1
2
Содержание программы:
1.
Титульный лист программы.
1.1 Нормативно- правовая база.
Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1. Направленность.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3. Формы обучения.
2.4. Режим занятий.
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
3.
Цель и задачи программы.
4.
Учебный план.
5.
Содержание программы.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание».
9.
Условия реализации программы.
10. Формы аттестации.
11. Оценочные материалы.
12. Методические материалы.
Список литературы.
Приложение 1 Календарный учебный график
Приложение 2 Календарный план воспитательной работы
Приложение 3 Индивидуальный образовательный маршрут
Приложение 4 Договор о сетевом взаимодействии
с. 1
с. 3
с.4
с.5
с.5
с.5
с.6
с.6
с.6
с.7
с.8
с.9
с.8
с.8
с.12
с.12
с.13
с.15
с. 17
с.18
с.25
с.30
с.34
3
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ "О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере".
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
7. Письмо Минобрнауки
России
№
09-3242
от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». –М.: Фонд новых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана
,2017г.;
8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении
прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
10. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ»
Министерства
образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (РМЦ ДОД
КК г. Краснодар 2024 год).
11. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.
4
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты.
2.Пояснительная записка.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Программа имеет художественную направленность с элементами
культурологической направленности;
Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и
нормативных документов:
Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода,
образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет
влияют добавки других минералов. Глину можно купить в готовом виде или в
виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не
всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.
Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому природному
материалу какую угодно форму: из глины можно создать как фигурки зверей, так
и машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов. Кстати, глина – самый
древний строительный материал человечества и, вполне возможно, строительные
функции глины были замечены людьми как раз при наблюдении за играми детей,
создающими на берегах рек разнообразные самоделки своими руками.
Актуальность данной программы заключается в том что, лепка имеет
большое значение в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления, привитию разных умений и навыков, необходимых для успешного
обучения в школе. Лепка также как и другие виды изобразительной деятельности
формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать
прекрасное во всем его многообразии. Пожалуй, лепка естественный для человека
изобразительный творческий процесс.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин, жевательная
резинка - из всего этого чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. И
«что-нибудь будет называться скульптурой». Создавая скульптуру (пусть сначала
это просто шар, куб), ребенок непосредственно познает реальную
действительность, поскольку скульптура, как окружающий мир, трехмерна.
Занимаясь лепкой, ребенок изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Занятие лепкой способствует развитию
осязания. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает
пальцами, причем чаще всего всеми десятью, а это как известно, способствует
развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве,
и освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Новизна программы заключается в том, что при ее
составлении
учитывались правила дидактики: логичность, доступность, наглядность, простота
в изложении, своевременный переход от простого к сложному. Основанием
данной программы является создание благоприятных условий реализации
духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
5
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам
способствует не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и
умений, но и развитию индивидуальных творческих способностей каждого
ребёнка, его художественного вкуса.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы
способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры,
выработке у школьников профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы.
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух
направленностей – художественно-эстетической и культурологической. Сведения
из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории быта
(обычаи, праздники). Изучение вопросов народного искусства и традиционных
художественных промыслов Кубани позволяют расширить общий кругозор
обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить творческое
воображение, фантазию обучающихся, способствуют оригинальности мышления
и
воплощению
своего
замысла
в
творческих
изделиях.
2. Программа предусматривает овладение различными способами лепки из
глины (лепка по частям или из целого куска) и рассматривает лепку из глины как
часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия
понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и
отражения окружающего мира, использования национальных культурных
традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного
образования
и
следующих
основных
принципах: целостности(соблюдение единства обучения, воспитания и развития,
с одной стороны, и системность, с другой); гуманизации (признания личности
ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и
взаимопонимания); интеграции (совмещение в одной программе нескольких
подпрограмм,
подчинённых
одной
цели
и
связанных
между
собой); деятельностного подхода (знания приобретаются обучающимися во время
активной деятельности); возрастного и индивидуального подхода (выбор форм,
методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом
детей).
Адресат программы: дети в возрасте
8– 15 лет с разным уровнем
интеллектуального развития, в том числе предназначена для детей с особыми
образовательными потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей;
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В возрасте 7-10 учащиеся уже достаточно осознанно делают выбор
в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для
восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога –
потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом
определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание
положительного эмоционального фона занятий.
6
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Уровень программы: – базовый.
Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа (групповые).
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Периодичность занятий – 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания
помещения. Режим занятий - сокращение режима занятий с учетом
использования технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут
согласно требованиям САН ПИН.
Численный состав групп– 12 человек.
Форма обучения:
Форма обучения в объединении – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса по данной программе. В
соответствии с учебным планом объединения формируются группы учащихся
одного возраста, являющиеся постоянным основным составом; занятия
проводятся групповые, с индивидуальным подходом, и предусматривают
следующие виды: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение
музеев, выставок декоративно-прикладного творчества,
занятия-праздники,
мастер-классы; творческие встречи с художниками, мастерами, дизайнерами.
Состав объединения постоянный. Формы организации деятельности
обучающихся – групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения
изученного материала.
Формы занятий: в процессе занятий используются следующие формы
проведения занятий: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение
музеев, выставок декоративно-прикладного творчества), занятия-праздники,
мастер-классы, занятие-беседа о профессии гончар, скульптор, художниккерамист и т.д., творческие встречи с художниками, мастерами.
