Содержание программы:
1.
Титульный лист программы
1
1.1.
Нормативно-правовая база
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты».
2.
Пояснительная записка программы:
2.1.
Направленность
4
2.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
4
2.3.
Формы обучения
6
2.4.
Режим занятий
6
2.5.
Особенности организации образовательного процесса
6
3.
Цель и задачи программы.
6
4.
Учебный план.
8
5.
Содержание программы.
9
6.
Планируемые результаты.
10
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
11
8.
Раздел программы «Воспитание»
11
9.
Условия реализации программы
13
10.
Формы аттестации.
14
11.
Оценочные материалы.
14
12.
Методические материалы.
15
Список литературы.
17
Приложение
19
2
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г.№ 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации18сентября 2017г., регистрационный №48226);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
8.
Письмо
Минобрнауки
России
№
09-3242
от
18.11.2015
г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополни-тельное образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования, Министерство
образования и науки Российской Федерации, Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
9. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав
детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
10. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование»;
11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, - РМЦ дополнительного образования детей
Краснодарского края, Краснодар 2024 г.;
12. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», постановление МО
Белоглинский район от 10.04.2024г;
3
Введение
В эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое
значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень
большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы,
воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё
большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире
можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований,
выпуском разнообразной шахматной литературы.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы
нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При
этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания
шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты.
2. Пояснительная записка.
2.1. Направленность программы - физкультурно-спортивная.
2.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана для учащихся 7 -12 лет, интересующихся робототехникой.
Программа рассчитана на один год обучения (144 часов).
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет
два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым
юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
4
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих
знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего
образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и
оценки своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические
особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов
и докладов по истории шахмат).
В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному» (т. е.
последовательного усложнения материала), но и принцип историзма – теория
шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс непрерывного
углубления в законы шахматной игры, который происходил в течении нескольких
столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей
человеческого знания, и в этом заключается педагогическая целесообразность
данной программы, выработке у школьников профессионального самоопределения.
Адресат программы.
Программа рассчитана для детей 7-12 лет.
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей
разновозрастной категории. Без степени предварительной готовности по данному
виду деятельности, как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанники, которые хотят обучаться в данном творческом объединении, направляются педиатрами, которые в свою очередь выдают им справки о возможности посещения данного объединения.
Уровень программы - базовый.
Базовый уровень направлен на освоение основ игры в шахматы, углубление и
развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий
по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному
виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков,
развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения,
но и создают возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебноисследовательской деятельностей. Кадровые условия реализации программы: для
реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ОДО, имеющий
5
практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Объем и срок освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа.
2.3. Формы обучения
Форма обучения в объединении – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с применением дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Форум-занятия — дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки, проводимые с
помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для
таких занятий используются специально разработанные занятия - форма работы
учащихся по определённым темам внутри одного пространства.
2.4. Режим занятий, периодичность и продолжительность
Периодичность занятий – 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания помещения.
Сокращение режима занятий с учетом использования технических средств
обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно требованиям САН ПИН.
Численный состав групп -12 человек.
2.5. Особенности организации образовательного процесса - состав объединения постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся - групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и
практические.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно - иллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые.
По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации, видео-уроки, турниры.
3. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами, оказание профориентационой
поддержи учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
познакомить с историей шахмат;
обучить правилам игры;
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить с
правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
сформировать у обучающихся полноценное представление о
6
современном мире профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
Метапредметные:
привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию
личностных качеств;
прививать навыки самодисциплины;
способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Личностные:
развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие положительные качества личности;
способствовать формированию выдержки, критического отношения к
себе и к сопернику;
сформировать навыки запоминания;
вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире;
сформировать профессионально-ориентированную личность
развитие умение работать дистанционно в команде и индивидуально,
выполнять задание самостоятельно.
7
4. Учебный план
Учебный план
Таблица 1
№
п/п
Количество часов
Название темы, раздела
Всего Тео- Пракчасов рия тика
12
6
6
8
4
4
4
2
2
1
2
3.
Правила игры
Как научиться играть в шахматы.
Особенности фигур.
4.
22
12
10
5.
Об особенностях шахматной
борьбы и шахматном спорте.
Как разыгрывать дебют.
