Лепим из глины

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а, l=Белая
Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:56:08 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.

3

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка.
Программа имеет
художественную направленность
с элементами
культурологической направленности;
Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и
нормативных документов:
Глина - это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода,
образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе
выветривания. Глина бывает разная – красная, голубая, белая, желтая. На её цвет
влияют добавки других минералов. Глину можно купить в готовом виде или в
виде порошка. Если есть возможность, можно найти и природную глину, но не
всякая годится для работы и требует долгой и тщательной подготовки.
Лепка из глины подразумевает, что вы можете придавать этому
природному материалу какую угодно форму: из глины можно создать как
фигурки зверей, так и машинки, дома, вплоть до целых игрушечных городов.
Кстати, глина – самый древний строительный материал человечества и, вполне
возможно, строительные функции глины были замечены людьми как раз при
наблюдении за играми детей, создающими на берегах рек разнообразные
самоделки своими руками.
Актуальность данной программы заключается в том что, лепка имеет
большое значение в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию разных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе. Лепка также как и другие виды изобразительной
деятельности формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного,
умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Пожалуй, лепка
естественный для человека изобразительный творческий процесс.
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин, жевательная
резинка - из всего этого чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. И
«что-нибудь будет называться скульптурой». Создавая скульптуру (пусть
сначала это просто шар, куб), ребенок непосредственно познает реальную
действительность, поскольку скульптура, как окружающий мир, трехмерна.
Занимаясь лепкой, ребенок изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Занятие лепкой способствует развитию
осязания. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает
пальцами, причем чаще всего всеми десятью, а это как известно, способствует
развитию речи. Лепка подводит детей к умению ориентироваться в
пространстве, и освоению некоторых математических и геометрических
представлений.
Новизна программы заключается в том, что при ее составлении
учитывались правила дидактики: логичность, доступность, наглядность,
простота в изложении, своевременный переход от простого к сложному.
Основанием данной программы является создание благоприятных условий
реализации духовных, познавательных и творческих

4

потребностей развивающейся личности.
Выполнение обучающимися творческих работ по заданным темам способствует
не только привитию, совершенствованию трудовых навыков и умений, но и
развитию индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, его
художественного вкуса.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в
том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,
творческой личности. Освоение детьми основных разделов программы
способствует развитию таких качеств как воображение, аккуратность,
настойчивость, терпение; формирование эстетического вкуса, бытовой культуры,
выработке у школьников профессионального самоопределения.
Отличительные особенности программы.
1. Содержание программы сформировано на пересечении двух
направленностей – художественно-эстетической и культурологической.
Сведения из области декоративно-прикладного и народного искусства, истории
быта (обычаи, праздники). Изучение вопросов народного искусства и
традиционных художественных промыслов Кубани позволяют расширить общий
кругозор обучающихся, повысить интерес к изучаемому предмету, развить
творческое
воображение,
фантазию
обучающихся,
способствуют
оригинальности мышления и воплощению своего замысла в творческих
изделиях.
2. Программа предусматривает овладение различными способами лепки из
глины (лепка по частям или из целого куска) и рассматривает лепку из глины как
часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия
понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и
отражения окружающего мира, использования национальных культурных
традиций.
3. Содержание программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного
образования
и
следующих
основных
принципах: целостности(соблюдение единства обучения, воспитания и развития,
с одной стороны, и системность, с другой); гуманизации (признания личности
ребёнка с её достоинствами и недостатками, атмосфера доброжелательности и
взаимопонимания); интеграции (совмещение в одной программе нескольких
подпрограмм,
подчинённых
одной
цели
и
связанных
между
собой); деятельностного подход (знания приобретаются обучающимися во время
активной деятельности); возрастного и индивидуального подхода (выбор форм,
методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом
детей).
Адресат программы.
В возрасте 7-10 учащиеся уже достаточно осознанно делают выбор
в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для
восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога –
потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом
определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание
положительного эмоционального фона занятий.