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение художественных промыслов.
3. Цель и задачи программы.
Цель программы: освоение приемов лепки и росписи глиняных изделий,
сохранение и развитие народных промыслов. Оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- ознакомление с приёмами лепки и росписи глиняных игрушек;
- овладение приемами лепки из глины различными способами;
- формирование у обучающихся полноценного представления о современном
мире профессий декоративно-прикладного творчества, мотивации на осознанный
выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда
7
муниципалитета, его потребностях и перспективах;
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами.
Метапредметные:
- развитие творческих, индивидуальных способностей учащихся;
-самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Личностные:
- эстетическое воспитание. Научить через декоративно-прикладное
искусство видеть и понимать традиции и жизнь русского народа;
- воспитание любви к природе;
- формирование профессионально-ориентированной личности;
- развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять
задания самостоятельно.
4. Учебный план.
№
п/п
Наименование тем
всего теория практика
форма
часов
контроля
1 модуль «Послушная глина»
1. Комплектование группы
Вводное занятие. Техника
безопасности. Игрушка и
зверушки.
16
2
14
выставка
2. Барельеф. Декоративное панно
3. Глиняная сказка
14
30
2
2
12
28
выставка
мастер
класс
4. Дело мастера боится
8
2
6
открытое
занятие
68
8
60
ИТОГО:
2 модуль «Игрушки из глины»
5. Волшебный кувшинчик.
Ручная лепка сосудов
6. Пустотелые игрушки-копилки
7. Русская народная игрушка
8. Дело мастера боится
ИТОГО:
ВСЕГО:
16
2
14
16
32
12
2
4
2
14
28
10
76
10
66
144
18
126
открытое
занятие
выставка
выставка
открытое
занятие
5.Содержание программы.
8
Тема №1 «Вводное занятие. Техника безопасности. Игрушки и зверушки».
(16) часов.
Глина полезное ископаемое. Лепка шара, овала. Способ лепки. Беседа о
профессии гончар.
Лепка гусеницы на листе. Роспись изделий.
Лепка улитки и ежа. Лепка собачки, медведя, уточки, поросенка, зайчика.
Тема № 2. «Барельеф. Декоративное панно» (14) часов
Ромашка, бабочка, божья коровка. Беседа о профессии художник.
Лепка по выбору. Рыбка, птичка, земляника.
Роспись изделий.
Тема № 3 «Глиняная сказка» (30) часа
Лепка героев сказки «Колобок», «Три медведя».
Сюжетная лепка. Способы и приемы лепки. Беседа о профессии скульптор. Лепка
сказочных героев по выбору. Роспись изделий.
Тема № 4. «Дело мастера боится» (8) часов.
Беседа о профессии гончар. Лепка барельефа, кувшина, вазы, сказочных героев,
народной игрушки, животных.
Способы и приемы лепки. Роспись изделий.
Тема № 5.«Волшебный кувшинчик. Ручная лепка сосудов» (16) часов
Ручная лепка сосудов. Разнообразие посуды. Лепка чашки из целого куска. Лепка
кувшина, вазы, миски, кружки. Применение различных способов лепки. Роспись
изделий. Беседа о профессии художник – керамист.
Тема № 6. «Пустотелые игрушки-копилки» (16) часов
Способы и приемы лепки пустотелых изделий. Просмотр онлайн-выставки.
Лепка пустотелого ежа. Лепка смешариков по выбору.
Лепка копилки: кот, сова, пингвин, еж, собака, поросенок.
Роспись готовых изделий.
Тема № 7. «Русская народная игрушка» (32)часа
Поход в МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей». Русская
игрушка. История игрушки.
Лепка уточки, петушка, лошади, козленка, индюка, барыни, мужичков.
Способы лепки. Роспись готовых изделий.
Тема № 8. «Дело мастера боится» (12) часов.
Беседа о профессии гончар. Лепка барельефа, кувшина, вазы, сказочных героев,
народной игрушки, животных.
Способы и приемы лепки. Роспись изделий.
6. Планируемые результаты.
Ожидаемые
результаты
соотнесены
с
задачами
программы,
дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания,
практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых
предполагается
в
ходе
реализации
программы.
В результате освоения программы учащиеся получают:
Предметные результаты:
9
-правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- общие сведения по истории лепки из глины:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- основные технические приемы лепки из глины;
- необходимые материалы и оборудование для лепки из глины;
- основные художественные промыслы Кубани;
- технику лепки барельефа;
- приобретение знаний о профессиях декоративно-прикладного творчества,
учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора
профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда
муниципалитета.
Метапредметные результаты:
- владеть приемами лепки различных изделий;
- лепить игрушки в народном стиле и расписывать их;
- изготавливать изделия, имеющие пустую середину (посуду, копилки,
свистульки).
Личностные результаты:
- усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели,
желание добиваться хорошего результата;
- умение работать в коллективе;
- взаимопомощь;
- сформирована профессионально-ориентированная личность;
- развито умение работать дистанционно в команде и индивидуально, выполнять
задания самостоятельно.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.
