Кубанские мастера

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: c=RU, st=Краснодарский край,
street=Красная, 106а, l=Белая Глина,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030
353831,
1.2.643.100.3=120B30373031373438363835
36,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530
,
1.2.643.3.131.1.1=120C32333236303039333
8333031, email=ivan_123@mail.ru,
givenName=Галина Ивановна,
sn=Позднякова, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Дата: 2023.10.21 09:54:27 +03'00'

2

Содержание программы:
Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.

3

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы.
1. Введение
Модифицированная программа «Кубанские мастера» по декоративноприкладному творчеству для детей 7–14 лет разработана педагогом
дополнительного образования Орловой Р.В. на основе обобщения программ
учреждений дополнительного образования.
Декоративно – прикладное искусство – одно из самых древних видов
народного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. В нем
сочетаются различные виды рукоделия: вышивка, аппликация, плетение, мозаика
и т.д. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у
детей чувство формы, цвета, воображения, точность и аккуратность, трудолюбие
и самостоятельность, знакомят с традициями родного края, формируют интерес к
профессиям, уважение к людям труда.
Творческая деятельность, т. е. создание работ и композиций из различных
материалов (бисера, бусин, проволоки, бумаги, ленточек и т.д.), связана с
процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами
жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней
находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность программы – художественная.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что обеспечивается
занятость детей в свободное от школы время, в процессе обучения происходит
развитие творческой гармоничной, самодостаточной личности ребенка. Знания,
полученные в объединении, помогают детям в школе на уроках труда,
окружающего мира, изо, краеведение.
Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 14 лет и состоит из следующих
этапов: развивающий, исследовательский, инновационный, творческий. Каждый
этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным
подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Новизна программы
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Кубанские мастера»
состоит из 2 модулей: «Подмастерья», «Природа и бисер».
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение года.
Новизна заключается еще в том, что в учебный план включены различные
техники работы с разнообразными материалами (бусины, проволока, бисер,
крупы, макароны, бумага и т.д.). А это расширяет круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение и творческие способности (вкус,
чувство цвета, композиционное решение, выбор художественного образа).

4

Педагогическая целесообразность: целью современного образования, которая
заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в
развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя
формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и
овладение основами творческой деятельности, выработке у школьников
профессионального самоопределения и самореализации.
В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень
сложности выполняемых детьми работ. Многие детали, известные в прикладном
творчестве, начинают складывать одинаково до определённого момента.
Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
Все изделия основаны на простых базовых формах: «петелька», «цветок»,
«крестик», «двойной квадрат». Детям демонстрируется лишь сам процесс
складывания. Условные обозначения и схемы служат им дополнительной
иллюстрацией при показе педагогом приемов работы. Рекомендуется
демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги.
Можно использовать для показа детям инструкционные карты, состоящие из
отдельных листов. Педагог должен последовательно предъявлять детям по
одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии
обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее
важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь
дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Совместная деятельность по прикладному творчеству дает возможность
использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы,
рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Прикладное творчество
расширяет представление детей об окружающем мире, является не только
увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих
педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и
координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное
развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и
формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы
складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и
умения.
Отличительные особенности программы:
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности,
при этом обучаясь и воспитываясь.
Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают
материалы, сами изготавливают персонажей и композиции, самостоятельно
делают схему; педагог при этом - направляющее звено.
Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые
коммуникативные барьеры.
Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он
может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых
осуществляется творческая деятельность.

5

Использование современных мультимедийных и технических средств для
реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат.
Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов; достижения планируемых
результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом,
администрацией.
Адресат программы.
Образовательная программа дополнительного образования творческого
обледенения «Кубанские мастера» предназначена для детей в возрасте от 7 до14
лет, желающих заниматься данным видом деятельности. Программа в том числе
предназначена для детей с особыми образовательными потребностями: детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, талантливых
(одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству
имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются
благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и
дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение:
более опытные и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо прием,
способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что
способствует интересному творческому и деловому общению.
Сроки реализации программы и режим занятий
Базовый уровень - количество часов на учебный год – 144 часа, состоит из 2
модулей: 1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Занятия в группе проходят два раза в неделю по 2 часа.
Численный состав групп - 12 человек.
Форма обучения – очная – групповая.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате
с
применением дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий – 2 часа по 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Состав объединения постоянный.
Формы
организации
деятельности
обучающихся
–
групповая
с
дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного материала.
1.2.

