шахматная азбука

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ
О ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831
, 1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C32333236303039333833303
1, email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина
Ивановна, sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:16:55 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
3.2.Формы и методы воспитания
3.3.Условия воспитания, анализ результатов
3.4. Календарный план воспитательной работы
Список литературы.

Введение
В эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в
огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного
мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению
уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают
всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей
всех возрастов и профессий в любой части Земли.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в
мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат,
проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека.
Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту
юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей
программой физкультурно - спортивной направленности, модифицированной,
по целевому ориентиру и уровню сложности относится к базовым, по времени организации годичной и разработана на основе следующих нормативных
документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так
как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению
активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует
общему развитию и воспитанию школьника.
Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание
индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не
только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в
роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику,
составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата,
устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные
этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат).
В программе реализуется не только принцип «от простого к сложному»
(т. е. последовательного усложнения материала), но и принцип историзма –

теория шахмат раскрывается как исторический (хронологический) процесс
непрерывного углубления в законы шахматной игры, который происходил в
течении нескольких столетий и продолжается в наши дни. Такой подход характерен для многих областей человеческого знания, и в этом заключается
педагогическая целесообразность данной программы, выработке у школьников профессионального самоопределения.
Адресат программы.
Программа рассчитана для детей 8-12 лет. Количество детей в группе
12 человек. Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа).
Дополнительная общеобразовательная программа предназначена для
детей разновозрастной категории. Без степени предварительной готовности
по данному виду деятельности, как здоровых, так и с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники, которые хотят обучаться в данном
творческом объединении, направляются педиатрами, которые в свою очередь
выдают им справки о возможности посещения данного объединения.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальнотворческой, одаренной личности через занятия шахматами, оказание профориентационой поддержи учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
- познакомить с историей шахмат;
- обучить правилам игры;
- дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, познакомить
с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
- сформировать у обучающихся полноценное представление о современном мире профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и перспективах.
Личностные:
- развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие положительные качества личности;
- способствовать формированию выдержки, критического отношения к
себе и к сопернику;
- сформировать навыки запоминания;
- вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире;
- сформировать профессионально-ориентированную личность.
Межпредметные:
- привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию

личностных качеств;
- прививать навыки самодисциплины;
- способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Здоровьесберегающие:
- обеспечивать гигиенически оптимальные условия образовательного
процесса для поддержания умственной работоспособности на высоком
уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления;
- способствовать созданию необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение
предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Формы и режим занятий
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ педагога, сопровождаемый наглядным показом
на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматная викторина, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы,
шахматный турнир и др.
В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, могут привлекаться родители (при условии предварительного консультирования с педагогом).
При
определении
режима
занятий
учтены
санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебный план
№
п/п
1
1.1

1.2

Количество часов

Форма
Всего Тео- Прак- контроля
часов рия тика
Правила игры
12
6
6
Техника безопасности. История воз2
1
1
никновения шахмат. Доска и фигуры.
Цель игры.
Название темы, раздела

Ходы фигур. Шах и мат. О поведении
игроков. Шахматная позиция.

2

1

1

Шахматная нотация. Запись партии.
1.3 Профессия аналитик. Шахматы и
аналитика.
1.4 Пат. Ничья.
1.5 Рокировка.
1.6 Превращение пешки. Взятие на проходе.
2 Как научиться играть в шахматы.
2.1 Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль.
2.2 Как изучать миттельшпиль
2.3 Дебют. Десять правил игры в дебюте
для начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность
фигур.
2.4 Великие шахматисты прошлого и
настоящего. Вильгельм Стейниц и
Андерсон
3. Особенности фигур.
3.1 Ладья. Слон. Конь.
3.2 Ферзь. Король. Пешка.
4. Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте.
4.1 Особенности шахматной борьбы.
4.2 «Силовые» методы в шахматах: шах,
нападение, размен, жертва, угроза.
Форсированный вариант.
4.3 Оценка позиции.
4.4 Вечный шах.
4.5 Как правильно предлагать ничью.
4.6 Шахматные часы. Контроль. Цейтнот.
4.7 Как заканчивается шахматная партия.
4.8 Шахматные разряды и звания.
4.9 Задачи и этюды.
4.10 Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии
шахматной партии и их стратегические цели.
4.11 Шахматный турнир памяти Игоря
Блехцина
5. Как разыгрывать дебют.
5.1 Основные цели дебюта.
5.2 Развитие фигур и борьба за центр в
дебютах.