10
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
7. Календарный учебный график (приложение 1)
1.1 темы занятий по очной и дистанционной форме обучения идентичны;
1.2 продолжительность занятия:
- для очной формы обучения составляет 45 минут;
- для дистанционной формы обучения составляет 30 минут
8.Раздел программы «Воспитание».
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
информирование детей, организация общения между ними на содержательной
основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
прикладного творчества творчеством, к собственным нравственным позициям и
этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы по декоративно-прикладному творчеству,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания
детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств
общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на воспитание, формирование:
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
- уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к разным видам искусства;
- интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в
презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках;
- воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
11
- опыта представления в работах российских традиционных духовнонравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России;
опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности,
в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их
родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных
особенностей детей младшего и среднего школьного возраста, стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в
коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
12
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы (приложение 2)
9. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное
необходимой мебелью (стульями для
учащихся и столом и стулом для педагога;
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей.
Занятия проводятся с необходимыми инструментами и приспособлениями: глина,
вода, стеки, образцы и иллюстрации игрушек.
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер,
монитор, флеш-карты, диски с видео-занятиями, презентациями,
мастер–
классами, специализированная литература, наглядные пособия, пооперационные
карты, картины-образцы ).
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное
высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования "Образование и
педагогические науки" или высшее образование, либо среднее профессиональное
образование в рамках направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования при условии его
соответствия
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе.
10. Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и
высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Эффективность
образовательного
процесса
оценивается
по
сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню
мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития
творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах,
фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному
самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм
аттестаций:
- промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным
темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);
- итоговой аттестации –участие в различного уровня выставках, конкурсах,
фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих
мастерских.
13
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе
обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в художественных
школах, колледжах, соответствующих факультетах вузов.
11. Оценочные материалы.
Для определения уровня достижения учащимися планируемых результатов
целесообразно использовать тестирование, опрос, выставки, викторины, текущий
и тематический контроль; методами могут стать практические и самостоятельные
задания, мониторинги и другие формы диагностики.
Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Предметные результаты
План Критерий
ируем
ые
резул
ьтаты
Занятия
понятийного
аппарата,
используемог
о при
реализации
программы.
Владение
объемом
знаний,
предусмотре
нных
программой.
Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень (3б.):
учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом
знаний, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
На
начало
обучени
я
(вводны
й)
На
конец
первого
полугод
ия
(проме
жуточн
ый)
На
конец
обучени
я(итого
вый)
Низки
Высок
й
1-3
ий
урове балло урове
нь (1
в
нь (3
балл)
балла)
1-3
балло
Низки
в
Высок
й
ий
урове
урове
нь (1
нь (3
балл)
балла)
14
Метапредметные результаты
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Общие
Высокий уровень (3б.):
сведения по учащийся владеет объемом
истории
знаний, предусмотренные
лепки из
программой.
глины и
Средний уровень (2б.):
знание
учащийся владеет ½ объемом
основных
знаний, предусмотренных
видов
программой.
декоративно- Низкий уровень (1б.):
прикладного учащийся владеет менее чем
искусства;
½ объемом знаний,
предусмотренных
Владение
программой.
основными
техническим
и приемами
лепки из
глины и
использован
ие
необходимы
х материалов
и
оборудовани
я для лепки.
ВЫВОД:
Самостоятел
ьность в
подборе и
работе с
литературой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся работает с
литературой самостоятельно,
не нуждается в помощи со
стороны педагога.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
литературой с помощью
педагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
1-3
балло
в
Высок
ий
урове
нь (3
балла)
Низки
й
урове
нь (1
балл)
Низки 1-3
й
балло
урове в
нь
1-3
балло
в
Высок
ий
урове
нь
Низки
й
урове
нь (1
балл)
Высок
ий
урове
нь (3
балла)
15
стороны педагога
Самостоятел Высокий уровень (3б.):
ьность в
учащийся работает
организации самостоятельно.
проектной
Средний уровень (2б):
деятельности учащийся работает с
.
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Владение
Высокий уровень (3б.):
приемами
учащийся работает
лепки
самостоятельно.
различных
Средний уровень (2б):
изделий в
учащийся работает с
народном
помощью педагога или
стиле и их
родителей.
роспись.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
ВЫВОД:
1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)
Высок
ий
урове
нь (3
балла)
1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)
Высок
ий
урове
нь (3
балла)
Низки 1-3
й
балло
урове в
нь
Высок
ий
урове
нь
12. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности.
В
процессе
занятий
используются
различные
формы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
16
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Формы
организации
деятельности
учащихся
на
занятиях:
• фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповая - организация работы в группах;
• индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий,
Методические рекомендации, разработанные педагогом:
1. Способы лепки народной игрушки, лепки из целого куска глины и по
отдельным частям.
2. Правила лепки барельефа, декоративного панно.
3. Изготовление посуды ручным способом.
4. Приёмы и способы лепки пустотелых игрушек (копилки, свистульки).
5. Лепка животных различными способами (из целого куска глины,
комбинированным способом и по отдельным частям).
Алгоритм учебного занятия.
Тема: ______________
Дата проведения ________________
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Результативность
5. Подведение итогов занятия.
17
Список литературы.
Литература, рекомендуемая педагогу:
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли): Учеб. для ПТУ. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 302 с.: ил.
