мазилки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ
ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА"
DN: cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА
БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА", sn=Позднякова, givenName=Галина
Ивановна, email=ivan_123@mail.ru,
1.2.643.3.131.1.1=120C323332363030393338333031,
1.2.643.100.4=120A32333236303036363530,
1.2.643.100.3=120B3037303137343836383536,
1.2.643.100.1=120D31303232333033353030353831,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "ДОМ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОГЛИНСКОГО РАЙОНА",
title=Директор, l=Белая Глина, street=Красная, 106-а,
st=Краснодарский край, c=RU
Дата: 2022.10.18 15:26:47 +03'00'

Содержание программы:
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Содержание программы.
1.4.Планируемые результаты.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3 Формы аттестации.
2.4 Оценочные материалы.
2.5 Методические материалы.
2.6 Список литературы.

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы.
Введение.
Тот, кто рисует, получает
в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит».
И.Дистервег.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то,
что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый
вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Надо принимать всех
детей так, будто они потенциальные художники. В этих условиях одаренные
скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого
воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.
Я хочу, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием.
Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для
формирования полноценной личности, способной к самоопределению и
саморазвитию, сегодня трудно переоценить. Именно способность к творчеству делает
ребенка строителем будущего, а раскрытие его творческого потенциала позволяет
человеку и человечеству в целом выполнять свою «космическую» миссию, что и
является одной из важнейших задач воспитания. «Чтобы помочь ребенку развить
дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит, руку, которая
слушается и душу, которая чувствует» (М.Монтессори).
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей
является художественно – творческая деятельность.
Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация,
конструирование) – очень
интересна для ребенка – дошкольника, так как
удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной
деятельности в частности; в необходимости отражения полученных впечатлений от
окружающей жизни, потребности отражения и выражения своего отношения к
увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления
ребенка данного возраста.
1.1.Пояснительная записка.
Программа представляет собой последовательную систему формирования
эстетического отношения и художественных способностей детей 4–6 лет в
изобразительной деятельности (рисовании) и отражает содержательный минимум и
требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам дошкольников в
рисовании. Она разработана на основе программы художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Предназначена для детей 4-6 лет, реализуется она через кружковую работу и
выставки.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее –
Приказ № 1008)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
организации режима работы образовательных организаций
образования детей».
Направленность программы - художественная.

содержанию и
дополнительного

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы
Актуальность. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют
необходимость формирования творчески активной личности, обладающей
способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения.
К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых
происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к
предвосхищению возможных изменений.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний,
никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в
кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и
коммуникативные навыки в процессе рисования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа
направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Новизна. Новизна заключается в комплексном содержании занятий. В ходе
реализации программы впервые будут применены ИКТ – технологии в процессе
ознакомления с новым материалом.
Отличительной особенностью программы «Мазилки» по рисованию является
то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография,
граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с
использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются
самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного
рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых
предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию,
творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет
детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им
интересен сам процесс выполнения работы.

Педагогическая целесообразность программы. Занятия, с использованием
многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию,
способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого
воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от
предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу
фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами
изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает
возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий
характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует
развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая
соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым
преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только
удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции,
как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.
В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих
способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых
закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в
разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической
стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое
решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.
Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение
детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов:
овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового
восприятия,
представления,
композиционных
умений
и
эмоциональнохудожественного
восприятия,
творческого
воображения,
повышению
интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке
нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности,
и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При
условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика
развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности
изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или
иной техники нетрадиционного рисования.
Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных
техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости
создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные
техники рисования могут выступать оптимальным условием развития
художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Адресат программы
Дети 4-6 летнего возраста. Наполняемость группы – 10 человек.
Уровень программ – базовый.
Объем и срок освоения программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения
Базовый уровень - количество часов на год: 72 часа
Форма обучения
Форма обучения в объединении – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность
- 72 часа (периодичность занятий 2 часа в неделю: 2 раза в неделю по 30 минут.
Режим: Занятия проводятся по 30 минут со сменой видов деятельности
(разминки и физминутки). Каждое занятие состоит из многофункциональных
заданий, позволяющих решать несколько задач.
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации деятельности обучающихся – групповая (фронтальная).
Типы занятий – комбинированные, теоретические, практические, игровые.
Методы и приёмы:
1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций,
работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки
необходимых навыков.
2.Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная
инструкция.
3. Практический: рисование карандашами, красками и кистью с применением
нетрадиционных техник.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности
разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы,
придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует
познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым
техникам изображения.
2 этап «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков
с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей,
формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному
педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития
интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве,
формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию,
экспериментировать с разными техниками и материалами.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной
деятельности (рисовании).
Задачи:
Предметные:
- расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными
художественными материалами и инструментами.
Личностные:
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через
занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру
творческой личности (самовыражение ребёнка);
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности.
Метапредметные:
- развивать художественно – творческие способности детей;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на
основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство
композиции и колорита.
1.3.Содержание программы.
Учебный план
-