Цель и задачи программы.

Цель данной программы :
Основная цель обучения – развить общую историческую культуру
воспитанников путем обучения комплексной характеристике культуры, традиций
промыслов Краснодарского края, Белоглинского района.
Развитие у учащихся творческих и интеллектуальных способностей через просмотр,
изучение и создание творческих работ, оказание профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей

6

профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
- дополнить содержание базовой программы материалами из истории
Краснодарского края, Белоглинского района: из истории развития
взаимоотношений человека и природы, из истории культурных традиций;
- формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с различными видами декоративно – прикладного
творчества, многообразием материалов и приемами работы с ними, закреплять
приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного
применения;
- формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей
профессии, особенностях современного рынка труда муниципалитета, его
потребностях и перспективах.
Личностные:
- научить
учащихся изготавливать композиции, аппликации из бисера,
проволоки, ленточек, бумаги и других материалов.
-научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и
практически воплощать свои творческие идеи.
- воспитать трудолюбие и усидчивость;
формировать духовную культуру и нравственность,
эстетические нормы в отношениях между людьми.
формировать профессионально-ориентированную личность.
-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки
работы в группе . Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа отражает внутри региональное и межрегиональную интеграцию,
рассматривает во взаимосвязи природы, население, хозяйства, а также
особенности своей местности.
Метапредметные:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
- расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук.
развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и
разными материалами;
обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, музеев,
местных достопримечательностей, конкурсов, мастер – классов.
1.3. Содержание программы

Учебный план 1 модуля «Подмастерья»

3

Наименование раздела,
темы
Сбор материала.
История села Белая
Глина.
Мир бумаги.

4

Игрушки из ткани.

1
2

всего

теория

2
8

2
4

14

6

16

4

практика Форма
контроля
беседа
4
тест,
кроссворд
8
беседа,
опрос
12
беседа,

7

5

Композиционные работы
из лент.
Итого:

28

8

20

68

24

44

опрос
беседа, опрос,
проектирование

Содержание программы:
Цель модуля: – способствовать формированию у учащихся художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры,
художественно-творческой активности, помочь им в овладении навыками
декоративно-прикладного искусства и его значением в жизни человека.
Задачи модуля:
- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими
средствами и инструментами.
- познакомить с народной куклой, использующими ткань и нити, с их
современным состоянием;
- развитие эстетического и художественного вкуса, умение видеть прекрасное;
- расширение кругозора обучающихся, творческого воображения, активности,
интереса к предмету;
- воспитание чувства принадлежности к социуму, формирование общественных
ценностей.
Тема№1. Сбор материала. 2 ч.
Беседы по технике безопасности:
-правила безопасности на улице,
-правила безопасности при выполнении ручных работ (ножницы, иголки и т.д.),
-правила работы с электроприборами,
-правила поведения на водоемах,
-правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Тема № 2. История с. Белая Глина. 8ч.
Теоретические занятия: 4ч.
Из глубины веков – греческие города полюса. Заселение с. Белая Глина. Быт и
культура с. Белая Глина. Особенности промыслов в Краснодарском крае и с. Белая
Глина. Выездные – пешие экскурсии на территории села. Практические занятия: 4ч.
Зарисовка пейзажа сельской местности. Изготовление ароматических мешочков.
Быт и культура казаков. Аппликация из бумаги казачьего костюма. Из глубины
веков – беседа о профессии историк-искусствовед.
Тема №3. Мир бумаги. 14ч.
Теоретическая часть: 6ч.
- Основные свойства бумаги, технология изготовления и основные техники.
-Понятие аппликации и ее виды.
-Правила работы с линейкой, ножницами, клеем, организация рабочего места.
-Оригами, основные этапы изготовления.
Практическая работа:8ч.