2. Блинов Г.М. Чудо кони, чудо птицы. Рассказы о русской народной
игрушке. Оформл.В.Бахтина. М., «Дет.лит.» 1977 г.
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод.
руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных
учреждений. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с., ил.
4. Глина в руках человека / Сост.: A.M. Ждановский. Науч. ред. Н.В.
Анфимов. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989 – 91 с.: ил.
5. Копышева Н.М. Лепка в начальных классах, М.: Просвещение 198 с., ил.
6. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо, 2013.
– 64 с.: ил.
7. Лесовская С. А. Зверушики из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо, 2013. –
64 с.: ил.
8. Лесовская С. А. Зоопарк из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо, 2013. – 64
с.: ил.
9. Поверин А. Русская народная глиняная игрушка / Академия акварели
изящных искусств, Москва. 2017.
10. Федотов Г. Я. Глина и керамика. - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс 2002. – 160
с., ил.
11 .Халезова Н.Б.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада /
Н.Б.Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1986 – 144 ил.
12. Харлап З.К. Чудесная глина. Иркутск: , Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2011 .
– 60 с.: ил.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1. Крупин В. Дымка М. Малыш 1998 г.
2. Поверин А. Русская народная глиняная игрушка / Академия акварели
изящных искусств, Москва. 2017.
3. Таранов Е.М. Вятская игрушка / Художник РСФСР 1974
18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график.
1 модуль «Послушная глина»
№
п/п
Дата
план
Тема занятий
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия
Место
Форма
проведения контроля
факт
Комплектование группы Вводное занятие
Техника безопасности. Игрушки и зверушки.
Вводное занятие. Техника безопасности. Глинаполезное ископаемое. Беседа о профессии гончар.
16
2
Согласно
расписанию
1.2
Способы лепки шара, овала.
2
Согласно
расписанию
1.3
Лепка гусеницы на листике. Роспись изделий.
2
1.4
Лепка и роспись готовых изделий.
1.5
1
Форма занятия
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Дом
творчества
Способы лепки собачки, медведя. Анализ формы.
4
Согласно
расписанию
1.6
Способы лепки поросенка. Роспись изделий.
2
Согласно
расписанию
1.7
Способы лепки уточки, зайчика. Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Барельеф. Декоративное панно
14
1.1
2
Дом
творчества
опрос
опрос
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
выставка
-
19
2.1
Правила лепки барельефа.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2.3
Лепка декоративной пластинки «Бабочка». Роспись
готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2.4
Лепка декоративной пластинки «Божья коровка».
Роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2.5
Лепка барельефа по выбору. Беседа о профессии
Роспись
изделия.
художник.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2.6
Лепка барельефа «Рыбка». Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2.7
Лепка барельефа «Птичка». Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
выставка
2.8
Лепка барельефа «Земляника». Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
выставка
Глиняная сказка
Беседа о профессии скульптор. Лепка героев сказки
«Колобок».
30
2
Лепка персонажей сказки «Колобок» и других
сказок по выбору.
Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.
3
3.1
3.2
3.3
опрос
опрос
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
опрос
20
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
4
Согласно
расписанию
Дом
творчества
Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
3.9
Лепка героев сказки «Теремок».
4
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
3.10
Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.
4
Согласно
расписанию
Дом
творчества
3.11
Роспись готовых изделий. Лепка персонажей по
выбору.
Дело мастера боится
Беседа о профессии гончар. Способы лепки
барельефа (свободная тема).
Мои любимые сказочные персонажи. Лепка героев
сказок.
Лепка животных по выбору и предложенным
образцам.
Лепка и роспись готовых изделий.
4
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
Лепка героев сказок по выбору. Роспись готовых
изделий.
Лепка героев сказок по выбору. Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
Лепка и роспись сказочных героев. Мастерская
Деда мороза.
2
Лепка персонажей сказки «Три медведя».
8
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
Дом
творчества
опрос
выставка
Дом
творчества
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
выставка
-
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
выставка
21
Итого:
1
68
часов
2 модуль «Игрушки из глины»
Волшебный кувшинчик Ручная
16
лепка сосудов
-
Разнообразие посуды. Лепка чашки из
целого куска. Беседа о профессии
художник – керамист.
Лепка чашки путем составления ее из
колец.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
1.3
Роспись готовых изделий по образцам и
представлению.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
1.4
Лепка кувшина путем составления его из
колец.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
1.5
Лепка вазы по образцу и представлению.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
1.6
Лепка миски, кружки разными способами.
2
Согласно
расписанию
Дом
творчества
1.7
Лепка самовара по образцу. Роспись
готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
опрос
1.8
Лепка готовых изделий по выбору и
роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
выставка
2
Пустотелые игрушки-копилки
16
1.1
1.2
-
опрос
опрос
22
2.1
Способ лепки пустотелых изделий. Лепка шариков.
2
Согласно
расписанию
2.2
Лепка пустотелого ежа по способу лепки шара.
2
Согласно
расписанию
2.3
Лепка «смешариков» по выбору. Роспись готовых
изделий.
Лепка копилки «Кот, Сова» путем составления из
полос глины.
Лепка копилки «Пингвин». Роспись готовых
изделий.
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2.8
Лепка копилки «Еж, собака». Роспись готовых
изделий.
Лепка копилки «Поросенок». Роспись готовых
изделий.