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

8
2

4
1

4
1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

4
2
2
22

2
1
1
12

2
1
1
10

2
2

1
1

1
1

2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
1
1
1
1
1

2

1

1

24
2
2

12
1
1

12
1
1

Дебют четырёх коней.
Защита двух коней.
Шотландская партия.
Испанская партия.
Французская защита.
Защита Каро-Канн.
Сицилианская защита.
Ферзевый гамбит.
Защита Нимцовича. Развитие фигур –
основной принцип игры в дебюте.
5.12 Непомнящий и Горячкина чемпионы России 2020
6. Различные виды преимущества.
6.1 Материальное преимущество. Позиционное преимущество.
6.2 Преимущество в развитии.
6.3 Преимущество в пространстве.
6.4 Владение открытыми линиями.
6.5 Слабые и сильные поля.
6.5 Ослабление позиции короля.
7. Пешечные окончания.
7.1 Правило квадрата
7.2 Король и пешка против короля. Оппозиция.
7.3 Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией.
7.4 Активный король – как лишняя фигура.
7.5 Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.
7.6 Этюд Рети. Пешечный прорыв.
7.7 Цугцванг.
8. Фигура против пешки.
8.1 Ферзь против пешки
8.2 Ладья против пешки
8.3 Слон против пешки
8.4 Конь против пешки.
9. Решение шахматных задач. Мат в
один ход.
9.1 Спёртый мат
9.2 Диагональный мат
9.3 Горизонтальный (вертикальный) мат
9.4 Эполетный мат
9.5 Пешечные окончания. Двойной удар
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11

2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2

1

1

12
2

6
1

6
1

2
2
2
2
2
14
2
2

1
1
1
1
1
7
1
1

1
1
1
1
1
7
1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
8
2
2
2
2
12

1
1
4
1
1
1
1
-

1
1
4
1
1
1
1
12

2
2
2
2
2

-

2
2
2
2
2

с шахом. Коневая вилка
9.6 Шахматная викторина «Своя игра»
10. Турниры. Подведение итогов обучения.
10.1 Турнир по круговой системе с записью партий и контролем времени.
10.2 Подведение итогов обучения
ИТОГО