24
12
12
6.
7.
Различные виды преимущества.
Пешечные окончания.
12
14
6
7
6
7
8.
9.
Фигура против пешки.
Решение шахматных задач. Мат в
один ход.
Турниры. Подведение итогов обучения.
ИТОГО
8
12
4
-
4
12
28
2
28
144
55
89
10.
Форма контроля
опрос
опрос
наблюдение,
опрос
наблюдение,
опрос
участие в соревнованиях
опрос
выполнение тестового задания
наблюдение
выполнение тестовых заданий
участие в соревнованиях
Реализация данной программы направлена на формирование у обучающихся
познавательного интереса к шахматам.
Цель модуля: создание условий для формирования интереса к шахматам.
Задачи модуля:
· ориентироваться на шахматной доске;
· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· правильно помещать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах;
· решать элементарные задачи на мат в один ход;
· сыграть короткую партию всеми фигурами;
· проводить элементарные комбинации;
· осуществлять коммуникации с партнёром.
8
5. Содержание учебного плана.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. Правила игры. Профессия аналитик. Шахматы и аналитика (12 часов)
Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры. Ходы
фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация.
Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур.
Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы. Великие шахматисты прошлого и
настоящего. Вильгельм Стейниц и Андерсон (8 часов)
Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль.
Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для начинающих.
Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты. Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.
3. Особенности фигур (4 часа)
Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.
Практика: Игровая практика
4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте. Шахматный
турнир памяти Игоря Блехцина (22 часа)
Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен, жертва,
угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как правильно
предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1
ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии шахматной партии и их стратегические цели.
Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.
5. Как разыгрывать дебют. Непомнящий и Горячкина - чемпионы России 2020 (24 часа)
Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах.
Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Ис- панская партия.
Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит.
Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.
Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация легких фигур.
Игровая практика.
6. Различные виды преимущества (12 часов)
Теория: Материальное преимущество. Позиционное преимущество. Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.
Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых комбинаций. Игровая практика.
9
7. Пешечные окончания (14 часов)
Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. Активный король – как лишняя фигура. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.
Этюд Рети. Пешечный прорыв. Цугцванг.
Практика: Игровая практика
8. Фигура против пешки (8 часов)
Теория: Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки.
Конь против пешки.
Практика: Игровая практика.
9.
Решение шахматных задач. Мат в один ход. Шахматная викторина
«Свояигра» (12 часов)
Теория: Спёртый мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный)
мат. Эполетный мат. Пешечные окончания. Двойной удар с шахом. Коневаявилка.
Практика: Игровая практика.
10.
Турниры. Подведение итогов обучения (28 часов)
Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры внутри
учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий.
Подведение итогов обучения.
Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный
турнир. Викторина.
6. Планируемые результаты.
По окончании изучения программы учащиеся будут иметь результаты:
Предметные.
К концу учебного года дети должны знать:
- обозначение полей, линий и фигур по шахматной нотации;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат,пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры;
- правила работы в группе;
- ценность и сравнительную силу шахматных фигур.
- К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
10
- рокировать;
- объявлять шах;
- решать элементарные задачи на мат в один ход;
- сыграть короткую партию всеми фигурами;
- проводить элементарные комбинации;
- осуществлять коммуникации с партнёром.
Метапредметные:
-развит конструкторский навык;
-развито логическое мышление;
-развито пространственное воображение.
Личностные:
- приобретены знания о мире профессий, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета;
- сформирована профессионально ориентированная личность;
- овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах
одновременной игры, конкурсах).
- превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и
активного творчества обучающихся.
- корректировка и совершенствование психических свойств: наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
- воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
- Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
7. Календарный учебный график (приложение 1)
8. Раздел программы «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
11
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
-усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций Кубанской культуры;
- информирование детей, организация общения между ними на содержательной
основе целевых ориентиров воспитания;
-формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям технической
направленности, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы технической направленности, применение
полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания:
для программ физкультурно-спортивной направленности:
- понимания ценности жизни,
- здоровья и здорового образа жизни;
- культуры самоконтроля своего физического состояния;
- стремления к соблюдению норм спортивной этики;
- уважения к старшим, наставникам;
- дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности;
- сознания ценности физической культуры, эстетики спорта;
- интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений;
- стремления к командному взаимодействию, к общей победе.
