13Дополнительная общеразвиающая программа Краеведение по следам прошлого

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 115, l=Белая Глина, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", 1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536, 1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2024.11.14 11:16:45 +03'00'

1

Содержание программы:
1.

Титульный лист программы.

с. -1

1.1 Нормативно - правовая база.
Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
2.

Пояснительная записка программы:

с.- 3

с.-5

2.1. Направленность.

с.-5

2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3. Формы обучения.

с.6
с.7

2.4. Режим занятий.
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
Включающий формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание».
9.
Условия реализации программы.
10. Формы аттестации.
11. Оценочные материалы.
12. Методические материалы.
Список литературы.
Приложение.
Договор о сетевом взаимодействии

с .7
с.7
с.8
с.9
с.10
с.12

2

с.14
с.18
с.21
с.27
с.29
с.31
с.33
с.34

Раздел № 1 Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и
дополнениями);
2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об
утверждении Порядка организации осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября2019г.№467«Обутверждении
Целевой
модели
развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи;
7. Письмо Минобрнауки
России
№
09-3242
от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и
нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного
проекта «Доступное дополнительное образование для детей». –М.:
Фондновых форм развития образования, Министерство образования и науки
Российской Федерации, Московский Государственный Технический
университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.;
8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении
прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9.
Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского
края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по
формированию современных управленческих решений и организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования детей в
рамках федерального проекта«Успех каждого ребёнка» национального
проекта «Образование».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного
центра по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программам, 2024 г.
3

12. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.
1.1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты.
Введение.
Модифицированная программа «Краеведение – по следам прошлого» по
социальной направленности для детей 8 – 14 лет разработана педагогом
дополнительного образования Орловой Р.В. на основе обобщения программ
дополнительного
образования.
Программа
имеет
туристко
–
краеведческую направленность.
Региональный комплекс – важная составляющая часть исторического
образования в едином образовательном пространстве России. Учащийся
должен знать Краснодарский край, свое родное село Белую Глину, любить
свою землю на которой живет и участвовать в развитии родного края.
Программа «Краеведение – по следам прошлого» направлена на развитие
пространственного мышления учащихся, формирование устойчивого
интереса к истории края, села, расширение политехнического кругозора
учащихся. Учтены знания и умения учащихся начальных классов, которые
они получат на уроках окружающего мира, географии, истории, на которые
надо опираться в процессе занятий краеведением. Данная программа
отражает внутри региональную и межрегиональную интеграцию,
рассматривает во взаимосвязи историю, природу, население, хозяйство, а
также особенности своей местности.
2.Пояснительная записка.
Программа художественной направленности, модифицированная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность данной программы заключается в необходимости освоения и
широкого использования в практике историко-географических навыков, как
эффективного средства развития познавательных интересов детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Краеведение – по следам прошлого» реализуется в сетевой форме путем
взаимодействия организаций образования и культуры: МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района», МБУК
«Белоглинская детская
межпоселенческая библиотека», МБУК «Белоглинский историка –
краеведческий музей». Это новый опыт для нашего муниципалитета и
учреждения дополнительного образования. Программа носит интегрированный
характер.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом
современных образовательных технологий, которые отражаются в
следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (занятия, конкурсы, выставки, экскурсии,
т.п.).
4

- методы контроля и управления образовательным процессом (анализ
результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.) .
- в необходимости освоения и широкого использования в практике
теоретических навыков, как эффективного средства развития познавательных
интересов детей.
В целях познавательной деятельности в программе даются практические
работы, выполнение которых предполагается одновременно с изучением
теоретического материала знакомиться с наглядным и выставочным
материалом. В основном преобладают практические работы на применение
теоретических знаний к конкретным объектам, на анализ и обобщение, на
приобретение жизненно-важных умений.
В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших
закономерностях взаимосвязей исторических событий, географически –
исторических особенностей своей местности, красоте живой и неживой
природы.
Историческое краеведение предоставляет возможность глубже узнать и
познакомиться с историческим и природным наследием родного края, села.
Прогулки, поездки, экскурсии – один из путей социализации личности, они
могут дать подрастающему поколению возможность для адаптации к
современным условиям жизни, повышения своего интеллектуального уровня,
развития наблюдательности, коммуникабельности. В этом заключается
актуальность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Изучение истории родного края, села по данной программе предполагает не
только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а
также умений практического характера, что позволяет учащимся внести
реальный вклад в сохранение исторических и культурных ценностей своего
края, села.
В целях познавательной деятельности в программе даются практические
работы, выполнение которых предполагается одновременно с изучением
теоретического материала знакомиться с наглядным и выставочным
материалом. В основном преобладают практические работы на применение
теоретических знаний к конкретным объектам, на анализ и обобщение, на
приобретение жизненно-важных умений.
Региональный исторический, географический компонент края наиболее
специфичен и чрезвычайно близок пониманию учащихся, он позволяет
широко использовать краеведческий подход, такие его формы как
походы и экскурсии по родному краю, селу, в процессе которых
школьники ведут комплексные географические и географо-исторические
исследования.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе её
реализации сетевая форма взаимодействия образовательной организации с
организациями – социальными партнерами.
Программа способствует:
5

- повышению качества образования учащихся с учетом использования
материально-технического,
инфраструктурного,
кадрового
обеспечения
организаций–участников сетевого взаимодействия и организаций - социальных
партнеров;
- повышению вариативности реализуемых форм и методов обучения в рамках
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- расширению возможности для обобщения и распространения передового
педагогического опыта организаций – участников сетевого взаимодействия и
распространения опыта организаций – социальных партнеров;
- выработке у школьников профессионального самоопределения.

Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является построение и
механизм реализации. Работа строится таким образом, чтобы в процессе
краеведческого воспитания осуществлялось формирование гражданских
навыков у учащихся через познавательный, досуговый, исследовательский
блоки, а также практические занятия. Содержание познавательного блока
представляет собой изучение природы, истории села и людей его населяющих.
Одной из отличительных особенностей является экскурсионный раздел,
позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный
потенциал природных, культурно-исторических памятников,
историко –
краеведческого музея, библиотеки для проведения исследовательской работы с
последующим
оформлением презентацией результатов краеведческой
деятельности. Для реализации программы привлечены специалисты культуры.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, лекции, круглых
столов, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала.
Адресат программы.
Программа реализуется с детьми 8-14 лет, с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей. В том числе предназначена для детей с
особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с
ограниченными возможностями здоровья, талантливых (одаренных,
мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объем и срок освоения программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения- 72 часа в течение
учебного года.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия в группе проходят один раз в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания
помещения.
Режим занятий: сокращение режима занятий с учетом использования
технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно
требованиям САН ПИН.
Численный состав групп– 12 человек.
Форма обучения – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
6