2
28

2

2
28

26

-

26

2
144

2
55

89

1. Правила игры. Профессия аналитик. Шахматы и аналитика (12 часов)
Теория. История возникновения шахмат. Доска и фигуры. Цель игры.
Ходы фигур. Шах и мат. О поведении игроков. Шахматная позиция. Шахматная нотация. Запись партии. Пат. Ничья. Рокировка. Превращение пешки.
Взятие на проходе.
Практика. Расстановка фигур. Закрепление изученных ходов фигур.
Дидактические задания и игры.
2. Как научиться играть в шахматы. Великие шахматисты прошлого и
настоящего. Вильгельм Стейниц и Андерсон (8 часов)
Теория: Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучить эндшпиль. Как изучать миттельшпиль. Дебют. Десять правил игры в дебюте для
начинающих. Нападение и защита. Размен. Сравнительная ценность фигур.
Практика: Запись партий и позиций. Примеры нападения и защиты.
Решение шахматных задач на мат в один ход. Игровая практика.
3.Особенности фигур (4 часа)
Теория: Ладья. Слон. Конь. Ферзь. Король. Пешка.
Практика: Игровая практика
4.Об особенностях шахматной борьбы и шахматном спорте. Шахматный
турнир памяти Игоря Блехцина (22 часа)
Теория: Особенности шахматной борьбы. Шах, нападение, размен,
жертва, угроза. Форсированный вариант. Оценка позиции. Вечный шах. Как
правильно предлагать ничью. Шахматные часы. Контроль. Цейтнот. Как заканчивается шахматная партия. Шахматные разряды и звания. Задачи и этюды. Упражнения. Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Сделайте ничью. Три стадии
шахматной партии и их стратегические цели.
Практика: применение типовых позиций и правил. Игровая практика.
5.Как разыгрывать дебют. Непомнящий и Горячкина - чемпионы России
2020 (24 часа)
Теория: Основные цели дебюта. Развитие фигур и борьба за центр в дебютах. Дебют четырёх коней. Защита двух коней. Шотландская партия. Испанская партия. Французская защита. Защита Каро-Канн. Сицилианская защита. Ферзевый гамбит. Защита Нимцовича. Развитие фигур – основной
принцип игры в дебюте.
Практика: завоевание центра пешками или фигурами, мобилизация

легких фигур. Игровая практика.
6.Различные виды преимущества (12 часов)
Теория: Материальное преимущество. Позиционное преимущество.
Преимущество в развитии. Преимущество в пространстве. Владение открытыми линиями. Слабые и сильные поля. Ослабление позиции короля.
Практика: развитие комбинационного зрения, решение многоходовых
комбинаций. Игровая практика.
7.Пешечные окончания (14 часов)
Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция.
Золотое правило оппозиции. Запасные ходы для овладения оппозицией. Активный король – как лишняя фигура. Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная. Этюд Рети. Пешечный прорыв. Цугцванг.
Практика: Игровая практика
8.Фигура против пешки (8 часов)
Теория: Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки.
Конь против пешки.
Практика: Игровая практика.
9.Решение шахматных задач. Мат в один ход. Шахматная викторина «Своя
игра» (12 часов)
Теория: Спёртый мат. Диагональный мат. Горизонтальный (вертикальный)
мат. Эполетный мат. Пешечные окончания. Двойной удар с шахом. Коневая
вилка.
Практика: Игровая практика.
10.Турниры. Подведение итогов обучения (28 часов)
Теория. Привлечение ребят к участию в квалификационных турнирах и
командных соревнованиях по своей возрастной группе. Шахматные турниры
внутри учебной группы. Закрепление изученного материала. Анализ собственных партий. Подведение итогов обучения.
Практика: Игровая практика. Решение партий. Разбор партий. Шахматный турнир. Викторина.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ожидаемый результат:
К концу учебного года дети должны знать:
· обозначение полей, линий и фигур по шахматной нотации;
· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат,
пат, ничья;
· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
· правила хода и взятия каждой фигуры;
· правила работы в группе;
· ценность и сравнительную силу шахматных фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
· правильно помещать шахматную доску между партнерами;
· правильно расставлять фигуры перед игрой;
· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
· рокировать;
· объявлять шах;
· решать элементарные задачи на мат в один ход;
· сыграть короткую партию всеми фигурами;
· проводить элементарные комбинации;
· осуществлять коммуникации с партнёром.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии
с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении
его последовательности соблюдаются следующий принципы:
- структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
- актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника;
- логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно;
- приобретение знаний о мире профессий, учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
- наличие единого контингента воспитанников;
- взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
- единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
- осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на
основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
- обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
- определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
- система оценок достижений обучающихся.
- сформирована профессионально ориентированная личность.

