МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", 1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530, 1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА" Дата: 2024.11.14 10:40:40 +03'00' Дата: 2024.11.1 4 10:36:49 +03'00' Содержание программы: 1. Титульный лист программы. 1.1 Нормативно- правовая база. Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты». 2. Пояснительная записка программы: с. -1 с.- 3 с.-5 2.1. Направленность. с.-5 2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. 2.3. Формы обучения. с.5-6. с.7. 2.4. 2.5. 3. 4. 5. 6. Режим занятий. Особенности организации образовательного процесса. Цель и задачи программы. Учебный план. Содержание программы. Планируемые результаты. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, Включающий формы аттестации». 7. Календарный учебный график. 8. Раздел программы «Воспитание». 9. Условия реализации программы. 10. Формы аттестации. 11. Оценочные материалы. 12. Методические материалы. Список литературы. Приложение. с .7 с.7. с.7-8 с.8-9. с.9-11 с.1112 с.1314 с.1517 с.1820 с.2021 с.2224 с.2526 с.26 1.1 Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); 2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г №629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.; 8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»; 9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование». 10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04. 11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, 2024 г. 12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г. Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты. Введение. Программа «Веселые нотки» - модифицированная, которая имеет базовый уровень и относится к художественной направленности. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное бытие, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека. Пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. 2.Пояснительная записка. 2.1 Программа художественной направленности, модифицированная. 2.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» реализуется в художественной направленности, так как способствует развитию творческих способностей учащихся посредством музыкального искусства, даёт возможность воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на активизацию интереса учащихся к эстрадному искусству, способствует раскрытию творческого потенциала, позволяет реализовать желание учащихся научиться правильно и красиво петь. Кроме того, в реализации программы «Веселые нотки» заинтересованы не только родители, но и учителя, так как посещение вокального коллектива даёт возможность учащимся проявить свои творческие способности в школьных мероприятиях. Новизна программы «Веселые нотки» заключается в том, что используется комплексный подход в обучении эстрадному вокалу: развитие певческого голоса, а также овладение навыками эстрадного сценического искусства и актерского мастерства. Программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки» обусловлена тем, что занятия пением развивают художественные способности, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние учащихся. Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством дает возможность творческой самореализации учащегося. Отличительной особенностью образовательной программы «Веселые нотки» является то, что эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим или классическим вокалом и народным вокалом. Задача эстрадного певца заключается в поиске своего оригинального звука, своей собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а также сценического образа. Следовательно, основной спецификой эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки» построено на широком использовании методик, связанных с включением в темы разнообразных игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у обучающихся мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, в результате чего каждый, независимо от своих способностей, ощущает себя настоящим артистом. Адресат программы: Адресатом программы «Веселые нотки» являются учащиеся 6-18 лет, не имеющие противопоказаний по здоровью, всесторонне развитые, усидчивые, имеющие спокойный характер, но при этом активны в творческой деятельности. Программа в том числе предназначена для детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Обучающиеся набираются по желанию. Группы формируются по итогам прослушивания из одновозрастных учащихся, имеющих общий круг интересов и обладающих вокальными способностями. Наполняемость 12 человек. Сроки реализации программы и режим занятий. Данная программа рассчитана на 1год – 144часа обучения. Занятия в группе проходят 4 часа в неделю: по 2 академических часа (45мин. х2) 2 раза в неделю. Режим занятий - сокращение режима занятий с учетом использования технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно требованиям САН ПИН. Численный состав групп– 12 человек. Форма обучения – очная. Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Формы занятий: дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные занятия — форма работы учащихся по определённым темам внутри одного пространства. Особенности организации образовательного процесса. Состав объединения постоянный. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки» имеет базовый уровень освоения и направлена на формирование знаний и развитие практических навыков вокального или исполнительского мастерства. Формы организации деятельности обучающихся - групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала. Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и практические, комбинированные, теоретические, игровые. Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно - иллюстративные, репродуктивные. Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые. По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации, видеоуроки. Для реализации учебного плана по программе «Веселые нотки» формируются группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом коллектива. Занятия проходят в виде практических занятий, мастер – классов, концертов, творческих отчётов. По форме организации учебного процесса делятся на групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия предусмотрены для более способных учащихся, а также для тех, у кого есть проблемы со слухом, интонацией, дикцией. Данная программа является базовой и предполагает дальнейшую реализацию по углублённой программе «Индиго». 3. Цель и задачи программы. Цель программы - развитие творческой, активной личности, способной к раскрытию своих возможностей, к самовыражению через овладение основами вокального искусства, содействие развитию у учащихся деятельностной компетенции через знакомство с основами вокального мастерства. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Задачи программы: Предметные: - развитие природных вокальных данных обучаемого, овладение первоначальными певческими навыками; - обучение технике вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, четкая и ясная артикуляция, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона); -обучение первоначальным навыкам художественной выразительности исполнения; - обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном. –формирование у обучающихся полноценного представления в современном мире профессий художественной направленности, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностей современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. - формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами. Личностные: -воспитание эстетического вкуса учащихся; - воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом; - воспитание чувства коллективизма; -формирование воли, дисциплинированности, взаимодействия с партнёрами. -формирование профессионально-ориентированной личности; - развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять задания самостоятельно. Метапредметные: - развитие внимательности, самодисциплины; - формирование умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач; - приобретение умений адекватно оценивать уровень своих знаний и умений; - формирование умений поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; - развитие умения слушать, высказывать суждения и оценки. 4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 модуль «Формирование певческих навыков» Таблица 1 № п/п 1 2 Название раз- Количество часов дела, темы всего теория практика Приветствие. Правила поведения на занятии. Формирование певческих навыков, певческая установка. 2 2 Формы контроля 0 Практическая работа, контрольный срез. 18 4 14 Практическая работа, контрольный срез. 3 4 5 6 7 8 Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального слуха. Элементы музыкального языка. Динамика, темп, лад. Знакомство с различной манерой пения. 12 2 12 Практическая работа, контрольный срез. 6 2 4 Практическая работа, контрольный срез. 6 2 4 Знакомство с музыкальными терминами: дирижер, композитор, исполнитель, слушатель Вокальные навыки. 4 2 2 Практическая работа, определение уровня освоения учебного материала, зачет. Практическая работа, контрольный срез. 14 2 12 10 2 8 Использование вокальных навыков. Итого: Практическая работа, определение уровня освоения учебного материала, зачет. Беседы, контрольный срез. 68 2 модуль «Вокально-хоровая работа» Таблица 2 № п/ п 1 2 3 Название раз- Количество часов дела, темы всего теория практика Артикуляция. Приложение №1 Музыкальновыразительные средства. Вокальнохоровая работа. 14 2 12 4 2 2 46 2 44 Формы контроля Практическая работа, зачет. Практическая работа, зачет. Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет. 4 Звуковая аппаратура. Итого: 12 76 2 10 Практическая работа, зачет. 8 68 5.Содержание программы. 1 модуль «Формирование певческих навыков» 1.Приветствие. Правила поведения на занятии (2ч.). Теория. Рассказ о правилах поведения на занятии. Знакомство детей с положением корпуса во время пения (певческая установка), творческими планами на год. Практика. Исполнение педагогом песни Л. Абелян «Петь приятно и удобно» о положении корпуса во время пения. Стихотворение В. Степанова «Голос». Разучивание артикуляционной гимнастики «Как мастер язычок делал ремонт», исполнение детьми знакомых и любимых песен. 1. Формирование певческих навыков. Певческая установка (18 ч.). Теория Знакомство с правильной постановкой корпуса при пении. Знакомство с устройством певческого аппарата: голосовой, дыхательный, артикуляционный. Знакомство с основными навыками вокально-хоровой работы, дыханием, дикцией, артикуляцией. Виды певческого дыхания. Техника речи и вокальная дикция. Музыкальный слух. Практика Освоение процесса возникновения певческого звука. Выявление музыкальных способностей каждого ребенка с помощью попевок ( «Светит солнышко...», «Ёжик бегал по дорожке...» и т.д. Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального слуха. Распевание. Элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое: - правильная постановка корпуса при пении; - певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха; - правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; - слуховое осознание чистой интонации; Дыхательная гимнастика И. Стрельниковой. Выразительное чтение стихов, проговаривание скороговорок в быстром темпе для отработки дикции. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Пение популярных детских песен. Формы контроля Практическая работа, контрольный срез. 2. Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального слуха (12 ч.). Теория "Певческая деятельность" - это важнейший вид музыкальной деятельности, который вызывает положительные эмоции, способствует развитию интеллектуальных возможностей, практического опыта. Участие детей в музыкальной жизни, деятельности станет разнообразнее и интереснее. Ребенок, посещая занятия, сможет реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение нежности и полезности, своего творческого "Я". Важно поддерживать и развивать творчество детей, их таланта. Расширять культурное пространство ребенка, содействуя воспитанию "культурной одаренности", стимулируя к творчеству. Вокальное объединение может стать стартовой творческой площадкой, настоящей культуры воспитания детей и юношества. Практика Примером универсальности приемов несомненно является "концентрический" метод М.Глинки. Он включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М.И. Глинкой для систематического их использования из года в год. В них были представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова: 1. Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных (или центральных) звуков. 2.Объем (диапазон голоса) в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) - всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов - октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения. 3. Работать постепенно, без торопливости. 4. Ни в коем случае не допускать форсирования звучания. 5. Петь следует на умеренном звучании. 6. Наибольшее внимание необходимо уделять качеству звучания и свободе при пении. 7. Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне. 8. Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания. В практической работе с детьми знание их голосовых возможностей в отношении звукового диапазона, умение грамотно его определить имеет первостепенное значение для правильной организации вокальной работы. Во-первых, необходимо отыскать в голосе ученика "примарные тоны", которые совпадают с тонами его спокойной речи. Во-вторых, следует закрепиться на этой примарной для данного ученика высоте, попросив его протянуть подольше какую-то гласную отдельно или стоящую под ударением в каком-нибудь слове. В-третьих, используя элементарную попевку, например из трех ступеней вверх и вниз на слог ля, лё, повторять её по полутонам вверх до тех пор, пока у ребенка не появится затруднение при ее исполнении. Появление избыточного напряжения в голосе - признак верхней границы его звуковысотного диапазона. Затем, нужно прослушать звучание его голоса на тонах, расположенных ниже его примарной зоны. Одним из видов работы по развитию вокальных навыков являются распевания. Распевания состоят из специальных вокальных упражнений и представляют собой материал, на котором у поющих целенаправленно развиваются опреде- ленные качества певческого голоса. Распевания поются в начале урока и выполняют также функцию настройки, подготовки голосового аппарата к работе над репертуаром. К самим распеваниям, к их отбору могут быть предъявлены определенные требования. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что особенно важно при коллективных, хоровых занятиях. Во-вторых, принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приемов, используемых педагогом из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов. 3. Элементы музыкального языка. Динамика, темп, лад (6ч.). Теория. Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом; динамики - как громкости звучания музыки, соответствие динамики и образа музыкального произведения. Беседа о минорном и мажорном ладе в песне, о том, как лад влияет на настроение и характер песни. Практика. Определение на слух темпа произведения (быстро-умеренно-медленно). Движения в разных темпах. Использования понятия «темп» в других темах. Определение на слух р и f. Сочинение песенок в разной динамике на заданный текст. Динамические игры. Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст. Исполнение песни Е. Попляновой «Два утенка». Чтение стихотворения «Сеньор Мажор и сеньор Минор». Теория История вокальной музыки. Разновидности вокальных жанров. Практика Прослушивание аудиозаписей и просмотр видео с концертными выступлениями различных вокальных ансамблей и солистов-вокалистов, анализ их творчества. Формы контроля Беседы, контрольный срез. 5.Знакомство с различной манерой пения ( 6ч.) . Теория Программа имеет четырехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру. Пение как вид музыкальной деятельности. Содержание занятий направлено на общую подготовку учащихся к вокальной деятельности. Знакомство с происхождением звуков, звукосочетаний, ритма, темпа. Работа направлена на формирование звуков речи и пения, на развитие навыка резонирования звука, формирование высокой певческой форманты. В течение учебного года дети знакомятся с типом звуковедения, ансамблевого и кантиленного пения. История происхождения пения как вида музыкальной деятельности. История происхождения звуков (шумовых, музыкальных). Начало песенных звукосочетаний, рифм, ритма и темпа. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (костоабдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Практика Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». Речевые игры и упражнения Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Понятие о сольном и ансамблевом пении. 6. Знакомство с музыкальными терминами: дирижер, композитор, исполнитель, слушатель (4ч.). Теория. Детям даются понятия терминов, используя иллюстрации, а закрепление понятий проходит в форме игры. Практика. Игра «дирижер». Дети делятся на 2 группы и встают напротив друг друга, они «мячики». В центре стоит дирижер. Под музыку «дирижер» поднимая и опуская кисть руки, показывая какой группе и в каком темпе прыгать. Желающие дети в качестве дирижера проводят некоторые, хорошо разученные распевки. Композитор (дети) сочиняют попевку на заданный текст. Исполнитель и слушатель - дети делятся на 2 группы. Сначала одни поют, танцуют или играют на шумовых инструментах, другие слушают, затем наоборот. 7.Вокальные навыки (14ч.). Теория Закрепление знаний о музыкально –певческих способностях: музыкального слуха, певческого голоса, музыкального мышления и памяти. Певческое дыхание, дикция, артикуляция, техника речи. Практика Упражнения на дыхание, звукообразование, развитие певческого диапазона. Распевание. представления не только о строении голосового аппарата, но и о том, что такое: - правильная постановка корпуса при пении; - певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха; - правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными, четкое произношение согласных; - слуховое осознание чистой интонации. Пение вокальных упражнений в различных темпах. Работа над расширением диапазона голоса, над выравниванием звучности гласных, над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры. Пение вокальных упражнений, включая мажорные и минорные гаммы, трезвучия, скачки на октаву вверх и вниз. Формы контроля Практическая работа, контрольный срез. 8. Использование вокальных навыков (10ч.) Теория Информация об авторах произведений, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа, музыкальновыразительных и исполнительских средств. Практика Разучивание и совершенствование учебного материала на произведениях из репертуарного плана. Работа над двухголосьем, исполнение двухголосных вокальных произведений. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение. Формы контроля Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет. 2 модуль «Вокально-хоровая работа» 1.Артикуляция (14ч.). Теория (Приложение №1) Подготовка артикулярного аппарата к работе. Тип гласного. Музыкальная фраза. Практика: работа над гласными, согласными. Выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов в хоровом произведении. Воспитание культуры поведения в зале и на сцене. Практика В воспитании навыков красивого и выразительного говорения особое значение имеет работа над артикуляцией. Хорошая дикция обеспечивает точную артикуляцию звуков, помогает выразительности слова. Чтобы добиться четкого и ясного произношения, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, постановкой правильного речевого дыхания. 2.Музыкально-выразительные средства.(4ч.) Практика: научиться определять характер музыки, чувствовать ее настроение. Теория: изучить понятия: мелодия, гармония, ритм, метр, штрихи, динамические оттенки, тембр, регистр, фактура, лад, тональность. 3. Вокально-хоровая работа (46ч.). Практика: работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокальнохоровому пению. Теория Типы дыхания. Информация об авторах произведений, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств. Практика Работа над цепным дыханием. Короткое и задержанное дыхание. Взаимосвязь звука и дыхания. Воспитание устойчивого интереса к вокально-хоровому пению. Разучивание и совершенствование учебного материала на произведениях из репертуарного плана. Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений из репертуарного плана. Формы контроля Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет. 4.Звуковая аппаратура (12ч.). Теория Знакомство со звуковой аппаратурой. Классификация звуковой аппаратуры, мощность, разновидности (бытовая, профессиональная ,активная и пассивная звуковая аппаратура. Практика Изучение звуковой аппаратуры. Подключение звуковой аппаратуры. Соблюдение полярности. Соблюдение дежурного режима. Замена батареек микрофона. Соблюдение техники безопасности в работе со звуковой аппаратурой. 