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Формы занятий: дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки,
проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей
сети Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные
занятия – форма работы учащихся по определённым темам внутри одного
пространства.
Для
наиболее
успешного
выполнения
поставленных
учебновоспитательных задач программой предусмотрено проведение как
теоретических, так и практических занятий.
Теоретическая часть занятий проводится в форме бесед, лекции, круглых
столов, мультимедийных занятий с просмотром иллюстративного материала.
Одна из форм работы в творческом объединении – практические занятия.
Учащиеся учатся составлять свои карты, соединять отдельные части
сюжетов историй, повествований, анализировать их и пересказывать
самостоятельно, делать записи.
В практической части предусмотрены
экскурсии в историко – краеведческий музей с. Белая Глина, районную
библиотеку, встречи с интересными людьми.
Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся
предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины,
занятие-беседа о профессии экскурсовод, туроператор, краевед, библиотекарь.
Также в процессе обучения учащиеся познакомятся с историей и этапами
развития района, села.
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа построена по принципу объединения познавательного,
досугового, исследовательского блоков. Состав объединения постоянный.
Формы
организации
деятельности
обучающихся
–
групповая
с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения, по способу организации занятия – словесные,
наглядные и практические.
Методы обучения, по уровню деятельности детей – объяснительноиллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых
для работы материалов, документов и литературных источников.
Теоретическая часть занятий при работе должна включать в себя необходимую
информацию о теме и предмете знаний, а также раскрывать технологию
проведения практической части. Практическая часть направлена на изучение и
закрепление теоретического материала, умение применять полученные знания
на практике и использовать практические умения для подтверждения
теоретических знаний. В заключении в соответствии с теоретическими
знаниями и практическими умениями проводится обобщение и делается вывод.
3. Цели и задачи программы:
7

Основная цель – формирование у обучающихся краеведческих знаний, готовности
к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них социального
интеллекта, воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и
развитии культурных, патриотических традиций Краснодарского края, с. Белая
Глина, оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора
профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
При построении программы поставлены следующие задачи:
Задачи программы:
предметные:
- сформировать у обучающихся предметные знания в области краеведения;
- научить следующим видам краеведческой деятельности: работа с
литературными, историческими и документальными источниками, беседа,
интервью, наблюдение, составление краеведческого маршрута;
- научить созданию краеведческой продукции: схема, рисунок, доклад,
презентация, проект, описание туристического маршрута;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- сформировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире
профессий декоративно-прикладного творчества, мотивации на
осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка
труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
личностные:
- сформировать у обучающихся гражданскую позицию, патриотическое
отношение к России и своему краю;
- сформировать личностно-ценное отношение к своему родному краю, чувство
любви к родному месту жительства;
- создать атмосферу успешности каждого учащегося и совместной работы
коллектива в целом;
- сформировать профессионально-ориентированную личность.
метапредметные:
- совершенствовать обще учебные, предметные, интеллектуальные,
коммуникативные и общекультурные навыки учащихся;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, музеев,
местных достопримечательностей, конкурсов, мастер – классов.
4. Содержание программы
Учебный план.
Познавательный блок
№
п/п

1.

Наименование разделов, блоков, тем.

«Краеведение как наука».

всего
часов

2

8

количество часов Ответствен
учебных занятий
ный за
проведение
теория

практ.

2

0

педагог
дополнитель
ного
образования

Моя Родина - Белоглинский район.

2.

16

6

10

3.

Это нашей истории строки.

18

8

10

4.

На пути больших свершений.

6

6

0

5.

Созвездие имен достойных.

14

6

8

6

8

6.

Жизнь, устремленная в будущее.

14

7.

Итоговые творческие работы учащихся
«Моя малая родина – Белоглинский
район».

2

Итого:

2

72

34

педагог
дополнитель
ного
образования
педагог
дополнитель
ного
образования
педагог
дополнитель
ного
образования
педагог
дополнитель
ного
образования
педагог
дополнитель
ного
образования
педагог
дополнитель
ного
образования

38

Досуговый блок
(МБУК «Белоглинская поселенческая детская библиотека»)
№
п/пп
п

Наименование разделов, блоков, тем.

всего
часов

количество часов учебных занятий
теория

практ. Ответственный
за проведение
0
Специалист МБУК
детская библиотека
0
Специалист МБУК
детская библиотека

2

2

2

2

3.

Презентация Книги «Белая глина: путь длиною в
200 лет».
Знатная земля своими земляками: обзор
произведений о передовиках производства,
культуры, образования, медицины.
Презентация книги С.Н.Никитина «Дети войны».

2

2

0

4.

с.Белая Глина в произведениях поэтов и писателей.

2

1

1

ИТОГО:

8

7

1

1.
2.

9

Специалист МБУК
детская библиотека
Специалист МБУК
детская библиотека

(МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей»)
№
п/пп
п

Наименование разделов, блоков, тем.

всего
часов

количество часов учебных занятий
теор
ия

практ.

Ответственный
за проведение
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей

Экскурсия в МБУК Белоглинский историко –
краеведческий музей: Быт крестьян на рубеже 19 –
20 вв. ( включает в себя показ экспонатов,
театрализацию и видеопрезентацию».
Канопка, кандюшка и детская игрушка (гончарный
промысел) ( включает в себя показ экспонатов,
видеопрезентацию).

2

0

2

2

0

2

3.

История народного костюма «Как рубашка в поле
выросла» ( включает в себя показ экспонатов,
видеопрезентацию).

2

0

2

4.

Ремесла Белоглинцев ( театрализованная экскурсия).

2

0

2

5.

Экскурсия в МБУК Белоглинский историко –
краеведческий музей: посещение выставки
Оккупация Белоглинского района немецко –
фашистскими включает в себя презентацию и игру
«Наша армия «Наша армия». Экскурсия к
памятнику-мемориалу воинам-белоглинцам,
погибшим в годы Великой Отечественной войны.
«Женщины на войне» ( включает в себя
видеопрезентацию и лекцию).

2

0

2

2

0

2

7.

Экскурсионный маршрут по местам боевой славы.
Памятники героям, павшим в годы Великой
Отечественной войны ( выездная экскурсия).

2

0

2

8.

Экскурсия в МБУК Белоглинский историко –
краеведческий музей: посещение выставки «Белая
Глина – Родина героев»: жизнь и подвиг Первого
героя Советского Союза А.В.Ляпидевского.
Герои – Белоглинского района: Г.П.Хаустов, Н.С.
Жирова, А.М.Звягин ( включает в себя показ
экспонатов, театрализацию и видеопрезентацию).
Экскурсия в МБУК Белоглинский историко –
краеведческий музей: «Жизнь, устремленная в
будущее».

2

0

2

2

0

2

1.

2.

6.

9.

