Дополнительная общеразвиающая программа Кубанская воля

1

Содержание программы
1.

Титульный лист программы.

с. -1

1.1 Нормативно- правовая база.
Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».
2.

Пояснительная записка программы:

с.- 3

с.-4

2.1. Направленность.

с.-4

2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
2.3. Формы обучения.

с.4-5.
с.6.

2.4.
2.5.
3.
4.
5.

Режим занятий.
Особенности организации образовательного процесса.
Цель и задачи программы.
Учебный план.
Содержание программы.

6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
Включающий формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание».
9.
Условия реализации программы.
10. Формы аттестации.
11. Оценочные материалы.
12. Методические материалы.
Список литературы.
Приложение.

1.1 Нормативно-правовая база:
2

с .6
с.6.
с.7-9
с.10.
с.1114
с.14
с.17с.2735
с.35
с.35
с.36
с.37
с.39

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ
«Обобразовании в РоссийскойФедерации»(с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября2019г.№467«Обутверждении
Целевой
модели
развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении
санитарных
правил
СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления
детей и молодежи;
7.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г.
«О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и
нормативных материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта
«Доступное дополнительное образование для детей». –М.: Фондновых форм
развития образования, Министерство образования и науки Российской
Федерации, Московский Государственный Технический университет имени
Н.Э.Баумана ,2017г.;
8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении
прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9.
Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского
края от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по
формированию современных управленческих решений и организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования детей в
рамках федерального проекта«Успех каждого ребёнка» национального
проекта «Образование».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Методические рекомендации Министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного
центра по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программам, 2024 г.

3

Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом
творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты.
Введение.
В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Столетиями
летят над краем, над хуторами и станицами народные песни. Народные песни –
это река времени, питающая наши души, нашу добрую память. С годами эта
река поиссякла, юное поколение не знает многих традиций, обрядов и песен, а
пение – хорошее средство воспитания и обучения школьников в духе
патриотизма, нравственности и гордости за свою малую Родину.
Такие вопросы: человек и природа в народной песне, значение обряда,
история народа в его песнях, патриотизм и нравственность – все эти темы найдут
отражение в данной программе.
2. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Кубанская воля» имеет ознакомительный уровень освоения и направлена на
формирование знаний и начальных навыков вокального или исполнительского
мастерства.
Программа «Кубанская воля» - модифицированная, которая имеет
ознакомительный уровень и относится к художественной направленности.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год(144 часа).
2.1 Направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кубанская воля »
реализуется в художественной направленности, так как способствует развитию
творческих способностей учащихся посредством музыкального искусства, даёт
возможность воспринимать музыку во всём богатстве её форм.
2.2 Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена
на активизацию интереса учащихся к народному искусству, способствует
раскрытию творческого потенциала, позволяет реализовать желание учащихся
научиться правильно и красиво петь. Кроме того, в реализации программы
«Кубанская воля» заинтересованы не только родители, но и учителя, так как
посещение вокального коллектива даёт возможность учащимся проявить свои
творческие способности в школьных мероприятиях.
4

Новизна
программы «Кубанская воля» заключается в том, что
используется комплексный подход в обучении эстрадному вокалу: развитие
певческого голоса, а также овладение навыками эстрадного сценического
искусства и актерского мастерства. Программа позволяет решать не только
обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных
качеств, как уверенность в себе доброжелательное отношение к сверстникам,
умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и
проявлять лидерские качества.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Кубанская воля» обусловлена тем, что занятия
пением развивают художественные способности, формируют эстетический вкус,
улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
учащихся. Практическое овладение вокальным народным мастерством дает
возможность творческой самореализации учащегося, выработке у школьников
профессионального самоопределения.
Задача артиста заключается в поиске своего оригинального звука, своей
собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а также
сценического образа. Следовательно, основной спецификой народного
исполнения являются поиск и формирование своего неповторимого,
уникального голоса вокалиста.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Кубанская воля» построено на широком использовании методик,
связанных с включением в темы разнообразных игровых приемов,
способствующих систематическому формированию и поддержанию у
обучающихся мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации,
игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, в результате
чего каждый, независимо от своих способностей, ощущает себя настоящим
артистом.
Адресат программы: адресатом программы «Кубанская воля» являются дети 710 лет, не имеющие противопоказаний по здоровью, всесторонне развитые,
усидчивые, имеющие спокойный характер, но при этом активны в творческой
деятельности. Группы формируются по итогам прослушивания из
одновозрастных учащихся, имеющих общий круг интересов и обладающих
вокальными способностями.
Уровень программы, объем и сроки реализации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кубанская
воля» имеет ознакомительный уровень освоения и направлена на формирование
знаний и развитие практических навыков вокального или исполнительского
мастерства.
5