6. Планируемые результаты По завершении изучения программы учащиеся будут иметь результаты: Предметные результаты: - знание истории и направлений развития вокального искусства; - владение первоначальными навыками и умениями вокальной техники; - применение приобретенных навыков и умений в исполнительской деятельности ( художественная выразительность, сценическое движение, работа с микрофоном). -сформировано у обучающихся полноценное представление о современном мире худоественных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах. Личностные результаты: - сформированность эстетических потребностей: общение и творческое отношение окружающему миру; - сформированность творческого мышления, аккуратности, ответственности, целеустремленности, воли к победе; - чувство доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания. Метапредметные результаты: -сформированность таких качеств, как внимательность, самодисциплина и настрой на успех в обучении; - постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление; - адекватная оценка своих знаний и умений. - умение находить нужную информацию в различных источниках; - уважительное отношение к мнению и позиции других людей; - четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и сверстниками. Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и итоговый контроль. Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации» 7.Календарный учебный график.* 1 модуль «Формирование певческих навыков» Таблица 3 Дата п/ п план Тема занятия факт 1. Вводное занятие. 1.1 Приветствие. Правила поведения на занятии. 2. Кол-во часов, продолжительность занятия Время прове-дения занятия Форма занятия Место проведения Практиче ская работа, контроль ный срез. 2 2 часа, (45мин) 18 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно групповая ДТ, к. 3 Практиче ская работа, контроль ный срез. Формирование певческих навыков, певческая установка. 2.2 Знакомство с правильной постановкой корпуса при пении. Знакомство с устройством певческого аппарата. 2.3 Знакомство с основными навыками вокально- 2.1 Форма контроля 2.4 хоровой работы. Дикция. 2.5 Артикуляция. 2.6 Певческое дыхание. 2.7 Виды певческого дыхания. 2.8 Техника речи и вокальная дикция. 2.9 Музыкальный слух. 3. Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального слуха. 3.1 Разучивание попевок для расширения диапазона. 3.2 Разучивание различных ритмических рисунков. 3.3 Определение границ диапазона. 3.4 Разучивание восходящих интервалов. 3.5 Разучивание нисходящих интервалов. (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 12 расписанию согласно расписанию 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 Практиче ская работа, контроль ный срез. 2 часа, (45мин) 6 согласно расписанию согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 5. 2 часа, Определение на слух темпа произведения (быстро- (45мин) умеренно-медленно). Определение на слух р и f. 2 часа, (45мин) Определение на слух мажора и минора. 2 часа, (45мин) Знакомство с различной манерой пения. 6 5.1 Эстрадная манера пения. согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 5.2 Народная манера пения. согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 5.3 Академическая манера пения. согласно групповая ДТ, к. 3 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 Разучивание одноголосной распевки. Элементы музыкального языка. Динамика, темп, лад. 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, групповая ДТ, к. 3 Практиче ская работа, контроль ный срез. Практиче ская работа, определе ние уровня освоения учебного материал а, зачет. 6. Знакомство с музыкальными терминами: дирижер, композитор, исполнитель, слушатель. 6.1 Знакомство с терминами: дирижер, композитор. 6.2 Знакомство с терминами: исполнитель, слушатель. 7. Вокальные навыки. 7.1 Правильная постановка корпуса при пении. 7.2 Пение вокальных упражнений в различных темпах. Работа над расширением диапазона голоса. 7.3 7.4 7.5 Правильное певческое формирование гласных звуков. Четкое произношение согласных. (45мин) 4 расписанию 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 14 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно групповая ДТ, к. 3 Практиче ская работа, контроль ный срез. Практиче ская работа, определе ние уровня освоения учебного материал а, зачет. 7.7 Певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох. Задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза). 8. Использование вокальных навыков. 8.1 Информация об авторах произведений. 8.2 Раскрытие содержания музыки и текста. 7.6 Итого: (45мин) 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 6 расписанию согласно расписанию 2 часа, (45мин) 2 часа, (45мин) 68 часов согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 групповая ДТ, к. 3 Беседы, контроль ный срез. 2 модуль «Вокально-хоровая работа» Таблица 4 Дата п/ п 1. план Тема занятия факт Артикуляция. Кол-во часов, продолжительность занятия 14 Время прове-дения занятия Форма занятия Место проведения Форма конт-роля Практиче ская работа, зачет. 1.1 Подготовка артикулярного аппарата к работе. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.2 Тип гласного. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.3 Музыкальная фраза. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.4 Одновременное произношение слов. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.5 Дикционные трудности. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.6 Упражнения для языка со звуками. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 1.7 Разучивание скороговорок. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 2. Музыкально-выразительные средства. 4 2.1 Мелодия, гармония, ритм, метр, штрихи, динамические оттенки. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 2.2 Регистр, фактура, лад, тональность. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3. Вокально-хоровая работа. 46 Педагоги ческое наблюден ие, практиче ская работа, зачет. 3.1 Работа над цепным дыханием. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.2 Короткое и задержанное дыхание. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.3 Взаимосвязь звука и дыхания. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.4 Типы дыхания. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.5 Информация об авторах произведений. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.6 Раскрытие содержания музыки и текста. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.7 Музыкально-выразительные средства. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.8 Исполнительские средства. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.9 Обучение петь без сопровождения. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.10 Пение с сопровождением. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.11 Что такое фонограмма плюс. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.12 Что такое фонограмма минус. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.13 Как контролировать себя при пении. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.14 Ансамблевое пение. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.15 Пение в дивизиях. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.16 Унисон в вокальных партиях. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.17 Цепное дыхание. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.18 Работа над динамическими оттенками. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.19 Работа над четким произношением согласных. 2 часа, согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 (45мин) 3.20 Правильное формирование гласных. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.21 Дирижерский жест и его значение. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.22 Формирование сценического имиджа. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 3.23 Выход и уход со сцены. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 4. Звуковая аппаратура. 12 4.1 Знакомство со звуковой аппаратурой. Правила безопасности. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 4.2 Работа с микрофоном. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 4.3 Пение под плюсовую фонограмму. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 4.4 Минусовая фонограмма. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 Практиче ская работа, зачет. 4.5 Правила поведения на сцене. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 4.6 Формирование сценической культуры. 2 часа, (45мин) согласно расписанию групповая ДТ, к. 3 Итого: 76 часов 8.Раздел программы «Воспитание». Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: - усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; - информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания; - формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству, применение полученных знаний; - организация активностей детей, их ответственного поведения; - создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе: Основные целевые ориентиры направлены на: -формирование и развитие личностного отношения детей к изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе; - приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности, - применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы. Формы и методы воспитания: Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектах и исследованиях способствует формированиюумений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: - метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), - метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); - метод упражнений (приучения); - методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); - метод переключения в деятельности; - методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. Календарный план воспитательной работы Таблица 5 № п/п Название события, мероприятия Сроки Форма проведения 1. Акция «День открытых дверей. Ждем вас в стране творчества». (экскурсия по кабинетам творческих объединений Дома творчества; мастер – класс по вокальному искусству) День воинской славы России: окончание Второй мировой войны (1945). День солидарности в борьбе с терроризмом. Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Мой любимый Учитель». Беседа о выстраивании корректных отношений с детьми (воспитание толерантности). Оперативнопрофилактическое мероприятие «Безопасное детство» («Безопасная дорога, «Безопасность в быту», Акция «Обозначь себя!» (применение 1-4 сентября выставка, мастер-классы 2. 3. 4. 5. 3 сентября беседа, 2024 классные часы сентябрь конкурс сентябрь беседа сентябрь беседы, мероприятие Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на сайте учреждения. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. 6. 7. 8. 9. 10. 11. световозвращающих элементов). Познавательное мероприятие «Правила дорожного движения достойны уважения!» Участие в праздничном 5 октября концерте «День учителя в 2024 России» Цикл мероприятий, посвященных освобождению Краснодарского края и завершению битвы за Кавказ (Онлайн-музыкальная гостиная «Любимой Белой Глине посвящается»). День воинской славы России: День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380). Международный день мира. Праздник-представление с игровыми элементами «Посвящение в ряды друзей Дома творчества» Игровая программа «Осень, Осень, в гости просим» праздничный концерт октябрь онлайнмузыкальная гостиная 21 сентября 2024 беседа Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. 11.10.2024 познавательно – Фотоотчет о развлекательное проведенном мероприятие мероприятии. Заметка на сайте учреждения. 23.10.2024 познавательно – Фотоотчет о развлекательное проведенном мероприятие мероприятии. Заметка на сайте учреждения. Цикл мероприятий в дни ноябрь мероприятие Заметка на сайте осенних каникул учреждения. (по отдельному графику) «День народного 1-3.11.2024 единства»: Кубань- территория единства: онлайн-флешмоб «Искусство объединяет» ( песни народов России) 13. Литературно-музыкальное 20 мероприятие «На улицах 23.11.2024 повсюду улыбки и цветы!», посвященное Дню матери. 14. Цикл мероприятий, 03.12.2024 приуроченных ко Дню неизвестного солдата: онлайн-проект "МАРАФОН ПАМЯТИ"; урок Памяти «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню неизвестного солдата 12. 15. 16. 17. 18. Конкурс видеороликов «Равнение на подвиг!», приуроченный ко Дню Героев Отечества Историческая играпутешествие «Я гражданин России», посвященная Дню Конституции РФ День воинской славы России: День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790) Развлекательно – познавательное мероприятие «Чудеса под Новый год», музыкальное мероприятие Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. литературномузыкальное мероприятие Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. классный час 9-10 декабря 2024 конкурс Фото- и видеоматериалы с выступлением детей 11.12.2024 играпутешествие Фотоотчет о проведенном мероприятии. Заметка на сайте учреждения. 24 декабря 2024 беседа Фотоотчет о проведенном мероприятии. декабрь мероприятия Фото- и видеоматериалы с выступлением детей посвященное празднованию Нового года; Челлендж «Новый год уже в пути! Ждем его, с тобой и мы!» 19. Мероприятия в дни 6 января зимних каникул: Зимняя тематическая площадка Рождественские посиделки: «В Россию Рождество приходит величаво» 20. 21. 22. 23. Зимний фольклорный праздник «Однажды под Старый Новый год». Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили…», посвященная снятию блокады Ленинграда (1944 год) Мероприятие военнопатриотического направления: Конкурс: «История одной песни. Акция «Мир начинается с тебя» (посылка солдату). музыкальная гостиная 14.01.2025 развлекательная программа Фотоотчет. 