10

Специалист
МБУК
Белоглинский
музей
Специалист
МБУК
Белоглинский
музей

Специалист
МБУК
Белоглинский
музей

ИТОГО:

18

0

18

5. Содержание программы.
72 часа обучения.
Тема № 1. (2 ч.)
«Краеведение как наука». Введение. История краеведения. Виды
краеведения: историческое, географическое, туристическое, литературное,
этнографическое, музееведение, изучение родословной, экскурсоведение. Беседа
«Профессия – экскурсовод – краевед».
Тема № 2. (16 ч.)
Моя Родина - Белоглинский район. Далекое прошлое: местоположение,
рельеф, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир степей,
история образования, заселения и становления района, первые населенные
пункты на территории Белоглинского района. Первые жители Белоглинского
района (семья Переверзевых, Рябошапка). Организация быта, земледелие,
промышленное производство (открытие пивоваренного завода – изготовление
фруктовых вод). Образование ( первые церковно – приходские школы).
Праздничные традиции и обряды. Народные промыслы и ремёсла Белоглинского
района: вышивка, бисероплетение, кружевоплетение, глиняная игрушка, резьба
по дереву, роспись по дереву, соломка, вязание, ткачество. Социально –
экономическое развитие в настоящее время.
Практическая работа: «Мое историческое открытие» - рассказ о наиболее
интересном историческом открытии, подготовленный учащимися.
Мастер – класс с педагогом «Изготовление поделки «Народная кукла».
Экскурсии в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей:
Быт крестьян на рубеже 19 – 20 вв. (включает в себя показ экспонатов,
театрализацию и видеопрезентацию».
Канопка, кандюшка и детская игрушка (гончарный промысел) ( включает в себя
показ экспонатов, видеопрезентацию).
История народного костюма «Как рубашка в поле выросла» ( включает в себя показ
экспонатов, видеопрезентацию).
Ремесла Белоглинцев ( театрализованная экскурсия).
Тема № 3. Это нашей истории строки. (18 ч.)
Это нашей истории строки. Белоглинский район в годы Октябрьской
социалистической революции, Великой Отечественной войны. Предприятия и
организации оказывающие посильную помощь фронту, труженики тыла.
Военный госпиталь, лечение раненых на территории СОШ№12. Участники
боевых действий, воины – герои. Была война – была победа!
МБУК «Белоглинская поселенческая детская библиотека» Презентация
книги С.Н.Никитина «Дети войны».
Экскурсии в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей:
Оккупация Белоглинского района немецко – фашистскими включает в себя
презентацию и игру «Наша армия «Наша армия».
Экскурсия к памятнику-мемориалу воинам-белоглинцам, погибшим в годы
Великой Отечественной войны.
11

«Женщины на войне» ( включает в себя видеопрезентацию и лекцию).
Экскурсионный маршрут по местам боевой славы. Памятники героям, павшим
в годы Великой Отечественной войны.
Практическая работа: Презентации, подготовленные учащимися «История
войны в моей семье».

Тема № 4 На пути больших свершений. (6ч.) Белоглинский район в
послевоенное время. Отрасли развития экономики и сельского хозяйства
Белоглинского района в советский период. Промышленные предприятия,
колхозы и совхозы района.
Тема № 5. Созвездие имен достойных. (14 ч.) Гордость с. Белая глина –
передовики
производства,
культуры,
образования,
медицины:
А.В.Ляпидевский, А.М.Звягин,Жирова Н.С.История детского движения в
Белоглинском районе. Их жизнь – служение детству (ветераны педагогического
труда, бывшие и настоящие сотрудники МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского
района»). Известные воспитанники Дома творчества.
Экскурсия в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей:
посещение выставки «Белая Глина – Родина героев»: жизнь и подвиг Первого
героя Советского Союза А.В.Ляпидевского. Герои Белоглинского района:
Г.П.Хаустов, Н.С.Жирова, А.М.Звягин (включает в себя показ экспонатов,
театрализацию и видеопрезентацию).
МБУК «Белоглинская поселенческая детская библиотека»: Знатная
земля своими земляками: обзор произведений о передовиках производства,
культуры, образования, медицины. Профессия «библиотекарь».
Тема № 6. (14 ч.) Жизнь, устремленная в будущее. Развитие
сельхозпредприятий. Система образования села. Культура и спорт.
МБУК «Белоглинская поселенческая детская библиотека»: с. Белая Глина
в произведениях поэтов и писателей.
Экскурсия в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей:
«Жизнь, устремленная в будущее».
МБУК «Белоглинская поселенческая детская библиотека» Презентация
Книги «Белая глина: путь длиною в 200 лет».
Экскурсии на предприятия с. Белая Глина: ООО «Мартин Аква», ООО
«Белоглинский информационный центр «Родная земля».
Тема 7 «Итоговые творческие работы учащихся «Моя малая родина –
Белоглинский район» (2 ч.).
6. Планируемые результаты.
По окончании обучения учащиеся будут иметь результаты:
Предметные:
- получат предметные знания в области краеведения (будут ознакомлены с
природными, историческими особенностями родного края, села);
- получат навыки краеведческой деятельности: работа с литературными,
историческими и документальными источниками, беседа, интервью, наблюдение,
составление краеведческого маршрута.
12

- овладеют навыками создания краеведческой продукции: схема, рисунок,
доклад, описание туристического маршрута;
- расширят кругозор в области краеведения;
- приобретут зная о профессиях, связанных с туристско – краеведческой
направленностью, учебных местах, профессиональных интересах и
возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и
трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные:
- у учащихся появятся навыки краеведческого мышления;
- у учащихся сформирована гражданская позиция, патриотическое отношение
к России и к своему краю, селу;
-будет сформировано личностно-ценностное отношение к своему родному
краю, чувство любви к родному месту жительства;
- сформирована профессионально-ориентированная личность.
Метапредметные:
- будут сформированы пространственно-временные представления и
причинно-следственные связи;
- будут усовершенствованы общеучебные, предметные, интеллектуальные,
коммуникативные и общекультурные навыки.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
7. Календарный учебный график.
№
п/п

Дата
план

1.

Тема занятия

факт

«Краеведение как наука».
Введение.
История краеведения.

Кол-во часов

Время
проведени
я занятия

Форма Место
заняти прове
я
дения

Всего

Продолж
ительнос
ть
занятия.

2

2 (45
мин)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

2.

Моя Родина –
Белоглинский район.

16

2.1

Далекое прошлое:
местоположение, рельеф,
полезные ископаемые,
климат, почвы, внутренние
воды, растительный и
животный мир степей,
история образования,
заселения и становления
района.

2

13

Форма
контроля

викторина

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Первые населенные пункты 2
на территории
Белоглинского района.
Первые жители
Белоглинского района
Занятия населения.
Организация быта,
земледелие, промышленное
производство.
Быт крестьян на
2
рубеже 19 – 20 вв.
(включает в себя
показ
экспонатов,
театрализацию
и
видеопрезентацию»).

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

2 (45
мин.)

Согласно группо МБУК
расписанию вая Белогл
инский
истори
ко –
краеве
дчески
й
музей

Опрос

Организация быта,
земледелие,
промышленное
производство (открытие
пивоваренного завода –
изготовление фруктовых
вод). Образование (первые
церковно – приходские
школы).
Праздничные
традиции и обряды.
Народные промыслы
и ремёсла
Белоглинского
района.
Ремесла Белоглинцев.
Канопка, кандюшка и
детская игрушка
(гончарный промысел).

