Дополнительная общеразвиающая программа Основы велотуризма

1

2

Содержание программы
1.
1.1

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Титульный лист программы
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка программы
Направленность
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Формы обучения
Режим занятий
Особенности организации образовательного процесса
Цель и задачи программы.
Учебный план.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы.
Приложение.

1
3
4
4
4
5
6
6
6
7
7
8
12
13
13
13
15
16
16
16
17
18

3

1.1. Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273
– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
2. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября 2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г.
«О
направлении
информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения
реализации
приоритетного проекта
«Доступное
дополнительное образование для детей». – М.:Фонд новых форм
развития образования, Министерство образования и науки Российской
Федерации, Московский Государственный Технический университет
имени Н.Э.Баумана,2017г.;
8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении
прав детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных
управленческих
решений
и
организационноэкономических механизмов в системе дополнительного образования
детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка»
национального проекта «Образование».
10. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района».

4

Введение
Велотуризм – это деятельность объединения по изучению родного края
и оздоровления обучающихся. Велосипед - инструмент, уникальный по своей
неприхотливости, простоте, доступности, универсальности использования,
силе отдачи и воздействию на человека, а велосипедный поход - мощнейшее
средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Из всех
существующих видов путешествий туризм на велосипедах - наиболее
выгодный. В отличие от автотранспорта велосипеду не требуется топливо, он
может проехать там, где никакой другой вид транспорта не пройдет, на
трудно доступной местности его можно перенести на руках, а в экстренных
случаях его можно взять с собой в поезд. Путешествовать на велосипеде
намного приятнее, чем на общественных видах транспорта, а скорость
передвижения значительно выше, чем у пешехода, а с рюкзаком вообще не
существует никаких проблем. Путешествие на велосипеде способствует
укреплению здоровья. Езда на велосипеде способствует укреплению мышц
ног, кроме того, укрепляется и нормализуется деятельность дыхательной и
сердечно-сосудистой системы организма. Поездки на велосипедах могут
быть короткими и длительными. Путешествия на велосипедах стали одним
из популярных видов летнего отдыха и развлечения.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с
происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и
укрепление
здоровья
учащихся.
Согласно
Концепции
развития
дополнительного образования и планов по реализации концепции в
Краснодарском крае приоритетным направлением развития является
туристско-краеведческая направленность. Туризм относится к тем видам
деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем.
Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами
туризма. Большой воспитательный потенциал туризма во многом связан с
меньшей формализацией работы туристских объединений и преобладанием в
них привлекательных для ребенка подвижных занятий; с неформальным
характером общения детей в туристских группах и т.п.
2.1. Предлагаемая программа имеет туристско-краеведческую
направленность. В этой программе тематика занятий направлена на
ознакомление учащихся с понятием велосипедный туризм, и приобщением к
дальнейшему развитию себя в области туризма и краеведения.

5

2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной ознакомительной образовательной программы
заключается в поиске новых подходов в изучении своей малой Родины
посредством велопутешествий.
Актуальность. В современных социокультурных условиях одна из
важнейших целей образования состоит в том, чтобы подготовить
подрастающее поколение к изменяющимся условиям жизни. Глубокие
преобразования в современной технике выдвигают повышенные требования
не только к работнику промышленной сферы, но и к гражданину в целом.
Все большее значение приобретает дополнительное образование как
возможность формирования основных компетенций личности.
Вместе с тем, технический прогресс ведет к снижению двигательной
активности человека, неблагоприятная экология снижает уровень здоровья.
Одним из реальных путей решения перечисленных проблем является
туризм, который становится важнейшим государственным делом,
направленным на решение социально - экономических, рекреационно оздоровительных, духовно-нравственных, просветительско-образовательных
и культурных задач, стоящих перед обществом. Туризм – это не только
путешествия и отдых, но и возможность по-настоящему познать себя и мир,
свою страну, повысить свой интеллектуальный уровень и духовный
потенциал. Занятия туризмом представляют собой эффективное средство
физического оздоровления, воспитания и развития подростков, которое
происходит в процессе организации коллективной походной жизни и
активной деятельности обучающихся в естественных природных условиях,
что особенно важно в условиях все возрастающей гиподинамии школьников
с ее негативными последствиями для здоровья. Активная и самостоятельная
деятельность обучающихся в природных условиях способствует
приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и
личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, особенно
остропротекающие в подростковом возрасте.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что туристскокраеведческая
деятельность
обладает
огромным
воспитательным
потенциалом. Умственное, морально-этическое, физическое, экологическое,
патриотическое, эстетическое воспитание находят в ней место. Групповые
формы организации учебной деятельности учащихся наиболее действенны,
как инструмент социализации в современных условиях. Туризм открывает
большие возможности для приобретения многих важных для жизни
общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных
умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему

6

формированию личности, а так же выработке у учащихся профессионального
самоопределения.
Отличительной
особенностью
этой
программы
от
уже
существующих, в построении учебного плана, и направлена на знакомство
учащихся объединения с таким понятием как велосипедный туризм,
познания своей малой родины посредством массовых мероприятий
(велопоходов). Это новый опыт для нашего муниципалитета и учреждения
дополнительного образования носит интегрированный характер.
2.3. Формы обучения: для реализации программы используется очная
форма обучения.
2.4. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2
академических часа (2 занятия по 45 минут).
Данная программа ознакомительного уровня рассчитана на 72 часа и
предполагает знакомство учащихся с велосипедным туризмом.
Программа занятий рассчитана на обучающихся в возрасте 1 0 - 1 6 лет,
не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям, не имеющих
предварительной подготовки, имеющих мотивацию к саморазвитию,
посредством занятия велотуризмом.
Состав группы до 12 человек. Группа набирается разновозрастная,
разнополая.
Психологической особенностью данного возрастного периода является
стремление подростка к независимости, чтобы окружающие признали его
взрослость, но испытывает в то же время потребность в неавторитарных
советчиках. Происходит расширение круга общения и деятельности
подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также
потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает
стремление к самоутверждению и самовоспитанию.
Данная программа позволяет дать подросткам не только
разностороннюю подготовку: физическую и техническую, но и возможность
проявиться различным способностям, позволяет усилить ценность
физических тренировок, при отработке умений и навыков эксплуатации и
обслуживания велосипеда, при этом превращая трудовые обязанности в
интересный и увлекательный вид деятельности. Сочетание коллективных
действий в туристской группе и индивидуальных действий на спортивном
маршруте или на туристских соревнованиях воспитывает умение жить и
работать в коллективе, умение принимать самостоятельные решения и нести
за них индивидуальную ответственность.
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии с учебным планом объединения формируются группа
учащихся разного возраста, являющиеся постоянным основным составом;
занятия проводятся групповые, с индивидуальным подходом, и

7

предусматривают следующие виды: лекции, практические занятия в
помещении и на местности, соревнования, выполнение самостоятельных
работ учащимися, мастер-классы.

3.Цель и задачи программы
Цель:
- создать мотивирующую образовательную среду для формирования
познавательного интереса учащегося в области велосипедного туризма и
туристско-краеведческой деятельности, оказывать поддержку учащимся в
процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной
деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- познакомить и развить интерес к туризму, как формы организации
активного досуга;
- сообщить первоначальные сведения о велотуризме как средстве познания
своей малой Родины, а так же, как о виде спорта;
- привить умения и навыки самостоятельной деятельности;
- сформировать у обучающихся полноценное представление о сфере
применения полученных знаний, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Личностные:
- воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию села;
- сформировать чувство коллективизма и морально-этические качества;
- укрепить психическое и физическое здоровье учащихся, привить навыки
здорового образа жизни;
- сформировать профессионально-ориентированную личность.
Метапредметные:
- развить познавательную активность и мотивацию к дальнейшей туристско краеведческой деятельности;
- развить у учащихся потребность в саморазвитии, самостоятельности в
выборе способа решения задач и ответственности за свои действия.
4.Учебный план
Таблица 1
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Практи
Всего Теория
ка

Формы
аттестации/
контроля

8

1
2
3
4
5

Вводное занятие. Техника
безопасности.
История туризма в России
Правила дорожного
движения
Устройство и обслуживание
велосипеда
Техника передвижения на
велосипеде