Дополнительная общеобразовательная программа «Кубанская воля»
представляет собой учебный курс по эстрадному пению, который реализуется в
течение одного года: 1 год обучения – подготовительный.
2.3 Формы обучения:
При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Кубанская
воля» применяется очная форма обучения, занятия носят преимущественно
практический характер.
2.4 Режим занятий:
Продолжительность
Год

занятия (часов)

обучения

Группов
ые

Индивидуал
ьные

1

2

1

Периодич
ность

Кол-во
часов

Кол-во
недель

Всего
часов
в год

в неделю

в
неделю

в году

2

4

36

144

Итого:

144

2.5 Особенности организации образовательного процесса:
Для реализации учебного плана по программе «Кубанская воля»
формируются группы учащихся одного возраста, являющиеся основным
составом коллектива. Занятия проходят в виде практических занятий, мастер –
классов, концертов, творческих отчётов. По форме организации учебного
процесса делятся на групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия
предусмотрены для более способных учащихся, а также для тех, у кого есть
проблемы со слухом, интонацией, дикцией.
- групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения
изученного материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные
и практические,комбинированные, теоретические, игровые.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно - иллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые.
По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации,
видеоуроки.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа рассчитана на 1год – 144часа обучения. Занятия в
группе проходят 4 часа в неделю: по 2 академических часа (45мин. х2) 2 раза в
неделю.
6

Режим занятий- сокращение режима занятий с учетом использования
технических средств обучения и детей с ОВЗ до 30 минут согласно
требованиям САН ПИН.
Численный состав групп– 12 человек.
Форма обучения – очная. Обучение по программе может осуществляться в
электронном формате с применением дистанционных образовательных
технологий.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Форум-занятия—
дистанционные
уроки,
мастер-классы,
видеоуроки,
проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети
Интернет. Для таких занятий используются специально разработанные занятия
— форма работы учащихся по определённым темам внутри одного
пространства.
3.. Цель и задачи программы :
Цель программы - развитие творческой, активной личности, способной к
раскрытию своих возможностей, к самовыражению через овладение основами
вокального искусства;
содействие развитию у учащихся деятельностной компетенции через
знакомство с основами вокального мастерства. Оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- овладение певческими навыками;
- обучение навыкам ансамблевого двухголосного исполнения;
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики эстрадного
вокала;
-обучение навыкам художественной выразительности исполнения в
ансамбле, работа над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением стилистических особенностей
произведения (фразировка,
нюансировка, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая и
мимическая выразительность).
- знакомство учащихся с музыкальной грамотой.


- пение в унисон и чистота интонирования.

–формирование у обучающихся полноценного представления в современном
мире профессий художественной направленности, мотивации на осознанный
7

выбор будущей профессии, особенностей современного рынка труда
муниципалитета, его потребностях и перспективах.
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами.
Личностные:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к искусству музыки и
занятиям эстрадным вокалом;
- воспитание культуры восприятия произведений, принадлежащим к
разным жанрам вокального искусства;
- принятие и уважение ценностей коллектива, образовательного
учреждения, общечеловеческих ценностей, стремление следовать им.
-Посредством слушания и разучивания песен изучение истории
казачества.
- Воспитание у детей любви к родному краю, развитие патриотических и
нравственных качеств, таких как верность, храбрость, трудолюбие, добро;
уважение к истории и культуре своего народа.
-формирование профессионально-ориентированной личности;
- развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально,
выполнение заданий самостоятельно.
Метапредметные:
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;
-умение осознавать поставленную задачу и применять самостоятельно
усвоенные знания и навыки исполнительского мастерства;
- умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в ансамбле.
-возрождение обычаев, традиций, песенного богатства Кубани.
Основной формой работы являются учебные занятия. Во время обучения дети
знакомятся с музыкальной грамотой, историей казачества, песенным
фольклором и песнями, имеют возможность творческого самовыражения.
ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА –
РОЛЕВАЯ ИГРА, ВИКТОРИНЫ, БЕСЕДЫ, ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ «МИР
ПРОФЕССИЙ»;
По окончании изучения программы учащиеся должны:
8