2

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

опрос

2

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

опрос

2

2(45
мин.)

Творческая- работа
«Мое историческое
открытие» - рассказ о
наиболее интересном
историческом открытии.
Мастер – класс с
педагогом
«Изготовление поделки

2

2(45
мин.)

Согласно группо МБУК викторина
расписанию вая Белогл
инский
истори
ко –
краеве
дчески
й
музей
опрос
Согласно группо ДТ
расписанию вая

2

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

«Народная кукла».
14

ДТ

ДТ

опрос

Это нашей истории
строки.
Белоглинский район в годы
Октябрьской
социалистической
революции.

18

3.2

Белоглинский район в годы
Великой Отечественной
войны. Предприятия и
организации оказывающие
посильную помощь
фронту, труженики тыла.

3.3

Оккупация
Белоглинского района
немецко – фашистскими
включает в себя
презентацию и игру
«Наша армия».

3.4

Экскурсия к памятникумемориалу воинамбелоглинцам, погибшим в
годы Великой
Отечественной войны

3.5

3.
3.1

3.6

3.7

3.8

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

выставка

2

2(45)х2

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

опрос

2

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

опрос

2

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

опрос

Экскурсия в
МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека» Презентация
книги С.Н.Никитина
«Дети войны».

2

2(45
мин.)

Согласно группо МБУК
расписанию вая «Белог

Военный госпиталь,
лечение раненых на
территории СОШ№12.
Участники боевых
действий, воины – герои.
Была война – была победа!
Экскурсия в МБУК
Белоглинский историко –
краеведческий музей
«Женщины на войне»
(включает в себя
видеопрезентацию и
лекцию).

2

Экскурсионный маршрут
по местам боевой славы.
Памятники героям,
павшим в годы Великой
Отечественной войны.

2

опрос

линска
я
поселе
нческая
детская
библио

2(45
мин.)

2(45
мин.)

2

2

15

2(45
мин.)

тека»
Согласно группо Памят
расписанию вая
ник - Обсужден
мемор ие книги
иал

Согласно группо МБУК
расписанию вая Белогл
инский
истори
ко –
краеве
дчески
й
музей
Согласно группо Памят
расписанию вая
ники
героям

Беседа

Беседа

Практическая работа:
Презентации,
подготовленные
учащимися «История
войны в моей семье».
На пути больших
свершений.

2

4.1

Белоглинский район в
послевоенное время.

2

4.2

Отрасли развития
экономики и сельского
хозяйства Белоглинского
района в советский
период. Промышленные
предприятия, колхозы и
совхозы района.
Практическая работа
«Судьба семьи – в судьбе
страны» (презентации
учащихся).

2

2

3.9

4.

4.3

Созвездие имен
достойных.

14

5.1

Гордость с. Белая глина –
передовики производства,
культуры, образования,
медицины:
А.В.Ляпидевский.,А.М.Звя
гин, Жирова Н.С.
Экскурсия в МБУК
Белоглинский историко –
краеведческий музей:
посещение выставки
«Белая Глина – Родина
героев»: жизнь и подвиг
Первого героя Советского
Союза А.В.Ляпидевского.

6

5.3

МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»: Знатная земля
своими земляками: обзор
произведений о передовиках
производства, культуры,
образования, медицины.

ДТ

Беседа

2 (45
Согласно группо
мин)х2 расписанию вая

ДТ

опрос

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

ДТ

Опрос

2 (45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

6

5

5.2

Согласно группо
расписанию вая

2(45
мин.)

3×2 (45 Согласно группо
мин)х3 расписанию вая

Беседа

ДТ

2

2(45
мин.)

Согласно группо МБУК
расписанию вая Белогл
инский
истори
ко –
краевед
ческий
музей

Беседа

2

2(45
мин.)

Согласно группо МБУК
расписанию вая «Белог
линска
я
поселе
нческая
детская
библио
тека»

Опрос

16

5.4

История детского
движения в Белоглинском
районе. Их жизнь –
служение детству
(ветераны
педагогического труда,
бывшие и настоящие
сотрудники МБУ ДО
«Дом творчества
Белоглинского района»).
Известные воспитанники
Дома творчества.

4

6.

Жизнь, устремленная в
будущее.

14

6.1

Развитие
сельхозпредприятий.
Система образования села.
Культура и спорт.
МБУК «Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»: с.Белая Глина
в произведениях поэтов и
писателей.

6.2

6.3

6.4
6.5

Экскурсия в ООО
«Белоглинский
информационный центр
«Родня земля»
Экскурсия на предприятия с.
Белая Глина ООО «Мартин
Аква»
Экскурсия в МБУК
«Белоглинская
поселенческая детская
библиотека»: Презентация
Книги «Белая глина: путь
длиною в 200 лет».

2×2(45
мин.)х2

Согласно группо
расписанию вая

4

2×2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

-

2

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

Беседа

2(45
мин.)

Согласно группо
расписанию вая

Опрос

2

2(45
мин.)

Согласно
группо
расписанию
вая

Опрос

2

2(45
мин.)

Согласно
группо
расписанию
вая

Опрос

2

ДТ

опрос

6.6

Экскурсия в парк культуры и
отдыха

2

2(45
мин.)

Согласно
группо
расписанию
вая

Опрос

7.

Итоговая творческая работа
учащихся «Моя малая
родина – Белоглинский
район»

2

2(45
мин.)

Согласно
группо
расписанию
вая

Опрос
Творческие
работы
учащихся

Итого:

72

* Календарный учебный график:
1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны;
1.2 продолжительность занятия:
- для очной формы обучения составляет 45 минут;
- для дистанционной формы обучения составляет 30 минут.

17

8.Раздел программы «Воспитание».
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения обучающихся к занятиям
краеведением, к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном
коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной историка – краеведческой деятельности,
применение полученных знаний;
- организация активностей детей, их ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и
метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на:
-формирование и развитие личностного отношения детей к истории,
картографии, изобразительному искусству, к собственным нравственным
позициям и этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по туристов – краеведческой
деятельности,
- применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания
детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и
обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества
при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают
18

информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям,
выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых
они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие
в
проектах
и
исследованиях
способствует
формированиюумений в области целеполагания, планирования и рефлексии,
укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной
деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и
среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей
в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в
организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о
19

воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов, интервью -используются только в виде агрегированных
усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы.
Таблица

№ п/п

Название
события,
мероприятия

Сроки

1

«День открытых
дверей»

2

День воинской 3 сентября 2024
славы России:
окончание
Второй мировой
войны (1945).
День
солидарности в
борьбе с
терроризмом.
«Будем знакомы»
14.09.2024

3

4

5

Беседа о
выстраивании
корректных
отношений с
детьми
(воспитание
толерантности).
Познавательное
мероприятие
«Традиции
кубанской семьи»

1-4 сентября

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Участие в
Фото- и видеоматериалы с
концертной
выступлением детей. Заметка
деятельности, или
на сайте ДТ
мастер-классе, с
целью вовлечения
учащихся школ в
дополнительное
образование
Форма
проведения

беседа, классные
Заметка на сайте учреждения.
6
часы

Родительское
собрание

Беседа. Опрос.