2

2

-

Опрос

4

2

2

4

2

2

12

4

8

20

8

12

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

2

4

Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос,
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

72

28

44

6
Снаряжение для велопохода
7
8
9
10

Ориентирование на
велосипеде
Бивак и питание в
велопоходе
Гигиена и первая помощь в
велопоходе
Организация и проведения
велопохода
ИТОГО

5.Содержание программы
1. Вводное занятие (2 час)
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Форма организации занятия: беседа, демонстрация
Методы и приемы: рассказ
Оборудование: фото и видеоматериалы
Теория: Туристские возможности Белоглинского района, Кубани,
России.План работы на год. Техника безопасности. Профессии, связанные с
туризмом и безопасностью человека.
Практика: Просмотр видео и фото материалов.
Форма контроля: устный опрос.
2. История туризма в России (4 часа)
2. История туризма в России.
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация.
Методы и приемы: рассказ
Оборудование: фото и видеоматериалы
Теория: Беседа о туризме, виды туризма и их особенности. Чем интересен и
полезен велотуризм. История развития Велотуризма в России.

9

Практика: подготовка докладов
путешественниках.
Форма контроля: опрос.

об

интересных

путешествиях

и

3. Правила дорожного движения. (4 часов)
3.Правила дорожного движения для велосипедистов
Форма организации занятия: беседа, демонстрация, практическая работа.
Методы и приемы: рассказ, беседа
Теория: безопасность на дороге. ПДД общее положение и основные
определения. Требования к движению велосипедов. Движение в колонне.
Формы контроля: опрос, практическая работа.
4. Устройство и обслуживание велосипеда. (12 часов)
4. Устройство и обслуживание велосипеда .
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Методы и приемы: рассказ, упражнение.
Оборудование: велосипед, инструменты и запасные части для велосипеда.
Теория: Типы и марки велосипедов. Их основные характеристики. Понятие о
классе велосипеда и группе велосипедных деталей и узлов. Велосипед и его
основные узлы: рама, передняя вилка (передняя амортизационная вилка),
руль, вынос руля, колеса, втулки, каретка и вал каретки, узел передачи,
трещотка, седло, тормоза клещевого типа с центральной или боковой тягой,
тормоза консольного типа, тормоза типа «Ви-брейк», дисковые тормоза,
педали (педали с туклипсами и педали контактные). Уход за велосипедом и
его хранение.
Практическая работа: Разборка и сборка отдельных узлов и деталей
велосипеда, их регулировка и смазка. Снятие цепи, установка цепи,
определение степени износа. Обслуживание дисковых тормозов. Снятие и
установка шатунов. Снятие и установка колес. Разборка передней втулки.
Очистка тросов. Защита тросов от грязи. Замена тросов. Замена вилки.
Регулировка руля. Замена камеры. Регулировка высоты и наклона седла.
5. Техника передвижения на велосипеде. (20 час)
5. Техника передвижения на велосипеде
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: конусы, велосипеды.
Теория: Установка седла и руля по росту велосипедиста. Ведение велосипеда
в руках. Ведение велосипеда одной рукой за седло. Посадка велосипедиста.
Способы посадки на велосипед. Прямолинейное движение на велосипеде.
Сохранение равновесия на велосипеде. Положение корпуса, рук и головы при
езде на велосипеде. Работа ног - педалирование. Управление велосипедом.