Знать:
- Азы теории музыки (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, звуковедение);
- Считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Песенные жанры (лирические, хороводные, походные, свадебные,
исторические, трудовые)
- Посевные, жнивные песни.
Уметь:
- определять на слух лад;
- повторить ритмический рисунок;
- Исполнить колыбельные песни и потешки («чукыкалки») кубанских казаков;
- Исполнять считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Исполнять детские колядки и щедровки, посеванки;
- Исполнять масленичные песни;
- Исполнять русские народные песни и казачьи песни.
- Исполнять песни летнего и осеннего сезона;
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Кубанских композиторов и кубанских поэтов, их творчество;
- Основные календарные праздники;
- Рождественские песни;
- Хороводные песни;
- Пасхальные хороводы и игры;
- Песни о Родине;
- Народные песни и народные игры.
Уметь:
- Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам (Мы ны самы йдэм –
вождение козы; Мыланка ходыла и Ой, учора из вэчора – вождение Мыланки и
Васыля,;
- Исполнять пасхальные песни и игры, фрагменты народно-театральных
представлений;
- Исполнять песни о Родине;
- Исполнять народные песни и народные игры;
- Исполнять песни кубанских поэтов и композиторов.
-Исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен.
Программа рассчитана на 2 учебных года, по 144 часа на каждый год.
Основой содержания данной программы является фольклор, к которому
относятся песни, сказки, пословицы и поговорки, попевки, дразнилки, народные
игры, а также обряды, обычаи, праздники. Но помимо практических занятий
(изучение песен, дразнилок, игр)
учащиеся знакомятся и с теорией
(композиторы и поэты Кубани, жанры песен, русская народная песня и казачья
песня и т.д.) На занятиях используются различные формы обучения: разучивание
песен, закрепление песен, повторение музыкального материала, опрос, беседа,
рассказ, открытое занятие, концерт, игра.
9

Методами достижения цели являются разучивание казачьих песен, встречи с
народными фольклорными и образцовыми коллективами, просмотр фото и
видеоматериалов, участие в концертных программах, организация и проведение
народных праздников, обрядов.
Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей,
массовых мероприятий.
Занятия по данной программе помогают учащимся развить вокальные и
художественно-творческие способности, раскрыть себя как личность.
.
4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п/п

Название
темы

1

Введение в
программу.

2

Распевание.
Вокальные
упражнения

44

6

32

6

Практическая работа,
определение уровня
освоения
учебного
материала, зачет.

3

Певческая установка. 18
Отработка
полученных
вокальных навыков

4

10

4

Практическая работа,
определение уровня
освоения
учебного
материала, зачет.

4

Средства
музыкальной
выразительности и
выразительность
исполнения.
Подготовка
дыхательной системы
к пению. Виды вдоха
и выдоха, опора
дыхания

6

2

2

2

Беседа.

6

2

2

2

Практическая работа,
зачет.

5

раздела, Количество часов
всего теор прак Индив.
ия
т
4
4

10

Формы контроля

Беседы, контрольный
срез.

6

7

8

Качество дикции:
разборчивость,
осмысленность,
грамотность.
Дикционный тренинг
Гигиена детского
голоса.

20

4

10

6

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа,
зачет.

6

2

2

2

Беседы, контрольный
срез.

10

20

10

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа,
зачет.

34

78

32

Вокально-техническая 40
работа.

Итого:

144

5.Содержание программы
Первый год обучения
1. Введение в программу-4 ч.
Теория: ознакомление с программой. Знакомство с песенным творчеством
Кубанского казачьего хора, прослушивание записей песен. Инструктаж по
охране голоса и технике безопасности.
Знакомство с правильной постановкой корпуса при пении. Знакомство с
устройством певческого аппарата: голосовой, дыхательный, артикуляционный.
Знакомство с основными навыками вокально-хоровой работы, дыханием,
дикцией, артикуляцией. Виды певческого дыхания. Техника речи и вокальная
дикция. Музыкальный слух
Форма контроля: Беседы, контрольный срез.
2. Распевание. Вокальные упражнения-44 ч.
Практика: Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; Фонетический метод обучения
пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слоговфонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Освоение процесса возникновения певческого звука.
музыкальных способностей каждого ребенка
с помощью
11

Выявление
попевок .

Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального
слуха. Распевание. Элементарные представления не только о строении
голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации;
Дыхательная гимнастика И. Стрельниковой. Выразительное чтение стихов,
проговаривание скороговорок в быстром темпе для отработки дикции.
Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и
голоса. Пение популярных детских песен.
Беседа «В мире профессий»
Форма контроля: практическая работа, определение уровня освоения учебного
материала, зачет.
3. Певческая установка. Отработка полученных вокальных навыков-18 ч.
Теория: Понятия «звуковедение и звукообразование, кантиленное
звучание».
Элементы
вокальной
техники:
пульсация,
дикция,
интонирование.3вуковысотный диапазон. Резонаторы. Знакомство с основами
элементарной музыкальной грамоты, формирование музыкально-слуховых
представлений, связанных с осознанием лада (мажор, минор). Знакомство с
простейшими жанрами –песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность»,
«длительность»
Практика: Правильное формирование звука. Устранение неравномерности
развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного
эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Интонация в пении
и ее выразительные возможности.
Сопоставление двух музыкальных ладов, пение песен в мажоре и миноре.
Простукивание, прохлопывание различных ритмических рисунков, пение
вокальных упражнений в быстром и медленном темпе. Отработка динамических
оттенков на примере вокальных произведений из репертуарного плана.
Форма контроля: Практическая работа, определение уровня освоения
учебного материала, зачет.
12

4. Средства музыкальной выразительности и выразительность
исполнения-6 ч.
Теория: ансамбль, унисон (вокальный, ритмический, динамический).
Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния. Знакомство с
основными требованиями поведения, внешнего вида на сцене. Формирование
сценического имиджа песни и своего «песенного» образа. Понятие сценическая
стать или осанка артиста. Сценические жесты. Движение под музыку.
Практика: Определение средств музыкальной выразительности: темп,
динамика, тембр, регистр, интонация. Анализировать прослушанное
произведение на предмет использования композитором средств музыкальной
выразительности и их влияние на формирование образа произведения.
Выполнение речевых упражнений и игр, пантомимических упражнений, в ходе
которых развиваются артистические способности детей
Форма контроля: Беседы, практическая работа, определение уровня
освоения учебного материала, зачет.
5. Подготовка дыхательной системы к пению. Виды вдоха и выдоха, опора
дыхания-6 ч.
Теория: Подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Задержка
дыхания. Дыхательная позиция и установка. Понятие “опора дыхания”.
Фиксации положения вдыхательной позиции. Фазы певческого дыхания:
вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Виды вдоха и выдоха
Практика: Дыхательная гимнастика, включающая различные упражнения,
направленные на освоение правильной дыхательной техники и подготовку
дыхательной системы к пению.
Форма контроля: практическая работа, зачет.
6. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность.
Дикционный тренинг-20 ч.
Теория: Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы
речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
Знакомство с мажорным и минорным звукорядом, названия нот, главные ступени
лада. Динамические оттенки (pp, ff, <, >).
Практика: Дикционный тренинг. Скороговорки и упражнения на чёткость
дикции. Изучение и отработка различных тематических упражнений, усвоение
тем на основе репертуарного плана, различных вокальных упражнений.
Викторина «Угадай профессию»
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.
13

7. Гигиена детского голоса-6 ч.
Теория: Гигиена детского голоса. Бережное отношение к здоровью – как
залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы
дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит,
ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря
голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Форма контроля: беседы, контрольный срез.
8. Вокально-техническая работа-40 ч.
Теория: Информация об авторах произведений, раскрытие содержания
музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа,
музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Практика: Разучивание и совершенствование учебного материала на
произведениях из репертуарного плана. Обучение непринужденному,
естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Обучение петь без
сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю
партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не
выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Выполнять
все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение
произведений из репертуарного плана.
Просмотр виртуального концерта для детей.

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.
6.Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные результаты:
- знание истории и направлений развития вокального искусства;
- владение первоначальными навыками и умениями вокальной техники;
- применение приобретенных навыков и умений в исполнительской деятельности
( художественная выразительность, сценическое движение, работа с
микрофоном).
• приобретение
знаний о музыкальных
профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
-сформировать у обучающихся полноценное представление о современном мире
худоественных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии,
14

особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.

Личностные результаты:
- сформированность эстетических потребностей: общение и творческое
отношение окружающему миру;
сформированность
творческого
мышления,
ответственности, целеустремленности, воли к победе;

аккуратности,

- чувство доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания.
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
- сформированность таких качеств, как внимательность, самодисциплина и
настрой на успех в обучении;
- постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление;
- адекватная оценка своих знаний и умений.
- умение находить нужную информацию в различных источниках;
- уважительное отношение к мнению и позиции других людей;
- четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и
сверстниками.

15

Раздел № 2.
«Комплекс организационно-педагогических
7.Календарный учебный график.*
№ Дата

Тема занятия

план факт

условий,

включающий

формы

Кол-во
Время
Форма занятия
часов,продол проведения
-ть занятия. занятия.