Лепка и роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
3
Русская народная игрушка
32
3.1
2
3.2
История русской игрушки. Поход в МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей».
Лепка уточки, петушка.
Лепка народной игрушки «Лошадка, козлик».
3.3
Лепка по народным мотивам. Элементы росписи.
2.4
2.5
2.6
2.7
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Дом
творчества
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
Дом
творчества
выставка
Дом
творчества
выставка
Дом
творчества
опрос
23
3.4
Лепка народной игрушки «Индюк».
2
Согласно
расписанию
3.5
Лепка народной игрушки «Барыня».
2
Согласно
расписанию
3.6
Лепка народной игрушки «Мужик».
2
Согласно
расписанию
3.7
Лепка народной игрушки по выбору и образцам.
4
Согласно
расписанию
3.8
Лепка барыни с птицей. Роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
3.9
Лепка народной игрушки «Пошел мужик на базар».
2
Согласно
расписанию
3.10
Лепка и роспись готовых изделий. Лепка
скомороха.
Лепка в народном стиле «Емеля на печи».
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
4
Согласно
расписанию
3.13
Лепка народной игрушки по выбору и в народном
стиле.
Лепка и роспись готовых изделий.
4
Согласно
расписанию
4
Дело мастера боится
12
4.1
Лепка кувшина, вазы и т.д. Приемы лепки.
4
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
4.2
Лепка и роспись готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
3.11
3.12
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
Дом
творчества
Дом
творчества
выставка
Дом
творчества
Дом
творчества
опрос
Дом
творчества
выставка
-
опрос
24
4.3
Лепка народной игрушки по выбору.
4
Согласно
расписанию
4.4
Роспись и лепка готовых изделий.
2
Согласно
расписанию
Итого:
ВСЕГО:
76
часов
144
часа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Дом
творчества
Дом
творчества
-
выставка
25
Календарный план воспитательной работы
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Название события, мероприятия
Сроки
Форма
проведения
Акция «День открытых дверей. Ждем вас в
стране творчества».
(экскурсия по кабинетам творческих
объединений Дома творчества;
мастер – класс, выставки детских работ по
ДПТ и ИЗО, мастер- классы «В мире
талантливых детей» )
День воинской славы России:
окончание Второй мировой войны (1945).
День солидарности в борьбе с терроризмом.
Цикл мероприятий, приуроченных ко Дню
образования Краснодарского края: выставки
декоративно-прикладного творчества
«Тебе мой край,
я творчество дарю»
Участие в муниципальном конкурсе
детского творчества «Мой любимый
Учитель».
Беседа о выстраивании корректных
отношений с детьми (воспитание
толерантности).
Оперативно-профилактическое мероприятие
«Безопасное детство»
1-4
сентября
выставка, мастерклассы
3 сентября беседа, классные часы
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Практический результат и информационный
продукт, иллюстрирующий успешное
достижение цели события
Фотоотчет о мастер-классе. Заметка на сайте
учреждения.
Заметка на сайте учреждения.
сентябрь
выставки
Фотоотчет об участии в выставке, заметка на
сайте Учреждения.
сентябрь
конкурс
Фотоотчет об участии (победе) в конкурсе.
Заметка на сайте учреждения.
сентябрь
беседа
Фотоотчет о проведенном занятии. Заметка
на сайте учреждения.
сентябрь
беседы, мероприятие
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
26
7.
8.
9.
11.
12.
(«Безопасная дорога,
«Безопасность в быту»,
Акция «Обозначь себя!» (применение
световозвращающих элементов).
Познавательное мероприятие «Правила
дорожного движения достойны уважения!»
Участие в праздничном концерте «День
октябрь праздничный концерт
учителя в России»
Цикл мероприятий, посвященных
октябрь тематическая выставки,
освобождению Краснодарского края и
интернет - флешмоб
завершению битвы за Кавказ
( тематические выставки «Любимой Белой
Глине посвящается», Интернет-флешмоб
«Помним день освобождения»)
День воинской славы России:
21
беседа
День победы русских полков во главе с
сентября
великим князем Дмитрием Донским над
монголо-татарскими
войсками в Куликовской битве (1380).
Международный день мира.
Праздник-представление с игровыми
октябрь
познавательно –
элементами «Посвящение в ряды друзей
развлекательное
Дома творчества»
мероприятие
Игровая программа
октябрь
познавательно –
«Осень, Осень, в гости просим»
развлекательное
мероприятие
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
27
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
«День народного единства»:
Кубань- территория единства:
выставки декоративно – прикладного
творчества «Искусство объединяет»
( декоративно – прикладное творчество
народов России)
Литературно-музыкальное мероприятие
«На улицах повсюду улыбки и цветы!»,
посвященное Дню матери.