сентябрь

беседа

Фотоотчет о проведенном
занятии. Заметка на сайте
учреждения.

18-20.09.2024

познавательное
мероприятие

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

20

6

«С Днём учителя»

7

Участие в
муниципальном
конкурсе детского
творчества «Мой
любимый
Учитель».

8

Праздникпредставление с
игровыми
элементами
«Посвящение в
ряды друзей Дома
творчества»

11.10.2024

9

«Осенний
серпантин»

с 29.10 по
06.11.2024

10

11

12

05.10.2024

Выставка
творческих работ;
концерт и т.д.

сентябрь

Цикл
октябрь
мероприятий,
посвященных
освобождению
Краснодарского
края и завершению
битвы за Кавказ
( тематические
выставки
«Любимой Белой
Глине
посвящается»,
Интернетфлешмоб
«Помним день
освобождения»)
Цикл- онлайн
2.11.2024
событий «День
народного
единства»-Кубаньтерритория
единства.
Литературно20 -23.11.2024
музыкальное
мероприятие «На
улицах повсюду
улыбки и цветы!»,
посвященное Дню
матери.

конкурс

познавательно –
развлекательное
мероприятие

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

Фотоотчет об участии
(победе) в конкурсе. Заметка
на сайте учреждения.

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

-онлайн-выставка Фото- и видеоматериалы с
работ ИЗО и ДПТ выступлением детей. Заметка
на сайте ДТ
тематическая
выставки,
интернет флешмоб

-онлайн- флешмоб
«Искусство
объединяет».

литературномузыкальное
мероприятие

21

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

13

«Моей любимой
маме»

07.11.2024

Уастие в мун.
этапе краевого
конкурса ИЗО и
ДПТ

Фотоотчет об экскурсии.
Заметка на сайте ДТ

14

Анкетирование
родителей по
оценке качества
образовательных
учреждений.

07.11.202410.11.2024

онлайн сети,
Навигатор23дети.

онлайн сети

15

Презентации
подготовленные
учащимися «Мой
герой Победы
(1941-1945гг.)»

21.12.2024,
23.01.2024

Урок презентация.

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

16

Цикл
мероприятий,
приуроченных ко
Дню неизвестного
солдата:
онлайн-проект
"МАРАФОН
ПАМЯТИ";
урок Памяти «Имя
твое неизвестно,
подвиг твой
бессмертен», в
рамках
мероприятий,
приуроченных ко
Дню неизвестного
солдата

03.12.2024

классный час

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

17

Экскурсия.
07-09.12.2024
Презентация книги
С.Н. Никитина
«Дети войны».

Экскурсия в
МБУК
«Белоглинская
поселенческая
детская
библиотека»

Фотоотчет об экскурсии.
Заметка на сайте ДТ

22

Конкурс
видеороликов
«Равнение на
подвиг!»,
приуроченный ко
Дню Героев
Отечества

9-10 декабря
2024

конкурс

Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей

19

Цикл
мероприятий,
приуроченные к
празднованию
Нового года:
акция «Сделай
свою новогоднюю
игрушку»,
онлайн- акция
«Стихи Деду
Морозу»,
челлендж «Бороды
и шапки»

23-30.12.2024

акция

Фотоотчет о проведенном
мероприятии.

20

Мероприятия в
2-8.01.
развлекательные
Фотоотчет.
дни зимних
2025
программы,
Заметка на сайте учреждения.
каникул:
мастер - классы
Зимняя
тематическая
площадка
Рождественские
посиделки:
«В Россию
Рождество
приходит
величаво»
( по отдельному 23.01-16.02.2025
Конкурс-выставка
Участие в
Фото- и видеоматериалы с
графику)
детских
конкурсе-выставке выступлением детей. Заметка
самодельных
Выставка
на сайте ДТ
открыток ко Дню
творческих работ;
защитника
Отечества
«Открытка
для
Литературно27.01.2025
литературноФотоотчет.
папы»
музыкальная
музыкальная
композиция
композиция
«Чтобы
помнили…»,
посвященная
снятию блокады
Ленинграда (1944
год)

18

21

22

23

Акция «Мир
начинается с тебя»
(посылка солдату).

февраль

акция

Фотоотчет по акции. Заметка
на сайте учреждения.

24

Мун. этап
краевого фестиваля
конкурса
«Молодые
дарования
Кубани»

март 2025

участие в
фестивалеконкурсе

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

25

Участие в
муниципальном
этапе краевого
фестиваля –
конкурса
Большого
Всероссийского
фестиваля

март 2025

мероприятие

Заметка на сайте учреждения.

26

Информирование
родителей по
вопросам
обучения и
воспитания через
социальные сети.

в течении
учебного года

онлайн сети,
мессенджеры.Bk
WhatsApp.

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

27 Форумы родителей
в течении
онлайн сети,
на сайте
учебного года
мессенджеры
образовательного
учреждения.
28
Мун. этап
Март 2025
Выставка
краевого
творческих работ;
фестиваля
конкурса
«Молодые
дарования
Кубани»
29
Участие в
Апрель 2025
Выставка
зональном этапе
творческих работ;
краевого
фестиваля конкурса
«Молодые
дарования
Кубани»
30
Концерт
06.05.2025
Организация
творческих
выставки или
коллективов
участие в
«Низкий вам
концертной
поклон, дорогие
деятельности
ветераны!»
посвященный Дню
24
Великой Победы

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

23

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

Фото- и видеоматериалы с
выступлением детей

31

Акция
«Добро и помощь
не терпят
промедления».

апрель

акция

Фотоотчет по акции. Заметка
на сайте учреждения.

32

Участие во
Всероссийских
акциях: «Письмо
ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу!» ,
«Георгиевская
Творческий отчетлента",
концерт
«Согреваем
коллективовсердца
Дома
ветеранам»,
творчества:
концерт
«Искры
творческих
творчества: наши
коллективов
яркие и
«Низкий
вам
талантливые
поклон,
дорогие
дети».
ветераны!»,
посвященный Дню
Великой Победы

май

акции

Фотоотчет о проведенном
мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.

