кубанская воля

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край, street=Красная, 106а,
l=Белая Глина, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО
РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
email=ivan_123@mail.ru, givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.16 11:05:03 +03'00'

1

Содержание программы:
Введение.
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график.
2.2.Условия реализации программы.
2.3.Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6 Нормативно-правовые акты.
Раздел№3 «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1.Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
3.2.Формы и методы воспитания.
3.3.Условия воспитания, анализ результатов.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
Список литературы.

2

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1.

Пояснительная записка.

Данная программа разработана
документов:

на основе следующих нормативных

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).2.
Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).
3. Приказ Минпросвещения РФ от 29 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№ 2 «Об утверждении порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
6. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ.
7. Краевые методические рекомендации по разработке
3

дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного
обучения, 2015 г, 2016г.,
Направленность: художественная.
В России трудно найти более песенный край, чем Кубань. Столетиями
летят над краем, над хуторами и станицами народные песни. Народные песни –
это река времени, питающая наши души, нашу добрую память. С годами эта
река поиссякла, юное поколение не знает многих традиций, обрядов и песен, а
пение – хорошее средство воспитания и обучения школьников в духе
патриотизма, нравственности и гордости за свою малую Родину.
Такие вопросы: человек и природа в народной песне, значение обряда,
история народа в его песнях, патриотизм и нравственность – все эти темы найдут
отражение в данной программе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Казачья
воля » реализуется в художественной направленности, так как способствует
развитию творческих способностей учащихся посредством музыкального
искусства, даёт возможность воспринимать музыку во всём богатстве её форм.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
активизацию интереса учащихся к народному искусству, способствует
раскрытию творческого потенциала, позволяет реализовать желание учащихся
научиться правильно и красиво петь. Кроме того, в реализации программы
«Казачья воля» заинтересованы не только родители, но и учителя, так как
посещение вокального коллектива даёт возможность учащимся проявить свои
творческие способности в школьных мероприятиях.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Казачья воля» обусловлена тем, что занятия
пением развивают художественные способности, формируют эстетический вкус,
улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние
учащихся. Практическое овладение вокальным народным мастерством дает
возможность творческой самореализации учащегося, выработке у школьников
профессионального самоопределения.
Задача артиста заключается в поиске своего оригинального звука, своей
собственной, характерной, легко узнаваемой манеры пения, а также
сценического образа. Следовательно, основной спецификой народного
исполнения являются поиск и формирование своего неповторимого,
уникального голоса вокалиста.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Казачья воля» построено на широком использовании методик,
связанных с включением в темы разнообразных игровых приемов,
4

способствующих систематическому формированию и поддержанию у
обучающихся мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации,
игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, в результате
чего каждый, независимо от своих способностей, ощущает себя настоящим
артистом.
Адресат программы: адресатом программы «Казачья воля» являются дети 8-12
лет, не имеющие противопоказаний по здоровью, всесторонне развитые,
усидчивые, имеющие спокойный характер, но при этом активны в творческой
деятельности. Группы формируются по итогам прослушивания из
одновозрастных учащихся, имеющих общий круг интересов и обладающих
вокальными способностями.
Уровень программы, объем и сроки реализации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Казачья
воля» имеет базовый уровень освоения и направлена на формирование знаний и
развитие практических навыков вокального или исполнительского мастерства.
Дополнительная общеобразовательная программа «Казачья воля» представляет
собой учебный курс по народному пению, который реализуется в течение одног
огода: 1 год обучения – подготовительный.
Формы обучения:
При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Казачья
воля» применяется очная форма обучения, занятия носят преимущественно
практический характер.
Режим занятий:
Продолжительность
Год

занятия (часов)

обучения

Группов
ые

Индивидуал
ьные

1

2

1

Периодич
ность

Кол-во
часов

Кол-во
недель

Всего
часов
в год

в неделю

в
неделю

в году

2

4

36

144

Итого:

144

Особенности организации образовательного процесса:
Для реализации учебного плана по программе «Казачья воля» формируются
группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом коллектива.
Занятия проходят в виде практических занятий, мастер –классов, концертов,
творческих отчётов. По форме организации учебного процесса делятся на
групповые и индивидуальные. Индивидуальные занятия предусмотрены для
5

