Пояснительная записка Основываясь на достигнутых результатах и традициях МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района», учитывая тенденции развития дополнительного образования, социально - политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления деятельности Учреждения. Основной целью является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, уровневое развитие детей, реализация дополнительных общеразвивающих программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Основные задачи: -обеспечение необходимых условий для личного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 5 до 18 лет, адаптация к жизни в обществе; -создание условий для развития и формирования у учащихся качеств толерантности, патриотизма; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, нравственном и интеллектуальном развитии; - стимулирование творческого самовыражения педагога, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями; -совершенствование программно-методического обеспечения творческого процесса в различных формах организации учебной деятельности; -обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий. Приоритетные направления: - ориентация на компетентность и творчество педагога, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся; - совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий; - сохранение и укрепление здоровья учащихся. В своей деятельности МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» руководствуется следующими документами: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р). 4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», письмо Минобрнауки от 18.12.2015№ 09-3242. 7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04. 8. Устав ОО. Основные формы работы - занятия в творческих объединениях по шести направленностям: техническая; физкультурно – спортивная; художественная; социально – гуманитарная; естественнонаучная; туристско – краеведческая. Учебные программы составлены на основе типовых программ, рекомендованных государственными органами управления образования. Обучение в МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» ведется по программам ( приложение №1 – Реестр программ). Учебная нагрузка соответствует государственным нормативам и СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям из расчета: 1 год обучения - 12 человек; 2-3 год - 10 человек. обучения Возраст обучающихся в МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» от 5 до 18 лет. В процессе обучения активно используются современные образовательные технологии и средства обучения. Формы проведения образовательной деятельности: Формой организации учебного процесса в Учреждении является занятие. В образовательной деятельности педагогами могут быть использованы разнообразные формы проведения занятий: лекция, беседа, семинар, практические занятия, зачет, репетиции, выставки, круглые столы, деловые игры, и другие. Формы организации детей. Педагоги МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» проводят занятия по группам. Режим образовательной деятельности: Продолжительность учебного года (недель) - 36 недель. Продолжительность рабочей недели - 6 дней. Количество смен - 2 смены. Продолжительность занятий (мин.) - 45 минут и 30 минут в соответствии с возрастом детей исходя из образовательной программы, образовательных задач, педагогической, психофизиологической целесообразности, в зависимости от возраста детей, вида деятельности, согласно расписанию и установленным санитарным нормам и правилам. Занятия в объединениях проводятся 1 раз в неделю по 2 часа при реализации программы 72 часа в год, 2 раза в неделю по 2 часа при реализации программы 144 часа в год, второй год обучения 3 раза в неделю по 2 часа при реализации программы 216 часов в год. Творческие объединения, укомплектованные учащимися старших групп ДОУ, занимаются 2 часа в неделю; объединения, укомплектованные учащимися 1-11 классов, занимаются 2-4-6 часов в неделю. Ежедневное количество и последовательность занятий, а также продолжительность перерывов между ними определяется расписанием, утверждаемым директором Учреждения. Учащиеся, освоившие в полном объёме образовательные программы, переводятся на следующий год обучения. В МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» воспитательно-образовательный процесс осуществляется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Особенностью реализации образовательной программы является то, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять запросы конкретных детей, развивать их способности, используя потенциал их свободного времени, а содержание определяется задачами формирования внутреннего мира воспитанника, его образа жизни, профессиональной ориентации. В Учреждении реализуются разноуровневые, сетевые дополнительные образовательные программы, направленные на обеспечение равных возможностей для детей и подростков, развитие интеллектуальных, творческих и других способностей, ориентированные на разные возрастные категории с учетом интересов и потребностей личности ребёнка и его родителей (лиц их заменяющих). В ходе воспитательно-образовательного процесса детям предоставляется возможность свободного выбора форм и видов деятельности, направленных на формирование их мировоззрения, мироощущения и миропонимания, развитие познавательных способностей и мотивационной положительной направленности. Образовательные технологии. В ходе воспитательно-образовательного процесса педагогами применяются: 1. Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, где в центре внимания - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностноориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности: технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, информационные компьютерные технологии, технологии игрового взаимодействия. Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а так же с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. 2. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, дискуссия, диспут, нетрадиционные занятия (интегрированные занятия и др.). Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делиться на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого: обучение есть общение обучающих и обучаемых. Основные принципы групповой технологии - самостоятельность и коллективизм (все учат каждого, и каждый учит всех). Воспитательнообразовательный процесс оснащён техническими средствами обучения: теле-видео-аппаратурой, звуковыми проигрывателями, компьютерами. . Способы проверки результатов реализации рабочих программ: -педагогическое наблюдение; -контрольный срез знаний, умений и навыков; -анализ сохранности контингента; -контрольные задания; -другое, по усмотрению педагога. Формы подведения итогов: -итоговые занятия; -зачеты; -конкурсы, -викторины; -выставки; -мастер-классы и т.д.