1
2
Содержание программы:
1.1
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Нормативно-правовая база
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты
Пояснительная записка программы
Направленность
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Формы обучения
Режим занятий
Особенности организации образовательного процесса
Цель и задачи программы.
Учебный план.
Содержание программы.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации».
Календарный учебный график
Раздел программы «Воспитание»
Условия реализации программы
Формы аттестации.
Оценочные материалы.
Методические материалы.
Список литературы.
Приложение.
3
4
4
4
4
5
5
6
6
8
9
10
13
13
15
15
16
17
19
3
Нормативно-правовая база:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2.
Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4.
Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07 декабря 2018 г.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
7.
Письмо Минобрнауки
России
№
09-3242
от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)» - Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». – М.: Фондновых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана ,2017г.;
8.
Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав
детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9. Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4
июля 2019г. №177 - р «О концепции мероприятия по формированию современных
управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребёнка» национального проекта «Образование».
10.
Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением
дистанционных
образовательных
технологий,
письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
11.
Методические рекомендации Министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края, регионального модельного центра по
проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программам, 2024 г.
12.
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.
4
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,
планируемые результаты
Введение
Организация досуга учащихся одна из важных задач образовательной
деятельности. Организованная деятельность детей в период каникул позволяет
сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Каникулы – это лучшая пора для развития творческих способностей и
совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые сферы
деятельности, проекты, удовлетворения индивидуальных интересов и
потребностей. Уникальным направлением для работы в каникулярное время с
учащимися является детско-юношеский туризм, который по разнообразию и силе
воздействия на личность ребёнка в системе дополнительного образования смело
можно поставить на первое место.
В походной жизни, на маршруте, активная деятельность обучающихся
проходит в естественном природном окружении, что особо важно в условиях
всевозрастающей гиподинамии школьников с ее негативным влиянием на здоровье.
Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе занятий
туризмом способствует приобретению ими необходимого социального опыта,
опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы
самоутверждения. Регулярные занятия туризмом формируют в человеке интерес и
привязанность к родному краю, социальную активность. Нельзя недооценивать и
того, что детскому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и
романтике.
2. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Горизонт», реализуемая в рамках сезонной школы, имеет туристскокраеведческую направленность, развивает познавательный интерес к познанию
своей малой Родины через походную деятельность
В этой программе тематика занятий направлена прежде всего на подготовку
учащихся, которые обладали бы достаточными знаниями, умениями и навыками
поведения человека в природной среде при проведения пешеходных походов в
весенний период в степной зоне Краснодарского края.
Данная программа способствует всестороннему развитию личности ребенка,
направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и
физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков
самостоятельной деятельности при помощи туристского похода.
Занятия
состоят
из
теоретической
и
практической
частей,
причём большее количество времени занимает практическая часть.
П
риоритетными
методами её организации служат практические работы
при
подготовке похода, разработке маршрута, подготовке необходимого материально
5
обеспечения, непосредственно при проведении походной части и отчета о походе.
Практическая работа в команде способствует формированию умения
взаимодействовать в коллективе, формулировать, анализировать, критически
оценивать свои идеи и предложения по организации похода.
Актуальность данной программы связанна с активным развитием и ростом
популяризации туризма, как средства познания и изучения Родины, а так же,
необходимостью создания стройной системы подготовки туристов-спортсменов,
приобщением детей к спорту, здоровому образу жизни посредством туризма.
Новизна данной ознакомительной образовательной программы заключается
в том, что она впервые апробируется в Учреждении в форме сезонной школы. Для
учащиеся, успешно освоивших данную программу, предлагается участие в
степенных походах в окрестностях села Белая Глина.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что туристскокраеведческая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом.
Умственное, морально-этическое, физическое, экологическое, патриотическое,
эстетическое воспитание находят в ней место. Групповые формы организации
учебной деятельности учащихся наиболее действенны, как инструмент
социализации в современных условиях. Туризм открывает большие возможности
для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных
знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению
здоровья и разностороннему формированию личности.
Отличительной особенностью этой программы от уже существующих
является построение учебного плана. Программа направлена на знакомство
обучающихся объединения с туристскими возможностями степной зоны
Краснодарского края посредством пешеходных степенных походов.
Адресат программы.
