график базовой программы «Юный художник». 8.Раздел программы «Воспитание». Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; -информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству, применение полученных знаний; - организация активностей детей, их ответственного поведения; -создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе: Основные целевые ориентиры направлены на: -формирование и развитие личностного отношения детей к изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; 14 приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности, - применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Формы и методы воспитания: Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: - метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - метод упражнений (приучения); -методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); - метод переключения в деятельности; -методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с 15 нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. Календарный план воспитательной работы № п/п 1. 2. Практический результат и информационный Название события, Форма продукт, Сроки мероприятия проведения иллюстрирующий успешное достижение цели события Акция «День открытых 2 выставка, Фотоотчет о мастердверей. Ждем вас в стране сентября мастерклассе. Заметка на творчества». классы сайте учреждения. (экскурсия по кабинетам творческих объединений Дома творчества; выставка детских работ по ДПТ и ИЗО) День воинской славы 3 беседы, Фотоотчет. России: окончание Второй сентября мероприятие мировой войны (1945). 2024 День солидарности в борьбе с терроризмом. 16 3. Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Мой любимый Учитель». День воинской славы России: День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812). Международный день грамотности 4. Беседа о выстраивании корректных отношений с детьми (воспитание толерантности). 5. Оперативнопрофилактическое мероприятие «Безопасное детство» («Безопасная дорога, «Безопасность в быту», Акция «Обозначь себя!» (применение световозвращающих элементов). Познавательное мероприятие«Правила дорожного движения достойны уважения!» 6. День воинской славы России: День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380). Международный день мира. 7.. Мастер - классы для родителей: «Как помочь детям во время самостоятельных занятий», «Как оформить сентябрь конкурс сентябрь беседа сентябрь беседа сентябрь беседы, мероприятие октябрь мастерклассы Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет. Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка на сайте учреждения. сентябрь беседы, Фотоотчет о мероприятие проведенных мероприятиях. Заметка на сайте учреждении. 17 Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на сайте учреждения творческую. 8. Цикл мероприятий, октябрь выставка, Фотоотчет о посвященных классный час проведенных освобождению мероприятиях. Краснодарского края и Заметка на сайте завершению битвы за учреждения. Кавказ (тематические выставки; классные часы и открытые тематические занятия). 9. Цикл- онлайн событий Октябрь ОнлайнФотоотчет.Заметка «День народного флешмоб на сайте учреждения. единства»-Кубань«Искусство территория объединяет». 10. Цикл мероприятий в дни ноябрь занятия, Фотоотчет об осенних каникул ( выставка участии (победе) в онлайн-выставка работ конкурсе. Заметка на ИЗО и ДПТ сайте учреждения. «Осенний серпантин», конкурс «Мое фотопутешествие - 2024» 11. Участие в муниципальном ноябрь занятия, Фотоотчет об этапе краевого конкурса выставка участии (победе) в ИЗО и ДПТ конкурсе. Заметка на «Моей любимой маме» сайте учреждения. День воинской славы декабрь беседы, Фотоотчет России: мероприятие День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941). 13. Мероприятие, декабрь занятия, Фотоотчет о приуроченное к выставка проведенном празднованию Нового года. занятии. Заметка на Акция «Сделай свою сайте учреждени. новогоднюю игрушку» 14. Развлекательно – декабрь мероприятия Фото- и познавательное видеоматериалы мероприятие с выступлением 12. 18 «Чудеса под Новый год», посвященное празднованию Нового года; Челлендж «Новый год уже в пути! Ждем его, с тобой и мы!» 15. Мероприятия в дни зимних январь каникул: Зимняя тематическая площадка «В гостях у Нового года» 16. День 2. Тематическая 02.01.2025 площадка «В гостях у Нового года» -Интерактивная игра «Эти старые добрые сказки» -Мастер- классы по ДПТ «Новогодние сувениры» детей мастерклассы Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на сайте учреждения. мастерклассы Фотоотчет. 17. Акция«Мир начинается с тебя» (посылка солдату). февраль акция Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. 18. Мастер-класс: создание февраль мастер-класс Фотоотчет о мастерсимвола к празднику классе. Заметка на «Масленица» сайте учреждения. 19. Цикл мероприятий военно- февраль Участие Фотоотчет об патриотического выставке и в олимпиаде. направления: викторине. Заметка на сайте -Викторина «Этих дней не учреждения. смолкнет слава» -Выставка макетов военной техники, изготовленной руками детей. 20. Праздничный концерт «В этот день, весной согретый, все цветы, улыбки – вам!», приуроченный к Международному Женскому Дню 8 марта 21. Участие в муниципальном этапе краевого фестиваля – конкурса март концерт Фото- и видеоматериалы с выступлением детей. март конкурс Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на 19 Большого Всероссийского фестиваля «Наследники традиций». 22. Акция апрель «Добро и помощь не терпят промедления». 