аттестации»

Место
Форма
проведения контроля
.
.

Беседа.

Введение в программу.

4

1.

Ознакомление с программой.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2.

Инструктаж по охране голоса и
технике безопасности.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Распевание.
упражнения.

44

Вокальные

Практиче
ская
работа.

3.

Разучивание распевок.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4.

Знакомство
с
правильной
постановкой корпуса при пении.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5.

Комплекс
упражнений.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

вокальных

16

6.

Значимость вокально-хоровых
упражнений.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7.

Гаммообразные упражнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

8.

Упражнения нон-легато.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

9.

Арпеджированные упражнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
0.

Упражнения легато.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
1.

Атака звука.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
2.

Знакомство с резонаторами.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
3

Отработка
оттенков.

динамических

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
4

Определение границ диапазона .

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
5.

Пение
упражнений
сопровождением.

с

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
6.

Пение
упражнений
сопровождения.

без

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

17

1
7.

Пение
восходящих
нисходящих интервалов.

1
8

и

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Вокально-хоровая техника.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
9.

Унисон в вокальных партиях.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
0.

Работа
над
правильным
звукообразованием.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
1.

Работа над звуковедением.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
2.

Работа над артикуляцией.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
3.

Работа над четкой дикцией.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
4.

Беседа «В мире профессий»

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Певческая
установка.
Отработка
полученных
вокальных навыков.

18

2
5.

Пение
восходящих
нисходящих интервалов.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2

Звукообразование.

2

Согласно

групповая

ДТ

и

18

Практиче
ская
работа.

расписанию

6.
2
7.

Навык артикуляции.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
8.

Навык дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
9.

Слуховые навыки.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
0.

Навыки
эмоциональной
выразительности.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
1.

Целостный музыкальный образ.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
2.

Работа
над
диапазона.

расширением

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
3.

Работа над одновременным
произношением текста.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Средства
музыкальной
выразительности
и
выразительность исполнения.

6

3
4.

Регистр. Метр. Тембр.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
5.

Лад. Темп. Гармония.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

19

Практиче
ская
работа.

Ритм.

2

Подготовка
дыхательной
системы к пению. Виды вдоха
и выдоха, опора дыхания.

6

3
7.

Упражнения
дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
8.

Грудное дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
9.

Грудо-брюшное дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Качество
дикции:
разборчивость,
осмысленность, грамотность.
Дикционный тренинг.
Техника работы с гласными и
согласными буквами.

20

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
1.

Разучивание скороговорок.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
2.

Работа
над
четким
произношением согласных.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
3.

Артикуляционная гимнастика.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
6.

4
0.

Динамика.
Мелодия.

Фактура.

на

развитие

20

Согласно
расписанию

групповая

ДТ
Практиче
ская
работа.

Практиче
ская
работа.

4
4.

Тренировка дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
5.

Распевки на шипящих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
6.

Распевки на свистящих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
7.

Распевки на рычащих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
8.

Работа
над
правильными
ударениями в словах.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
9.

Викторина
профессию»

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

«Угадай

Беседа.

Гигиена детского голоса.

6

5
0.

Физиология голоса у детей.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
1.

Болезни органов голосового
аппарата и их профилактика.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
2.

Основные
правила
по
сохранению
голосового
аппарата.
Вокально-техническая работа.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

40

21

Практиче
ская

работа.
5
3.

Звукообразование.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
4.

Певческое дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
5.

Артикуляция.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
6.

Дикция.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
7.

Эмоциональная
выразительность исполнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
8.

Целостный музыкальный образ.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
9.

Работа
над
расширением
диапазона голоса.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
0.

Работа над одновременным
произношением текста.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
1.

Работа над цепным дыханием.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
2.

Азы сценической культуры.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

22

6
3.

Выход на сцену.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
4.

Поклон.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
5.

Уход со сцены.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
6.

Точка в зале.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
7.

Правильная постановка корпуса
при пении.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
8.

Дирижерские жесты.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
9.

Пение
песен.

детских

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
0.

Работа над координацией слуха
и голоса.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
1.

Навыки
движения.

сценического

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
2.