более способных учащихся, а также для тех, у кого есть проблемы со слухом,
интонацией, дикцией
1.2. Цель и задачи программы :
Цель программы - развитие творческой, активной личности, способной к
раскрытию своих возможностей, к самовыражению через овладение основами
вокального искусства;
содействие развитию у учащихся деятельностной компетенции через
знакомство с основами вокального мастерства, оказывать профориентационную
поддержку учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи программы:
Предметные:
- овладение певческими навыками;
- обучение навыкам ансамблевого двухголосного исполнения;
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики эстрадного
вокала;
-обучение навыкам художественной выразительности исполнения в
ансамбле, работа над словом, раскрытием художественного содержания и
выявлением стилистических особенностей
произведения (фразировка,
нюансировка, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая и
мимическая выразительность).
- познакомить учащихся с музыкальной грамотой.
•
•

- научить петь в унисон и чисто интонировать
Формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире музыкальных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.

Личностные:
- формирование у учащихся устойчивого интереса к искусству музыки и
занятиям эстрадным вокалом;
- воспитание культуры восприятия произведений, принадлежащим к
разным жанрам вокального искусства;
- принятие и уважение ценностей коллектива, образовательного
учреждения, общечеловеческих ценностей, стремление следовать им.
-Посредством слушания и разучивания песен изучать историю
казачества.
6

- Воспитывать у детей любовь к родному краю, развивать патриотические
и нравственные качества, такие как верность, храбрость, трудолюбие, добро;
научить уважать историю и культуру своего народа.
формирование профессионально-ориентированной личности.
Метапредметные:
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;
-умение осознавать поставленную задачу и применять самостоятельно
усвоенные знания и навыки исполнительского мастерства;
- умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа,
синтеза, сравнения;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
совместную деятельность в ансамбле.
-возрождение обычаев, традиций, песенного богатства Кубани.
Основной формой работы являются учебные занятия. Во время обучения дети
знакомятся с музыкальной грамотой, историей казачества, песенным
фольклором и песнями, имеют возможность творческого самовыражения.
ФОРМЫ РАБОТЫ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА –
РОЛЕВАЯ ИГРА, ВИКТОРИНЫ, БЕСЕДЫ, ЦИКЛЫ ЗАНЯТИЙ «МИР
ПРОФЕССИЙ»;
По окончании изучения программы учащиеся должны:
Знать:
- Азы теории музыки (мелодия, лад, ритм, темп, динамика, звуковедение);
- Считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Песенные жанры (лирические, хороводные, походные, свадебные,
исторические, трудовые)
- Посевные, жнивные песни.
Уметь:
- определять на слух лад;
- повторить ритмический рисунок;
- Исполнить колыбельные песни и потешки («чукыкалки») кубанских казаков;
- Исполнять считалки, дразнилки, игровые припевки;
- Исполнять детские колядки и щедровки, посеванки;
- Исполнять масленичные песни;
- Исполнять русские народные песни и казачьи песни.
- Исполнять песни летнего и осеннего сезона;
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Кубанских композиторов и кубанских поэтов, их творчество;
- Основные календарные праздники;
- Рождественские песни;
7

- Хороводные песни;
- Пасхальные хороводы и игры;
- Песни о Родине;
- Народные песни и народные игры.
Уметь:
- Исполнять фольклорные тексты Ой, здравствуйтэ вам (Мы ны самы йдэм –
вождение козы; Мыланка ходыла и Ой, учора из вэчора – вождение Мыланки и
Васыля,;
- Исполнять пасхальные песни и игры, фрагменты народно-театральных
представлений;
- Исполнять песни о Родине;
- Исполнять народные песни и народные игры;
- Исполнять песни кубанских поэтов и композиторов.
-Исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен.
Программа рассчитана на 2 учебных года, по 144 часа на каждый год.
Основой содержания данной программы является фольклор, к которому
относятся песни, сказки, пословицы и поговорки, попевки, дразнилки, народные
игры, а также обряды, обычаи, праздники. Но помимо практических занятий
(изучение песен, дразнилок, игр)
учащиеся знакомятся и с теорией
(композиторы и поэты Кубани, жанры песен, русская народная песня и казачья
песня и т.д.) На занятиях используются различные формы обучения: разучивание
песен, закрепление песен, повторение музыкального материала, опрос, беседа,
рассказ, открытое занятие, концерт, игра.
Методами достижения цели являются разучивание казачьих песен, встречи с
народными фольклорными и образцовыми коллективами, просмотр фото и
видеоматериалов, участие в концертных программах, организация и проведение
народных праздников, обрядов.
Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей,
массовых мероприятий.
Занятия по данной программе помогают учащимся развить вокальные и
художественно-творческие способности, раскрыть себя как личность.
1.3.Содержание программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название
темы