8

- Букет «Лучик радости»,
-Изготовление фигурок – оригами из бумаги.
- Изготовление праздничных открыток из бумаги и картона (эскиз на выбор
учащихся),
-Игрушки и сувениры – из бумаги (ажурный шар, зверюшки – оригами).
Профориентационная игра «Я - профессионал».
Тема №4. Игрушки из ткани. 16ч.
Теоретическая часть: 4ч.
-Понятие игрушка из ткани, виды, основные технологические операции
изготовления. Ручные швы.
-Технология выполнения ручных швов, инструменты, материалы и правила
техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
-Понятия эскиз, модель, мерки.
Практическая часть:12ч.
-Выполнение игрушки зайчик.
- Викторина «Дизайнер - модельер». Понятия эскиз, модель, мерки.
-Выполнение игрушки котик.
-Выполнение коллективной работы (по выбору учащихся или по эскизу педагога,
работа «Кубанская кукла»).
-Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме (по выбору
учащихся).
- Экскурсия в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей: посещение
выставки «Народная кукла».
Тема №5. Композиционные работы из лент. 28ч.
Теоретическая часть:8ч.
- Материалы и инструменты необходимые для работы с лентами.
Свойства и виды ленточек. Организация рабочего места. Правила
техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
- Виды стежков-складки: «Листик», «Сложный листик», «Объёмный цветок»,
«Роза плоскостная». Технология изготовления и основные приемы. Тренинг - Кто
такой Дизайнер интерьера?
- Вышивка лентами как элемент
традиций народов Кубани (знакомство
с обычаями и традициями).
Понятие объемных элементов из лент, простейшие объемные цветы из ленточек,
технология изготовления. Онлайн экскурсия в музей – галерею живописной
вышивки.
Практическая работа:20ч.
-Выполнение стежков (изученных по теме),
-Вышивка цветов из лент (по заранее подготовленному образцу),
- Канзаши из лент,
- Украшение для волос (заколка, венок или резинки на выбор учащихся),
-Аппликация из ленточных цветов с использованием объемных элементов
(самостоятельная творческая работа).

9

Учебный план 2 модуля «Природа и бисер»
№п/п№

1

2

Наименование раздела,
темы
Природный материал.

всего

теория

24

6

практ
ика
18

Бисероплетение.

52

12

40

Итого:

76

18

58

Форма
контроля
беседа,
кроссворд,
опрос
опрос,
беседа

Цель модуля:
Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам
бисероплетения;
Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к
самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессионализму
самоопределению.
Задачи модуля:
- Формирование знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование
знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение
техники бисероплетения.
- Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии,
творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса
Тема №1. Природный материал. 24ч.
Теоретическая часть: 6ч.
-Знакомство с различными видами растений своей местности,
- Основные технологические приемы и операции изготовления поделок из
природного материала,
Использование природного материала и акриловых красок для
декорирования. Практическая работа:18ч.
Изготовление декоративной композиции из природного материала (филин –
сувенир);
-Изготовление аппликации из природного материала, («Подарочный букет»)
Изготовление картины из крашеного природного материала (эскиз картины на
выбор учащихся),
-Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческого задания по
изученной теме (эскиз на выбор учащихся).
- Основные технологические приемы и операции изготовления поделок из
природного материала,
-Использование природного материала и акриловых красок для декорирования.
Практическая работа:18ч.
-Изготовление декоративной композиции из природного материала (филин –
сувенир),
-Изготовление аппликации из природного материала, («Подарочный букет»)
-Изготовление картины из крашеного природного материала (эскиз картины на

10

выбор учащихся),
-Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческого задания по
изученной теме (эскиз на выбор учащихся).
Экскурсия в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей: «Жизнь,
устремленная в будущее».
Тема № 2. Бисероплетение. 52ч.
Теоретическая часть: 12ч.
Вводное занятие. Порядок и план работы. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с историей бисероплетения, видами бисера, проволоки,
инструментами, приемами работы с ними.
Основы цветоведения.
-Технология плетения крестик, петелька, цветок.
-Технология параллельного низания.
-Технология
скрутки
петельками.
Практическая работа: 40ч.
Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они
могут выполняться по готовому образцу – изделию или учащиеся самостоятельно
выбирают эскиз, схему поделки.
-Плетение браслетов (в технике крестик, колечки, цветок, зигзаг, параллельного
плетения);
-Плетение сувениров и брелоки в виде фруктов, снеговик, человечек из бисера и
проволоки;
-Плетение цветов из бисера в технике параллельного плетения;
- Цикл занятий «МИР ПРОФЕССИЙ» - Ювелирных дел мастер.
-Технология скрутки петельками. Плетение цветов и веточек, создание цветущего
дерева в технике скрутка;
-Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме (по выбору
учащихся).
1.4. Планируемые результаты.