май

выставки
декоративно –
прикладного
творчества

Фото- и видеоматериалы

33

9.Условия реализации программы
1 Помещение и оборудование.
- класс светлый, просторный;
- столы
- стулья
- доска.
- 2. Рабочий материал.
Белая бумага, цветная бумага
Простые карандаши.
Цветные карандаши.
Контурные карты.
3. Наглядные пособия.
Учебно-методический комплекс.
I. Учебные и методические пособия:
- Научная, специальная, методическая литература.
- фотографии памятников истории, промышленных объектов и
природных ландшафтов, расположенных на территории села Белая
Глина;
- географические карты и схемы.
II. Материалы из опыта работы педагога:
- Дидактические материалы:
- Инструкционные карты и схемы по географии и истории.
Карты : политическая, историко-географические карты, карта
Краснодарского края, Белоглинского района и т.д.
Методические разработки занятий.
Краеведческая и историческая литература;
- презентации по темам занятий;
25

- разработка экскурсионных маршрутов;
- рекомендации по составлению краеведческой продукции: схема маршрута,
аналитическая таблица, доклад, презентация, проект, исследовательская
работа;
-презентация Книги «Белая глина: путь длиною в 200 лет».
Образовательный процесс, включает в себя различные методы
обучения:
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала),
- репродуктивный (воспроизводящий),
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения),
-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы ее решения)4
В проведении занятий используются формы коллективного творчества и
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Теоретическая часть урока дается в форме бесед, лекций с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением
темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве
психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально
составленные тесты и кроссворды, используются словесные игры, загадки.
Для успешного выполнения поставленных учебно- воспитательных задач
программой предусмотрены следующие виды занятий : беседы об истории
края, села, посещение выставок, творческие задания , работа с различными
материалами.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался
постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1.Принцип поэтапности - « погружение в программу». Это самый
ответственный принцип: обучение осуществляется от первого этапа к
последующему.
2.Принцип сравнений- подразумевает творческое взаимодействие
взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
3.Принцип выбора- подразумевает творческое взаимодействие
взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть
творческие проекты, занятия – импровизации, занятия – праздники,
занятия – эксперименты, занятия – экскурсии.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий,
конкурсов, форумов, мастер –классах, презентации.
Педагог
применяет
современные
образовательные
технологии:
здоровьесберегающие технологии,
информационно-коммуникационные
технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии,
технологии проектной деятельности, исследовательская деятельность.
26

10. Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты
освоения
учащимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме
мониторинга (вводный, текущий и итоговый) и оформляется в диагностической
карте.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по программе проводится
в формах, определенных учебным планом
как составной частью
образовательной программы, и в порядке, установленном локальным
нормативным актом организации дополнительного образования. Аттестация
проводится в форме тестирования, тематического сообщения, защиты
проектно-исследовательской работы, публичного выступления, защиты проекта
экскурсии.
Наименование
темы

Формы контроля

Сроки контроля

«Краеведение
как наука».

Викторина

После изучения темы.

Моя Родина Белоглинский
район.

Опрос.

После изучения темы.

Это нашей
истории строки.

Опрос.

После изучения темы.

На пути больших
свершений.

Опрос.

После изучения темы.

Созвездие имен
достойных.

Викторина.

После изучения темы.

Жизнь,
устремленная в
будущее.

Опрос.

После изучения темы.

Итоговые
творческие
работы учащихся
«Моя малая
родина –
Белоглинский
район»

Презентации,
выставка.

По окончании изучения
программы

27

Какие знания и
умения
проверяются
Проверяются знания,
полученные в начале
курса.
Проверяются знания,
полученные в ходе
изучения темы.
Проверяются знания,
полученные в ходе
изучения темы.
Проверяются знания,
полученные в ходе
изучения темы.
Проверяются
знания,
полученные в ходе
изучения темы.
Проверяются знания,
полученные в ходе
изучения темы.
Проверяются знания,
полученные по
окончании изучения
программы.

11. Оценочные материалы.
Определение результативности:
Объектом оценивания является тест по пройденной программе каждым
обучающимся.
Требования к объекту оценивания.
Законченный тест, выполнен самостоятельно.
Критерии оценивания.
Критерий – баллы. Если обучающийся выполнил работу в заданное время,
самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности,
качественно - он получает 3 балла..
Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с
соблюдением технологической последовательности, при выполнении
отдельных операций допущены небольшие ошибки, воспитанник получает
2 балла. Если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно,
с нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с ошибками или не закончено в срок - обучающийся получает
2 балла.
Если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая
последовательность нарушена, при выполнении операций допущены
большие ошибки, тест имеет незавершенный вид, воспитанник получает 1
балл. Педагог ведет дневник педагогических наблюдений в форме таблицы,
где фиксирует достижения воспитанника в форме балов, которые
расшифровывает в баллах.
Отлично – 3 балла.
Хорошо – 2 балла.
Удовлетворительно – 1 балла.
Процедура оценивания: оценивание происходит в конце каждого занятия.
На итоговом занятии воспитанники демонстрируют свои работы,
защищают её.
Итоги работы творческого объединения подводятся по окончании
учебного года. Итоговое занятие проводится с приглашением других
педагогов. К нему готовится выставка работ детей, демонстрация наиболее
интересных исторических рассказов с участием детей, презентации.

28

Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»

Планируемы
е результаты

Критерий

1
Предметный
результат

2
1. Владение объемом знаний,
предусмотренных
программой .
Знание понятийного
аппарата, используемого при
реализации программы:
сформированность у
обучающихся предметных
знания в области
краеведения;
- умение работать с
литературными,
историческими и
документальными
источниками, беседа,
интервью, наблюдение,
составление краеведческого
маршрута;
- создание краеведческой
продукции: схема, рисунок,
доклад, презентация, проект,
описание туристического
маршрута;
- расширение кругозора
учащихся в области
краеведение

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
3
Высокий уровень
(3б.):
учащийся знает
понятия и
термины,
предусмотренные
программой.
Средний уровень
(2б.):
учащийся владеет
½ объемом
знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень
(1б.):
учащийся владеет
менее чем ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой.

ВЫВОД:
Метапредмет
ный результат

1.Самостоятельность в
подборе и работе с
литературой (использовать
различные способы поиска
информации на заданную
тему)

Высокий уровень
(3б.):
учащийся
работает с
литературой
самостоятельно,
не нуждается в
помощи со
стороны педагога.
Средний уровень
(2б.):
учащийся
работает с
литературой с
помощью
педагога или
29

На
окончание
обучения
31.05.2024 г.
4
5
Низкий
Высокий
уровень (1балл)
уровень
(3 балла)
На начало
обучения
10.09.2023г.

низкий
уровень
Средний
уровень
(2 балл)

высокий
уровень
Высокий
уровень
(3 балла)

2.Самостояельность в сборе
и обрабатывании материала
об изучаемом предмете
(Краеведение)
и др. согласно планируемым
результатам, обозначенным в
программе (находить
способы решения и
осуществления
поставленных задач, учиться
понимать причины успеха и
неуспеха своей
деятельности)

родителей.
Низкий уровень
(1б.):
учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
работе с
литературой,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле со
стороны педагога.
Высокий уровень
(3б.):
учащийся
обрабатывает
материал об
изучаемом
предмете
самостоятельно,
находит способы
решения и
осуществления
поставленных
задач
самостоятельно.
Средний уровень
(2б.):
учащийся
обрабатывает
материал об
изучаемом
предмете с
помощью
педагога, находит
способы решения
и осуществления
поставленных
задач с помощью
педагога.
Низкий уровень
(1б.):
учащийся
испытывает
серьезные
затруднения при
обработке
материала об
изучаемом
предмете,
нуждается в
30

Средний
уровень
(2 балл)

Высокий
уровень
(3 балла)

постоянной
помощи и
контроле со
стороны педагога.