1.
Овладение детьми основами шахматной игры с переходом к самостоятельному мышлению за шахматной доской (участие в турнирах, сеансах одновременной игры, конкурсах).
2.
Превращение игры в «автоматический тренажер» развития мышления и активного творчества обучающихся.
3.
Корректировка и совершенствование психических свойств:
наблюдательности, внимания, воображения, мышления, памяти.
4.
Воспитание характера (самодисциплины, воли, рационализма).
5.
Увеличение продолжительности мыслительной деятельности ребенка.
Объективно независимый показатель планируемых результатов – повышение общего среднего уровня развития шахматистов на более высокую
планку по сравнению с другими учащимися школ по всем школьным дисциплинам, особенно математического цикла.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Дата
план

факт

Тема занятия

Техника безопасности. История возникновения шахмат.
Доска и фигуры.
Цель игры.
Великие шахматисты
прошлого и настоящего. Вильгельм
Стейниц и Андерсон
Шахматная нотация.
Запись партии.
Ходы фигур. Шах и
мат. О поведении игроков. Шахматная
позиция.
Пат. Ничья.
Рокировка.
Превращение пешки.
Взятие на проходе.
Эндшпиль. Матование одинокого короля. Как изучать эндшпиль.
Как изучать миттельшпиль
Дебют. Десять правил игры в дебюте
для начинающих.
Нападение и защита.
Размен. Сравнительная ценность фигур.
Шахматный турнир
памяти Игоря
Блехцина

Время
проведения занятия

Форма
занятия

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Колво
часов

согласно
расписанию
45х2

Место
проведения

Форма
контроля

ДТ
Опрос

викторина
Игровая
практика

Групповая
(комбинированная)

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

45х2

согласно
расписанию

Групповая

Видеоурок

45х2
45х2
45х2

45х2

45х2

45х2

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика

Игровая
практика

12.

13.

14.

15.

16.

Ферзь. Король. Пешка. Ладья. Слон.
Конь.
Особенности шахматной борьбы.
«Силовые» методы в
шахматах: шах, нападение, размен, жертва, угроза. Форсированный вариант.
Оценка позиции.
Вечный шах.

45х2

45х2

45х2

45х2
45х2

17.

Как правильно предлагать ничью.

45х2

18.

Шахматные часы.
Контроль. Цейтнот.

45х2

19.

Как заканчивается
шахматная партия.

45х2

20.

Шахматные разряды
и звания.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.

Задачи и этюды.
Упражнения. Мат в 1
ход. Мат в 2 хода.
Сделайте ничью.
Три стадии шахматной партии и их
стратегические цели.
Основные цели дебюта.
Развитие фигур и
борьба за центр в дебютах.
Дебют четырёх коней.
Защита двух коней.
Шотландская партия.

45х2
45х2

45х2

45х2

45х2

45х2

45х2
45х2
45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписа-

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбини-

Игровая
практика

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика

Игровая
практика
Игровая
практика

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Испанская партия.
Французская защита.
Защита Каро-Канн.
Сицилианская защита.
Ферзевый гамбит.
Защита Нимцовича.
Непомнящий и Горячкина чемпионы России 2020
Материальное преимущество. Позиционное преимущество.
Развитие фигур – основной принцип игры в дебюте.
Преимущество в развитии.

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

45х2

согласно
расписанию
45х2

45х2

38.

Преимущество в
пространстве.

45х2

39.

Владение открытыми
линиями.

45х2

40.

Слабые и сильные
поля.

45х2

41.

Ослабление позиции
короля.

45х2

42.

43.

Правило квадрата
Король и пешка против короля. Оппозиция.

нию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

45х2

45х2

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

рованная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
видеоурок

Групповая

Игровая
практика
Групповая
(комбинированная)

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

Золотое правило оппозиции. Запасные
ходы для овладения
оппозицией.
Активный король –
как лишняя фигура.
Отдаленная проходная пешка. Защищенная проходная.
Этюд Рети. Пешечный прорыв.
Цугцванг.
Ферзь против пешки
Ладья против пешки
Слон против пешки
Конь против пешки.
Спёртый мат
Диагональный мат
Горизонтальный
(вертикальный) мат
Эполетный мат
Пешечные окончания
Двойной удар с шахом. Коневая вилка
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир по круговой
системе с записью
партий и контролем
времени.