5

Программа в том числе предназначена для детей с особыми образовательными
потребностями: детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья, талантливых (одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Уровень программы, объём и сроки реализации.
Уровень программы: – базовый.
Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Базовый уровень - количество часов на год – 144 часа (групповые).
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Периодичность занятий– 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания
помещения.
Форма обучения:
Форма обучения в объединении – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности организации образовательного процесса по данной программе.
В соответствии с учебным планом объединения формируются группы учащихся
одного возраста, являющиеся постоянным основным составом; занятия
проводятся групповые, с индивидуальным подходом, и предусматривают
следующие виды: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение
музеев, выставок декоративно-прикладного творчества, занятия-праздники,
мастер-классы; творческие встречи с художниками, мастерами, дизайнерами.
Состав объединения постоянный. Формы организации деятельности
обучающихся – групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения
изученного материала.
Данная программа способствует ориентации учащихся на дальнейшее
углубленное изучение художественных промыслов.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы: освоение приемов лепки и росписи глиняных изделий,
сохранение и развитие народных промыслов. Оказание профориентационной
поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- ознакомление с приёмами лепки и росписи глиняных игрушек;
- овладение приемами лепки из глины различными способами;
- формирование у обучающихся полноценного представления о современном
мире
профессий декоративно-прикладного творчества, мотивации на
осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда
муниципалитета, его потребностях и перспективах.

6

Метапредметные:
- развитие творческих, индивидуальных способностей учащихся;
-самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Личностные:
- эстетическое воспитание. Научить через декоративно-прикладное
искусство видеть и понимать традиции и жизнь русского народа;
- воспитание любви к природе.
- формирование профессионально-ориентированной личности
Возраст детей
Программа рассчитана на детей от 7 до 10 лет.
В возрасте 7- 10 лет. Важный путь познания и освоения ребёнком
окружающего
мира,
неустанная
работа
воображения,
важнейшая
психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе
заложено использование этой особенности при выполнении простых
стилизованных композиций.
Наполняемость учебной группы – 12 человек.
В коллектив принимаются дети, пришедшие по интересу, без конкурсного
отбора, не всегда имеющие опыт и навыки лепки, обладающие какими-либо
художественными способностями или просто дети, которые имеют желание
заниматься по данному профилю.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 учебный год и включает в себя теоретическую часть
и творческую работу. Общий объём реализации программы – 144 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа с 15минутным перерывами каждый час.
Формы занятий: в процессе занятий используются следующие формы
проведения занятий: комбинированное учебное занятие, экскурсии (посещение
музеев, выставок декоративно-прикладного творчества), занятия-праздники,
мастер-классы, занятие-беседа о профессии гончар, скульптор, художниккерамист и т.д., творческие встречи с художниками, мастерами.
1.3.Содержание программы.
Учебный план.
№
Наименование тем
п/п
1. Комплектование группы
Вводное занятие. Техника
безопасности. Игрушка и
зверушки.
2. Барельеф. Декоративное панно

всего
часов
16

16

теория практика
2

14

форма
контроля
выставка

2

14

выставка

7

3. Волшебный кувшинчик Ручная
лепка сосудов

16

2

14

открытое
занятие

4. Глиняная сказка

32

2

30

5. Пустотелые игрушки-копилки
6. Русская народная игрушка
7. Дело мастера боится

16
32
16

2
4
2

14
28
14

мастер
класс
выставка
выставка
открытое
занятие

144

16

128

ИТОГО:

Тема №1 «Вводное занятие. Техника безопасности. Игрушки и зверушки».
(16) часов.
Глина полезное ископаемое. Лепка шара, овала. Способ лепки. Беседа о
профессии гончар.
Лепка гусеницы на листе. Роспись изделий.
Лепка улитки и ежа. Лепка собачки, медведя, уточки, поросенка, зайчика.
Тема № 2. «Барельеф. Декоративное панно» (16) часов
Ромашка, бабочка, божья коровка. Беседа о профессии художник.
Лепка по выбору. Рыбка, птичка, земляника.
Роспись изделий.
Тема № 3.«Волшебный кувшинчик» (16) часов
Ручная лепка сосудов. Разнообразие посуды. Лепка чашки из целого куска.
Лепка кувшина, вазы, миски, кружки. Применение различных способов лепки.
Роспись изделий. Беседа о профессии художник – керамист.
Тема № 4 «Глиняная сказка» (32) часа
Лепка героев сказки «Колобок», «Три медведя».
Сюжетная лепка. Способы и приемы лепки. Беседа о профессии скульптор.
Лепка сказочных героев по выбору. Роспись изделий.
Тема № 5. «Пустотелые игрушки-копилки» (16) часов
Способы и приемы лепки пустотелых изделий. Просмотр онлайн-выставки.
Лепка пустотелого ежа. Лепка смешариков по выбору.
Лепка копилки: кот, сова, пингвин, еж, собака, поросенок.
Роспись готовых изделий.
Тема № 6. «Русская народная игрушка» (32)часа
Поход в МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей». Русская
игрушка. История игрушки.
Лепка уточки, петушка, лошади, козленка, индюка, барыни, мужичков.
Способы лепки. Роспись готовых изделий.
Тема № 7. «Дело мастера боится» (16) часов.
Беседа о профессии гончар. Лепка барельефа, кувшина, вазы, сказочных героев,
народной игрушки, животных.
Способы и приемы лепки. Роспись изделий.

8

1.4.Планируемые результаты.
Ожидаемые
результаты
соотнесены
с
задачами
программы,
дифференцируются по годам обучения и делятся на: теоретические знания,
практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых
предполагается
в
ходе
реализации
программы.
В результате освоения программы учащиеся получают:
Предметные результаты:
-правила техники безопасности при работе с колющими и режущими
предметами;
- общие сведения по истории лепки из глины:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- основные технические приемы лепки из глины;
- необходимые материалы и оборудование для лепки из глины;
- основные художественные промыслы Кубани;
- технику лепки барельефа;
- приобретение знаний о профессиях декоративно-прикладного творчества,
учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора
профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда
муниципалитета.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны овладеть:
- владеть приемами лепки различных изделий;
- лепить игрушки в народном стиле и расписывать их;
- изготавливать изделия, имеющие пустую середину (посуду, копилки,
свистульки).
Также, у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные
качества:
- усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели,
желание добиваться хорошего результата;
- умение работать в коллективе;
- взаимопомощь;
- сформирована профессионально-ориентированная личность.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

9

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
1 модуль «Послушная глина»
№
п/п

Дата

план
1

1.1

Тема занятий

Кол-во
часов

Время
проведения
занятия

Форма занятия

Место
Форма
проведения контроля

факт

Комплектование группы Вводное занятие
Техника безопасности. Игрушки и зверушки.
Вводное занятие. Техника безопасности. Глинаполезное ископаемое. Беседа о профессии гончар.

16

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.2

Способы лепки шара, овала.

2

Согласно
расписанию

1.3

Лепка гусеницы на листике. Роспись изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.4

Лепка и роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Дом
творчества

1.5

Способы лепки собачки, медведя. Анализ формы.

4

Согласно
расписанию

1.6

Способы лепки поросенка. Роспись изделий.

2

Согласно
расписанию

1.7

Способы лепки уточки, зайчика. Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Барельеф. Декоративное панно

14

2

Дом
творчества

опрос

опрос

Дом
творчества
Дом
творчества

опрос

Дом
творчества

выставка

-

10

2.1

Правила лепки барельефа.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2.3

Лепка декоративной пластинки «Бабочка». Роспись
готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2.4

Лепка декоративной пластинки «Божья коровка».
Роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2.5

Лепка барельефа по выбору. Беседа о профессии
художник.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2.6

Лепка барельефа «Рыбка». Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2.7

Лепка барельефа «Птичка». Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

выставка

2.8

Лепка барельефа «Земляника». Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

выставка

Глиняная сказка
Беседа о профессии скульптор. Лепка героев сказки
«Колобок».