1

Введение в

раздела, Количество часов
всего теор прак Индив.
ия
т
4
4
8

Формы контроля
Беседы, контрольный

программу.

срез.

2

Распевание.
Вокальные
упражнения

44

6

32

6

Практическая работа,
определение уровня
освоения
учебного
материала, зачет.

3

Певческая установка. 18
Отработка
полученных
вокальных навыков

4

10

4

Практическая работа,
определение уровня
освоения
учебного
материала, зачет.

4

Средства
музыкальной
выразительности и
выразительность
исполнения.
Подготовка
дыхательной системы
к пению. Виды вдоха
и выдоха, опора
дыхания
Качество дикции:
разборчивость,
осмысленность,
грамотность.
Дикционный тренинг
Гигиена детского
голоса.

6

2

2

2

Беседа.

6

2

2

2

Практическая работа,
зачет.

20

4

10

6

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа,
зачет.

6

2

2

2

Беседы, контрольный
срез.

10

20

10

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа,
зачет.

34

78

32

5

6

7

8

Вокально-техническая 40
работа.

Итого:

144

Первый год обучения
1. Введение в программу-4 ч.
Теория: ознакомление с программой. Знакомство с песенным творчеством
9

Кубанского казачьего хора, прослушивание записей песен. Инструктаж по
охране голоса и технике безопасности.
Знакомство с правильной постановкой корпуса при пении. Знакомство с
устройством певческого аппарата: голосовой, дыхательный, артикуляционный.
Знакомство с основными навыками вокально-хоровой работы, дыханием,
дикцией, артикуляцией. Виды певческого дыхания. Техника речи и вокальная
дикция. Музыкальный слух
Форма контроля: Беседы, контрольный срез.
2. Распевание. Вокальные упражнения-44 ч.
Практика: Комплекс вокальных упражнений для развития певческого
голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса;
выравнивание звуков в сторону их «округления»; Фонетический метод обучения
пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слоговфонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Освоение процесса возникновения певческого звука.
Выявление
музыкальных способностей каждого ребенка
с помощью
попевок .
Определение границ диапазона певческого голоса, чувства ритма, музыкального
слуха. Распевание. Элементарные представления не только о строении
голосового аппарата, но и о том, что такое:
- правильная постановка корпуса при пении;
- певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с
согласными, четкое произношение согласных;
- слуховое осознание чистой интонации;
Дыхательная гимнастика И. Стрельниковой. Выразительное чтение стихов,
проговаривание скороговорок в быстром темпе для отработки дикции.
Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и
голоса. Пение популярных детских песен.
Беседа «В мире профессий»
Форма контроля: практическая работа, определение уровня освоения учебного
материала, зачет.
3. Певческая установка. Отработка полученных вокальных навыков-18 ч.
10