Участие в муниципальном этапе краевого
конкурса ИЗО и ДПТ
«Моей любимой маме»
Цикл мероприятий, приуроченных ко Дню
неизвестного солдата:
онлайн-проект "МАРАФОН ПАМЯТИ";
урок Памяти «Имя твое неизвестно, подвиг
твой бессмертен», в рамках мероприятий,
приуроченных ко Дню неизвестного солдата
Конкурс видеороликов «Равнение на
подвиг!», приуроченный ко Дню Героев
Отечества
Историческая игра-путешествие
«Я гражданин России», посвященная Дню
Конституции РФ
Цикл мероприятий, приуроченные к
празднованию Нового года:
акция «Сделай свою новогоднюю игрушку»,
онлайн- акция «Стихи Деду Морозу»,
ноябрь
выставки ДПТ
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
ноябрь
литературномузыкальное
мероприятие
подготовка конкурсных
работ, выставка
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
декабрь
классный час
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
декабрь
конкурс
Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей
декабрь
игра-путешествие
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
декабрь
акция
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
ноябрь
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
28
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
челлендж «Бороды и шапки»
Развлекательно – познавательное
мероприятие
«Чудеса под Новый год», посвященное
празднованию Нового года;
Челлендж «Новый год уже в пути! Ждем
его, с тобой и мы!»
Мероприятия в дни зимних каникул:
Зимняя тематическая площадка
Рождественские посиделки:
«В Россию Рождество приходит величаво»
( по отдельному графику)
Зимний фольклорный праздник
«Однажды под Старый Новый год».
Литературно-музыкальная композиция
«Чтобы помнили…», посвященная снятию
блокады Ленинграда (1944 год)
Мероприятие военно-патриотического
направления:
конкурс-выставка детских самодельных
открыток ко Дню защитника Отечества
«Открытка для папы»
Акция «Мир начинается с тебя» (посылка
солдату).
Проект «Масленичный разгуляй»:
Фольклорно-игровая программа «Зима
прощай! Гуляй, Масленица!» ,
мастер-классы: создание символа к
декабрь
мероприятия
Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей
январь
развлекательные
программы, мастер классы
Фотоотчет.
Заметка на сайте учреждения.
январь
развлекательная
программа
Фотоотчет.
январь
Фотоотчет.
январь
литературномузыкальная
композиция
конкурс
февраль
акция
Фотоотчет по акции. Заметка на сайте
учреждения.
февраль
развлекательное
мероприятие,
мастер классы
Заметка на сайте учреждения.
Фотоотчет.
29
27.
28.
29.
30.
31.
32.
празднику «Масленица»
Участие в муниципальном этапе краевого
фестиваля – конкурса
Большого Всероссийского фестиваля
Мун. этап краевого фестиваля конкурса
«Молодые дарования Кубани»
Праздничный концерт «В этот день, весной
согретый, все цветы, улыбки – вам!»,
приуроченный к Международному
Женскому Дню 8 марта
Мастер-классы «Весенняя капель»
Участие в муниципальном этапе
Всероссийского фестиваля – конкурса
«Наследники традиций»
Акция
«Добро и помощь не терпят промедления».
33. Участие во Всероссийских акциях: «Письмо
ветерану», «Спасибо деду за Победу!» ,
«Георгиевская лента", «Согреваем сердца
ветеранам», концерт творческих коллективов
«Низкий вам поклон, дорогие ветераны!»,
посвященный Дню Великой Победы
34.
Творческий отчет- концерт
коллективов Дома творчества:
«Искры творчества: наши яркие и
талантливые дети».
март
март
мероприятие
Заметка на сайте учреждения.
участие в фестивале- Фото, видеоматериалы, заметка для сайта ДТ
конкурсе
март
выставка
Фото выставки для мам,
посвященной Международному Женскому
Дню 8 марта
март
мастер - классы
Фото, видеоматериалы, заметка для сайта ДТ
Апрель
подготовка конкурсных
работ, выставка
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
апрель
акция
Фотоотчет по акции. Заметка на сайте
учреждения.
май
акции
Фотоотчет о проведенном мероприятии.
Заметка на сайте учреждения.
май
выставки декоративно –
прикладного творчества
Фото- и видеоматериалы
30
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Индивидуальный образовательный маршрут
«Волшебная глина»
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно
проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая
учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной
программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и
самореализации.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
определяется
образовательными
потребностями,
индивидуальными
особенностями
и
возможностями учащегося, поможет ребенку раскрыть все свои таланты и
определиться в мире профессий и творчества.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального
образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и
значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов
самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления
дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной
поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута
учащегося;
- активное включение учащегося в деятельность по созданию
индивидуального образовательного маршрута.
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального
образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий
для самовыражения и самореализации одаренного ребенка в декоративно –
прикладном творчестве.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области
декоративно – прикладного творчества;
- развитие интереса учащегося к освоению современных видов
декоративно-прикладного творчества;
- разработка и создание собственных проектов;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с
познавательными потребностями и интересами учащегося;
- способствование развитию креативного мышления посредством создания
творческих проектов.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
- овладеть глубокими знаниями, умениями и навыками в области лепки;
- привить интерес учащегося к освоению новых техник и видов
31
декоративно-прикладного творчества;
- уметь разрабатывает собственные проекты;
- осуществлять образовательный процесс в соответствии с познавательными
потребностями;
- развить образное мышление посредством создания творческих проектов.
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
ФИО ребенка ____________________________________________________
В творческом объединении ______________________________________
Срок реализации ______________________ учебный год, 144 часа – 2 раза в
неделю по 2 часа, возраст учащегося _________
Данный индивидуальный образовательный маршрут направлен на
выявление
и
развитие
творческого
потенциала
учащегося.
______________________ и ее(его) родителями было выбрано направление (тема)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Цель: Формирование условий для развития индивидуальных творческих
способностей учащихся, в процессе деятельности декоративно-прикладного
творчества.