Предметные:
-должны знать содержание базовой программы из истории Белоглинского района:
из истории развития взаимоотношений человека и природы, из истории культурных
традиций;
-овладеть различными видами декоративно – прикладного творчества,
многообразием материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные
умения и навыки и показывать широту их возможного применения;
-должны уметь правильно организовывать свое рабочее место.
- приобретести знания о профессиях историк- искусствовед, дизайнер - модельер,
учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора
профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда
муниципалитета.
Личностные:
- должны уметь изготавливать композиции, работы из бисера, проволоки,
ленточек, бумаги и других материалов.
-научится самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать
свои творческие идеи.
- воспитать трудолюбие и усидчивость;

11

- сформировать духовную культуру и нравственность, эстетические нормы в
отношениях между людьми.
-воспитать
внимание,
аккуратность,
целеустремленность.
Развить
доброжелательное отношение друг к другу.
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:
- развить художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
- развить умения и навыки работы с ручными инструментами и разными
материалами;
- обогатить визуальный опыт через посещение выставок, музеев, местных
достопримечательностей, конкурсов, мастер – классов.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности
по программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный
и итоговый контроль.

12

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
1 модуль «Подмастерья»
№
п/п

Дата
план

Тема занятия

факт

1.

Сбор материала.

2.
2.1

История с. Белая Глина.
Из глубины веков – беседа о
профессии историкискусствовед.
Заселение с. Белая Глина.
Зарисовка пейзажа
сельской местности.
Изготовление
ароматических мешочков.
Быт и культура с. Белая Глина.
Особенности промыслов в
Краснодарском крае и с. Белая
Глина.
Быт и культура казаков.
Аппликация из бумаги
казачьего костюма.

2.2

2.3

2.4

Количество
часов
Продолжи
тельность
занятия
2 (45мин)

Время
Форма
проведения занятия
занятия

Место
проведени
я

Форма
контроля

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

тест

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

-

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

кроссворд

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

-

8 часов
2 (45мин)

13

3.
3.1

Мир бумаги.
Основные свойства бумаги,
технология изготовления и
основные техники.

14 часов
2 (45мин)

3.2

Правила работы с линейкой,
ножницами, клеем, организация
рабочего места.

3.3
3.4

3.5

3.6

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

Понятие аппликации и ее виды.
Букет «Лучик радости»

4 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

опрос

Оригами, основные этапы
изготовления. Изготовление
фигурок – оригами из бумаги.
Изготовление праздничных
открыток из бумаги и картона
(эскиз на выбор учащихся).
Игрушки и сувениры – из бумаги.
Профориентационная игра –
«Я - профессионал» .

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

-

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

опрос

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный

-

4

Игрушки из ткани.

4.1

Понятие игрушка из ткани,
виды, основные технологические
операции изготовления. Ручные
швы.

4.2

Выполнение игрушки зайчик

16 часов
2 (45мин)
4 (45мин)

14

кабинет
4.3
4.4
4.5

4.6

5
5.1

5.2

5.3

5.4

Викторина «Дизайнер - модельер». 2 (45мин)
Понятия эскиз, модель, мерки.
Выполнение игрушки котик.

2 (45мин)
4 (45мин)

Выполнение коллективной
работы (по выбору учащихся или
по эскизу педагога, работа
«Кубанская кукла»).
2 (45мин)
Экскурсия в МБУК
Белоглинский историко –
краеведческий музей: посещение
выставки «Народная кукла».
Композиционные работы из
28 часов
лент.
Материалы и инструменты
2
(45мин)
необходимые для работы с
лентами. Свойства и виды
ленточек.
Виды стежков-складки:
2 (45мин)
«Листик», «Сложный листик»,
«Объёмный цветок», «Роза
плоскостная».
Выполнение стежков (изученных
4 (45мин)
по теме).
Тренинг - Кто такой Дизайнер
интерьера?
Вышивка лентами как элемент

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

опрос

Согласно
Групповая
расписанию
Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

беседа

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

опрос

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

-

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

опрос

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

Беседа

Согласно

Учебный

беседа

Групповая

-

15

традиций народов Кубани.
5.5

Вышивка цветов из лент.