23. Участие во Всероссийских май акциях: «Письмо ветерану», «Спасибо деду за Победу!» , «Георгиевская лента", «Согреваем сердца ветеранам», посвященные Дню Великой Победы 24. Творческий отчет- концерт май коллективов Дома творчества, выставка работ: «Искры творчества: наши яркие и талантливые дети». сайте учреждения. акция акции Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка на сайте учреждения. выставка Фото- и видеоматериалы Выставки. 9.Условия реализации программы. Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей программы необходимо: Материально-техническое обеспечение: - помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для педагога; - необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей. Информационное обеспечение: - специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, презентациями, мастер– классами, специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные карты, картины-образцы ). Описание условий для реализации программы. Учебно-методический комплекс I. Учебные и методические пособия: Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы). II. Материалы из опыта работы педагога: Дидактические материалы: Альбом лучших работ детей. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний. Методические разработки: 20 Интернет сайт Компьютерные презентации: – Презентация «Безопасные уроки»-создана самостоятельно. Альбом для лучших работ. Конверты для незаконченных работ Кисти разной нумерации. Бумага для акварели. Цветные мелки Палитра Треугольники. Простые карандаши. Цветные карандаши. Ластики. Фломастеры. Трафареты с кругами. Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам. Стаканчики для воды Экспонаты для натюрмортов. Гелевые ручки. Бумажные салфетки. Занятия проходят в кабинете, который оснащен партами и стульями с возможностью регулировать высоту (нормы САНПиН), доской, телевизором, ноутбуком (с выходом в интернет), колонками. Демонстрационный материал- в наличии, дидактический материал -в наличии, раздаточный материал – в наличии. Педагог использует здоровьесберегающие технологии, информационнокоммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, технологии проектной деятельности Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование, либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 10. Форма аттестации. Проведение итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» проводится с целью 21 установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления данной программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, фото, отзывы детей и родителей, сертификаты и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, аналитическая справка, открытое занятие и др. Формы контроля и подведение итогов работы. По окончании изучения программы, учащиеся оформляют выставку работ по итогам прохождения объемных тем. Формы фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, протоколы диагностики, свидетельство (сертификаты). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка работ. Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий уровень). Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга и оформляется в диагностической карте. Проведение итоговой аттестации по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» проводится с целью установления соответствия результатов освоения данной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия процесса организации и осуществления данной программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, ., материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, , фото, отзывы детей и родителей, сертификаты и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики, аналитическая справка, открытое занятие и др. Объектом оценивания является рисунок созданный каждым воспитанником. Требования к объекту оценивания. Законченный рисунок, выполнен самостоятельно. Соблюдение техники безопасности при работе над объектом. Критерии оценивания. 22 Критерий - наклейка-смайлик. Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески- он получает .Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид рисунка аккуратный, воспитанник получает смайлик с улыбкой Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; рисунок оформлен небрежно или не закончен в срок- воспитанник получает удивленный смайлик. Если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, рисунок оформлен небрежно и имеет незавершенный вид, воспитанник получает смайлик-обижалку. Педагог ведет дневник педагогических наблюдений в форме таблицы, где фиксирует достижения воспитанника в форме смайликов, которые расшифровывает в баллах. Смайлик с улыбкой – 3 балла. Удивленный смайлик – 2 балла. Смайлик-обижалка-1 балл. Процедура оценивания: оценивание происходит в конце каждого занятия. На итоговом занятии воспитанники демонстрируют альбом со своими работами, защищают его. 11. Оценочные материалы. Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка, применяя диагностические материалы. -Диагностическая карта теоретической и практической подготовки воспитанников, заполняются отдельно по каждой группе (приложение); -Диагностическая карта личностного развития воспитанников заполняются отдельно по каждой группе. Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения» Учащегося ____________________________________________ ФИО По программе _________________________________________ Срок обучения: 1 год (144ч.) Планируем ые результаты Критерий Степень выраженности оцениваемого качества 23 На начало обучения (вводный - Окончан ие 1 модуля (декабрь На конец обучения(о кончание 2 модуля и Предметный 1.