Задачи:
- совершенствовать профессиональное мастерство;
- научить знаниям лепки из глины;
- формировать потребность в самообразовании и дальнейшем применении
практических навыков в жизнедеятельности;
- развить личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- создать условия для социального, профессионального самоопределения
учащегося.
Ожидаемые результаты
- знать законы композиции, основы сюжета, принципы дизайна и
художественного конструирования;
- уметь создавать творческие проекты;
- уметь самостоятельно создавать авторские творческие работы и уметь их
анализировать;
- сопоставлять, сравнивать и творчески подходить к выполнению работы;
- использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
№
Учебный план
Наименование разделов,
Количество часов учебных
тем
занятий
Всего
Теория Практика
Форма контроля
1.
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального
32
образовательного маршрута
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- Индивидуальные занятия, которые выходят за рамки дополнительной
образовательной общеразвивающей программы и рассчитаны для удовлетворения
познавательного интереса учащегося;
Проектная
деятельность способствует
развитию
креативности,
предприимчивости, а так же творческих способностей. При создании проекта перед
учащимся стоит задача увидеть и понять перспективу задуманного;
- Персональные выставки активизируют познавательную и творческую
деятельность учащегося, способствуют повышению уровня восприятия, вызывают
положительные эмоции.
Для реализации индивидуального образовательного маршрута
необходимо:
- организация рабочего места на самостоятельную работу учащегося в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, контроль
деятельности учащегося, диагностика фиксирующая результаты;
- в ходе обучения заполняется карта сопровождения совместно с
родителями;
- учащийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет
маршрутный лист, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на
мероприятиях.
- учащийся проводит мастер-классы, участвует в конкурсах различного
уровня, устраивает персональные выставки;
- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте
сопровождения;
- педагог фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте
сопровождения.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
___________________________________________________________________
наименование учреждения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
Адрес _________________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, его интересы и увлечения
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_____________________________________________
Информация для контакта с родителями
33
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) __________________________________
_______________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)___________________________________
_______________________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный
телефон, e-mail) _________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Маршрутный лист обучающегося
ФИО___________________________________________________________________
Объединение____________________________________________________________
Руководитель____________________________________________________________
Ожидаемые результаты:___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Критерии оценки ожидаемых результатов:___________________________________
_______________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут:
№
Тема
Кол-во Сроки
Методы
Результат Подпись
часов
изучения темы
руководителя
1.
2.
3.
Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности
Полученные результаты ___________________ соответствуют (указывается в какой
степени) поставленным целям
Мне удалось ____________________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал) ______________________________________________
Я научился _____________________________________________________________
Самооценка результатов на основании критериев
№ Полученные результаты
Критерии оценки
1 критерий
2 критерий
1 критерий
1.
2.
3.
Планы на перспективу.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_________________________________________________________________
34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Договор № б/н
о реализации дополнительной общеобразовательной программы
в сетевой форме
«30» мая 2025 г.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом
творчества Белоглинского района» в лице директора Галины Ивановны Поздняковой,
действующего на основании Устава, осуществляющее образовательную деятельность
на основании лицензии от «29» января
2016
г.
серия
23Л01,
выданной
министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края,
именуемое в дальнейшем «Организация № 1» (иное наименование – МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района»), организация-партнер МБУК «Белоглинский
историко – краеведческий музей»,
в лице директора Натальи Александровны
Мурзинцевой, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем
«Организация № 2», организация – партнер муниципальное бюджетное учреждение
культуры
«Белоглинская детская поселенческая библиотека» в лице Ольги
Николаевны Кудренко, именуемая в дальнейшем «Организация № 3», а вместе в
дальнейшем именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор
о
нижеследующем:
1. Общие положения
1.1 Стороны заключают настоящий договор о реализации дополнительной
общеобразовательной программы в сетевой форме по следующей направленности –
художественная.
1.2 Дополнительная общеобразовательная программа реализуются Сторонами в
сетевой форме в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам и иными нормативно-правовыми
актами.
1.3 Зачисление на обучение по дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой Сторонами в сетевой форме, производится в соответствии с
действующим законодательством и утвержденным порядком приема учащихся в
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом
творчества Белоглинского района».
1.4 Стороны согласуют между собой учебный план, выделяя модули, практики,
научно-исследовательскую работу и другие виды образовательной деятельности
учащихся, для реализации их в сетевой форме.
1.5 Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить предметы,
цель и задачи договора путем подписания дополнительного соглашения к настоящему
договору.
1.6 Реализация данного договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышение
качества и доступности дополнительного образования за счет интеграции и
использования ресурсов организаций-партнеров;
35
- разработку курсов и программ с возможностью использования материальнотехнических ресурсов партнера, в том числе современного, высокотехнологичного
оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных программ дополнительного образования
детей;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие профессионального
мастерства педагогов;
- популяризацию актуальных направленностей дополнительного образования.
2. Предмет договора.
2.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» реализует часть
дополнительной общеобразовательной программы «Лепим из глины» в сетевой форме
в объеме – 122 часа с использованием в сетевой форме ресурсов организаций № 2 – 10
часов, №3 – 12 часов.
2.2. Дополнительная
общеобразовательная
программа
разрабатывается
и
утверждается совместно Сторонами.
3. Правовой статус учащихся.