10

Выполнение поворотов. Торможение. Остановка. Способы схода с
велосипеда. Велопрогулки, велотренировки в парке, в лесу. Особенности
езды в группе.
Практика: Опускание и поднимание седла, руля под рост велосипедиста,
ведение велосипеда одной рукой за седло, различные способы посадки и
схода с велосипеда, езда на велосипеде, выполнение поворотов, торможение;
велопрогулки в парке, по прилегающей территории. Групповая езда (езда в
группе: плотной группой и в колонне по одному).
6. Снаряжение для велопохода. (6 часов)
6. снаряжение для велопохода
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: личное и групповое снаряжение для похода, ремонтная
аптечка.
Теория: Особенности подбора и комплектования велотуристского
снаряжения. Основные общие требования к снаряжению и оборудованию:
малый вес, объем, прочность, удобство пользования. Личное и групповое
снаряжение. Личное снаряжение велотуриста: велосипед, велорюкзак,
спальный мешок, одежда, обувь, головные уборы, перчатки и т.д. Назначение
предметов личного снаряжения и их применение. Групповое снаряжение для
велопоходов: палатки, котелки, костровое и (или) современное примусовое
оборудование, топоры, пилы, фотооборудование, видеооборудование и т.д.
Назначение предметов группового снаряжения и их применение. Примерный
комплект личного и группового снаряжения на группу в 10 человек.
Дополнительные требования к обуви и одежде велотуриста. Размещение
снаряжения и распределение груза на велосипеде. Нормы нагрузок на
велосипед. Правила хранения и эксплуатации туристского снаряжения..
Практика: подбор снаряжения для велопрогулки, для однодневного похода.
Размещение вещей на велосипеде, укладка рюкзака.
7. Ориентирование на велосипеде. (6 часов)
7.Ориентирование на велосипеде
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: компас, топографические карты, атласы, навигатор
(смартфон).
Теория: Карта и ее виды. Топографическая карта и условные знаки
топографических карт. Масштаб карты. Чтение карты и работа с ней. Подбор
карт для велосипедного похода. Ориентирование на местности в велопоходе.
Работа с курвиметром, компасом, велокомпьютером, альтиметром,
навигатором. Определение точки стояния на карте.

11

Практика: работа с картой, составление ленты маршрута, проведение
спортивного и велосипедного ориентирования на местности, составление
технического описания веломаршрута.
8. Бивак и питание в велопоходе. (6 часов)
8. бивак и питание в велопоходе
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация, практическая
работа.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: Палатки, тенты, котелки, продукты питания.
Теория: Периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для
привала. Организация отдыха на привале. Бивак. Основные требования к
биваку. Организация полевого ночлега с учетом наступления темноты,
трудностей с топливом и водой. Установка велосипедов на ночь. Охрана
велосипедов и прочего снаряжения. Использование велосипедов для
установки палатки и тента. Осмотр и текущий ремонт велосипедов. Снятие
бивака.
Значение правильной организации питания в походных условиях.
Режим питания и его особенности в велопоходе. Нормы расхода продуктов
питания. Составление походного рациона и различных продуктовых
раскладок.. Водно-солевой режим в походе. Организация работы дежурных
по питанию. Подготовка, учет, хранение и транспортировка продуктов.
Практика: Установка и снятие лагеря с выездом на велосипедах, установка
велосипедов для ночлега; установка палатки, тента с использованием
велосипедов.
Расчет рациона и составление продуктовой раскладки для велопохода;
приготовление различных блюд на костре, на примусе.
9. Гигиена и первая помощь в велопоходе. (6 часов)
9. Гигиена и первая помощь в велопоходе
Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: аптечка первой помощи, бинты эластичные.
Теория: Личная гигиена велотуриста. Различные заболевания и их
предупреждение. Симптомы заболеваний и оказание первой помощи.
Аптечка первой помощи: личная и групповая. Травмы и их профилактика.
Специфические травмы, возможные в велосипедном походе (растяжения,
судороги; ссадины, в том числе, обширные, при падении; попадания
насекомых в глаза и другие) и их предупреждение..
Практика: Учебное оказание первой медицинской помощи при травмах,
возможных в велопоходе.
10. Организация и проведение велопохода. (6 часов)
4.1. Альпеншток и работа с ним.