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Игровая
практика

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

45х2

45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2
45х2

Игровая
практика

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Турнир

Турнир

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир по круговой
системе с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени .
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени имени С.
Корякина
Турнир с записью
партий и контролем
времени.
Турнир с записью
партий и контролем
времени. Турнир с
записью партий и
контролем времени.
Шахматная викторина «Своя игра»
Подведение итогов
обучения
ИТОГО

Турнир

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)
Групповая
(комбинированная)

Турнир

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Турнир

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Турнир

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Турнир

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

Турнир

45х2

согласно
расписанию

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

согласно
расписанию

Групповая
(комбинированная)

45х2

45х2
45х2

согласно
расписанию

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Турнир

Турнир

Турнир

Турнир
Групповая
(комбинированная)

Командная
Групповая
(комбинированная)

викторина
Опрос

144

2.2.Условия реализации программы.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются:
- шахматные часы – 2 штуки;
- таблицы к различным турнирам;
- раздаточные материалы для тренинга;
- вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
- словарь шахматных терминов;
- комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
2.3 Формы аттестации.
Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ст.75), но и не запрещает ее проведение (ст.60) с целью
установления:
 соответствия результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
 соответствия процесса организации и осуществления дополнительной общеразвивающей программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Аттестация (промежуточная и итоговая) по программе проводиться в
формах, определенных учебным планом (см выше) как составной частью образовательной программы, и в порядке, установленном локальным нормативным актом организации дополнительного образования (ст.30, ст.58), который размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет».
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ход конем» и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются сертификаты, которые самостоятельно разрабатывает и
утверждает образовательная организация, выдаются почетные грамоты, призы и другие виды поощрений.
Результаты аттестации фиксируются: видеозаписью, грамотой, готовой
работа, дипломом, дневником наблюдений, журналом посещаемости, материалом тестирования, методической разработкой, портфолио, фотом, отзывом детей и родителей.
2.4 Оценочные материалы.
Для определения результатов обучения учащихся применяются различные
диагностические материалы:
-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки учащихся,
заполняются отдельно по каждой группе;
-Диагностическая карта личностного развития обучающихся заполняются
отдельно по каждой группе;

- Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков обучающихся;
- творческие задания;
- самостоятельные задания.
- тестирование, опрос, турниры, викторины, текущий и тематический контроль; методами могут стать практические и самостоятельные задания, мониторинги и другие формы диагностики.
Контрольный срез уровня обученности воспитанников.
№
п/п

Ф.И. воспитанника

Критерии оценки
Знать значе- Знать правила Знать шахЗнать и выние фигуры и игры.
матные раз- полнять сиее ход.
ряды, звания. ловые методы (шах,
нападение,
защита, размен, жертва,
угроза)
н.г

с.г. к. г н.г

с.г. к. г н.г

Уметь выУметь прополнять
водить туртехнику ис- ниры.
полнения
мат в один
ход.

с.г. к. г н.г с.г. к. г н.г с.г. в. г н.г с.г. в. г

2.5 Методические материалы.

Раздел или тема
программы

Формы занятий

1

Правила игры

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

2

Как научиться играть
в шахматы

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

Особенности фигур

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

Об особенностях
шахматной борьбы и
шахматном спорте

беседа, рассказ, игра,
групповое

п/п

3

4

Приёмы и методы организации образовательного процесса
метод упражнения, объяснительноиллюстративные методы
обучения, частичнопоисковые методы обучения.
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Форма
контроля