Просмотр
виртуального
концерта для детей.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Итого:

популярных

144ч.
23

8.Раздел программы «Воспитание».
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей;
информирование детей, организация общения между ними на
содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
художественным творчеством, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной по художественному творчеству,
применение полученных знаний;
- организация активностей детей, их ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий
физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения,
социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного
и метапредметного содержания программы.
Основные целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на:
-формирование
и
развитие
личностного
отношения
детей
к
изобразительному искусству, к собственным нравственным позициям и этике
поведения в учебном коллективе;
—
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по изо деятельности,
- применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды воспитания
детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств
общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении
предметного и метапредметного содержания программы.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
24

предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся:
усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт
деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные,
нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору;
участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия детей (подготовка к конкурсам, соревнованиям,
выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.)
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых
они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию
умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и
среднего школьного возраста и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах,
площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил
и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её
завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
25

определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов,
интервью -используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
. Календарный план воспитательной работы в приложении №1.
Календарный план воспитательной работы

№ п/п

1.

Название события,
мероприятия

Сроки

Акция «День открытых
1-4
дверей. Ждем вас в стране сентября
творчества».

Форма
проведения

выставка,
мастер-классы

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на
сайте учреждения.

(экскурсия по кабинетам
творческих объединений Дома
творчества;
мастер – класс по вокальному
искусству)

2.

3.

День воинской славы
3 сентября
беседа,
Заметка на сайте
России:
2024
классные часы
учреждения.
окончание Второй
мировой войны (1945).
День солидарности в
борьбе с терроризмом.
Участие в муниципальном сентябрь
конкурс
Фотоотчет об участии
конкурсе детского
(победе) в конкурсе.
творчества «Мой любимый
Заметка на сайте
Учитель».
учреждения.

26

4.

Беседа о выстраивании
корректных отношений с
детьми (воспитание
толерантности).

сентябрь

беседа

Фотоотчет о
проведенном занятии.
Заметка на сайте
учреждения.

5.

Оперативнопрофилактическое
мероприятие «Безопасное
детство»

сентябрь

беседы,
мероприятие

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

Участие в праздничном 5 октября
концерте «День учителя в
2024
России»

праздничный
концерт

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

октябрь

онлайнмузыкальная
гостиная

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

День воинской славы
России:

21
сентября

беседа

День победы русских
полков во главе с великим
князем Дмитрием Донским
над монголо-татарскими

2024

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

(«Безопасная дорога,
«Безопасность в быту»,
Акция «Обозначь себя!»
(применение
световозвращающих
элементов).

Познавательное
мероприятие «Правила
дорожного движения
достойны уважения!»
6.

7.

Цикл мероприятий,
посвященных
освобождению
Краснодарского края и
завершению битвы за
Кавказ
(Онлайн-музыкальная гостиная
«Любимой Белой Глине
посвящается»).

8.

27

9.

10.

войсками в Куликовской
битве (1380).
Международный день
мира.
Праздник-представление с 11.10.2024 познавательно –
Фотоотчет о
игровыми элементами
развлекательное
проведенном
«Посвящение в ряды
мероприятие мероприятии. Заметка
друзей Дома творчества»
на сайте учреждения.
Игровая программа
«Осень, Осень, в гости
просим»

11.

Цикл мероприятий в дни
осенних каникул

23.10.2024 познавательно –
Фотоотчет о
развлекательное
проведенном
мероприятие мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.
ноябрь

мероприятие

Заметка на сайте
учреждения.

(по отдельному графику)

12.

«День народного
единства»:

1-3.11.2024 музыкальное
мероприятие

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

Литературно-музыкальное
20 литературномероприятие «На улицах 23.11.2024 музыкальное
повсюду улыбки и цветы!»,
мероприятие
посвященное Дню матери.

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

Кубань- территория
единства:
онлайн-флешмоб
«Искусство объединяет»
( песни народов России)
13.

28

14.

Цикл мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата:

03.12.2024 классный час

онлайн-проект
"МАРАФОН ПАМЯТИ";

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

урок Памяти «Имя твое
неизвестно, подвиг твой
бессмертен», в рамках
мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата

15.

16.

Конкурс видеороликов
«Равнение на подвиг!»,
приуроченный ко Дню
Героев Отечества

9-10
декабря

конкурс

Историческая играпутешествие

11.12.2024

играпутешествие

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии. Заметка
на сайте учреждения.

День воинской славы
России:

24
декабря

беседа

День взятия турецкой
крепости Измаил русскими
войсками под
командованием А.В.
Суворова (1790)

2024

Фотоотчет о
проведенном
мероприятии.

Развлекательно –
познавательное
мероприятие

декабрь

мероприятия

Фото- и
видеоматериалы

с выступлением детей

2024

«Я гражданин России»,
посвященная Дню
Конституции РФ
17.

18.

