Дополнительная общеразвивающая программа Кубанские мастера

2

Содержание программы:

Титульный лист программы.

1.

1.1 Нормативно- правовая база.
Раздел1. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты».

с. 1
с. 3

2.

Пояснительная записка программы:

с.5

2.1.

Направленность.

с.5

2.2.
2.3.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Формы обучения.

с.5.
с.7.

Режим занятий.
Особенности организации образовательного процесса.
Цель и задачи программы.
Учебный план 1 модуля.
Содержание программы 1модуля
Учебный план 2 модуля.
Содержание программы 2 модуля.
6.
Планируемые результаты.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
Включающий формы аттестации».
7.
Календарный учебный график.
8.
Раздел программы «Воспитание».
9.
Условия реализации программы.
10. Формы аттестации.
11. Оценочные материалы.
12. Методические материалы.
Список литературы.
2.4.
2.5.
3.
4.
5.

Приложение 1 Диагностическое обеспечение программы
Приложение 2 Индивидуальный образовательный маршрут
Приложение 3 Договор о сетевом взаимодействии

с .7.
с.8-9.
с.9-10
с.10-11
с.9-10
с.10-11.
с. 11.
с.12
с.14
с.21
с.27
с.27
с.28
с.31
с.33
с. 34
с. 35
с.39

3

1.1 Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273–ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»(с изменениями и дополнениями);
2. Приказ Минпросвещения России от 27июля 2022г№629 «Об утверждении
Порядка организации осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).
4. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ "О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере".
5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 3
сентября2019г.№467«Обутверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил
СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
7. Письмо Минобрнауки
России
№
09-3242
от 18.11.2015г. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)» -Сборник методических указаний и нормативных
материалов для обеспечения реализации приоритетного проекта «Доступное
дополнительное образование для детей». –М.: Фонд новых форм развития
образования, Министерство образования и науки Российской Федерации,
Московский Государственный Технический университет имени Н.Э.Баумана
,2017г.;
8. Закон Краснодарского края от 29.03.2005 г. № 849-КЗ «Об обеспечении прав
детей на отдых и оздоровления в Краснодарском крае»;
9. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий, письмо
Минпросвещения России от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04.
10. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерства образования,
науки и молодежной политики Краснодарского края (РМЦ ДОД КК г. Краснодар
2024 год).
11. Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Дом творчества Белоглинского района» от 10.04.2024 г.

4

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик образования.
Введение.
Государство и современной общество ставят перед образованием новые цели
и ориентиры по подготовке школьников к жизни в условиях быстрых
инновационных перемен. Таким образом, одной из главных целей и задач
современного российского образования является социализация школьников.
Человека во многом формирует и воспитывает среда (в широком смысле этого
слова). Полная гармония в человеке достигается благодаря равновесию между
внутренней жизнью и внешним окружением, где развертывается деятельность
людей.
Воспитание у школьников желания постоянного совершенствования среды и
самого себя в программе рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы
изобразительного искусства, скульпторы, дизайна, декоративно-прикладного и
народного творчества в преломлении через композиционное структурное
преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека исходя
из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае – центр
композиции.
Важным моментом программы является освоение учащимися истории родного
края, этнического прошлого своего народа. Материал программы включает в себя
знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным
декоративно-прикладным искусством, которое предполагает обращение к разным
видам народного творчества (песенного, устного, танца, театра и др.) на всех
возрастных ступенях.
Модифицированная программа «Кубанские мастера» по декоративноприкладному творчеству для детей 7–14 лет разработана педагогом
дополнительного образования Орловой Р.В. на основе обобщения программ
учреждений дополнительного образования.
Декоративно – прикладное искусство – одно из самых древних видов
народного творчества, украшающего наш быт, радующего наш глаз. В нем
сочетаются различные виды рукоделия: вышивка, аппликация, плетение, мозаика и
т.д. Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у детей
чувство формы, цвета, воображения, точность и аккуратность, трудолюбие и
самостоятельность, знакомят с традициями родного края, формируют интерес к
профессиям, уважение к людям труда.
Творческая деятельность, т. е. создание работ и композиций из различных
материалов (бисера, бусин, проволоки, бумаги, ленточек и т.д.), связана с
процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами
жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят
отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

5

2.Пояснительная записка.
Направленность: художественная.
2.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы.
Актуальность данной программы заключается в том, что обеспечивается занятость
детей в свободное от школы время, в процессе обучения происходит развитие
творческой гармоничной, самодостаточной личности ребенка. Знания, полученные в
объединении, помогают детям в школе на уроках труда, окружающего мира, изо,
краеведение.
Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 14 лет и состоит из следующих
этапов: развивающий, исследовательский, инновационный, творческий. Каждый
этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным
подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Новизна программы
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она
является модульной.
Дополнительная общеобразовательная программа «Кубанские мастера»
состоит из 2 модулей: «Подмастерья», «Природа и бисер».
Данная программа рассчитана на полную реализацию в течение года.
Новизна заключается еще в том, что в учебный план включены различные
техники работы с разнообразными материалами (бусины, проволока, бисер, крупы,
макароны, бумага и т.д.). А это расширяет круг возможностей ребенка, развивает
пространственное воображение и творческие способности (вкус, чувство цвета,
композиционное решение, выбор художественного образа).
Педагогическая целесообразность: целью современного образования, которая
заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в
развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя
формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и
овладение основами творческой деятельности, выработке у школьников
профессионального самоопределения и самореализации.
В процессе совместной деятельности постепенно возрастает уровень сложности
выполняемых детьми работ. Многие детали, известные в прикладном творчестве,
начинают складывать одинаково до определённого момента.
Одинаковые заготовки называются базовыми формами.
Все изделия основаны на простых базовых формах: «петелька», «цветок»,
«крестик», «двойной квадрат». Детям демонстрируется лишь сам процесс
складывания. Условные обозначения и схемы служат им дополнительной
иллюстрацией при показе педагогом приемов работы. Рекомендуется
демонстрировать детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги.
Можно использовать для показа детям инструкционные карты, состоящие из
отдельных листов. Педагог должен последовательно предъявлять детям по одному
листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения
каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные

6

операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной
иллюстрацией при показе процесса складывания.
Совместная деятельность по прикладному творчеству дает возможность
использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы,
рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Прикладное творчество
расширяет представление детей об окружающем мире, является не только
увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих
педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и
координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное
развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и
формирования памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания,
по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Отличительные особенности программы:
Творческое самовыражение - дети проявляют себя в творческой деятельности, при
этом обучаясь и воспитываясь.
Самостоятельность - дети сами разрабатывают сюжет, сами выбирают материалы,
сами изготавливают персонажей и композиции, самостоятельно делают схему;
педагог при этом - направляющее звено.
Равенство - дети с педагогом общаются на равных, отсутствуют любые
коммуникативные барьеры.
Свобода - план занятий всегда ориентировочный, примерный, в ходе занятия он
может меняться, постоянными являются только темы, в рамках которых
осуществляется творческая деятельность.
Использование современных мультимедийных и технических средств для
реализации деятельности - компьютер, фотоаппарат.
Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов; достижения планируемых
результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом,
администрацией.
Адресат программы.
Образовательная программа дополнительного образования творческого
обледенения «Кубанские мастера» предназначена для детей в возрасте от 7 до14
лет, желающих заниматься данным видом деятельности. Программа в том числе
предназначена для детей с особыми образовательными потребностями: детейинвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, талантливых
(одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.
Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству
имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются
благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и
дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более
опытные и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ,