№

Наименование
разделов, тем

1.
2.

Волшебная капелька
Знакомство с чудо помощниками
Творим без кисточки
Разные краски
Мы художники
Неваляшка
Укрась платочек
Укрась вазу для цветов
Подсолнухи
Осеннее дерево
Берёза в золотом
наряде
«Листик, листик
вырезной, солнышком
окрашенный...»
Осенний пейзаж
Петушок
Укрась вазу для цветов
Ёжики
Яблоневый сад осенью
Паутина
Мои игрушки
Рыбка
Рыбки в аквариуме
Укрась платочек
ромашками
Поможем овечке
согреться
Узор из ягод и веток

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Количество часов учебных
занятий
Всего Теория Практика

Форма аттестации,
контроля

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

Опрос, готовая
работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1

-

1

готовая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
-

0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1

-

1

готовая работа

1

-

1

готовая работа

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.

рябины
Ёжик в ельнике
«Кружатся снежинки в
воздухе морозном...»
Первый снег
Снеговик
Большие и маленькие
ели
Витражи для окошек в
избушке ЗимушкиЗимы
Ёлочка пушистая,
нарядная
Дед Мороз
Красивая шубка для
Снегурочки
Снегири на ветках
Следы зверей на снегу
Усатый –полосатый
На что похоже?
Снежинка – балеринка
Подводное царство
Разноцветное небо
Совушка - сова
Пушистый зайка
Сказочный домик теремок
Волшебная бумага
Есть такие мальчики
Летят самолёты
Мой папа — … (повар,
строитель, инженер)
Портрет моей мамы
Мимоза для мамы
Кружевные шляпы
Сарафанчик для
матрёшки
Маленький гномик
Весёлое солнышко
Жар-птица
Моя любимая сказка
Березы весной
Домашние животные
Лети, ракета, к звёздам!
Космические дали
Мы волшебники
Яблоня цветёт
«Уж верба вся

1
1

-

1
1

готовая работа
готовая работа

1
1
1

-

1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа

1

0,5

0,5

готовая работа

1

-

1

готовая работа

1
1

-

1
1

готовая работа
готовая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1
1
1
1

0,5

1
1
1
0,5

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1
1
1
1

0,5
-

0,5
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

72.

пушистая...»
Пасхальное яйцо
Обои в моей комнате
Салют
Чебурашка
Нарисуй свое любимое
животное
Весенний букет
Анютины глазки
Радуга-дуга
«Пушистые
одуванчики, белые
сарафанчики...»
Вот и лето пришло
Итого:

1
1
1
1
1

-

1
1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1
1
1
1

-

1
1
1
1

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

1
72

3

1
69

готовая работа

Сентябрь
1. Игра-беседа «Волшебная капелька»
Цель: познакомить детей с возможностями воды, краски, бумаги.
2. Игра: «Знакомство с чудо - помощниками».
Техника: экспериментирование с материалами для рисования.
Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
3. Игра – экспериментирование «Творим без кисточки».
Техника: рисуем ладошками, рисуем пальчиками (игры – рисунки)
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, ладошками. Воспитывать аккуратность.
4. Тема: «Разные краски»
Техника: Опытническая работа с различным иллюстративным материалом .
Цель: познакомить детей с возможностями различных материалов для рисования с
водой.
5. Тема: «Мы художники»
Техника: Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами.
Цель: Познакомить с техникой тонирования бумаги для создания фона.
6. Тема: «Неваляшка»
Техника: Печать пуговицами по трафарету
Цель: Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы.
7. Тема: «Укрась платочек».
Техника: оттиск пробками, рисование пальчиками.
Цель: учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование
пальчиками. Развивать чувство композиции и ритма.
8. Тема: «Укрась вазу для цветов».
Техника: пластилинография
Цель: закрепить умения составлять простые узоры, используя технику
пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление
цветов из пластилина. Развивать чувство композиции.
Октябрь