Теория: Понятия «звуковедение и звукообразование, кантиленное
звучание».
Элементы
вокальной
техники:
пульсация,
дикция,
интонирование.3вуковысотный диапазон. Резонаторы. Знакомство с основами
элементарной музыкальной грамоты, формирование музыкально-слуховых
представлений, связанных с осознанием лада (мажор, минор). Знакомство с
простейшими жанрами –песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность»,
«длительность»
Практика: Правильное формирование звука. Устранение неравномерности
развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного
эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и
звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Интонация в пении
и ее выразительные возможности.
Сопоставление двух музыкальных ладов, пение песен в мажоре и миноре.
Простукивание, прохлопывание различных ритмических рисунков, пение
вокальных упражнений в быстром и медленном темпе. Отработка динамических
оттенков на примере вокальных произведений из репертуарного плана.
Форма контроля: Практическая работа, определение уровня освоения
учебного материала, зачет.
4. Средства музыкальной выразительности и выразительность
исполнения-6 ч.
Теория: ансамбль, унисон (вокальный, ритмический, динамический).
Элементы актерского мастерства. Развитие сценического обаяния. Знакомство с
основными требованиями поведения, внешнего вида на сцене. Формирование
сценического имиджа песни и своего «песенного» образа. Понятие сценическая
стать или осанка артиста. Сценические жесты. Движение под музыку.
Практика: Определение средств музыкальной выразительности: темп,
динамика, тембр, регистр, интонация. Анализировать прослушанное
произведение на предмет использования композитором средств музыкальной
выразительности и их влияние на формирование образа произведения.
Выполнение речевых упражнений и игр, пантомимических упражнений, в ходе
которых развиваются артистические способности детей
Форма контроля: Беседы, практическая работа, определение уровня
освоения учебного материала, зачет.
5. Подготовка дыхательной системы к пению. Виды вдоха и выдоха, опора
дыхания-6 ч.
Теория: Подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Задержка
дыхания. Дыхательная позиция и установка. Понятие “опора дыхания”.
11

Фиксации положения вдыхательной позиции. Фазы певческого дыхания:
вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Виды вдоха и выдоха
Практика: Дыхательная гимнастика, включающая различные упражнения,
направленные на освоение правильной дыхательной техники и подготовку
дыхательной системы к пению.
Форма контроля: практическая работа, зачет.
6. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность.
Дикционный тренинг-20 ч.
Теория: Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы
речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
Знакомство с мажорным и минорным звукорядом, названия нот, главные ступени
лада. Динамические оттенки (pp, ff, <, >).
Практика: Дикционный тренинг. Скороговорки и упражнения на чёткость
дикции. Изучение и отработка различных тематических упражнений, усвоение
тем на основе репертуарного плана, различных вокальных упражнений.
Викторина «Угадай профессию»
Форма контроля: Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.
7. Гигиена детского голоса-6 ч.
Теория: Гигиена детского голоса. Бережное отношение к здоровью – как
залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы
дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит,
ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря
голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Форма контроля: беседы, контрольный срез.
8. Вокально-техническая работа-40 ч.
Теория: Информация об авторах произведений, раскрытие содержания
музыки и текста, актуальности песни, особенности художественного образа,
музыкально-выразительных и исполнительских средств.
Практика: Разучивание и совершенствование учебного материала на
произведениях из репертуарного плана. Обучение непринужденному,
естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Обучение петь без
сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю
партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не
выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Выполнять
все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение
произведений из репертуарного плана.
12

Просмотр виртуального концерта для детей.
Формы контроля: Педагогическое наблюдение, практическая работа, зачет.
1.4 Планируемые результаты
1 год обучения
Предметные результаты:
- знание истории и направлений развития вокального искусства;
- владение первоначальными навыками и умениями вокальной техники;
- применение приобретенных навыков и умений в исполнительской деятельности
( художественная выразительность, сценическое движение, работа с
микрофоном).
• приобретение
знаний о музыкальных
профессиях, учебных местах,
профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора профессии,
способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда муниципалитета.
Личностные результаты:
- сформированность эстетических потребностей: общение и творческое
отношение окружающему миру;
сформированность
творческого
мышления,
ответственности, целеустремленности, воли к победе;

аккуратности,

- чувство доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания.
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные результаты:
- сформированность таких качеств, как внимательность, самодисциплина и
настрой на успех в обучении;
- постановка конкретной цели и планомерное ее осуществление;
- адекватная оценка своих знаний и умений.
- умение находить нужную информацию в различных источниках;
- уважительное отношение к мнению и позиции других людей;
- четкое выражение своих мыслей при общении с педагогом и
13

сверстниками.

14

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
№ Дата

Тема занятия

план факт

Кол-во
Время
Форма занятия
часов,продол проведения
-ть занятия. занятия.

Место
Форма
проведения контроля
.
.
Беседа.

Введение в программу.