7

навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует
интересному творческому и деловому общению.
Сроки реализации программы и режим занятий
Базовый уровень - количество часов на учебный год – 144 часа, состоит из 2
модулей: 1 модуль – 68 часов, 2 модуль – 76 часов.
Занятия в группе проходят два раза в неделю по 2 часа.
Режим занятий- сокращение режима занятий с учетом использования
технических средств обучения и детей с ОВЗ
до 30 минут согласно
требованиям САН ПИН.
Численный состав групп - 12 человек.
2.3Форма обучения – очная.
Обучение по программе может осуществляться в электронном формате с
применением дистанционных образовательных технологий.
Дистанционное обучение,
осуществляемое с помощью
компьютерных
телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Формы занятия: дистанционные уроки, мастер-классы, видеоуроки, проводимые с
помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для
таких занятий используются специально разработанные занятия — форма работы
учащихся по определённым темам внутри одного пространства.
Режим занятий – 2 часа по 45 минут, в дистанционном формате 30 минут.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав объединения постоянный
Формы организации деятельности обучающихся
- групповая с дифференцированным подходом к уровню усвоения изученного
материала.
Методы обучения по способу организации занятия - словесные, наглядные и
практические,комбинированные, теоретические, игровые.
Методы обучения по уровню деятельности детей – объяснительно иллюстративные, репродуктивные.
Типы занятий - комбинированные, теоретические, практические, игровые.
По дистанционному обучению тип занятия – мастер-классы, презентации,
видеоуроки.
2.4 Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Периодичность занятий– 4 часа в неделю:2 раза в неделю по 2 часа.(групповые).
Занятия проводятся по 45 минут с перерывом 15 минут для проветривания
помещения.
2.5 Особенности организации образовательного процесса.
Образовательный процесс ориентирован не только на передачу определенных
знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих
возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность,
самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к
индивидуальности человека. Образовательный процесс осуществляется на русском
языке, в соответствии с направлениями развития ребенка. Программа обеспечивает
развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
3.Цель и задачи программы.

8

Цель данной программы :
Основная цель обучения – развить общую историческую культуру
воспитанников путем обучения комплексной характеристике культуры, традиций
промыслов Краснодарского края, Белоглинского района.
Развитие у учащихся творческих и интеллектуальных способностей через просмотр,
изучение и создание творческих работ, оказание профориентационной поддержки
учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей
профессиональной деятельности.
Задачи:
Предметные:
- дополнить содержание базовой программы материалами из истории
Краснодарского края, Белоглинского района: из истории развития взаимоотношений
человека и природы, из истории культурных традиций;
- формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- познакомить детей с различными видами декоративно – прикладного
творчества, многообразием материалов и приемами работы с ними, закреплять
приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного
применения;
- формировать у обучающихся полноценное представление о современном
мире инженерных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии,
особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
- формирование навыка владения техническими средствами обучения и
программами.
Личностные:
- научить учащихся изготавливать композиции, аппликации из бисера,
проволоки, ленточек, бумаги и других материалов.
- научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и
практически воплощать свои творческие идеи.
- воспитать трудолюбие и усидчивость;
- формировать духовную культуру и нравственность, эстетические нормы в
отношениях между людьми.
- формировать профессионально-ориентированную личность.
- развитие умения работать дистанционно в команде и индивидуально,
выполнять задания самостоятельно.
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки
работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа отражает внутри региональное и межрегиональную интеграцию,
рассматривает во взаимосвязи природы, население, хозяйства, а также особенности
своей местности.
Метапредметные:
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук.
развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными
материалами;

9

обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, музеев,
местных достопримечательностей, конкурсов, мастер – классов.
4. Учебный план.
1 модуля «Подмастерья»
Наименование раздела, темы

всего

теория

практика Форма контроля

1
2

Сбор материала.
История села Белая Глина.

2
8

2
4

4

3

Мир бумаги.

14

6

8

4

Игрушки из ткани.

16

4

12

28

8

20

68

24

44

5

Композиционные
из лент.
Итого:

работы

беседа
тест,
кроссворд
беседа, опрос
беседа,
опрос
беседа, опрос,
проектирование

5.Содержание программы 1 модуля.

-

-

Цель модуля: – способствовать формированию у учащихся художественной
культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественнотворческой активности, помочь им в овладении навыками декоративно-прикладного
искусства и его значением в жизни человека.
Задачи модуля:
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими
средствами и инструментами.
познакомить с народной куклой, использующими ткань и нити, с их современным
состоянием;
развитие эстетического и художественного вкуса, умение видеть прекрасное; расширение кругозора обучающихся, творческого воображения, активности,
интереса к предмету;
воспитание чувства принадлежности к социуму, формирование общественных
ценностей.
Тема№1. Сбор материала. 2 ч.
Беседы по технике безопасности:
-правила безопасности на улице,
-правила безопасности при выполнении ручных работ (ножницы, иголки и т.д.),
-правила работы с электроприборами,
-правила поведения на водоемах,
-правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Тема № 2. История с. Белая Глина. 8ч.
Теоретические занятия: 4ч.
Из глубины веков – греческие города полюса. Заселение с. Белая Глина. Быт и
культура с. Белая Глина. Особенности промыслов в Краснодарском крае и с. Белая

10

Глина. Выездные – пешие экскурсии на территории села.
Практические занятия: 4ч.
Зарисовка пейзажа сельской местности. Изготовление ароматических мешочков.
Быт и культура казаков. Аппликация из бумаги казачьего костюма. Из глубины
веков – беседа о профессии историк-искусствовед.
Тема №3. Мир бумаги. 14ч.
Теоретическая часть: 6ч.
- Основные свойства бумаги, технология изготовления и основные техники.
-Понятие аппликации и ее виды.
-Правила работы с линейкой, ножницами, клеем, организация рабочего места.
-Оригами, основные этапы изготовления.
Практическая работа:8ч.
- Букет «Лучик радости»,
-Изготовление фигурок – оригами из бумаги.
- Изготовление праздничных открыток из бумаги и картона (эскиз на выбор
учащихся),
-Игрушки и сувениры – из бумаги (ажурный шар, зверюшки – оригами).
Профориентационная игра «Я - профессионал».
Тема №4. Игрушки из ткани. 16ч.
Теоретическая часть: 4ч.
-Понятие игрушка из ткани, виды, основные технологические операции
изготовления. Ручные швы.
-Технология выполнения ручных швов, инструменты, материалы и правила техники
безопасности при работе с ножницами и иглами.
-Понятия эскиз, модель, мерки.
Практическая часть:12ч.
-Выполнение игрушки зайчик.
- Викторина «Дизайнер - модельер». Понятия эскиз, модель, мерки.
-Выполнение игрушки котик.
-Выполнение коллективной работы (по выбору учащихся или по эскизу педагога,
работа «Кубанская кукла»).
-Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме (по выбору
учащихся).
- Экскурсия в МБУК Белоглинский историко – краеведческий музей: посещение
выставки «Народная кукла».
Тема №5. Композиционные работы из лент. 28ч.
Теоретическая часть:8ч.
- Материалы и инструменты необходимые для работы с лентами.
- Свойства и виды ленточек. Организация рабочего места. Правила техники
безопасности при работе с ножницами и иглами.
- Виды стежков-складки: «Листик», «Сложный листик», «Объёмный цветок», «Роза
плоскостная». Технология изготовления и основные приемы. Тренинг - Кто такой
Дизайнер интерьера?
- Вышивка лентами как элемент традиций народов Кубани (знакомство с обычаями и
традициями).