Данная программа ориентирована на учащихся 6 - 8 классов в возрасте 12 14 лет, не имеющих медицинских противопоказаний, имеющих мотивацию к
познанию окружающего мира через туризм.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Программа «Горизонт» реализуется на ознакомительном уровне, поэтому
предполагает наличие минимальных знаний и умений в туристской сфере.
Программа рассчитана на 28 учебных часов.
Продолжительность образовательного процесса - 7 дней.
Период реализации – весенние каникулы (март).
Форма обучения – очная: групповая, занятия проводятся в одновозрастных
и разновозрастных группах, численный состав группы – до 12 человек.
Форма организации – теоретические и практические учебные мероприятия,
совершение учебно-тренировочного похода.
Режим занятий - по 2 учебных часа, учебно-тренировочный поход,
продолжительностью 2 дня (16 часов).
6
Продолжительность учебного часа - 45 минут, перемены - 10 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Основная форма организации деятельности учащихся - групповая
практическая деятельность.
Методы и приёмы обучения:
Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание учащимися
нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования,
изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых
материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и
умений в процессе написания отчета о походе).
Систематизирующие (беседа
по
теме,
составление
систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольные методы (при выявлении качества усвоения знаний,
навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а
также при разработке проектов).
3. Цель и задачи программы:
Цель:
- создать мотивирующую образовательную среду для формирования
познавательного интереса учащегося в непосредственном познании окружающего
мира, своей Родины, через туристско-краеведческую деятельность.
Задачи программы:
Предметные:
- познакомить и развить интерес к туризму, как формы организации активного
досуга;
- формирование туристских навыков;
- привить умения и навыки самостоятельной деятельности в коллективе.
Личностные:
- воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию своей Родины;
- сформировать чувство коллективизма и морально-этические качества личности;
- укрепить психическое и физическое здоровье учащихся, привить навыки
здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения.
Метапредметные:
- развить познавательную активность и мотивацию к дальнейшей туристско краеведческой деятельности;
- развить у учащихся потребности в саморазвитии, самостоятельности в выборе
способа решения задач и ответственности за свои действия.
7
4. Учебный план
№
Наименование
разделов, тем
Количество часов
учебных занятий
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Атлас новых
профессий. Техника
безопасности.
Снаряжение.
Походный быт.
Питание в походе
2
1
1
Опрос. Педагогическое
наблюдение.
2
1
1
Ориентирование в
походе.
Краеведческая работа в
походе
2
1
1
Педагогическое
наблюдение, практическая
работа, опрос.
Педагогическое
наблюдение.
2
1
1
5.
Практическая работа на
местности (поход)
16
6.
Подведение итогов
похода. Защита отчетов
4
1
3
ИТОГО
28
5
23
1.
2.
3.
4.
16
Педагогическое
наблюдение, практическая
работа, опрос.
Педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Защита отчетов о походе.
Подведение итогов
походной и
подготовительной части
похода. Анализ работы
участников.
5.Содержание программы.
1. Атлас новых профессий. Техника безопасности. Снаряжение
(2 часа)
Теория: Знакомство. Инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения на занятиях, в походе. Ознакомление с планом работы. Какие профессии
сейчас востребованы на рынке труда? Какие профессии будут востребованы через
5-10 лет?
Снаряжение для похода. Требования к туристическому снаряжению. Одежда
и обувь для похода в межсезонье. Укладка рюкзака.
Практика: составление списков личного и группового снаряжения для
предстоящего похода. Выбор личного снаряжения, подбор личного ремонтного
набора.
8
2. Походный быт. Питание в походе (2 часа)
Теория: Чистота - залог здоровья. Действие группы по прибытии на бивак.
Выбор места для бивака. Основные требования к месту бивака: жизнеобеспечение,
безопасность, комфортность. Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры
безопасности на биваке.
Особенности питания в походе. Водообеспечение в походе. Набор
продуктов для приготовления пищи на костре. Нормы закладки продуктов на
человека, меню и раскладка. Фасовка, упаковка и учет продуктов. Практика:
составление меню и раскладки для похода.
3. Ориентирование в походе (2 часа)
Теория: Топографическая карта и ее особенности. Измерения на карте.
Ориентирование в походе. Применение навигатора и работа с навигационным
оборудованием на маршруте. Контроль пройденного пути.
Практика: Работа с топографической картой, прокладывание маршрута,
измерение намеченного маршрута. Работа с программами для навигации.