ВЫВОД:
Личностный
результат

1. Появление навыков
краеведческого
мышления;
сформированность
гражданской позиции,
патриотическое
отношение к России и к
своему краю, селу.

низкий
уровень

высокий
уровень

низкий
уровень

высокий
уровень

Высокий уровень
(3б.):
У учащегося
появились навыки
краеведческого
мышления,
сформировалась
гражданская
позиция,
патриотическое
отношение к
России и к своему
краю, селу.
Средний уровень
(2б.):
У учащегося
частично
появились навыки
краеведческого
мышления,
сформировалась
гражданская
позиция,
патриотическое
отношение к
России и к своему
краю, селу.
Низкий уровень
(1б.):
У учащегося не
сформировались
навыки
краеведческого
мышления,
гражданская
позиция,
патриотическое
отношение к
России и к своему
краю, селу.

ВЫВОД:

31

12. Методические рекомендации.
Технологии, формы и методы обучения.
Технологии обучения:
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуального обучения.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- традиционные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, диспут);
- наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций);
- практические (викторины, экскурсии, изготовление поделок).
Формы обучения:
По особенностям коммуникативного взаимодействия:
- тематические лекции-беседы с элементами самостоятельной работы с
литературными, историческими и документальными источниками;
- тематические экскурсии;
- занятия-семинары;
- занятия-экскурсии;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми (беседа, диалог);
- музейные уроки;
- поисковая деятельность;
- заочная (виртуальная) экскурсия;
- практические занятия (работа с документами, картами, фотоматериалами);
- занятия-викторины;
- мастер-класс;
- оформительская деятельность;
- презентация краеведческой продукции.
По дидактической цели:
- вводное занятие;
- занятия по углублению знаний;
- практические занятия;
- занятия по систематизации и обобщению знаний;
- занятия по контролю знаний, умений, навыков;
- комбинированные формы занятий.
- Методические разработки занятий;
- Краеведческая и историческая литература;
- Презентации по темам занятий;
- Разработка экскурсионных маршрутов;
- Рекомендации по составлению краеведческой продукции: схема маршрута,
аналитическая таблица, доклад, презентация, проект, исследовательская работа.
32

Алгоритм учебного занятия.
Тема:
Дата проведения:
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационнаячасть.
2. Теоретическаячасть.
3. Практическаячасть.
4. Результативность.
5. Подведение итогов занятия.
2. 6 Литература, рекомендуемая педагогу:
1. Белая Глина: путь длиною в 200 лет., Изд.г.Ростов – на – Дону, 2020 г.
2. Моя малая Родина Белоглинский район, Изд.г.Тихорецк, 2009 г.
3. Ю.М.Бодяев «Символы Краснодарского края», ОИПЦ «Перспективы
образования», г. Краснодар,2006 г.
4. У истоков большой жизни…, изд. Редакция Белоглинского
информационного центра «Родная земля», 2000 г.
5. В.И.Голиков «Фауна Кубани: видовой состав и экология», Изд.
«Традиция», 2007 г.
6. Е.А.Хачатурова, Н.А. Корсакова «История Кубани», ОИПЦ
«Перспективы образования», 2000 г.

Литература, рекомендуемая учащимся:
1. Белая Глина: путь длиною в 200 лет., Изд.г.Ростов – на – Дону, 2020 г.
2. Моя малая Родина Белоглинский район, Изд.г.Тихорецк, 2009 г.
3. Ю.М.Бодяев «Символы Краснодарского края», ОИПЦ «Перспективы
образования», г. Краснодар,2006 г.
4. У истоков большой жизни…, изд. Редакция Белоглинского
информационного центра «Родная земля», 2000 г.

33

Договор № б/н
о реализации дополнительной общеобразовательной программы
в сетевой форме
«31» августа 2024 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Белоглинского района» в лице директора Галины Ивановны
Поздняковой,
действующего на основании Устава, осуществляющее
образовательную деятельность на основании лицензии от «29» января 2016 г.
серия 23Л01, выданной министерством образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края, именуемое в дальнейшем «Организация № 1»
(иное наименование – МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»),
организация-партнер МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей», в
лице директора Натальи Александровны Мурзинцевой, действующего на
основании Устава, именуемая в дальнейшем «Организация № 2», организация
– партнер муниципальное бюджетное учреждение культуры «Белоглинская
детская поселенческая библиотека» в лице Ольги Николаевны Кудренко,
именуемая в дальнейшем «Организация № 3», а вместе в дальнейшем
именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1.
Общие положения
1.1 Стороны заключают
настоящий договор о реализации
дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме по
следующей направленности – туристско - краеведческая.
1.2 Дополнительная общеобразовательная программа реализуются Сторонами в сетевой форме в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам”.и иными нормативно-правовыми актами.
1.3
Зачисление на обучение по дополнительной общеобразовательной
программе, реализуемой Сторонами в сетевой форме, производится в соответствии с действующим законодательством и утвержденным порядком приема
учащихся в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района».
1.4
Стороны согласуют между собой учебный план, выделяя модули,
практики, научно-исследовательскую работу и другие виды образовательной
деятельности учащихся, для реализации их в сетевой форме.
1.5
Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить
предметы, цель и задачи договора путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору.
34

1.6
Реализация данного договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышение качества и доступности дополнительного образования за счет
интеграции и использования ресурсов организаций-партнеров;
- разработку курсов и программ с возможностью использования материальнотехнических ресурсов партнера, в том числе современного, высокотехнологичного оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных программ дополнительного образования детей;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие профессионального мастерства педагогов;
- популяризацию актуальных направленностей дополнительного образования.
2.
Предмет договора.
2.1.
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» реализует часть
дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в объеме –
46 часов с использованием в сетевой форме ресурсов организаций № 2 – 18
часов, 3 – 8 часов.
2.2. Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается и
утверждается совместно Сторонами.
3.
Правовой статус учащихся.
3.1.Стороны реализуют дополнительную общеобразовательную программу в
отношении учащихся, принятых в установленном законодательством порядке, а
также в рамках регламентов и правил, установленных внутренними
локальными нормативными актами на обучение по ней в МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района» и являются учащимися.
3.2. В Организации № 1 учащиеся являются учащимися. Перечень учащихся
согласуются Сторонами путем оформления приложений к настоящему
договору не позднее чем за 14 рабочих дней до начала реализации
Дополнительной общеобразовательной программы.
Общее количество учащихся по Дополнительной общеобразовательной
программе составляет 12 человек. (Приложение №1).
4.
Права и обязанности сторон:
4.1.МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» обязуется:
4.1.1.создавать условия для совместной разработки с МБУК «Белоглинский
историко – краеведческий музей», муниципальным бюджетным учреждением
культуры «Белоглинская детская поселенческая библиотека» Дополнительной
общеобразовательной программы, а также учебного плана;
4.1.2. разработать правила и порядок обеспечения академической мобильности
(сопровождение) учащихся до места проведения занятий в МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района», а также назначить ответственных лиц,
обеспечивающих такое сопровождение учащихся;
4.1.3.использовать помещения, оборудование, иное имущество по договору с
муниципальным бюджетным учреждением культуры «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», МБУК «Белоглинский историко – краеведческий
музей» обеспечивать его сохранность с учетом естественного износа, а также
35