11

Понятие объемных элементов из лент, простейшие объемные цветы из ленточек,
технология изготовления. Онлайн экскурсия в музей – галерею живописной
вышивки.
Практическая работа:20ч.
-Выполнение стежков (изученных по теме),
-Вышивка цветов из лент (по заранее подготовленному образцу),
- Канзаши из лент,
- Украшение для волос (заколка, венок или резинки на выбор учащихся), Аппликация из ленточных цветов с использованием объемных элементов
(самостоятельная творческая работа).
Учебный план.
2 модуля «Природа и бисер»
№ п/п№

1

2

Наименование раздела,
темы
Природный материал.

всего

теория

практ
ика
18

24

6

Бисероплетение.

52

12

40

Итого:

76

18

58

Форма
контроля
беседа,
кроссворд,
опрос
опрос,
беседа

Содержание программы 2 модуля.
Цель модуля:
- Нравственно-эстетическое
воспитание
детей
при
обучении
основам
бисероплетения;
- Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к
самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессионализму
самоопределению.
Задачи модуля:
- Формирование знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование
знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение
техники бисероплетения.
- Развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих
способностей, формирование эстетического и художественного вкуса
Тема №1. Природный материал. 24ч.
Теоретическая часть: 6ч. Использование природного материала и акриловых
красок для декорирования.
-Знакомство с различными видами растений своей местности,
- Основные технологические приемы и операции изготовления поделок из
природного материала,
Практическая работа:18ч.

12

Изготовление декоративной композиции из природного материала (филин –
сувенир);
-Изготовление аппликации из природного материала, («Подарочный букет»)
Изготовление картины из крашеного природного материала (эскиз картины на
выбор учащихся),
-Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческого задания по
изученной теме (эскиз на выбор учащихся). Экскурсия в МБУК Белоглинский
историко – краеведческий музей: «Жизнь, устремленная в будущее».
- Основные технологические приемы и операции изготовления поделок из
природного материала,
-Использование природного материала и акриловых красок для декорирования.
Тема № 2. Бисероплетение. 52ч.
Теоретическая часть: 12ч.
Вводное занятие. Порядок и план работы. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с историей бисероплетения, видами бисера, проволоки, инструментами,
приемами работы с ними.
Основы цветоведения.
-Технология плетения крестик, петелька, цветок.
-Технология параллельного низания.
-Технология
скрутки
петельками.
Практическая работа: 40ч.
Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут
выполняться по готовому образцу – изделию или учащиеся самостоятельно
выбирают эскиз, схему поделки.
-Плетение браслетов (в технике крестик, колечки, цветок, зигзаг, параллельного
плетения);
-Плетение сувениров и брелоки в виде фруктов, снеговик, человечек из бисера и
проволоки;
-Плетение цветов из бисера в технике параллельного плетения; - Цикл занятий
«МИР ПРОФЕССИЙ» - Ювелирных дел мастер.
-Технология скрутки петельками. Плетение цветов и веточек, создание цветущего
дерева в технике скрутка;
-Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме (по выбору
учащихся).
6. Планируемые результаты
По окончании изучения программы, учащиеся будут иметь результаты:
Предметные:
- должны знать содержание базовой программы из истории Белоглинского района:
из истории развития взаимоотношений человека и природы, из истории культурных
традиций;
- овладеть различными
видами
декоративно
–
прикладного
творчества, многообразием материалов и приемами работы с ними, закрепить
приобретенные умения и навыки и показывать широту их возможного применения;
-должны уметь правильно организовывать свое рабочее место.

13

- приобрести знания о профессиях историк- искусствовед, дизайнер - модельер,
учебных местах, профессиональных интересах и возможностях, правилах выбора
профессии, способах поиска работы и трудоустройства на рынке труда
муниципалитета.
- сформировано у обучающихся полноценное представление о современном мире
художественных профессий, мотивации на осознанный выбор будущей профессии,
особенностях современного рынка труда муниципалитета, его потребностях и
перспективах.
Личностные:
- должны уметь изготавливать композиции, работы из бисера, проволоки, ленточек,
бумаги и других материалов.
- научится самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать
свои творческие идеи.
- воспитать трудолюбие и усидчивость;
- сформировать духовную культуру и нравственность, эстетические нормы в
отношениях между людьми.
- воспитать
внимание, аккуратность,
целеустремленность. Развить
доброжелательное отношение друг к другу.
- сформирована профессионально ориентированная личность.
Метапредметные:
- развить художественный вкус, фантазию, пространственное воображение.
- развить умения и навыки работы с ручными инструментами и разными
материалами;
- обогатить визуальный опыт через посещение выставок, музеев, местных
достопримечательностей, конкурсов, мастер – классов.
Отслеживание планируемых результатов образовательной деятельности по
программе осуществляется в форме диагностики: вводный, промежуточный и
итоговый контроль.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
7.Календарный учебный график

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график.
1 модуль «Подмастерья»
№
п/п

Дата
план

1.
2.
2.1

2.2

2.3

2.4

факт

Тема занятия

Количест Время
Форма
во часов
проведения занятия
занятия
Продолжительность
занятия
Групповая
2 (45мин) Согласно
Сбор материала.
расписанию
История с. Белая Глина.
8 часов
Из глубины веков – беседа о
Согласно
Групповая
профессии историк-искусствовед. 2 (45мин) расписанию
Заселение с. Белая Глина.
*2
Зарисовка пейзажа сельской
2 (45мин)
Согласно
Групповая
местности. Изготовление
*2
расписанию
ароматических мешочков.
Быт и культура с. Белая Глина.
Особенности промыслов в
Краснодарском крае и с. Белая
Глина.
Быт и культура казаков.
Аппликация из бумаги казачьего
костюма.

Место
проведени
я

Форма
контроля

Учебный
кабинет

беседа

Учебный
кабинет

тест

Учебный
кабинет

-

2 (45мин)
*2

Согласно
расписанию

Групповая

Учебный
кабинет

кроссворд

2 (45мин)
*2

Согласно
расписанию

Групповая

Учебный
кабинет

-

15

3.
3.1

3.2

3.3
3.4

3.5

3.6

4
4.1

4.2

Мир бумаги.
Основные свойства бумаги,
технология изготовления и
основные техники.

14 часов
2 (45мин) *2

Согласно
расписанию

Групповая

Учебный
кабинет

беседа

Правила работы с линейкой,
2 (45мин) *2 Согласно
ножницами, клеем, организация
расписанию
рабочего места.
Понятие аппликации и ее виды. 4 (45мин) *2 Согласно
расписанию
Букет «Лучик радости»

Групповая

Учебный
кабинет

беседа

Групповая

Учебный
кабинет

опрос

Оригами, основные этапы
2 (45мин) *2 Согласно
изготовления. Изготовление
расписанию
фигурок – оригами из бумаги.
Изготовление праздничных
2 (45мин) *2 Согласно
открыток из бумаги и картона
расписанию
(эскиз на выбор учащихся).
Игрушки и сувениры – из бумаги. 2 (45мин) *2 Согласно
Профориентационная игра –
расписанию
«Я - профессионал» .

Групповая

Учебный
кабинет

-

Групповая

Учебный
кабинет

беседа

Групповая

Учебный
кабинет

опрос

Групповая

Учебный
кабинет

беседа

Групповая

Учебный
кабинет

-

Игрушки из ткани.