12

Форма организации занятия: лекция, беседа, демонстрация.
Методы и приемы: рассказ, упражнения.
Оборудование: Альпеншток.
Теория: Необходимые сведения из Правил организации самодеятельных
туристских походов и путешествий на территории Российской Федерации.
Обязанности руководителя и участников велопохода. Цели и задачи
велопохода или иного велотуристского мероприятия. Комплектование
группы и распределение обязанностей. Особенности разработки маршрута,
проходящего в условиях равнинной местности, слабопересеченной и
сильнопересеченной местности. Составление графика велопохода в
зависимости от особенностей маршрута, района путешествия, рельефа,
метеорологических условий, состояния дорожной сети, возраста, физической
и спортивно-технической подготовки, а также опыта участников похода и его
руководителей. Радиальные маршруты. Запасные варианты основного
маршрута. Аварийные варианты (варианты схода с маршрута). Резервные
дни на маршруте. Оформление походной документации. Подготовка
материально-технического обеспечения группы. Корректировка маршрута и
график его прохождения в походе. Подведение итогов похода
Практика: Составление плана-графика велопохода по предложенной
«нитке» маршрута, его запасных вариантов, работа с картографическими
материалами и туристско-краеведческой литературой, оформление походной
(заявочной и маршрутной) документации.
6. Планируемые результаты.
Предметные:
- познакомиться с велосипедным туризмом, как формой доступного
активного отдыха;
- получить первоначальные сведения о туристских навыках;
- развить умения и навыки самостоятельной деятельности, работы и общения
в коллективе;
- приобретение знаний об обслуживании велосипеда, а так же технических
профессиях на рынке труда муниципалитета.
Личностные:
- воспитание патриотизма, бережного отношения к историческому,
культурному и природному наследию села, района, Кубани;
- формирование чувства коллективизма и морально-этических качеств
личности;
- привитие навыки здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения;
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:

13

- развитие познавательной активность и мотивацию к дальнейшей туристско
- краеведческой деятельности;
- развитие у учащихся потребности в саморазвитии, самостоятельности в
выборе способа решения задач и ответственности за свои действия.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий,
включая формы аттестации
7. Календарный учебный график приложение № 1.
8. Раздел программы «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания обучающихся
Целью
воспитания
является
развитие
личности,
самоопределение и социализация обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций Кубанской культуры; информирование детей, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятию
туризмом и познания своего края через туристско-краеведческую
деятельность, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы на занятиях, в походе,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.

14

Основные целевые ориентиры воспитания:
- ценностное отношение к региональной и местной культуре;
-уважение к историческому и культурному наследию народов России,
памятникам героям и защитникам Отечества;
-уважение к ценностям традиционных религий народов России;
-культура общения, взаимопомощи;
- экологическая культура, навыки охраны природы, сбережение
природных ресурсов;
-личная ответственность за действия в природной среде, неприятие
действий, приносящих вред природе;
- опыт сохранения уникального природного и биологического
многообразия России, природного наследия Российской Федерации,
ответственное отношение к животным;
- стремление к заботе о своём здоровье и здоровью окружающих
людей;
- способность видеть и реагировать на угрозы безопасности;
- готовность брать на себя ответственность за достижение общих
целей;
- настойчивость, последовательность, принципиальность;
- воля, упорство, дисциплинированность в туристической деятельности;
- готовность к анализу и реализации своей нравственной позиции на
основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий
в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития,
творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с учащимися по программе
используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение,
внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых,
детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения
поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного
права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля

15

и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива при реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами
работы организации, а также на природе, мероприятиях в других
организациях
с учётом установленных правил и норм деятельности
на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением учащихся, их общением, отношениями
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению
своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не
предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности,
развития качеств личности конкретного обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов,
интервью -используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
9. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы занятия в объединении
проводятся в кабинете, на территории образовательного учреждения и на
местности (соревнования, походы, прогулки).
Кабинет для занятий должен быть просторным, светлым, оснащенным
мебель (столы, стулья). Для проведения занятий на местности выбирается
подходящая безопасная площадка.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
1. стол ученический;
2. стул ;
3. плакаты и стенд (типы и виды велосипедов, основные части и
узлы велосипеда, дорожные знаки и др.);
4. ключи и слесарный инструмент для ремонта велосипеда;
5. аптечка первой помощи;
6. дорожные конусы;

16

Информационное обеспечение:
https://ctkk.ru/
http://krasnodar.tssr.ru/
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в туристско-краеведческой деятельности,
знающий специфику работы в УДО.