30
2

Лепка персонажей сказки «Колобок» и других
сказок по выбору.
Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.

3
3.1
3.2

3.3

опрос

опрос

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

опрос

11

Лепка героев сказок по выбору. Роспись готовых
изделий.
Лепка героев сказок по выбору. Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

Лепка и роспись сказочных героев. Мастерская
Деда мороза.

2

Лепка персонажей сказки «Три медведя».

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

4

Согласно
расписанию

Дом
творчества

Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

3.9

Лепка героев сказки «Теремок».

4

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

3.10

Лепка сказочных героев. Роспись готовых изделий.

4

Согласно
расписанию

Дом
творчества

3.11

Роспись готовых изделий. Лепка персонажей по
выбору.
Дело мастера боится
Беседа о профессии гончар. Способы лепки
барельефа (свободная тема).
Мои любимые сказочные персонажи. Лепка героев
сказок.
Лепка животных по выбору и предложенным
образцам.
Лепка и роспись готовых изделий.

4

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

3.4
3.5
3.6
3.7
3.8

4
4.1
4.2
4.3
4.4

8
2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

Дом
творчества

опрос

выставка

Дом
творчества
Дом
творчества

Дом
творчества

опрос

выставка

-

Дом
творчества
Дом
творчества

опрос

Дом
творчества

выставка

12

Итого:

1

68
часов

2 модуль «Игрушки из глины»
Волшебный кувшинчик Ручная
16
лепка сосудов

-

Разнообразие посуды. Лепка чашки из
целого куска. Беседа о профессии
художник – керамист.
Лепка чашки путем составления ее из
колец.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.3

Роспись готовых изделий по образцам и
представлению.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.4

Лепка кувшина путем составления его из
колец.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.5

Лепка вазы по образцу и представлению.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

1.6

Лепка миски, кружки разными способами.

2

Согласно
расписанию

Дом
творчества

1.7

Лепка самовара по образцу. Роспись
готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

опрос

1.8

Лепка готовых изделий по выбору и
роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

выставка

2

Пустотелые игрушки-копилки

16

1.1
1.2

-

опрос

опрос

13

2.1

Способ лепки пустотелых изделий. Лепка шариков.

2

Согласно
расписанию

2.2

Лепка пустотелого ежа по способу лепки шара.

2

Согласно
расписанию

2.3

Лепка «смешариков» по выбору. Роспись готовых
изделий.
Лепка копилки «Кот, Сова» путем составления из
полос глины.
Лепка копилки «Пингвин». Роспись готовых
изделий.

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

2.8

Лепка копилки «Еж, собака». Роспись готовых
изделий.
Лепка копилки «Поросенок». Роспись готовых
изделий.
Лепка и роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

3

Русская народная игрушка

32

3.1

2

3.2

История русской игрушки. Поход в МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей».
Лепка уточки, петушка.
Лепка народной игрушки «Лошадка, козлик».

3.3

Лепка по народным мотивам. Элементы росписи.

2.4
2.5
2.6
2.7

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

2

Согласно
расписанию

Дом
творчества

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

опрос

Дом
творчества
Дом
творчества

опрос

Дом
творчества
Дом
творчества

выставка

Дом
творчества

выставка

Дом
творчества

опрос

14

3.4

Лепка народной игрушки «Индюк».

2

Согласно
расписанию

3.5

Лепка народной игрушки «Барыня».

2

Согласно
расписанию

3.6

Лепка народной игрушки «Мужик».

2

Согласно
расписанию

3.7

Лепка народной игрушки по выбору и образцам.

4

Согласно
расписанию

3.8

Лепка барыни с птицей. Роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

3.9

Лепка народной игрушки «Пошел мужик на базар».