16 часов

Понятие игрушка из ткани, виды,
Согласно
основные технологические
расписанию
операции изготовления. Ручные 2 (45мин) *2
швы.
Согласно
Выполнение игрушки зайчик
4 (45мин) *2 расписанию

16

4.3

4.4
4.5

4.6

5
5.1

5.2

5.3

5.4

Викторина «Дизайнер модельер». Понятия эскиз,
модель, мерки.
Выполнение игрушки котик.

2 (45мин) *2

Согласно
расписанию

Групповая

Учебный
кабинет

опрос

Согласно
расписанию
Выполнение коллективной работы 4 (45мин) *2 Согласно
(по выбору учащихся или по
расписанию
эскизу педагога, работа
«Кубанская кукла»).
Экскурсия в МБУК Белоглинский 2 (45мин) *2 Согласно
историко – краеведческий музей:
расписанию
посещение выставки «Народная
кукла».
Композиционные работы из
28 часов
лент.
Материалы и инструменты
2 (45мин) *2 Согласно
необходимые для работы с
расписанию
лентами. Свойства и виды
ленточек.
Виды стежков-складки: «Листик», 2 (45мин) *2 Согласно
«Сложный листик», «Объёмный
расписанию
цветок», «Роза плоскостная».

Групповая

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

беседа

Групповая

Учебный
кабинет

опрос

Групповая

Учебный
кабинет

-

Групповая

Учебный
кабинет

опрос

Выполнение стежков (изученных 4 (45мин) *2 Согласно
по теме).
расписанию
Тренинг - Кто такой Дизайнер
интерьера?
Вышивка лентами как элемент 4 (45мин) *2 Согласно

Групповая

Учебный
кабинет

Беседа

Групповая

Учебный

беседа

2 (45мин)

Групповая

-

17

традиций народов Кубани.
Вышивка цветов из лент.

5.5

расписанию
Согласно
4 (45мин) *2 расписанию
Согласно
4 (45мин) *2 расписанию

Канзаши из лент.
Онлайн экскурсия в музей –
галерею живописной вышивки.
Украшение для волос (заколка, 4 (45мин) *2 Согласно
венок или резинки на выбор
расписанию
учащихся)
Понятие объемных элементов из 2 (45мин) *2 Согласно
лент, простейшие объемные цветы
расписанию
из ленточек, технология
изготовления.
Аппликация из ленточных цветов 2 (45мин) *2 Согласно
с использованием объемных
расписанию
элементов
(самостоятельная творческая
работа).
Итого:
68 часов

5.6

5.7

5.8

5.9

Групповая
Групповая

кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет

опрос
беседа

Групповая

Учебный
кабинет

-

Групповая

Учебный
кабинет

беседа

Групповая

Учебный
кабинет

проектиров
ание

2 модуль
№
п/п

Дата
план

1

Тема занятия

Продолжи
тельность
занятия

Природный материал.

24 часа

факт

Время
проведения
занятия

Форма
заняти
я

Место
проведени
я

Форма
контрол
я

18

4 (45мин)
Согласно Групповая
*2
расписанию

Учебный
кабинет

кроссво
рд,

Изготовление декоративной композиции 2 (45мин)
Согласно Групповая
из природного материала (филин –
*2
расписанию
сувенир)
Основные технологические приемы и
2 (45мин)
Согласно Групповая
операции
*2
расписанию
изготовления поделок из природного
материала.
Изготовление аппликации из природного 4 (45мин)
Согласно Групповая
материала, («Подарочный букет»)
*2
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

Учебный
кабинет

опрос

Учебный
кабинет

-

1.5

Использование природного материала и
акриловых красок для декорирования.

4 (45мин)
Согласно Групповая
*2
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

1.6

Изготовление картины из крашеного
природного
материала (эскиз картины на выбор
учащихся).
Самостоятельная работа учащихся по
выполнению творческого задания по
изученной теме (эскиз на выбор
учащихся).

4 (45мин)
Согласно Групповая
*2
расписанию

Учебный
кабинет

-

2 (45мин)
Согласно Групповая
*2
расписанию

Учебный
кабинет

беседа

1.1

1.2

1.3

1.4

1.7

Знакомство с различными видами
растений своей местности

19

1.8

2
2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Экскурсия в МБУК Белоглинский
историка – краеведческий музей:
«Жизнь, устремленная в будущее».

Согласно Групповая Учебный
расписанию
кабинет

опрос

Согласно ГрупповаяУчебный
2 (45мин) расписанию
кабинет
*2
Знакомство с историей бисероплетения,
Согласно Групповая Учебный
видами бисера, проволоки,
2 (45мин) расписанию
кабинет
инструментами, приемами работы с
*2
ними.
Технология плетения крестик, петелька,
10
Согласно Групповая Учебный
цветок.
(45мин) *2 расписанию
кабинет
Плетение браслетов.
Онлайн - экскурсии в музей народных
ремесел и промыслов.

беседа

Плетение сувениров и брелоки в виде
Согласно Групповая Учебный
фруктов, снеговик, человечек из бисера и 4 (45мин) расписанию
кабинет
проволоки.
*2
Технология параллельного низания.
10
Согласно Групповая Учебный
(45мин) *2 расписанию
кабинет
Плетение цветов из
бисера в технике параллельного
плетения.

-

Бисероплетение.

2 (45мин)
*2
52 часа

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.

-

опрос

беседа

20

2.6

Технология скрутки петельками.

12
Согласно Групповая Учебный
(45мин) *2 расписанию
кабинет

опрос

2 (45мин) Согласно Групповая Учебный
*2
расписанию
кабинет

опрос

Плетение цветов и веточек, создание
цветущего дерева в технике скрутка.
2.7

Цикл занятий «МИР ПРОФЕССИЙ» Ювелирных дел мастер.

2.8

Согласно Групповая Учебный
Оформление дерева в горшочек или
2 (45мин) расписанию
кабинет
подставку.
*2
Самостоятельная творческая итоговая 8 (45мин)
Согласно Групповая Учебный
работа по изученной теме (по выбору
*2
расписанию
кабинет
учащихся).

2.9

*

Итого:

76

Всего:

144

Календарный учебный график:
1.1 темы занятий по очной форме обучения и дистанционной идентичны;
1.2 продолжительность занятия:
- для очной формы обучения составляет 45 минут;
- для дистанционной формы обучения составляет 30 минут.

беседа

21

8.Раздел программы «Воспитание».
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация
детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей; информирование
детей, организация общения между ними на содержательной основе целевых
ориентиров воспитания;
- формирование и развитие личностного отношения детей к занятиям по
художественно-эстетическому творчеству, к собственным нравственным позициям и
этике поведения в учебном коллективе;
- приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений в составе учебной группы по хореографии,
- применение полученных знаний, организация активностей детей;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической
безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации,
признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного
содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Основные целевые ориентиры направлены на воспитание, формирование:
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
- уважения к художественной культуре, искусству народов России; восприимчивости к
разным видам искусства;
- интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
- опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего
творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
- воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных
ценностей, исторического и культурного наследия народов России; опыта художественного
творчества как социально значимой деятельности.

Формы и методы воспитания:
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего

22

личностного развития, творческой самореализации.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания:
- метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение),
- метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
- метод упражнений (приучения);
- методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных
представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего и
среднего школьного возраста, стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного);
- метод переключения в деятельности;
- методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей
в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации
дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы
организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других
организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за
поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их
отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная
оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по
программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования
результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение
персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного
ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных
результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в
программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной
работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур - опросов,
интервью - используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события,
мероприятия

Сроки

Форма
проведения

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий
успешное
достижение цели события

23

«День открытых
дверей»

сентябрь

День воинской славы
России:
окончание Второй
мировой войны (1945).
День солидарности в
борьбе с терроризмом.