1. Тема: «Подсолнухи»
Техника: рисование пальчиками.
Цель: упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью.
Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Развивать чувство композиции.
2. Тема: «Осеннее дерево».
Техника: оттиск печатками из ластика.
Цель: познакомить с приёмами печати печатками.
3. Тема: «Берёза в золотом наряде»
Техника: Рисование пейзажа полусухой жесткой кистью.
Цель: Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой
гаммы в соответствии с настроением и временем года.
4. Тема: «Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...»
Техника: Использование шаблона кленового листа.
Цель: Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за
контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма
вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.
5. Тема: «Осенний пейзаж»
Техника: Использование техники тычкования для рисования осенней листвы.
Цель: Закреплять представления о приметах осени. Формировать умение
композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше».
6. Тема: «Петушок»
Техника: печатание осенними листочками.
Цель: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий
интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.
7. Тема: «Укрась вазу для цветов».
Техника: пластилинография
Цель: закрепить умения составлять простые узоры, используя технику
пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком,
изготовление цветов из пластилина. Развивать чувство композиции.
8. Тема: «Ёжики».
Техника: тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.
Цель: закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»,
«печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без
предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение
подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
Ноябрь
1. Тема: «Яблоневый сад осенью»
Техника: Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография».
Цель: Закрепление представлений о пейзаже. Выбор средств для изображения
пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь).
2. Тема: «Паутина»
Техника: Рисование окрашенным шариком.
Цель: Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение,
творчество.
3. Тема: «Мои игрушки»
Техника: оттиск пробками, печатками, рисование пальчиками.
Цель: упражнять в рисовании предметов округлой формы (неваляшка, мяч).
Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.
4. Тема: «Рыбка».

Техника: рисование ватными палочками.
Цель: упражнять в рисовании ватными палочками.
5. Тема: «Рыбки в аквариуме».
Техника: восковые мелки и акварель.
Цель: упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой
сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами
акварелью. Развивать цветовосприятие.
6. Тема: «Укрась платочек ромашками»
Техника: использовать приемы примакивания.
Цель: Учить: составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину ; рисования
концом кисти(точки); рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие, чувство
симметрии, чувство композиции.
7. Тема: «Поможем овечке согреться»
Техника: рисование карандашами круговыми движениями.
Цель: Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего
вида животных. Упражнять в передаче фактуры пушистой кудрявой шерсти овечки.
8. Тема: «Узор из ягод и веток рябины»
Техника: оттиск губкой, печатками и ватными палочками.
Цель: Создание растительного узора: рисование ягод губкой, последующая
прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией).
Декабрь
1. Тема: «Ёжик в ельнике»
Техника: рисование карандашом – короткими штрихами и зигзагообразными.
Цель: Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими
отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов.
Учитывать пропорцию между предметами.
2. Тема: «Кружатся снежинки в воздухе морозном...»
Техника: рисование тонким концом кисти.
Цель: Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в
соответствии с данной формой; придумывать детали узора по своему желанию.
Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность.
Развивать образные представления, воображение. Вызывать радость от создания
тонкого, изящного рисунка.
3. Тема: «Первый снег».
Техника: Оттиск печатками из салфетки
Цель: закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок
с помощь. Печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.
4. Тема: «Снеговик»
Техника: комкание бумаги (скатывание).
Цель: закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (ёлочка,
метла, заборчик) Развивать чувство композиции.
5. Тема: «Большие и маленькие ели»
Техника: рисование кистью и зеленой краской разного оттенка.
Цель: Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение
близких и дальних деревьев ниже и выше по листу.) Учить передавать различные по
высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели
темнее, молодые-светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
6. Тема: «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы»