шахматные
доски, шахматная литература

опрос,
педагогическое
наблюдение

шахматные
доски, шахматная литература

опрос,
педагогическое
наблюдение

метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые

шахматные
доски, шахматная литература

опрос,
педагогическое
наблюдение

метод упражнения, объяснительноиллюстративные, ча-

шахматные
доски, шахматная лите-

опрос,
педагогическое
наблюдение

занятие

5

Как разыгрывать дебют

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

6

Различные виды преимущества

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

7

Пешечные окончания

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

8

Фигура против пешки

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие

Решение шахматных
задач. Мат в один ход

беседа, рассказ, игра,
групповое
занятие, разбор партий

Турниры. Подведение итогов обучения

турнирная
практика,
разбор партий, групповое занятие,
сеанс одновременной
игры

9

10

стично-поисковые

ратура

метод упражнения, объяснительноиллюстративные, частично-поисковые

шахматные
доски, шахматная литература

метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы
метод упражнения, объяснительноиллюстративные. исследовательские методы
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы
метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские методы

метод упражнения, объяснительноиллюстративные, исследовательские

опрос,
самоанализ

шахматные
доски, шахматная литература

опрос, тестирование

шахматные
доски, шахматная литература

опрос,
педагогическое
наблюдение

шахматные
доски, шахматная литература

опрос,
педагогическое
наблюдение

шахматные
доски, шахматная литература, компьютерные
программы

опрос,
самоанализ,
анкетирование

шахматные
доски, шахматная литература, шахматные часы

шахматный турнир, контрольное
занятие, зачет

Раздел № 3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций Кубанской культуры; информирование детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
формирование и развитие личностного отношения детей к физкультурно - спортивной направленности к собственным нравственным позициям
и этике поведения в учебном коллективе;
—

приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы спортивно-туристической
направленности, применение полученных знаний, организация активностей
детей, их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
—

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры воспитания:
- для программ физкультурно-спортивной направленности:
- понимания ценности жизни,
- здоровья и здорового образа жизни;
- культуры самоконтроля своего физического состояния;
- стремления к соблюдению норм спортивной этики;
- уважения к старшим, наставникам;
- дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности;
- сознания ценности физической культуры, эстетики спорта;
- интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и
мирового спорта и спортивных достижений;
- стремления к командному взаимодействию, к общей победе.
3.2 Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с
предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения);
методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста (78 лет) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
3.3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе
целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных.
3.4 Календарный план воспитательной работы
п/п
1.

Название события, меро- сроки
приятие
Акция «День открытых
01-04.09.
дверей. Ждем вас в
2023г
стране творчества».
- по ДПТ и ИЗО, мастерклассы «В мире талантливых детей»
- -Организация акции

форма проведения
Экскурсия по кабинетам творческих объединений
Дома творчества,
Консультации для
родителей по регистрации и пода-

фотоотчет
Выставка
детских
работ

2

3
4

5

6

«Ждем вас в стране
Творчества» в СМИ, интернете.

че заявок на интересующие программы для детей
на инфосайте
Навигатор, работа
телефонов «прямой линии» для
родителей

Оперативно01.09-10.09.
профилактическое меро2023
приятие «Безопасное
детство»:
- «Безопасная дорога»
(беседа)
- «Безопасность в быту»
(беседа)
- Акция «Обозначь себя!» (применение световозвращающих элементов)
-Познавательное мероприятие «Правила дорожного движения достойны уважения!»
Великие шахматисты
прошлого и настоящего.
октябрь
Вильгельм Стейниц и
Андерсон
Спортивные соревнова15.09.2023
ния
«Спорт, здоровье и играэто с нами навсегда!»
Цикл мероприятий, по- 6-10.10.2023
священные освобождению Краснодарского
края и завершению битвы за Кавказ:
-Тематические выставки;
-Классные часы и открытые тематические занятия;