5.6

Канзаши из лент.
Онлайн экскурсия в музей –
галерею живописной вышивки.
Украшение для волос (заколка,
венок или резинки на выбор
учащихся)
Понятие объемных элементов из
лент, простейшие объемные
цветы из ленточек, технология
изготовления.
Аппликация из ленточных
цветов с использованием
объемных элементов
(самостоятельная творческая
работа).

5.7

5.8

5.9

Итого:
№
п/п

Дата
план

1
1.1

факт

Тема занятия

Природный материал.
Знакомство с различными видами
растений своей
местности

4 (45мин)

расписанию

кабинет

Согласно
Групповая
расписанию
Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

опрос

4 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

-

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

2 (45мин)

Согласно
Групповая
расписанию

Учебный
кабинет

проектиров
ание

4 (45мин)
4 (45мин)

беседа

68 часов
2 модуль

Продолжи
тельность
занятия

24 часа
4 (45мин)

Время
Форма
проведения заняти
занятия
я

Место
Форма
проведени контрол
я
я

Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

Кроссво
рд,

16

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

2
2.1

Изготовление декоративной
композиции из природного
материала (филин – сувенир)
Основные технологические
приемы и операции
изготовления поделок из природного
материала.
Изготовление аппликации из
природного материала,
(«Подарочный букет»)
Использование природного
материала и акриловых красок для
декорирования.
Изготовление картины из крашеного
природного
материала (эскиз картины на
выбор учащихся).
Самостоятельная работа
учащихся по выполнению
творческого задания по
изученной теме (эскиз на выбор
учащихся).
Экскурсия в МБУК Белоглинский
историко – краеведческий музей:
«Жизнь, устремленная в
будущее».
Бисероплетение.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.

2 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

беседа

2 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

опрос

4 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

-

4 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

беседа

4 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

-

2 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

беседа

2 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет
52 часа

Согласно
2 (45мин) расписанию

Групповая Учебный
кабинет

Опрос

беседа

17

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8
2.9

Знакомство с историей
бисероплетения, видами бисера,
проволоки, инструментами,
приемами работы с ними.
Технология плетения крестик, петелька,
цветок. Плетение
браслетов. Онлайн - экскурсии в музей
народных ремесел и промыслов.
Плетение сувениров и брелоки в виде
фруктов, снеговик,
человечек из бисера и проволоки.
Технология параллельного низания.
Плетение цветов из
бисера в технике параллельного
плетения.
Технология скрутки петельками.
Плетение цветов и веточек,
создание цветущего дерева в технике
скрутка.
Цикл занятий «МИР ПРОФЕССИЙ» Ювелирных дел мастер.
Оформление дерева в горшочек или
подставку.
Самостоятельная творческая
итоговая работа по изученной теме (по
выбору учащихся).
Итого:
Всего:

Согласно
Групповая Учебный
2 (45мин) расписанию
кабинет
10
(45мин)

Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

Согласно
Групповая Учебный
4 (45мин) расписанию
кабинет

-

опрос

-

10
(45мин)

Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

беседа

12
(45мин)

Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет

опрос

2 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет
Согласно
Групповая Учебный
2 (45мин) расписанию
кабинет
8 (45мин) Согласно
Групповая Учебный
расписанию
кабинет
76
144

опрос

беседа

18

2.2. Условия реализации программы.
1 Помещение и оборудование.
•
класс светлый, просторный;
•
столы
•
стулья
2. Рабочий материал
•
бисер, проволока, ткань, ленты, нитки, фурнитура, крупы, зерна,
природный материал, дерево и декорирующий материал,
•
бумага, ножницы, пенопласт, гипс, акриловые краски, лак, пластилин,
клей,
•
канцелярские принадлежности и тетрадь для записей.
3. Наглядные пособия
•
книги, карты, карточки, журналы по рукоделию;
•
образцы изделий;
•
иллюстративный материал, мульти-медиа проекты;
•
инструкционные карты.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее профессиональное образование.
2.3 Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и
высокий уровень).
Результаты освоения учащимися дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, по
окончании 1 модуля и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Формы контроля и подведение итогов работы.
Наименование Формы контроля
темы
История с. Белая
Беседа, тесты
Глина.
Мир бумаги.

Беседа, опрос.

Природный
материал.

Беседа, опрос,
кроссворд.