10. Формы аттестации
Объективной оценкой достигнутого уровня является участие
учащихся в велопрогулках, велопоходах и соревнованиях. Контроль
усвоения материала проводится в конце каждой темы программы. Для
промежуточного контроля усвоения материала служат: тестовые задания,
практическая работа учащихся, устный опрос.
Для контроля усвоения учащимися данной программы используются
следующие виды контроля:
вводный - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий - контрольные задания на местности, тестирование, учебные
тренировки;
итоговый - участие в соревнованиях, велопоходе.
Проведение
итоговой
аттестации
по
дополнительной
ознакомительной общеразвивающей программе проводится с целью
установления соответствия результатов освоения данной программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия
процесса организации и осуществления данной программы установленным
требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
служат: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования
учащихся, протоколы соревнований, фото, отзывы детей и родителей,
сертификаты и др.
11. Оценочные материалы
Оценочные материалы приведены в Приложении № 2
12. Методические материалы.

17

Словесный метод (рассказ, беседа, лекция) - устное изложение
материала теоретической части занятия.

Наглядно-практический - наглядное ознакомление учащихся с
туристским снаряжением и инвентарем, техникой туризма.

Репродуктивный - воспроизведение полученных знаний и
усвоенных способов деятельности на практических занятиях, соревнованиях.

Частично поисковый - обучающиеся принимают активное
участие в поиске решения поставленной задачи или проблемы совместно с
педагогом (или под его контролем) в практической части занятия, на
соревнованиях.

Исследовательский - освоение способов научного познания и
методов самостоятельного творчества при подготовке соревнований.


Список литературы
Литература для педагога:
1.

БУЯНОВ, В.М. Первая медицинская помощь. – М.: «Медицина»,

2005 г.
2. Булгаков
А.А.
Велосипедный
туризм
для
всех.
–
М.:ПРОФИЗДАТ 1984 г.
3. Велосипедный туризм. Учебное пособие под редакцией Соколова
В.А., Ильина В.С. Москва, Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992
г.
4. КОШЕЛЬКОВ, С.А. Обеспечение безопасности при проведении
туристских слетов и соревнований учащихся. – М.: ЦДЮТ, 2006 г..
5. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы
дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова, А.Г.
Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. –
М.: Советский спорт, 2005 г..
6. Правила вида спорта «Спортивный туризм». Утверждены
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 апреля 2021 г.
№ 255
7. Современный велосипед. /Под ред. И. Гуревича, А. Вишневского,
Ю. Разина. Санкт-Петербург: ВелоПитер, 2009 г.
Список литературы для учащихся и родителей
1.

Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия,

2010 г.
2. Современный велосипед. /Под ред. И. Гуревича, А. Вишневского,
Ю. Разина. Санкт-Петербург: ВелоПитер, 2009 г.

18

19

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Календарный учебный график.
Дата
№ проведения
п/п
план факт

Тема занятия

1

Вводное занятие.
Техника
безопасности.

2

История туризма в
России. Виды
туризма

3

История туризма в
России. Велотуризм

4

Правила дорожного
движения. Общее
положение.

5

6

Правила дорожного
движения.
Требования к
движению
велосипедов
Устройство и
обслуживание

Кол-во
часов

Время
проведения

2 час

согласно
расписанию

2 часа

2 часа

2 часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

2 часа

2 часа

согласно
расписанию

Форма занятия
Беседа,
демонстрация,
рассказ
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
экскурсия
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
Беседа,
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая

Место
проведения
МБУ ДО ДТ

Форма
контроля
устный опрос

МБУ ДО ДТ
опрос
МБУ ДО ДТ
опрос
МБУ ДО ДТ

МБУ ДО ДТ
устный опрос
практическая
работа
МБУ ДО ДТ

практическая
работа

20

7

8

9

10

11

12

13
14

велосипеда. Типы и
виды
Устройство и
обслуживание
велосипеда.
Основные узлы.
Устройство и
обслуживание
велосипеда. Уход за
велосипедом.
Устройство и
обслуживание
велосипеда. Смазка и
ремонт.
Устройство и
обслуживание
велосипеда.
Устройство и
обслуживание
велосипеда.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения

работа

2 часа

2 часа

2 часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

2 часа

согласно
расписанию

2 часа

согласно
расписанию

2 часа

2 часа
2 часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
Лекция,
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
практическая

МБУ ДО ДТ

МБУ ДО ДТ

МБУ ДО ДТ

МБУ ДО ДТ
МБУ ДО ДТ

устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа

МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ

практическая

21

15
16
17
18

19

20

21

на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.
Техника движения
на велосипеде.