сентябрь

«Будем знакомы»

сентябрь

Родительское
собрание

Беседа. Опрос.

Экскурсия «Ремесла
Белоглинцев».

сентябрь

Фотоотчет об экскурсии.
Заметка на сайте ДТ

Беседа о выстраивании
корректных
отношений с детьми
(воспитание
толерантности).

сентябрь

Экскурсия в
МБУК
Белоглинский
историко краеведческий
музей
беседа

Познавательное
мероприятие
«Традиции
кубанской семьи»

сентябрь

1

6

октябрь

2

«С Днём учителя»
Участие в
муниципальном
конкурсе детского
творчества «Мой
любимый Учитель».
Праздникпредставление с
игровыми элементами
«Посвящение в ряды
друзей Дома
творчества»
«Осенний
серпантин»

Участие в
Фото- и видеоматериалы с
концертной
выступлением детей.
деятельности, или Заметка на сайте ДТ
мастер-классе, с
целью вовлечения
учащихся
школ в Заметка на сайте
беседа,
классные
дополнительное учреждения.
часы
образование

октябрь

познавательное
мероприятие

Фотоотчет о проведенном
занятии. Заметка на сайте
учреждения.

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Выставка
творческих работ;
Фото- и видеоматериалы с
концерт и т.д.
выступлением детей
конкурс
Фотоотчет об участии (победе) в
конкурсе. Заметка на сайте
учреждения.

октябрь

познавательно –
развлекательное
мероприятие

октябрь

-онлайн-выставка
работ ИЗО и ДПТ

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

24

3

Цикл мероприятий,
посвященных
освобождению
Краснодарского края и
завершению битвы за
Кавказ
( тематические
выставки «Любимой
Белой Глине
посвящается»,
Интернет-флешмоб
«Помним день
освобождения»)

октябрь

тематическая
выставки,
интернет флешмоб

Цикл- онлайн событий
«День народного
единства»-Кубаньтерритория единства.

ноябрь

-онлайн- флешмоб
«Искусство
объединяет».

Литературномузыкальное
мероприятие «На
улицах повсюду
улыбки и цветы!»,
посвященное Дню
матери.

ноябрь

литературномузыкальное
мероприятие

«Моей любимой
маме»

ноябрь

Анкетирование
родителей по оценке
качества
образовательных
учреждений.
Цикл мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата:
онлайн-проект
"МАРАФОН
ПАМЯТИ";
урок Памяти «Имя
твое неизвестно,
подвиг твой
бессмертен», в рамках
мероприятий,
приуроченных ко Дню
неизвестного солдата

ноябрь

декабрь

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

Уастие в мун.
этапе краевого
конкурса ИЗО и Фотоотчет об экскурсии.
ДПТ
Заметка на сайте ДТ
онлайн сети,
Навигатор23дети.

классный час

онлайн сети
Фотоотчет о проведенном
мероприятии. Заметка на
сайте учреждения.

25

5

Экскурсия.
Презентация книги
С.Н. Никитина «Дети
войны».

декабрь

Конкурс видеороликов
«Равнение на
подвиг!»,
приуроченный ко Дню
Героев Отечества

декабрь

Экскурсия в
МБУК
«Белоглинская
поселенческая
детская
библиотека»
конкурс

Цикл мероприятий,
приуроченные к
празднованию Нового
года:
акция «Сделай свою
новогоднюю
игрушку».

декабрь

акция

Фотоотчет о проведенном
мероприятии.

Мероприятия в дни
зимних каникул:
Зимняя тематическая
площадка
Рождественские
посиделки:
«В Россию Рождество
приходит величаво»
( по отдельному
графику)
Конкурс-выставка
детских самодельных
открыток ко Дню
защитника Отечества
«Открытка для
папы»
Литературномузыкальная
композиция «Чтобы
помнили…»,
посвященная снятию
блокады Ленинграда
(1944 год)

январь

развлекательные
программы,
мастер - классы

Фотоотчет.
Заметка на сайте
учреждения.

январь

литературномузыкальная
композиция

Фотоотчет.

Акция «Мир
начинается с тебя»
(посылка солдату).

февраль

акция

Фотоотчет по акции.
Заметка на сайте
учреждения.

Мун. этап краевого
фестиваля конкурса
«Молодые дарования
Кубани»

март

участие в
фестивалеконкурсе

Фото, видеоматериалы,
заметка для сайта ДТ

январь

Фотоотчет об экскурсии.
Заметка на сайте ДТ

Фото- и видеоматериалы
с выступлением детей

Участие в
Фото- и видеоматериалы с
конкурсе-выставке выступлением детей.
Выставка
Заметка на сайте ДТ
творческих работ;

26

Участие в
март
мероприятие
Заметка на сайте
муниципальном этапе
учреждения.
краевого фестиваля –
конкурса
Большого
Всероссийского
фестиваля
Информирование
в течении
онлайн сети,
родителей по
учебного года мессенджеры.Bk
вопросам обучения и
WhatsApp.
воспитания через
Фото- и видеоматериалы с
социальные сети.
выступлением детей
Форумы родителей на
в течении
онлайн сети,
сайте
учебного года
мессенджеры
образовательного
Фото- и видеоматериалы с
учреждения.
выступлением детей
Мун. этап краевого
Март
Выставка
фестиваля конкурса
творческих работ;
«Молодые дарования
Фото- и видеоматериалы с
Кубани»
выступлением детей
Участие в зональном
Апрель
Выставка
этапе краевого
творческих работ;
фестиваля - конкурса
«Молодые дарования
Фото- и видеоматериалы с
Кубани»
выступлением детей
Концерт творческих
апрель
Организация
коллективов
выставки или
участие в
«Низкий вам поклон,
дорогие ветераны!»,
концертной
посвященный Дню
деятельности Фото- и видеоматериалы с
Великой Победы
выступлением детей
Акция
апрель
акция
Фотоотчет по акции.
«Добро и помощь не
Заметка на сайте
терпят промедления».
учреждения.
Участие во
Всероссийских
акциях: «Письмо
ветерану», «Спасибо
деду за Победу!» ,
«Георгиевская лента",
«Согреваем
Творческий сердца
отчетветеранам»,
концерт
концерт
творческих
коллективов
Дома
коллективов
творчества:
«Низкий
поклон,
«Искры вам
творчества:
дорогие
нашиветераны!»,
яркие и
посвященный
Дню
талантливые дети».
Великой Победы

май

акции

Фотоотчет о проведенном
мероприятии.
Заметка на сайте
учреждения.

май

выставки
декоративно –
прикладного
творчества

Фото- и видеоматериалы

9.Условия реализации программы.

27

1. Помещение и оборудование.
•
класс светлый, просторный;
•
столы
•
стулья
2. Рабочий материал
•
бисер, проволока, ткань, ленты, нитки, фурнитура, крупы, зерна, природный
материал, дерево и декорирующий материал,
•
бумага, ножницы, пенопласт, гипс, акриловые краски, лак, пластилин, клей, •
канцелярские принадлежности и тетрадь для записей.
3. Наглядные пособия
•
книги, карты, карточки, журналы по рукоделию;
•
образцы изделий;
•
иллюстративный материал, мульти-медиа проекты;
•
инструкционные карты.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий высшее профессиональное образование.
10. Формы аттестации.
Форма аттестации предусматривает контроль усвоения учебного материала,
сформированный по уровням познавательного интереса (низкий, средний и высокий
уровень).
Результаты
освоения
учащимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится в форме мониторинга (вводный, по
окончании 1 модуля и итоговый) и оформляется в диагностической карте.
Формы контроля и подведение итогов работы.
Наименование Формы контроля
темы
История с. Белая
Беседа, тесты
Глина.