4. Краеведческая работа в походе (2 часа)
Теория: Географическое положение и природные особенности района
путешествия. Туристские возможности и интересные природные и экскурсионные
уголки. Сбор сведений о достопримечательностях. Описание природного объекта.
Краеведческая работа в походе. Ведение путевых записей.
Поиск и сбор материальных и информационных ресурсов, необходимых для
изучения маршрута.
Практика: подбор и составление карточки описание природного объекта.
Дневник маршрута.
5. Практическая работа на местности (поход) (16 часов)
Практика: Движение в составе группы по маршруту. Работа направляющего
и замыкающего. Ориентирование на маршруте, работа с навигатором и картой.
Ведение путевых записей. Дежурство в походе. Выбор места бивака и установка
палатки. Организация досуга на биваке. Снятие бивака. Работа хронометриста.
6. Подведение итогов похода. Защита отчетов (4 часа)
Теория: Отчет о походе, его содержание и правила оформления.
Практика: Подготовка и написание отчета. Подготовка презентации для
защиты отчета. Презентация и защита. Подведение итогов, награждение лучших
учащихся.
9
6. Планируемые результаты.
Предметные:
- проявление интереса к туризму, как формы организации активного досуга;
- применение на местности приёмов преодоления естественных препятствий,
организации походного быта, ориентирования на местности;
- развитие умений и навыков самостоятельной деятельности в туристской группе.
Личностные:
- воспитание у учащихся чувства патриотизма, бережного отношения к
историческому, культурному и природному наследию района;
- формирование чувства коллективизма и морально-этических качеств личности;
- укрепление психического и физического здоровья учащихся, развитие навыков
здорового образа жизни;
- профилактика асоциального поведения.
Метапредметные:
- развитие познавательной активности и мотивации к дальнейшей туристско краеведческой деятельности;
- воспитание потребности в саморазвитии, самостоятельности в выборе способа
решения задач и ответственности за свои действия.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики и педагогического наблюдения в
процессе образовательной деятельности и во время учебно-тренировочного
похода.
10
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
7. Календарный учебный график.
Дата
п/
п
Тема занятия
план факт
Кол-во
часов,
продолжительность
занятия
2
1.1
Атлас новых профессий. Техника
безопасности. Снаряжение.
Инструктаж по ТБ. Атлас новых профессий.
1.2
Снаряжение
1
2.
2.1
Походный быт. Питание в походе
Бивак в походе.
2
1
2.2
Питание в походе.
1
3.
3.1
Ориентирование в походе
Топографическая карта.
2
1
3.2
Навигация в походе
1
4.
4.1
Краеведческая работа в походе
Туристские возможности степной зоны
Краснодарского края
2
1.
1
1
Время
проведения
занятия
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Форма
занятия
Теория,
групповая
Практикагр
упповая
Теория
групповая
Практикагр
упповая
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Теория
групповая
Приктикаг
рупповая
согласно
расписанию
Теория
групповая
Место
проведения
Форма
контроля
Опрос, пед.
контроль,
практическая
работа
Опрос, пед.
контроль,
практическая
работа
Пед.
наблюдение,
практическая
работа
пед.
наблюдение,
11
4.2
Дневник маршрута. Описание объекта показа
1
5.
5.1
Практическая работа на местности (поход)
Отработка на местности полученных знаний
16
16
6.
6.1
Подведение итогов похода. Защита отчетов
Отчет о походе.
4
1
6.2
Подготовка и написание отчета. Подготовка
перзентации
Защита отчета
2
6.3
ВСЕГО:
1
28 часов
согласно
расписанию
Практика
групповая
опрос
групповая
Пед.
наблюдение,
практическая
работа
согласно
расписанию
согласно
расписанию
Теория
групповая
групповая
Педагогическ
ое
наблюдение.
согласно
расписанию
групповая
12
8. Раздел программы «Воспитание»
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания обучающихся
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и
социализация обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества
и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
—
усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций Кубанской культуры; информирование детей, организация
общения между ними на содержательной основе целевых ориентиров
воспитания;
—
формирование и развитие личностного отношения детей к занятию
туризмом и познания своего края через туристско-краеведческую
деятельность, к собственным нравственным позициям и этике поведения в
коллективе;
—
приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений в составе учебной группы на занятиях, в походе,
применение полученных знаний, организация активностей детей, их
ответственного поведения, создание, поддержка и развитие среды
воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей
и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации,
творчества при освоении предметного и метапредметного содержания
программы.