Фото- и
видеоматериалы

с выступлением детей

«Чудеса под Новый год»,
посвященное
празднованию Нового года;
Челлендж «Новый год уже
29

в пути! Ждем его, с тобой и
мы!»
19.

20.

Мероприятия в дни
зимних каникул:
Зимняя тематическая
площадка
Рождественские
посиделки:
«В Россию Рождество
приходит величаво»
Зимний фольклорный
праздник

6 января

музыкальная
гостиная

14.01.2025 развлекательная
программа

Фотоотчет.
Заметка на сайте
учреждения.

Фотоотчет.

«Однажды под Старый
Новый год».
21.

22.

Литературно-музыкальная 27.01.2025 литературнокомпозиция «Чтобы
музыкальная
помнили…», посвященная
композиция
снятию блокады
Ленинграда (1944 год)
Мероприятие военнопатриотического
направления:

Фотоотчет.

В период с
24.01.24.02. 2025

конкурс

Фотоотчет.

февраль

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.

Конкурс: «История одной
песни.
23.

Акция «Мир начинается с
тебя» (посылка солдату).

24.

Проект «Масленичный
разгуляй»:

февраль развлекательное
мероприятие

Заметка на сайте
учреждения.

Фольклорно-игровая
программа «Зима прощай!
Гуляй, Масленица!»
25.

Участие в муниципальном март 2025
этапе краевого фестиваля –
конкурса
30

мероприятие

Заметка на сайте
учреждения.

Большого Всероссийского
фестиваля
26.

Мун. этап краевого
фестиваля конкурса

Март 2024

участие в
фестивалеконкурсе

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Праздничный концерт «В
этот день, весной согретый,
все цветы, улыбки – вам!»,
приуроченный к
Международному
Женскому Дню 8 марта

март

концерт

Фото- и
видеоматериалы

Акция

апрель

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.

май

акции,
концерт

Фотоотчет о
проведенном занятии.
Заметка на сайте
учреждения.

«Молодые дарования
Кубани»
27.

28.

с выступлением детей.

«Добро и помощь не терпят
промедления».
29.

Участие во Всероссийских
акциях: «Бессмертный
полк», «Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу!» , «Георгиевская
лента», «Согреваем сердца
ветеранам», концерт
творческих коллективов
«Низкий вам поклон,
дорогие ветераны!»,
посвященный Дню
Великой Победы

31

30.

День славянской
письменности.

май

Экскурсия в
библиотеку.

фотоотчет

31.

Творческий отчет- концерт

май

отчетный
концерт

Фото- и
видеоматериалы

коллективов Дома
творчества:
«Искры творчества: наши
яркие и талантливые дети».

9. Условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
обще-развивающей программы «Казачья воля» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для
учащихся и столом и стулом для педагога), зеркалами;
- необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано).
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения
(компьютер, монитор, переносной носитель памяти, диски с видеозанятиями, мастер –классами, концертными программами ведущих артистов
эстрады , специализированная литература ).
10. Формы аттестации
Для определения образовательных результатов учащихся по
дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программе
«Казачья воля» применяются следующие формы аттестации (контроля):
32

- педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые
занятия:
- участие в различного уровня конкурсах (районные, зональные,
краевые, всероссийские, международные).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания результатов обучения по программе «Казачья воля»
используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений
учащихся, дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и
фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчётные концерты и
открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся
по программе, исполнительская работа.
Для отслеживания результативности
используются следующие формы аттестации:

образовательного

процесса

1. Начальная аттестация (сентябрь-октябрь).
2. Текущая аттестация (в течение всего года – по окончании темы,
раздела).
3. Промежуточная аттестация (январь, май).
1 год обучения
Время
проведения

Цель проведения

Формы контроля

Сентябрь-

Начальная аттестация

Октябрь

Определение уровня
развития учащихся, их
вокальных способностей.

Беседа, прослушивание в
форме музыкальных
заданий.

В течении всего
учебного года.

Текущая аттестация
Определение степени
усвоения учебного
материала по темам
программы. Определение
готовности учащихся к
восприятию нового
материала.
33

Занятие - игра по разделам
тем (высота звука,
движение мелодии,
дыхание и дикция).
Музыкально - образные
игры по песенкам
картинкам.

Январь

Промежуточная
аттестация

По окончании
изучения тем:
«Формирование
вокальных
навыков»

Определение степени
приобретённых навыков
вокальной работы
учащимися.

«Основы
музыкальной
грамоты».

Определение степени
усвоения учебного
материала по темам
«Музыкальный лад»,
«Ритм», «Динамика»,
«Дирижёрский жест».