3.1. Стороны реализуют дополнительную общеобразовательную программу в
отношении учащихся, принятых в установленном законодательством порядке, а также
в рамках регламентов и правил, установленных внутренними локальными
нормативными актами на обучение по ней в МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского
района» и являются учащимися.
3.2. В Организации № 1 учащиеся являются учащимися. Перечень учащихся
согласуются Сторонами путем оформления приложений к настоящему договору не
позднее чем за 14 рабочих дней до начала реализации Дополнительной
общеобразовательной программы.
Общее количество учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе
составляет 12 человек.
4. Права и обязанности сторон:
4.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» обязуется:
4.1.1 создавать условия для совместной разработки с МБУК «Белоглинский историко
– краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская поселенческая библиотека»
Дополнительной общеобразовательной программы, а также учебного плана;
4.1.2
разработать правила и порядок обеспечения академической мобильности
(сопровождение) учащихся до места проведения занятий в МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района», а также назначить ответственных лиц, обеспечивающих такое
сопровождение учащихся;
4.1.3 использовать помещения, оборудование, иное имущество по договору с
муниципальным бюджетным учреждением культуры
«Белоглинская детская
поселенческая библиотека», МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей»,
обеспечивать его сохранность с учетом естественного износа, а также гарантировать
целевое использование имущества в случае, если цели предоставления имущества
были указаны в дополнительном договоре о его предоставлении в пользование;
4.1.4 информировать Организации №2,3 об изменении состава учащихся в течение
срока действия договора;
4.1.5 разработать порядок текущего контроля качества освоения программного
36
материала, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по разработанной
совместной Дополнительной общеобразовательной программе в рамках сетевого
взаимодействия;
4.1.6 осуществлять оформление и выдачу документов об освоении учащимися
Дополнительной общеобразовательной программы или ее составной части.
4.2.обязуется:
4.2.1 предоставить МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» в качестве
ресурсов: учебные помещения, аудитории, залы, территории, укомплектованные
оборудованием, расположенные по адресу: с. Белая Глина, ул. Красная, 154; с. Белая
Глина, ул. Красная,95 для реализации Дополнительной общеобразовательной
программы на основании учебного плана и расписания;
4.2.2 обеспечивать должный уровень качества образовательного процесса в рамках
совместно-разработанной Дополнительной общеобразовательной программы и
учебных планов, в том числе методическую поддержку педагогам МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района»;
4.2.3
оказывает содействие в организации промежуточной и итоговой
аттестации учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе или ее
составной части (модуля), в соответствии с календарным учебным графиком
направляет справку о результатах промежуточной аттестации учащихся (защиты
творческого проекта и др.), включающую ведомости диагностики, на основании
которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.2.4 осуществляет иные действия, не противоречащие целям заключения настоящего
договора.
4.3.Стороны совместно:
4.3.1 разрабатывают Дополнительную общеобразовательную программу;
4.3.2 утверждают расписание занятий.
4.3.3 реализуют часть /части Дополнительной общеобразовательной программы
(модуль) образовательной программы, указанной в настоящем Договоре;
4.3.4обеспечивают доступ учащихся к основным сведениям об организациях:
Уставам, лицензиям на осуществление образовательной деятельности, свидетельствам
о государственной аккредитации, другим документам, регламентирующим
организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности
учащихся при реализации Дополнительной общеобразовательной программы;
4.3.5 создают учащимся необходимые условия для освоения Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.3.6 проявляют уважение к личности учащихся, не допускают физического и
психологического насилия;
4.3.7 во время реализации Дополнительной общеобразовательной программы несут
ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
5. Финансовое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы,
реализуемой в сетевой форме.
5.1.Заключение настоящего Договора не влечет возникновение финансовых
обязательств Сторон; обязательства имущественного характера, связанные с
реализацией настоящего Договора, принимаются и реализуются Сторонами в порядке,
37
установленном законодательством Российской Федерации.
5.2.
Стороны
могут
привлекать
для
реализации
Дополнительной
общеобразовательной программы иные финансовые средства за счет внебюджетных
источников, в том числе средств физических и юридических лиц.
5.3.
Стороны разрабатывают систему стимулирования труда работников на
основе Уставов
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»,
МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», для осуществления образовательной деятельности при
реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме.
6.Условия и порядок.
6.1.
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» при реализации
Дополнительной общеобразовательной программы используются ресурсы МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», указанные в пункте 4.2.1 настоящего договора.
6.2.
При реализации Дополнительной общеобразовательной программы
предусмотренные пунктом 4.2.1. настоящего Договора ресурсы используются для
обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего
требованиям, установленным федеральными нормативными документами.
7. Срок действия Договора.
7.1.
Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2.
Реализация Дополнительной общеобразовательной программы по
настоящему Договору начинается с момента заключения настоящего договора.
7.3.
Завершение действия договора наступает после завершения реализации
Дополнительной
общеобразовательной
программы,
исполнения
сторонами
обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами актов о выполнении
настоящего договора.
8.Ответственность Сторон.
8.1.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств
Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
8.2.
Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное
неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является
следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств):
- стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций,
ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно
относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны
возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и
непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.
8.3.О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для
которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору,
должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив
соответствующие подтверждающие документы.
8.4.
В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в срок исполнения
обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого
будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
38
39