Основные целевые ориентиры воспитания:
—
ценностное отношение к региональной и местной культуре;
—
уважение к историческому и культурному наследию народов России,
памятникам героям и защитникам Отечества;
—
уважение к ценностям традиционных религий народов России;
—
культура общения, взаимопомощи;
—
экологическая культура, навыки охраны природы, сбережение
природных ресурсов;
—
личная ответственность за действия в природной среде, неприятие
действий, приносящих вред природе;
—
опыт сохранения уникального природного и биологического
многообразия России, природного наследия Российской Федерации,
ответственное отношение к животным;
13
—
стремление к заботе о своём здоровье и здоровью окружающих
людей;
—
—
способность видеть и реагировать на угрозы безопасности;
готовность брать на себя ответственность за достижение общих
целей;
—
—
настойчивость, последовательность, принципиальность;
воля, упорство, дисциплинированность в туристической деятельно-
сти;
—
готовность к анализу и реализации своей нравственной позиции на
основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных
ценностей народов России.
Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий
в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ
обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение;
получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и
утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и
формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод
упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей,
педагогического требования (с учётом преимущественного права на
воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных
и возрастных особенностей учащихся и стимулирования, поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки
детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива при реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами
работы организации, а также на природе, мероприятиях в других
организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих
площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей
друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению
своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания,
достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём
14
опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей,
интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в
будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов,
интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и
анонимных данных.
№
п/
п
1.
Календарный план воспитательной работы
Практический
результат и
информационны
Название
Сроки
Форма
й продукт,
события,
проведени
проведения
иллюстрирующи
мероприятия
я
й успешное
достижение цели
события
Конкурс,
Игра-викторина
25 марта
Фото - и
прогулка«Если с другом
видеоматериалы.
экскурсия,
вышел в путь».
Заметка на сайте
викторина
ДТ.
2.
Конкурсная
программа
«А если завтра
в поход?»
26 марта
Конкурссоревнование
Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.
3.
Соревнования
по
ориентировани
ю
Квест- игра
«Идем, плывем,
едем!»
28 марта
соревнования
29 марта
Играсоревнование
Туристические
состязания
«Навстречу
лету»
30 марта
Фото - и
видеоматериалы
. Заметка на
сайте ДТ.
Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.
Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.
Фото - и
видеоматериалы.
Заметка на сайте
ДТ.
4.
5.
15
9. Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы занятия в объединении
проводятся в кабинете, на территории образовательного учреждения и на
местности (поход).
Кабинет для занятий должен быть просторным, светлым, оснащенным
мебель (столы, стулья). Перечень оборудования, инструментов и материалов:
1. парта
2. скамья (стул)
3. аптечка первой помощи
4. топографические карты;
5. условные обозначения карт;
6. компасы жидкостные
7. рюкзаки
8. палатки
9. коврик туристический
10. спальные мешки
11. газовое оборудование (горелка и баллон)
12. котелок туристический
13. компьютер с установленной программой (SASPlanet, Google Earth
Pro и др.)
14. схемы описания природных объектов
15. канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, бумага, линейки
и пр.)
Кадровое обеспечение.
Для реализации данной программы требуется педагог, обладающий
профессиональными знаниями в туристско-краеведческой деятельности, в
пешеходном и спортивном туризме, знающий специфику работы в УДО.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования Шепелев Виталий Валентинович, имеющий среднее
специальное образование, являющийся инструктором детско-юношеского
туризма. Стаж работы 14 лет.
10. Формы аттестации.
Мониторинг достижений учащихся осуществляется путем наблюдения
и беседы с ними непосредственно в процессе работы. Цель его проведения определение уровня усвоения программы.
Объективной оценкой достигнутого уровня является участие учащихся
в учебно-тренировочном походе. Для промежуточного контроля усвоения
материала служат: тестовые задания, практическая работа учащихся, устный
опрос.
Для контроля усвоения учащимися данной программы используются
следующие виды контроля:
16
вводный- осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
учащегося в процессе занятий и собеседования с ним;
текущий- контрольные задания на местности, тестирование,
практическая работа на местности;
итоговый- участие в походе.