гарантировать целевое использование имущества в случае, если цели
предоставления имущества были указаны в дополнительном договоре о его
предоставлении в пользование;
4.1.4.информировать Организации №2,3 об изменении состава учащихся в
течение срока действия договора;
4.1.5.разработать порядок текущего контроля качества освоения программного
материала, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по разработанной
совместной Дополнительной общеобразовательной программе в рамках
сетевого взаимодействия;
4.1.6.осуществлять оформление и выдачу документов об освоении учащимися
Дополнительной общеобразовательной программы или ее составной части.
4.2. обязуется:
4.2.1.предоставить МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» в
качестве ресурсов: учебные помещения, аудитории, залы, территории,
укомплектованные оборудованием, расположенные по адресу: с. Белая Глина,
ул. Красная, 154; с. Белая Глина, ул. Красная,95 для реализации
Дополнительной общеобразовательной программы на основании учебного
плана и расписания (Приложение 2);
4.2.2.обеспечивать должный уровень качества образовательного процесса в
рамках совместно-разработанной Дополнительной общеобразовательной
программы и учебных планов, в том числе методическую поддержку педагогам
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»;
4.2.3. оказывает содействие в организации промежуточной и итоговой
аттестации учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе или
ее составной части (модуля), в соответствии с календарным учебным графиком
направляет справку о результатах промежуточной аттестации учащихся
(защиты творческого проекта и др.), включающую ведомости диагностики, на
основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения
Дополнительной общеобразовательной программы;
4.2.4.осуществляет иные действия, не противоречащие целям заключения
настоящего договора.
4.3. Стороны совместно:
4.3.1.разрабатывают Дополнительную общеобразовательную программу;
4.3.2.утверждают расписание занятий.
4.3.3.реализуют часть /части Дополнительной общеобразовательной
программы (модуль) образовательной программы, указанной в настоящем
Договоре;
4.3.4.обеспечивают доступ учащихся к основным сведениям об организациях:
Уставам, лицензиям на осуществление образовательной деятельности,
свидетельствам о государственной аккредитации, другим документам,
регламентирующим
организацию
и
осуществление
образовательной
деятельности, права и обязанности учащихся при реализации Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.3.5.создают учащимся необходимые условия для освоения Дополнительной
общеобразовательной программы;
36

4.3.6.проявляют уважение к личности учащихся, не допускают физического и
психологического насилия;
4.3.7.во время реализации Дополнительной общеобразовательной программы
несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
Финансовое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы, реализуемой в сетевой форме.
5.1.Заключение настоящего Договора не влечет возникновение финансовых
обязательств Сторон; обязательства имущественного характера, связанные с
реализацией настоящего Договора, принимаются и реализуются Сторонами в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Стороны могут привлекать для реализации Дополнительной
общеобразовательной программы иные финансовые средства за счет
внебюджетных источников, в том числе средств физических и юридических
лиц.
5.3.Стороны разрабатывают систему стимулирования труда работников на
основе Уставов МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района», МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская
детская поселенческая библиотека» для осуществления образовательной
деятельности при реализации дополнительной общеобразовательной
программы в сетевой форме.
6. Условия и порядок.
6.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» при реализации
Дополнительной общеобразовательной программы используются ресурсы
МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская
детская поселенческая библиотека», указанные в пункте 4.2.1 настоящего
договора.
6.2. При реализации Дополнительной общеобразовательной программы
предусмотренные пунктом 4.2.1. настоящего Договора ресурсы используются
для
обеспечения
качества
оказываемой
образовательной
услуги,
соответствующего требованиям, установленным федеральными нормативными
документами.
7.
Срок действия Договора.
7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2. Реализация Дополнительной общеобразовательной программы по
настоящему Договору начинается с момента заключения настоящего договора.
7.3. Завершение действия договора наступает после завершения реализации
Дополнительной общеобразовательной программы, исполнения сторонами
обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами актов о
выполнении настоящего договора.
8.Ответственность Сторон.
8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
5.

37

8.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное
неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является
следствием
обстоятельств
непреодолимой
силы
(форс-мажорных
обстоятельств):
- стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн,
революций, ограничительных и запретительных актов государственных
органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора.
Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора,
носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не
зависеть от воли Сторон.
8.3.О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона,
для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему
Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме,
приложив соответствующие подтверждающие документы.
8.4.В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в срок исполнения
обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени,
в течение
которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
9.Порядок изменения и прекращения договора:
9.1.Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть
изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям,
предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9.2.В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются
уведомить об этом друг друга в течение 5 дней.
9.3.Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в
судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
9.4.Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую
юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
10.Реквизиты и подписи Сторон:
МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района»:
ИНН/КПП 2326006650/232601001
353040, Краснодарский край,
Белоглинский р-н, Белая Глина с,
Красная ул, дом № 106А
к/с 40102810945370000010
Каз/сч 03234643036070001800
Южное ГУ Банка России//УФК по
Краснодарскому краю г. Краснодар
БИК 010349101
Тел. 8(86154)72351
_________________Г.И. Позднякова
директор МБУ ДО ДТ

МБУК Белоглинский историко –
краеведческий музей:
ИНН 2326007541/КПП 232601001
353040,Краснодарский край, Белоглинский
район, с.Белая Глина,
ул. Красная 152
БИК 010349101
Рас/счет 03234643036070001800
Кор.счет 40102810945370000010
Южное ГУ Банка России // УФК по Краснодарскому
краю г.Краснодар
Тел. 8 (861-54) 724-36
Директор _______________Е.А. Смирнова

38

МБУК
«Белоглинская поселенческая детская
библиотека»:
ИНН: 2326008471
ОКПО: 84429719
353040, Краснодарский край,
Белоглинский район с. Белая Глина ул. Красная
95
Банковские реквизиты:
р/с 03234643036074021800
Южное ГУ Банка России//УФК по
Краснодаскому краю
БИК 010349101
к/с 40102810945370000010
лицевой счет:
20186001671
Тел. 8 (861)54 7-33-68
Директор: _______________О.Н.Кудренко

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».