Сроки контроля

Какие знания и умения
проверяются
Во время изучения
Проверяются знания,
темы
полученные в начале
курса.
Во время изучения
Знания видов бумаги,
темы
свойств, приемы работы
с шаблонами,
композиция.
Во время изучения Знания видов растений,
окраска природного
темы
материала, приемы
работы с ними.

19

Бисероплетение Беседа, опрос,
тест.
Композиционные
работы из
ленточек
Игрушки из
ткани

В начале первой
части курса

Беседа, опрос,
кроссворд

Во время изучения
темы

Беседа, опрос.

Во время изучения
темы

Проверяются знания
техник плетения.
Знания видов стежков,
технологические
приемы вышивки.
Знания, умения и
навыки, полученные
при изучении темы.

2.4 Оценочные материалы.
В зависимости от конкретных условий, возрастных особенностей, интересов,
учащихся педагог может вносить в программу изменения: сокращать количество
часов по одной теме, увеличивать по другой, вносить новые темы. На занятиях
воспитанники имеют возможность выполнять различные виды работ. В конце
каждого учебного года подводятся итоги в форме выставок. Выполнять поделки
из различных материалов – это кропотливый, увлекательный и очень приятный
труд. А для того чтобы дети охотно занимались необходимо
развивать их фантазию, интерес к истории малой родины, добрые чувства, а с
ними придет ловкость и умение в работе.
Практическая работа по выявлению знаний и умений по программе.
(Приложение 1)
Виды контроля
Виды
контроля

Методы

Вводный

Беседа, наблюдение.

Текущий

Опросы, тесты, викторины, кроссворды.

Итоговый

Представление работ на выставках, обсуждение
коллективных работ

Кроссворды направлены на проверку базовых и дополнительно полученных
знаний обучающихся по текущему материалу, количество вопросов в них
составляет 10-14. Этот метод проверки - только дополнительный к известным
методам контроля.
Диагностическая карта «Мониторинг результативности обучения»
Учащегося
По программе

ФИО
Наименование программы

20

Срок обучения: 1 год (144ч.)

Предметные
результаты

План Критерий
ируем
ые
резул
ьтаты
Занятия
понятийного
аппарата,
используемого
при реализации
программы.

Владение
объемом знаний,
предусмотренны
х программой.

Степень выраженности
оцениваемого качества

На начало
обучения
(вводный
сентябрь )

Высокий уровень (3б.):
Низкий
уровень
учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные (1 балл)
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий
Высокий уровень (3б.):
уровен
учащийся владеет объемом
ь (1
знаний, предусмотренные
балл)
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

Окончан
ие1
модуля
(декабрь)

На конец
обучения
(окончание 2
модуля и
итоговый май )

1-3
балло
в

Высокий
уровень (3
балла)

1-3
балло
в
Высоки й
уровень (3
балла)

21

Высокий уровень (3б.):
учащийся владеет объемом
знаний, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2б.):
учащийся владеет ½
объемом знаний,
предусмотренных
программой.
Низкий уровень (1б.):
учащийся владеет менее
чем ½ объемом знаний,
предусмотренных
программой.

Самостоятельно
сть в подборе и
работе с
литературой.

Высокий уровень (3б.):
учащийся работает с
литературой
самостоятельно, не
нуждается в помощи со
стороны педагога.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
литературой с помощью
педагога или родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения при
работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Высокий уровень (3б.):
учащийся работает
самостоятельно.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
помощью педагога или

Метапредметные результаты

Владение
различными
видами
декоративно
–
прикладного
творчества,
многообразием
материалов
и
приемами
работы с ними,
закрепить
приобретенные
умения и навыки
и
показывать
широту
их
возможного
применения;
ВЫВОД:

Самостоятельно
сть в
организации
проектной
деятельности.