Сроки контроля
Во время изучения
темы

Мир бумаги.

Беседа, опрос.

Во время изучения
темы

Природный
материал.

Беседа, опрос,
кроссворд.

Во время изучения
темы

Бисероплетение

Беседа, опрос,
тест.

В начале первой
части курса

Какие знания и умения
проверяются
Проверяются знания,
полученные в начале
курса.
Знания видов
бумаги, свойств,
приемы работы с
шаблонами,
композиция.
Знания видов
растений, окраска
природного
материала, приемы
работы с ними.
Проверяются
знания техник
плетения.

28

Композиционные
Беседа,
работы из
опрос, кроссворд
ленточек
Игрушки из
Беседа, опрос.
ткани

Во время изученияЗнания видов стежков,
темы
технологические
приемы вышивки.
Во время изучения
Знания, умения и
темы
навыки,
полученные
при изучении темы.

11. Оценочные материалы.
В зависимости от конкретных условий, возрастных особенностей, интересов,
учащихся педагог может вносить в программу изменения: сокращать количество часов
по одной теме, увеличивать по другой, вносить новые темы. На занятиях воспитанники
имеют возможность выполнять различные виды работ. В конце каждого учебного года
подводятся итоги в форме выставок. Выполнять поделки из различных материалов –
это кропотливый, увлекательный и очень приятный труд. А для того чтобы дети охотно
занимались необходимо
развивать их фантазию, интерес к истории малой родины, добрые чувства, а с ними
придет ловкость и умение в работе.
Практическая работа по выявлению знаний и умений по программе. (Приложение
3)
Виды контроля
Виды
контроля

Методы

Вводный

Беседа, наблюдение.

Текущий

Опросы, тесты, викторины, кроссворды.

Итоговый

Представление
работ
коллективных работ

на

выставках,

обсуждение

Кроссворды направлены на проверку базовых и дополнительно полученных знаний
обучающихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-14.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля.
Диагностическая карта
«Мониторинг результативности обучения»
Учащегося ____________________________________________
ФИО
По программе _________________________________________
Срок обучения: 1 год (144ч.)
Планир

Критерий

Степень выраженности

На

Окончани

На конец

29

уемые
результа
ты

оцениваемого качества

Предме
1.Знание
Высокий уровень (3.б)
тный
понятийного Учащийся знает понятия и
результа
аппарата
термины, предусмотренные
т
используемо программой.
го при
Средний уровень (2.б)
реализации Учащийся владеет ½ объемом
программы знаний, предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний,
предусмотренных программой
2.Владение
Высокий уровень (3.б)
объемом
Учащийся знает понятия и
знаний,
термины, предусмотренные
предусмотре программой.
нных
Средний уровень (2.б)
программой Учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний,
предусмотренных программой.
-владеть
основными
и
составными
цветами;
-знать
значение
терминов:
краски,
палитра,
композиция,
художник,
линия,
орнамент,
симметрия,
асимметрия,
силуэт,
пятно,
рельеф,
роспись.
владеть
материалами
и
техническим

начало
обучени
я
(вводны
йсентябрь
2021г.)

Низкий
уровен
ь
(1балл)

Низкий
уровен
ь
(1балл)

е 1 модуля
(декабрь
2021г.)

1-3
баллов

1-3
баллов

обучения(о
кончание 2
модуля и
итоговый май 2022г.)

Высокий
уровень
(3 балла)

Высокий
уровень
(3 балла)

30

и приемами
оформления;
ВЫВОД:
Метапр
едметны
й
результа
т.

1.Самостоят
ельность в
подборе и
работе с
литературой

2.Самостоят
ельность в
организации
проектоисследовате
льской
деятельност
и.
- полностью
использоват
ь площадь
листа,
крупно
изображать
предметы;
-подбирать
краски
в
соответстви
и
с
настроением
рисунка;
моделироват
ь
художествен
но
выразительн
ые
формы
геометричес
ких
и
растительны
х форм;
пользоватьс
я

Низкий
уровен
ь
Высокий уровень (3.б)
Учащийся знает понятия и
термины, предусмотренные
программой.
Средний уровень (2.б)
Учащийся владеет ½ объемом
знаний, предусмотренных
программой
Низкий уровень(1.б)
Учащийся владеет менее чем ½
объемом знаний,
предусмотренных программой.

Средни
й
уровен
ь
(2
балла)

Средни
й
уровен
ь
(2
балла)

1-3
баллов

1-3
баллов

1-3
баллов

Высокий
уровень

Высокий
уровень
(3 балла)

Высокий
уровень
(3 балла

31

материалами
;
ВЫВОД:

Низкий
уровен
ь

1-3
баллов

Высокий
уровень

12. Методические материалы.
При реализации программы использованы образовательные технологии:
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения,
личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала),
- репродуктивный (воспроизводящий),
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения),
-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее
решения).
В проведении занятий используются формы коллективного творчества и
индивидуальный подход к каждому ребенку.
Теоретическая часть урока дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим усвоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической
разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные тесты и

32

кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для успешного выполнения
поставленных
учебновоспитательных задач
программой
предусмотрены следующие виды занятий: беседы об декоративно – прикладном
искусстве, истории края, села, посещение выставок-экскурсии, творческие задания,
работа с различными материалами.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес
к занятиям у всех детей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности «погружение в программу». Это самый ответственный
принцип: обучение осуществляется от первого этапа к последующему.
2. Принцип сравнений- подразумевает творческое взаимодействие взрослого и
ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
3. Принцип выбора- подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка
при решении заданной темы без ограничений.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть творческие
проекты, занятия – импровизации, занятия – праздники, занятия – эксперименты,
занятия – экскурсии.
Дидактические материалы по темам программы:
Мир бумаги.
Природный материал.
Бисероплетение.
Композиционные работы из ленточек.
Игрушки из ткани.
Алгоритм учебного занятия.
Тема:
Дата проведения
Средства обучения:
Методы обучения:
Форма проведения:
Цель занятия:
Задачи занятия:
Ход занятия:
1.
Организационная часть.
2.
Теоретическая часть
3.
Практическая часть
4.
Результативность
5.
Подведение итогов занятия.