Техника: Техника выполнения витражей.
Цель: Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
7. Тема: ««Ёлочка пушистая, нарядная».
Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками
Цель: Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.
Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать
у детей умение работать индивидуально.
8. Тема: «Дед Мороз»
Техника: Гуашь + соль
Цель: Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по
мокрой краске для создания объемности изображения.
Январь
1. Тема: «Красивая шубка для Снегурочки»
Техника: рисование кистью и ватными палочками.
Цель: Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в
тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для
изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки).
2. Тема: «Снегири на ветках»
Техника: тычок жесткой полусухой кистью
Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить рисовать снегирей.
Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и
заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе
взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир.
3. Тема: «Следы зверей на снегу»
Техника: штампы.
Цель: Закрепить умение рисовать штампами. Учить детей передавать силуэт следа
животных; поощрять творческие находки и стремление детей к самостоятельному
решению образа.
4. Тема: «Усатый –полосатый»
Техника: рисование штрихов цветными карандашами.
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение
изображать животных, используя навыки рисования карандашами. Развивать
образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения.
Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.
5. Тема: «На что похоже?»
Техники: Техника монотипии
Цель: Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать
интерес к рисованию.
6. Тема: «Снежинка – балеринка».
Техника: тампонирование по трафарету, набрызг.
Цель: Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с
техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений.
7. Тема: «Подводное царство».
Техника: мыльные пузырьки.
Цель: познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями,
продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и
величину. Развивать чувство композиции.
8. Тема: «Разноцветное небо»

Техника: рисование «по-сырому».
Цель: Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета,
формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы.
Февраль
1. Тема: «Совушка - сова».
Техники: пластилинография.
Цель: Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур
совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче
выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону,
вверх, вниз.
2. Тема: «Пушистый зайка»
Техника: тычкование полусухой жёсткой кистью.
Цель: Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных
представлений в изодеятельности. Передача в рисунке характерных особенностей
животного. Упражнять в передаче фактуры пушистой шёрстки зайчика тычкованием
полусухой жёсткой кистью.
3. Тема: «Сказочный домик - теремок»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды
окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от
окружающей жизни. Вызывать у детей желание рассматривать свои рисунки,
выражать свое отношение к ним.
4. Тема: «Волшебная бумага» (зеркало)
Техника: «гравирование» или «чеканка».
Цель: Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания
рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала.
Развитие чувства ритма, эстетического вкуса.
5. Тема: «Есть такие мальчики»
Техника: рисование карандашами.
Цель: Учить детей простым карандашом рисовать веселое и грустное лицо. Учить
анализировать и понимать содержание стихотворения, Воспитывать
доброжелательное отношение к окружающим. Учить выражать и описывать свои
чувства.
6. Тема: «Летят самолёты»
Техника: рисование красками.
Цель: Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Учить передавать форму
самолёта, упражнять в работе с палитрой (получение светло-серого «стального»
оттенка); закреплять технику тампонирования губкой (облака в небе).
7. Тема: «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.
8. Тема: «Портрет моей мамы»
Техника: рисование карандашами.
Цель: Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить
отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки
рисования восковыми мелками.
Март
1. Тема: «Мимоза для мамы».
Техники: рисование бумажными салфетками.

Цель: упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.
2. Тема: «Кружевные шляпы»
Техника: рисование фломастерами и гелевыми ручками. рисовании «по-сырому»,
Цель: Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить
передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с
лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелевыми
ручками.
3. Тема: «Сарафанчик для матрёшки»
Техника: оттиск пробкой, рисование ватными палочками.
Цель: Украшение силуэта матрёшки узором по мотивам дымковской росписи (круги,
точки, пересекающиеся, волнистые линии), используя нетрадиционные техники:
оттиск пробкой, рисование ватными палочками.
4. Тема: «Маленький гномик»
Техника: рисование красками и кистью.
Цель: Учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного
гномика, составляя изображения из простых частей: крупная головка, конусообразная
рубашка, треугольный колпачке, прямые руки, соблюдая при этом в упрощённом
виде соотношения по величине. Закреплять умения рисовать красками и кистью.
5. Тема: «Весёлое солнышко»
Техники: рисование ладошками.
Цель: закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки
коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке.
6. Тема: «Жар-птица»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее
красочность и необычность, отличие от существующих.
7. Тема: «Моя любимая сказка»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка;
изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.
8. Тема: « Березы весной»
Техника: Рисование тычком.
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Вызвать
эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Воспитывать
уважение к труду; развивать творчество. Продолжать знакомить с полезными
продуктами питания.
Апрель
1. Тема: «Домашние животные»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в
деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду
обитания (домик, трава, квартира).
2. Тема: «Лети, ракета, к звёздам!»
Техника: печать по трафарету.
Цель: Передача образа космического пространства в технике печати по трафарету
(звезды в космосе); рисование ракеты кистью.
3. Тема: «Космические дали»
Техника: Освоение техники коллаж. Продолжить осваивать набрызг.