Апрель - май

Промежуточная
аттестация
Определение изменения
уровня знаний учащихся,
усвоения ими учебного
материала, согласно
репертуарному плану.

Практическое занятие зачёт на примерах
вокальных произведений.
Контрольный срез.

Музыкальная викторина,
зачёт.

Участие в концертных
программах, согласно
плану работы ДТ, концерт
для родителей.

11. Оценочные материалы:
Для определения результатов обучения учащихся применяются
различные диагностические материалы:
-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
учащихся , заполняются отдельно по каждой группе;
-Диагностическая карта личностного развития обучающихся
заполняются отдельно по каждой группе;
- Диагностика вокальных и хоровых навыков ;
- Определение уровней голоса и вокальных и хоровых навыков для
детей 8-9лет ;
- Диагностика параметров развития певческой подготовки детей в
народном, хоровом ансамбле ;
34

- Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся ;
- творческие задания;
- самостоятельные задания.
12. Методические материалы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
обще-развивающей
программе
«Кубанская
воля»
применяются
разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, объяснительноиллюстративные, практические, игровые… Педагог свободно общаясь с
учащимися на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу,
побуждает их к творчеству. В работе используется разно-уровневый и
индивидуальный подход, активно применяются различные формы и методы
организации учебного процесса. На занятиях педагог использует систему
методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
- метод контроля и самоконтроля.
Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к
занятиям, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания
изучаемого материала.
Педагогические технологии:
Для эффективной организации учебного процесса применяются
следующие педагогические технологии:
-личностно-ориентированного обучения, когда педагог при обучении
вокалу учитывает творческие данные учащихся;
-игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –
ситуативные импровизированные игры, возникающие прямо по ходу
отдельных занятий, заранее спланированные игры и игровые ситуации, в
которые учащиеся охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы, а
также различного вида музыкальные игры;
-применение
здоровье
сберегающей
технологии
происходит
посредством упражнений по релаксации, при прослушивании приятной
музыки, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
Кроме
того
в
работе
применяются
информационно
–
коммуникационные технологии, а также метод проблемного обучения.
Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в вокальном коллективе проходят в форме
практических занятий, бесед, игр, конкурсов, мастер – классов, занятий –
импровизаций, открытых занятий, в форме практической работы, где
стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия
проходит организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с
новым материалом, закрепление полученных знаний на практике, подведение
35

итогов. Выполняется дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
распевание. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение
материала.
Дидактические материалы: аудио - и видеозаписи, плакаты (строение
голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.),
тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература.
Алгоритм учебного занятия:
Структура занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить,
средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический
материал, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен.
Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные
вокальные упражнения и техники.
После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до исполнения целостного произведения.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.

36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. «30 музыкальных занятий для начальной
школы».- М.: «Аквариум Бук.» ГИППВ, 2002 г.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского голоса».
– М., 2007 г.
Вайнкоп М. «Краткий биографический словарь композиторов». – М, 2004 г.
Исаева, И.О. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей». - М.: «Книжкин Дом», 2006 г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012 г.
«Мир вокального искусства» 1-4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации /автор-составитель Г.А.Суязова/.-Волгоград:
Учитель, 2008 г.
Музыка. 1 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя: учебно-методическое пособие /сост. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак - М.:
Дрофа, 2003 г.
«Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий». – М.,
2000 г.
Программа педагога дополнительного образования /от разработки до
реализации/ Сост. Н.К. Песпятова./- М.: Айрис-Пресс, 2003 г.
«Пособие для музыкального самообразования».- М.: Музыка, 2000 г.
«Экспериментальное исследование. Детский голос». Под ред. Шацкой В.Н.
— М, 2000 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Гусин, Вайнкоп «Хоровой словарь». - М., 1993 г.
Захарченко В.Г. «Кубанская песня». — 1996г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар,
2012 г.
Кошмина И.В. «Духовная музыка России и Запада». — Т., 2003г.
«Старинные и современные романсы».- М., 2003 г.
Праздничные детские песни и музыкальные рассказы
О.Г.
Спаринский. О.А. Маринцова.
Русские народные сказки. Сборник.
Колыбельные песни (Весна, Зима, Лето, Осень). Сборник Издательство
Росмэн. Сказки для самых маленьких.
Большой подарок для самого маленького. Стихи, сказки, песни. Сборник.
Издательство. ТВИК- Лирек.
Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся 5-11 классов. Учебное
пособие. Составитель Панаэтов О.Г. – Краснодар. Издательство «Советская
Кубань», 304 с.
37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».