познавательное
мероприятие

Шахматный турнир памяти Игоря Блехцина

10.10.2023

викторина

фотоотчет

фотоотчет

Спортивные соревнования

фотоотчет

классный час

фотоотчет

видеоурок

фотоотчет

7

8

9
10

11

12

13

14

15

16

Праздник-представление
с игровыми элементами
«Посвящение в ряды
друзей Дома творчества»
Игровая программа
«Осень, Осень, в гости
просим»
Путешествие- игра
«Двери в сказку отвори!»
Цикл- онлайн событий
«День народного единства»:
- Кубань- территория
единства;
-онлайн-флешмоб «Искусство объединяет»
Акция «Физическая
культура и спорт – как
альтернатива пагубным
привычкам»
Историческая играпутешествие «Я гражданин России», посвященная Дню Конституции
РФ
Конкурс рисунков «Новый год в Шахматном
королевстве»
Музыкальный час
«Чудеса под Новый
год», посвященный
празднованию Нового
года
Челлендж «Новый год
уже в пути! Ждем его, с
тобой и мы!»
Зимний фольклорный
праздник
«Однажды под Старый
Новый год».
Цикл мероприятий военно-патриотического
направления:

Представление
выставка

фотоотчет

20.10.2023

Игровая программа

фотоотчет

24.10.2023

фотоотчет

1-3.11.2023

Путешествие
- игра
акция

10.11.2023

акция

фотоотчет

12.12.2023

игра-путешествие

фотоотчет

13.10.2023

выставка

фотоотчет

фотоотчет

27.12.2023

конкурс рисунков

2330.12.2023

музыкальный час

фотоотчет

12.01.2024

Зимний фольклорный праздник

фотоотчет

24.01.24.02. 2024

Викторина

фотоотчет

-Конкурс литературномузыкальных композиций «Чтобы помнили…»
-Конкурс «История одной песни»
-Викторина «Этих дней
не смолкнет слава»
17

18
19

20

21
22

23

24

25

Спортивные соревнова- 02.02.2024г. Спортивные сония
ревнования
«Я будущий защитник
Отечества»
Интеллектуально07.02.2024 г. Интеллектуальноспортивная игра
спортивная игра
«Своя игра»
Турнир имени С. Корятурнир
8.02.2024
кина
Проект «Масленичный
16.02.2024
разгуляй»:
Фольклорно-Фольклорно-игровая
игровая пропрограмма «Зима программа
щай! Гуляй, Масленица!»

фотоотчет

Праздничный концерт «В 4-7.03.2024
этот день, весной согретый, все цветы, улыбки –
вам!», приуроченный к
Международному Женскому Дню 8 марта

фотоотчет

Шахматная викторина
«Своя игра»
Спортивнопознавательное мероприятие «Мое здоровье – в
моих руках»
Конкурсно-спортивная
программа
«Здоровым быть модно»
Спортивное мероприятие
«Бегаем, играем- здоровье укрепляем!»
Непомнящий и Горячкина - чемпионы России

фотоотчет
фотоотчет
фотоотчет

Праздничный
концерт

15.03.2024г

викторина

фотоотчет

22.03.2024

Спортивнопознавательное
мероприятие

фотоотчет

31.03.2024г.

Конкурсноспортивная программа

фотоотчет

19.04. 2024

27.04.2024

Спортивное меро- фотоотчет
приятие
видеоурок

фотоотчет

26

2020
Проект «Мы помним, мы 02.05.-09.05.
гордимся…»:
2124
- Выставка «Это день
Победы!»
(работ ДПИ, ИЗО)
- Акция «Красная гвоздика».