Формы и методы воспитания.
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности,
в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
12
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на
этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный
период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о
воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации
программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является
предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе
оценочных процедур - опросов, интервью - используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
Календарный план воспитательной работы (приложение 2)
9. Условия реализации программы
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами,
или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти
к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее
место должно быть хорошо освещено.
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
шахматные часы – 2 штуки;
13
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное высшее
образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных
групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические науки" или
высшее образование, либо среднее профессиональное образование в рамках
направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
10. Формы аттестации.
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью установления:
соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям
реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по программе проводиться в
формах, определенных учебным планом (см выше) как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным
актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет».
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую программу «Ход конем» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются сертификаты, которые самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательная организация, выдаются почетные грамоты, призы и другие виды поощрений.
Результаты аттестации фиксируются: видеозаписью, грамотой, готовой работа, дипломом, дневником наблюдений, журналом посещаемости, материалом
тестирования, методической разработкой, портфолио, фотом, отзывом детей и
родителей.
11. Оценочные материалы.
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные
диагностические материалы:
-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки учащихся, заполняются отдельно по каждой группе;
14
-Диагностическая карта личностного развития обучающихся заполняются
отдельно по каждой группе;
15
Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся;
творческие задания;
самостоятельные задания.
тестирование, опрос, турниры, викторины, текущий и тематический контроль; методами могут стать практические и самостоятельные задания, мониторинги и другие формы диагностики.
Контрольный срез уровня обученности воспитанников.
Таблица 2
№
п/п
Ф.И.
обучающегося Знать значе- ние
фигуры и
ее ход.
Критерии
оценки
Знать правила Знать шахЗнать и выигры.
матные раз- полнять сиряды, звания. ловые методы (шах,
нападение,
защита, размен, жертва,
угроза)
н. с.г. к. г н.г
г
с.г. к. г н.г
Уметь выУметь прополнять
водить туртехнику ис- ниры.
полнения
мат в один
ход.
с.г. к. г н.г с.г. к. г н.г с.г. в. г
н.г с.г. в. г
12. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии: технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения,
личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены, прежде
всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика,
помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся
педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий
освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно ориентированной модели.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
16
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
•
Таблица 3
п/п
1
2
3
4
5
6
Раздел или тема
программы
Формы занятий
Правила игры
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Как научиться играть
в шахматы
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Особенности фигур
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Об особенностях
шахматной борьбы и
шахматном спорте
Как разыгрывать дебют
Различные виды преимущества
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Приёмы и методы организации образовательного процесса
метод упражнения, объяснительноиллюстративные методы
обучения, частично- поисковые методы обучения.
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые
Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Форма
контроля
шахматные
доски, шахматная литература
опрос, педагогическое
наблюдение
шахматные
доски, шахматная литература
опрос, педагогическое
наблюдение
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые
шахматные
доски, шахматная литература
опрос, педагогическое
наблюдение
метод упражнения, объяснительноиллюстративные,
частично поисковые
шахматные
доски, шахматная литература
опрос,
педагогическое
наблюдение
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые
шахматные
доски, шахматная литература
шахматные
доски, шахматная литература
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы
17
опрос,
самоанализ
опрос, тестирование
7
8
9
Пешечные окончания
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Фигура против пешки
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие
Решение шахматных
задач. Мат в один ход
беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие, разбор партий
метод упражнения, объяснительноиллюстративные. исследовательские методы
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы
шахматные
доски, шахматная литература
опрос, педагогическое
наблюдение
шахматные
доски, шахматная литература
опрос, педагогическое
наблюдение
шахматные
доски, шахматная литература, компьютерные
программы
опрос, самоанализ, анкетирование
Алгоритм учебного занятия.
Тема: _____________
Дата проведения _______________
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1.
Организационная часть.
2.
Теоретическая часть
3.
Практическая часть
4.
Результативность
5.
Подведение итогов занятия.
Список литературы.
Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Изда- тельство «Тера
спорт», 2000.
2. Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство [Текст] /
Ю.Авербах, М.Бейлин. – М.: «Физкультура и спорт», 1998.
3. Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация учителей физики», 1997.
Список литературы для педагогов:
1. Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство
«Терра-спорт», 2000.
2. Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Изда- тельство «Терра-спорт», 2000.
18
3. Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды [Текст]/ Киев:
Издательство «Радяньска школа», 1985.
4. Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский,
А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
5. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1 разряд –
КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005.
6. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд –
КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: Издательство «Russian chess house», 2005.
7. Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста [Текст] /
М.Болеславский, Л.Болеславский. - М.: «Астрель», 2003.
8. Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/ И.З.Бондаревсикй. –
Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001.
9. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семест- ры [Текст] /
Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая школа», 1984.
10. Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] / М.М.Ботвиник,
Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.
11. Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. - Николаев:
Издательство «Атолл», 2003.
12. Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] / И.Б.Глазков,
Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988.
13. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. – Днепропетровск: «Cir», 2002.
14. Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат) [Текст] /
Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002.
15. Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ классик,2003.
16. Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант драко- на[Текст] /
Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003.
17. Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад [Текст] /
М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры». Выпуск 1 (1)
.М.: 2000.
18. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные ореш- ки [Текст]
/ Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991.
19. Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] /
19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график.*
Таблица 4
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Дата
Тема занятия
план
факт
Техника безопасности. История возникновения шахмат.
Доска и фигуры.
Цель игры.
Великие шахматисты
прошлого и настоящего. Вильгельм
Стейниц и Андерсон
Шахматная нотация.
Запись партии.
Ходы фигур. Шах и
мат. О поведении игроков. Шахматная
позиция.
Пат. Ничья.
Рокировка.
Превращение пешки.
Взятие на проходе.
Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль.
Как изучать миттельшпиль
Дебют. Десять правил игры в дебюте
для начинающих.
Колво
часов
Время
проведения занятия
Форма
занятия
Место
проведе-ния
Форма
контроля
ДТ
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Опрос
ДТ
45х2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
45х2
Групповая
(комбинированная)
викторина
ДТ
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
ДТ
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
20
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Нападение и защита.
Размен. Сравнительная ценность фигур.
Шахматный турнир
памяти Игоря
Блехцина
Ферзь. Король. Пешка. Ладья. Слон.
Конь.
Особенности шахматной борьбы.
«Силовые» методы в
шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант.
Оценка позиции.
Вечный шах.
16.
45х2
Групповая ДТ
(комбинированная)
ДТ
45х2
согласно
расписанию
Групповая
Видеоурок
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
согласно
расписанию
ДТ
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
45х2
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
17.
Как правильно предлагать ничью.
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
18.
Шахматные часы.
Контроль. Цейтнот.
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
19.
Как заканчивается
шахматная партия.
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
20.
Шахматные разряды
и звания.
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая ДТ
(комбинированная)
21.
22.
Задачи и этюды.
Упражнения. Мат в 1
ход. Мат в 2 хода.
Сделайте ничью.
Игровая
практика
согласно
расписанию
21
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Три стадии шахматной партии и их
стратегические цели.
Основные цели дебюта.
Развитие фигур и
борьба за центр в дебютах.
Дебют четырёх коней.
Защита двух коней.
Шотландская партия.
Испанская партия.
Французская защита.
Защита Каро-Канн.
Сицилианская защита.
Ферзевый гамбит.
Защита Нимцовича.
Непомнящий и Горячкина чемпионы России 2020
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
45х2
45х2
22
согласно
расписанию
Групповая
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
видеоурок
36.
37.
Материальное преимущество. Позиционное преимущество.
Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.
Преимущество в развитии.
согласно
расписанию
45х2
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
38.
Преимущество в
пространстве.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
39.
Владение открытыми
линиями.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
40.
Слабые и сильные
поля.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
41.
Ослабление позиции
короля.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Правило квадрата
Король и пешка против короля. Оппозиция.
Золотое правило оппозиции. Запасные
ходы для овладения
оппозицией.
Активный король –
как лишняя фигура.
Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.
Этюд Рети. Пешечный прорыв.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
23
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
48.
49.
Цугцванг.
Ферзь против пешки
Ладья против пешки
50.
51.
52.
53.
Слон против пешки
Конь против пешки.
Спёртый мат
Диагональный мат
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
Горизонтальный
(вертикальный) мат
Эполетный мат
Пешечные окончания
Двойной удар с шахом. Коневая вилка
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир по круговой
системе с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Турнир
Турнир
24
Турнир
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Турнир по круговой
системе с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени .
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени имени С.
Корякина
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени. Турнир с
записью партий и
контролем времени.
Шахматная викторина «Своя игра»
Подведение итогов
обучения
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Турнир
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
согласно
расписанию
Групповая
(комбинированная)
45х2
45х2
45х2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Турнир
Групповая
(комбинированная)
Командная
Групповая
(комбинированная)
__________________________________________________
* Календарный учебный график:
1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны;
1.2 продолжительность занятия:
- для очной формы обучения составляет 45 минут;
- для дистанционной формы обучения составляет 30 минут.
25
Турнир
викторина
Опрос
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
№ п/п
Название события, мероприятия
1
Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества»
Консультации для
родителей по регистрации и подаче заявок на
интересующие программы для детей на информационном сайте «Навигатор. Дети 23»
Цикл мероприятий, посвященных освобождению Краснодарского
края и завершению битвы за Кавказ:
классный час и открытые тематические занятия.
Месячник пожилых
людей:
- проведение акции
доброй воли,
«Милосердие от сердца»
Участие в муниципальном конкурсе детского творчества «Мой
любимый Учитель»
Цикл- онлайн событий
«День народного единства»:
Кубань- территория
единства
Поздравление мам с помощью изделий из робототехники
2
3
4
5
6
7
Сроки
Форма проведения
Практический результат
и информационный продукт, иллюстрирующий
успешное достижение цели события
Экскурсия
по кабинетам ДТ
Консультации для родителей
Экскурсия по кабинетам ДТ, выставка работ
детей.
Заявки от родителей в
Навигаторе .
0610.10.2024
классный
час
Проведение классного
часа «Битва за Кавказ»,
фотоотчет.
11.10.2024
акция
Фото и видеоматериалы.
октябрь
конкурс,
выставка
Выставка открыток к
Дню учителя, участие в
конкурсах.
31.10.2024
классный
час
0607.11.2024
выставка
Проведение классного
часа приуроченного ко
Дню народного единства « Вместе мы- сила!», фотоотчет.
Фото и видеоматериалы.
01.09.2024
04.09.2024
26
8
9
10
11
12
13
14
15
«Моей любимой
маме»
«Чудеса под Новый год», 30.12.2024
представление посвященное празднованию
Нового года
День Героев Отечества
декабрь
Экскурсия - прогулка по
23местам боевой славы с. 27.01.2025
Белая Глина
«Памяти павших будем
достойны!»
День полного освобожянварь
дения Ленинграда от
фашисткой блокады ( беседа)
Акции «Мир начинается
24.01.с тебя» (посылка солда24.02.
ту)
2025
«Собери робота с папой»
19.02,
(мастер – класс)
20.02.2025
460 лет со дня
27.02.2025
рождения итальянского
учёного Галилео Галилея
(1564-1642)
«Самым милым и
март
любимым» (поздравление мам)
16
«Минздрав предупреждает» (о вреде алкоголя, курения)
17
«По просторам
Вселенной», мероприятие, посвящённое Дню
космонавтики.
«Православная
Пасха» воспитание духовно-нравственных
ценностей, традиций Кубанской культуры
«Будем пом-
18
19
представление
Развлекательное мероприятие для детей.
Фотоотчет.
тематическая беседа
экскурсия
Фото и видеоматериалы.
Фотоотчет.
беседа
Фото и видеоматериалы.
акция
Фотоотчет.
мастер класс
беседа
Фотоотчет.
участие в
праздничных мероприятиях
12.03.2025 тематическая беседа,
показ мультфильма
8.04. 2025
презентация
Фотоотчет.
видеопоздравление.
Видеоотчет.
Фотоотчет.
Фотоотчет.
22.04.2025
тематическая беседа
Фотоотчет.
май
выставка
Выставка открыток к
27
20
21
22
нить…»
Проект «Мы помним, мы
гордимся…»:
(выставка работ, Акция
«Красная гвоздика»,
«Бессмертный полк»
«День радио» изобретения, которые перевернули мир.
День славянской письменности и культуры
02.05.09.05.
2025
выставка
моделей боевой техники, возложение цветов на мемориале
04.05.2025
выставка
Тематическая беседа
24.05.2025
28
9 мая.
Фотоотчет.
Выставка работ детей,
фото отчет.
Фото и видеоматериалы