2

Согласно
расписанию

3.10

Лепка и роспись готовых изделий. Лепка
скомороха.
Лепка в народном стиле «Емеля на печи».

2

Согласно
расписанию

2

Согласно
расписанию

4

Согласно
расписанию

3.13

Лепка народной игрушки по выбору и в народном
стиле.
Лепка и роспись готовых изделий.

4

Согласно
расписанию

4

Дело мастера боится

12

4.1

Лепка кувшина, вазы и т.д. Приемы лепки.

4

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

4.2

Лепка и роспись готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

3.11
3.12

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества

опрос

Дом
творчества
Дом
творчества
Дом
творчества

опрос

Дом
творчества
Дом
творчества
Дом
творчества

выставка

Дом
творчества
Дом
творчества

опрос

Дом
творчества

выставка

-

опрос

15

4.3

Лепка народной игрушки по выбору.

4

Согласно
расписанию

4.4

Роспись и лепка готовых изделий.

2

Согласно
расписанию

Итого:
ВСЕГО:

76
часов
144
часа

Беседа,
демонстрация,
практическая работа
Беседа,
демонстрация,
практическая работа

Дом
творчества
Дом
творчества

-

выставка

16

2. 2. Условия реализации программы.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, а педагог должен
свободно подходить к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать
росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Необходим шкаф
для хранения материалов и незаконченных работ.
Занятия проводятся в хорошо освещенном кабинете со столом и стульями.
Учебный кабинет оснащен столом для глажки, шкафами и стеллажами для
хранения дидактических пособий, учебных материалов , мусорной тарой.
Занятия проводятся с необходимыми инструментами и приспособлениями:
глина, вода, стеки, образцы и иллюстрации игрушек.
Реализацию программы осуществляет
педагог
дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование.
2.3 Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного
материала, сформированный по уровням познавательного интереса (низкий,
средний и высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный,
текущий и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Эффективность
образовательного
процесса
оценивается
по
сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню
мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития
творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах,
фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному
самоопределению ребёнка и отслеживается в системе разнообразных форм
аттестаций:
- промежуточной аттестации (мини-выставки творческих работ по пройденным
темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в конкурсах);
- итоговой аттестации –участие в различного уровня выставках, конкурсах,
фестивалях; проведение обучающимися мастер-классов и участие в творческих
мастерских.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в процессе
обучения и подвигают многих продолжить своё обучение в художественных
школах, колледжах, соответствующих факультетах вузов.
2.4 Оценочные материалы.
Для определения уровня достижения учащимися
планируемых
результатов целесообразно использовать тестирование, опрос, выставки,
викторины, текущий и тематический контроль; методами могут стать
практические и самостоятельные задания, мониторинги и другие формы
диагностики.

17

Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Наименование программы
Срок обучения: 1 год (144ч.)
План Критерий
ируем
ые
резул
ьтаты

Предметные результаты

Занятия
понятийного
аппарата,
используемог
о при
реализации
программы.

Владение
объемом
знаний,
предусмотре
нных
программой.

Общие
сведения по

Степень выраженности
оцениваемого качества

Высокий уровень (3б.):
учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом
знаний, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом

На
начало
обучени
я
(вводны
й)

На
конец
первого
полугод
ия
(проме
жуточн
ый)

На
конец
обучени
я(итого
вый)

Низки
Высок
й
1-3
ий
урове балло урове
нь (1
в
нь (3
балл)
балла)

1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

Низки
1-3
Высок
й
балло
ий

Метапредметные результаты

18

истории
лепки из
глины и
знание
основных
видов
декоративноприкладного
искусства;
Владение
основными
техническим
и приемами
лепки из
глины и
использован
ие
необходимы
х материалов
и
оборудовани
я для лепки.
ВЫВОД:

знаний, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее чем
½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

Самостоятел
ьность в
подборе и
работе с
литературой.