фотоотчет
Выставка
Выставка
Акция

Список литературы.
Список литературы для обучающихся:
1.
Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. – М.: Издательство «Тера спорт», 2000.
2.
Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство
[Текст] / Ю.Авербах, М.Бейлин. – М.: «Физкультура и спорт», 1998.
3.
Блох, М.В. Учебник шахмат [Текст] / М.В.Блох.- М.: «Ассоциация
учителей физики», 1997.
4.
Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая
школа», 1984.
5.
Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы [Текст] / Учебное пособие А.Я.Габбазова. -. Ульяновск: Издательство «УлГТУ», 2002.
6.
Гершунский, Б.С., Косьев, А.Н. Шахматы – школе [Текст] /
Б.С.Гершунский, А.Н.Косьев. - М.: «Педагогика», 1991.
7.
Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –
Днепропетровск: «Cir», 2002.
8.
Губницкий, С.Б., Хануков, М.Г., Шедей, С.А. Полный шахматный
курс шахмат, 64 урока для новичков и не очень опытных игроков [Текст] /
С.Б. Губницкий, М.Г.Хануков, С.А.Шедей.- Харьков: «АСТ», 1999.
9.
Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991.
10. Костоев, А.Н. Учителю о шахматах [Текст] / Пособие для учителя/ А.Н.Костоев. - М.: «Просвещение», 1986.
11. Майзелис, И., Шахматы детям [Текст] / И.Майзелис. - С.Петербург: «Респекс», 1960.
12. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст]
/ А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
13. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] /
В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.
14. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.:
«АСТ», 2002.
15. Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. –

«Астрель АСТ», 2002.
16. Юдович, М. Занимательные шахматы [Текст] / М.Юдович. - М.:
«Физкультура и спорт», 1976.
Список литературы для педагогов:
1.
Авербах, Ю. Школа середины игры [Текст] / Ю.Авербах. - М.:
Издательство «Терра-спорт», 2000.
2.
Авербах, Ю. Школа эндшпиля [Текст] / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2000.
3.
Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды
[Текст]/ Киев: Издательство «Радяньска школа», 1985.
4.
Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция [Текст] / А.Белявский,
А.Михальчишин. - М.: Издательство «Рипол классик», 2003.
5.
Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов разрядников 1
разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: «Russian chess house», 2005.
6.
Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников
1 разряд – КМС [Текст] / Г.Богданович. - М.: Издательство «Russian chess
house», 2005.
7.
Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста
[Текст] / М.Болеславский, Л.Болеславский. - М.: «Астрель», 2003.
8.
Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле [Текст]/
И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2001.
9.
Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры [Текст] / Л.А.Бондарь, З.Б.Лившиц, А.И.Любоштц. - Минск: «Высшая
школа», 1984.
10. Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда [Текст] /
М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1979.
11. Волчок, А.С. Уроки шахматной практики [Текст] / А.С.Волчок. Николаев: Издательство «Атолл», 2003.
12. Глазков, И.Б., Эстрин Я.Б. Королевский гамбит [Текст] /
И.Б.Глазков, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1988.
13. Горелик, В.С. Ступеньки шахматной игры [Текст] / В.С.Горелик. –
Днепропетровск: «Cir», 2002.
14. Гуфельд, Э. Староиндийская длиною в жизнь (Искусство шахмат)
[Текст] / Э.Гуфельд. - М.: Издательство «РИПОЛ классик», 2002.
15. Гуфельд, Э. Стецко О. Минимальное преимущество. М.,РИПОЛ
классик,2003.
16. Гуфельд, Э., Стецко О. Сицилийская защита. Вариант дракона[Текст] / Э.Гуфельд, О.Стецко. - М.: Издательсто «Астрель АСТ», 2003.
17. Дроздов, М., Каленов А., Черныш, М. Таинственный карлсбад
[Текст] / М.Дроздов, А.Каленов, М.Черныш. - Серия «Пешечные структуры».
Выпуск 1 (1) .М.: 2000.
18. Журавлев, Н.И., Клованс, Я.Я., Кузьмичев, Г.Г. Шахматные орешки [Текст] / Н.И.Журавлев, Я.Я.Клованс, Г.Г.Кузьмичев. – Рига: 1991.
19. Завьялов, А. Дебютные ловушки и новинки 444+1[Текст] /

А.Завьялов. - М.: Издательство «МДЦ Оригами», 2000.
20. Завьялов, А. Дебютные ловушки новинки 444+1 [Текст] / Альманах / А.Завьялов. - М.: Издательство «Ревизия шахмат». Выпуск 12, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».