27.01.2025 литературномузыкальная композиция Фотоотчет. В период с 24.01.24.02. 2025 конкурс Фотоотчет. февраль акция Фотоотчет по акции. Заметка на сайте учреждения. февраль развлекательное Заметка на сайте мероприятие учреждения. Проект «Масленичный разгуляй»: Фольклорно-игровая программа «Зима прощай! Гуляй, Масленица!» 25. Участие в муниципальном март 2025 мероприятие этапе краевого фестиваля – конкурса Большого Всероссийского фестиваля 26. Мун. этап краевого Март 2024 участие в фестиваля конкурса фестивалеконкурсе «Молодые дарования 24. Фотоотчет. Заметка на сайте учреждения. Заметка на сайте учреждения. Фото, видеоматериалы, заметка для сайта ДТ Кубани» 27. 28. 29. 30. 31. Праздничный концерт «В март концерт Фото- и этот день, весной согретый, видеоматериалы все цветы, улыбки – вам!», с выступлением детей. приуроченный к Международному Женскому Дню 8 марта Акция апрель акция Фотоотчет по акции. «Добро и помощь не терпят Заметка на сайте промедления». учреждения. Участие во Всероссийских май акции, Фотоотчет о акциях: «Письмо концерт проведенном занятии. ветерану», «Спасибо деду Заметка на сайте за Победу!» , учреждения. «Георгиевская лента", «Согреваем сердца ветеранам», концерт творческих коллективов «Низкий вам поклон, дорогие ветераны!», посвященный Дню Великой Победы Творческий отчет- концерт май отчетный Фото- и коллективов Дома концерт видеоматериалы творчества: «Искры творчества: наши яркие и талантливые дети». Открытие и реализация 03.06.2024участие в Фото, видеоматериалы, летней сезонной 20.08.2024 работе летней заметки для сайта ДТ тематической школы «Шаг сезонной в будущее» на базе Дома школы творчества. «Шаг в будущее» 9. Условия реализации программы. Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселые нотки» необходимо: Материально-техническое обеспечение: - помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и стулом для педагога), зеркалами; - необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано). Информационное обеспечение: - специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор, флеш -карты, диски с видео-занятиями, мастер –классами, концертными программами ведущих артистов эстрады , специализированная литература ). Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее образование, либо среднее профессиональное образование в рамках направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 10. Формы аттестации. Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий уровень). Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте. Для определения образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» применяются следующие формы аттестации (контроля): -педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые занятия: - участие в различного уровня конкурсах (районные, зональные, краевые, всероссийские, международные). Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Для отслеживания результатов обучения по программе «Веселые нотки» используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений учащихся, дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчётные концерты и открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся по программе, исполнительская работа. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы аттестации: 1. Начальная аттестация (сентябрь). 2. Текущая аттестация (в течение всего года – по окончании темы, раздела). 3. Промежуточная аттестация (декабрь). 4. Итоговая аттестация (май). Таблица 6 Время проведения Сентябрь В течении всего учебного года. Цель проведения Формы контроля Беседа, прослушивание в Начальная аттестация Определение уровня развития форме музыкальных заданий. учащихся, их вокальных способностей. Текущая аттестация Опреде- Занятие - игра по разделам тем ление степени усвоения учеб- (высота звука, движение мелоного материала по темам продии, дыхание и дикция). граммы. Определение готов- Музыкально - образные игры ности учащихся к восприятию по песенкам картинкам. нового материала. декабрь Промежуточная аттестация Практическое занятие - зачёт По окончании Определение степени приоб- на примерах вокальных произучения тем: ретённых навыков вокальной изведений. «Формирование работы учащимися. Контрольный срез. вокальных навы- Определение степени усвоения ков» учебного материала по темам «Музыкальный лад», «Ритм», «Основы музы«Динамика», «Дирижёрский Музыкальная викторина, зачёт. кальной грамоты». жест». Итоговая аттестаУчастие в концертных проИтоговая аттестация ция Определение изменения уров- граммах, согласно плану рабоня знаний учащихся, усвоения ты ДТ, концерт для родителей. Май ими учебного материала, согласно репертуарному плану. 11. Оценочные материалы: Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы: -Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе». -Диагностическая карта теоретической и практической подготовки учащихся , заполняются отдельно по каждой группе. - Диагностика вокально –хоровых навыков. - Определение уровней голоса и вокально –хоровых навыков; - Диагностика параметров развития певческой подготовки детей в вокально –эстрадном ансамбле; - Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся: творческие задания, самостоятельные задания. Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения» Таблица 7 Планируемые результаты 1 Критерий Степень выраженности оцениваемого качества 2 3 Предметный результат 1.Знания понятийного аппарата, используемог о при реализации программы Владение объёмом знаний, предусмотрен ных программой. Владение основами вокальнохоровых Высокий уровень(3б.): Учащийся знает понятия и термины, предусмотренные программой. Средний уровень(2б.): Учащийся владеет1/2 объёмом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровень(1б.): Учащийся владеет менее чем ½ объёмом знаний, предусмотренных программой. Высокий уровень(3б.): Учащийся владеет объёмом знаний, предусмотренных программой. Средний уровень(2б.): Учащийся владеет1/2 объёмом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровень(1б.): Учащийся владеет менее чем ½ объёмом знаний, предусмотренных программой. Высокий уровень(3б.): Учащийся владеет основами Средний уровень(2б.): На начало обучения (вводныйсентябрь 2020 На конец первого полугоди я (промежу точный декабрьянварь) На конец обучения (итоговый – май 2021 4 5 6 Низкий уровень (1б.) 1-3 баллов Высокий уровень (3б.) Низкий уровень (1б.) 1-3 баллов Высокий уровень (3б.) Низкий уровень (1б.) 1-3 баллов Высокий уровень (3б.) навыков. Учащийся владеет1/2 объёмом знаний, предусмотренных программой. Низкий уровень(1б.): Учащийся владеет менее чем ½ объёмом знаний, предусмотренных программой Вывод: Метапредметный результат 1. Самостоятель ность при организации и выполнении различных вокальнохоровых работ. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Высокий уровень(3б.): Учащийся проявляет самостоятельность при организации и выполнении вокальнохоровых работ, не нуждается в помощи педагога. Средний уровень(2б.): Учащийся работает с помощью педагога или родителей. Низкий уровень(1б.): Учащийся испытывает затруднения при выполнении работы, нуждается в постоянной помощи и контроле и контроле со стороны педагога. Высокий уровень(3б.): Учащийся проявляет самостоятельность при отражении в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Средний уровень(2б.): Учащийся с помощью педагога отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности. Низкий уровень 1-3 баллов Высокий уровень Низкий уровень (1б.) 1-3 баллов Высокий уровень (3б.) Низкий уровень (1б.) 1-3 баллов Высокий уровень (3б.) Низкий уровень(1б.): Учащийся испытывает затруднения при отражении в устной или письменной форме результатов своей деятельности, нуждается в постоянной помощи и контроле и контроле со стороны педагога. Вывод: Низкий уровень 1-3 баллов Высокий уровень 12. Методические материалы. При реализации программы использованы образовательные технологии: технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии. Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Веселые нотки» применяются разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические, игровые. Педагог свободно общаясь с учащимися на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, побуждает их к творчеству. В работе используется разноуровневый и индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности: - метод стимулирования и мотивации учебной деятельности; - метод организации и осуществления учебно – познавательной деятельности; - метод контроля и самоконтроля. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к занятиям, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала. Педагогические технологии: Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии: -личностно-ориентированного обучения, когда педагог при обучении вокалу учитывает творческие данные учащихся; -игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся – ситуативные импровизированные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, заранее спланированные игры и игровые ситуации, в которые учащиеся охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы, а также различного вида музыкальные игры; -применение здоровьесберегающей технологии происходит посредством упражнений по релаксации, при прослушивании приятной музыки, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики. Кроме того в работе применяются информационно – коммуникационные технологии, а также метод проблемного обучения. Формы организации учебного занятия: Учебные занятия в вокальном коллективе проходят в форме практических занятий, бесед, игр, конкурсов, мастер – классов, занятий –импровизаций, открытых занятий, в форме практической работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия проходит организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с новым материалом, закрепление полученных знаний на практике, подведение итогов. Выполняется дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевание. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение материала. Дидактические материалы: аудио - и видеозаписи, плакаты (строение голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.), тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература. Методический материал, разработанный педагогом (приложение 1) Алгоритм учебного занятия: Структура занятия: - организационный момент; - сообщение темы, цели; - подготовка к изучению новой темы через повторение; - ознакомление с новым материалом; - закрепление полученных знаний на практике; - подведение итогов. Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить, средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический материал, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения. После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен. Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные вокальные упражнения и техники. После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до исполнения целостного произведения. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. Список литературы. Список литературы для педагога: 1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы».- М.: «Аквариум Бук.» ГИППВ, 2002 г. 2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского голоса». – М., 2007 г. 3. Вайнкоп М. «Краткий биографический словарь композиторов». – М, 2004 г. 4. Исаева, И.О. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей». - М.: «Книжкин Дом», 2006 г. 5. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012 г. 6. «Мир вокального искусства» 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации /автор-составитель Г.А.Суязова/.Волгоград: Учитель, 2008 г. 7. Музыка. 1 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /сост. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак - М.: Дрофа, 2003 г. 8. «Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий». – М., 2000 г. 9. Программа педагога дополнительного образования /от разработки до реализации/ Сост. Н.К. Песпятова./- М.: Айрис-Пресс, 2003 г. 10. «Пособие для музыкального самообразования».- М.: Музыка, 2000 г. 11. «Экспериментальное исследование. Детский голос». Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000 г. Список литературы для обучающихся: 1. Гусин, Вайнкоп «Хоровой словарь». - М., 1993 г. 2. Захарченко В.Г. «Кубанская песня». — 1996 г. 3. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г. 4. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар, 2012 г. 5. Кошмина И.В. «Духовная музыка России и Запада». — Т., 2003г. 6. «Старинные и современные романсы».- М., 2003 г. Электронные источники: Вокальная работа в хоре (Электронный ресурс) / Режим доступа; https://studopedia.su/9_35142_pevcheskaya-ustanovka-pevcheskoe-dihanie.html (Дата обращения: 15.07.2020г.) Голосоведение (Электронный ресурс) / Режим доступа; https://gufo.me/dict/music_encyclopedia/Голосоведение (Дата обращения: 15.07.2020г.) Методические рекомендации по вокалу (Электронный ресурс) / Режим доступа; https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-vokalu.html (Дата обращения: 15.07.2020г.). ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Подготовка артикулярного аппарата к работе. (к теме №9) На основе анализа методической литературы мы разработали рекомендации по совершенствованию показателей речи. Они могут найти применение в организации кружковой работы на продвинутом этапе изучения русского языка, также использованы самими же учителями в целях отработки хорошей речи. Прежде всего, работа артикуляционного аппарата должна быть естественной и активной. Добиться активной естественности можно через снятие различных барьеров и обеспечение чёткой работы различных мышц и органов. В связи с этим существуют специальные упражнения, которые способствуют правильному произношению, а также служат как бы зарядкой для развития мышц, участвующих в данном процессе. Обязательным условием чёткого произношения является подвижность артикуляционного аппарата. Для этого очень важно, чтобы кончик языка был подвижным, чтобы были активными губы, нижняя челюсть была свободной, а мягкое нёбо имело положение приподнято вытянутое. Нужно помнить, что ротовая полость является резонатором, от которого зависит качества звука. Гласные – это основа речевого потока. Именно на них вырабатываются все качества голоса и техники. Гласный звук рождается в гортани благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания. Воспитывать у учащихся правильное формирование различных гласных нужно постепенно. Пестрота звучания исчезает, если присутствует: 1. Формирование гласных имеет единую манеру; 2. С переменой гласных не меняется позиция или «место звучания». Присутствует глаженый переход выровненных гласных; 3. Гласные сформируются в передней части голосового аппарата при активном участии губ; 4. Облагораживание гласных идёт путём округления; 5. Гласные звуки обеспечивают стремление вынести слово на звуке далеко вперёд (в зрительный зал). При медленном темпе идёт более крупная артикуляция, при быстром темпе произношение слов идёт «мелким планом». Артикуляция острая, чёткая, подвижная. Ровное тембровое звучание гласных зависит от умения сохранить эти качества при переходе от одной гласной к другой при единых резонаторных ощущениях. Разработаны специальные упражнения для языка. Язык – мышечный орган, сплошная плоть и мускул от основания до кончика, выполняющий артикуляционную функцию. Состоит из мышечных волокон, способных к разнообразным изменениям своей формы и положения. Язык влияет на качество голоса и чистоту произношения. Чтобы голос свободно выражал эмо- ции, мышцы языка должны быть расслаблены, особенно в своей задней части у корня. 1. Кончиком языка дотянуться до подбородка, на счёт 1,2,3 и завернуть язык на мягкое нёбо. Повторить 5 раз. 2. Массаж языком внутренних сторон щёк и губ. 3. Кончик языка ставим за верхними зубами. Далее выполняем скользящие движения языком по верхнему нёбу, отправляя язык глубоко в гортань. Упражнение подтягивает и укрепляет мышцы вокруг голосовых связок. 4. Сворачиваем язык трубочкой и делаем глотательные движения. Упражнения подбираются по необходимости, по количеству, по объёму выполнения от 5-6 до 8-10 раз. Упражнения для языка со звуками 1. Расслабить мышцы языка, придавая ему форму «лопаты», высунуть его вперёд на нижнюю губу и произнести гласные «и», «э» не убирая языка за зубы. 2. Приподнять кончик языка и, скользя по нёбу вниз, придать ему форму «крючка», затем произнести гласные «о», «у», не меняя положения языка. 3. Выбрасываем язык между зубами и губами со звуками в сочетании двух согласных «бл», «мл», «кл». 4. Протяжно тянуть звук «м», а в этот момент кончиком языка делаем круговые движения по верхним и нижним деснам. Упражнения для расслабления и освобождения языка. 1. Челюсть расслаблена, рот открыт на ширину одного пальца. Высунутый слегка язык «трясётся» между зубами. 2. Произнести несколько раз подряд сочетание согласных: «ткр», «ркт», «крг», «дрг» и т.д.. 3. Добиваясь предельно звонкого и чистого звучания «м», произнести «мк», «мг», «мх» или «хи», «ги», «ки». Упражнения в игровой форме. В работе с учащимися можно использовать упражнения в игровой форме, называя их «Поиграем в весёлый язычок», и даже можно сочинять сказки и стихи о языке, губах и челюсти. Например: «Сказка весёлого язычка». Она начинается со слов: «Домик открывается, а там живёт язычок, который любит гулять». 1. «Варенье» Мы варенье крепким чаем Всех знакомых угощаем С губ сотрём следы варенья Угощенье объеденье. Рот открыт и высунутым языком облизываем верхнюю губу, затем нижнюю, делаем круговые движения языком. 2. «Футбол» Буду я в футбол играть, Буду мяч не пропускать. Делаем удары напряжённым языком попеременно в правую, затем в левую щёки. Губы при этом сомкнуты, челюсти разжаты. 3. «Лошадка» Причешу лошадке хвостик, И на ней поеду в гости. Присосать язык к нёбу, щелкать языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 4. «Водовоз вёз воду из-под водопровода». «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». «Ткёт ткач ткани на платки Тане» «На дворе трава, на траве дрова». «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Упражнение для губ. Давно известно, что губы осуществляют чёткость дикции и входят в систему артикуляционного аппарата. «Был бы бык, а мясо будет», «Пошёл Игнат лопаты покупать. Купил Игнат пяток лопат. Шёл через пруд – уцепился за пруд Упал Игнат – пропали пять лопат» 1. «Слоник» Подражаю я слону Губы хоботом тяну. Максимально вытягиваем губы вперед, сложив их хоботком. 2. «Лягушёнок» Подражаем мы лягушкам Тянем губы прямо к ушкам. На счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваем вперёд (как хоботок), на «два» губы растягиваются в улыбке. При этом мышцы шеи, плеч и лица должны быть расслаблены. 3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щёки, сбросьте воздух резким «хлопком» сжатые губы. Энергично произнесите: п-б, п-б, п-б и т.д. Упражнения для мышц лица. 1. «Назойливый комар» Летает по ночам Не даёт заснуть он нам. Представьте, что на лицо всё время садится комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно. Внимание на дыхании не акцентрируем. 2. «Хомячок» — пожевать воображаемую жвачку, так, чтобы двигалось всё лицо. Начиная со второго добавить хвастовства. Учащиеся выбирают себе пару и хватаются друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. Упражнение для освобождения нижней челюсти. 1. «Бегемотик» Рот пошире открываем В бегемотика играем. Надо открыть хорошо рот, подвигать челюстью в стороны, почувствовать свободу этого движения. Делать упражнение перед зеркалом пока не почувствуете лёгкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не приоткрытой. 2. Приложите ладони к челюстным суставам по обе стороны лица. Большой палец ложится под подбородок. Плавным движением опускаем челюсть вниз, рот широко раскрывается. Большим пальцем челюсть вверх, пока задние зубы не сомкнуться. «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая». «Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас». «Чудак под диванчик прячет чемоданчик». А также проговариваем скороговорки в форме стихотворения. Например: Четверть часа, чиж чижихе Пел частушки на Плющихе. Чёрный кот, большой чудак Влез послушать на чердак. Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, дают избавление от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Важно помнить, что каждый звук отвечает за передачу содержания слова, его значения и смысла. А так как для нас это наиглавнейшая задача, то и произношением звуков без искажений мы должны заниматься тщательно и упорно. В результате работы над скороговорками достигается чёткость и быстрота речи, которые могут быть использованы в любом тексте.