4

1.

Ознакомление с программой.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2.

Инструктаж по охране голоса и
технике безопасности.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Распевание.
упражнения.

44

Вокальные

Практиче
ская
работа.

3.

Разучивание распевок.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4.

Знакомство
с
правильной
постановкой корпуса при пении.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5.

Комплекс
упражнений.

2

Согласно

групповая

ДТ

вокальных

15

расписанию

6.

Значимость вокально-хоровых
упражнений.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7.

Гаммообразные упражнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

8.

Упражнения нон-легато.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

9.

Арпеджированные упражнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
0.

Упражнения легато.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
1.

Атака звука.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
2.

Знакомство с резонаторами.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
3

Отработка
оттенков.

динамических

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
4

Определение границ диапазона .

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
5.

Пение
упражнений
сопровождением.

с

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1

Пение
упражнений
сопровождения.

без

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

16

6.
1
7.

Пение
восходящих
нисходящих интервалов.

1
8

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Вокально-хоровая техника.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

1
9.

Унисон в вокальных партиях.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
0.

Работа
над
правильным
звукообразованием.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
1.

Работа над звуковедением.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
2.

Работа над артикуляцией.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
3.

Работа над четкой дикцией.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
4.

Беседа «В мире профессий»

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Певческая
установка.
Отработка
полученных
вокальных навыков.

18

Пение

2

2

восходящих

и

и

17

Практиче
ская
работа.
Согласно

групповая

ДТ

5.

нисходящих интервалов.

2
6.

Звукообразование.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
7.

Навык артикуляции.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
8.

Навык дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

2
9.

Слуховые навыки.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
0.

Навыки
эмоциональной
выразительности.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
1.

Целостный музыкальный образ.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
2.

Работа
над
диапазона.

расширением

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
3.

Работа над одновременным
произношением текста.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Средства
музыкальной
выразительности
и
выразительность исполнения.

6

Регистр. Метр. Тембр.

2

3
4.

расписанию

18

Практиче
ская
работа.
Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
5.

Лад. Темп. Гармония.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
6.

Динамика.
Мелодия.

Ритм.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Подготовка
дыхательной
системы к пению. Виды вдоха
и выдоха, опора дыхания.

6

3
7.

Упражнения
дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
8.

Грудное дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

3
9.

Грудо-брюшное дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

Качество
дикции:
разборчивость,
осмысленность, грамотность.
Дикционный тренинг.
Техника работы с гласными и
согласными буквами.

20

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
1.

Разучивание скороговорок.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
2.

Работа
над
четким
произношением согласных.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
0.

Фактура.

на

развитие

19

Практиче
ская
работа.

Практиче
ская
работа.

4
3.

Артикуляционная гимнастика.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
4.

Тренировка дыхания.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
5.

Распевки на шипящих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
6.

Распевки на свистящих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
7.

Распевки на рычащих звуках.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
8.

Работа
над
правильными
ударениями в словах.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

4
9.

Викторина
профессию»

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

«Угадай

Беседа.

Гигиена детского голоса.

6

5
0.

Физиология голоса у детей.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
1.

Болезни органов голосового
аппарата и их профилактика.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
2.

Основные
сохранению
аппарата.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

правила
по
голосового

20

Практиче
ская
работа.

Вокально-техническая работа.

40

5
3.

Звукообразование.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
4.

Певческое дыхание.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
5.

Артикуляция.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
6.

Дикция.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
7.

Эмоциональная
выразительность исполнения.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
8.

Целостный музыкальный образ.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

5
9.

Работа
над
расширением
диапазона голоса.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
0.

Работа над одновременным
произношением текста.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
1.

Работа над цепным дыханием.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6

Азы сценической культуры.

2

Согласно

групповая

ДТ

21

расписанию

2.
6
3.

Выход на сцену.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
4.

Поклон.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
5.

Уход со сцены.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
6.

Точка в зале.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
7.

Правильная постановка корпуса
при пении.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
8.

Дирижерские жесты.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

6
9.

Пение
песен.

детских

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
0.

Работа над координацией слуха
и голоса.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
1.

Навыки
движения.

сценического

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

7
2.

Просмотр
виртуального
концерта для детей.