33

Список литературы, рекомендуемый педагогам:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Гулидова О.В. Деревья из бисера.- М :Пресс книга, 2006
Дикт Д.Д. Цветы из бисера.-М.:Мартин,2003
Журналы «Бисероплетение»
Коннышева Н.М. Чудеса из бисера. - М.: АСТ - Пресс 2003
Крутик Е.А. Удивительный бисер. Забавные фигурки. - М.: Пресс книга ,2005
Уильямс М. Шелковая лента/ Перевод с англ.Н. Рейн-М.:ЭКСМО-Пресс,2002
Интернет ресурсы:

http://remprom.eletsmuseum.ru/virtualnaya-vystavka-tvorcheskaya-mozaika
Интернет-источники:
1. https: //pandia.ru/text/77/456/934. php
- особенности воспитательной работы в
системе дополнительного образования;
2. http://www.edu.ru/ Образовательный федеральный портал "Российское
образование".
3. http://www.vidod.edu.ru/ - Портал "Дополнительное образование детей".
4. http://www.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования «Эйдос»: курсы,
олимпиады, конкурсы, проекты, Интернет-журнал.
5. http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?section id=77 раздел «Сценарии»

34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическая работа по выявлению знаний и умений по программе.
1. Нарисуй радугу.
2. Что получится? Какой краски нужно больше?
+

+

=

=

+

=

3. Нарисуй цветы, используя (главные) основные цвета красок.
4. Что это? Показывается рисунок, карточка, иллюстрация, узор. (баллы 1-незн. 5не в полном объеме 10-в полном объеме).
Выявление умений по средствам наблюдения и анализа самостоятельной
работы по теме.
1. Самостоятельная работа по рисованию декоративного узора
Критерии оценки: свободное владение карандашом, линейкой, умение
составлять узор.
2. Самостоятельная работа по росписи на свободную тему.
Критерии оценки: свободная работа карандашом; правильная работа
гуашью, акрилам; умение передавать в рисунке простейшие геометрические
формы, основной цвет предметов; правильно располагать лист и размер
изображения на нем, в зависимости от размера листа; передавать
пространственное отношение и смысловую связь в рисунке.
3. Устный рассказ по теме.
Критерии оценки: умение описать схему на карточке, явление, действия;
умение выразить свое отношение.
5. Выставки.
Формы и методы контроля знаний
Способы определения результативности – тестирование, творческие задания и
результаты конкурсов.

35

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальный образовательный маршрут
«Кубанские мастера»
Пояснительная записка
Индивидуальный
образовательный
маршрут
–
это
целенаправленно
проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая
учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной
программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и
самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными
потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями учащегося, поможет
ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий и творчества.
Условия, необходимые для эффективной разработки индивидуального
образовательного маршрута:
- освоение всеми участниками педагогического процесса необходимости и
значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов
самоопределения и проверки правильного выбора профилирующего направления
дальнейшего обучения;
- осуществления педагогического сопровождения и информационной поддержки
процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося;
- активное включение учащегося в деятельность по созданию индивидуального
образовательного маршрута.
- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального
образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий для
самовыражения и самореализации одаренного ребенка в декоративно – прикладном
творчестве.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области декоративно –
прикладного творчества;
- развитие интереса учащегося к освоению современных видов декоративноприкладного творчества;
- разработка и создание собственных проектов;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными
потребностями и интересами учащегося;
- способствование развитию креативного мышления посредством создания
творческих проектов.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
- овладеть глубокими знаниями, умениями и навыками в области художественной
обработки бумаги;
- привить интерес учащегося к освоению новых техник и видов декоративноприкладного творчества;
- уметь разрабатывает собственные проекты;
- осуществлять образовательный процесс в соответствии с познавательными
потребностями;

36

- развить образное мышление посредством создания творческих проектов.
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
ФИО ребенка ____________________________________________________
В творческом объединении ______________________________________
Срок реализации ______________________ учебный год, 144 часа – 2 раза в
неделю по 2 часа, возраст учащегося _________
Данный индивидуальный образовательный маршрут направлен на выявление и
развитие творческого потенциала учащегося. ______________________ и ее(его)
родителями
было
выбрано
направление
(тема)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Цель: Формирование условий для развития индивидуальных творческих
способностей учащихся, в процессе деятельности декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- совершенствовать профессиональное мастерство;
- научить знаниям художественного дизайна;
- формировать потребность в самообразовании и дальнейшем применении
практических навыков в жизнедеятельности;
- развить личностное самообразование, активность, самостоятельность;
- создать условия для социального, профессионального самоопределения
учащегося.
Ожидаемые результаты
- знать законы композиции, основы сюжета, принципы дизайна;
- уметь создавать творческие проекты;
- уметь самостоятельно создавать авторские творческие работы и уметь их
анализировать;
- сопоставлять, сравнивать и творчески подходить к выполнению работы;
- использовать полученные знания в процессе жизнедеятельности.
№

Учебный план
Наименование разделов, Количество часов учебных
тем
занятий
Всего
Теория Практика

Форма контроля

1.
Организационно-педагогические условия реализации индивидуального
образовательного маршрута
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- Индивидуальные занятия, которые выходят за рамки дополнительной
образовательной общеразвивающей программы и рассчитаны для удовлетворения
познавательного интереса учащегося;

37

Проектная
деятельность способствует
развитию
креативности,
предприимчивости, а так же творческих способностей. При создании проекта перед
учащимся стоит задача увидеть и понять перспективу задуманного;
- Персональные выставки активизируют познавательную и творческую
деятельность учащегося, способствуют повышению уровня восприятия, вызывают
положительные эмоции.
Для реализации индивидуального образовательного маршрута необходимо:
- организация рабочего места на самостоятельную работу учащегося в
соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, контроль деятельности
учащегося, диагностика фиксирующая результаты;
- в ходе обучения заполняется карта сопровождения совместно с родителями;
- учащийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет
маршрутный лист, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на
мероприятиях.
- учащийся проводит мастер-классы, участвует в конкурсах различного уровня,
устраивает персональные выставки;
- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте
сопровождения;
- педагог фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения.
Карта индивидуального сопровождения ребёнка
___________________________________________________________________
наименование учреждения
Сведения о ребёнке
Ф.И.О.________________________________________________________________
Дата рождения _________________________________________________________
Адрес _________________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка, его интересы и увлечения
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________
Информация для контакта с родителями
Мать (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail) __________________________________
_______________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., контактный телефон, e-mail)___________________________________
_______________________________________________________________________
Другое лицо, участвующее в воспитании (степень родства, Ф.И.О., контактный телефон,
e-mail)_________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

38

Маршрутный лист обучающегося
ФИО___________________________________________________________________
Объединение____________________________________________________________
Руководитель____________________________________________________________
Ожидаемые результаты:___________________________________________________
_______________________________________________________________________
Критерии оценки ожидаемых результатов:___________________________________
_______________________________________________________________________
Индивидуальный маршрут:
№
Тема
Кол-во Сроки
Методы
Результат Подпись
часов
изучения темы
руководител
я
1.
2.
3.

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности
Полученные результаты ___________________ соответствуют (указывается в какой
степени) поставленным целям
Мне удалось ____________________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал) ______________________________________________
Я научился _____________________________________________________________
Самооценка результатов на основании критериев
№ Полученные результаты
Критерии оценки
1 критерий

2 критерий

1 критерий

1.
2.
3.
Планы на перспективу.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________
_________________________________________________________________

39

Приложение 3
Договор № б/н
о реализации дополнительной общеобразовательной программы
в сетевой форме
«30» мая 2025 г.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом
творчества Белоглинского района» в лице директора Галины Ивановны
Поздняковой,
действующего на основании Устава, осуществляющее
образовательную деятельность на основании лицензии от «29»
января 2016 г.
серия 23Л01, выданной министерством образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края, именуемое в дальнейшем «Организация № 1»
(иное наименование – МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»),
организация-партнер МБУК «Белоглинский историко – краеведческий музей», в
лице директора Натальи Александровны Мурзинцевой, действующего на
основании Устава, именуемая в дальнейшем «Организация № 2», организация –
партнер муниципальное бюджетное учреждение культуры «Белоглинская детская
поселенческая библиотека» в лице Ольги Николаевны Кудренко, именуемая в
дальнейшем «Организация № 3», а вместе в дальнейшем именуемые «Стороны»,
заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1.Общие положения
1.1
Стороны заключают настоящий договор о реализации дополнительной
общеобразовательной программы в сетевой форме по следующей направленности
– художественная.
1.2 Дополнительная общеобразовательная программа реализуются Сторонами в
сетевой форме в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам и иными нормативно-правовыми
актами.
1.3 Зачисление на обучение по дополнительной общеобразовательной программе,
реализуемой Сторонами в сетевой форме, производится в соответствии с действующим
законодательством и утвержденным порядком приема учащихся в муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества Белоглинского
района».
1.4 Стороны согласуют между собой учебный план, выделяя модули, практики,
научно-исследовательскую работу и другие виды образовательной деятельности
учащихся, для реализации их в сетевой форме.
1.5 Стороны вправе в ходе реализации настоящего договора дополнить предметы,
цель и задачи договора путем подписания дополнительного соглашения к настоящему
договору.
1.6 Реализация данного договора направлена на:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышение
качества и доступности дополнительного образования за счет интеграции и
использования ресурсов организаций-партнеров;