Высокий уровень (3б.):
учащийся работает с
литературой самостоятельно,
не нуждается в помощи со
стороны педагога.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
литературой с помощью
педагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Высокий уровень (3б.):
учащийся работает

Самостоятел
ьность в

урове
нь (1
балл)

в

урове
нь (3
балла)

Низки 1-3
й
балло
урове в
нь
1-3
балло
в

Высок
ий
урове
нь

Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

Низки
1-3
Высок
й
балло
ий

19

организации
проектной
деятельности
.

Владение
приемами
лепки
различных
изделий в
народном
стиле и их
роспись.

ВЫВОД:

самостоятельно.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Высокий уровень (3б.):
учащийся работает
самостоятельно.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога

урове
нь (1
балл)

в

урове
нь (3
балла)

1-3
балло
в
Низки
й
урове
нь (1
балл)

Высок
ий
урове
нь (3
балла)

Низки 1-3
й
балло
урове в
нь

Высок
ий
урове
нь

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Содержание, методы и приемы обучения данной программе направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности.
В процессе занятий
используются различные формы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия;
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

20

• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
Формы
организации
деятельности
учащихся
на
занятиях:
• фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповая - организация работы в группах;
• индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий,
Методические рекомендации, разработанные педагогом:
1. Способы лепки народной игрушки, лепки из целого куска глины и по
отдельным частям.
2. Правила лепки барельефа, декоративного панно.
3. Изготовление посуды ручным способом.
4. Приёмы и способы лепки пустотелых игрушек (копилки, свистульки).
5. Лепка животных различными способами (из целого куска глины,
комбинированным способом и по отдельным частям).
Алгоритм учебного занятия.
Тема: ______________
Дата проведения ________________
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Результативность
5. Подведение итогов занятия.

2.6 Список литературы.

21

Нормативно – правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019
г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 г. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)» - Сборник методических указаний и нормативных материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное
образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 сентября 2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию
современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта
«Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района»,
постановление МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11.
Положение
о
разработке
и
утверждении
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования «Дом творчества
Белоглинского района», утвержденное приказом МБУ ДО «Дом творчества

22

Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.
Литература, рекомендуемая педагогу:
1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры
(товароведение и организация торговли): Учеб. для ПТУ. – 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 302 с.: ил.
2. Блинов Г.М. Чудо кони, чудо птицы. Рассказы о русской народной
игрушке. Оформл.В.Бахтина. М., «Дет.лит.» 1977 г.
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод.
руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных
учреждений. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с., ил.
4. Глина в руках человека / Сост.: A.M. Ждановский. Науч. ред. Н.В.
Анфимов. – Краснодар: Кн. изд-во, 1989 – 91 с.: ил.
5. Копышева Н.М. Лепка в начальных классах, М.: Просвещение 198 с., ил.
6. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо,
2013. – 64 с.: ил.
7. Лесовская С. А. Зверушики из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо, 2013.
– 64 с.: ил.
8. Лесовская С. А. Зоопарк из пластилина / Светлана Лесовская, - М.: Эксмо, 2013. –
64 с.: ил.
9. Поверин А. Русская народная глиняная игрушка / Академия акварели
изящных искусств, Москва. 2017.
10. Федотов Г. Я. Глина и керамика. - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс 2002. – 160
с., ил.
11 .Халезова Н.Б.Лепка в детском саду: Кн. для воспитателей дет.сада /
Н.Б.Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Просвещение, 1986 – 144 ил.
12. Харлап З.К. Чудесная глина. Иркутск: , Сибирская книга (ИП Лаптев А.К.), 2011 .
– 60 с.: ил.
Литература, рекомендуемая учащимся:
1. Крупин В. Дымка М. Малыш 1998 г.
2. Поверин А. Русская народная глиняная игрушка / Академия акварели
изящных искусств, Москва. 2017.
3. Таранов Е.М. Вятская игрушка / Художник РСФСР 1974


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».