22

Снаряжение для
велопохода. Личное

23

Снаряжение для
велопохода.
Групповое.

2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

работа
беседа,
демонстрация,
соревнования
соревнования
соревнования
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа

МБУ ДО ДТ
МБУ ДО ДТ
МБУ ДО ДТ
МБУ ДО ДТ

работа
Практическая
работа
соревнования
Практическая
работа
Соревнования

МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
соревнования
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа

22

24

25

26

27

28

29

30
31

Снаряжение для
велопохода.
Ремнабор
Ориентирование на
велосипеде
Ориентирование на
велосипеде
Ориентирование на
велосипеде

Бивак и питание в
велопоходе
Бивак и питание в
велопоходе
Бивак и питание в
велопоходе
Гигиена и первая

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа
2 часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно

беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,

МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ

практическая

23

помощь в
велопоходе

32

Гигиена и первая
помощь в
велопоходе

33

Гигиена и первая
помощь в
велопоходе

34

Организация и
подготовка
велопохода

35

36

Организация и
подготовка
велопохода
Организация и
подготовка
велопохода
Итого

расписанию

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа
72 часа

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа
беседа,
демонстрация,
практическая
работа

работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа
МБУ ДО ДТ
практическая
работа

24

Приложение № 2
Зачетный лист по выполнению программы обучения
Группа______________
дата __________________
задания практические
№

Ф.И. учащегося

1

2

3

Результат
(зачет/незачет)

1
2

3

1. Перечислить основные части велосипеда.
2. Подготовка к велопрогулке (велопоходу). Перечислить необходимое:
а) личное снаряжение для велопрогулки;
б) групповое снаряжение для велопохода;
в) состав ремонтного набора для велопохода;
3. Успешно пройти велопрогулку (велопоход).

25

Приложение № 3
№ п/п

Календарный план воспитательной работы
Название события,
Сроки
Форма
Практический результат и
мероприятия
информационный
проведения
продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события

1.

Акция «День открытых
дверей. Ждем вас в
стране творчества».

1-4
сентября

мастеркласс

Фотоотчет о мастерклассе. Заметка на сайте
учреждения.

3 сентября
2024

беседа,
классные
часы

Заметка на сайте
учреждения.

(экскурсия по кабинетам
творческих объединений
Дома творчества;
мастер – класс по
туризму )
2.

День воинской славы
России:
окончание Второй
мировой войны (1945).
День солидарности в
борьбе с терроризмом.

3.

Цикл мероприятий,
13.09.2024 виртуальное
приуроченных ко Дню
путешествие
образования
Краснодарского края:

Заметка на сайте
Учреждения.

виртуальное путешествие
по горной Кубани
4.

Туристические
Сентябрь туристическ Фотоотчет о проведенном
ие
мероприятии.
соревнования
соревновани
«Собираемся в поход»
Заметка на сайте
я
учреждения.

26

5.

Беседа о выстраивании Сентябрь
корректных отношений с
детьми (воспитание
толерантности).

беседа

Фотоотчет о проведенном
занятии. Заметка на сайте
учреждения.

6.

ОперативноСентябрь
беседы, Фотоотчет о проведенном
профилактическое
мероприяти мероприятии. Заметка на
мероприятие «Безопасное
е
сайте учреждения.
детство»
(«Безопасная дорога,
«Безопасность в быту»,
Акция «Обозначь себя!»
(применение
световозвращающих
элементов).

7.

День воинской славы
России:

21
сентября

День победы русских
полков во главе с великим
князем Дмитрием
Донским над монголотатарскими

2024

беседа

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

войсками в Куликовской
битве (1380).
Международный день
мира.
8.

Всемирный день туризма

27
беседы, Фотоотчет о проведенном
сентября мероприяти мероприятии. Заметка на
«Туризм – это здорово!»
2024
е
сайте учреждения.

9.

Цикл мероприятий,
посвященных
освобождению
Краснодарского края и
завершению битвы за
Кавказ

октябрь

интернет - Фотоотчет о проведенном
флешмоб мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

27

(тематические выставки
«Любимой Белой Глине
посвящается», Интернетфлешмоб «Помним день
освобождения»)
10.