Знание результат понятийного аппарата используемо го при реализации программы Высокий уровень (3.б) Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Средний уровень (2.б) Учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой 2.Владение Высокий уровень (3.б) объемом Учащийся знает понятия и знаний, термины, предусмотренные предусмотре программой. нных Средний уровень (2.б) программой Учащийся владеет ½ объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой. пользоватьс Высокий уровень (3.б) я Учащийся знает понятия и инструмента термины, предусмотренные ми: программой. карандашом, Средний уровень (2.б) кистью, Учащийся владеет ½ палитрой; объемом знаний, - полностью предусмотренных использоват программой ь площадь Низкий уровень(1.б) листа, Учащийся владеет менее крупно чем ½ объемом знаний, изображать предусмотренных предметы; программой. - подбирать краски в соответстви и с настроением рисунка; моделироват ь 24 сентябрь) итоговый май ) Низкий уровень (1балл) Высокий уровень (3 балла) Низкий уровень (1балл) 1-3 баллов 1-3 баллов Низкий уровень (1балл) Высокий уровень (3 балла) Высокий уровень (3 балла) 1-3 баллов художествен но выразительн ые формы геометричес ких и растительны х форм; ВЫВОД: Метапредме тный результат. 1.Самостоят ельность в подборе и работе с литературой 2.Самостоят ельность в организации проектоисследовате льской деятельност и. - овладеть правилами построения композиции; - выполнять рисунки сложной формы, применяя собственную фантазию, творческое воображение , свои конструктор ские находки; владеть Низкий уровень 1-3 баллов Высокий уровень (3.б) Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Средний Средний уровень (2.б) уровень Учащийся владеет ½ (2 балла) объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой. 1-3 баллов Средний уровень (2 балла) 1-3 баллов Высокий уровень (3.б) Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Низкий Средний уровень (2.б) уровень Учащийся владеет ½ (1балл) объемом знаний, предусмотренных программой Низкий уровень(1.б) Учащийся владеет менее чем ½ объемом знаний, предусмотренных программой. 25 Высокий уровень Высокий уровень (3 балла) Высокий уровень (3 балла Высокий уровень (3 балла) 1-3 баллов методом конструктив ного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы , уметь изображать объем предметов с помощью светотени; уметь воплощать задуманное в своей работе, используя знания и умения. ВЫВОД: Низкий уровень 1-3 баллов Высокий уровень 12. Методические материалы. При реализации программы использованы образовательные технологии: технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии. Основной способ работы на начальном этапе – работа по представлению. Определяющим направлением является эмоционально – образное решение. Задания должны быть посильными и краткосрочными. Желательно группировать учебные часы при выполнении задания. При утрате интереса учащихся к выполнению планового задания преподаватель должен сменить задание, сохраняя логику учебной задачи. Рекомендуется каждое задание определять, как социальный заказ или подарок близким с соответствующим оформлением, для воспитания у учащихся способности к активной и продуктивной работе. Дифференцированный подход к оценке деятельности каждого учащегося с соблюдением требования приложить максимального усилия для выполнения задач. Чёткая постановка учебной задачи стимулирует мотивацию учащихся к качественному выполнению предложенного задания. Для более ясного понимания характерных особенностей скульптуры как изобразительного искусства желательно вводить задания по основам архитектурного и дизайн – проекта. 26 В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся назанятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; •индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • групповой - организация работы в группах; • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. Алгоритм учебного занятия. Тема: Дата проведения: Средства обучения: Методы обучения: Форма проведения: Цель занятия: Задачи занятия: Ход занятия: 1. Организационная часть. 2. Теоретическая часть. 3. Практическая часть. 4. Результативность. 5. Подведение итогов занятия. Список литературы. Список литературы, рекомендуемый педагогу: 1. Пленер. Практика Провсвещение.1984г. 112с. по изобразительному 27 искусству., М. 2. Ростовцев Н.И.История методов обучения рисованию,М.1982г. 240 с. 3. Кузьмина М.Т. История зарубежного искусства.М. изобразительное искусство,1983г. 488с. 4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск1. М. Искусство,1985г. 319 с. Список литературы, рекомендуемый для учащихся. 1. Платонова Н. Энциклопедический словарь юного художника., М. Педагогика,1983г.416с. 2. Самоучитель по рисованию «Шаг за шагом» А. Тихонович, издательство «Питер» 2011г.. Электронные источники: Основырисованияfile:///C:/Users/Admin/Desktop/literatura_ris.html 28 Приложение 1. 29 Дата № план Тема занятия факт 1 Знакомство с программой 2 Знакомство с программой. Особенности обучения в изостудии. Правила техники безопасности . 2.1 2.2 3 Правила техники безопасности в изостудии. Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Особенности обучения. Беседа «Мир профессий» Королева живопись. Кол-во Время проведения часов,продолжите занятия льность занятия Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 36 часов Согласно расписанию Согласно расписанию 3.1 Основы цветоведения. Гармония цвета. Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом». 4 часа, 45 мин.*4 Согласно расписанию 3.2 Теплые цвета «Дары осени» Согласно расписанию 3.3 Холодные цвета «Зимняя сказка» 3.4 Смешивание красок «Праздничный букет» 3.5 Викторина «Мир профессий» 4 часа, 45 мин.*4 4 часа, 45 мин.*4 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 30 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию 3.5 Контраст цвета. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного. 4 часа, 45 мин.*4 Согласно расписанию 3.6 «Огни цирка».(рисунок акварелью) Согласно расписанию 3.7 «Сказочная птица».(рисунок акварелью). 3.8 «Теремок».(рисунок акварелью) 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 3.9 Цветные кляксы. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна. 4 часа, 45 мин.*4 Согласно расписанию «Цветные сны» (рисунок гуашью) Согласно расписанию Азбука рисования. 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 20 часов, Пропорции. 2 часа, Согласно расписанию 4 4.1 «Волшебные бабочки» (рисунок гуашью) 4.2 «Чудо-юдо».(рисунок гуашью) 5 5.1 31 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Пропорции – соотношение частей по величине.(большое маленькое) 45 мин.*2 5.2 Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник). 4 часа, 45 мин.*4 Согласно расписанию 5.3 «Геометрический коврик»(рисунок акварелью) Согласно расписанию 5.4 «Эскиз витража»(рисунок акварелью) 5.5 «Любимые игрушки»(рисунок акварелью) 5.6 «Конструктор»(рисунок акварелью) 5.7 Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование по памяти. 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 5.8 «Зарисовки предметов быта»(рисование по памяти) Согласно расписанию 5.9 «Зарисовки чучела птиц».(рисование с натуры) Пейзаж. 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 28 часов, Работа над пейзажем как средство воспитания 2 часа, Согласно расписанию 6 6.1 32 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию эстетического отношения к природе, умения видеть её. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник). 45 мин.*2 4 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 6.4 «Грустное и весёлое дерево»(рисунок ) Согласно расписанию 6.5 «Старая и молодая берёзка»(рисунок) 6.6 «Древо жизни»(рисунок) 6.7 Живописная связь неба и земли. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.» Лесная тропинка» 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 4 часа, 45 мин.*2 6.8 «Закат»(рисунок) Согласно расписанию 6.9 «Хмурый лес»( рисунок) 2 часа, 45 мин.*2 2 часа 45ми.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 6.2 6.3 7 7.1 «Солнечный денёк».(рисунок) Времена года. Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года. Практическое занятие. Примерные задания: «Царство 33 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию 7.2 8 8.1 9 9.1 9.2 9.3 осеннего леса». «Хрустальная зима».(рисунок) Бумажная пластика. Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие. Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне. «Лесное кружево» аппликация. «Подводный мир» аппликация. Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм. «Ваза с фруктами», «Снеговик»(объемная аппликация) 9.5 Сувенирные открытки. Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание) «Новогодняя открытка» «Открытка для мамы».(аппликация) 9.6 «Поздравительная открытка».(аппликация) 9.4 34 2 часа, 45 мин.*2 16 часов, Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Азы композиции. 20 часов Согласно расписанию 10.1 Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа). 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 10.2 Линия горизонта. Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей. 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 10.1 «Восход солнца»(рисунок) Согласно расписанию 10.2 «Полёт птиц»(рисунок) 10.3 Композиционный центр. Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника. «Мой любимый цветок» (рисунок) 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 4 часа, 45 мин.*2 10.4 «На берегу моря», (рисунок) Согласно расписанию 10.5 «Моя любимая сказка»(рисунок) 10.6 «Ночной город»(рисунок) 10.7 Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 45 мин.*2 2 часа, 10 35 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию ритмических пятен для передачи движения в композиции. Практическое занятие.игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки». 45 мин.*2 11. Дизайн. 14 часов, Согласно расписанию 11.1 Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету. 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 11.2 Карнавальные маски. Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок. 2 часа, 45 мин.*2 Согласно расписанию 11.3 «Сказочные герои».(изготовление масок) заяц Согласно расписанию 11.4 11.5 «Сказочные герои».(изготовление масок)индеец Фантазийные шляпы. Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп. «Шляпа-сад». 2 часа, 45 мин.*2 2 часа,45 мин.*2 4 часа, 45 мин.*2 11.6 «Шляпа-аквариум» Согласно расписанию 11.7 Онлайн экскурсия «Все работы хороши - выбирай на вкус». 2часа, 45 мин.*2 2часа, 45 мин.*2 36 Согласно расписанию Согласно расписанию Согласно расписанию Итоговое занятие. Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение. 12 144 часа. Итого: 13 2 часа, 45 мин.*2 * Календарный учебный график: 1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны; 1.2 продолжительность занятия: - для очной формы обучения составляет 45 минут; - для дистанционной формы обучения составляет 30 минут. 37 Согласно расписанию