2

Согласно
расписанию

групповая

ДТ

популярных

22

Итого:

144ч.

23

24

2.2 Условия реализации программы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
обще-развивающей программы «Казачья воля» необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и
электрическим светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для
учащихся и столом и стулом для педагога), зеркалами;
- необходимо наличие музыкального инструмента (фортепиано).
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения
(компьютер, монитор, переносной носитель памяти, диски с видеозанятиями, мастер –классами, концертными программами ведущих артистов
эстрады , специализированная литература ).
2.3 Формы аттестации
Для определения образовательных результатов учащихся по
дополнительной общеобразовательной обще-развивающей программе
«Казачья воля» применяются следующие формы аттестации (контроля):
- педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые
занятия:
- участие в различного уровня конкурсах (районные, зональные,
краевые, всероссийские, международные).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для отслеживания результатов обучения по программе «Казачья воля»
используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений
учащихся, дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и
фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчётные концерты и
открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- диагностические карты, мониторинг результатов обучения учащихся
по программе, исполнительская работа.
Для отслеживания результативности
используются следующие формы аттестации:

образовательного

процесса

1. Начальная аттестация (сентябрь-октябрь).
2. Текущая аттестация (в течение всего года – по окончании темы,
раздела).
25

3. Промежуточная аттестация (январь, май).
1 год обучения
Время
проведения

Цель проведения

Формы контроля

Сентябрь-

Начальная аттестация

Октябрь

Определение уровня
развития учащихся, их
вокальных способностей.

Беседа, прослушивание в
форме музыкальных
заданий.

В течении всего
учебного года.

Текущая аттестация
Определение степени
усвоения учебного
материала по темам
программы. Определение
готовности учащихся к
восприятию нового
материала.

Январь

Промежуточная
аттестация

По окончании
изучения тем:
«Формирование
вокальных
навыков»

Определение степени
приобретённых навыков
вокальной работы
учащимися.

«Основы
музыкальной
грамоты».

Определение степени
усвоения учебного
материала по темам
«Музыкальный лад»,
«Ритм», «Динамика»,
«Дирижёрский жест».
26

Занятие - игра по разделам
тем (высота звука,
движение мелодии,
дыхание и дикция).
Музыкально - образные
игры по песенкам
картинкам.

Практическое занятие зачёт на примерах
вокальных произведений.
Контрольный срез.

Музыкальная викторина,
зачёт.

Апрель - май

Промежуточная
аттестация
Определение изменения
уровня знаний учащихся,
усвоения ими учебного
материала, согласно
репертуарному плану.

Участие в концертных
программах, согласно
плану работы ДТ, концерт
для родителей.

2.4 Оценочные материалы:
Для определения результатов обучения
различные диагностические материалы:

учащихся

применяются

-Таблица «Мониторинг результатов обучения учащихся по программе»
-Диагностическая карта теоретической и практической подготовки
учащихся , заполняются отдельно по каждой группе;
-Диагностическая карта личностного
заполняются отдельно по каждой группе;

развития

обучающихся

- Диагностика вокальных и хоровых навыков ;
- Определение уровней голоса и вокальных и хоровых навыков для
детей 8-9лет ;
- Диагностика параметров развития певческой подготовки детей в
народном, хоровом ансамбле ;
- Диагностическая карта усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся ;
- творческие задания;
- самостоятельные задания.
2.5 Методические материалы
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
обще-развивающей программе «Казачья воля» применяются разнообразные
методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные,
практические, игровые… Педагог свободно общаясь с учащимися на
принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, побуждает их
к творчеству. В работе используется разно-уровневый и индивидуальный
подход, активно применяются различные формы и методы организации
учебного процесса. На занятиях педагог использует систему методов,
направленных на усвоение способов музыкальной деятельности:
27

- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
- метод контроля и самоконтроля.
Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся к
занятиям, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания
изучаемого материала.
Педагогические технологии:
Для эффективной организации учебного процесса применяются
следующие педагогические технологии:
-личностно-ориентированного обучения, когда педагог при обучении
вокалу учитывает творческие данные учащихся;
-игровые технологии с учётом возрастных особенностей учащихся –
ситуативные импровизированные игры, возникающие прямо по ходу
отдельных занятий, заранее спланированные игры и игровые ситуации, в
которые учащиеся охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы, а
также различного вида музыкальные игры;
-применение
здоровье
сберегающей
технологии
происходит
посредством упражнений по релаксации, при прослушивании приятной
музыки, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики.
Кроме
того
в
работе
применяются
информационно
коммуникационные технологии, а также метод проблемного обучения.