Цель: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг.
Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники и
техники коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе
бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное.
Вызывать эмоциональное отношение к образу.
4. Тема: «Мы волшебники».
Техника: Пейзаж в технике выдувания.
Цель: познакомить с техникой выдувания рисунка, развивать воображение, желание
дорисовать полученный образ. Развивать чувство композиции.
5. Тема: «Яблоня цветёт»
Техника: Пластилинография
Цель: Учить передавать красоту цветущего дерева с помощью пластилина.
Учить располагать изображение по всему листу. Развивать эстетическое восприятие,
образные представления.
6. Тема: «Уж верба вся пушистая...»
Техника: рисование «по-сырому».
Цель: Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с
гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы
с мохнатыми почками. Рассказать почему верба является символом Пасхи, пополнить
знания о празднике.
7. Тема: «Пасхальное яйцо»
Техника: рисование ватными палочками и красками.
Цель: Учить украшать изображение яйца с помощью ватных палочек и цветного клея.
8. Тема: «Обои в моей комнате»
Техника: Оттиск печатками + поролон
Цель: Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования.
Закрепить умение составлять простые узоры.
Май
1. Тема: « Салют»
Техника: Рисование мыльными пузырями
Цель: Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить
аккуратно пользоваться пузырями , недостающие детали дорисовывают по своему
усмотрению.
2. Тема: «Чебурашка»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: Учить создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму
тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым
карандашом(сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение
аккуратно закрашивать изображения (не выходя ха контур, равномерно, без просветов,
накладывая штрихи в одном направлении:свеху вниз, или слева направо, или по косой
неотрывным движением руки).
3. Тема: «Нарисуй свое любимое животное»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: развивать детское изобразительное творчество, представление о выразительных
возможностях выбранного мате риала, выразительно передавать в рисунке образы
животных; выбирать материал для рисования по своему желанию; рассказывать о своих
рисунках и рисунках товарищей. Закреплять технические навыки и умения в рисовании.
4. Тема: «Весенний букет»
Техника: рисование карандашами и красками.

Цель: Учить детей создавать декоративную композицию в определенной цветовой
гамме. Закреплять знания теплых тонов. Развивать композиционные умения;
закреплять плавные не отрывные движения руки при работе кистью.
5. Тема: «Анютины глазки»
Техника: рисование карандашами и красками.
Цель: Познакомить с нетрадиционной художественной техникой – рисование
воздушными шариками.
Развивать воображение, мышление, память. Вызвать у детей творческий интерес,
эмоциональную отзывчивость, желание творить. Закреплять и обогащать знания о
времени года – весне, развивать фантазию и творчество.
6. Тема: «Радуга-дуга»
Техника: смешивание красок путем сливания.
Цель: Упражнять детей в технике рисования по-сырому: изображение радуги.
Закреплять представление о 7 цветах спектра. Дополнение рисунка деталями
(солнышком, облачками...), дорисовывая их восковыми мелками, цветными
карандашами, фломастерами на просохшей бумаге.
7. Тема: «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики...»
Техника: Рисование тычком.
Цель: Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных
изотехник : набрызг по трафарету (пушистые шарики семян), рисование ватными
палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью (зубчатые листья
цветов, травяная лужайка и т. п.).
8. Тема: «Вот и лето пришло»
Техника: по выбору детей.
Цель: Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес
к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства,
усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
1.4.Планируемые результаты.
Предметные:
- имеет представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- знает приемы нетрадиционных техник рисования и способы изображения с
использованием различных материалов;
- изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета
аккуратного закрашивания, использования разных материалов
Личностные:
- проявляет творчество, самостоятельно выбирает тему изображения, дополняет
заданную, самостоятельно получает результат.
Метапредметные:
- развивать художественно – творческие способности детей;
- передает в рисунках некоторое сходство с реальными объектами, обогащает образ
выразительными деталями, цветом, расположением;
умеет создавать яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования
декоративных элементов в рисовании.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график.
Дата
п/
п

план

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

03.09
05.09
10.09

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

15.10

12.09
17.09
19.09
24.09
26.09
01.10
03.10
08.10
10.10

17.10
22.10
24.10
29,10
31.10
07.11
12.11
14.11
19.11

факт

Тема занятия

Волшебная капелька
Знакомство с чудо - помощниками
Творим без кисточки
Разные краски
Мы художники
Неваляшка
Укрась платочек
Укрась вазу для цветов
Подсолнухи
Осеннее дерево
Берёза в золотом наряде
«Листик, листик вырезной, солнышком
окрашенный...»
Осенний пейзаж
Петушок
Укрась вазу для цветов
Ёжики
Яблоневый сад осенью
Паутина
Мои игрушки
Рыбка
Рыбки в аквариуме
Укрась платочек ромашками

Кол-во
часов,
продолжительность
занятия

Время
проведения
заняти
я

Форма
занятия

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25

фронтальная

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25

фронтальная

фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная

фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная

Место
проведения

Форма конт-роля

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

Опрос, готовая
работа

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

23.
24.
25.
26.