40

- разработку курсов и программ с возможностью использования материальнотехнических ресурсов партнера, в том числе современного, высокотехнологичного
оборудования;
- апробацию и внедрение инновационных программ дополнительного образования
детей;
- повышение уровня технологических компетенций и развитие профессионального
мастерства педагогов;
- популяризацию актуальных направленностей дополнительного образования.
2.Предмет договора.
2.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» реализует часть
дополнительной общеобразовательной программы «Кубанские мастера» в сетевой
форме в объеме – 122 часа с использованием в сетевой форме ресурсов
организаций № 2 – 10 часов, №3 – 12 часов.
2.2.
Дополнительная общеобразовательная программа разрабатывается и
утверждается совместно Сторонами.
3.Правовой статус учащихся.
3.1.
Стороны реализуют дополнительную общеобразовательную программу в
отношении учащихся, принятых в установленном законодательством порядке, а
также в рамках регламентов и правил, установленных внутренними локальными
нормативными актами на обучение по ней в МБУ ДО «Дом творчества
Белоглинского района» и являются учащимися.
3.2.
В Организации № 1 учащиеся являются учащимися. Перечень учащихся
согласуются Сторонами путем оформления приложений к настоящему договору не
позднее чем за 14 рабочих дней до начала реализации Дополнительной
общеобразовательной программы.
Общее количество учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе
составляет 12 человек.
4.Права и обязанности сторон:
4.1.
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» обязуется:
4.1.1 создавать условия для совместной разработки с МБУК «Белоглинский
историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская поселенческая
библиотека» Дополнительной общеобразовательной программы, а также учебного
плана;
4.1.2 разработать правила и порядок обеспечения академической мобильности
(сопровождение) учащихся до места проведения занятий в МБУ ДО «Дом
творчества Белоглинского района», а также назначить ответственных лиц,
обеспечивающих такое сопровождение учащихся;
4.1.3 использовать помещения, оборудование, иное имущество по договору с
муниципальным бюджетным учреждением культуры «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», МБУК «Белоглинский историко – краеведческий
музей», обеспечивать его сохранность с учетом естественного износа, а также
гарантировать целевое использование имущества в случае, если цели
предоставления имущества были указаны в дополнительном договоре о его
предоставлении в пользование;
4.1.4 информировать Организации №2,3 об изменении состава учащихся в
течение срока действия договора;

41

4.1.5 разработать порядок текущего контроля качества освоения программного
материала, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по разработанной
совместной Дополнительной общеобразовательной программе в рамках сетевого
взаимодействия;
4.1.6 осуществлять оформление и выдачу документов об освоении учащимися
Дополнительной общеобразовательной программы или ее составной части.
4.2. обязуется:
4.2.1 предоставить МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» в качестве
ресурсов: учебные помещения, аудитории, залы, территории, укомплектованные
оборудованием, расположенные по адресу: с. Белая Глина, ул. Красная, 154; с.
Белая
Глина,
ул.
Красная,95
для
реализации
Дополнительной
общеобразовательной программы на основании учебного плана и расписания;
4.2.2 обеспечивать должный уровень качества образовательного процесса в
рамках
совместно-разработанной
Дополнительной
общеобразовательной
программы и учебных планов, в том числе методическую поддержку педагогам
МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района»;
4.2.3 оказывает содействие в организации промежуточной и итоговой аттестации
учащихся по Дополнительной общеобразовательной программе или ее составной
части (модуля), в соответствии с календарным учебным графиком направляет
справку о результатах промежуточной аттестации учащихся (защиты творческого
проекта и др.), включающую ведомости диагностики, на основании которых
Стороны
осуществляют
зачет
результатов
освоения
Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.2.4 осуществляет иные действия, не противоречащие целям заключения
настоящего договора.
4.3. Стороны совместно:
4.3.1 разрабатывают Дополнительную общеобразовательную программу;
4.3.2 утверждают расписание занятий.
4.3.3 реализуют часть /части Дополнительной общеобразовательной программы
(модуль) образовательной программы, указанной в настоящем Договоре;
4.3.4обеспечивают доступ учащихся к основным сведениям об организациях:
Уставам, лицензиям на осуществление образовательной деятельности,
свидетельствам о государственной аккредитации, другим документам,
регламентирующим организацию и осуществление образовательной деятельности,
права
и
обязанности
учащихся
при
реализации
Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.3.5 создают учащимся необходимые условия для освоения Дополнительной
общеобразовательной программы;
4.3.6 проявляют уважение к личности учащихся, не допускают физического и
психологического насилия;
4.3.7 во время реализации Дополнительной общеобразовательной программы
несут ответственность за жизнь и здоровье учащихся.
5.Финансовое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы,
реализуемой в сетевой форме.
5.1.Заключение настоящего Договора не влечет возникновение финансовых
обязательств Сторон; обязательства имущественного характера, связанные с

42

реализацией настоящего Договора, принимаются и реализуются Сторонами в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Стороны
могут
привлекать
для
реализации
Дополнительной
общеобразовательной программы иные финансовые средства за счет
внебюджетных источников, в том числе средств физических и юридических лиц.
5.3. Стороны разрабатывают систему стимулирования труда работников на
основе Уставов МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района», МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», для осуществления образовательной деятельности при
реализации дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме.
6.Условия и порядок.
6.1. МБУ ДО «Дом творчества Белоглинского района» при реализации
Дополнительной общеобразовательной программы используются ресурсы МБУК
«Белоглинский историко – краеведческий музей», МБУК «Белоглинская детская
поселенческая библиотека», указанные в пункте 4.2.1 настоящего договора.
6.2. При
реализации
Дополнительной
общеобразовательной
программы
предусмотренные пунктом 4.2.1. настоящего Договора ресурсы используются для
обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего
требованиям, установленным федеральными нормативными документами.
7.
Срок действия Договора.
7.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
7.2. Реализация Дополнительной общеобразовательной программы по настоящему
Договору начинается с момента заключения настоящего договора.
7.3. Завершение действия договора наступает после завершения реализации
Дополнительной
общеобразовательной
программы,
исполнения
сторонами
обязательств по настоящему договору и подписания Сторонами актов о выполнении
настоящего договора.
8.Ответственность Сторон.
8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны
несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное
неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является
следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств):
- стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций,
ограничительных
и
запретительных
актов
государственных
органов,
непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные
обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить
чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от
воли Сторон.
8.3.О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для
которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему
Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме,
приложив соответствующие подтверждающие документы.
8.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств в срок исполнения
обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого
будут действовать такие обстоятельства и их последствия.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».