Туристический квест
«Осеннее настроение»

11.

Цикл мероприятий в дни
осенних каникул

15туристическ Фотоотчет о проведенном
19.10.2024 ий квет
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Ноябрь

мероприяти
е

Заметка на сайте
учреждения.

03.11.2024

кросс поход

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

(однодневный поход
«Осенними тропами
путешествуем вместе»
Игра-викторина
«Если с другом вышел в
путь»)
12.

«День народного
единства»:
Кубань- территория
единства:
кросс – поход «Туризм
объединяет»
(по окрестностям с. Белая
Глина)

13.

14.

Интеллектуально14интеллектуа Фотоотчет о проведенном
познавательная игра «Где 18.11.2024
льномероприятии. Заметка на
здесь Север, а где Юг?»
познаватель
сайте учреждения.
ная игра
Цикл мероприятий,
03.12.2024 классный
приуроченных ко Дню
час

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на

28

неизвестного солдата:

сайте учреждения.

онлайн-проект
"МАРАФОН ПАМЯТИ";
урок Памяти «Имя твое
неизвестно, подвиг твой
бессмертен», в рамках
мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата
15.

16.

Конкурс видеороликов
«Равнение на подвиг!»,
приуроченный ко Дню
Героев Отечества

9-10
декабря

Историческая играпутешествие

11.12.2024

Развлекательно –
познавательное
мероприятие

Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей

2024

«Я гражданин России»,
посвященная Дню
Конституции РФ
17.

конкурс

играФотоотчет о проведенном
путешествие мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Декабрь мероприяти Фото- и видеоматериалы
я
с выступлением детей

«Чудеса под Новый год»,
посвященное
празднованию Нового
года;
Челлендж «Новый год
уже в пути! Ждем его, с
тобой и мы!»
18.

Мероприятия в дни
зимних каникул:
Зимняя тематическая
площадка

2-8.01.
2025

развлекател
ьные
программы,
мастер классы

Фотоотчет.
Заметка на сайте
учреждения.

29

( по отдельному
графику)
19.

Зимний фольклорный
праздник

14.01.2025 развлекател
ьная
программа

Фотоотчет.

Литературно27.01.2025 литературно
музыкальная композиция
«Чтобы помнили…»,
музыкальна
посвященная снятию
я
блокады Ленинграда
композиция
(1944 год)

Фотоотчет.

«Однажды под Старый
Новый год».
20.

21.

Интеллектуальноспортивная игра
«Так-точно»

22.

Проект «Масленичный
разгуляй»:
Фольклорно-игровая
программа «Зима
прощай! Гуляй,
Масленица!» ,

23.

24.
25.

20.02.2025 Интеллектуа
льноспортивная
игра

Февраль развлекател
ьное
мероприяти
е,

Конкурсно- игровая
19конкурснопрограмма «Настоящий 22.03.2025 игровая
турист»
программа
Мастер-класс по туризму
06.«Весенняя капель»
31.03.2025

мастер класс

Фотоотчет.
Заметка на сайте
учреждения.

Заметка на сайте
учреждения.

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ
Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Познавательное
11.04. 2025 познаватель Фотоотчет о проведенном
мероприятие «По
ное
мероприятии. Заметка на
просторам Вселенной»,
мероприяти
сайте учреждения.
посвящённое Дню

30

е

космонавтики.
26.

Акция

Апрель

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.

Май

акции

Фотоотчет о проведенном
мероприятии.

«Добро и помощь не
терпят промедления».
27.

Участие во
Всероссийских акциях:
«Письмо ветерану»,
«Спасибо деду за
Победу!» , «Георгиевская
лента", «Согреваем
сердца ветеранам»,
«Бессмертный полк»

Заметка на сайте
учреждения.

«Низкий вам поклон,
дорогие ветераны!»,
кросс – поход по местам
боевой Славы,
посвященный Дню
Великой Победы
28

Участие в акциях и
23-25 май Беседы, Фотоотчет о проведенном
мероприятиях,
классные
мероприятии.
приуроченных к
часы, акции,
Заметка на сайте
празднику: «День
мероприяти
учреждения.
славянской письменности
я
и культуры»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».