Проведение итоговой аттестации по программе проводится с целью
установления соответствия результатов освоения данной программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения; соответствия
процесса организации и осуществления данной программы установленным
требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов
служат отчет о походе, представленный участником в конце обучения по
завершению учебно-тренировочного похода.
11. Оценочные материалы
Оценочные материалы разработаны педагогом и приведены в
Приложении № 1.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося____________________________
Срок обучения: 1 год (144 часа):
Предметный результат
Планир
уемые
результ
аты
1
критерий
Степень выраженности
оцениваемого качества
2
3
Знание
Высокий уровень (3 б) – учпонятийного
ся знает понятия и термины,
аппарата,
предусмотренные
используемого
программой;
при реализации Средний уровень (2 б) – учпрограммы
ся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Владение
Высокий уровень (3 б) – учобъемом
ся владеет объемом знаний,
знаний,
предусмотренных
предусмотренн
программой;
ых программой Средний уровень (2 б) – учся владеет ½ объемом
На начало
обучения.
4
На конец
обучения
5
17
знаний, предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой.
Владение
Высокий уровень (3 б) – учобъемом
ся владеет объемом умений,
умений,
предусмотренных
предусмотренн
программой;
ых программой Средний уровень (2 б) – учся владеет ½ объемом
умений, предусмотренных
программой;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
владеет менее ½ объемом
умений, предусмотренных
программой.
ВЫВОД:
Метапредметный результат
Самостоятельн
ость в подборе
и работе с
источниками
информации
Высокий уровень (3 б) –
уч-ся работает
самостоятельно с
информацией
Средний уровень (2 б) –
уч-ся работает с
информацией, литературой с
помощью педагога,
родителей
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
испытывает трудности в
работе с информацией,
нуждается в контроле со
стороны педагога.
Самостоятельн Высокий уровень (3 б) – учость в подборе
ся самостоятельно
снаряжения для
подбирает снаряжение,
похода и
организует свой быт;
организации
Средний уровень (2 б) –
быта
уч-ся подбирает снаряжение,
организует свой быт с
помощью педагога,
родителей;
Низкий уровень (1 б) – уч-ся
испытывает трудности в
18
подборе снаряжения,
организации быта,
нуждается в контроле со
стороны педагога,
родителей.
ВЫВОД:
12. Методические материалы.
При
реализации
программы
использованы
образовательные
технологии: технология дифференцированного обучения, технология
разноуровневого
обучения,
личностно-ориентированное
обучение,
здоровьесберегающие технологии.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Для реализации программы применяются различные методы:
Словесный метод (рассказ, беседа, лекция)- устное изложение
материала теоретической части занятия.
- Наглядно-практический - наглядное ознакомление учащихся с
туристским снаряжением и инвентарем, картографическим материалом,
техникой туризма.
- Репродуктивный - воспроизведение полученных знаний и усвоенных
способов деятельности на практических занятиях, соревнованиях.
- Частично поисковый - обучающиеся принимают активное участие в
поиске решения поставленной задачи или проблемы совместно с
педагогом (или под его контролем) в практической части занятия, на
соревнованиях, в полевых выходах.
Исследовательский- освоение способов научного познания и
методов самостоятельного творчества при подготовке докладов,
разработке маршрутов походов, полевых выходов.
-
19
Список литературы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список литературы для педагога
БАЛОБАНОВ, И.В. Узлы.- М., 2003
БУЯНОВ, В.М. Первая медицинская помощь. – М.: «Медицина», 2005.
КУЛИКОВ, В.М., КОНСТАНТИНОВ, Ю.С. Топография и
ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТур, 2007.
НОВИКОВ А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами
топографии (Учебное пособие). – М.: ЦДЮТиК, 2004
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы
дополнительного образования детей / Под ред. Ю.С. Константинова,
А.Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения. – М.: Советский спорт, 2005.
Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция
–пешеходная». М.: Туристско-спортивный союз России, 2009.
Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар,
«Монтажспецстрой», 2005.
Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010 г
Список литературы для учащихся и родителей.
1.ТЕПЛОУХОВ А. Туристское многоборье Краснодар: ЮТур, 2000
2. КУЛИКОВ
В.М.,
КОНСТАНТИНОВ
Ю.С.
Топография
и
ориентирование в туристском путешествии. М.: ЦДЮТур, 2007.
3. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия, 2010 г
4. Узлы и сети. Автор-составитель В.В. Ткаченко
5. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Краснодар,
«Монтажспецстрой», 2005.