Низкий
уровен ь
(1 балл)
1-3
баллов

Низкий
уровен
ь

Низкий
уровен ь
(1 балл)

Низкий
уровен
ь (1
балл)

1-3
баллов

1-3
баллов

1-3
баллов

Высоки
й
уровень
(3
балла)

Высоки
й
уровень

Высоки
й
уровень
(3
балла)

Высоки
й
уровень
(3
балла)

22

Развито умение
и навыки работы
с
ручными
инструментами
и
разными
материалами.
Развит
художественный
вкус, фантазия,
пространственно
е воображение.
ВЫВОД:

родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога
Высокий уровень (3б.):
учащийся работает
самостоятельно.
Средний уровень (2б):
учащийся работает с
помощью педагога или
родителей.
Низкий уровень (1б.):
учащийся испытывает
серьезные затруднения,
нуждается в постоянной
помощи и контроля со
стороны педагога

Низкий
уровен ь
(1 балл)

Низкий
уровен
ь

1-3
баллов

1-3
баллов

Высоки
й
уровень
(3
балла)

Высоки
й
уровень

2.5 Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие
технологии.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала),
- репродуктивный (воспроизводящий),
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения),
-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы ее решения).
В проведении занятий используются формы коллективного творчества и
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Теоретическая часть урока дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением темы.

23

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической
разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные тесты и
кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для успешного выполнения
поставленных учебно- воспитательных задач программой предусмотрены
следующие виды занятий: беседы об декоративно – прикладном искусстве,
истории края, села, посещение выставок-экскурсии, творческие задания, работа с
различными материалами.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный
интерес к занятиям у всех детей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружение в программу». Это самый ответственный
принцип: обучение осуществляется от первого этапа к последующему.
2. Принцип сравнений- подразумевает творческое взаимодействие взрослого и
ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
3. Принцип выбора- подразумевает творческое взаимодействие взрослого и
ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть
творческие проекты, занятия – импровизации, занятия – праздники, занятия –
эксперименты, занятия – экскурсии.
Дидактические материалы по темам программы:
Мир бумаги.
Природный материал.
Бисероплетение.
Композиционные работы из ленточек.
Игрушки из ткани.
Алгоритм учебного занятия.
Тема:
Дата проведения
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Результативность
5. Подведение итогов занятия.

24

2.3. Список литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29декабря 2012г.№273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
3. Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3 сентября 2019 г.
№467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
6.
Письмо
Минобрнауки
России
№
09-3242
от
18.11.2015
г.
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для
обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.:Фонд новых форм развития образования,
Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский
Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана,2017г.;
7. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017г. №
816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября
2017г., регистрационный №48226);
8. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 4 июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого
ребёнка» национального проекта «Образование».
9. Краевые методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (2020 г.)
10.
Устав
Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», постановление
МО Белоглинский район от 10.01.2022г;
11. Положение о разработке и утверждении дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского района», утвержденное
приказом МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от 20.01.2022 г.№01-07/16.

25

Литература для педагога.
1. Гулидова О.В. Деревья из бисера.- М :Пресс книга, 2006
2. Дикт Д.Д. Цветы из бисера.-М.:Мартин,2003
3. Журналы «Бисероплетение»
4. Коннышева Н.М. Чудеса из бисера. - М.: АСТ - Пресс 2003
5. Крутик Е.А. Удивительный бисер. Забавные фигурки. - М.: Пресс книга ,2005
6. Уильямс М. Шелковая лента/ Перевод с англ.Н. Рейн-М.:ЭКСМО-Пресс,2002
Интернет ресурсы:
http://remprom.eletsmuseum.ru/virtualnaya-vystavka-tvorcheskaya-mozaika

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Практическая работа по выявлению знаний и умений по программе.
1. Нарисуй радугу.
2. Что получится? Какой краски нужно больше?
+

+

=

=

+

=

3. Нарисуй цветы, используя (главные) основные цвета красок.
4. Что это? Показывается рисунок, карточка, иллюстрация, узор.
(баллы 1-незн. 5-не в полном объеме 10-в полном объеме).
Выявление умений по средствам наблюдения и анализа самостоятельной
работы по теме.
1. Самостоятельная работа по рисованию декоративного узора
Критерии оценки: свободное владение карандашом, линейкой, умение
составлять узор.
2. Самостоятельная работа по росписи на свободную тему.
Критерии оценки: свободная работа карандашом; правильная работа гуашью,
акрилам; умение передавать в рисунке простейшие геометрические формы,
основной цвет предметов; правильно располагать лист и размер изображения на
нем, в зависимости от размера листа; передавать пространственное отношение и
смысловую связь в рисунке.
3. Устный рассказ по теме.
Критерии оценки: умение описать схему на карточке, явление, действия;
умение выразить свое отношение.
5. Выставки.
Формы и методы контроля знаний
Способы определения результативности – тестирование, творческие задания и
результаты конкурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».