–

Формы организации учебного занятия:
Учебные занятия в вокальном коллективе проходят в форме
практических занятий, бесед, игр, конкурсов, мастер – классов, занятий –
импровизаций, открытых занятий, в форме практической работы, где
стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия
проходит организационный момент, сообщение темы, цели, ознакомление с
новым материалом, закрепление полученных знаний на практике, подведение
итогов. Выполняется дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,
распевание. На протяжении обучения происходит постепенное усложнение
материала.
Дидактические материалы: аудио - и видеозаписи, плакаты (строение
голосового аппарата, нотный стан, музыкальные ключи, ручные знаки и т.п.),
тексты песен, упражнения для распевок, специальная литература.
Алгоритм учебного занятия:
28

Структура занятия:
- организационный момент;
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить,
средства и способы их выполнения. Демонстрируется дидактический
материал, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную
почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления
творческого настроения.
После изложения теоретических сведений обучающиеся переходят к
практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен.
Педагог демонстрирует, как нужно правильно выполнять различные
вокальные упражнения и техники.
После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных
упражнений до исполнения целостного произведения.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится
анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
3. «Воспитание. Календарный план воспитательной работы».
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:

29

усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
Кубанской культуры; информирование детей, организация общения между
ними на содержательной основе целевых ориентиров воспитания;
формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям
художественным творчеством к собственным нравственным позициям и
этике поведения в учебном коллективе;
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы по художественному
творчеству, применение полученных знаний, организация активностей детей,
их ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
3.2 Основные целевые ориентиры воспитания:
—
уважение к художественной культуре, искусству народов России;
—
-восприимчивость к разным видам искусства;
—
интерес к истории искусства, достижения и биографии мастеров;
—
опыт творческого самовыражения в искусстве, заинтересованность в
презентации своего творческого продукта, опыт участия в концертах, и т. п.;
—
стремление к сотрудничеству, уважение к старшим;
—
ответственность;
—
воля и дисциплинированность в творческой деятельности;
—
опыт представления в работах российских традиционных духовнонравственных ценностей, историческое и культурное наследие народов России;
—
опыт художественного творчества как социально значимой
деятельности.
3.3 Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного
образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития,
творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
30

упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей детей от 7 до 12 лет и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в
деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля
и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы,
в коллективе.
3.4 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в организации дополнительного образования детей в
соответствии с нормами и правилами работы организации, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих
заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.

31

3.5 Календарный план воспитательной работы

№ п/п

1

2

3

Название
события,
мероприятия

Сроки

«День открытых
дверей»

04.09.

Познавательное
мероприятие
«Правила
дорожного
движения
достойны
уважения!»
«Будем
знакомы»

2023г

Практический результат
и информационный
Форма
продукт,
проведения
иллюстрирующий
успешное
достижение цели
события
Экскурсия по
Фотоотчет
ДТ

01.0910.09. 2023

Видео-урок
Просмотр и
обсуждение

10.09.2023

Родительское
собрание

Фото и видеоматериалы

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайтаДТ

4

«С Днём
учителя»

5.10.2023 Концерт

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

5

Цикл- онлайн
событий«День
народного
единства»Кубаньтерритория

23.11.2023 онлайнфлешмоб
«Искусство
объединяет».

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

32

6

Путешествие- игра
«Двери в сказку
отвори!»