21.11

27.
28.
29.
30.

05.12

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

19.12

48.
49.
50.
51.

27.02

26.11
28.11
03.12

10.12
12.12
17.12

24.12

26.12
09.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01
04.02
06.02

11.02
13.02
18.02
20.02
25.02

04.03
06.03
11.03

Поможем овечке согреться
Узор из ягод и веток рябины
Ёжик в ельнике
«Кружатся снежинки в воздухе
морозном...»
Первый снег
Снеговик
Большие и маленькие ели
Витражи для окошек в избушке ЗимушкиЗимы
Ёлочка пушистая, нарядная
Дед Мороз
Красивая шубка для Снегурочки
Снегири на ветках
Следы зверей на снегу
Усатый –полосатый
На что похоже?
Снежинка – балеринка
Подводное царство
Разноцветное небо
Совушка - сова
Пушистый зайка
Сказочный домик - теремок
Волшебная бумага
Есть такие мальчики
Летят самолёты
Мой папа — … (повар, строитель,
инженер)
Портрет моей мамы
Мимоза для мамы
Кружевные шляпы
Сарафанчик для матрёшки

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25

фронтальная

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25

фронтальная

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25

фронтальная

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25

17.25

фронтальная
фронтальная
фронтальная

фронтальная
фронтальная
фронтальная

фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.

13.03

72.

27.05

18.03
20.03
25.03
27.03
01.04
03.04
08.04
10.04
15.04
17.04

22.04
24.04
29.04
06.05
08.05
13.05
15.05
20.05
22.05

Маленький гномик
Весёлое солнышко
Жар-птица
Моя любимая сказка
Березы весной
Домашние животные
Лети, ракета, к звёздам!
Космические дали
Мы волшебники
Яблоня цветёт
«Уж верба вся пушистая...»
Пасхальное яйцо
Обои в моей комнате
Салют
Чебурашка
Нарисуй свое любимое животное
Весенний букет
Анютины глазки
Радуга-дуга
«Пушистые одуванчики, белые
сарафанчики...»
Вот и лето пришло

1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин
1 , 30мин

17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25
17.25

1 , 30мин

17.25

17.25

фронтальная

ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2
ДТ каб2

готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа
готовая работа

фронтальная

ДТ каб2

готовая работа

фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная
фронтальная

2.2. Условия реализации программы.
Для
успешной
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий с хорошим освещением (естественным и электрическим
светом), оборудованное необходимой мебелью (стульями для учащихся и столом и
стулом для педагога;
- необходимо наличие всех необходимых расходных материалов для детей.
Информационное обеспечение:
- специальные современные технические средства обучения (компьютер, монитор,
флеш-карты, презентации,
специализированная литература, наглядные пособия,
пооперационные карты, поделки-образцы).
2.3 Формы аттестации.
Формой подведения итогов в реализации данной дополнительной образовательной
программы могут быть: мероприятия по определенной теме, постановка сказок на новый
лад, игры, загадки, лото, конкурсы рисунков, фотоконкурсы.
2.4 Оценочные материалы.
Механизм оценки результатов освоения программы:
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
2.5 Методические материалы.
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки,
свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни
для процарапывания; коктейльные трубочки; салфетки; природный и бросовый
материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски;
дидактические игры, педагогические эскизы.
Методическое обеспечение:
1. Инструкция по работе с инструментами.
2. Пособия для групповой и индивидуальной работы.
3. Таблицы. Карточки для словарной работы.
4. Аудио- и видеозаписи.
5. Набор игрушек.
6. Геометрические фигуры.
7. Дидактические настольные игры. Комплекты «Лего».
8. Книги-раскраски.

2.6 Список литературы.
Список литературы, рекомендуемый для педагога:
Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 37лет.
Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7
лет «Цветные ладошки
Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе
художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и
художественного развития
Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва,
Просвещение, 1992
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
Т.А.Цквитария "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».