7

8

9

10

11

«Моей любимой
маме»

24.10.
2023

онлайн-игра

концерт

18.1007.11.2023

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Литературно21.11.- стихи и песни Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ
музыкальное
24.11.2023 для мам
мероприятие «На
улицах повсюду
улыбки и
цветы!»,
посвященное Дню
матери.
Историческая игра- 12.12.2023 -участие в игре, Фото, видеоматериалы,
путешествие «Я
заметка для сайта ДТ
выступление
гражданин
России»,
посвященная Дню
Конституции РФ

Музыкальный час
23.12.2023
«Чудеса под
Новый год»,
посвященный
празднованию
Нового года
Челлендж «Новый
год уже в пути!
Ждем его, с тобой
и мы!»
Музыкально – 19.01.2024
развлекательная
игра

Участие в
игровой
программе,
Выступление
творческих
коллективов

Интерактивная
игра.

«Угадай мелодию»

33

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

12

Цикл мероприятий 24.01.- 24.02.
военно2024
патриотического
направления:

Участие в
флешмобе

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Праздничный
04.03Выступление
концерт «В этот 07.03.2024 творческих
день, весной
коллективов
согретый, все
цветы, улыбки –
вам!»,
приуроченный к
Международному
Женскому Дню 8
марта
Мун. этап
Март 2024
участие в
краевого фестиваля
фестивалеконкурса
конкурсе
«Молодые
дарования
Кубани»

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Флешмоб «Песня
Победы»

13

14

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

15

Участие в
Апрель 2024
зональном этапе
краевого фестиваля
- конкурса
«Молодые
дарования
Кубани»

-участие в
фестивалеконкурсе

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

16

Концерт
06.05.2024
творческих
коллективов
«Низкий вам
поклон, дорогие
ветераны!»,посвя
щенный Дню
Великой Победы

участие в
концертной
деятельности

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

34

17

Творческий отчет21.05концерт
24.05.2023

Отчетный
концерт

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

Участие в
игровой
программе.

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

коллективов Дома
творчества

18

«Искры
творчества: наши
яркие и
талантливые
дети».
Открытие и
03.06.2024реализация летней 20.08.2024
сезонной
тематической
школы «Шаг в
будущее»на базе
Дома творчества.

Нормативно-правовые акты:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской
Федерации"
(с
изменениями
и
дополнениями).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678р).
4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
6. « Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо
Минобрнауки
от
18.12.2015№
09-3242.
7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий,
письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
8. Устав ОО
35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Агапова, И.А., Давыдова, М.А. «30 музыкальных занятий для начальной
школы».- М.: «Аквариум Бук.» ГИППВ, 2002 г.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. «Начальные приемы развития детского голоса».
– М., 2007 г.
Вайнкоп М. «Краткий биографический словарь композиторов». – М, 2004 г.
Исаева, И.О. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных
способностей». - М.: «Книжкин Дом», 2006 г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012 г.
«Мир вокального искусства» 1-4 классы. Программа, разработки занятий,
методические рекомендации /автор-составитель Г.А.Суязова/.-Волгоград:
Учитель, 2008 г.
Музыка. 1 класс: Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя: учебно-методическое пособие /сост. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак - М.:
Дрофа, 2003 г.
«Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий». – М.,
2000 г.
Программа педагога дополнительного образования /от разработки до
реализации/ Сост. Н.К. Песпятова./- М.: Айрис-Пресс, 2003 г.
«Пособие для музыкального самообразования».- М.: Музыка, 2000 г.
«Экспериментальное исследование. Детский голос». Под ред. Шацкой В.Н.
— М, 2000 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Гусин, Вайнкоп «Хоровой словарь». - М., 1993 г.
Захарченко В.Г. «Кубанская песня». — 1996г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие, Павлодар, 2012г.
Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", сборник упражнений, Павлодар,
2012 г.
Кошмина И.В. «Духовная музыка России и Запада». — Т., 2003г.
«Старинные и современные романсы».- М., 2003 г.
Праздничные детские песни и музыкальные рассказы
О.Г.
Спаринский. О.А. Маринцова.
Русские народные сказки. Сборник.

Колыбельные песни (Весна, Зима, Лето, Осень). Сборник Издательство
Росмэн. Сказки для самых маленьких.
Большой подарок для самого маленького. Стихи, сказки, песни. Сборник.
Издательство. ТВИК- Лирек.
36

Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся 5-11 классов. Учебное
пособие. Составитель Панаэтов О.Г. – Краснодар. Издательство «Советская
Кубань», 304 с.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».